Jump to content

Звездный истребитель Aeritalia F-104S

(Перенаправлено с Aeritalia F-104S )
Звездный истребитель F-104S
Роль Самолет-перехватчик
Производитель антенна
Дизайнер Локхид
Первый полет 22 декабря 1966 г.
Введение 1969
Ушедший на пенсию октябрь 2004 г.
Основные пользователи Итальянские ВВС
Турецкие ВВС
Произведено 1966–1979
Количество построенных 246
Разработано на основе Локхид F-104 Звездный истребитель

Aeritalia F-104S Starfighter представлял собой лицензионную итальянскую версию истребителя Lockheed F-104 Starfighter , который служил в ВВС Италии и был их основой с конца 1960-х годов до начала 21 века. F-104S также служил в ВВС Турции до середины 1990-х годов. F-104S был последним развитием линейки Starfighter.

F-104S, созданный на основе исследований Lockheed по проекту «Super Starfighter», был одним из самых мощных из серии F-104 и должен был стать последним, находящимся на вооружении в мире. F-104S (модернизированный до стандарта ASA/M) был выведен из эксплуатации в октябре 2004 года.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
F-104S в оригинальном камуфляже с ракетами Sparrow, установленными под крыльями, около 1969 года.

Серия F-104 вступила во вторую фазу разработки с F-104G (для Германии, ведущей страны по этой версии). Хотя ВВС США больше не интересовались F-104, Lockheed предложила модель CL-901 с новым двигателем J79-GE-19 и улучшенным Sparrow III. [ 1 ] Дальнейшие предлагаемые разработки включали CL-958 с крыльями большего размера, CL-981 с убирающимися крыльями - утками за кабиной и CL-984, оптимизированный для ударных задач на малых высотах. RF-104G был модифицирован и поднялся в воздух в декабре 1966 года как прототип CL-901 «Super Starfighter». Внешне новый тип имел воздухозаборники немного большего размера и стальные направляющие лопатки, что позволяло увеличить рабочую температуру со 121 до 175 ° C (от 250 до 347 ° F), обеспечивая максимальную скорость 2,2 Маха.

За первые пять лет службы в Италии было потеряно 23 самолета F-104G; поскольку в лучшем случае в эксплуатации находилось только 80–90 F-104 (из 149 приобретенных), было решено закупить новый перехватчик и истребитель-бомбардировщик для усиления передовых частей.

Требование AMI середины 1960-х годов «AW-X» (All-Weather-eXperimental) к новому всепогодному истребителю привело к оценке многих доступных типов: McDonnell Douglas F-4B/C Phantom , Dassault Mirage III C- 1, BAC Lightning и North American F-100S Super Sabre и другие. В конечном итоге выбор пал на Lockheed CL-980 (упрощенная версия с такими же крыльями, как у проектируемой модели CL-901). 26 января 1966 года AMI выбрала окончательный F-104S в качестве своего будущего истребителя. Первый F-104S на самом деле представлял собой модифицированный построенный Fiat F-104G, MM6658 , который выступал в качестве аэродинамического прототипа и впервые поднялся в воздух 22 декабря 1966 года. [ 2 ] а второй прототип, MM6660 , оснащенный новыми системами авионики, более близкими к окончательной конфигурации, поднялся в воздух 28 февраля 1967 года. [ 3 ] MM.6701 , первый серийный F-104S, построенный Aeritalia, совершил полет 30 декабря 1968 года. [ 2 ]

F-104S был разработан для перевозки ракет AIM-7 Sparrow (без пушки Vulcan). В качестве штурмовика F-104S имел девять точек подвески и мог нести до семи бомб массой 227 кг (500 фунтов) или 340 кг (750 фунтов), что является улучшением по сравнению с F-104G, который мог поднять только вдвое меньше пяти бомб. узлы подвески, две из которых были необходимы для вспомогательных танков. Теоретически F-104S мог быть оснащен четырьмя или пятью бомбами, двумя подвесными баками и двумя AIM-9, становясь самолетом двойного назначения.

Новый тип поступил на вооружение в середине 1969 года в составе 22° Gruppo (51° Stormo); [ 4 ] и в том году F-104S налетал 460 часов.

AMI закупила 205 экземпляров, все поставленные с 1969 по 1979 год. [ 5 ] 100-й самолет был поставлен в январе 1973 года, а 200-й - в мае 1976 года. [ 2 ] В конце 1973 года Lockheed подписала соглашение с Aeritalia о продаже F-104S вместе с Aeritalia G.222 , а также согласилась на совместную инженерную работу над прототипами Lockheed CL-1200 Lancer . [ 6 ] Модель построена в двух вариантах; в качестве перехватчика, вооруженного ракетами AIM-7 Sparrow ( M61 Vulcan снимается); и как истребитель-бомбардировщик с сохраненной пушкой, бомбами и другими боеприпасами класса «воздух-поверхность». Модели были взаимозаменяемыми, поэтому неясно, сколько из них было построено или перестроено в соответствии с этими спецификациями.

