Jump to content

Хокер Сиддели P.1154

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Hawker P.1154 )

П.1154
Общая информация
Тип V/STOL combat aircraft
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хокер Сиддели
Статус Отменено, 1965 г.
Основные пользователи Королевские ВВС (предполагается)
Королевский флот (предполагается)
История
Разработано на основе Хоукер Сиддели P.1127

Hawker Siddeley P.1154 — планируемый сверхзвуковой с вертикальным/коротким взлетом и посадкой истребитель (V/STOL), разработанный компанией Hawker Siddeley Aviation (HSA).

Первоначально разработка началась под P.1150, который, по сути, представлял собой более крупную и быструю версию базовой компоновки и технологии, разрабатываемую меньшим дозвуковым самолетом Hawker Siddeley P.1127/Kestrel . Ключевым отличием этой конструкции было добавление камеры сгорания , по сути напоминающей форсажную камеру , в двигателях, используемых во время висения, что значительно увеличивало их тягу.

Выпуск «Основных военных требований НАТО 3» для ударных истребителей вертикального взлета и посадки привел к широкому участию промышленности. Хоукер посчитал, что P.1150 не соответствует требованиям, поэтому он был расширен до P.1150/3, а затем переименован в P.1154. Этот самолет, способный развивать скорость 2 Маха , стал техническим победителем из одиннадцати заявок на NBMR-3, а Dassault Mirage IIIV был выбран в качестве второго проекта. Политическая борьба между двумя группами и их различными сторонниками, а также постоянное изменение стратегической обстановки не привели к тому, что ни один из проектов не был запущен в производство.

Тем временем компания Hawker Siddeley рассматривала возможность модификации планера для совместной спецификации самолета ВВС Великобритании и Королевского флота. Между 1961 и 1965 годами две службы гармонизировали свои спецификации, чтобы сохранить общность дизайна. Однако желаемая конфигурация Королевских ВВС должна была иметь приоритет над конфигурацией Королевского флота. Был представлен ряд предложений; на каком-то этапе Твин- Спея рассматривался проект , но затем он был отклонен. После прихода к власти лейбористского правительства проект был отменен в 1965 году. Королевский флот приобрел McDonnell Douglas F-4 Phantom II , в то время как Королевские ВВС продолжали способствовать разработке P.1127 (RAF), что привело к успешному проекту. Харриеров Семья .

Разработка

[ редактировать ]

В конце 1950-х годов компания Hawker Siddeley Aviation (HSA) стремилась разработать новое поколение боевых самолетов, способных развивать сверхзвуковые скорости. К сожалению, несмотря на неоднократные попытки возобновить программу, находящийся в разработке истребитель Hawker P.1121 в конечном итоге остался незавершенным, главным образом из-за отсутствия политической поддержки разработки после публикации Белой книги обороны 1957 года министром обороны Дунканом. Сэндис . [ 1 ] Признавая необходимость незамедлительно начать работу над еще одной программой разработки, главный авиаконструктор HSA сэр Сидни Камм , который регулярно обсуждал с сэром Стэнли Хукером из Bristol Aero Engines , решил, что компании следует изучить перспективы разработки и производства жизнеспособного боевого самолета. - с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). Истребитель [ 2 ]

Bristol Aero Engines и Hooker уже работали над проектом по производству подходящего двигателя вертикального взлета и посадки; этот двигатель объединил основные элементы Olympus и Orpheus реактивных двигателей для создания управляемой веерной струи . [ 3 ] В проектируемой струе вентилятора использовались вращающиеся холодные форсунки, расположенные по обе стороны от компрессора, а также вращающиеся «горячие» струи, направляемые через раздвоенную выхлопную трубу. [ 4 ] Поскольку подходящий двигатель уже был разработан, Камм и его команда из HSA приступили к разработке первого самолета вертикального взлета и посадки компании, получившего обозначение Hawker Siddeley P.1127 . [ 2 ] P.1127 задумывался как дозвуковой ударный самолет с возможностью вертикального взлета и посадки, а также служил для демонстрации и подтверждения возможностей базовой конфигурации самолета, а также для проверки характеристик двигателя Rolls-Royce Pegasus , который его приводил в действие. [ 4 ]

