Синяя птица-Протей CN7
Синяя птица-Протей CN7 | |
---|---|
![]() Bluebird сегодня в Болье | |
Обзор | |
Производитель | Панели двигателя [ 1 ] |
Также называется | Протей-Блюберд Кэмпбелл – Норрис 7 |
Производство | 1 [ 1 ] |
Дизайнер | Кен Норрис [ 1 ] |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | обтекаемый, полностью закрытый «панцирь черепахи» |
Макет | полный привод с центральным расположением двигателя |
Силовой агрегат | |
Двигатель | Турбовальный двигатель Bristol-Siddeley Proteus 705 со свободной турбиной мощностью 4450 л.с. (3320 кВт) [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ] |
Передача инфекции | 3,6–1. Передний и задний приводы для разделения спирально-конических редукторов [ 1 ] |
Размеры | |
Колесная база | 13 футов 6 дюймов (4,11 м) [ 1 ] |
Длина | 30 футов (9,1 м) [ 1 ] |
Ширина | 5 футов 6 дюймов (1,68 м) Гусеница спереди и сзади |
Высота | 4 фута 9 дюймов (1,45 м) без вертикального плавника, 7 футов 8 дюймов (2,34 м) с плавником [ 2 ] |
Снаряженная масса | 8064 фунта (3657,77 кг) – 8960 фунтов (4064,19 кг) [ 1 ] |
Bluebird -Proteus CN7 — это автомобиль с газовой турбиной , которым управлял Дональд Кэмпбелл и который установил мировой рекорд наземной скорости на озере Эйр в Австралии 17 июля 1964 года. Автомобиль установил мировой рекорд FIA по скорости полета на милю со скоростью 403,1 миль в час ( 648,7 км/ч).
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В 1956 году Кэмпбелл начал планировать автомобиль, который побьет рекорд наземной скорости, который тогда составлял 394 миль в час (634 км/ч), установленный Джоном Коббом на Railton Mobil Special . Братья Норрис, спроектировавшие весьма успешный гидросамолет Bluebird K7 Кэмпбелла , разработали Bluebird-Proteus CN7 с расчетом на скорость 500 миль в час (800 км/ч).
CN7 (Кэмпбелл-Норрис 7) был построен компанией Motor Panels в Ковентри под руководством Дональда Стивенса из Norris Bros и Мориса Бриттона из Motor Panels с Кеном и Лью Норрисом в качестве главных конструкторов и был завершен к весне 1960 года. [ 3 ]
Bluebird CN7 был первым автомобилем с рекордом наземной скорости, оснащенным газотурбинным двигателем. [ 2 ] Bristol -Siddeley Proteus был Bristol Airplane Company первым успешным газотурбинным двигателем компании и имел мощность 4450 л.с. (3320 кВт) без тяги, разрешенной FIA, выхлоп был ограничен для устранения аэродинамических возмущений в задней части. Proteus представлял собой двухкатушечный турбовальный двигатель со свободной турбиной с обратным потоком , поскольку ступени турбины внутреннего золотника приводили в движение не ступени компрессора, а только приводной вал. Двигатель Proteus 705 был специально модифицирован Norris Bros. [ 4 ] [ 5 ] иметь приводной вал на каждом конце двигателя. Эти валы соединены непосредственно с узлами главной передачи с дифференциалами и фиксированным передаточным числом 3,6:1, обеспечивая передачу мощности на все четыре колеса через полуоси. [ 3 ]
Автомобиль весит 4 тонны, имеет усовершенствованный алюминиевый сотовый сэндвич огромной прочности и полностью независимую подвеску на двойных поперечных рычагах . Колеса с разъемным ободом и шины диаметром 52 дюйма (130 см) были произведены компанией Dunlop . Компания Dunlop установила давление в шинах более 100 фунтов на квадратный дюйм (6900 гПа). Когда машина ездила в Гудвуде, давление было установлено на 130 фунтов на квадратный дюйм (9000 гПа), а для рекордных попыток использовалось давление 160 фунтов на квадратный дюйм (11000 гПа). Bluebird имеет фронтальную площадь 26 квадратных футов (2,4 м2). 2 ) и коэффициент сопротивления 0,16, что дает площадь сопротивления 4,16 квадратных футов (0,39 м2). 2 ). [ 3 ] [ 2 ]
Тормоза состоят из Girling дисковых тормозов , установленных внутри (для уменьшения неподрессоренной массы ) на всех четырех колесах. Тормоза имеют гидравлическое управление и резервную пневматическую систему, работающую от резервуаров со сжатым воздухом. Тормозные диски измерены 16 + 3 ⁄ 8 дюймов (420 мм) в диаметре и способны работать при максимальной температуре 2200 °F (1200 °C). Дополнительное торможение обеспечивалось пневматическими тормозами с гидравлическим приводом , выступавшими из задней части автомобиля. Турбинный двигатель также обеспечивал примерно 500 л.с. торможения двигателем при закрытии дроссельной заслонки на скорости 400 миль в час (640 км/ч), но эта мощность уменьшалась по мере снижения скорости. [ 6 ] [ 2 ]
Гудвуд, 1960 год.