Операционная история

[ редактировать ]

Итальянский сервис

[ редактировать ]

Эскадрильи AMI, оснащенные версиями F-104G и S, были: 9, 10, 12, 18 (первоначально для разведки, затем двойного назначения), 20 (учебные), 21, 22, 23, 28 (разведывательные), 132 (разведывательные). ) 102, 154, 155 и 156 (бомбардировщики).

MM6945 , первый F-104S-ASA с малозаметной окраской.

J79 . -GE-19 обеспечивал более быстрый набор высоты, сравнимый с современными истребителями (до 277 м / с (909 футов / с), с заявленным временем набора высоты 10 600 м (34 777 футов) 80 секунд; на десять секунд меньше чем F-104G), с возможностью достижения скорости 2 Маха на высоте 12 000 м (39 370 футов) примерно за пять минут.

Наполеоне Браганьоло, летчик-испытатель компании Aeritalia, смог приземлиться в Чампино в Риме через 19 минут и 30 секунд после взлета из Турина на севере Италии. Во время этого полета с двумя вспомогательными баками на законцовках крыла он поднялся на 15 км (49 213 футов) и разогнался до 2 Маха. На момент приземления на борту самолета все еще было 1300 л (290 имп галлонов; 340 галлонов США) топлива; достаточно, чтобы достичь Палермо , Сицилия, на дозвуковой скорости. Средняя скорость полета составила 1,5 Маха.

Даже с этими новыми Starfighter уровень потерь оставался высоким, с пиками в 1973 и 1975 годах (за этот период на вооружении AMI было потеряно десять F-104 всех версий). До 1997 года Италия потеряла 137 (38%) своих F-104 за 928 000 летных часов (14,7 самолетов каждые 100 000 часов). Несмотря на снижение уровня потерь в 1980-е годы (с 33 потерями в период с 1981 по 1990 год), дебаты о надежности этого самолета часто были ожесточенными в средствах массовой информации , что дало ему прозвище bara volante (что означает «летающая шкатулка»). на итальянском языке перевод аналогичного немецкого прозвища Fliegender Sarg. [ 7 ] ). В 1980-е годы уровень потерь снизился, особенно в 1990-е, когда все старые версии (кроме TF-104) были списаны.

Во время войны в Персидском заливе 1991 года шесть итальянских F-104 были переброшены в Турцию вместе с немецкими самолетами Alpha Jets и бельгийскими Mirage 5 в рамках операции НАТО по защите Турции от потенциальных атак Ирака. [ 8 ] 12 итальянских F-104, принадлежащих 4-му, 5-му, 9-му и 37-му полкам Stormi, были переброшены на Балканы в рамках операций Deny Flight , Operation Deliberate Force и Operation Allied Force. [ 9 ] .

Последний итальянский F-104 был отозван с линии фронта в 2004 году, после того как этот тип налетал около миллиона часов за более чем 40 лет службы. Четыре F-104 (2 TF-104M и 2 F-104ASAM) эксплуатировались Испытательным центром ВВС Италии до июля 2005 года. Последний военный полет F-104 состоялся в Пратика-ди-Маре 27 июля.

Турецкий сервис

[ редактировать ]

Турция была единственным заказчиком Aeritalia F-104S. Первоначальный заказ был размещен в 1974 году, а первый из 18 экземпляров поступил на вооружение к декабрю 1974 года. Эти первые самолеты были подарком Ливии Турции во время эмбарго США против турецкого вторжения на Кипр в 1974 году . Возможно, это было наградой за хорошие отношения и техническую помощь Турции в улучшении возможностей ливийских ВВС . [ 10 ] Еще 18 самолетов были заказаны в мае 1975 года, что в конечном итоге увеличилось до 40 самолетов, но еще одна партия (на 20 самолетов) была сброшена, вероятно, потому, что F-4E были поставлены и . Они служили на 142 и 182 Filo с 1970-х годов, и около дюжины находились в эксплуатации до середины 1990-х годов. Хотя было поставлено 200 ракет Selenia AIM-7, турецкие F-104S редко видели с ними, поэтому F-4E, вероятно, были основными пользователями этих ракет.

Обновления среднего возраста

[ редактировать ]
F-104S на выставке в Линьяно-Саббьядоро , на северо-востоке Италии.