предоставила финансовую поддержку Хотя программа НАТО по взаимному развитию вооружений для поддержки разработки двигателя Pegasus, британское правительство не предоставило финансирования. [ 2 ] Хотя HSA решила продолжить работу над P.1127 как частное предприятие, в штабе ВВС возникли разногласия по поводу того, какие требования следует предъявлять к будущему самолету вертикального взлета и посадки Королевских ВВС; некоторые офицеры, такие как начальник штаба авиации сэр Томас Пайк , выступали за простоту, в то время как другие, такие как отдел эксплуатационных требований Королевских ВВС, стремились к различным требованиям к характеристикам такого самолета, особенно к способности совершать сверхзвуковые полеты. [ 5 ] HSA также интересовалась перспективами и возможностью более сложной разработки P.1127, зная, что сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки, вероятно, будет более привлекательным для клиентов, поскольку в то время существовало общее мнение, что сверхзвуковые самолеты имеют значительно большую ценность. ценностью, чем их дозвуковые аналоги. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Следовательно, 13 апреля 1961 года HSA решила провести предварительные работы над сверхзвуковой модификацией P.1127 под руководством Ральфа Хупера. [ 7 ] В результате появилась новая конструкция, получившая обозначение P.1150 , которая была на 50% больше, чем предыдущая P.1127; было предложено использовать новую функцию, повышающую производительность, в виде камеры сгорания (PCB) - аналогично камере дожигания, но действующей только на перепускной воздух, выходящий через передние сопла. [ 7 ] [ 8 ] Предложение P.1150 во многом напоминало своего предшественника P.1127, несмотря на внесенные серьезные изменения, включая пересмотренный фюзеляж, использование более тонкого крыла и усовершенствованную версию двигателя Pegasus. [ 6 ] Двигатель Bristol Siddeley BS100 оснащался аналогичной компоновкой из четырех поворотных выхлопных сопел, передние сопла которых должны были быть оснащены печатной платой. [ 7 ] [ 9 ] По словам авиационного автора Дерека Вуда, P.1150 должен был развивать скорость 1,3 Маха . [ 10 ]

Требования НАТО

[ редактировать ]

В августе 1961 года НАТО выпустила обновленную версию своих требований к ударным истребителям вертикального взлета и посадки, Базовые военные требования НАТО 3 ( NBMR-3 ). [ 11 ] Технические характеристики предусматривали создание сверхзвукового ударного истребителя V/STOL с боевым радиусом 460 километров (250 морских миль). Крейсерская скорость должна была составлять 0,92 Маха, а приборная – 1,5 Маха. [ 12 ] Самолет с полезной нагрузкой 910 кг (2000 фунтов) должен был быть в состоянии преодолеть 15-метровое (50 футов) препятствие после разбега на 150 метров (500 футов). [ 7 ] [ 13 ] Победа в этом соревновании в то время считалась очень важной, поскольку казалось, что это потенциально «первый настоящий боевой самолет НАТО». [ 12 ] Однако из-за изменений, внесенных в требования, P.1150 был признан малогабаритным и, следовательно, неудовлетворительным, что привело к необходимости изменения конструкции. Вуд считает решение не сохранять первоначальную конструкцию P.1150 «серьезной неудачей… это обеспечило бы первоклассный базовый тип». [ 12 ]

HSA заключила соглашение с немецкой авиастроительной компанией Focke-Wulf о сотрудничестве в совместном исследовании, в котором изучался вопрос оснащения P.1150 двумя дополнительными подъемными двигателями. [ 12 ] Однако в октябре 1961 года Западная Германия решила полностью выйти из программы. Это был удар, который непосредственно почувствовали не только HSA и команда разработчиков, но и британское министерство авиации, которое также стремилось сотрудничать со своими западногерманскими коллегами в разработке самолетов вертикального взлета и посадки. [ 12 ] Между тем, дальнейшие исследования подтвердили опасения, что P.1150 будет слишком мал, чтобы соответствовать требованиям заказчика, поэтому Камм начал работу над увеличенной производной конструкцией. В связи с модернизацией HSA Бристоль работал над увеличением исходного двигателя с печатной платой и увеличением тепла выхлопных газов, чтобы увеличить тягу до 146,8 кН (30 000 фунтов силы). [ 8 ] [ 14 ] [ 12 ] Теоретически он мог развивать скорость до 1,7–2 Маха. [ 7 ] [ 9 ]

