Хокер Сиддели P.1154
П.1154 | |
---|---|
Общая информация | |
Тип | V/STOL combat aircraft |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Сиддели |
Статус | Отменено, 1965 г. |
Основные пользователи | Королевские ВВС (предполагается) Королевский флот (предполагается) |
История | |
Разработано на основе | Хоукер Сиддели P.1127 |
Hawker Siddeley P.1154 — планируемый сверхзвуковой с вертикальным/коротким взлетом и посадкой истребитель (V/STOL), разработанный компанией Hawker Siddeley Aviation (HSA).
Первоначально разработка началась под P.1150, который, по сути, представлял собой более крупную и быструю версию базовой компоновки и технологии, разрабатываемую меньшим дозвуковым самолетом Hawker Siddeley P.1127/Kestrel . Ключевым отличием этой конструкции было добавление камеры сгорания , по сути напоминающей форсажную камеру , в двигателях, используемых во время висения, что значительно увеличивало их тягу.
Выпуск «Основных военных требований НАТО 3» для ударных истребителей вертикального взлета и посадки привел к широкому участию промышленности. Хоукер посчитал, что P.1150 не соответствует требованиям, поэтому он был расширен до P.1150/3, а затем переименован в P.1154. Этот самолет, способный развивать скорость 2 Маха , стал техническим победителем из одиннадцати заявок на NBMR-3, а Dassault Mirage IIIV был выбран в качестве второго проекта. Политическая борьба между двумя группами и их различными сторонниками, а также постоянное изменение стратегической обстановки не привели к тому, что ни один из проектов не был запущен в производство.
Тем временем компания Hawker Siddeley рассматривала возможность модификации планера для совместной спецификации самолета ВВС Великобритании и Королевского флота. Между 1961 и 1965 годами две службы гармонизировали свои спецификации, чтобы сохранить общность дизайна. Однако желаемая конфигурация Королевских ВВС должна была иметь приоритет над конфигурацией Королевского флота. Был представлен ряд предложений; на каком-то этапе Твин- Спея рассматривался проект , но затем он был отклонен. После прихода к власти лейбористского правительства проект был отменен в 1965 году. Королевский флот приобрел McDonnell Douglas F-4 Phantom II , в то время как Королевские ВВС продолжали способствовать разработке P.1127 (RAF), что привело к успешному проекту. Харриеров Семья .
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В конце 1950-х годов компания Hawker Siddeley Aviation (HSA) стремилась разработать новое поколение боевых самолетов, способных развивать сверхзвуковые скорости. К сожалению, несмотря на неоднократные попытки возобновить программу, находящийся в разработке истребитель Hawker P.1121 в конечном итоге остался незавершенным, главным образом из-за отсутствия политической поддержки разработки после публикации Белой книги обороны 1957 года министром обороны Дунканом. Сэндис . [ 1 ] Признавая необходимость незамедлительно начать работу над еще одной программой разработки, главный авиаконструктор HSA сэр Сидни Камм , который регулярно обсуждал с сэром Стэнли Хукером из Bristol Aero Engines , решил, что компании следует изучить перспективы разработки и производства жизнеспособного боевого самолета. - с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). Истребитель [ 2 ]
Bristol Aero Engines и Hooker уже работали над проектом по производству подходящего двигателя вертикального взлета и посадки; этот двигатель объединил основные элементы Olympus и Orpheus реактивных двигателей для создания управляемой веерной струи . [ 3 ] В проектируемой струе вентилятора использовались вращающиеся холодные форсунки, расположенные по обе стороны от компрессора, а также вращающиеся «горячие» струи, направляемые через раздвоенную выхлопную трубу. [ 4 ] Поскольку подходящий двигатель уже был разработан, Камм и его команда из HSA приступили к разработке первого самолета вертикального взлета и посадки компании, получившего обозначение Hawker Siddeley P.1127 . [ 2 ] P.1127 задумывался как дозвуковой ударный самолет с возможностью вертикального взлета и посадки, а также служил для демонстрации и подтверждения возможностей базовой конфигурации самолета, а также для проверки характеристик двигателя Rolls-Royce Pegasus , который его приводил в действие. [ 4 ]
