Звездный истребитель Canadair CF-104
CF-104 Звездный истребитель | |
---|---|
RCAF CF-104 в полете | |
Роль | Самолет-перехватчик , Истребитель-бомбардировщик |
Производитель | Канадэйр |
Дизайнерская группа | Корпорация Локхид |
Первый полет | 26 мая 1961 г. |
Введение | Март 1962 г. |
Ушедший на пенсию | 1995 ( ВВС Турции ) [ 1 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевские ВВС Канады Королевские ВВС Дании Королевские ВВС Норвегии Турецкие ВВС |
Количество построенных | 200 |
Разработано на основе | Локхид F-104 Звездный истребитель |
Canadair CF-104 Starfighter ( CF-111 , CL-90 ) — модифицированная версия Lockheed F-104 Starfighter, сверхзвукового истребителя построенного в Канаде компанией Canadair по лицензии. В основном он использовался как штурмовик, хотя проектировался как перехватчик. Он служил в Королевских ВВС Канады (RCAF), а затем в Вооруженных силах Канады (CAF), пока в 1987 году его не заменил McDonnell Douglas CF-18 Hornet .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В конце 1950-х годов Канада пересмотрела свою роль в Организации Североатлантического договора (НАТО), взяв на себя обязательство нанести ядерный удар. [ 2 ] [ 3 ] В то же время RCAF начали рассматривать замену серии Canadair F-86 Sabre , которая использовалась в качестве дневного истребителя НАТО . [ 4 ] В международном соревновании истребителей участвовали текущие типы самолетов, находящихся на вооружении, а также разрабатываемые, в том числе Blackburn Buccaneer , Dassault Mirage IIIC , Fiat G.91 , Grumman Super Tiger , Lockheed F-104G Starfighter , Northrop N-156 и Republic F-105 Thunderchief . [ 4 ] Хотя RCAF отдали предпочтение F-105 Thunderchief, оснащенному двигателем Avro Canada Orenda Iroquois , в конечном итоге выбор ударно-разведывательного самолета основывался не только на его возможностях, но и на стоимости. [ 5 ] [ № 1 ]
Требование канадского правительства о самолете, который можно было бы производить в Канаде по лицензии, также способствовало предложению Lockheed благодаря сотрудничеству с Canadair, базирующейся в Монреале . 14 августа 1959 года компания Canadair была выбрана для производства 200 самолетов для RCAF по лицензии Lockheed. Кроме того, с Canadair был заключен контракт на производство крыльев, хвостового оперения и задней части фюзеляжа для 66 построенных Lockheed F-104G, предназначенных для ВВС Западной Германии . [ 6 ] [ Н 2 ]
Внутреннее обозначение Canadair было CL-90, тогда как версия RCAF первоначально имела обозначение CF-111, а затем была изменена на CF-104. Хотя в основном он похож на F-104G, CF-104 был оптимизирован для нанесения ядерного удара/разведки, оснащен оборудованием R-24A NASARR, предназначенным только для режима «воздух-земля», а также имел возможность установки подфюзеляжного разведывательного отсека. оснащен четырьмя камерами Vinten . Другие различия включали сохранение съемного заправочного зонда, первоначальное удаление установленной на фюзеляже 20-мм (0,79 дюйма) пушки M61A1 (замененной дополнительным топливным элементом) и установку основных элементов ходовой части жидкостных пружин с более длинным ходом и шин большего размера. Первый полет канадского самолета CF-104 (серийный номер 12701) состоялся 26 мая 1961 года. [ 8 ] Производство Canadair CF-104 составило 200 самолетов и еще 140 F-104G, произведенных для Lockheed. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]CF-104 поступил на вооружение Канады в марте 1962 года. Первоначально спроектированный как сверхзвуковой самолет-перехватчик , он использовался в основном для ударов на малых высотах и разведки RCAF. Восемь эскадрилий CF-104 изначально были размещены в Европе в рамках обязательств Канады перед НАТО. В 1967 году это число было сокращено до шести, а в 1970 году — до трех эскадрилий. [ 9 ] До 1971 года это включало в себя роль ядерного удара, в ходе которого канадские самолеты были вооружены поставленным США ядерным оружием в случае конфликта с силами Варшавского договора . За время службы CF-104 нес ядерное оружие B28 , B43 и B57 . [ 10 ]
Когда позже CAF прекратили выполнять ударно-разведывательные функции для обычных атак, M61A1 был переоборудован вместе с американским Mk. 82 «железные» бомбы Snakeye , британские кассетные бомбы BL755 канадской разработки и ракетные блоки CRV-7 . Хотя канадские пилоты практиковали тактику воздушного боя , ракеты AIM-9 Sidewinder никогда не использовались канадскими истребителями Starfighter (однако образцы, предоставленные другим военно-воздушным силам, таким как Норвегия и Дания, действительно несли Sidewinder на двухрельсовой центральной станции и на законцовках крыла). рельсы). Двухместный самолет CF-104D обычно не имел никакого вооружения, за исключением центрального учебного бомбомета.