Перед введением в эксплуатацию AMI Eurofighter Typhoon были проведены еще две программы обновления , в результате чего появились F-104S-ASA и F-104S-ASA/M .

F-104ASA ( Aggiornamento Sistemi d'Arma , Обновление систем вооружения), разработанный в 1986 году, имел радар FIAR R21G/M1 Setter, [ 11 ] с возможностью «смотра вниз» и совместимостью с ракетой Selenia Aspide . Затем в качестве основного вооружения использовались AIM-9L, заменив предыдущие версии этой ракеты «B» и «F», при этом более старые AIM-7 были сохранены. Под каждым крылом обычно размещалось по одному AIM-7. Всего под стандарт ASA было переоборудовано 147 планеров F-104S на сумму около 600 миллиардов лир , последняя модель ASA была поставлена ​​в начале 1990-х годов.

Модернизация ASA/M (первоначально известная как модернизация ECO ( Estensione Capacità Operative )) была направлена ​​на повышение надежности, а не на боевые улучшения, и в ней участвовало 49 самолетов ASA. В этой программе также было задействовано 15 TF-104G.

Варианты

[ редактировать ]
Построение итальянских F-104S.
F-104S (модель Lockheed CL-901)
246 самолетов, произведенных в основном компаниями Fiat и Aeritalia (один самолет был потерян до поставки), модернизированных для выполнения функций перехвата, оснащенных радаром NASARR R-21G/H с индикатором движущейся цели и непрерывным осветителем для полуактивных радиолокационных самонаводящихся ракет (первоначально AIM-7). Sparrow ), два дополнительных крыла и две подбрюшные точки подвески (всего девять), форсированный двигатель J79-GE-19 с тягой 52,8 кН. (11 870 фунтов силы) (79,6 кН/17 900 фунтов силы с форсажной камерой) и два дополнительных подфюзеляжных киля для повышения устойчивости при высоких числах Маха. 20-мм (0,79 дюйма) пушкой M61 пришлось пожертвовать, чтобы освободить место для ракетной авионики, пушка всегда устанавливалась на варианты истребителя-бомбардировщика. До двух Воробьев; и две, теоретически четыре или шесть, ракеты Sidewinder несли на всех узлах подвески, кроме центральной (подбрюшье), или семь 340-кг (750 фунтов) бомб (обычно две-четыре 227–340 кг / 500-750 фунтов).
F-104S-ASA
( Aggiornamento Sistemi d'Arma - «Обновление систем вооружения») - модернизированная итальянская версия, включающая 147 модифицированных существующих планеров, модернизированная радаром FIAR R21G / M1 со скачкообразной перестройкой частоты , возможностью обзора / сбивания, новым IFF и вооружением. компьютер доставки и обеспечение всеракурсных ракет AIM-9L Sidewinder и Selenia Aspide . Из-за задержек с интеграцией Aspide его также называли ASA-1 с Sparrows и ASA-2, когда Aspide стал доступен, и в конечном итоге все F-104S были модернизированы до стандарта ASA-2. Истребители-бомбардировщики не имели существенных улучшений в версии «ASA», а позже были модифицированы до стандартов перехватчиков (CI) без M61.
F-104S-ASA/М
( Aggiornamento Sistemi d'Arma/Modificato - «Обновление/модификация систем вооружения») - 49 F-104S-ASA и 15 двухместных самолетов TF-104G были модернизированы с 1998 года до стандарта ASA/M с GPS , новыми TACAN и Litton LN. -30А2 Инерциальная навигационная система , обновленный планер и улучшенные дисплеи в кабине. Все оборудование, связанное с ударом, было снято, а также IRST (небольшой блок, известный как «ИК-прицел», расположенный за лобовым стеклом). Последние Starfighter на боевой службе, они были выведены в октябре 2004 года (последним подразделением была 10° Gruppo/9° Stormo, Граццанизе ) и временно заменены на General Dynamics F-16 Fighting Falcon в ожидании поставок истребителей Eurofighter Typhoon .

