Британский железнодорожный класс 97
British Rail зарезервировала обозначение TOPS Class 97 для ведомственных локомотивов , которые использовались для специальных или инженерных задач. Таким образом, они принадлежали к нескольким различным классам, объединенным для целей нумерации. Некоторые локомотивы были переоборудованы из резервных двигателей, а другие были построены специально. В 2008 году Network Rail снова использовала класс 97 для сигнализации тестовых локомотивов (класс 97/3).
Распределение номеров
[ редактировать ]Номера класса 97 распределялись одним из трех способов:
- Применение префикса 97 к номеру до TOPS - например, маневровые устройства PWM 650–654 Западного региона стали 97650–97654.
- Номер класса TOPS заменен префиксом 97 - например, бывший локомотив 47472 класса 47 стал 97472.
- Присвоение номера в серии, начиная с 97x01, где x представляет тип мощности двигателя (от 1 до 5), «7» для многоагрегатных модификаций и «8» для маневровых дизельных двигателей.
Описания локомотивов
[ редактировать ]97020
[ редактировать ]Этот маневровый 4wDM, построенный компанией Ruston & Hornsby в январе 1957 года под серийным номером 408493, был заказан специально для ведомственного использования отделом сигнализации и телекоммуникаций западного региона компании Reading Signal Works. Трансмиссия была дизель-механической, хотя колеса приводились в движение цепным приводом от коробки передач, а мощность локомотива составляла 88 л.с. (66 кВт) при весе всего 17 тонн. Тяговое усилие составляло максимум 9500 фунтов силы (42000 Н). Доставленный в WR под номером 20, в мае 1980 года он был изменен на 97020. Однако в апреле 1981 года он был снят с производства, а в августе 1982 года он был списан на стройплощадке компанией Cartwrights из Типтона. Для дозаправки ему пришлось идти по главной линии на склад в Ридинге.
97201
[ редактировать ]
Этот локомотив был бывшим локомотивом класса 24 № 24061, который был передан Железнодорожному техническому центру , базирующемуся в Дерби , в 1975 году. Первоначально он имел номер RDB 968007 , а в 1979 году ему был присвоен номер класса 97. Он использовался для перевозки грузов. различные испытательные поезда до выхода на пенсию в 1988 году. Он был окрашен в характерную красно-синюю окраску RTC и под названием « Эксперимент ». После вывода он хранился в железнодорожном центре Мидленда, где был у Вика Берриса в Лестере для удаления асбеста, затем на железной дороге Ист-Ланк, а затем на паровой железной дороге Норт-Тайнсайд, а затем переехал на железную дорогу Норт-Йоркшир-Мурс .
97202
[ редактировать ]Это бывший локомотив 25131 класса 25 , использовавшийся в учебных целях в депо Тотон. Он был отозван 6 декабря 1982 года и восстановлен под номером 97202 1 октября 1983 года. [ нужна ссылка ] Он просуществовал на службе в ведомстве только до января 1984 года, когда его снова сняли с вооружения и в конечном итоге списали Вик Берри. [ 1 ]
Впоследствии в серии ADB 968xxx были пронумерованы и другие учебные локомотивы .
97203–97204
[ редактировать ]Эти локомотивы были переоборудованы из 31 класса локомотивов . Первое, нет. 97203, находился в ведении Железнодорожного технического центра в Дерби. Он использовался для перевозки различных испытательных поездов центра. Однако в 1987 году локомотив списали из-за пожара. Поэтому была переделана замена в виде 97204. Позже это вернулось к нормальному движению, так как нет. № 31970. Оба локомотива были окрашены в красно-кремовую окраску РТК с черной полосой по бокам кузова.
97205
[ редактировать ]Это был бывший локомотив 31163 класса 31 , в настоящее время базирующийся на железной дороге Чиннор и Принсес Рисборо в ливрее Derby RTC.
97250–97252
[ редактировать ]Три бывших локомотива класса 25 были переоборудованы для использования в качестве мобильных генераторов для обеспечения электрического отопления в поездах, где тяговый локомотив не мог этого обеспечить, включая Caledonian Sleeper . Их называли блоками ETHEL (бывшие локомотивы для обогрева электропоездов) и неофициально называли Ethel 1, Ethel 2 и Ethel 3. [ 2 ] Они были окрашены в сине-серый цвет, чтобы соответствовать окраске тренерского состава того времени, но это не принесло большого успеха. Все три с тех пор были списаны.