[ редактировать ]Кэмпбелл продемонстрировал свой автомобиль Bluebird CN7 Land Speed Record на автодроме Гудвуд в июле 1960 года, во время его первого публичного запуска и снова в июле 1962 года. Круги по Гудвуду фактически проходили на скорости «тикания», потому что у автомобиля было всего 4 градуса рулевого управления. блокировка, с максимальной скоростью 100 миль в час по прямой на одном круге. На самом деле его обкатка проводилась на главной взлетно-посадочной полосе ВВС Великобритании в Тангмере в 1962 году. Фотографии для пресс-релиза были сделаны в Гудвуде.
Бонневиль, 1960 год.
[ редактировать ]После испытаний на низкой скорости, проведенных в Гудвуде, CN7 был доставлен на соляные равнины Бонневиль в штате Юта, США, где в 1935 году отец Кэмпбелла установил последний рекорд скорости на суше (LSR). В начале сентября CN7 ускорился со старта с места до чуть менее 400 миль в час или 640 км/ч за 24 секунды, преодолевая 1,5 мили, используя примерно 80 процентов полной мощности двигателя. [ 2 ] Однако попытка LSR, которую активно спонсировали BP , Dunlop и другие британские компании по производству компонентов для двигателей, оказалась неудачной, и CN7 был серьезно поврежден во время аварии на высокой скорости 16 сентября. Кэмпбелл получил перелом нижней части черепа, сломанную барабанную перепонку, порезы и синяки. Он выздоравливал в Калифорнии до ноября 1960 года. Тем временем были реализованы планы по восстановлению CN7 для дальнейшей попытки.
Его уверенность была сильно пошатнута, он страдал от легких приступов паники и некоторое время сомневался, вернется ли когда-нибудь к побиванию рекордов. В рамках выздоровления он научился управлять легкими самолетами, и это повышение его уверенности стало важным фактором в его выздоровлении. [ 7 ] К 1961 году он был на пути к восстановлению и планировал восстановление CN7.
Озеро Эйр, 1963 год.
[ редактировать ]Восстановленный автомобиль был завершен с модификациями, включая блокировки дифференциалов и большой вертикальный стабилизирующий плавник, в 1962 году. После первоначальных испытаний в Гудвуде и дальнейших модификаций очень прочного фонаря кабины из стекловолокна CN7 был отправлен на этот раз в Австралию для новой попытки покорить озеро. Эйр в 1963 году. Место на озере Эйр было выбрано потому, что его площадь составляла 450 квадратных миль (1170 км²). 2 ) высохшего соленого озера, где в течение предыдущих 20 лет не было дождя, а поверхность трассы длиной 20 миль (32 км) была твердой, как бетон. Когда Кэмпбелл прибыл в конце марта, чтобы предпринять попытку в мае, пошел первый небольшой дождь. Кэмпбелл и Блюберд уже стартовали в начале мая, но снова пошел дождь, и тестовые заезды на низкой скорости не смогли перейти в диапазон более высоких скоростей. К концу мая дождь стал проливным, и озеро было затоплено. Кэмпбеллу пришлось посреди ночи убрать CN7 с озера, чтобы спасти машину от затопления поднимающимися паводковыми водами. Попытка 1963 года завершилась. Кэмпбелл получил очень негативную оценку в прессе после того, как ему не удалось установить новый рекорд, но из-за погодных условий о такой попытке не могло быть и речи. В конце года компания BP вышла из числа спонсоров.
Озеро Эйр, 1964 год.
