1966 «24 часа Ле-Мана»
![]() | Эта статья , кажется, противоречит статье Кена Майлза . ( май 2023 г. ) |
Индекс: Гонки | Победители |
— 1966 года «24 часа Ле-Мана» 34-й Гран-при на выносливость, проходивший 18 и 19 июня 1966 года. [ 1 ] [ 2 ] Это также был седьмой этап чемпионата мира по спортивным автомобилям 1966 года . Это была первая общая победа в Ле-Мане для Ford GT40, а также первая победа американского конструктора в крупной европейской гонке после Джимми Мерфи триумфа на автомобиле Duesenberg на Гран-при Франции 1921 года . [ 3 ] Это также был дебютный старт в Ле-Мане для двух выдающихся гонщиков: Анри Пескароло , который впоследствии установил рекорд по количеству стартов в Ле-Мане; и Джеки Икс , чей рекорд из шести побед в Ле-Мане сохранялся до тех пор, пока его не побил Том Кристенсен в 2005 году.

Правила
[ редактировать ]В 1966 году появился совершенно новый свод правил CSI (Международной спортивной комиссии – регулирующего органа FIA ) – Приложение J FIA, дающее новое определение категорий автоспорта в числовом списке. Автомобили GT теперь относились к Группе 3 , прототипы - к Группе 6 , спортивные автомобили - по-прежнему к Группе 4 , а специальные туристические автомобили - к новой категории, определенной Группой 5 . [ 4 ] (Группа 1 и 2 охватывала другие туристические автомобили, группа 7 привела к серии Can-Am , а группы 8 и 9 - к одноместным автомобилям). [ 5 ]
Поскольку группа 7 не имела права участвовать в чемпионатах FIA, Автомобильный клуб Запада (ACO) открыл свой список участников для групп 3, 4 и 6. FIA установила минимальный годовой объем производства в 500 автомобилей для группы 3 (по сравнению со 100 ранее [ 6 ] [ 7 ] ) и 50 для группы 4, [ 7 ] который также имел максимальный объем двигателя 5000 куб.см. На GT и прототипах не было ограничений по количеству двигателей. Как и раньше, группы были разделены на классы в зависимости от объема двигателя, существовала скользящая шкала минимального веса в зависимости от увеличивающегося объема двигателя (от 450 до 1000 кг для двигателей объемом от 500 до 7000 куб.см), а также вместимость топливного бака (от 60 до 7000 куб.см). 160 литров). [ 5 ]
Наряду с новым Приложением J, после четырех лет сосредоточения внимания на гонках GT, FIA объявила о проведении Международного чемпионата производителей для прототипов группы 6 (2L / >2L) и Международного чемпионата спортивных автомобилей для группы 4 (1.3L / 2L / 5L). ). [ 5 ]
Записи
[ редактировать ]


Благодаря новым правилам в этом году ACO получила 103 огромных запроса на участие. Интерес к группе 6 был настолько велик: на стартовой решетке было 43 прототипа и всего 3 машины GT:
Категория | Классы | Прототип Группа 6 |
Спорт Группа 4 |
ГТ Группа 3 |
Общий записи |
---|---|---|---|---|---|
Большие двигатели | 2,0–7,0 л | 21 | 5 (+3 резерва) | 1 (+1 резерв) | 27 (+4 резерва) |
Средние двигатели | 1,6–2,0 л | 12 | 1 (+1 резерв) | 2 | 15 (+1 резерв) |
Малые двигатели | 1,0–1,3 л | 13 (+2 резерва) | 0 | 0 | 13 (+2 резерва) |
Всего автомобилей | 46 (+2 резерва) | 6 (+4 резерва) | 3 (+1 резерв) | 55 (+7 резервов) |
После двух лет трехлетней программы Ford мало что мог показать из-за своих огромных инвестиций. Обширная работа была проделана в аэродинамической трубе, а также улучшены тормоза, управляемость и двигатель – не в последнюю очередь улучшена экономия топлива. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] 7-литровый гоночный двигатель Ford NASCAR теперь развивает мощность ок. 550 л.с., но было зарегистрировано как «485 л.с.» в результате снижения Фордом предела оборотов для 24-часовой гонки. [ 7 ] Новый год начался многообещающе: Кен Майлз и Ллойд Руби выиграли первые « 24 часа Дайтоны» , а затем «12 часов Себринга» . [ 9 ] Копируя тактику Ferrari по подавляющему количеству участников, они подали пятнадцать заявок на Mark II; восемь были приняты ACO. На этот раз шесть были построены и подготовлены компанией Holman & Moody . Шелби управлял тремя машинами для американцев Дэна Герни и Джерри Гранта . Майлз теперь был в паре с новозеландцем Денни Халмом после того, как Руби была ранена в авиакатастрофе месяцем ранее. [ 12 ] Третьей машиной стала полностью кивиская пара Брюса Макларена и Криса Эймона . Holman & Moody, успешная гоночная команда Ford NASCAR, также привезла еще трио GT40 в качестве резервных копий – для Марка Донохью / Пола Хокинса , Ронни Бакнума / Дика Хатчерсона и Люсьена Бьянки / Марио Андретти . [ 13 ] Одним из больших усовершенствований, которые Holman & Moody привнесла с собой, стала система быстрой замены тормозных колодок, позволяющая экономить время в боксах. [ 14 ]
Британская команда Alan Mann Racing подготовила две машины компанией Ford Advanced Vehicles для Грэма Хилла / Дика Томпсона и Джона Уитмора / Фрэнка Гарднера . Каждая из восьми машин была окрашена в цвет Mustang . дорожной линейки [ 15 ] [ 16 ]
Ответом Ferrari на Mk II стал новый Ferrari 330 P3 . Он был короче и шире, чем P2, и сохранил тот же 4-литровый двигатель, но с впрыском топлива, мощность которого теперь составляла 420 л.с. [ 11 ] У заводской команды была пара версий с закрытой кабиной для Джона Сёртиса / Людовико Скарфиотти и бывших победителей Лоренцо Бандини / Жана Гише . Вариант с открытой кабиной был передан Североамериканской гоночной команде (NART) для Педро Родригеса / Ричи Гинтера . Но их подготовка к гонке была ограничена забастовкой в Италии. [ 17 ] [ 9 ] [ 18 ]
