Jump to content

Звездный истребитель Canadair CF-104

(Перенаправлено с Canadair CF-104 )

CF-104 Звездный истребитель
RCAF CF-104 в полете
Роль Самолет-перехватчик , Истребитель-бомбардировщик
Производитель Канадэйр
Дизайнерская группа Корпорация Локхид
Первый полет 26 мая 1961 г.
Введение Март 1962 г.
Ушедший на пенсию 1995 ( ВВС Турции ) [ 1 ]
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевские ВВС Канады
Королевские ВВС Дании
Королевские ВВС Норвегии
Турецкие ВВС
Количество построенных 200
Разработано на основе Локхид F-104 Звездный истребитель

Canadair CF-104 Starfighter ( CF-111 , CL-90 ) — модифицированная версия Lockheed F-104 Starfighter, сверхзвукового истребителя построенного в Канаде компанией Canadair по лицензии. В основном он использовался как штурмовик, хотя проектировался как перехватчик. Он служил в Королевских ВВС Канады (RCAF), а затем в Вооруженных силах Канады (CAF), пока в 1987 году его не заменил McDonnell Douglas CF-18 Hornet .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В конце 1950-х годов Канада пересмотрела свою роль в Организации Североатлантического договора (НАТО), взяв на себя обязательство нанести ядерный удар. [ 2 ] [ 3 ] В то же время RCAF начали рассматривать замену серии Canadair F-86 Sabre , которая использовалась в качестве дневного истребителя НАТО . [ 4 ] В международном соревновании истребителей участвовали текущие типы самолетов, находящихся на вооружении, а также разрабатываемые, в том числе Blackburn Buccaneer , Dassault Mirage IIIC , Fiat G.91 , Grumman Super Tiger , Lockheed F-104G Starfighter , Northrop N-156 и Republic F-105 Thunderchief . [ 4 ] Хотя RCAF отдали предпочтение F-105 Thunderchief, оснащенному двигателем Avro Canada Orenda Iroquois , в конечном итоге выбор ударно-разведывательного самолета основывался не только на его возможностях, но и на стоимости. [ 5 ] [ № 1 ]

Требование канадского правительства о самолете, который можно было бы производить в Канаде по лицензии, также способствовало предложению Lockheed благодаря сотрудничеству с Canadair, базирующейся в Монреале . 14 августа 1959 года компания Canadair была выбрана для производства 200 самолетов для RCAF по лицензии Lockheed. Кроме того, с Canadair был заключен контракт на производство крыльев, хвостового оперения и задней части фюзеляжа для 66 построенных Lockheed F-104G, предназначенных для ВВС Западной Германии . [ 6 ] [ Н 2 ]

Внутреннее обозначение Canadair было CL-90, тогда как версия RCAF первоначально имела обозначение CF-111, а затем была изменена на CF-104. Хотя в основном он похож на F-104G, CF-104 был оптимизирован для нанесения ядерного удара/разведки, оснащен оборудованием R-24A NASARR, предназначенным только для режима «воздух-земля», а также имел возможность установки подфюзеляжного разведывательного отсека. оснащен четырьмя камерами Vinten . Другие различия включали сохранение съемного заправочного зонда, первоначальное удаление установленной на фюзеляже 20-мм (0,79 дюйма) пушки M61A1 (замененной дополнительным топливным элементом) и установку основных элементов ходовой части жидкостных пружин с более длинным ходом и шин большего размера. Первый полет канадского самолета CF-104 (серийный номер 12701) состоялся 26 мая 1961 года. [ 8 ] Производство Canadair CF-104 составило 200 самолетов и еще 140 F-104G, произведенных для Lockheed. [ 7 ]

Операционная история

[ редактировать ]
я 417- эскадрилья CF-104 на базе CFB Moose Jaw в 1982 году.

