Британская железная дорога GT3
ГТ3 | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
|
GT3 (Газовая турбина 3) — прототип магистрального газотурбинного локомотива, построенный в 1961 году компанией English Electric на литейном заводе Vulcan в Ньютон-ле-Уиллоуз для исследования использования ее газовых турбин в железнодорожной тяге. Он последовал за 18000 и 18100 как газовые турбины 1 и 2. Он был разработан английским инженером-электриком Дж. О. П. Хьюзом в рамках проекта, начатого в начале 1950-х годов. Внешне он напоминал локомотив- паровоз , но тендер перевозил керосиновое топливо. Конструктор заявил, что традиционное шасси и механическая трансмиссия позволили избежать осложнений, связанных с (на момент создания) относительно неиспытанными технологиями тележек и электрической трансмиссии. [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]В архиве Национального железнодорожного музея хранятся документы JOP Hughes, которые содержат первоначальные концептуальные эскизы различных колесной формулой одноблочных конфигураций машины с 4-8-4, а также ранние чертежи тендерных локомотивов 4-6-0. На этих ранних концептуальных рисунках показаны различные названия, номера и окраски, и они были нарисованы с помощью Boxpok . колес типа [ 2 ] Окончательный проект представлял собой 4-6-0 локомотив с колесной формулой и топливным баком, по форме очень похожий на традиционный паровоз. [ 2 ]
После постройки локомотив имел изготовленную на заказ тяжелую стальную раму, которая не только несла на себе вспомогательное оборудование, камеру сгорания, турбины, теплообменник и кабину локомотива, но также обеспечивала клейкий вес готовой машины. Рамы опирались на ведущую двухосную внерамную тележку и три главных моста. Ведущие колеса в готовом локомотиве имели традиционную конструкцию, диаметр 5 футов 9 дюймов (1,75 м) и 19 спиц. [ 2 ] и обычные балансировочные грузы. На центральной оси был установлен вал механической передачи, приводимый в движение турбинным агрегатом, при этом мощность на внешние оси передавалась боковыми тягами. Мощность обеспечивалась газотурбинной установкой English Electric EM27L мощностью 2750 л.с. (2050 кВт) с турбинами высокого и низкого давления. Турбина низкого давления работала непрерывно и использовалась для привода вспомогательного оборудования локомотива, а турбина высокого давления работала, когда требовалась более высокая мощность. [ 1 ] И локомотив, и его топливозаправщик имели вакуумные тормоза, при этом вакуумные тормозные эжекторы приводились в движение давлением воздуха, отбираемого из турбины. Другие вспомогательные агрегаты локомотива (размещенные в его передней части под большими боковыми воздухозаборниками) имели валовой и ременной привод.
Тендер был постоянно прикреплен к локомотиву и содержал отопительный котел гаечного поезда в передней части и топливные баки по обе стороны центрального коридора, а также резервуар для котельной воды внизу. Туалетный отсек экипажа и выход в коридор по британскому стандарту располагались в задней части. Шестиколесное шасси было основано на стандартной тогда практике Британских железных дорог , хотя оно имело боковые рамы специальной формы и специальную конструкцию бака и кузова, собранные на литейном заводе Vulcan . [ 1 ] [ 2 ] Локомотив имел расчетную максимальную скорость 90 миль в час (140 км / ч), весил 123,5 длинных тонны (125,5 т; 138,3 коротких тонны) и был окрашен в коричневую ливрею с подкладкой из буковых листьев, за что он получил прозвище «Шоколадный зефир» на железной дороге . энтузиасты . Подрамники, решетки, а также передние входные двери и двери кабины были окрашены в зеленый цвет Brunswick Green с надписями и обшивкой оранжевого цвета.
Тестирование
[ редактировать ]В некомплектном состоянии локомотив был доставлен в испытательный центр регби Британских железных дорог для испытаний на роликах, а затем на коротком участке специально проложенного пути. После возвращения в литейный завод Vulcan для окончательной сборки локомотив затем базировался в бывшем локомотивном депо в Уитчерче в Шропшире для первоначальных легких испытаний и обучения экипажа на линии Мальпас между Крю и Честером , прежде чем начать нагруженные испытательные пробеги до перекрестка Лландидно . Один из этих пробегов был снят с борта локомотива британской компанией Movietone News , и в полученном фильме также было показано, как локомотив поворачивают на поворотной платформе Llandudno Junction. В этом случае не все запланированные тестовые запуски на побережье Северного Уэльса были завершены. [ 3 ]
Затем GT3 переехал в Лестер- Шед на Большой центральной магистральной линии для испытаний и тренировок экипажей между Лестером и Вудфордом-Халсом , а затем Лестером и Мэрилебоном . Лестер был удобен для завода по производству турбин English Electric в Whetstone. В этот период он был выставлен в Мэрилебоне по случаю 50-летия Института инженеров локомотивов. Мероприятие проходило с 11 по 14 мая 1961 года, и GT3 был снят на видео британским экипажем Pathé, которого осматривал герцог Эдинбургский . [ 4 ] Позже испытания были проведены на главной линии Западного побережья от Крю через саммит Шап до Карлайла . [ 3 ] Во время одного из таких рейсов Освальд Нок находился на борту и смог не только стать свидетелем работы локомотива, но и записать его работу. Его журнал поездки позже появился в . года разделе «Практика и производительность» журнала The Railway Magazine за февраль 1962 [ 5 ] Комментируя испытания, дизайнер отметил, что, несмотря на некоторые ожидаемые проблемы и модификации, когда GT3 отправлялся в тестовый запуск, он ни разу не смог завершить запланированные работы. Локомотив был описан как удобный и простой в управлении для экипажа, в полностью закрытой кабине можно было разговаривать на нормальной громкости. [ 1 ]
Кончина
[ редактировать ]Несмотря на хорошие характеристики на длинных рейсах, требующих постоянной выходной мощности, прототип локомотива потребовал бы дальнейшего исследования и разработки конфигурации, которая бы соответствовала удобству новых двухсторонних дизель-электрических локомотивов, строившихся в то время. Ни English Electric, ни British Railways не были готовы финансировать эту работу. [ 2 ] поскольку они были приверженцами дизель-электрических локомотивов. Они быстро становились будущим железнодорожной тяги с постоянно улучшающимся соотношением мощности к весу .