предоставила финансовую поддержку Хотя программа НАТО по взаимному развитию вооружений для поддержки разработки двигателя Pegasus, британское правительство не предоставило финансирования. [ 2 ] Хотя HSA решила продолжить работу над P.1127 как частное предприятие, в штабе ВВС возникли разногласия по поводу того, какие требования следует предъявлять к будущему самолету вертикального взлета и посадки Королевских ВВС; некоторые офицеры, такие как начальник штаба авиации сэр Томас Пайк , выступали за простоту, в то время как другие, такие как отдел эксплуатационных требований Королевских ВВС, стремились к различным требованиям к характеристикам такого самолета, особенно к способности совершать сверхзвуковые полеты. [ 5 ] HSA также интересовалась перспективами и возможностью более сложной разработки P.1127, зная, что сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки, вероятно, будет более привлекательным для клиентов, поскольку в то время существовало общее мнение, что сверхзвуковые самолеты имеют значительно большую ценность. ценностью, чем их дозвуковые аналоги. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Следовательно, 13 апреля 1961 года HSA решила провести предварительные работы над сверхзвуковой модификацией P.1127 под руководством Ральфа Хупера. [ 7 ] В результате появилась новая конструкция, получившая обозначение P.1150 , которая была на 50% больше, чем предыдущая P.1127; было предложено использовать новую функцию, повышающую производительность, в виде камеры сгорания (PCB) - аналогично камере дожигания, но действующей только на перепускной воздух, выходящий через передние сопла. [ 7 ] [ 8 ] Предложение P.1150 во многом напоминало своего предшественника P.1127, несмотря на внесенные серьезные изменения, включая пересмотренный фюзеляж, использование более тонкого крыла и усовершенствованную версию двигателя Pegasus. [ 6 ] Двигатель Bristol Siddeley BS100 оснащался аналогичной компоновкой из четырех поворотных выхлопных сопел, передние сопла которых должны были быть оснащены печатной платой. [ 7 ] [ 9 ] По словам авиационного автора Дерека Вуда, P.1150 должен был развивать скорость 1,3 Маха . [ 10 ]
Требования НАТО
[ редактировать ]В августе 1961 года НАТО выпустила обновленную версию своих требований к ударным истребителям вертикального взлета и посадки, Базовые военные требования НАТО 3 ( NBMR-3 ). [ 11 ] Технические характеристики предусматривали создание сверхзвукового ударного истребителя V/STOL с боевым радиусом 460 километров (250 морских миль). Крейсерская скорость должна была составлять 0,92 Маха, а приборная – 1,5 Маха. [ 12 ] Самолет с полезной нагрузкой 910 кг (2000 фунтов) должен был быть в состоянии преодолеть 15-метровое (50 футов) препятствие после разбега на 150 метров (500 футов). [ 7 ] [ 13 ] Победа в этом соревновании в то время считалась очень важной, поскольку казалось, что это потенциально «первый настоящий боевой самолет НАТО». [ 12 ] Однако из-за изменений, внесенных в требования, P.1150 был признан малогабаритным и, следовательно, неудовлетворительным, что привело к необходимости изменения конструкции. Вуд считает решение не сохранять первоначальную конструкцию P.1150 «серьезной неудачей… это обеспечило бы первоклассный базовый тип». [ 12 ]
HSA заключила соглашение с немецкой авиастроительной компанией Focke-Wulf о сотрудничестве в совместном исследовании, в котором изучался вопрос оснащения P.1150 двумя дополнительными подъемными двигателями. [ 12 ] Однако в октябре 1961 года Западная Германия решила полностью выйти из программы. Это был удар, который непосредственно почувствовали не только HSA и команда разработчиков, но и британское министерство авиации, которое также стремилось сотрудничать со своими западногерманскими коллегами в разработке самолетов вертикального взлета и посадки. [ 12 ] Между тем, дальнейшие исследования подтвердили опасения, что P.1150 будет слишком мал, чтобы соответствовать требованиям заказчика, поэтому Камм начал работу над увеличенной производной конструкцией. В связи с модернизацией HSA Бристоль работал над увеличением исходного двигателя с печатной платой и увеличением тепла выхлопных газов, чтобы увеличить тягу до 146,8 кН (30 000 фунтов силы). [ 8 ] [ 14 ] [ 12 ] Теоретически он мог развивать скорость до 1,7–2 Маха. [ 7 ] [ 9 ]