Вскоре появилась новая, более крупная конструкция самолета, первоначально получившая обозначение P.1150/3 , затем переименованное в P.1154 . [ 13 ] В январе 1962 года HSA представила проект P.1154 в НАТО через Министерство авиации . [ 12 ] NBMR.3 также привлек десять других претендентов, среди которых был основной конкурент P.1154, Dassault Mirage IIIV . [ 12 ] Mirage IIIV был поддержан Британской авиастроительной корпорацией (BAC), а также получил одобрение нескольких членов штаба авиации. [ 15 ] [ 12 ] В мае 1962 года P.1154 стал победителем конкурса NBMR.3. [ 15 ]

В то время как P.1154 был признан технически превосходящим, Mirage приобрел более высокий уровень политической привлекательности благодаря аспектам совместной разработки и производства, предложенным в программе, которые распределяли работу по ряду стран-участниц. Как фирмы, так и национальные правительства предпринимали длительные политические маневры в попытках обеспечить выбор соответствующего проекта. [ 16 ] В конечном итоге P.1154 был выбран для соответствия NBMR-3, но это не привело к размещению заказов. [ 16 ] Впоследствии французское правительство отказалось от участия, поскольку проект Dassault проиграл. [ 15 ] [ 17 ] [ № 1 ] У НАТО не было какого-либо центрального бюджета, поскольку отдельные страны-члены фактически закупали военную технику, и выбор NBMR-3 остался без внимания всех этих стран. Таким образом, в 1965 году весь проект был свернут. [ 16 ]

Требования Королевских ВВС и Королевского флота

[ редактировать ]

6 декабря 1961 года, еще до подачи проекта в НАТО, было решено, что P.1154 будет разрабатываться с учетом требований для использования как ВВС Великобритании, так и Королевским флотом. [ 19 ] Королевского флота В феврале 1962 года Адмиралтейство Королевский флот находился в процессе поиска нового самолета-перехватчика для использования на своих авианосцах . с большим интересом восприняло концепцию самолета, поскольку в то время [ 15 ] К марту 1962 года Министерство обороны открыто интересовалось возможностью принятия на вооружение P.1154 в качестве замены как флоту Hawker Hunters Королевского флота Королевских ВВС, так и de Havilland Sea Vixens . [ 12 ] Соответственно, в апреле 1962 года был выпущен первый проект новых совместных требований штаба ВМФ и авиации в форме спецификации OR356/AW406 , на которую HSA представило ответ к июню того же года. [ 12 ] После отмены требования NBMR-3 HSA сосредоточило все свое внимание на работе над этим совместным требованием. [ 16 ]

Службы стремились к другим характеристикам своих самолетов: ВВС Великобритании хотели получить одноместный истребитель с возможностью вторичного перехвата, в то время как авиация флота (FAA) искала двухместный перехватчик, способный выполнять вторичные удары на малых высотах. [ 14 ] [ 15 ] Соответственно, предложение HSA включало разработку двух различных вариантов одного и того же самолета P.1154, каждый из которых ориентирован на конкретную службу и ее заявленные требования. [ 12 ] Несмотря на финансовую и политическую приверженность совместным требованиям с Королевским флотом, одноместная конструкция Королевских ВВС имела приоритет над двухместной версией Королевского флота. Однако на самолетах RAF P.1154 придется разместить большой радар воздушного перехвата (ИИ) ВМФ. [ 15 ] [ 20 ] Когда HSA представила проект 8 августа, Королевский флот раскритиковал это предложение, которое имело тандемную компоновку ходовой части, несовместимую с операциями с катапультами ; Следовательно, конструкция трехколесной ходовой части была исследована и принята как практичная. [ 15 ] [ 21 ] Самолет должен был быть вооружен ракетой Red Top . [ 22 ]

