Jump to content

Список операторов Lockheed F-104 Starfighter

Бывшие операторы истребителей F-104

В списке эксплуатантов Lockheed F-104 Starfighter перечислены страны и их военно-воздушные подразделения, которые эксплуатировали Lockheed F-104 Starfighter .

Военные операторы

[ редактировать ]
Бельгийский F-104

Бельгия эксплуатировала F-104G и TF-104G. Они служили в составе четырех эскадрилий: 23-й и 31-й (истребители-бомбардировщики), 349-й и 350-й (перехватчики) и, наконец, подразделения OCU. Всего был закуплен 101 F-104G производства SABCA и 12 TF-104G производства Lockheed (один F-104G разбился перед доставкой). ВВС Бельгии эксплуатировали этот тип с 14 февраля 1963 г. по 19 сентября 1983 г.; некоторые выжившие были отправлены на Тайвань (23 самолета) и Турцию (18 самолетов). Тридцать восемь F-104G и три TF-104G были потеряны в результате аварий.

Бельгийские ВВС
Канадский CF-104

В период с 1962 по 1986 год RCAF, а затем и объединенные канадские вооруженные силы , эксплуатировали 200 канадских CF-104 и 38 учебно-тренировочных CF-104D с двойным управлением (построенных Lockheed). CF-104 были оснащены дополнительным электронным оборудованием, включая радар. функция приемника предупреждений , в хвосте и под носом. Потери были высокими: в Европе произошло около 110 аварий. Его интенсивное использование, в основном на малых высотах, для бомбардировок и разведки, было основным фактором, а плохие погодные условия стали причиной почти 50% случайных потерь. После вывода из эксплуатации планеры налетали в среднем 6000 часов; в три раза больше, чем у немецких F-104. Излишки CF-104 и CF-104D позже были переданы в Данию , Норвегию и Турцию . [ 1 ]

Королевские ВВС Канады
Датский F-104G

Первоначально Дания получила 25 F-104G и четыре TF-104G в соответствии с Законом о взаимной оборонной помощи в 1964–65 годах. Излишки самолетов, построенных по канадской лицензии, были переданы в период с 1971 по 1973 год (15 CF-104 и 7 CF-104D). Всего в Дании находился 51 истребитель Starfighter до их вывода из эксплуатации в 1986 году. Пятнадцать излишних F-104G и три TF-104G были переданы Тайваню в 1987 году. [ 2 ]

Королевские ВВС Дании использовали F-104 в качестве перехватчиков.

Западная Германия

[ редактировать ]
Звездные истребители JG 74 в 1965 году.
Люфтваффе TF-104G на авиабазе Люк в цветах ВВС США, 1982 год.
F-104G ВМС Германии в 1984 году.

Западная Германия получила 916 F-104, в том числе 749 F/RF-104G, 137 TF-104G и 30 F-104F. [ 4 ] образуя основную боевую технику как немецких ВВС , так и Marineflieger . На пике своего развития в середине 1970-х годов Люфтваффе имело пять крыльев истребителей-бомбардировщиков, оснащенных F-104, два крыла перехватчиков и два крыла тактической разведки. Marineflieger эксплуатировал еще два крыла F - 104 в морских ударных и разведывательных целях. [ 5 ]

Starfighter поступил на вооружение Люфтваффе в июле 1960 года. [ 6 ] поставки продолжались до марта 1973 года, [ 7 ] оставаясь на вооружении до 16 октября 1987 г., [ 8 ] и продолжал использоваться в целях испытаний до 22 мая 1991 года.

Две эскадрильи RF-104G были перевооружены на RF-4E Phantom в начале 1970-х годов.

Первоначально Marineflieger с использовал ракеты командного наведения AS.30 в качестве противокорабельного оружия, но они были заменены более совершенными и дальнобойными ракетами AS.34 Kormoran радиолокационным наведением , позволяющими наносить удары по кораблям противника с дистанции. [ 9 ] Западногерманские истребители Starfighter имели тревожное количество аварий: 292 из 916 Starfighter разбились, унеся жизни 115 пилотов.