После завершения испытательных запусков Shap GT3 был возвращен компании English Electric на заводе Vulcan Foundry в конце 1962 года и отправлен на хранение. После внутренней переписки в сентябре 1965 г. [ 2 ] Локомотив был частично разобран и демонтировано турбинное и теплообменное оборудование. В конце концов его списали на Тосе. У. Уорд , Солфорд, в феврале 1966 года, его отбуксировал туда паровоз класса «Стандарт» . [ 3 ] [ 6 ]
Выжившие записи
[ редактировать ]Наиболее полное описание локомотива содержится в статье, написанной его конструктором в 1962 году. [ 1 ] и в его документах, которые сейчас хранятся в архиве Национального железнодорожного музея в Йорке. [ 2 ] Многое из того, что было написано о локомотиве, было основано на предположениях, пока эти источники не стали доступны; впоследствии статья в журнале The Railway Magazine за декабрь 2015 года собрала точные и поддающиеся проверке записи о локомотиве. [ 7 ] Предполагается, что никаких подробных инженерных чертежей построенных локомотивов не сохранилось; в архиве Йорка содержится внутренняя записка, в которой указано, что их следует вернуть в подразделение газовых турбин компании English Electric, когда в 1965 году начнется демонтаж. [ 2 ] После того, как локомотив был списан, в прессе по моделированию железных дорог появилось несколько статей с чертежами, но большинство из них, по-видимому, основаны на современном виде в разрезе, широко опубликованном в то время, и имеют недостатки в отношении таких деталей, как ведущие колеса (19 спиц), Люки на крыше и боковые люки, задняя часть кабины, передняя часть тендера и задняя часть тендера. Самым точным рисунком, по-видимому, был современный рисунок «Скинли», созданный при содействии JOP Hughes. Копия находится в переписке между Хьюзом и Скинли в документах JOP Hughes в Национальном железнодорожном музее. [ 2 ] В последние годы была построена и выставлена в Великобритании модель локомотива с колеей 5 дюймов (127 мм) с турбинным двигателем.
Модели
[ редактировать ]Канадский производитель моделей железных дорог KR Models объявил, что в 2018 году создаст масштабе OO в прототипе коричневой окраски, а модель была доставлена в 2020 году. модель GT3 в [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хьюз, JOP (14 декабря 1961 г.). «Проектирование и разработка газотурбинного локомотива». Журнал Института инженеров локомотивов . 52:2 (286): 180–220. Бумага №633.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хьюз, Джон (1947–1975). «Документы Дж. О. П. Хьюза» . Музей науки .
- ^ Jump up to: а б с GT3 Rail Enthusiast, выпуск 1 апреля 1981 г., страницы 34–38.
- ^ «Герцог Эдинбургский на выставке подвижного состава» . Британский Пате . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Нок, ОС (февраль 1962 г.). «Практика и производительность британских локомотивов». Железнодорожный журнал . Том. 108, нет. 730. стр. 117–125.
- ^ Холт, Ян (июнь 1966 г.). «Гибель загадки». Железнодорожный журнал . Том. 112. С. 314–5.
- ^ Бойд-Хоуп, Гэри (декабрь 2015 г.). «Последний реактивный локомотив GT3 Великобритании». Железнодорожный журнал . Том. 161, нет. 1377. стр. 22–27.
- ^ «Прибор GT3 OO — модели KR» . krmodels.net . 19 января 2021 г. Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «KR Models представляет GT3 для калибра OO» . www.keymodelworld.com . 3 декабря 2020 г. Проверено 21 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марсден, Колин Дж.; Фенн, Грэм Б. (1988). Дизельные локомотивы магистральной линии Британской железной дороги . Спаркфорд: Хейнс. стр. 22–25. ISBN 9780860933182 . OCLC 17916362 .
- Газотурбинные локомотивы Британских железных дорог
- Английские электровозы
- Локомотивы Vulcan Foundry
- 4-6-0 локомотивы
- Экспериментальные локомотивы
- Отдельные локомотивы Великобритании
- Железнодорожные локомотивы, представленные в 1961 году.
- Локомотивы стандартной колеи Великобритании
- Списанные локомотивы
- Уникальные локомотивы