с векторной тягой, оснащенную печатной платой, В ноябре 1962 года компания Rolls-Royce предложила конструкцию Twin- Spey в качестве альтернативы BS100. [ 16 ] Эта альтернативная конструкция двигателя была широко признана неполноценной, особенно из-за опасности, которую представляла асимметричная выходная мощность тяги в случае отказа одного двигателя; однако Rolls-Royce заявила, что их решение может быть доступно раньше, чем BS100. [ 23 ] В декабре 1962 года Бристоль осуществил первый успешный запуск двигателя Pegasus 2, оснащенного печатной платой. [ 21 ] Для выполнения вертикального взлета потребовалось использование печатной платы; однако за эту функцию пришлось бы платить значительную эрозию почвы во время эксплуатации. [ 19 ] [ 24 ]

В декабре 1962 года HSA приложила все усилия к разработке одноместного варианта для ВВС Великобритании; Вуд отмечает, что отправная точка для этого во многом аналогична подаваемым предложениям для NBMR-3. [ 21 ] 18 февраля 1963 года Джулиан Эмери , министр авиации , подтвердил, что контракт на исследование проекта заключен; 25 марта Эмери объявил, что BS100 был выбран в качестве силовой установки для P.1154. На тот момент предполагалось, что программа будет включать заказ в общей сложности 600 самолетов: 400 для Королевских ВВС и 200 для Королевского флота. [ 25 ] Однако по мере того, как HSA проводила дальнейшую работу на этапе детального проектирования программы, становилось ясно, что мнения о внутреннем оборудовании самолета существенно различаются между двумя службами. [ 25 ]

Трудность удовлетворения различающихся требований усугубилась, когда в мае 1963 года, вскоре после официального выпуска спецификации OR356/AW406, вариант наличия двух разных самолетов был отклонен; Министр обороны настоял Питер Торникрофт на разработке единого общего самолета, отвечающего требованиям обеих служб. [ 25 ] По словам Вуда, на решение Торникрофта повлияла многоцелевая программа американской компании General Dynamics F-111 , и он стремился воспроизвести эту концепцию разработки для P.1154. [ 26 ] Несмотря на заявленное предпочтение ВМС истребителя с поворотным крылом , службы согласились, что самолет будет полностью обычным, за исключением различных радиолокационных систем. [ 9 ] Однако на запросы различных производителей электроники в Министерство авиации с просьбой предоставить требования к пригодности электроники, ответа так и не было дано; такое отсутствие руководства подорвало программу в целом. [ 20 ]

Неблагосклонность и отмена

[ редактировать ]

Из-за расхождения в требованиях Королевских ВВС и Королевского флота разработка самолета начала спотыкаться. В результате модификаций, направленных на удовлетворение военно-морских требований, к июлю 1963 года увеличение веса стало серьезной проблемой для самолета. [ 15 ] К этому моменту Королевский флот подверг резкой критике выбор самолета V/STOL. [ 15 ] К августу 1963 года HSA открыто выразила мнение, что ряд изменений, внесенных в самолет, подрывает его потенциал продаж на экспорт. В то же время ВМС заявили, что считают P.1154 второсортным перехватчиком, а ВВС Великобритании открыто осудили потерю ударных характеристик. [ 22 ] К октябрю 1963 года Министерство авиации было обеспокоено ходом реализации проекта и отметило, что попытка объединить ударный самолет и истребитель в одном самолете и попытка приспособить один и тот же планер для обеих служб была «необоснованной». . [ 22 ]

К октябрю 1963 года, по словам Вуда, ситуация стала критической, и некоторые официальные лица начали рассматривать альтернативные варианты, такие как обычные истребители в виде McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [ 25 ] Сообщается, что к ноябрю 1963 года ВВС все еще считали P.1154 подходящей платформой, в то время как Королевский флот, похоже, рассматривал F-4 Phantom II как более подходящий для своих нужд. В ответ HSA решила сосредоточить свои усилия на версии RAF. [ 22 ] В конце 1963 года, неудовлетворенное развитием модели «двойного обслуживания», правительство рассмотрело три альтернативных варианта программы: продолжить разработку P.1154, ориентированного на ВВС Великобритании, в то время как военно-морская версия будет отложена, продолжить разработку полная модель двойного обслуживания P.1154 с лишь ограниченными различиями между услугами или полное прекращение программы с повторной оценкой требований к услугам. [ 27 ]