ВВС
Флаеры военно-морского флота
HAF F-104G из 335-й эскадрильи, окрашен в схему «Тигр».

Греция получила 45 новых F-104G и шесть TF-104 в рамках Программы военной помощи. Они были дополнены подержанными истребителями Starfighter, переданными из других ВВС НАТО, в том числе 79 из Германии, семь из Нидерландов и девять из Испании. Starfighter поступил на вооружение Греции в апреле 1964 года, оснастив два крыла и покинув службу в марте 1993 года. [ 10 ]

Греческие ВВС
Построение итальянских F-104S.
Итальянский F-104S на авиабазе Битбург, 1988 год.

В ВВС Италии F-104 был основой с начала 1960-х годов до конца 20-го века. Первым полетом итальянского F-104G стал самолет MM6501 , построенный компанией Lockheed , 9 июня 1962 года; однако первый экземпляр, построенный Fiat/Aeritalia, поднялся в воздух два года спустя, 5 октября 1962 года. Первоначально Италия получила в общей сложности 105 F-104G, 24 TF-104G и 20 RF-104G, которые вступили в строй в марте 1963 года. Позже этот парк был введен в эксплуатацию. увеличено за счет добавления 205 самолетов, построенных по лицензии компанией Aeritalia F-104S, и шести самолетов бывшей Люфтваффе. TF-104G, в результате чего общее количество эксплуатируемых самолетов достигло 360. В 1986 году AMI была крупнейшим эксплуатантом, имевшим одиннадцать единиц, эксплуатирующих Starfighter. До 1997 года Италия потеряла 137 (38%) своих F-104 за 928 000 летных часов (14,7 самолетов каждые 100 000 часов). F-104 был официально выведен из эксплуатации AMI во время большой церемонии в Pratica di Mare в 2004 году.

Итальянские ВВС
JASDF F-104J в 1982 году.
JASDF F-104J выставлялся недалеко от города Чиппубецу на Хоккайдо в 2006 году.

JASDF располагала 210 истребителями завоевания превосходства в воздухе F-104J и 20 учебно-тренировочными самолетами F-104DJ с двойным управлением. Названные Эйко («Слава»), они служили с октября 1962 по 1986 год, потеряв за это время всего 3 самолета, включая аварию в результате столкновения в воздухе. Их использовали семь эскадрилий завоевания превосходства в воздухе: 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207. За эту долгую службу японские F-104 столкнулись с назойливыми советскими самолетами. Двадцать два [ 11 ] японских F-104 в конечном итоге были переоборудованы в дроны для тренировок по воздушным мишеням. 31 F-104J и пять F-104DJ [ 11 ] самолеты были проданы Тайваню. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Силы воздушной самообороны Японии

Иордания

[ редактировать ]
Джордан F-104 у мемориала Моат Касасбех

Иордания получила 29 самолетов F-104A и четыре самолета F-104B, поставленных в рамках Программы военной помощи в 1967 году. Под контролем США эти самолеты были временно переброшены в Турцию во время арабо-израильской Шестидневной войны . К 1983 году замененные на Northrop F-5 и Dassault Mirage F1 , оставшиеся в живых служат аэродромными приманками.

Королевские ВВС Иордании

Нидерланды

[ редактировать ]
Голландский F-104 выставлен в Музее военной авиации Состерберг (Нидерланды)

Нидерланды эксплуатировали F-104 европейского производства, за исключением TF-104G. Их доставили прямо из Палмдейла в KLu. Всего в Koninklijke Luchtmacht (Королевские ВВС Нидерландов, или KLu) было доставлено 138 истребителей Starfighter. [ 16 ] Многие голландские самолеты были переданы Турции.