За 25 лет эксплуатации CF-104 в Канаде произошло 110 аварий класса А, в результате которых погибло 37 пилотов. Большинство из них были в начале программы, посвященной проблемам прорезывания зубов. Из 110 происшествий класса А 21 произошло из-за повреждения посторонних предметов (14 из них - удары птиц ), 14 - из-за отказа двигателей в полете, шесть - из-за неправильного технического обслуживания и девять - из-за столкновений в воздухе. Тридцать два самолета врезались в землю, летя на малой высоте в плохих погодных условиях. Из 37 погибших четыре явно были связаны с сбоями в работе систем; все остальные были связаны с той или иной формой невнимательности пилота. [ 11 ]
По аварийности CF-104 выгодно отличается от своего предшественника F-86 Sabre. Всего за 12 лет эксплуатации на F-86 произошло 282 катастрофы класса А с гибелью 112 пилотов. Sabre также был более простым самолетом и обычно летал на большей высоте. [ 12 ]
Пресса прозвала CF-104 «Вдоводелом», но не пилоты и экипажи самолета. Дэвид Башоу заявляет на странице 92 своей книги: «Я никогда не слышал, чтобы пилот называл его «Вдоводелом». Сэм Ферт цитируется на странице 93 книги Башоу: «Я никогда не слышал, чтобы ни один человек, который летал, обслуживал, контролировал или охранял этот самолет любой силы (включая Люфтваффе), называл его «Вдоводелом». Пилоты в шутку называли его «Алюминиевой трубкой смерти», «Газонным дротиком» и «Летающим фаллосом», но обычно называли его «104» (один или четыре) или «Звездный истребитель». [ 11 ]
Атаки на малых высотах на CF-104 выполнялись визуально на высоте 100 футов над уровнем земли и на скорости до 600 км. Маневры уклонения на малых высотах могут увеличить скорость до сверхзвуковой . [ 13 ]
Самолет было очень трудно атаковать из-за его небольшого размера, скорости и малой высоты. Цитируется Дэйв Юрковски, бывший пилот CF-104 и CF-18: «Благодаря нашей скорости, размеру и действиям на более низких высотах ни один канадский водитель Zipper никогда не был «сбит» ни с воздуха, ни с земли в трех учениях Red Flag , в которых мы участвовали». [ 14 ]
CF-104 очень успешно показал себя в оперативных учениях НАТО. Канадцы впервые приняли участие в совещании по тактическому оружию AFCENT в 1964 году и делали это каждый год после этого. Эта встреча представляла собой соревнование между эскадрильями Бельгии, Франции, Германии, США, Великобритании и Нидерландов. Оценки основывались на нескольких факторах. Точность бомбы, время попадания в цель, навигация, планирование миссии и исправность самолета. Пилоты выбирались случайным образом из различных эскадрилий, чтобы точно представить оперативные возможности. [ 15 ]
Встреча AFCENT по тактическому оружию (эра ударов)
[ редактировать ]- 1964: (первое участие) Лучшая команда досталась двум принявшим участие канадцам. [ 16 ]
- 1965: Лучшая нация досталась канадцам, лучший индивидуальный результат достался флангу Фриулу (427). [ 17 ]
- 1966: RCAF стала второй лучшей страной, лучший индивидуальный результат достался флангу Морион (421). [ 18 ]
- 1967: Лучшая команда RCAF, МакКаллум и Роздеба получили награды. [ 15 ]
- 1968: Вторая лучшая команда (427) [ 19 ]
- 1970: Канадцы заняли первое место в забастовке. [ 20 ]
Встреча AFCENT по тактическому оружию (эра нападения)
[ редактировать ]двухгодичный график.