[ редактировать ]Кэмпбелл и его команда вернулись на озеро Эйр в 1964 году при спонсорской поддержке австралийской нефтяной компании Ampol , но соляная поверхность так и не вернулась к обещанию, данному в 1962 году, и Кэмпбеллу пришлось сражаться с CN7, чтобы достичь рекордных скоростей (более 400 миль в час или 640 миль в час). км/ч). После небольшого дождя в июне озеро наконец начало достаточно высыхать, чтобы можно было предпринять попытку. 17 июля 1964 года Кэмпбелл установил рекорд скорости 403,10 миль в час (648,73 км/ч) для четырехколесного транспортного средства (класс А). Кэмпбелл был разочарован рекордной скоростью, поскольку автомобиль был рассчитан на скорость 500 миль в час (800 км/ч). CN7 преодолел последнюю треть измеренной мили со скоростью в среднем 429 миль в час (690 км/ч), достигнув пика на выходе из измеренной мили со скоростью более 440 миль в час (710 км/ч). Если бы соляная поверхность была твердой и сухой, а изначально предполагалась полная длина в 15 миль, не может быть никаких сомнений в том, что CN7 установила бы рекорд, превышающий 450 миль в час (720 км/ч) и, возможно, близкий к ее расчетному максимуму. скорость 500 миль в час (800 км/ч), скорость, которой не достиг ни один другой полноприводный автомобиль. Кэмпбелл поручил автору Джон Пирсон описал эту попытку, выпустив в результате книгу «Синяя птица и Мертвое озеро» , опубликованную Коллинзом в 1965 году.
После записи
[ редактировать ]Чтобы отпраздновать рекорд, Кэмпбелл проехал на CN7 по улицам столицы Южной Австралии Аделаиды на презентацию в мэрии перед толпой, насчитывающей более 200 000 человек. После ее возвращения в ноябре 1964 года CN7 широко демонстрировалась в Австралии и Великобритании.
В июне 1966 года CN7 был продемонстрирован на авиабазе RAF Debden в Эссексе вместе с пилотом Питером Болтоном. Он разбил машину во время пробега на средней скорости, повредив кузов и переднюю подвеску. Машину починили, и Кэмпбелл вел ее на гораздо меньшей скорости, чем предполагал. Кэмпбелл продолжил реализацию своих планов по созданию автомобиля Bluebird с ракетным двигателем 1,1 Маха с целью поднять скорость LSR до 1 Маха . В январе 1967 года он погиб на своем реактивном гидроплане Bluebird K7 , установившем рекорд скорости на воде .
В конечном итоге CN7 был восстановлен в 1969 году, но больше никогда не работал полностью. В 1969 году вдова Кэмпбелла, Тоня Берн-Кэмпбелл, заключила сделку с Линн Гаррисон , президентом Craig Breedlove and Associates, согласно которой Крейг Бридлав будет управлять Bluebird на солончаках Бонневиля. Эта концепция была отменена, когда параллельный проект сверхзвукового автомобиля Spirit of America не нашел поддержки. [ нужна ссылка ]
он стал постоянной экспозицией Национального автомобильного музея в Больё , Англия, а по состоянию на январь 2022 года. В 1972 году [update] до сих пор там выставлен.
Формулы-1 Дизайнер автомобилей Адриан Ньюи отметил, что Bluebird CN7 был первым автомобилем, который правильно распознал и использовал эффект земли . [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Булливант, Джон. «Протей-Блюберд Кэмпбелл – Норрис 7» . bluebirdteamracing.net. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «1964: Proteus Bluebird CN7, управляемый Дональдом Кэмпбеллом» . www.uniquecarsandparts.com.au . уникальные автомобили и запчасти . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с штатный писатель (июль 2002 г.). «Четырёхлетняя миля» . Motorsportmagazine.com . Журнал автоспорта. Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ Дональд Стивенс, команда дизайнеров CN7 и координатор проекта
- ^ "BLUEBIRD CN7 PROTEUS JET CAR" . www.bluebird-electric.net .
- ^ «Кэмпбелл-Норрис-Протеус Блюберд CN7 1960» . Speedace.info . Электрические публикации. 2014.
- ^ Тоня Берн-Кэмпбелл (2002). Мой король скорости . Издательство Саттон. ISBN 0-7509-2931-6 .
- ^ «Номинация Адриана Ньюи на премию «Величайшая инновация в автоспорте»» . Гоночная инженерия. 8 января 2013 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Холтузен, Питер-младший (1986). Рекорд наземной скорости . ISBN 0-85429-499-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Bluebird» с более ранними автомобилями с рекордами наземной скорости в Болье . Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.