Королевские ВВС Нидерландов

Норвегия

[ редактировать ]
Истребитель Lockheed RF-104G Королевских ВВС Норвегии

Норвегия получила 18 излишков CF-104 и четыре CF-104D из Канады в 1974 году. Первоначально страна получила 19 F-104G и четыре TF-104G производства Canadair в 1963 году в рамках Программы военной помощи. Зимой 1982 года F-104 был выведен из эксплуатации в Норвегии.

Королевские ВВС Норвегии

Пакистан

[ редактировать ]
Пакистанские F-104A и F-104B Griffin выстроились в ряд на взлетной полосе авиабазы ​​Саргодха .

Пакистан был первым крупным союзником, не входящим в НАТО, который был оснащен F-104, всего было поставлено 12 F-104A и 2 F-104B; девять F-104A (бортовые номера 56-803, 56-804, 56-805, 56-807, 56-868, 56-874, 56-875, 56-877, 56-879) и два F-104B (хвостовые номера 57-1309, 57-1312) 5 августа 1961, [ 17 ] хотя некоторые источники говорят, что первые два были приземлены на авиабазе Саргодха (ныне авиабаза Мушаф ) эскадроном-лейтенантом Садруддином и флайт-лейтенантом Миддлкоутом в 1962 году. [ 18 ] Еще один F-104A был доставлен 8 июня 1964 года (бортовой номер 56-773) и еще один 1 марта 1965 года (бортовой номер 56-798) в качестве замены погибших в авариях истребителей. [ 18 ] Пакистанские истребители представляли собой самолеты бывшего Командования ПВО США , оснащенные более мощными двигателями General Electric J-79-11A , а по запросу ВВС США 20-мм пушка Гатлинга Vulcan была повторно установлена ​​после снятия ВВС США. Эти F-104 имели необычно высокую тяговооруженность из-за более старого, но более легкого планера и более современных двигателей. [ 17 ] [ 18 ] F-104 находился на вооружении 12 лет, налет 11 690 часов, из них 246 часов 45 минут в Индо-Пакистанской войне 1965 года и 103 часа 45 минут в Индо-Пакистанской войне 1971 года, после чего пять F-104 остались и были Основано на нехватке запасных частей из-за послевоенных санкций США . Этот тип был снят с производства в конце 1972 года. [ 17 ] [ 18 ]

Пакистанские ВВС
Испанский истребитель F-104G.

Испанские ВВС получили свои F-104 в рамках Программы военной помощи: 18 F-104G канадской авиации и три TF-104G производства Lockheed были доставлены в рамках MAP в испанскую авиацию Ejército del Aire в 1965 году. [ 19 ] Эти самолеты были переданы Греции и Турции, когда в 1972 году их заменили F-4 Phantom. Примечательно, что ни один самолет не был потерян в результате аварий за 17 000 часов боевого использования в Испании, хотя самолет использовался только по назначению в качестве истребителя. перехватчиком и преимущественно в очень хорошую летную погоду. [ 20 ]

ВВС

Тайвань (Китайская Республика)

[ редактировать ]
ROCAF F-104G, 1969 г.

Китайская республика эксплуатировала в общей сложности 282 самолета, финансируемых Программой военной помощи (MAP); Использовалась смесь новых и излишних F-104A, -B, -D, -G, -J, -DJ, RF-104G и TF-104G. К 1997 году Starfighter был выведен из эксплуатации на Тайване. [ 21 ]

ВВС Китайской Республики
Истребитель Aeritalia F-104 S Star Fighter в Стамбульском музее авиации.