NART также участвовал в длиннохвостом P2, обновленном Пьеро Дрого и управляемом прошлогодним победителем Мастеном Грегори с Бобом Бондюрантом . Также существовали гибриды P2/P3 для Ecurie Francorchamps (Dumay/Beurlys) и Scuderia Filipinetti ( Maresse / Müller ). ) появился P2 Spyder Наконец, для концессионеров Маранелло ( Эттвуд / Пайпер . [ 17 ] [ 19 ] Борясь на два фронта, компания также бросила вызов Porsche в классе 2-литровых двигателей со своим Dino 206 S с парой от NART и еще одной от Маранелло. Нино Ваккарелла , победитель гонки 1964 года , был в ярости, когда узнал, что его «понизили в должности», чтобы водить Dino, а не P3, и пригрозил уйти, но в конце концов управлял машиной. [ 20 ] [ 21 ]
Chevrolet был вторым игроком в классе автомобилей с двигателями объемом более 2 литров. Бывший инженер Ferrari Джотто Биццаррини поссорился с Ренцо Ривольтой и вместе с его собственной компанией представил свою новую конструкцию, P538, но по-прежнему использующую 5,3-литровый двигатель Chevrolet. Другой Chevy был в техасца Джима Холла Chaparral 2D . Малый блок объемом 5,3 л развивал мощность 420 л.с. и имел полуавтоматическую коробку передач. [ 18 ] [ 7 ] Под руководством Фила Хилла и Джо Боннье они добились большого успеха, выиграв этап Нюрбургринга всего двумя неделями ранее. [ 22 ]
Porsche представил новую модель – 906, разработанную командой под руководством Фердинанда Пьеха . Благодаря 2,0-литровому оппозитному шестицилиндровому двигателю от 911 он недавно был омологирован для Группы 4 с необходимыми 50 автомобилями. [ 23 ] Это также было доказано на гонках после победы на Targa Florio месяцем ранее. Однако заводская группа также представила три прототипа «langheck» (длиннохвостый) под управлением Ханса Херрманна / Герберта Линге , Джо Зифферта / Колина Дэвиса и Удо Шютца / Питера де Клерка . [ 24 ]
Alfa Romeo и ее заводская команда Autodelta отказались от участия в гонках на год, чтобы подготовить новую машину к 1967 году. [ 8 ] Но в этом году в борьбу вступил новый крупный производитель: Matra выкупила компанию Automobiles René Bonnet в 1964 году, переименовав модель Djet . Однако был введен новый дизайн. M620 имел 2-литровую версию двигателя BRM Formula 1 мощностью 245 л.с., который мог соответствовать скорости Porsche, составляющей 275 км/ч (170 миль в час). Этими тремя автомобилями управляли многообещающие молодые французские гонщики-одноместники Жан-Пьер Бельтуаз / Джонни Сервоз-Гэвен , Жан-Пьер Жоссо / Анри Пескароло и Джо Шлессер с валлицем Аланом Рисом . [ 25 ]
Примечательно, что, учитывая доминирование Великобритании в гонке всего лишь десятью годами ранее, в гонке этого года участвовало всего три британских автомобиля. У защищающегося чемпиона класса Остин-Хили было две работы. Другой представлял собой комплект-кар Marcos Engineering на базе шасси Mini Cooper S. В состав команды вошел француз Юбер Жиро и управляли Жан-Луи Марна и Клод Балло-Лена. Команда смогла получить заводской двигатель и коробку передач от BMC . Зрители смеялись над маленькой машинкой и ее внешним сходством с блохой. [ 26 ] Но позже в гонке Mini Marcos стал «любимцем публики».
Alpine после плохих результатов в прошлом году вернулась с 6 автомобилями. Новый A210 имел 1,3-литровый двигатель Gordini-Renault с коробкой передач Porsche, что делало его более долговечным, хотя и немного более быстрым — 245 км/ч (150 миль в час). В этом году Alpine поддержала новую команду клиентов, Ecurie Savin-Calberson, вместе с бывшим победителем индекса Роджером Делагенесте. [ 27 ]
Чарльз Дойч (CD) привез свой новый аэродинамический SP66. Автомобиль был оснащен двигателем Peugeot объемом 1130 куб.см , что ознаменовало возвращение французской компании, которая в последний раз участвовала в гонках 1938 года. [ 28 ] Еще одним конкурентом небольших прототипов была ASA . Первоначально разработанный Феррари Карло Чити и Джотто Биццаррини до их знаменитого ухода из Феррари , он был продан новой итальянской компании и модернизирован двигателем объемом 1290 куб.см, выдающим 125 л.с. Было заявлено две машины: одна от ASA и одна от NART. [ 29 ]
Новая категория Группы 4 начала привлекать интерес, поскольку более ранние прототипы отвечали требованиям омологации и производства. От команд клиентов было заявлено шесть GT40 с двигателем 4,7 л. Йохен Риндт , прошлогодний победитель, перешёл из Ferrari в Ford в новую канадскую гоночную команду Comstock. Они присоединились к Ford France, Scuderia Filipinetti и новым каперам Scuderia Bear и Essex Wire . К Скипу Скотту, владельцу команды Essex Wire, присоединился 21-летний Джеки Икс, дебютировавший в Ле-Мане. [ 30 ] [ 31 ]
Им противостоял Эда Хьюгуса модифицированный Ferrari 275 GTB , а Equipe Nationale Belge управляла его 250 LM. Porsche также представила три обычных 906 в категории «Спорт», две заводские заявки, а также одну для парижского импортера Toto Veuillet .