Вскоре появилась новая, более крупная конструкция самолета, первоначально получившая обозначение P.1150/3 , затем переименованное в P.1154 . [ 13 ] В январе 1962 года HSA представила проект P.1154 в НАТО через Министерство авиации . [ 12 ] NBMR.3 также привлек десять других претендентов, среди которых был основной конкурент P.1154, Dassault Mirage IIIV . [ 12 ] Mirage IIIV был поддержан Британской авиастроительной корпорацией (BAC), а также получил одобрение нескольких членов штаба авиации. [ 15 ] [ 12 ] В мае 1962 года P.1154 стал победителем конкурса NBMR.3. [ 15 ]
В то время как P.1154 был признан технически превосходящим, Mirage приобрел более высокий уровень политической привлекательности благодаря аспектам совместной разработки и производства, предложенным в программе, которые распределяли работу по ряду стран-участниц. Как фирмы, так и национальные правительства предпринимали длительные политические маневры в попытках обеспечить выбор соответствующего проекта. [ 16 ] В конечном итоге P.1154 был выбран для соответствия NBMR-3, но это не привело к размещению заказов. [ 16 ] Впоследствии французское правительство отказалось от участия, поскольку проект Dassault проиграл. [ 15 ] [ 17 ] [ № 1 ] У НАТО не было какого-либо центрального бюджета, поскольку отдельные страны-члены фактически закупали военную технику, и выбор NBMR-3 остался без внимания всех этих стран. Таким образом, в 1965 году весь проект был свернут. [ 16 ]
Требования Королевских ВВС и Королевского флота
[ редактировать ]6 декабря 1961 года, еще до подачи проекта в НАТО, было решено, что P.1154 будет разрабатываться с учетом требований для использования как ВВС Великобритании, так и Королевским флотом. [ 19 ] Королевского флота В феврале 1962 года Адмиралтейство Королевский флот находился в процессе поиска нового самолета-перехватчика для использования на своих авианосцах . с большим интересом восприняло концепцию самолета, поскольку в то время [ 15 ] К марту 1962 года Министерство обороны открыто интересовалось возможностью принятия на вооружение P.1154 в качестве замены как флоту Hawker Hunters Королевского флота Королевских ВВС, так и de Havilland Sea Vixens . [ 12 ] Соответственно, в апреле 1962 года был выпущен первый проект новых совместных требований штаба ВМФ и авиации в форме спецификации OR356/AW406 , на которую HSA представило ответ к июню того же года. [ 12 ] После отмены требования NBMR-3 HSA сосредоточило все свое внимание на работе над этим совместным требованием. [ 16 ]
Службы стремились к другим характеристикам своих самолетов: ВВС Великобритании хотели получить одноместный истребитель с возможностью вторичного перехвата, в то время как авиация флота (FAA) искала двухместный перехватчик, способный выполнять вторичные удары на малых высотах. [ 14 ] [ 15 ] Соответственно, предложение HSA включало разработку двух различных вариантов одного и того же самолета P.1154, каждый из которых ориентирован на конкретную службу и ее заявленные требования. [ 12 ] Несмотря на финансовую и политическую приверженность совместным требованиям с Королевским флотом, одноместная конструкция Королевских ВВС имела приоритет над двухместной версией Королевского флота. Однако на самолетах RAF P.1154 придется разместить большой радар воздушного перехвата (ИИ) ВМФ. [ 15 ] [ 20 ] Когда HSA представила проект 8 августа, Королевский флот раскритиковал это предложение, которое имело тандемную компоновку ходовой части, несовместимую с операциями с катапультами ; Следовательно, конструкция трехколесной ходовой части была исследована и принята как практичная. [ 15 ] [ 21 ] Самолет должен был быть вооружен ракетой Red Top . [ 22 ]