97301–97304
[ редактировать ]
Эти локомотивы были модернизированы из локомотивов класса 37 в Barrow Hill Roundhouse компанией Network Rail и оснащены сигнальным оборудованием ERTMS . Они предназначены для использования в первую очередь на кембрийских линиях от Шрусбери до Аберистуита и Пулхели , для чего требуется флот с поддержкой ERTMS. Раньше это были локомотивы 37100, 37170, 37178 и 37217 соответственно. [ 3 ] (перекресток Саттон-Бридж) в Шрусбери был построен новый смотровой навес Для этих локомотивов в 2008 году в Колхэме . [ нужна ссылка ]
2 сентября 2009 года один из локомотивов (97303) врезался в автомобиль на беспилотном железнодорожном переезде недалеко от Пенриндеудрата , в результате чего погиб водитель автомобиля. [ 4 ] [ 5 ]
, назвал 97304 железной дорогой Райлффордд Талиллин в Тайвине 15 мая 2024 года Питер Хенди , председатель Network Rail . Это было сделано в ознаменование 73-летия сохранения Талиллинской железной дороги и тесной связи между коммерческими и сохранившимися железными дорогами. [ 6 ] [ 7 ]
97401–97402
[ редактировать ]97401 был локомотивом «Пик» класса 46 , купленным Железнодорожным техническим центром в Дерби прямо у службы British Rail в 1984 году. Этот локомотив не получил присвоенного ему ведомственного номера и сохранил свой первоначальный номер 46009. Он использовался в высокой -рекламное испытание, призванное доказать безопасность ядерных контейнеров , перевозимых по железной дороге . Локомотив намеренно врезался в контейнер на скорости 100 миль в час (160 км/ч). Пока локомотив списали, фляга не пострадала. [ 8 ]
Второй локомотив, нет. 46023, ему был присвоен ведомственный номер 97402. Его разобрали на запчасти, чтобы не допустить. 46009 для достижения требуемой скорости 100 миль в час (160 км/ч), поскольку локомотивы класса 46 обычно ограничены скоростью 90 миль в час (145 км/ч).
97403–97404
[ редактировать ]Эти два локомотива были переоборудованы из локомотивов 46 класса (97403 было 46035 и 97404 было 46045). Их эксплуатировал Железнодорожный технический центр в Дерби. 97403 получил название « Иксион » и использовался для оценки пробуксовки колес . Он был окрашен в красно-синий цвет RTC. В качестве источника запчастей использовался 97404. Оба локомотива сохранились.
97405–97408
[ редактировать ]
Эти четыре локомотива были перенумерованы из локомотивов класса 40 , которые недавно были выведены из нормального движения. В 1985 году их вернули в эксплуатацию и использовали в инженерных поездах вокруг Крю , а максимальная скорость была ограничена 35 милями в час (56 км/ч). [ 9 ] В разработке находился крупный проект по реконструкции железных дорог вокруг железнодорожной станции Крю . После того, как эти обязанности были выполнены, четыре класса 40 продолжали служить в ведомственных поездах с балластом, грузовыми поездами и периодическими посылками, пока, наконец, не были сняты с производства в 1986/87 году. [ 9 ] Однако три из четырех позже были сохранены.
- 97405 - ранее 40060, последний 40-й класс ведомственной службы, снят с производства в марте 1987 г., [ 10 ] Этот локомотив, неофициально названный Ancient Mariner , был разобран в Вик Берри в марте 1988 года. [ 9 ]
- 97406 — ранее номер 40135, позже сохранился на железной дороге Восточного Ланкашира .
- 97407 — Ранее 40012 Ауреол , позже сохранился на железной дороге Мидленд — Баттерли .
- 97408 — ранее 40118, позже сохранился на Battlefield Railway .
97409–97413
[ редактировать ]Эти пять локомотивов были перенумерованы из класса 45 локомотивов «Пик» . Они использовались в инфраструктурных поездах при проведении крупных инженерных работ. Все пять локомотивов были сняты с производства к 1988 году и с тех пор отправлены на слом.
97472, 97480, 97545 и 97561
[ редактировать ]
Эти четыре локомотива были переоборудованы из локомотивов класса 47 в 1989 году и использовались для перевозки тестовых поездов по всей стране. Номер 97561 был перекрашен в темно-бордовый цвет и назван « Железная дорога округа Мидленд » в ознаменование 150-летия железной дороги.
