1988 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |

— 1988 года «24 часа Ле-Мана» 56-й Гран-при на выносливость, а также пятый этап чемпионата мира по спортивным прототипам 1988 года . Гонка проходила на автодроме Сарт , Франция , 11 и 12 июня 1988 года. В свою третью попытку Jaguar прибыл с пятью автомобилями, чтобы сразиться с сильной заводской командой Porsche из трех автомобилей в своей единственной гонке в сезоне чемпионата. . Другим потенциальным соперником была компания Sauber , которую теперь формально поддерживает Mercedes-Benz , но после серьезного прокола шины на тренировке их команда из двух машин была снята с соревнований.
С самого начала это была напряженная дуэль между двумя заводскими командами. Несмотря на то, что Ханс-Йоахим Штук блестяще проехал квалификационный круг и возглавил сетку Porsche 1-2-3, именно Ян Ламмерс на своем Jaguar пробился вперед. Засоренный топливный фильтр стоил Клаусу Людвигу двух кругов на Porsche, сидящем на шесте. После этого погоню перехватил его товарищ по команде Боб Воллек , и на четвертом часу он вышел вперед. Вместе с третьим заводским автомобилем семьи Андретти и Джоестом Порше эти четыре автомобиля продолжали работать до поздней ночи, постоянно меняя позиции. Однако в этом году привычная надежность Porsche отсутствовала: машина Андретти потеряла три круга из-за ремонта водяного насоса, затем машина Воллека сошла с дистанции незадолго до половины дистанции из-за отказа двигателя. У Jaguar тоже было нелегкое плавание, поскольку Бозель сошел с дистанции в полночь из-за сломанной коробки передач. Между тем, жесткая езда Штука, Людвига и ван дер Мерве вернула их в гонку, и вторая половина станет дуэлью между ними и «Ягуаром» Ламмерса, Дамфриса и Уоллеса. Легкий душ поздно утром только усилил напряжение, когда Штук, мастер влажной погоды, подбирался все ближе.
Как только дождь прошел, пилоты Jaguar смогли стабилизировать отставание и к последнему часу имели комфортное преимущество в один круг. Так было до тех пор, пока не сломалась коробка передач. Ламмерс, помня о том, что Бозель рассказал ему о кончине своей машины, хватило ума выбрать четвертую передачу и не переключаться до конца гонки. Последней драмой стал их последний пит-стоп, но Ламмерс выключил сцепление и с толчком своей пит-команды вернулся на трассу. Людвиг, не подозревая о тяжелой ситуации, в которой оказался «Ягуар», у него осталось мало топлива, и он не мог оказать давление, чтобы совершить ошибку. Ламмерс вместе со своими двумя оставшимися товарищами по команде финишировал финишным построением, поскольку на трассу вторглись обезумевшие британские фанаты. По прошествии двадцати четырех часов отрыв от победы стал одним из самых малых в истории гонки - менее половины круга. Joest Porsche финишировал третьим, отстав на девять кругов.
Была еще одна важная веха в этой гонке. Небольшая команда WM Secateva всегда строила свои машины ради скорости и никогда не предвидела полной победы. Их нынешняя цель заключалась в том, чтобы стать первой машиной, преодолевшей барьер в 400 км/ч в Ле-Мане. Теперь, благодаря значительной поддержке Peugeot их двигателя с двойным турбонаддувом, у них появилась лучшая возможность. К вечеру у двух командных машин уже возникло несколько проблем. Был вызван Роджер Дорчи, и команда заклеила все вентиляционные отверстия, чтобы минимизировать трение воздуха, и сразу же включила турбонаддув. Зная, что у него осталось всего несколько кругов, Дорчи старался изо всех сил. На втором круге он преодолел радарную ловушку на прямой Mulsanne на скорости 405 км/ч (252 мили в час). Конечно, вскоре двигатель отказал, но миссия для команды была выполнена.
