Звездный истребитель Aeritalia F-104S
Звездный истребитель F-104S | |
---|---|
![]() | |
Роль | Самолет-перехватчик |
Производитель | антенна |
Дизайнер | Локхид |
Первый полет | 22 декабря 1966 г. |
Введение | 1969 |
Ушедший на пенсию | октябрь 2004 г. |
Основные пользователи | Итальянские ВВС Турецкие ВВС |
Произведено | 1966–1979 |
Количество построенных | 246 |
Разработано на основе | Локхид F-104 Звездный истребитель |
Aeritalia F-104S Starfighter представлял собой лицензионную итальянскую версию истребителя Lockheed F-104 Starfighter , который служил в ВВС Италии и был их основой с конца 1960-х годов до начала 21 века. F-104S также служил в ВВС Турции до середины 1990-х годов. F-104S был последним развитием линейки Starfighter.
F-104S, созданный на основе исследований Lockheed по проекту «Super Starfighter», был одним из самых мощных из серии F-104 и должен был стать последним, находящимся на вооружении в мире. F-104S (модернизированный до стандарта ASA/M) был выведен из эксплуатации в октябре 2004 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Серия F-104 вступила во вторую фазу разработки с F-104G (для Германии, ведущей страны по этой версии). Хотя ВВС США больше не интересовались F-104, Lockheed предложила модель CL-901 с новым двигателем J79-GE-19 и улучшенным Sparrow III. [ 1 ] Дальнейшие предлагаемые разработки включали CL-958 с крыльями большего размера, CL-981 с убирающимися крыльями - утками за кабиной и CL-984, оптимизированный для ударных задач на малых высотах. RF-104G был модифицирован и поднялся в воздух в декабре 1966 года как прототип CL-901 «Super Starfighter». Внешне новый тип имел воздухозаборники немного большего размера и стальные направляющие лопатки, что позволяло увеличить рабочую температуру со 121 до 175 ° C (от 250 до 347 ° F), обеспечивая максимальную скорость 2,2 Маха.
За первые пять лет службы в Италии было потеряно 23 самолета F-104G; поскольку в лучшем случае в эксплуатации находилось только 80–90 F-104 (из 149 приобретенных), было решено закупить новый перехватчик и истребитель-бомбардировщик для усиления передовых частей.
Требование AMI середины 1960-х годов «AW-X» (All-Weather-eXperimental) к новому всепогодному истребителю привело к оценке многих доступных типов: McDonnell Douglas F-4B/C Phantom , Dassault Mirage III C- 1, BAC Lightning и North American F-100S Super Sabre и другие. В конечном итоге выбор пал на Lockheed CL-980 (упрощенная версия с такими же крыльями, как у проектируемой модели CL-901). 26 января 1966 года AMI выбрала окончательный F-104S в качестве своего будущего истребителя. Первый F-104S на самом деле представлял собой модифицированный построенный Fiat F-104G, MM6658 , который выступал в качестве аэродинамического прототипа и впервые поднялся в воздух 22 декабря 1966 года. [ 2 ] а второй прототип, MM6660 , оснащенный новыми системами авионики, более близкими к окончательной конфигурации, поднялся в воздух 28 февраля 1967 года. [ 3 ] MM.6701 , первый серийный F-104S, построенный Aeritalia, совершил полет 30 декабря 1968 года. [ 2 ]
F-104S был разработан для перевозки ракет AIM-7 Sparrow (без пушки Vulcan). В качестве штурмовика F-104S имел девять точек подвески и мог нести до семи бомб массой 227 кг (500 фунтов) или 340 кг (750 фунтов), что является улучшением по сравнению с F-104G, который мог поднять только вдвое меньше пяти бомб. узлы подвески, две из которых были необходимы для вспомогательных танков. Теоретически F-104S мог быть оснащен четырьмя или пятью бомбами, двумя подвесными баками и двумя AIM-9, становясь самолетом двойного назначения.
Новый тип поступил на вооружение в середине 1969 года в составе 22° Gruppo (51° Stormo); [ 4 ] и в том году F-104S налетал 460 часов.
AMI закупила 205 экземпляров, все поставленные с 1969 по 1979 год. [ 5 ] 100-й самолет был поставлен в январе 1973 года, а 200-й - в мае 1976 года. [ 2 ] В конце 1973 года Lockheed подписала соглашение с Aeritalia о продаже F-104S вместе с Aeritalia G.222 , а также согласилась на совместную инженерную работу над прототипами Lockheed CL-1200 Lancer . [ 6 ] Модель построена в двух вариантах; в качестве перехватчика, вооруженного ракетами AIM-7 Sparrow ( M61 Vulcan снимается); и как истребитель-бомбардировщик с сохраненной пушкой, бомбами и другими боеприпасами класса «воздух-поверхность». Модели были взаимозаменяемыми, поэтому неясно, сколько из них было построено или перестроено в соответствии с этими спецификациями.