Три из четырех локомотивов позже были переименованы в диапазон 47971–973, но продолжали использоваться для перевозки испытательных поездов. Позже к ним присоединились номера 47974–976 и 47981. Четвертый локомотив, №. 97472, был снова перенумерован на номер 47472 и вскоре после этого был выведен из движения из-за повреждений в результате пожара.
97650–97654
[ редактировать ]Эти маневровые локомотивы были специально построены компанией Ruston & Hornsby в Линкольне в 1953 (97650) или 1959 (остальные).
97701–97710
[ редактировать ]Эти аккумуляторные локомотивы были переоборудованы из ведущих электровагонов бывших класса 501 электропоездов и обычно работали парами. [ 11 ] Их модифицировали путем удаления сидений, герметизации дверей и окон и выравнивания крыши. [ 11 ] Локомотивы могли работать как на третьем рельсе , так и на аккумуляторе. Они питались от больших батарей, содержащих 160 элементов, для работы четырех тяговых двигателей мощностью 128 кВт (172 л.с.). [ 11 ] Двое базировались в Birkenhead North TMD и работали в районе Биркенхеда в системе Merseyrail (97701-702). [ 12 ] Другие работали в Северном Лондоне и Глазго . [ 11 ]
97800–97807
[ редактировать ]Этот диапазон номеров был зарезервирован для маневровых локомотивов, переоборудованных из основного капитала. Отдельные локомотивы описаны ниже.
- 97800 - Этот локомотив был переоборудован из локомотива 08600 класса 08 в 1979 году для использования в качестве маневрового в депо Слэйд-Грин . Он получил название Ivor и позже был окрашен в ливрею Network Southeast . В 1990 году этот локомотив был возвращен в основной капитал под первоначальным номером.
- 97801 - Этот локомотив был переоборудован из локомотива класса 08 в 1978 году для использования исследовательским отделом Дерби . Первоначально он имел номер RDB 968020 , но в 1979 году ему был присвоен номер класса 97. Он был назван «Плутон», использовался для оценки системы дистанционного управления и был снят с производства в 1981 году.
- 97802 - Этот локомотив был переоборудован из локомотива класса 08 в 1979 году для использования в депо Полмадие. В этой роли он использовался всего год, прежде чем был снят с вооружения.
- 97803 - Этот локомотив был переоборудован из последнего оставшегося локомотива British Rail класса 05 , №. 05001. Он использовался на железнодорожной системе острова Уайт , базирующейся в Райде , и был перестроен с более низкой кабиной, чтобы его можно было использовать через туннель Райд ограниченной высоты. Он был снят как нестандартный и заменен на нет. 97805.
- 97804 - Этот локомотив использовался на Reading Signal Works после вывода из эксплуатации 97020 и был переоборудован из локомотива класса 06 , №. 06003. Он был упразднен после закрытия завода в 1984 году и позже был сохранен. Сейчас это единственный сохранившийся локомотив класса 06.
- 97805 - Этот локомотив был преобразован из локомотива класса 03 для замены нестандартного 97803. Позже ему был присвоен первоначальный номер 03079, и он использовался на острове Уайт до 1996 года.
- 97806 - Этот локомотив был бывшим локомотивом класса 09 , который был передан Садбруку для исключительного использования в аварийном поезде туннеля Северн. Поезд был заменен бывшими дизельными агрегатами класса 121 , а поезд 97806 вернулся в основной капитал под своим первоначальным номером 09017.
- 97807 - Этот локомотив был переоборудован из класса 03 для помощи 97805 на острове Уайт. Позже ему был присвоен первоначальный номер 03179, и он использовался на острове Уайт до 1996 года.
97901–97903
[ редактировать ]Этот диапазон номеров был зарезервирован для маневровых батарей с электроприводом в системе метро Тайн-энд-Уир .
Сохранение
[ редактировать ]
Несколько локомотивов класса 97 сохранились на исторических железных дорогах .
- 97201/24061 - Железная дорога Норт-Йоркшир-Мурс
- 97403/46035 - Частная компания, расположенная в Peak Rail.