CF-104 поступил на вооружение Канады в марте 1962 года. Первоначально спроектированный как сверхзвуковой самолет-перехватчик , он использовался в основном для ударов на малых высотах и ​​разведки RCAF. Восемь эскадрилий CF-104 изначально были размещены в Европе в рамках обязательств Канады перед НАТО. В 1967 году это число было сокращено до шести, а в 1970 году — до трех эскадрилий. [ 9 ] До 1971 года это включало в себя роль ядерного удара, в ходе которого канадские самолеты были вооружены поставленным США ядерным оружием в случае конфликта с силами Варшавского договора . За время службы CF-104 нес ядерное оружие B28 , B43 и B57 . [ 10 ]

Когда позже CAF прекратили выполнять ударно-разведывательные функции для обычных атак, M61A1 был переоборудован вместе с американским Mk. 82 «железные» бомбы Snakeye , британские кассетные бомбы BL755 канадской разработки и ракетные блоки CRV-7 . Хотя канадские пилоты практиковали тактику воздушного боя , ракеты AIM-9 Sidewinder никогда не использовались канадскими истребителями Starfighter (однако образцы, предоставленные другим военно-воздушным силам, таким как Норвегия и Дания, действительно несли Sidewinder на двухрельсовой центральной станции и на законцовках крыла). рельсы). Двухместный самолет CF-104D обычно не имел никакого вооружения, за исключением центрального учебного бомбомета.

За 25 лет эксплуатации CF-104 в Канаде произошло 110 аварий класса А, в результате которых погибло 37 пилотов. Большинство из них были в начале программы, посвященной проблемам прорезывания зубов. Из 110 происшествий класса А 21 произошло из-за повреждения посторонних предметов (14 из них - удары птиц ), 14 - из-за отказа двигателей в полете, шесть - из-за неправильного технического обслуживания и девять - из-за столкновений в воздухе. Тридцать два самолета врезались в землю, летя на малой высоте в плохих погодных условиях. Из 37 погибших четыре явно были связаны с сбоями в работе систем; все остальные были связаны с той или иной формой невнимательности пилота. [ 11 ]

По аварийности CF-104 выгодно отличается от своего предшественника F-86 Sabre. Всего за 12 лет эксплуатации на F-86 произошло 282 катастрофы класса А с гибелью 112 пилотов. Sabre также был более простым самолетом и обычно летал на большей высоте. [ 12 ]

CF-104 выигрывает трофей Silver Tiger Trophy на соревнованиях Greenham Tiger в 1977 году. Именно этот самолет разбился год спустя из-за остановки компрессора.

Пресса прозвала CF-104 «Вдоводелом», но не пилоты и экипажи самолета. Дэвид Башоу заявляет на странице 92 своей книги: «Я никогда не слышал, чтобы пилот называл его «Вдоводелом». Сэм Ферт цитируется на странице 93 книги Башоу: «Я никогда не слышал, чтобы ни один человек, который летал, обслуживал, контролировал или охранял этот самолет любой силы (включая Люфтваффе), называл его «Вдоводелом». Пилоты в шутку называли его «Алюминиевой трубкой смерти», «Газонным дротиком» и «Летающим фаллосом», но обычно называли его «104» (один или четыре) или «Звездный истребитель». [ 11 ]

Атаки на малых высотах на CF-104 выполнялись визуально на высоте 100 футов над уровнем земли и на скорости до 600 км. Маневры уклонения на малых высотах могут увеличить скорость до сверхзвуковой . [ 13 ]

Самолет было очень трудно атаковать из-за его небольшого размера, скорости и малой высоты. Цитируется Дэйв Юрковски, бывший пилот CF-104 и CF-18: «Благодаря нашей скорости, размеру и действиям на более низких высотах ни один канадский водитель Zipper никогда не был «сбит» ни с воздуха, ни с земли в трех учениях Red Flag , в которых мы участвовали». [ 14 ]