В ноябре 1963 года газета Sunday Telegraph публично объявила о прекращении работы двухсервисного P.1154. Вуд считает, что стремление Торникрофта согласовать требования двух служб в одной модели и настаивание на этом видении «поставили под угрозу весь проект». [ 28 ] Примерно в этот момент Королевский флот выразил открытое предпочтение F-4 Phantom II, и вскоре Торникрофт признал, что вместо этого служба получит этот самолет и что разработка P.1154 будет продолжать отвечать требованиям Королевских ВВС. [ 29 ] 26 февраля 1964 года консервативное правительство объявило в Палате общин о заключении контракта на разработку P.1154, оснащенного двигателем BS100, в качестве ударного самолета Королевских ВВС. [ 30 ] В то же время было объявлено, что вместо этого требованиям ВМФ будут отвечать «Фантомы» с двигателями Spey. Вуд заявил, что это решение стало «началом конца для 1154, поскольку первоначальные эксплуатационные требования предусматривали совместное использование». [ 31 ]

Черно-белый вид реактивного самолета в полете по правому борту.
Королевскому флоту должно было быть разрешено приобрести F-4 Phantom II вместо P.1154, который позже был отменен.

После заявления правительства HSA продолжила работу над P.1154. К сентябрю 1964 года было проведено первое полномасштабное макетное совещание. [ 24 ] 30 октября 1964 года важной вехой в программе разработки стал первый запуск двигателя BS100; Примерно в то же время HSA получила положительные сообщения о том, что P.1154 конкурентоспособен по характеристикам другим самолетам, включая F-4 Phantom II. [ 30 ]

P.1154 в конечном итоге стал жертвой нового лейбористского правительства во главе с Гарольдом Вильсоном . В ноябре 1964 года правительство Вильсона проинформировало штаб ВВС о готовности отменить два из трех конкретных текущих проектов разработки, а именно P.1154, ударный самолет BAC TSR-2 и транспортный самолет Hawker Siddeley HS.681 V/STOL; Чтобы спасти программу TSR-2, ВВС Великобритании были удовлетворены отказом от P.1154. [ 24 ] 2 февраля 1965 года было объявлено, что производство P.1154 было прекращено по причине стоимости. На момент списания как минимум три прототипа находились на разных стадиях постройки. [ Н 2 ] После отмены вместо этого ВВС Великобритании приняли на вооружение F-4 Phantom II (по приказу RN); однако правительство также выдало контракт на продолжение работ над оригинальным дозвуковым P.1127 (RAF), что привело к созданию Harrier ; это имя изначально было зарезервировано для P.1154, если он поступит в эксплуатацию. [ 30 ] [ 24 ]

Оглядываясь назад, автор авиации Тони Баттлер посчитал отмену самолета оправданной, отметив трудоемкие и дорогостоящие неудачные попытки других стран (таких как советский/российский Як-41 и западногерманский EWR VJ 101 ) создать сверхзвуковой вертикальный взлет и посадку. самолет. [ 30 ] Все эти самолеты использовали конфигурацию с несколькими двигателями, как у Mirage IIIV, а не турбовентиляторный двигатель с одновекторной тягой, как на BS.100 и Pegasus, который имел большой успех на Harrier. Вуд описал общую ситуацию так: «От начала до конца программа P.1154 была историей задержек, министерского вмешательства и нерешительности... P.1150 теперь стал бы идеальным самолетом для крейсеров со сквозной палубой нового поколения ». [ 24 ]

Технические характеристики (P.1154 – версия RAF)

[ редактировать ]
Силуэты в плане P.1154: одноместная версия RAF слева и тандемная двухместная версия Air Arm флота Королевского флота справа.