Правила
[ редактировать ]Центральное и местные органы власти Франции совместно провели масштабную модернизацию прямой линии Унаудьер. С помощью лазерной технологии его покрыли асфальтом с повышенным сцеплением по всей длине с уклоном в 2 процента. С проезжей части было удалено более 12 500 тонн материала, включая устранение проблемной неровности на повороте Мулсанн. Все это способствовало увеличению максимальной скорости автомобилей, а после недавних тревожных аварий на прямой его также оснастили высоким трехъярусным ограждением Armco. [ 1 ] [ 2 ] Во время тренировки заводской пилот Porsche Ханс-Йоахим Штук прокомментировал:
«Теперь все так гладко, словно едешь по Елисейским полям на лимузине Mercedes». [ 3 ]
Обеспокоенная увеличением прижимной силы, FIA ( Международная автомобильная федерация ) установила максимальные размеры аэродинамических туннелей под днищем кузова. Другое изменение заключалось в увеличении расхода топлива для класса C2 до 1815 литров, что по-прежнему довольно ограничительно, исключая полную мощность турбодвигателей. [ 1 ] ACO ( Автомобильный клуб de l'Ouest ) отменил тестовый день из-за общего отсутствия интереса со стороны участников за последние два года, учитывая стоимость закрытия дорог общего пользования. [ 1 ] В этом году старт гонки был перенесен на 15:00, чтобы дать местным зрителям время проголосовать на выборах во Франции, которые состоятся в те же выходные.
После повторного подписания Соглашения Согласия в 1987 году в организации международных гоночных организаций произошли заметные изменения. Макс Мосли , недавно назначенный президентом FISA , убедил президента FIA Жана-Мари Балестра привлечь Берни Экклстоуна (соподписавшего соглашение Concorde для конкурирующей группы FOCA ) в качестве вице-президента FIA, ответственного за продвижение этого вида спорта. [ 1 ] Этот шаг имел далеко идущие последствия для гонок спортивных автомобилей в будущем.
Записи
[ редактировать ]В список участников Ле-Мана, включая специализированных гоночных производителей, входило 27 заводских автомобилей. Их возглавили пять Jaguar, против Porsche, Nissan, Toyota и Sauber-Mercedes в C1, в то время как у Mazda был собственный класс GTP.
Сорт | Количество | Турбо+Роторный двигатели |
---|---|---|
Группа С1 | 39 / 29 | 34 / 24 |
ИМСА-ГТП | 5 / 3 | 3 / 3 |
Группа С2 | 25 / 17 | 3 / 2 |
IMSA-GTXP | 1 / 0 | 0 / 0 |
Всего записей | 70 / 49 | 40 / 29 |
- Примечание : первое число — это число принятых, второе — число стартовавших.
Группа С1
[ редактировать ]
Действующий чемпион Porsche теперь сосредоточился на своей программе двигателей F1 TAG с McLaren и переходе на американскую серию IndyCar (под руководством Эла Холберта ). [ 2 ] [ 4 ] Заводская команда покинула чемпионат мира по спортивным автомобилям в середине прошлого года. Они выбрали престижную гонку «24 часа Ле-Мана» в качестве своей единственной гонки чемпионата в этом году. Снова были заявлены три автомобиля, а также тестовый автомобиль, теперь все в красно-желтой ливрее своего давнего спонсора Shell . [ 5 ] Двигатели были оснащены новой версией Bosch Motronic 1.7, увеличивающей мощность на 50 лошадиных сил. системы управления двигателем [ 3 ] [ 6 ] Новое шасси было передано Дереку Беллу и Хансу-Йоахиму Штуку , а третьим гонщиком стал пилот Joest Клаус Людвиг - одна из величайших комбинаций пилотов, когда-либо существовавших, с десятью победами в Ле-Мане. [ 4 ] Бывший товарищ Людвига по команде Боб Воллек был партнером Верна Шуппана и Сарела ван дер Мерве на шасси конца 1987 года. Последней машиной стала та, которая годом ранее завоевала поул-позицию. Им управляла семья Андретти: Марио Андретти вернулся со своим сыном Майклом , и на этот раз к нему присоединился его племянник Джон . Автомобиль-победитель 1987 года использовался как Т-кар. [ 5 ]