с векторной тягой, оснащенную печатной платой, В ноябре 1962 года компания Rolls-Royce предложила конструкцию Twin- Spey в качестве альтернативы BS100. [ 16 ] Эта альтернативная конструкция двигателя была широко признана неполноценной, особенно из-за опасности, которую представляла асимметричная выходная мощность тяги в случае отказа одного двигателя; однако Rolls-Royce заявила, что их решение может быть доступно раньше, чем BS100. [ 23 ] В декабре 1962 года Бристоль осуществил первый успешный запуск двигателя Pegasus 2, оснащенного печатной платой. [ 21 ] Для выполнения вертикального взлета потребовалось использование печатной платы; однако за эту функцию пришлось бы платить значительную эрозию почвы во время эксплуатации. [ 19 ] [ 24 ]
В декабре 1962 года HSA приложила все усилия к разработке одноместного варианта для ВВС Великобритании; Вуд отмечает, что отправная точка для этого во многом аналогична подаваемым предложениям для NBMR-3. [ 21 ] 18 февраля 1963 года Джулиан Эмери , министр авиации , подтвердил, что контракт на исследование проекта заключен; 25 марта Эмери объявил, что BS100 был выбран в качестве силовой установки для P.1154. На тот момент предполагалось, что программа будет включать заказ в общей сложности 600 самолетов: 400 для Королевских ВВС и 200 для Королевского флота. [ 25 ] Однако по мере того, как HSA проводила дальнейшую работу на этапе детального проектирования программы, становилось ясно, что мнения о внутреннем оборудовании самолета существенно различаются между двумя службами. [ 25 ]
Трудность удовлетворения различающихся требований усугубилась, когда в мае 1963 года, вскоре после официального выпуска спецификации OR356/AW406, вариант наличия двух разных самолетов был отклонен; Министр обороны настоял Питер Торникрофт на разработке единого общего самолета, отвечающего требованиям обеих служб. [ 25 ] По словам Вуда, на решение Торникрофта повлияла многоцелевая программа американской компании General Dynamics F-111 , и он стремился воспроизвести эту концепцию разработки для P.1154. [ 26 ] Несмотря на заявленное предпочтение ВМС истребителя с поворотным крылом , службы согласились, что самолет будет полностью обычным, за исключением различных радиолокационных систем. [ 9 ] Однако на запросы различных производителей электроники в Министерство авиации с просьбой предоставить требования к пригодности электроники, ответа так и не было дано; такое отсутствие руководства подорвало программу в целом. [ 20 ]
Неблагосклонность и отмена
[ редактировать ]Из-за расхождения в требованиях Королевских ВВС и Королевского флота разработка самолета начала спотыкаться. В результате модификаций, направленных на удовлетворение военно-морских требований, к июлю 1963 года увеличение веса стало серьезной проблемой для самолета. [ 15 ] К этому моменту Королевский флот подверг резкой критике выбор самолета V/STOL. [ 15 ] К августу 1963 года HSA открыто выразила мнение, что ряд изменений, внесенных в самолет, подрывает его потенциал продаж на экспорт. В то же время ВМС заявили, что считают P.1154 второсортным перехватчиком, а ВВС Великобритании открыто осудили потерю ударных характеристик. [ 22 ] К октябрю 1963 года Министерство авиации было обеспокоено ходом реализации проекта и отметило, что попытка объединить ударный самолет и истребитель в одном самолете и попытка приспособить один и тот же планер для обеих служб была «необоснованной». . [ 22 ]
К октябрю 1963 года, по словам Вуда, ситуация стала критической, и некоторые официальные лица начали рассматривать альтернативные варианты, такие как обычные истребители в виде McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [ 25 ] Сообщается, что к ноябрю 1963 года ВВС все еще считали P.1154 подходящей платформой, в то время как Королевский флот, похоже, рассматривал F-4 Phantom II как более подходящий для своих нужд. В ответ HSA решила сосредоточить свои усилия на версии RAF. [ 22 ] В конце 1963 года, неудовлетворенное развитием модели «двойного обслуживания», правительство рассмотрело три альтернативных варианта программы: продолжить разработку P.1154, ориентированного на ВВС Великобритании, в то время как военно-морская версия будет отложена, продолжить разработку полная модель двойного обслуживания P.1154 с лишь ограниченными различиями между услугами или полное прекращение программы с повторной оценкой требований к услугам. [ 27 ]