Теперь, когда Шелби полностью сосредоточился на программе Ford, от Cobra GT отказались. Было всего три заявки на GT: клиентские команды Ferrari Ecurie Francorchamps и Maranello Concessionaires представили 275 GTB. Третье событие было тихим, но значительным: Жак Дьюис, всегда новаторский капер, привез в Ле-Ман первый Porsche 911. Производство того, что впоследствии стало вездесущим автомобилем Ле-Мана, началось в конце 1964 года, и новая модель 911 S имела «оппозитный» 6-цилиндровый двигатель, настроенный на мощность 160 л.с. [ 32 ]
Наконец, в отдельном субсоревновании состоялась гонка шин между Firestone , Dunlop и Goodyear . [ 8 ]
Упражняться
[ редактировать ]Во время апрельских тестовых выходных снова пошел дождь. И вновь произошла трагедия со смертельным исходом. Ford американца Уолта Хансгена врезался в воду на яме прямо и совершил аквапланирование. Он нацелился на дорогу отхода в конце прямой, не осознавая, что она заблокирована песчаной отмелью, в которую он врезался на скорости около 190 км/ч (120 миль в час). С тяжелыми ранениями его доставили в американский военный госпиталь в Орлеане , где он умер пять дней спустя. [ 15 ] [ 12 ] [ 21 ]
Заметным отсутствием на тестовых выходных была заводская команда Ferrari. [ 8 ] [ 21 ] Крис Амон был самым быстрым на тестовых выходных на экспериментальном Ford J-car с результатом 3:34,4 круга. [ 7 ] Но на гоночной неделе именно Герни показал самый быстрый квалификационный круг - 3:30,6, что на секунду быстрее, чем его товарищи по конюшне Майлз, Гарднер и Макларен. Гинтер был 5-м на самой быстрой Ferrari с результатом 3:33,0, а Паркс и Бандини - 7-м и 8-м соответственно. Фил Хилл в Чапаррале разогнал процессию Ford-Ferrari, заняв 10-е место. [ 33 ]
Джо Зифферт поставил самый быстрый Porsche на 22-е место с результатом 3:51,0, Ferrari Нино Ваккареллы заняла 24-е место (3:53,5) и Matra Джо Шлессера сразу за ним (3:53,5). В тестовые выходные Мауро Бьянки удивил многих на 1-литровом Alpine, который ехал так же быстро, как Ferrari Testa Rossas 1959 года. [ 27 ] [ 21 ] Самым быстрым альпинистом на тренировке был Тойвонен /Янссон (4:20,1), значительно опередивший лучшего CD (Ожье/Лоран 4:27,5), а также Остина-Хили (4:45,1) и ASA (4:49,8). [ 33 ]
На практике также произошли две значительные драмы. Самой большой новостью стала забастовка ведущего пилота Ferrari Джона Сертиса . Он и менеджер команды Эухенио Драгони решили, что он, как самый быстрый гонщик Ferrari и ездящий вместе с Майком Парксом , будет действовать как заяц, который будет приманивать и ломать Ford. Он также все еще восстанавливался после крупной аварии, произошедшей в прошлом году, и передаст Скарфиотти, если слишком устанет. Однако во время гоночной недели, когда стало известно, что на гонке будет новый председатель FIAT Джанни Аньелли , Драгони изменил план, поставив Скарфиотти (племянника Аньелли) первым. Сёртиз был в ярости и помчался в Маранелло, чтобы обсудить свою позицию с Энцо Феррари . [ 21 ] Не услышав, Сёртиз, чемпион мира Формулы-1 1964 года на Ferrari , покинул команду. [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ]
Второй инцидент был более серьезным: Дик Томпсон на автомобиле Alan Mann Ford Mk II столкнулся с Диком Холквистом, который ехал гораздо медленнее на Scuderia Bear Ford GT40, и вылетел прямо перед ним на Maison Blanche. [ 19 ] Холквист вылетел с тяжелым повреждением, а Томпсон смог вернуться в боксы. Во время устранения повреждений официальные лица сообщили команде, что они были дисквалифицированы за то, что Томпсон покинул место крупной аварии. Томпсон был непреклонен в том, что дал советы представителям бокса, и на слушаниях директор Ford по гонкам Лео Биб пригрозил отозвать все автомобили Ford. Его поддержал Хушке фон Ханштайн , который также был готов отозвать команду Porsche. [ 21 ] В конце концов, машину восстановили, хотя Томпсона забанили. Это по-прежнему представляло проблему для Ford, поскольку им не хватало запасных водителей, а Эй Джей Фойт , Джеки Стюарт и Ллойд Руби получили травмы . [ 19 ] В конце концов австралиец Брайан Мьюир , находившийся в Англии, был переправлен самолетом во Францию. Он проехал два круга, свой первый в Ле-Мане утром гоночного дня, чтобы пройти квалификацию. [ 30 ] [ 16 ] [ 20 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Прохладным и пасмурным днем именно Генри Форд II в этом году стал почетным стартером. [ 21 ] Капли дождя в последнюю минуту вызвали шквал замены шин, и некоторые автомобили перешли с Firestone на Goodyear или Dunlop. [ 16 ] [ 20 ] В конце первого круга машины Форда лидировали: Хилл опередил Гурни, затем Бакнума, Паркс на Ferrari, за ним следовали Ford Уитмора, Chaparral, затем GT40 Скотта и Риндта. [ 16 ] Когда Эдгар Берни вывел свой Bizzarrini на стартовую линию среди толпы уезжающих машин, возникло мгновенное волнение. [ 34 ] [ 35 ] [ 21 ] Майлзу пришлось заехать на пит-стоп после первого круга, чтобы починить дверь, потому что ранее он захлопнул дверь своим шлемом. На первом круге на пит-стопе также присутствовал Пол Хокинс, у которого Форд сломал полуось на трассе Mulsanne Straight, и его накренило в сторону на скорости почти 350 км/ч. [ 16 ] Бригаде Holman & Moody потребовалось 70 минут, чтобы отремонтировать его, но Марк Донохью снес задний пыльник на Mulsanne и обнаружил, что дифференциал окончательно поврежден. [ 15 ] [ 16 ] [ 36 ]
На третьем круге Гурни вышел в лидеры и удерживал их до первых пит-стопов. McLaren задерживался из-за того, что у него вышли из строя шины, поэтому команда незаметно сменила Firestones на Goodyears. [ 15 ] Всего через 9 кругов у Ford Риндта взорвался двигатель в конце прямой Мюльсанн, так что последовательной победы не было. [ 30 ] К концу первого часа Форды вели 1-2-3, причем Герни опережал Грэма Хилла и Бакнума на 24 секунды. Четвертым, отстав на 20 секунд, стал первый NART Ferrari Родригеса. Тем временем Майлз проезжал чрезвычайно быстрые круги, побив рекорд круга и вернувшись на 5-е место. Паркс был шестым, опередив Боннье на Чапаррале, который уже прошел круг. Еще через час Майлз и Халм взяли на себя инициативу. [ 37 ] [ 9 ]