Данные The British Fighter с 1912 года. [ 32 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 49 футов 5 дюймов (15,06 м)
  • Размах крыльев: 24 фута 0 дюймов (7,32 м)
  • Максимальный взлетный вес: 30 970 фунтов (14 048 кг) [ 33 ]
  • Силовая установка: 1 × Bristol Siddeley BS.100/9 турбовентиляторный двигатель с камерой сгорания с векторной тягой, 33 000 фунтов силы (150 кН) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 1,3 Маха на уровне моря.
М2.0 на высоте
  • Практический потолок: 49 000 футов (15 000 м) [ 33 ]

Вооружение

  • Узлы подвески: 4, с возможностью перевозки комбинаций:
    • Ракеты: Красный Топ [ 34 ]
    • Бомбы: 2 бомбы по 1000 фунтов. [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. Mirage IIIV был отвергнут главным образом из-за его чрезмерной сложности и использования девяти двигателей по сравнению с одномоторным P.1154. [ 18 ]
  2. Цитата: «В Хэмбле в начале января 1965 года начались работы по оттачиванию первой пары крыльев; к концу еще два комплекта были в стадии реализации». [ 30 ]
  1. ^ Вуд 1975 , стр. 211–213.
  2. ^ Jump up to: а б с Вуд 1975 , с. 213
  3. ^ "Самолет вертикального взлета и посадки 1965 года" . Рейс , 20 мая 1965 г. р. 769.
  4. ^ Jump up to: а б Мейсон 1967 , с. 3
  5. ^ Вуд 1975 , стр. 213–214.
  6. ^ Jump up to: а б Вуд 1975 , с. 214
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Дженкинс 1998 , с. 19.
  8. ^ Jump up to: а б с Уилсон 2000 , с. 9
  9. ^ Jump up to: а б с Баттлер 2000 , стр. 119–120.
  10. ^ Вуд 1975 , стр. 215–224.
  11. ^ Джеффорд и др. 2006 , стр. 12
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Вуд 1975 , с. 215
  13. ^ Jump up to: а б Баттлер 2000 , с. 118.
  14. ^ Jump up to: а б Дженкинс 1998 , с. 19
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Баттлер 2000 , с. 119
  16. ^ Jump up to: а б с д и Вуд 1975 , с. 216
  17. ^ Джеффорд и др. 2006 , стр. 12–13
  18. ^ Джеффорд и др. 2006 , стр. 19
  19. ^ Jump up to: а б Баттлер 2000 , стр. 118–119.
  20. ^ Jump up to: а б Вуд 1975 , с. 220
  21. ^ Jump up to: а б с Вуд 1975 , с. 217
  22. ^ Jump up to: а б с д Баттлер 2000 , с. 120
  23. ^ Вуд 1975 , стр. 216–217.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Вуд 1975 , с. 224
  25. ^ Jump up to: а б с д Вуд 1975 , с. 218
  26. ^ Вуд 1975 , стр. 218–220.
  27. ^ Вуд 1975 , с. 222
  28. ^ Вуд 1975 , стр. 222–223.
  29. ^ Вуд 1975 , с. 223
  30. ^ Jump up to: а б с д и Баттлер 2000 , с. 121
  31. ^ Вуд 1975 , стр. 223–224.
  32. ^ Мейсон 1992 , с. 408
  33. ^ Jump up to: а б с Вуд 1975 , с. 252
  34. ^ Баттлера Реактивные истребители с 1950 года , Креси, стр. 228.

Библиография

[ редактировать ]
  • Баттлер, Тони (2000). Британские секретные проекты: реактивные истребители с 1950 года . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN  1-85780-095-8 .
  • Джеффорд, CG, изд. (2006). История RAF Harrier (PDF) . Лондон: Историческое общество Королевских ВВС. ISBN  0-9530345-2-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2011 года.
  • Дженкинс, Деннис Р. (1998). Боинг/BAe Харриер . Технология Warbird. Том. 21. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  1-58007-014-0 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1992). Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-082-7 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1967). Hawker P.1127 и Kestrel (Самолет в профиле 93) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd.
  • Уилсон, Стюарт (2000). BAe/McDonnell Дуглас Харриер . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN  1-84037-218-4 .
  • Вуд, Дерек (1975). Проект отменен . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN  0-356-85109-5 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 112f63cb83765344b5e6d75ddeb29aa7__1725916620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/a7/112f63cb83765344b5e6d75ddeb29aa7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hawker Siddeley P.1154 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)