- 97404/46045 - Мидлендская железная дорога - Баттерли
- 97406/40135 - Железная дорога Восточного Ланкашира
- 97407/40012 - Мидлендская железная дорога - Баттерли
- 97408 / 40118 – Железная дорога поля боя
- 97650 - Железная дорога Линкольншир-Уолдс
- 97651 - Железная дорога Суиндон и Криклейд
- 97654 – Пиковый рельс
- 97803/05001 - Паровая железная дорога острова Уайт
- 97804/06003 – Машинный депо Барроу-Хилл
- 97805 / 03079 - Легковая железная дорога Дервент-Вэлли
Детали локомотива
[ редактировать ]Ключ: | В эксплуатации | снято | Сохранился | Вернулись к нормальному движению | Списано |
---|
Число | Имя | Предыдущий номер(а) | Предыдущий класс | Преобразовано | Использовать | снято | Утилизация |
---|---|---|---|---|---|---|---|
97020 | - | 20 | - | Новый (1957) | С&Т Шантер | 1981 | Списано (1982) |
97201 | Эксперимент | Д5061/24061/РДБ 968007 | 24 | 1979 | Тестовые поезда | 1988 | Сохранилось на железной дороге Норт-Йоркшир-Мурс. |
97202 | - | Д5281/25131 | 25 | 1983 | Тренировочный локомотив | 1984 | Списано (6/1987, Вик Берри, Лестер) |
97203 | - | Д5831/31298 | 31 | 1986 | Тестовые поезда | 1987 | Списано (11/89 CF Booth Rotherham) |
97204 | - | Д5861/31326 | 31 | 1987 | Тест-поезда | 1989 | Возвращено в основной капитал - 31970. Списано (03/97 MRJ Phillips в Crewe Works) |
97250 | Этель 1 | Д7660/25310 | 25 | 1983 | Электрический теплогенератор | 1987 | Списано (08/94 MC Metals) |
97251 | Этель 2 | Д7655/25305 | 25 | 1983 | Электрический теплогенератор | 1990 | Списано (08/94 MC Metals) |
97252 | Этель 3 | Д7664/25314 | 25 | 1983 | Электрический теплогенератор | 1990 | Списано (08/94 MC Metals) |
97301 | - | Д6800/37100 | 37 | 2008 | Локомотив тестирования сигнализации ERTMS | - | Хранится в Colwick TMD (Boden Rail), разбирается на запчасти. [ нужна ссылка ] |
97302 | Железные дороги Фестиниога и Эрири / Железные дороги Фестиниога и Уэльса Хайленда | 37170 | 37 | 2008 | Локомотив проверки сигнализации ERTMS , обслуживание кембрийской линии | - | - |
97303 | Дэйв Берри | 37178 | 37 | 2008 | Локомотив проверки сигнализации ERTMS , обслуживание кембрийской линии | - | - |
97304 | Талиллинская железная дорога | 37217 | 37 | 2008 | Локомотив проверки сигнализации ERTMS , обслуживание кембрийской линии | - | - |
97401 | - | Д146/46009 | 46 | 1983 | Испытание безопасности ядерной колбы | 1984 | Разрушен в ходе испытаний (07/84 г., Берри в Олд-Дэлби) |
97402 | - | Д160/46023 | 46 | 1983 | Запчасти для 97401 | 1984 | Списано (03/94 J&S Metals в Crewe Basford Hall Yard) |
97403 | Иксион | Д172/46035 | 46 | 1984 | Тестовые поезда | 1991 | Сохранено на пике Rail |
97404 | - | Д182/46045 | 46 | 1984 | Тестовые поезда | 1991 | Сохранено на Мидлендской железной дороге - Баттерли. |
97405 | Древний моряк | Д260/40060 | 40 | 1985 | Инфраструктурные поезда | 1987 | Списано (03/88 V Берри Лестер) |
97406 | - | Д335/40135 | 40 | 1985 | Инфраструктурные поезда | 1986 | Сохранилось на железной дороге Восточного Ланкашира. |
97407 | Ауреол | Д212/40012 | 40 | 1985 | Инфраструктурные поезда | 1986 | Сохранено на Мидлендской железной дороге - Баттерли. |
97408 | - | Д318/40118 | 40 | 1985 | Инфраструктурные поезда | 1986 | Сохранено на железной дороге поля боя. |
97409 | Литам Сент-Эннс | Д60/45022 | 45 | 1987 | Инфраструктурные поезда | 1988 | Списано (10/91 MC Metals Glasgow) |
97410 | - | Д30/45029 | 45 | 1987 | Инфраструктурные поезда | 1988 | Списано (10/91 MC Metals Glasgow) |
97411 | - | Д42/45034 | 45 | 1987 | Инфраструктурные поезда | 1988 | Списано (5/92 MC Metals Glasgow) |