В 20:00 только Майлз и Герни Форды и Ferrari Родригеса лидировали на круге (64-е место). [ 38 ] В сумерках начал моросить дождь, что уменьшило преимущество больших «Фордов» в мощности и позволило «Феррари» оставаться на связи. Выпуск автомобилей Ford еще больше задержался, поскольку некоторые решили раньше заменить тормозные колодки. [ 37 ] К тому времени у всех трех Dino возникли механические проблемы, что устранило одну угрозу для Porsche. [ 21 ] Серьезная авария произошла, когда компакт-диск Жан-Клода Ожье вырвался из-под разлитого масла на развилке Мульсанн и был сильно ударен Франсуа Паскье на трассе NART ASA. Обе машины врезались в стену и загорелись, а Ожье с двумя сломанными руками доставили в больницу. [ 29 ] [ 28 ] [ 39 ]
Ночь
[ редактировать ]Через 6 часов полил сильный дождь. NART Ferrari Гинтера лидировала после Паркса, ее преследовали Fords of Miles и Gurney на том же круге, McLaren на круг позади, затем Бандини и Андретти на два круга отставали. Но Андретти вскоре оказался в стороне из-за лопнувшей прокладки ГБЦ, как и Hill/Muir Ford, у которого сломалась передняя подвеска на выходе из поворота Арнажа. [ 15 ] [ 40 ] Когда дождь утих, Форды Майлза и Герни вернули лидерство. Незадолго до полуночи Роберт Бюше совершил акваплан, пролетая над гребнем моста Данлоп, и разбил французский Porsche. [ 24 ] Поначалу Chaparral шел хорошо, поднявшись до 5-го места, пока сломанный генератор переменного тока не остановил их также незадолго до полуночи, когда они ехали на 8-м месте. [ 22 ]

Очередной сильный ливень в 12.30 способствовал крупной аварии в Эссе. Гише только что развернул свой «Феррари» под дождем и убежал, когда прибыл Бюше и разбил свой «Порше». Затем Matra Шлессера наткнулась на компакт-диск Жоржа Элигуэна, избежав аварии. Пока устранялись повреждения, Скарфиотти врезался на своем P3 в Matra, и все четыре машины были разбиты, хотя только Скарфиотти был доставлен в больницу с небольшими синяками. [ 37 ] [ 39 ]

Ночью Феррари начали страдать от перегрева. Когда NART P3 сошёл с 4-го места со сломанной коробкой передач в 3 часа ночи, а филиппинетский автомобиль Майресса/Мюллера с 5-го места час спустя, задача Ferrari была исчерпана – в этом году у марки не будет каперов-спасителей. На полпути Ford Mk II удерживал первые 4 места (Майлз/Халм, Герни/Грант, Макларен/Амон, Бакнум/Хатчерсон), а GT40 со счетом 5-6-8: Эссекс, Филиппинетти и Ford-France (Ревсон/Скотт, Сперри/Сатклифф, Лижье/Гроссман). Зифферт/Дэвис возглавляли поезд Porsche на 7-м месте, а ближайшим Ferrari был Bandini/Guichet P3, хромавший на 12-м месте. Форд приказал своим машинам сократить время круга до 4 минут, но Гурни и Майлз продолжали упорно бороться за лидерство. [ 40 ]
Утро
[ редактировать ]
То, что могло быть процессией, было чем угодно, только не Фордом. В 8 утра на пит-стопе филиппинетского Ford, идущего пятым номером, пролился бензин на заднее колесо. На выезде Сперри потерял сцепление с дорогой и развернулся на Эссе, разбив машину. Автомобили Ford-France и Essex уже ночью сошли с дистанции из-за проблем с двигателем. [ 30 ]
В 9 утра машина Герни/Гранта, которая боролась за лидерство с Майлзом и Халмом (вопреки строгим приказам команды), сошла с первого места, когда у машины взорвалась прокладка ГБЦ. В результате у Ford осталось только три Mk II (хотя и с пробегом 1-2-3), поскольку все GT40 также вышли из эксплуатации. Теперь Porsche заняли следующие пять мест, а два Ferrari GT заняли 9-е и 10-е места, а Alpines преследовали их.
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Когда поле было покрыто, Лео Биб, гоночный директор Ford, умудрился устроить ничью, заставив две ведущие машины одновременно пересечь финишную черту. [ 41 ] В ACO сказали ему, что это невозможно: учитывая шахматный стартовый состав, машина №2 проехала бы еще 20 метров и, таким образом, стала бы победителем гонки. Но Биб все равно продолжил свой план. [ 37 ] [ 42 ]

На последнем пит-стопе Mark II все еще были впереди. Майлз/Халм лидировали, за ними на том же круге следовали Макларен/Амон. Золотая машина Бакнума/Хатчерсона была третьей, но отставала на двенадцать кругов. Майлзу было приказано сбросить скорость, чтобы позволить McLaren догнать его. Незадолго до 16:00 снова начал моросить дождь. Когда машина №1 Майлза и машина №2 Макларена приблизились к финишу, Макларен пересек финишную черту прямо перед Майлзом. Майлз, который был расстроен приказами команды, стартовал, чтобы позволить McLaren финишировать далеко впереди. [ 15 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Кроме того, McLaren преодолела большую дистанцию во время гонки благодаря стартовым позициям. Независимо от причины, McLaren №2 был объявлен победителем. [ 46 ]

На последнем пит-стопе Porsche Питера Грегга и Стена Аксельссона, занявший 7-е место, остановился из-за проблем с двигателем. Грегг припарковал машину в ожидании последнего круга, но в 15.50 он не смог ее перезапустить и пропустил финиш. Остальные Porsche заняли места с 4 по 7 во главе с Зиффертом/Дэвисом, которые также претендовали на индекс производительности. Автомобиль Stommelen / Klass , занявший 7-е место, стал первым и единственным спортивным автомобилем, финишировавшим. Наконец, новый 911 GT показал хорошие результаты и финишировал 14-м, положив начало долгому рекорду успеха. [ 24 ]
Четыре Alpine финишировали в этом году со счетом 9-11-12-13, причем модель Delageneste/Cheinisse из Ecurie Savin-Calberson выиграла индекс тепловой эффективности. [ 27 ] Финальным финишером стал маленький Mini Marcos. Раньше он был объектом смеха, а теперь стал любимцем публики и работал как часы. Когда машина за машиной попадали в аварию и выпадали из строя, маленький Маркос, которого к тому времени прозвали «la puce bleue» (синяя блоха), продолжал причитать. Несмотря на то, что он финишировал на 26 кругов позади остальных участников. [ 26 ] [ 7 ] В итоге машина вернулась домой на невероятном 15-м месте в общем зачете.