Операторы

[ редактировать ]
 Италия
 Турция

Выживший самолет

[ редактировать ]
  • F-104S ASA, ВВС Италии MM6941 - Промышленно-технический институт, Пиза
  • F-104S ASA-M, MM6887 ВВС Италии - в качестве охранника ворот на авиабазе Дечимоманну, Сардиния.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Технические характеристики (F-104S)

[ редактировать ]

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1976–1977 гг. [ 2 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 16,69 м (54 фута 9 дюймов)
  • Размах крыла: 6,68 м (21 фут 11 дюймов) без магазинов/баков на законцовках крыла.
  • Высота: 4,11 м (13 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 18,22 м 2 (196,1 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 2,45:1
  • Профиль : двояковыпуклый 3,36%
  • Вес пустого: 6750 кг (14881 фунт)
  • Полная масса: 9840 кг (21693 фунта) в чистом виде
  • Максимальный взлетный вес: 14 060 кг (30 997 фунтов)
  • Запас топлива: 3392 л (896 галлонов США; 746 имп галлонов) в 5 фюзеляжных мешочных баках, с возможностью установки 2 подвесных баков по 740 л (200 галлонов США; 160 имп галлонов) под крылом и 2 баков по 645 л (170 галлонов США; 142). имп гал) баки на законцовках крыла
  • Силовая установка: 1 двигатель General Electric J79 -GE-19 с форсажной камерой турбореактивный , тяга 52,8 кН (11 900 фунтов силы) всухую, 79,62 кН (17 900 фунтов силы) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 2330 км/ч (1450 миль в час, 1260 узлов), 2,2 Маха на высоте 11 000 м (36 000 футов) (чистая), 1464 км/ч (910 миль в час, 790 узлов), 1,2 Маха на уровне моря
  • Крейсерская скорость: 981 км/ч (610 миль в час, 530 узлов) максимум на высоте 11 000 м (36 000 футов) (чистый)
М0,85 экономичный
  • Боевая дальность: 1247 км (775 миль, 673 миль) с максимальным запасом топлива (радиусом).
  • Перегоночная дальность: 2920 км (1810 миль, 1580 миль)
  • Практический потолок: 18 000 м (58 000 футов)
  • Высота зума: 27 400 м (89 900 футов) +
  • Время набора высоты:
    • 11 000 м (35 000 футов) за 1 минуту 20 секунд
    • 17 000 м (56 000 футов) за 2 минуты 40 секунд

Вооружение

Авионика
Радар NASARR R21G/F15G

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Никколи 2005, с. 4.
  2. ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1976, стр.103.
  3. ^ Пейс 1992, с. 88.
  4. ^ "F-104 ASA-M, Il Portale dell'Aeronautica Militare Italiana (на итальянском языке)". Архивировано 29 августа 2007 года в магазине аэронавтики Wayback Machine . Проверено: 6 октября 2007 г.
  5. ^ Мичелл 1994, с. 118.
  6. ^ «Lockheed согласилась на совместный проект разработки самолета с Aeritalia» . Лос-Анджелес Таймс . 14 декабря 1973 г. с. 16. Компания из Бербанка заявила, что подписала соглашение с итальянской Aeritalia SPA о продаже двух самолетов итальянского производства и разработке нового высокопроизводительного реактивного истребителя Lancer. Lockheed Aircraft Corp. заявила, что компании будут продавать построенный в Италии двухтурбинный военный транспортник G-222 и сверхзвуковой истребитель F-104S.
  7. ^ Башоу 1986, с. 16.
  8. ^ «Эс Гвардия» . Freedomanatomy.com . Проверено 19 августа 2024 г.
  9. ^ Ченчиотти, Дэвид (июнь 1999 г.). «Италия в войне» . Ежемесячник ВВС . Авиационист . Проверено 19 августа 2024 г.
  10. ^ Фрикер и Джексон 1996, с. 98.
  11. ^ Боуман 2000, с. 95.
  12. ^ «Локхид F-104G» . Аэронавтика Милитаре . Проверено 3 июня 2019 г.
  13. ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N993SF Серийный номер MM6734». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.
  • Боуман, Мартин В. Lockheed F-104 Starfighter . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press Ltd., 2000. ISBN   1-86126-314-7 .
  • Фрикер, Джон и Пол Джексон. «Локхид F-104 Старфайтер». Крылья славы . Том 2, 1996. Лондон: Aerospace Publishing, с. 38 - 99. ISBN   1-874023-69-7 .
  • Мичелл, Саймон, изд. Модернизация гражданских и военных самолетов Джейн, 1994-95 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN   0-7106-1208-7 .
  • Никколи, Рикардо. «S» означает «Воробей». Air Enthusiast , выпуск 117, май – июнь 2005 г.
  • Сгарлато, Нико. «Старфайтер F-104». Издания Delta , серия монографий о великих самолетах, февраль 2004 г. (на итальянском языке)
  • Тейлор, Джон В.Р., изд. Джейн «Все самолеты мира», 1976–1977 гг . Лондон: Макдональд и Джейн. 1976. ISBN   0-531-03278-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9814ad9dcb3433aaacee5bf7f11aec3f__1722791400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/3f/9814ad9dcb3433aaacee5bf7f11aec3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aeritalia F-104S Starfighter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)