CF-104 очень успешно показал себя в оперативных учениях НАТО. Канадцы впервые приняли участие в совещании по тактическому оружию AFCENT в 1964 году и делали это каждый год после этого. Эта встреча представляла собой соревнование между эскадрильями Бельгии, Франции, Германии, США, Великобритании и Нидерландов. Оценки основывались на нескольких факторах. Точность бомбы, время попадания в цель, навигация, планирование миссии и исправность самолета. Пилоты выбирались случайным образом из различных эскадрилий, чтобы точно представить оперативные возможности. [ 15 ]

Встреча AFCENT по тактическому оружию (эра ударов)

[ редактировать ]
  • 1964: (первое участие) Лучшая команда досталась двум принявшим участие канадцам. [ 16 ]
  • 1965: Лучшая нация досталась канадцам, лучший индивидуальный результат достался флангу Фриулу (427). [ 17 ]
  • 1966: RCAF стала второй лучшей страной, лучший индивидуальный результат достался флангу Морион (421). [ 18 ]
  • 1967: Лучшая команда RCAF, МакКаллум и Роздеба получили награды. [ 15 ]
  • 1968: Вторая лучшая команда (427) [ 19 ]
  • 1970: Канадцы заняли первое место в забастовке. [ 20 ]

Встреча AFCENT по тактическому оружию (эра нападения)

[ редактировать ]

двухгодичный график.

  • 1974: (первое участие) Лучший пилот-штурмовик канадец Ларри Крэбб. [ 21 ]
  • 1976: 1CAG - Страна с самым высоким результатом [ 22 ]
  • 1978: Встреча была переименована в Tactical Air Meet. Подсчет очков был омрачен ссорами и объявлена ​​ничья. [ 23 ]
  • 1980: Канадцы выступили «хорошо» [ 23 ]
  • С 1982 года соревнования были изменены на неконкурентные. [ 23 ]

Флеш-рояль

[ редактировать ]

Соревнования среди разведывательных эскадрилий. Канадцы впервые приняли участие в 1966 году и завоевали следующие награды: [ 24 ]

  • 1968: Первое место. [ 19 ]
  • 1969: Первое и второе место (441, 439) [ 19 ]
  • 1970: 439 человек выиграли дневные соревнования; Канада не участвовала в ночном мероприятии, поскольку в то время у RCAF не было оборудования ночного видения. [ 19 ]

Встреча с тигром

[ редактировать ]

Соревнования между эскадрильями НАТО с кошками-талисманами. [ 25 ]

  • 1979: Трофей Серебряного Тигра [ 25 ]
  • 1981: Трофей Серебряного Тигра [ 25 ]
  • 1985: Трофей Серебряного тигра [ 25 ]

В конце 1970-х годов была запущена программа New Fighter Aircraft с целью найти подходящую замену CF-104, а также McDonnell CF-101 Voodoo и Canadair CF-5 . Победителем конкурса стал CF-18 Hornet, который начал заменять CF-104 в 1982 году. Все CF-104 были сняты с вооружения канадских вооруженных сил к 1987 году, а большая часть оставшихся самолетов была передана Турции.

Варианты

[ редактировать ]
CF-104
Одноместный истребитель-бомбардировщик для ВВС Великобритании.
CF-104D
Двухместный учебный вариант для RCAF.

Операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Дания
 Норвегия
 Турция

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
CF-104 представлен на выставке CFB Borden
CF-104D Starfighter 104646 в Национальном музее ВВС Канады , CFB Трентон
CF-104 на выставке в Музее ВВС Альберты , расположенном на территории Военных музеев в Калгари, Альберта, Канада.
  • CF-104 Королевские ВВС Дании R-814 104814 , Дисплей. Замок Эгесков, Дания [ нужна ссылка ]

Германия

[ редактировать ]
  • CF-104, Вооруженные силы Канады 104785 , крепление на пьедестале, Зёллинген, Германия., [ 40 ]
  • CF-104 Турецких ВВС 63-893 на выставке в Музее авиации Сольнока в Сольноке. [ 41 ]