Форду потребовалось три попытки, чтобы выиграть Индианаполис и чемпионат NASCAR, а теперь к ним добавились «24 часа Ле-Мана». Chrysler впервые участвовал в конкурсе в 1925 году, и за 41 год это была первая победа американского автомобиля. [ 31 ] В официальном пресс-релизе Ford от 5 июля 1966 года утверждалось:
Машины Макларен-Амон и Майлз-Халм ехали с разницей в несколько секунд, когда гонка приближалась к концу, а машина Бакнума-Хатчерсона отставала в качестве страховки. В боксах Форда было принято решение, чтобы машины финишировали бок о бок, что, как мы надеемся, будет считаться ничьей. Все три машины проехали к финишу строем, но все шансы на ничью исчезли, когда официальные лица обнаружили правило, согласно которому в случае ничьей машина, стартовавшая дальше по стартовой решетке, проехала большее расстояние. Поскольку Макларен и Амон стартовали на 60 футов позади Майлза и Халма, они были объявлены победителями. Для обоих новозеландцев , которые сейчас проживают в Англии, это была самая важная победа для двух молодых людей. Макларену, который самостоятельно строит автомобили Формулы и спортивные автомобили, 28 лет. Амону 22 года, он самый молодой победитель в истории соревнований. Это был рекордный результат: автомобиль-победитель преодолел больше миль (3009,3) на более высокой скорости (125,38 миль в час), чем все предыдущие участники. Он продемонстрировал, что серийные двигатели могут конкурировать с гоночными силовыми установками и что автомобиль, построенный в Америке, может превзойти лучшие европейские автомобили. [ 47 ]
Решение команды Ford стало большим разочарованием для Кена Майлза, который стремился получить « Тройную корону гонок на выносливость» - победу в гонках Дайтона-Себринг-Ле-Ман - в качестве награды за свои инвестиции в разработку GT40. «Я, конечно, разочарован, но что вы собираетесь с этим делать?» [ 48 ] Позже Биб также признался, что его раздражало то, что Майлз участвовал в гонках на Гурни, игнорируя приказы команды и потенциально рискуя выносливостью машин. [ 15 ] Два месяца спустя Кен Майлз погиб в Риверсайде во время испытаний Ford GT40 J-Car следующего поколения, который стал Mk IV, выигравшим Ле-Ман в 1967 году. [ 15 ] [ 42 ] [ 49 ]
В гонке на истощение повезло, что крупные команды представили такое количество – финишировали только 3 из 13 Ford и только два GT из 14 заявленных Ferrari. Напротив, пять из семи Porsche (включая их 911 в классе GT) финишировали, как и четыре из шести Alpine, показав гораздо лучшую надежность. Это был первый случай превышения отметки в 3000 миль/125 миль в час. [ 31 ]
После горького провала Ferrari 330 P3, отражающего провал прототипов Ford в прошлом году (а также с солью, втертой в рану после завершения формирования Ford), «война Ford-Ferrari» перешла в свою кульминационную фазу. Результаты Ле-Мана позволили Форду опередить Феррари в чемпионате производителей 1966 года . Ответ Форда на следующее оружие Ferrari, 330 P4 , был отложен из-за проблем с разработкой, что дало Ferrari возможность провести матч-реванш с Mk II, которые так доминировали над ними в Ле-Мане, на гонке Daytona 24 Hours 1967 года . После того, как бракованная партия валов коробки передач свела на нет усилия Форда, Ferrari финишировала со счетом 1-2-3 на своих новых P4 и вернула Форду победу. Ford Mark IV был готов к гонке « 12 часов Себринга» , где он победил в своем первом выезде. Еще три экземпляра были произведены и подготовлены к гонкам «24 часа Ле-Мана», в то время как надежды Ford на чемпионство возлагались на старые GT40 и новые Mirages, созданные на базе GT40, чтобы набрать очки в промежуточных гонках. После неудачного выступления на Монце и спорному отказу в чемпионских очках от победы Миража на гонках в Спа , Форд увидел ограниченные возможности для повторного завоевания титула производителей и вместо этого сосредоточился на последнем ура в Ле-Мане, где ведущий Mark IV, управляемый Дэном Герни и Эй Джей Фойт легко выиграл. Феррари завоевала титул производителей в 1967 году, опередив многообещающую Porsche на два очка.
Война Форд-Феррари закончилась новыми правилами 1968 года, которые лишили P4 и Mark IV права участвовать в классе спортивных прототипов с ограничением объема двигателя 3 литра. GT40 соответствовали производственным требованиям и лимиту в 5 литров для омологации в новом классе Группы 4 . Ferrari сочла производственные требования по омологации P4 в группе 4 сложной и отказалась от участия в соревнованиях в классах спортивных гонщиков. Ни Ford, ни Ferrari в том году не выставили заводскую команду на чемпионат производителей; тем не менее, команда Джона Уайера, Группы 4 управлявшая GT40 , принесла домой титул Ford и в 1969 году одержала победы на GT40 в Себринге и Ле-Мане. Когда Ferrari смогла представить омологированный автомобиль в 1970 году, в классе, в котором они соревновались, доминировал Porsche 917 .