Тяжелую работу в течение сезона для Porsche взяли на себя команды лояльных клиентов. Теперь им был предоставлен 3,0-литровый двигатель, и некоторые команды подхватили его. Двое из них отправились в Brun Motorsport, которая привезла свои машины еще с прошлого года. Водители регулярной команды Сигала/Пареха/Шефер вели машину. [ 7 ] Владелец команды Вальтер Брун в этом году оставался на пит-уолле, а его внимание в этом сезоне теперь также было отвлечено его набегом на ЕвроБрун в Формулу 1 со своим ведущим пилотом Оскаром Ларраури . [ 8 ] Команда бойкотировала этап Сильверстоуна , протестуя против

Рабочая группа Porsche сохраняет новую систему Motronic при себе. [ 8 ] Напротив, у команды Joest Racing были свои собственные 2,8-литровые двигатели. Поскольку двумя ведущими гонщиками командовала заводская команда, первой машиной управляли другие гонщики: Фрэнк Елински и богатый бывший победитель Джон Винтер ( Луис Крагес ) со шведом Стэнли Диккенсом . Другая машина представляла собой переделанное шасси 956 для Дэвида Хоббса / Дидье Тейса / Франца Конрада . [ 7 ] У братьев Кремер было два сотовых/карбоновых шасси, построенных британской компанией TC Prototypes. Новый 3-литровый автомобиль был передан Ниссену/Гросу/Фуше. 2,8-литровый автомобиль WSP представлял собой модифицированный K6 с вертикальным плавником, которым управляли Бруно Джакомелли и японские чемпионы Кунимицу Такахаши и Хидеки Окада . [ 7 ] Верн Шуппан ехал на заводской машине, но его команда в во Всеяпонском чемпионате этом году участвовала . Его водителями были опытные экипажи Брайана Редмана , Эдже Элга и Жан-Пьера Жарье . [ 7 ] [ 8 ] Небольшая команда Obermaier Racing , которая в прошлом году совершила убийственный поступок и финишировала второй, вернулась с Юргеном Лэссигом , к которому присоединились Пьер Ивер и Дадли Вуд . Напротив, в качестве примера хрупкости и дороговизны гонок можно привести то, что в остальном хорошо выступающая команда Richard Lloyd Racing была вынуждена отозвать свои заявки, когда спонсорство прекратилось всего за несколько дней до начала сезона. [ 7 ] [ 9 ]

Пословица гласила, что производителю потребовалось как минимум три попытки, чтобы выиграть Ле-Ман – о чем свидетельствуют Ford и Renault, и больше – Porsche, Matra и Aston Martin. [ 10 ] Заметным исключением стала Ferrari , которая выиграла с первой попытки – первого послевоенного Ле-Мана в 1949 году. Это мнение признал сам Том Уолкиншоу , отвечающий за работу команды Jaguar. [ 11 ] Следуя примеру самих Ferrari, Ford и Porsche, в этом году Jaguar привнес в мероприятие не только качество, но и количество, стремясь одержать неуловимую победу. Том Уолкиншоу купил пять машин и четырнадцать гонщиков для участия в Ле-Мане. Их оружием в этом году станет новый XJR-9 , разработанный Тони Саутгейтом . [ 12 ] Автомобиль отличался рядом аэродинамических и механических улучшений, в том числе уменьшением количества воздушных туннелей в соответствии с новыми правилами. По оценкам, чехлы на задних колесах увеличили прижимную силу примерно на 10%. [ 13 ] Теперь, оснащенный системой управления Zytek , специалист по двигателям TWR Аллан Скотт смог поднять его мощность до 730 л.с., а максимальная скорость на 15 км/ч выше, чем у прошлогоднего автомобиля. [ 14 ] В этом году Jaguar принял участие в серии IMSA GTP и, чтобы соответствовать этим правилам, теперь оснащался четырьмя 17-дюймовыми колесами по всему периметру. [ 15 ] Один из автомобилей IMSA присоединился к трем автомобилям WSC вместе с новым шасси, предназначенным для США. [ 15 ]