- 1974: (первое участие) Лучший пилот-штурмовик канадец Ларри Крэбб. [ 21 ]
- 1976: 1CAG - Страна с самым высоким результатом [ 22 ]
- 1978: Встреча была переименована в Tactical Air Meet. Подсчет очков был омрачен ссорами и объявлена ничья. [ 23 ]
- 1980: Канадцы выступили «хорошо» [ 23 ]
- С 1982 года соревнования были изменены на неконкурентные. [ 23 ]
Флеш-рояль
[ редактировать ]Соревнования среди разведывательных эскадрилий. Канадцы впервые приняли участие в 1966 году и завоевали следующие награды: [ 24 ]
- 1968: Первое место. [ 19 ]
- 1969: Первое и второе место (441, 439) [ 19 ]
- 1970: 439 человек выиграли дневные соревнования; Канада не участвовала в ночном мероприятии, поскольку в то время у RCAF не было оборудования ночного видения. [ 19 ]
Встреча с тигром
[ редактировать ]Соревнования между эскадрильями НАТО с кошками-талисманами. [ 25 ]
- 1979: Трофей Серебряного Тигра [ 25 ]
- 1981: Трофей Серебряного Тигра [ 25 ]
- 1985: Трофей Серебряного тигра [ 25 ]
В конце 1970-х годов была запущена программа New Fighter Aircraft с целью найти подходящую замену CF-104, а также McDonnell CF-101 Voodoo и Canadair CF-5 . Победителем конкурса стал CF-18 Hornet, который начал заменять CF-104 в 1982 году. Все CF-104 были сняты с вооружения канадских вооруженных сил к 1987 году, а большая часть оставшихся самолетов была передана Турции.
Варианты
[ редактировать ]- CF-104
- Одноместный истребитель-бомбардировщик для ВВС Великобритании.
- CF-104D
- Двухместный учебный вариант для RCAF.
Операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 22 мая 1983 года во время авиашоу на авиабазе Рейн-Майн канадский истребитель CF-104 Starfighter врезался в близлежащую дорогу, врезавшись в машину и убив всех пассажиров, а также семью викария из пяти человек. Пилот смог катапультироваться. [ 26 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]- Королевских ВВС Канады, F-104A, 12700 использованный в качестве образца для модели CF-104 - Музей авиации и космонавтики Канады . [ 27 ]
- CF-104, Королевские ВВС Канады 12702 - памятник-постамент, [ 28 ] Колд-Лейк-Саут , Альберта, расположен в Мемориальном парке Джо Хеффнера.
- CF-104, Королевские ВВС Канады 12703 - Канадский музей истребителей [ 29 ]
- CF-104, Королевские ВВС Канады 12704 - Только фюзеляж - проект реставрации Монреальский музей авиации [ 30 ] - Восстановление еще не началось
- CF-104, Королевские ВВС Канады 104783 - Музей авиации Атлантической Канады [ 31 ]
- CF-104, Королевские ВВС Канады 104784 - CFB Сен-Жан-сюр-ле-Ришелье [ 32 ]
- Вооруженных сил Канады CF-104D, номер 104646 в Национальном музее ВВС Канады , CFB Трентон. [ 33 ]
- CF-104, Королевские ВВС Канады, 104731 - Музей авиации Британской Колумбии [ 34 ]
- CF-104 и CF-104D RCAF 104756 и 104641 — Музей наследия канадских военных самолетов в Гамильтоне, Онтарио . 104756 выполнен в цветах Tiger Meet. Первоначально этот самолет имел номер 12790 . [ 35 ]
- CF-104, вооруженные силы Канады 104774 в CFB Valcartier [ 36 ]
- CF-104D RCAF 104651 Музей авиации Альберты в Эдмонтоне, Альберта [ 37 ]
- CF-104D 645 - Канадский музей авиации , региональный аэропорт Лэнгли [ 38 ]
- CF-104, Королевские ВВС Канады - Музей Рейнольдса в Альберте [ 39 ] в Ветаскавине , Альберта .