Несколько автомобилей оригинальной 24-часовой гонки сохранились и были восстановлены в своей былой славе. Любивший публику Mini Marcos участвовал в клубных гонках, ралли и восхождениях на холмы, дважды регистрировался на дорогах и пять раз перекрашивался только для того, чтобы быть украденным в ночь на 30 октября 1975 года из-под квартиры в Париже. Тремя днями ранее руководитель Marcos Гарольд Дермотт заключил сделку на покупку автомобиля с намерением отреставрировать его и выставить на экспозицию в музее. С тех пор машину искали несколько человек, но ее нашел только в декабре 2016 года в Португалии голландец Йерун Буй. [ нужна ссылка ]
Наследие в популярной культуре
[ редактировать ]Иди как ад
[ редактировать ]Гонка стала предметом книги 2009 года, в которой подробно описывается гонка и знаменитое предыстория соперничества между Энцо Феррари и Генри Фордом II , написанное Эй Джей Бэйме. [ 50 ] [ 51 ] под названием Go Like Hell — слова, которые Брюс Макларен крикнул Крису Эймону, когда они ехали к своей знаменитой победе. [ 52 ]
Слухи о экранизации книги, Amazon , бестселлера [ 53 ] Распространялся с 2013 по 2015 год. [ 54 ] [ 55 ] Книга получила оценку «4,5 звезды» на сайте рецензий книг GoodReads.com . [ 56 ]
24-часовая война
[ редактировать ]2016 года Документальный фильм , продюсером и режиссером которого выступили американцы Нейт Адамс и комик Адам Каролла , рассказывает о соперничестве между Ferrari и Ford в Ле-Мане. Спектакль был хорошо принят критиками и получил оценку «100%» на веб-сайте Rotten Tomatoes с совокупным обзором . [ 57 ] [ 58 ]
Ford v Ferrari
[ редактировать ]«Форд против Феррари» (известный как «Ле-Ман-66» в Великобритании и других странах) — спортивный драматический фильм, распространяемый компанией 20th Century Fox , основанный на соперничестве между Фордом и Феррари за доминирование в Ле-Мане. Режиссер Джеймс Мэнголд , в главных ролях Мэтт Дэймон и Кристиан Бэйл в ролях Кэрролла Шелби и Кена Майлза соответственно. Фильм был выпущен 15 ноября 2019 года. На 92-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм получил четыре номинации, в том числе «Лучший фильм» и «Лучший звуковой монтаж» , а также победил в категориях «Лучший звуковой монтаж» и «Лучший монтаж фильма» .
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 59 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | П +5.0 |
2 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 360 |
2 | П +5.0 |
1 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 360 |
3 | П +5.0 |
5 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 348 |
4 | П 2.0 |
30 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | Порше 1991cc F6 | 339 |
5 | П 2.0 |
31 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | Порше 1991cc F6 | 338 |
6 | П 2.0 |
32 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | Порше 1991cc F6 | 337 |
7 | С 2.0 |
58 (бронировать) |
![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 Каррера 6 | Порше 1991cc F6 | 330 |
8 | ГТ 5.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 ГТБ Соревнование |
Феррари 3,3 л V12 | 313 |
9 | П 1.3 |
62 (бронировать) |
![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 311 |
10 | ГТ 5.0 |
57 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 ГТБ Соревнование |
Феррари 3,3 л V12 | 310 |
11 | П 1.3 |
44 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 307 |
12 | П 1.3 |
45 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 307 |
13 | П 1.3 |
46 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1296cc S4 | 306 |
14 | ГТ 2.0 |
35 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | 284 |
15 | П 1.3 |
50 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Мини Маркос GT 2+2 | БМК 1287cc S4 | 258 |
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | С 2.0 |
33 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 Каррера 6 | Порше 1991cc F6 | 321 | Двигатель (24 часа) |
ДНФ | П +5.0 |
3 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 257 | Радиатор (18 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Спрайт | БМК 1293cc S4 | 237 | Прокладка головки (21 час) |
ДНФ | С 5.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | 233 | Несчастный случай (17 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330P3 | Феррари 4.0л V12 | 226 | Двигатель (17 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
26 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Феррари 275 ГТБ Соревнование |
Феррари 3,3 л V12 | 218 | Схватить (20 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
28 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 218 | Двигатель (18 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
47 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено 1296cc S4 | 217 | Коробка передач (21 час) |
ДНФ | С 5.0 |
59 (бронировать) |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,7 л V8 | 212 | Двигатель (15 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
15 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,7 л V8 | 205 | Зажигание (16 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 П2 | Феррари 4,4 л V12 | 166 | Коробка передач (12 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
60 (бронировать) |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | 154 | Двигатель (11 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
27 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 P3 Спайдер | Феррари 4.0л V12 | 151 | Коробка передач (11 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Спрайт Ле-Ман | БМК 1293cc S4 | 134 | Схватить (16 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
17 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 П2 | Феррари 4,4 л V12 | 129 | Двигатель (14 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330P3 | Феррари 4.0л V12 | 123 | Несчастный случай (9 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
55 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | Рено - Гордини 1005cc S4 | 118 | Водяной насос (20 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра MS620 | БРМ 1915cc V8 | 112 | Коробка передач (13 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() |
Чапараль 2D | Шевроле 5,4 л V8 | 111 | Электрика (8 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
7 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 110 | Передняя подвеска (8 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
34 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 906/6 Каррера 6 | Порше 1991cc F6 | 110 | Несчастный случай (9 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
42 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра MS620 | БРМ 1915cc V8 | 100 | Несчастный случай (9 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