В ноябре 1963 года газета Sunday Telegraph публично объявила о прекращении работы двухсервисного P.1154. Вуд считает, что стремление Торникрофта согласовать требования двух служб в одной модели и настаивание на этом видении «поставили под угрозу весь проект». [ 28 ] Примерно в этот момент Королевский флот выразил открытое предпочтение F-4 Phantom II, и вскоре Торникрофт признал, что вместо этого служба получит этот самолет и что разработка P.1154 будет продолжать отвечать требованиям Королевских ВВС. [ 29 ] 26 февраля 1964 года консервативное правительство объявило в Палате общин о заключении контракта на разработку P.1154, оснащенного двигателем BS100, в качестве ударного самолета Королевских ВВС. [ 30 ] В то же время было объявлено, что вместо этого требованиям ВМФ будут отвечать «Фантомы» с двигателями Spey. Вуд заявил, что это решение стало «началом конца для 1154, поскольку первоначальные эксплуатационные требования предусматривали совместное использование». [ 31 ]

После заявления правительства HSA продолжила работу над P.1154. К сентябрю 1964 года было проведено первое полномасштабное макетное совещание. [ 24 ] 30 октября 1964 года важной вехой в программе разработки стал первый запуск двигателя BS100; Примерно в то же время HSA получила положительные сообщения о том, что P.1154 конкурентоспособен по характеристикам другим самолетам, включая F-4 Phantom II. [ 30 ]
P.1154 в конечном итоге стал жертвой нового лейбористского правительства во главе с Гарольдом Вильсоном . В ноябре 1964 года правительство Вильсона проинформировало штаб ВВС о готовности отменить два из трех конкретных текущих проектов разработки, а именно P.1154, ударный самолет BAC TSR-2 и транспортный самолет Hawker Siddeley HS.681 V/STOL; Чтобы спасти программу TSR-2, ВВС Великобритании были удовлетворены отказом от P.1154. [ 24 ] 2 февраля 1965 года было объявлено, что производство P.1154 было прекращено по причине стоимости. На момент списания как минимум три прототипа находились на разных стадиях постройки. [ Н 2 ] После отмены вместо этого ВВС Великобритании приняли на вооружение F-4 Phantom II (по приказу RN); однако правительство также выдало контракт на продолжение работ над оригинальным дозвуковым P.1127 (RAF), что привело к созданию Harrier ; это имя изначально было зарезервировано для P.1154, если он поступит в эксплуатацию. [ 30 ] [ 24 ]
Оглядываясь назад, автор авиации Тони Баттлер посчитал отмену самолета оправданной, отметив трудоемкие и дорогостоящие неудачные попытки других стран (таких как советский/российский Як-41 и западногерманский EWR VJ 101 ) создать сверхзвуковой вертикальный взлет и посадку. самолет. [ 30 ] Все эти самолеты использовали конфигурацию с несколькими двигателями, как у Mirage IIIV, а не турбовентиляторный двигатель с одновекторной тягой, как на BS.100 и Pegasus, который имел большой успех на Harrier. Вуд описал общую ситуацию так: «От начала до конца программа P.1154 была историей задержек, министерского вмешательства и нерешительности... P.1150 теперь стал бы идеальным самолетом для крейсеров со сквозной палубой нового поколения ». [ 24 ]
Технические характеристики (P.1154 – версия RAF)
[ редактировать ]
Данные The British Fighter с 1912 года. [ 32 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 49 футов 5 дюймов (15,06 м)
- Размах крыльев: 24 фута 0 дюймов (7,32 м)
- Максимальный взлетный вес: 30 970 фунтов (14 048 кг) [ 33 ]
- Силовая установка: 1 × Bristol Siddeley BS.100/9 турбовентиляторный двигатель с камерой сгорания с векторной тягой, 33 000 фунтов силы (150 кН) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1,3 Маха на уровне моря.