97412 | - | Д50/45040 | 45 | 1987 | Инфраструктурные поезда | 1988 | Списано (10/91 MC Metals Glasgow) |
97413 | - | Д114/45066 | 45 | 1987 | Инфраструктурные поезда | 1988 | Списано (10/91 MC Metals Glasgow) |
97472 | - | Д1600/47472 | 47 | 1989 | Тест-поезда | 1991 | Возвращено в основной капитал - 47472. Списано (05/97 MRJ Phillips в Old Oak Common MPD) |
97480 | Робин Гуд | Д1616/47480 | 47 | 1989 | Тест-поезда | 1991 | Возвращено в основной капитал - 47971. Списано (11 ноября HNRC в EMR Kingsbury) |
97545 | - | Д1646/47545 | 47 | 1989 | Тест-поезда | 1991 | Возвращено в основной капитал - 47972. Списано (10 марта CF Booth Rotherham) |
97561 | Железная дорога округа Мидленд | Д1614/47034/47561 | 47 | 1989 | Тест-поезда | 1991 | Возвращено в основной капитал - 47973. Списано (03/97 MRJ Phillips в Crewe Works) |
97650 | - | ШИМ650 | - | Новый (1953) | Маневровые обязанности | 1987 | Сохранилось на железной дороге Линкольншир-Уолдс. |
97651 | - | ШИМ651 | - | Новый (1959) | Маневровые обязанности | 1996 | Сохранилось на железной дороге Суиндон и Криклейд. |
97652 | - | ШИМ652 | - | Новый (1959) | Маневровые обязанности | 1987 | Списано (1990) |
97653 | - | ШИМ653 | - | Новый (1959) | Маневровые обязанности | 1993 | снято |
97654 | - | ШИМ654 | - | Новый (1959) | Маневровые обязанности | 2005 | Сохранилось на Пиковой железной дороге |
97701 [ номер 1 ] | - | 61136 / 975178 | 501 | 1974 | Аккумуляторный локомотив в Биркенхеде [ 12 ] | 1993 | Списанный Coopers Metals, Шеффилд, 5/94 |
97702 [ номер 2 ] | - | 61139 / 975179 | 501 | 1974 | Аккумуляторный локомотив в Биркенхеде [ 12 ] | 1993 | Списанный Coopers Metals, Шеффилд, 5/94 |
97703 | - | 61182 | 501 | 1980 | Аккумуляторный локомотив в Криклвуде / Хорнси | Апрель-1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 9/95 |
97704 | - | 61185 | 501 | 1980 | Аккумуляторный локомотив в Криклвуде / Хорнси | апрель 1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 9/95 |
97705 | - | 61184 | 501 | 1980 | Аккумуляторный локомотив в Криклвуде / Хорнси | апрель 1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 10/95 |
97706 | - | 61189 | 501 | 1980 | Аккумуляторный локомотив в Криклвуде / Хорнси | апрель 1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 10/95 |
97707 | - | 61166 / 975407 | 501 | 1975 | Аккумуляторный локомотив в Хорнси | апрель 1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 10/95 |
97708 | - | 61173 / 975408 | 501 | 1975 | Аккумуляторный локомотив в Хорнси | апрель 1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 10/95 |
97709 | - | 61172 / 975409 | 501 | 1975 | Аккумуляторный локомотив в Хорнси | апрель 1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 10/95 |
97710 | - | 61175 / 975410 | 501 | 1975 | Аккумуляторный локомотив в Хорнси | апрель 1995 г. | Списано - Хорнси на строительной площадке Cookson & Son (снос) 10/95 |
97750 | - | Л50 | Аккумуляторные электровозы лондонского метрополитена | - | Маневровые обязанности | - | - |
97751 | - | Л51 | Аккумуляторные электровозы лондонского метрополитена | - | Маневровые обязанности | - | - |
97800 | Айвор | Д3767/08600 | 08 | 1979 | Маневровые обязанности | 1990 | Возвращен в основной капитал – 08600 |
97801 | Плутон | 13337/Д3337/08267/РДБ 968020 | 08 | 1978 | Маневровые обязанности Миклеовер / Оценка системы дистанционного управления | 1981 | Списано (08/85 V Берри Лестер) |
97802 | - | 13085/Д3085/08070 | 08 | 1979 | Маневровые обязанности | 1980 | Списано (04/80 BREL Glasgow Works) |
97803 | - | 11140/Д2554/05001 | 05 | 1981 | Маневровые обязанности | 1983 | Сохранилось на паровой железной дороге острова Уайт. |