Дания
[ редактировать ]- CF-104 Королевские ВВС Дании R-814 104814 , Дисплей. Замок Эгесков, Дания [ нужна ссылка ]
Германия
[ редактировать ]- CF-104, Вооруженные силы Канады 104785 , крепление на пьедестале, Зёллинген, Германия., [ 40 ]
Венгрия
[ редактировать ]- CF-104 Турецких ВВС 63-893 на выставке в Музее авиации Сольнока в Сольноке. [ 41 ]
Норвегия
[ редактировать ]- CF-104D RNoAF 717 — выставлен на постаменте возле музея Flyhistorisk, Сола, недалеко от Ставангера . [ 42 ]
- CF-104D RNoAF 730 — выставлен в Музее истории полетов, Сола недалеко от Ставангера . [ 42 ]
- CF-104 RNoAF 755 — в Кьеллере , Лиллестрем . [ 43 ]
- CF-104D RNoAF 766 — выставлен на постаменте перед аэродромом Кьеллер , Лиллестрём . [ 43 ]
- CF-104 RNoAF 801 — выставлен в Норвежском музее авиации в Будё . [ 43 ]
- CF-104 RNoAF 836 — передан в среднюю школу Бардуфосса. Выставлен возле аэродрома Бардуфосс. [ 43 ]
- CF-104 RNoAF 882 — используется в качестве привратника на Volvo Arero, Норвегия , Конгсберг . [ 43 ]
- CF-104 RNoAF 886 - Коллекция военных самолетов Гардермуэн [ нужна ссылка ]
- CF-104 RNoAF 889 — в аэропорту Торп, Саннефьорд . [ 43 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Норвегия
[ редактировать ]- CF-104D см. 104 637 был восстановлен до летного состояния группой добровольцев под названием «Друзья Starfighter» и базируется в Будё в Норвегии. [ 44 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- CF-104D, номер 104632 Вооруженных Сил Канады — базируется на базе Starfighters Inc на мысе Канаверал, Флорида . [ 45 ]
- CF-104G, номер 104759 Вооружённых Сил Канады — базируется на базе Starfighters Inc на мысе Канаверал, Флорида . [ 46 ]
- CF-104G, номер 104850 Вооружённых Сил Канады — базируется на базе Starfighters Inc на мысе Канаверал, Флорида . [ 47 ]
Канада
[ редактировать ]- Вооружённых Сил Канады CF-104D, номер 104633 — принадлежит KF Aerospace Center For Excellence в Келоуне , Британская Колумбия .
Технические характеристики (CF-104)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 54 фута 6 дюймов (16,7 м)
- Размах крыльев: 21 фут 9 дюймов (6,63 м)
- Высота: 13 футов 5 дюймов (4,08 м)
- Пустой вес: 14000 фунтов (6300 кг)
- Максимальный взлетный вес: 29 038 фунтов (13 171 кг)
- Силовая установка: 1 Orenda J79 -OEL-7 с форсажной камерой турбореактивный двигатель , тяга 10 000 фунтов силы (44 кН) всухую, 15 800 фунтов силы (70 кН) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1146 миль в час (1844 км/ч, 996 узлов)
- Диапазон: 1630 миль (2630 км, 1420 миль)
- Практический потолок: 50 000 футов (15 240 м)
Вооружение
- Орудия: 1 × 20-мм (0,79 дюйма) M61A1 Vulcan . пушка
- Прочее: Внешние бомбы, ракеты и ракеты.
Значки
[ редактировать ]-
Герб CF-104, который носили летный и наземный экипаж в середине 1970-х годов.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Исторические списки: Турция, (TUR) Архивировано 5 ноября 2013 г. в Wayback Machine .»] Мировые ВВС. Проверено: 10 июня 2011 г.
- ^ Канадские крылья (2012). «Канадский истребитель CF-104» . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ Музей наследия канадских военных самолетов (2014 г.). «Локхид CF-104D Старфайтер» . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Башоу 1990, с. 8.
- ^ Макинтайр 1985, с. 6.
- ^ Баугер, Джо. «Канадский истребитель CF-104». Американские военные самолеты, 6 октября 2003 г. Дата обращения: 1 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Пиклер и Милберри 1990, с. 186.
- ^ Стачив 2007, с. 30.
- ^ Гринхаус и Холлидей 1999, с. 152.
- ^ Джон Клируотер (1998). Канадское ядерное оружие: нерассказанная история канадского арсенала времен холодной войны . Дандурн Пресс. стр. 91–116 . ISBN 1-55002-299-7 . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Башоу 1990, с. 92–93.
- ^ Башоу 1990, с. 96.
- ^ Башоу 1990, с. 119.
- ^ Башоу 1990, с. 138.