Турция получила 48 новых F-104G и шесть TF-104G производства Lockheed и Canadair, финансируемых в рамках Программы военной помощи, которые были поставлены с 1963 года, а также напрямую закупила 40 новых перехватчиков F-104S у Fiat в 1974–75 годах. [ 22 ] Кроме того, как и Греция, Турция получила большое количество избыточных истребителей Starfighter от нескольких стран НАТО в 1970-х и 1980-х годах, в том числе 170 бывших немецких самолетов, 53 самолета из Нидерландов и 52 из Канады. В общей сложности Турция получила из различных источников более 400 истребителей Starfighter, хотя многие из этих самолетов были разобраны на запчасти, так и не полетев. F-104 был окончательно снят с вооружения Турции в 1995 году. [ 23 ]

Турецкие ВВС

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
476-й TFS F-104C ВВС США во Вьетнаме, 1965 год.
ВВС США
Командование систем ВВС
Тактическое авиационное командование
Командование ПВО / Командование воздушно-космической обороны
Воздушная Национальная гвардия

Гражданские операторы

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
НАСА

Одиннадцать F-104 (различные версии) эксплуатировались НАСА в период с 1956 по 1994 год. Самолеты использовались для поддержки летных испытаний X-15 и XB-70 , а также для подготовки космонавтов во время различных программ космических полетов. Самолеты НАСА F-104 использовались для сбора данных летных исследований, включая характеристики управляемости самолета, такие как инерционная муфта крена и системы управления реакцией, используемые в NF-104A и X-15. космического корабля «Шаттл» Плитки теплозащиты были испытаны в полетах на борту «Старфайтера» на стенде, имитирующем полет под дождем. За прошедшие годы истребители НАСА совершили множество боевых вылетов в целях поддержки передовых исследовательских самолетов, включая бескрылые самолеты с подъемным корпусом . Нил Армстронг был одним из выдающихся пилотов, летавших на F-104 НАСА. [ 24 ]

«Звездные истребители» готовятся к демонстрации.
Демонстрационная группа Starfighters F-104

Команда, базирующаяся в Клируотере, штат Флорида, в настоящее время управляет тремя истребителями Canadair CF-104 Starfighter, выступающими на авиашоу в США и Канаде. Их CF-104 состоят из двухместного CF-104D с серийным номером: 104632 (зарегистрированного как N104RB ) и двух одноместных CF-104 с серийными номерами: 104850 (зарегистрированного как N104RD ) и 104759 (зарегистрированного как N104RN ). Первоначально самолеты эксплуатировались в Королевских ВВС Канады, а затем все они служили в Королевских ВВС Норвегии, а затем были импортированы в США в начале 1990-х годов. [ 25 ]

F-104РБ «Красный барон»

Другой гражданский истребитель, названный F-104RB (от Манфреда фон Рихтгофена , «Красного барона»), использовался для установления рекорда скорости на малых высотах в октябре 1977 года всемирно известным авиагонщиком Дэррилом Гринамиером . Гринамиер строил свой F-104 в течение 12 лет из деталей, добытых в разных местах, включая «позаимствованный» турбореактивный двигатель J79-17/1 у McDonnell Douglas F-4 Phantom , который развивал тягу на 2000 фунтов больше, чем стандартный J79. -19 двигатель. Гринамиер побил рекорд на Грязевом озере, недалеко от Тонапаха, штат Невада, и побил предыдущий рекорд скорости на малых высотах, установив максимальную скорость 988,26 миль в час (1590,41 км/ч) после пяти проходов по высохшему озеру. Он оставался сверхзвуковым на протяжении большей части 20-минутного полета и редко поднимался выше 100 футов над дном озера. Несколько месяцев спустя, готовясь к установлению мирового рекорда абсолютной высоты, он был вынужден катапультироваться, поскольку его шасси не выдвинулось; приземление на брюхо F-104 считалось слишком опасным.