Операционная история
[ редактировать ]Итальянский сервис
[ редактировать ]Эскадрильи AMI, оснащенные версиями F-104G и S, были: 9, 10, 12, 18 (первоначально для разведки, затем двойного назначения), 20 (учебные), 21, 22, 23, 28 (разведывательные), 132 (разведывательные). ) 102, 154, 155 и 156 (бомбардировщики).

J79 . -GE-19 обеспечивал более быстрый набор высоты, сравнимый с современными истребителями (до 277 м / с (909 футов / с), с заявленным временем набора высоты 10 600 м (34 777 футов) 80 секунд; на десять секунд меньше чем F-104G), с возможностью достижения скорости 2 Маха на высоте 12 000 м (39 370 футов) примерно за пять минут.
Наполеоне Браганьоло, летчик-испытатель компании Aeritalia, смог приземлиться в Чампино в Риме через 19 минут и 30 секунд после взлета из Турина на севере Италии. Во время этого полета с двумя вспомогательными баками на законцовках крыла он поднялся на 15 км (49 213 футов) и разогнался до 2 Маха. На момент приземления на борту самолета все еще было 1300 л (290 имп галлонов; 340 галлонов США) топлива; достаточно, чтобы достичь Палермо , Сицилия, на дозвуковой скорости. Средняя скорость полета составила 1,5 Маха.
Даже с этими новыми Starfighter уровень потерь оставался высоким, с пиками в 1973 и 1975 годах (за этот период на вооружении AMI было потеряно десять F-104 всех версий). До 1997 года Италия потеряла 137 (38%) своих F-104 за 928 000 летных часов (14,7 самолетов каждые 100 000 часов). Несмотря на снижение уровня потерь в 1980-е годы (с 33 потерями в период с 1981 по 1990 год), дебаты о надежности этого самолета часто были ожесточенными в средствах массовой информации , что дало ему прозвище bara volante (что означает «летающая шкатулка»). на итальянском языке перевод аналогичного немецкого прозвища Fliegender Sarg. [ 7 ] ). В 1980-е годы уровень потерь снизился, особенно в 1990-е, когда все старые версии (кроме TF-104) были списаны.
Во время войны в Персидском заливе 1991 года шесть итальянских F-104 были переброшены в Турцию вместе с немецкими самолетами Alpha Jets и бельгийскими Mirage 5 в рамках операции НАТО по защите Турции от потенциальных атак Ирака. [ 8 ] 12 итальянских F-104, принадлежащих 4-му, 5-му, 9-му и 37-му полкам Stormi, были переброшены на Балканы в рамках операций Deny Flight , Operation Deliberate Force и Operation Allied Force. [ 9 ] .
Последний итальянский F-104 был отозван с линии фронта в 2004 году, после того как этот тип налетал около миллиона часов за более чем 40 лет службы. Четыре F-104 (2 TF-104M и 2 F-104ASAM) эксплуатировались Испытательным центром ВВС Италии до июля 2005 года. Последний военный полет F-104 состоялся в Пратика-ди-Маре 27 июля.
Турецкий сервис
[ редактировать ]Турция была единственным заказчиком Aeritalia F-104S. Первоначальный заказ был размещен в 1974 году, а первый из 18 экземпляров поступил на вооружение к декабрю 1974 года. Эти первые самолеты были подарком Ливии Турции во время эмбарго США против турецкого вторжения на Кипр в 1974 году . Возможно, это было наградой за хорошие отношения и техническую помощь Турции в улучшении возможностей ливийских ВВС . [ 10 ] Еще 18 самолетов были заказаны в мае 1975 года, что в конечном итоге увеличилось до 40 самолетов, но еще одна партия (на 20 самолетов) была сброшена, вероятно, потому, что F-4E были поставлены и . Они служили на 142 и 182 Filo с 1970-х годов, и около дюжины находились в эксплуатации до середины 1990-х годов. Хотя было поставлено 200 ракет Selenia AIM-7, турецкие F-104S редко видели с ними, поэтому F-4E, вероятно, были основными пользователями этих ракет.
Обновления среднего возраста
[ редактировать ]
Перед введением в эксплуатацию AMI Eurofighter Typhoon были проведены еще две программы обновления , в результате чего появились F-104S-ASA и F-104S-ASA/M .