- ^ Jump up to: а б Башоу 1990, с. 47.
- ^ Башоу 1990, с. 33.
- ^ Башоу 1990, с. 37.
- ^ Башоу 1990, с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д Башоу 1990, с. 52.
- ^ Башоу 1990, с. 58.
- ^ Башоу 1990, с. 78.
- ^ Башоу 1990, с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Башоу 1990, с. 81.
- ^ Башоу 1990, с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д «Натовский тигр встречается» . www.NatoTigers.org. Архивировано из оригинала 4 июля 2014 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Ричардсон, В. Джон и Тим Уэст. «Канадэр CF-104». Архивировано 9 мая 2015 г. на сайте Wayback Machine ejection-history.org, 2010 г. Дата обращения: 21 марта 2011 г.
- ^ "Истребитель Lockheed F-104A". Aviation.technomuses.ca (Канадский музей авиации и космонавтики) , 4 марта 1954 г. Дата обращения: 6 января 2013 г.
- ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ «Канадский музей истребителей» . Canadianstarfightermuseum.ca . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ «Trails Starfighter движется в Монреаль». Аеоплан. Июнь 2021. с. 8.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь ) - ^ «Истребитель CF-104 Starfighter — Музей авиации Атлантической Канады» .
- ^ «CF-104 «Старфайтер» — Сен-Жан-Сюр-Ришелье, Квебек» . roadsideattractions.ca . Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Национальный музей ВВС Канады . «Звездный истребитель» . airforcemuseum.ca . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ «ВИДЕО: Самый быстрый самолет, служащий канадским вооруженным силам, на пути в Северный Саанич - остров Ванкувер Free Daily» . www.vancouverislandfreedaily.com . 6 июля 2023 г. Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ "Канадский истребитель CF-104". Warplane.com (Музей наследия канадских боевых самолетов). Проверено: 6 января 2013 г.
- ^ «Сохранено в Канаде» . Международное общество F-104 . Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ «Локхид CF-104D Старфайтер» . albertaaviationmuseum.com . Архивировано из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ "Истребитель Lockheed CF-104". Канадский музей авиации через Canadianflight.org , 20 июня 2008 г. Дата обращения: 5 августа 2013 г.
- ^ «Авиация» . reynoldsmuseum.ca . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ "CF-104 104785" Ранее постамент в CFB Baden-Soellingen.
- ^ «F-104G (CF-104G), подарок ВВС Турции». repulomuzeum.hu . Проверено: 17 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «CF-104». (норвежский язык). Архивировано 2 ноября 2008 г. в музее Wayback Machine Сола. Проверено: 22 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миссия выполнена - культурное наследие ВВС Норвегии (Гленн, Роар, 2012).
- ^ НРК (28 сентября 2016 г.). «Здесь Эскил впервые за 33 года летает на «Вдоводелателе» . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N104RB, серийный номер 104632». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N104RN, серийный номер 104759». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N104RD, серийный номер 104780». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Башоу, Дэвид Л. Starfighter: любящая ретроспектива эпохи CF-104 в канадской истребительной авиации, 1961–1986 гг . Стоуни-Крик, Онтарио: Fortress Publications Inc., 1990. ISBN 0-919195-12-1 .
- Франсильон, RJ Lockheed Aircraft с 1913 года. Лондон: Патнэм, 1987. ISBN 0-370-30329-6 .
- Гринхаус, Бреретон и Хью А. Холлидей. ВВС Канады, 1914–1999 гг . Монреаль: Editions Art Global и Министерство национальной обороны, 1999. ISBN 978-2-92071-872-2 .
- Макинтайр, Роберт. CF-104 Starfighter (канадский профиль: Самолет № 1) . Оттава, Онтарио: Sabre Model Supplies Ltd., 1985. ISBN 0-920375-00-6 .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Стачив, Энтони Л. Истребитель CF-104 (Самолет на вооружении Канады) . Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing Limited, 2007. ISBN 1-55125-114-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международное общество F-104
- Исторический самолет канадских вооруженных сил - CF-104
- CF-104 на RCAF.com
- Демонстрационная команда Starfighters F-104
- Норвежский сайт с восстановлением CF-104D для полета
- Звездный истребитель Canadair CF-104
- Истребитель Lockheed CF-104D
- Ядерные ударные силы Канады: 1-я авиационная дивизия, 1964–1972 гг.