- М2.0 на высоте
- Практический потолок: 49 000 футов (15 000 м) [ 33 ]
Вооружение
- Узлы подвески: 4, с возможностью перевозки комбинаций:
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Хоукер Сиддели P.1127/Пустельга
- Хокер Сиддели Харриер
- Британский аэрокосмический Харриер II
- Бритиш Аэроспейс P.125
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Mirage IIIV был отвергнут главным образом из-за его чрезмерной сложности и использования девяти двигателей по сравнению с одномоторным P.1154. [ 18 ]
- ↑ Цитата: «В Хэмбле в начале января 1965 года начались работы по оттачиванию первой пары крыльев; к концу еще два комплекта были в стадии реализации». [ 30 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вуд 1975 , стр. 211–213.
- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975 , с. 213
- ^ "Самолет вертикального взлета и посадки 1965 года" . Рейс , 20 мая 1965 г. р. 769.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1967 , с. 3
- ^ Вуд 1975 , стр. 213–214.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975 , с. 214
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дженкинс 1998 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Уилсон 2000 , с. 9
- ^ Jump up to: а б с Баттлер 2000 , стр. 119–120.
- ^ Вуд 1975 , стр. 215–224.
- ^ Джеффорд и др. 2006 , стр. 12
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Вуд 1975 , с. 215
- ^ Jump up to: а б Баттлер 2000 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс 1998 , с. 19
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Баттлер 2000 , с. 119
- ^ Jump up to: а б с д и Вуд 1975 , с. 216
- ^ Джеффорд и др. 2006 , стр. 12–13
- ^ Джеффорд и др. 2006 , стр. 19
- ^ Jump up to: а б Баттлер 2000 , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975 , с. 220
- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975 , с. 217
- ^ Jump up to: а б с д Баттлер 2000 , с. 120
- ^ Вуд 1975 , стр. 216–217.
- ^ Jump up to: а б с д и Вуд 1975 , с. 224
- ^ Jump up to: а б с д Вуд 1975 , с. 218
- ^ Вуд 1975 , стр. 218–220.
- ^ Вуд 1975 , с. 222
- ^ Вуд 1975 , стр. 222–223.
- ^ Вуд 1975 , с. 223
- ^ Jump up to: а б с д и Баттлер 2000 , с. 121
- ^ Вуд 1975 , стр. 223–224.
- ^ Мейсон 1992 , с. 408
- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975 , с. 252
- ^ Баттлера Реактивные истребители с 1950 года , Креси, стр. 228.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони (2000). Британские секретные проекты: реактивные истребители с 1950 года . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-095-8 .
- Джеффорд, CG, изд. (2006). История RAF Harrier (PDF) . Лондон: Историческое общество Королевских ВВС. ISBN 0-9530345-2-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2011 года.
- Дженкинс, Деннис Р. (1998). Боинг/BAe Харриер . Технология Warbird. Том. 21. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-58007-014-0 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1992). Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-082-7 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1967). Hawker P.1127 и Kestrel (Самолет в профиле 93) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd.
- Уилсон, Стюарт (2000). BAe/McDonnell Дуглас Харриер . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-84037-218-4 .
- Вуд, Дерек (1975). Проект отменен . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-356-85109-5 .