6 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 97 | Прокладка головки (8 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
53 | ![]() |
![]() ![]() |
компакт-диск СП66 | Пежо 1130cc S4 | 91 | Несчастный случай (9 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 П2 | Феррари 4,4 л V12 | 88 | Передача инфекции (9 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
компакт-диск СП66 | Пежо 1130cc S4 | 54 | Несчастный случай (6 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
54 | ![]() |
![]() ![]() |
АСА ГТ РБ-613 | АСА 1290cc S4 | 50 | Несчастный случай (6 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Самый безмятежный Спайдер | Серениссима 3,5 л V8 | 40 | Коробка передач (5 часов) |
ДСК | П +5.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Биццаррини P538 Супер Америка | Шевроле 5,4 л V8 | 39 | Нарушение ямы (5 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
43 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра MS620 | БРМ 1915cc V8 | 38 | Масляный насос (8 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 П2 | Феррари 4,4 л V12 | 33 | Водяной насос (8 часов) |
ДНФ | П 1.3 |
61 (бронировать) |
![]() за действие |
![]() ![]() |
АСА ГТ РБ-613 | АСА 1290cc S4 | 31 | Передача инфекции (8 часов) |
ДНФ | П +5.0 |
8 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 31 | Схватить (6 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
52 | ![]() |
![]() ![]() |
компакт-диск СП66 | Пежо 1130cc S4 | 19 | Схватить (6 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
36 | ![]() |
![]() ![]() |
Дино 206 С | Феррари 1986cc V6 | 14 | Задний мост (3 часа) |
ДНФ | П +5.0 |
4 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | Форд 7,0 л V8 | 12 | Дифференциал (5 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Дино 206 С | Феррари 1986cc V6 | 9 | Двигатель (3 часа) |
ДНФ | П +5.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Биццаррини P538 Спорт | Шевроле 5,4 л V8 | 8 | Рулевой рычаг (3 часа) |
ДНФ | С 5.0 |
12 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,7 л V8 | 8 | Двигатель (3 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
25 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Дино 206 С | Феррари 1986cc V6 | 7 | Утечка воды (3 часа) |
Не началось
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | П 1.15 |
56 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М64 | Рено - Гордини 1005cc S4 | Не началось |
DNS | С 5.0 |
63 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Форд ГТ40 | Форд 4,7 л V8 | несчастный случай на тренировке |
ДНК | П 5.0 |
22 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330P3 | Феррари 4.0л V12 | Не прибыл |
ДНК | П 5.0 |
23 | ![]() |
![]() |
Самый безмятежный Спайдер | Серениссима 3,5 л V8 | Не прибыл |
ДНК | П 2.0 |
37 | ![]() |
![]() ![]() |
Дино 206 С | Феррари 1986cc V6 | Не прибыл |
ДНК | П 2.0 |
39 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Дино 206 С | Феррари 1986cc V6 | Не прибыл |
ДНК | ГТ 1.6 |
44 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ 2 | Альфа Ромео 1570cc S4 | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Прототип победители |
Сорт | Спорт победители |
Сорт | ГТ победители | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прототип 5000 |
#2 Ford GT40 Mk.II | Амон / Макларен * | Спорт 5000 |
- | Гранд Туринг 5000 |
нет участников | ||
Прототип 5000 |
нет финишеров | Спорт 5000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 5000 |
нет участников | |||
Прототип 4000 |
нет финишеров | Спорт 4000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 4000 |
#29 Феррари 275 GTB Соревнование |
Смелость / Щука | ||
Прототип 3000 |
нет участников | Спорт 3000 |
нет участников | Гранд Туринг 3000 |
нет участников | |||
Прототип 2000 |
#30 Порше 906/6 левый | Зифферт / Дэвис * | Спорт 2000 |
#58 Порше 906/6 | Основа/Класс * | Гранд Туринг 2000 |
#35 Порше 911 S | «Франк» / Керген |
Прототип 1600 |
нет участников | Спорт 1600 |
нет участников | Гранд Туринг 1600 |
нет участников | |||
Прототип 1300 |
#62 Альпийский А210 М64 | Грандсир / Селла * | Спорт 1300 |
нет участников | Гранд Туринг 1300 |
нет участников | ||
Прототип 1150 |
нет финишеров | Спорт 1150 |
нет участников | Гранд Туринг 1150 |
нет участников |
* Примечание : установка нового рекорда расстояния.
Индекс термической эффективности
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | П 1.3 |
44 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.35 |
2 | П 1.3 |
46 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.33 |
3= | П 1.3 |
45 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.32 |
3= | П +5.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | 1.32 |
5 | П 1.3 |
62 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.30 |
6 | П +5.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | 1.24 |
7 | П +5.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | 1.14 |
8 | П 2.0 |
30 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | 1.09 |
9 | П 2.0 |
31 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | 1.04 |
10 | П 2.0 |
32 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | 1.03 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Индекс производительности
[ редактировать ]Взято из книги Мойти. [ 61 ]
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | П 2.0 |
30 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | 1.263 |
2 | П 2.0 |
31 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | 1.259 |
3 | П 1.3 |
62 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.258 |
4 | П 2.0 |
32 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 левый | 1.256 |
5 | П 1.3 |
45 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.240 |
6 | П 1.3 |
44 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.239 |
7 | П 1.3 |
46 | ![]() Альпийский |
![]() ![]() |
Альпийский А210 | 1.235 |
8 | С 2.0 |
58 | ![]() Инженерное дело |
![]() ![]() |
Порше 906/6 Каррера 6 | 1.230 |
9= | П +5.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | 1.204 |
9= | П +5.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.II | 1.204 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Д.Гурни, Ford GT40 Mk II №3 – 3:30,6 секунды; 230,10 км/ч (142,98 миль в час)
- Самый быстрый круг – Д.Гурни, Ford GT40 Mk II №3 – 3:30,6 секунды; 230,10 км/ч (142,98 миль в час)
- Расстояние - 4843,09 км (3009,36 миль)
- Средняя скорость победителя - 201,80 км/ч (125,39 миль в час)
- Посещаемость – 350 000 [ 62 ]
Турнирная таблица World Speed and Endurance Challenge
[ редактировать ]По расчетам после Ле-Мана, раунд 4 из 4 [ 63 ]
Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
20 |
2 | ![]() |
18 |
3 | ![]() |
14 |
4 | ![]() |
9 |
5 | ![]() |
3 |
6 | ![]() |
1 |
- Цитаты
- ^ Автоспорт , июль 1966 г., страницы 596–597.