F-104S-ASA
[ редактировать ]F-104ASA ( Aggiornamento Sistemi d'Arma , Обновление систем вооружения), разработанный в 1986 году, имел радар FIAR R21G/M1 Setter, [ 11 ] с возможностью «смотра вниз» и совместимостью с ракетой Selenia Aspide . Затем в качестве основного вооружения использовались AIM-9L, заменив предыдущие версии этой ракеты «B» и «F», при этом более старые AIM-7 были сохранены. Под каждым крылом обычно размещалось по одному AIM-7. Всего под стандарт ASA было переоборудовано 147 планеров F-104S на сумму около 600 миллиардов лир , последняя модель ASA была поставлена в начале 1990-х годов.
F-104S-ASA/М
[ редактировать ]Модернизация ASA/M (первоначально известная как модернизация ECO ( Estensione Capacità Operative )) была направлена на повышение надежности, а не на боевые улучшения, и в ней участвовало 49 самолетов ASA. В этой программе также было задействовано 15 TF-104G.
Варианты
[ редактировать ]- F-104S (модель Lockheed CL-901)
- 246 самолетов, произведенных в основном компаниями Fiat и Aeritalia (один самолет был потерян до поставки), модернизированных для выполнения функций перехвата, оснащенных радаром NASARR R-21G/H с индикатором движущейся цели и непрерывным осветителем для полуактивных радиолокационных самонаводящихся ракет (первоначально AIM-7). Sparrow ), два дополнительных крыла и две подбрюшные точки подвески (всего девять), форсированный двигатель J79-GE-19 с тягой 52,8 кН. (11 870 фунтов силы) (79,6 кН/17 900 фунтов силы с форсажной камерой) и два дополнительных подфюзеляжных киля для повышения устойчивости при высоких числах Маха. 20-мм (0,79 дюйма) пушкой M61 пришлось пожертвовать, чтобы освободить место для ракетной авионики, пушка всегда устанавливалась на варианты истребителя-бомбардировщика. До двух Воробьев; и две, теоретически четыре или шесть, ракеты Sidewinder несли на всех узлах подвески, кроме центральной (подбрюшье), или семь 340-кг (750 фунтов) бомб (обычно две-четыре 227–340 кг / 500-750 фунтов).
- F-104S-ASA
- ( Aggiornamento Sistemi d'Arma - «Обновление систем вооружения») - модернизированная итальянская версия, включающая 147 модифицированных существующих планеров, модернизированная радаром FIAR R21G / M1 со скачкообразной перестройкой частоты , возможностью обзора / сбивания, новым IFF и вооружением. компьютер доставки и обеспечение всеракурсных ракет AIM-9L Sidewinder и Selenia Aspide . Из-за задержек с интеграцией Aspide его также называли ASA-1 с Sparrows и ASA-2, когда Aspide стал доступен, и в конечном итоге все F-104S были модернизированы до стандарта ASA-2. Истребители-бомбардировщики не имели существенных улучшений в версии «ASA», а позже были модифицированы до стандартов перехватчиков (CI) без M61.
- F-104S-ASA/М
- ( Aggiornamento Sistemi d'Arma/Modificato - «Обновление/модификация систем вооружения») - 49 F-104S-ASA и 15 двухместных самолетов TF-104G были модернизированы с 1998 года до стандарта ASA/M с GPS , новыми TACAN и Litton LN. -30А2 Инерциальная навигационная система , обновленный планер и улучшенные дисплеи в кабине. Все оборудование, связанное с ударом, было снято, а также IRST (небольшой блок, известный как «ИК-прицел», расположенный за лобовым стеклом). Последние Starfighter на боевой службе, они были выведены в октябре 2004 года (последним подразделением была 10° Gruppo/9° Stormo, Граццанизе ) и временно заменены на General Dynamics F-16 Fighting Falcon в ожидании поставок истребителей Eurofighter Typhoon .
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]- F-104S ASA, ВВС Италии MM6941 - Промышленно-технический институт, Пиза
- F-104S ASA-M, MM6887 ВВС Италии - в качестве охранника ворот на авиабазе Дечимоманну, Сардиния.
Польша
[ редактировать ]- F-104S, MM6876 ВВС Италии - Музей польской авиации
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- ВВС Италии F-104S, MM6734 — базируется на авиабазе Starfighters Inc на мысе Канаверал, Флорида . [ 13 ]
Технические характеристики (F-104S)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1976–1977 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 16,69 м (54 фута 9 дюймов)
- Размах крыла: 6,68 м (21 фут 11 дюймов) без магазинов/баков на законцовках крыла.