Сводная информация о производстве по странам

[ редактировать ]
Источник: Истребитель F-104 в действии. [ 26 ]
Управляемый Локхид Канада Германия Нидерланды Бельгия Италия Япония
ВВС США 297 297
ВВС США/MAP 250 110 140
Канада 238 38 200
Япония 230 23 207
Германия 917 240 283 255 89 50
Нидерланды 138 14 99 25
Бельгия 112 3 109
Италия 354 12 342
промежуточные итоги Гранд: 2536 737 340 283 354 198 417 207

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стачив и Таттерсолл 2007, стр. 47.
  2. ^ Шредер, Ганс (1991). «Королевские ВВС Дании». Клятва. Кей С. Нильсен. Тойхусмузеет, 1991, с. 1–64. ISBN   87-89022-24-6 .
  3. ^ страницы 64, 153 и 154 в книге Яна Йоргенсена: «Flyvevåbnet - Сцены из истории датской военной авиации», 2010, Nordic Airpower, ISBN   978-87-993688-0-8 (на английском языке)
  4. ^ Джексон 1976, с. 21.
  5. ^ Джексон 1976, с. 22.
  6. ^ Джексон 1976, с. 20.
  7. ^ Фрикер и Джексон 1996. с. 72
  8. ^ Скарлатто 2004
  9. ^ Фрикер и Джексон 1996. с. 56
  10. ^ Фрикер и Джексон 1996, с. 93
  11. ^ Jump up to: а б F-104. Архивировано 30 сентября 2017 года на Wayback Machine. Проверено 30 сентября 2017 года.
  12. ^ Вывод из эксплуатации ROCAF F-104. Архивировано 26 февраля 2019 г. на Wayback Machine. Проверено 30 сентября 2017 г.
  13. Сохранено в Тайваньском международном обществе F-104. Получено 30 сентября 2017 г.
  14. ^ 916 Starfighter , получено 30 сентября 2017 г.
  15. ^ История выброса - Тайвань. Архивировано 7 января 2009 г. в Wayback Machine. Проверено 30 сентября 2017 г.
  16. F-104 Баугера, отправленный в Нидерланды. Архивировано 26 января 2008 г. в Wayback Machine. Дата обращения: 6 февраля 2008 г.
  17. ^ Jump up to: а б с «Истребители F-104 Starfighters в ВВС ПАКИСТАНА» . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 12 февраля 2011 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д Коммодор авиации Мухаммед Али (20 февраля 2021 г.). «Форсаж: История о звездном истребителе – спидстере ВВС» . Непревзойденный .
  19. Доставка Bauher F-104G в Испанию. Архивировано 26 января 2008 г. на Wayback Machine. Проверено: 6 февраля 2008 г.
  20. ^ Боуман 2000, с. 164.
  21. Выход на пенсию ROCAF F-104. Архивировано 26 февраля 2019 г. на Wayback Machine. Проверено: 6 февраля 2008 г.
  22. ^ Фрикер и Джексон 1996, стр.98.
  23. ^ Фрикер и Джексон 1996, стр.99.
  24. ^ «Страница истории НАСА F-104» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2014 года . Проверено 2 марта 2008 г.
  25. ^ Демонстрационная группа Starfighters F-104 Дата обращения: 6 февраля 2008 г.
  26. ^ Дрендел 1976, стр.5.

Библиография

[ редактировать ]
  • Боуман, Мартин В. Lockheed F-104 Starfighter . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press Ltd., 2000. ISBN   1-86126-314-7 .
  • Дрендел, Лу. F-104 Starfighter в действии , самолет № 27. Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1976. ISBN   0-89747-026-5 .
  • Фрикер, Джон и Пол Джексон. «Локхид F-104 Старфайтер». Крылья славы . Том 2, 1996, стр. 38–99. Аэрокосмическое издательство. Лондон. ISBN   1-874023-69-7 .
  • Джексон, Пол А. Немецкая военная авиация 1956–1976 гг . Хинкли, Лестершир, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1976. ISBN   0-904597-03-2 .
  • Стачив, Энтони Л. и Эндрю Таттерсолл. CF-104 Starfighter (Самолет на вооружении Канады) . Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing Limited, 2007. ISBN   1-55125-114-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63be7c764dafa8819f184e9c648c522c__1723972680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/2c/63be7c764dafa8819f184e9c648c522c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of Lockheed F-104 Starfighter operators - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)