- ^ «Список участников 24 часов Ле-Мана 1966 года» - через Sportscars.tv.
- ^ «Статистика победителей АКО» (PDF) .
- ^ Приложение J FIA 1966, Historicaldb.fia.com, заархивировано на web.archive.org.
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2010, стр.208.
- ^ Клаусагер 1982, стр.140
- ^ Jump up to: а б с д и ж Moity 1974, p.102-4
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр.6-7: Autosport, 17 июня 1966 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фокс 1973, стр.201
- ^ Кларк 1997, стр. 18: Road & Track, октябрь 1966 г.
- ^ Jump up to: а б Армстронг 1966, стр.209.
- ^ Jump up to: а б Фокс 1973, стр.198.
- ^ Кларк 1997, стр. 15: Road & Track, октябрь 1966 г.
- ^ Кларк 1997, стр. 21: Road & Track, октябрь 1966 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Спурринг 2010, с.210-3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1997, стр. 10: Road & Track, сентябрь 1966 г.
- ^ Jump up to: а б с Спорринг 2010, с.217-9.
- ^ Jump up to: а б Последний 2001 г., стр.150-1.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр. 9: Road & Track, сентябрь 1966 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр. 24: Motor25 июня 1966 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Армстронг 1966, стр.235.
- ^ Jump up to: а б Спурринг 2010, стр.227.
- ^ Армстронг 1966, стр.210
- ^ Jump up to: а б с Спорринг 2010, с.220-1.
- ^ Сперринг 2010, стр.222.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2010, с.233
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2010, с.224
- ^ Jump up to: а б Споринг 2010, с.231
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2010, стр.228.
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2010, с.214-5.
- ^ Jump up to: а б с Клаусагер 1982, стр.147.
- ^ Сперринг 2010, стр.223.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2010, с.235
- ^ Сперринг 2010, стр.232.
- ^ Клаусагер 1982, стр.144.
- ^ Кларк 1997, стр.25: Motor25 июня 1966 г.
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2010, с.208-9.
- ^ Кларк 1997, стр.26: Motor25 июня 1966 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997, стр. 11: Road & Track, сентябрь 1966 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк, 1997 г., стр. 12: Road & Track, сентябрь 1966 г.
- ^ «Взгляд на «24 часа Ле-Мана» 1966 года» . 5 мая 2016 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Фокс 1973, стр.202.
- ^ Кларк 1997, стр. 13: Road & Track, сентябрь 1966 г.
- ^ «Посмотрите историю скандала вокруг фотофиниша Ford GT40 в Ле-Мане в 1966 году» . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Ле-Ман 1966: Золотая тайна – dailysportscar.com» . www.dailysportscar.com . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Отчет о гонке «24 часа Ле-Мана» 1966 года: Ford одерживает первую победу Motor Sport Magazine
- ^ «Для немедленного выпуска» (PDF) . Бюро новостей подразделения Форд. 1966 год . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «20 июня 1966 г., страница 11 — Новости Камберленда на Newspapers.com» . Проверено 2 июля 2016 г.
- ^ «Кен Майлз — благодарность» . www.cobracountry.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ «Иди как ад: Форд, Феррари и их битва за скорость и славу в Ле-Мане – рецензия на книгу» . 9 сентября 2009 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Спинелли, Майк (17 мая 2012 г.). «Как Кэрролл Шелби и банда ботаников победили Энцо Феррари» . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Форд готовится к «идти как в ад!» на «24 часах Ле-Мана» . Performance.ford.com . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ Байме, Эй Джей (2010). Иди как ад: Форд, Феррари и их битва за скорость и славу в Ле-Мане (переиздание). Книги Маринера. ISBN 978-0547336053 .
- ^ Пит, Сники. случилось с экранизацией «Go Like Hell?» » « Что Архивировано из оригинала 21 августа 2015 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Том Круз и режиссер «Обливиона» Джозеф Косински снова выступят в команде для фильма Fox «Go Like Hell» » . 23 октября 2013 года . Проверено 2 сентября 2016 г.
- ^ «Иди как ад» . Гудриддс . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ 24-часовая война , получено 1 апреля 2017 г.
- ^ «24-часовая война» Адама Кароллы — это автомобильный фильм, созданный автолюбителями и предназначенный не только для автолюбителей» . Дорога и трек . 18 января 2017 года . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.2.
- ^ Сперринг 2010, стр.171.
- ^ Moity 1974, p.176
- ^ «24 часа Ле-Мана 1966 — Результаты гонки» . Чемпионат мира по спортивным автомобилям . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ «Вызов Мира» . Гоночные спортивные автомобили.com . Проверено 9 апреля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас, английский редактор (1967) Автомобильный год № 14, 1966–67 Лозанна: Эдита С.А.
- Кларк, Р.М., редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Форда и Матры, 1966–1974», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-373-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Фокс, Чарльз (1973) Великие гоночные автомобили и водители, Лондон: Octopus Books Ltd ISBN 0-7064-0213-8
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана , Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co. ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2010) Ле-Ман 1960–69 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-584-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1966 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 20 марта 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 20 марта 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 20 марта 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 20 марта 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 20 марта 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 20 марта 2018 г.
- YouTube «На этот раз завтра» – цветной фильм Форда об их гонке (30 минут). Проверено 8 апреля 2018 г.
- YouTube «Восемь метров» – цветной фильм о забеге и финише (30 минут). Проверено 8 апреля 2018 г.
- YouTube – Цветной фильм о старте и финише (5 минут). Проверено 8 апреля 2018 г.
- YouTube – немая ч/б запись, включая начало (2 минуты). Проверено 8 апреля 2018 г.
- YouTube "British Pathé" - немая ч/б запись, включая начало (2 минуты). Проверено 8 апреля 2018 г.
- YouTube – современные кадры интервью с пит-бригадой Ford №1 (5 минут). Проверено 8 апреля 2018 г.