Норвегия

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]

Норвегия

[ редактировать ]
  • CF-104D см. 104 637 был восстановлен до летного состояния группой добровольцев под названием «Друзья Starfighter» и базируется в Будё в Норвегии. [ 44 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Технические характеристики (CF-104)

[ редактировать ]
CF-104D перед Музеем наследия канадских военных самолетов

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 54 фута 6 дюймов (16,7 м)
  • Размах крыльев: 21 фут 9 дюймов (6,63 м)
  • Высота: 13 футов 5 дюймов (4,08 м)
  • Пустой вес: 14000 фунтов (6300 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 29 038 фунтов (13 171 кг)
  • Силовая установка: 1 Orenda J79 -OEL-7 с форсажной камерой турбореактивный двигатель , тяга 10 000 фунтов силы (44 кН) всухую, 15 800 фунтов силы (70 кН) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 1146 миль в час (1844 км/ч, 996 узлов)
  • Диапазон: 1630 миль (2630 км, 1420 миль)
  • Практический потолок: 50 000 футов (15 240 м)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. McDonnell F-4 никогда не рассматривался, хотя многие источники называли его претендентом и предпочтительным выбором RCAF.
  2. Canadair в конечном итоге построила в общей сложности 600 секций крыла, хвоста и фюзеляжа. [ 7 ]
  1. ^ «Исторические списки: Турция, (TUR) Архивировано 5 ноября 2013 г. в Wayback Machine .»] Мировые ВВС. Проверено: 10 июня 2011 г.
  2. ^ Канадские крылья (2012). «Канадский истребитель CF-104» . Проверено 7 января 2014 г.
  3. ^ Музей наследия канадских военных самолетов (2014 г.). «Локхид CF-104D Старфайтер» . Проверено 7 января 2014 г.
  4. ^ Jump up to: а б Башоу 1990, с. 8.
  5. ^ Макинтайр 1985, с. 6.
  6. ^ Баугер, Джо. «Канадский истребитель CF-104». Американские военные самолеты, 6 октября 2003 г. Дата обращения: 1 мая 2011 г.
  7. ^ Jump up to: а б Пиклер и Милберри 1990, с. 186.
  8. ^ Стачив 2007, с. 30.
  9. ^ Гринхаус и Холлидей 1999, с. 152.
  10. ^ Джон Клируотер (1998). Канадское ядерное оружие: нерассказанная история канадского арсенала времен холодной войны . Дандурн Пресс. стр. 91–116 . ISBN  1-55002-299-7 . Проверено 19 декабря 2016 г.
  11. ^ Jump up to: а б Башоу 1990, с. 92–93.
  12. ^ Башоу 1990, с. 96.
  13. ^ Башоу 1990, с. 119.
  14. ^ Башоу 1990, с. 138.
  15. ^ Jump up to: а б Башоу 1990, с. 47.
  16. ^ Башоу 1990, с. 33.
  17. ^ Башоу 1990, с. 37.
  18. ^ Башоу 1990, с. 38.
  19. ^ Jump up to: а б с д Башоу 1990, с. 52.
  20. ^ Башоу 1990, с. 58.
  21. ^ Башоу 1990, с. 78.
  22. ^ Башоу 1990, с. 79.
  23. ^ Jump up to: а б с Башоу 1990, с. 81.
  24. ^ Башоу 1990, с. 51.
  25. ^ Jump up to: а б с д «Натовский тигр встречается» . www.NatoTigers.org. Архивировано из оригинала 4 июля 2014 года . Проверено 17 июня 2014 г.
  26. ^ Ричардсон, В. Джон и Тим Уэст. «Канадэр CF-104». Архивировано 9 мая 2015 г. на сайте Wayback Machine ejection-history.org, 2010 г. Дата обращения: 21 марта 2011 г.
  27. ^ "Истребитель Lockheed F-104A". Aviation.technomuses.ca (Канадский музей авиации и космонавтики) , 4 марта 1954 г. Дата обращения: 6 января 2013 г.
  28. ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 10 января 2023 г.
  29. ^ «Канадский музей истребителей» . Canadianstarfightermuseum.ca . Проверено 19 апреля 2014 г.
  30. ^ «Trails Starfighter движется в Монреаль». Аеоплан. Июнь 2021. с. 8. {{cite magazine}}: Для журнала Cite требуется |magazine= ( помощь )