- Высота: 4,11 м (13 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 18,22 м 2 (196,1 кв. футов)
- Соотношение сторон : 2,45:1
- Профиль : двояковыпуклый 3,36%
- Вес пустого: 6750 кг (14881 фунт)
- Полная масса: 9840 кг (21693 фунта) в чистом виде
- Максимальный взлетный вес: 14 060 кг (30 997 фунтов)
- Запас топлива: 3392 л (896 галлонов США; 746 имп галлонов) в 5 фюзеляжных мешочных баках, с возможностью установки 2 подвесных баков по 740 л (200 галлонов США; 160 имп галлонов) под крылом и 2 баков по 645 л (170 галлонов США; 142). имп гал) баки на законцовках крыла
- Силовая установка: 1 двигатель General Electric J79 -GE-19 с форсажной камерой турбореактивный , тяга 52,8 кН (11 900 фунтов силы) всухую, 79,62 кН (17 900 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 2330 км/ч (1450 миль в час, 1260 узлов), 2,2 Маха на высоте 11 000 м (36 000 футов) (чистая), 1464 км/ч (910 миль в час, 790 узлов), 1,2 Маха на уровне моря
- Крейсерская скорость: 981 км/ч (610 миль в час, 530 узлов) максимум на высоте 11 000 м (36 000 футов) (чистый)
- М0,85 экономичный
- Боевая дальность: 1247 км (775 миль, 673 миль) с максимальным запасом топлива (радиусом).
- Перегоночная дальность: 2920 км (1810 миль, 1580 миль)
- Практический потолок: 18 000 м (58 000 футов)
- Высота зума: 27 400 м (89 900 футов) +
- Время набора высоты:
- 11 000 м (35 000 футов) за 1 минуту 20 секунд
- 17 000 м (56 000 футов) за 2 минуты 40 секунд
Вооружение
- Орудия: 20-мм (0,79 дюйма) M61A1 Vulcan автопушка с боекомплектом 725 снарядов.
- Узлы подвески: 9, с возможностью перевозки комбинаций:
- Ракеты: разнообразные ракетные блоки.
- Ракеты: 2 ракеты с радиолокационным наведением Raytheon AIM-7 Sparrow III на подкрыльевых пилонах или 4 ракеты с ИК-наведением AIM-9L Sidewinder на законцовках крыла и подфюзеляжных пилонах (AIM-9 можно было нести на всех, кроме центральных пилонах). линия, AIM-7 только на подвесных пилонах)
- Бомбы: разнообразные бомбы или напалм.
Авионика
Радар NASARR R21G/F15G
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Никколи 2005, с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1976, стр.103.
- ^ Пейс 1992, с. 88.
- ^ "F-104 ASA-M, Il Portale dell'Aeronautica Militare Italiana (на итальянском языке)". Архивировано 29 августа 2007 года в магазине аэронавтики Wayback Machine . Проверено: 6 октября 2007 г.
- ^ Мичелл 1994, с. 118.
- ^ «Lockheed согласилась на совместный проект разработки самолета с Aeritalia» . Лос-Анджелес Таймс . 14 декабря 1973 г. с. 16.
Компания из Бербанка заявила, что подписала соглашение с итальянской Aeritalia SPA о продаже двух самолетов итальянского производства и разработке нового высокопроизводительного реактивного истребителя Lancer. Lockheed Aircraft Corp. заявила, что компании будут продавать построенный в Италии двухтурбинный военный транспортник G-222 и сверхзвуковой истребитель F-104S.
- ^ Башоу 1986, с. 16.
- ^ «Эс Гвардия» . Freedomanatomy.com . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (июнь 1999 г.). «Италия в войне» . Ежемесячник ВВС . Авиационист . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Фрикер и Джексон 1996, с. 98.
- ^ Боуман 2000, с. 95.
- ^ «Локхид F-104G» . Аэронавтика Милитаре . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Регистрация результатов запроса N-номера N993SF Серийный номер MM6734». Федеральное управление гражданской авиации , дата обращения: 27 июля 2021 г.
- Боуман, Мартин В. Lockheed F-104 Starfighter . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press Ltd., 2000. ISBN 1-86126-314-7 .
- Фрикер, Джон и Пол Джексон. «Локхид F-104 Старфайтер». Крылья славы . Том 2, 1996. Лондон: Aerospace Publishing, с. 38 - 99. ISBN 1-874023-69-7 .
- Мичелл, Саймон, изд. Модернизация гражданских и военных самолетов Джейн, 1994-95 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN 0-7106-1208-7 .
- Никколи, Рикардо. «S» означает «Воробей». Air Enthusiast , выпуск 117, май – июнь 2005 г.
- Сгарлато, Нико. «Старфайтер F-104». Издания Delta , серия монографий о великих самолетах, февраль 2004 г. (на итальянском языке)
- Тейлор, Джон В.Р., изд. Джейн «Все самолеты мира», 1976–1977 гг . Лондон: Макдональд и Джейн. 1976. ISBN 0-531-03278-7 .