97804 | - | Д2420/06003 | 06 | 1981 | Маневровые обязанности | 1984 | Хранится в машинном депо Барроу-Хилл. |
97805 | - | Д2079/03079 | 03 | 1984 | Маневровые обязанности | 1996 | Возвращен в основной капитал - 03079 - сейчас сохранен Легкая железная дорога Дервент-Вэлли. |
97806 | - | Д4105/09017 | 09 | 1987 | Аварийный поезд туннеля Северн | 1997 | Возвращен в основной капитал – 09017 |
97807 | - | Д2179/03179 | 03 | 1989 | Маневровые обязанности | 1996 | Возвращен в основной капитал - 03179 - принадлежит Govia Thameslink Railway. |
97901 | - | БЕЛ1 | - | - | Обязанности по инфраструктуре метро Тайн-энд-Уир | - | - |
97902 | - | БЕЛ2 | - | - | Обязанности по инфраструктуре метро Тайн-энд-Уир | - | - |
97903 | - | БЕЛ3 | - | - | Обязанности по инфраструктуре метро Тайн-энд-Уир | - | - |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Д5281, 5281, 25131, 97202» . Британские железные дороги Зульцер Тип 2 . 5 апреля 2014 года . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ Белласс, Эдди (декабрь 1983 г.). «Она крутая штучка, эта Этель…». Железнодорожный энтузиаст . Национальные публикации EMAP. стр. 26–27, 29–31. ISSN 0262-561X . OCLC 49957965 .
- ^ «Статус 97 класса» . wnxx.com . Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 года . Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ «Женщина погибла после того, как поезд врезался в вагон» . Би-би-си. 2 сентября 2009 года . Проверено 27 апреля 2010 г.
- ^ «Опубликован бюллетень RAIB о несчастном случае со смертельным исходом на рабочем переходе 2 сентября 2009 г.» . РАИБ. 15 июня 2010 года . Проверено 15 июня 2010 г.
- ^ «Сеть железнодорожных локомотивов имени Талиллинской железной дороги» . Рейлффордд Талиллинская железная дорога . Талиллинская железная дорога . 16 мая 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Два Талиллина ?! Именование класса 97 на Тайвин-Уорф и многое другое» . Ютуб . Талиллинская железная дорога . 10 июня 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Крушение поезда в 1984 году — испытание ядерной колбы» . Би-би-си. 8 сентября 2008 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б с «1958 – 2008» . trainweb.org . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «История 40-го класса» . Общество сохранения класса 40. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Викерс 1986 , с. 88
- ^ Jump up to: а б с Митчелл и Смит, 2014 г. , рис. 23
- ^ Network Rail [@networkrail] (30 декабря 2021 г.). «97303 по имени Дэйв Берри» ( твит ) – через Twitter .
- ^ «97303» . Departmentals.com . Проверено 1 января 2022 г.
- ^ «97304» . www.railadvent.co.uk . 15 мая 2024 г. Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Маунд 2001 , с. 88
Источники
[ редактировать ]- Эрншоу, Алан (1993). Поезда в беде: Том. 8 . Пенрин: Atlantic Books. стр. 41, задняя обложка. ISBN 0-906899-52-4 .
- Маунд, ТБ (2001). Merseyrail Electrics: история изнутри . Книги NBC. ASIN B0047EA3HU . OCLC 655126526 .
- Митчелл, Вик; Смит, Кейт (2014). Биркенхед — Уэст-Кирби . Западный Суссекс: Миддлтон Пресс. ISBN 9781908174611 . OCLC 885451764 .
- Викерс, Р.Л. (1986). Электропоезда и локомотивы постоянного тока на Британских островах . Ньютон Эбботт: Дэвид и Чарльз. ISBN 0715386743 . OCLC 839555538 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марсден, Колин Дж. (1982). электропоезда . Распознавание движущей силы. Том. 2. Ян Аллан. стр. 137–138. ISBN 9780711011656 . OCLC 16537600 .
- Мясник, Роджер (апрель 1984 г.). «Знай свои кафедры!». Железнодорожный энтузиаст . Национальные публикации EMAP. стр. 6–11. ISSN 0262-561X . OCLC 49957965 .