  31. ^ «Истребитель CF-104 Starfighter — Музей авиации Атлантической Канады» .
  32. ^ «CF-104 «Старфайтер» — Сен-Жан-Сюр-Ришелье, Квебек» . roadsideattractions.ca . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
  33. ^ Национальный музей ВВС Канады . «Звездный истребитель» . airforcemuseum.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
  34. ^ «ВИДЕО: Самый быстрый самолет, служащий канадским вооруженным силам, на пути в Северный Саанич - остров Ванкувер Free Daily» . www.vancouverislandfreedaily.com . 6 июля 2023 г. Проверено 6 июля 2023 г.
  35. ^ "Канадский истребитель CF-104". Warplane.com (Музей наследия канадских боевых самолетов). Проверено: 6 января 2013 г.
  36. ^ «Сохранено в Канаде» . Международное общество F-104 . Проверено 9 октября 2019 г.
  37. ^ «Локхид CF-104D Старфайтер» . albertaaviationmuseum.com . Архивировано из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  38. ^ "Истребитель Lockheed CF-104". Канадский музей авиации через Canadianflight.org , 20 июня 2008 г. Дата обращения: 5 августа 2013 г.
  39. ^ «Авиация» . reynoldsmuseum.ca . Проверено 10 января 2023 г.
  40. ^ "CF-104 104785" Ранее постамент в CFB Baden-Soellingen.
  41. ^ «F-104G (CF-104G), подарок ВВС Турции». repulomuzeum.hu . Проверено: 17 февраля 2008 г.
  42. ^ Jump up to: а б «CF-104». (норвежский язык). Архивировано 2 ноября 2008 г. в музее Wayback Machine Сола. Проверено: 22 октября 2008 г.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж Миссия выполнена - культурное наследие ВВС Норвегии (Гленн, Роар, 2012).
  44. ^ НРК (28 сентября 2016 г.). «Здесь Эскил впервые за 33 года летает на «Вдоводелателе» . Проверено 29 сентября 2016 г.
  45. ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N104RB, серийный номер 104632». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.
  46. ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N104RN, серийный номер 104759». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.
  47. ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N104RD, серийный номер 104780». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Башоу, Дэвид Л. Starfighter: любящая ретроспектива эпохи CF-104 в канадской истребительной авиации, 1961–1986 гг . Стоуни-Крик, Онтарио: Fortress Publications Inc., 1990. ISBN   0-919195-12-1 .
  • Франсильон, RJ Lockheed Aircraft с 1913 года. Лондон: Патнэм, 1987. ISBN   0-370-30329-6 .
  • Гринхаус, Бреретон и Хью А. Холлидей. ВВС Канады, 1914–1999 гг . Монреаль: Editions Art Global и Министерство национальной обороны, 1999. ISBN   978-2-92071-872-2 .
  • Макинтайр, Роберт. CF-104 Starfighter (канадский профиль: Самолет № 1) . Оттава, Онтарио: Sabre Model Supplies Ltd., 1985. ISBN   0-920375-00-6 .
  • Пиклер, Рон и Ларри Милберри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN   0-921022-07-7 .
  • Стачив, Энтони Л. Истребитель CF-104 (Самолет на вооружении Канады) . Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing Limited, 2007. ISBN   1-55125-114-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24b5c9bd5a97a6f04d14e408d65ce8cf__1715346720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/cf/24b5c9bd5a97a6f04d14e408d65ce8cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canadair CF-104 Starfighter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)