Эдди Чивер и Мартин Брандл на сегодняшний день выиграли три из четырех этапов чемпионата, но Чивер был недоступен из-за обязательств в Формуле-1. [ 2 ] Брандл выступал в паре с Джоном Нильсеном . На второй машине теперь ездил Ян Ламмерс с новыми членами команды Джонни, Эрлом Дамфрисом и Энди Уоллесом , а на третьей машине (оснащенной автомобильной камерой) ездил чемпион 1987 года Рауль Бозель (сейчас участвует в американской серии CART) и французский ветеран. Анри Пескароло присоединится к регулярному игроку команды Джона Уотсона . На шасси IMSA работал полностью американский экипаж в составе Прайса Кобба , Дэви Джонса и команды Penske ведущего пилота Дэнни Салливана , а новое шасси было передано ирландцу Дереку Дейли , австралийцу Ларри Перкинсу и американцу Кевину Когану . [ 15 ] [ 4 ] Уверенность в надежности автомобиля была обретена, когда XJR-9 финишировал первым и третьим в 24-часовой гонке Дайтоны , причем победа досталась Брандлу/Нильсону/Бозелю. [ 16 ]

В начале года Mercedes-Benz официально вернулся в автогонки в партнерстве с командой Sauber . Дизайн C9 Лео Ресса получил серьезное развитие: его аэродинамика и воздушный поток были доработаны в соответствии с новыми правилами. Усовершенствованный 5,0-литровый двигатель M117 с двойным турбонаддувом теперь мог развивать мощность более 700 л.с. [ 9 ] В рамках рабочего проекта к пит-бригаде присоединилась полная команда инженеров и персонала под руководством нового менеджера команды Дэйва Прайса. Эффект был незамедлительным: высокие результаты в первых гонках благодаря повышению надежности, включая победу в Хересе . [ 17 ] [ 9 ] Регулярный игрок команды и действующий лидер чемпионата Жан-Луи Шлессер считал, что прямые Унаодьер слишком опасны. [ 4 ] [ 18 ] поэтому к его постоянным штурманам Йохену Массу и Мауро Бальди присоединился Джеймс Уивер (чья обычная поездка с Ричардом Ллойдом не прибыла. Масс также был вписан во вторую машину вместе с Клаусом Нидзвидцем и Кенни Ачесоном . К ним присоединился Ноэль дель Белло и его старый Sauber C8 . Недавно он получил кучу запчастей от Sauber и Mercedes-Benz, включая новейшие турбокомпрессоры KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ). Это увеличило скорость автомобиля до 355 км/ч (220 миль в час). Его штурманами были бельгиец Бернар де Дривер и швейцарец Бернар Санталь. [ 19 ]

У Toyota была новая модель 88C , построенная Dome . Он был специально разработан на основе нового 3,2-литрового двигателя V8 с турбонаддувом, но когда этот двигатель не был готов к гонкам в Ле-Мане, на него задним числом был установлен 2,1-литровый двигатель с турбонаддувом 1987 года. Racing было заявлено три машины, От TOM'S но прибыли только две. Они будут управлять своими обычными комбинациями из Всеяпонского чемпионата по гонкам на выносливость : Секия / Хосино / Лис и Огава / Ниделл / Барилла . [ 20 ] Компания Nissan проделала значительную работу по разработке шасси March 87G, теперь известного как Nissan R88C . По сути, VRH30 . был новым двигателем, в котором было приложено много усилий для решения проблем с охлаждением, от которых страдал VEJ30, с турбинами меньшего размера и новым блоком цилиндров [ 21 ] У заводской команды NISMO было две машины: на одной работали заводские водители Кадзуёси Хосино и Агури Сузуки , к которым присоединился Такао Вада . В другом были приглашенные водители британец Уин Перси и австралиец Аллан Грайс и Майк Уайлдс. [ 21 ] Также на две машины снова выступили японская команда LeMans и команда Italya Sport. На шасси March они были оснащены 3,2-литровыми двигателями VG30 с турбонаддувом производства NISMO. [ 22 ]
Не имея возможности бросить вызов большим командам, маленькая команда WM Secateva всегда строила свою гоночную программу вокруг Ле-Мана. В последние годы их главной целью было достижение чего-то уникального: стать первой командой, которая достигнет скорости 400 км/ч на прямой Мюльсанн. Это не могло быть целью для команд-победителей гонок, поскольку расход топлива для такого двигателя был бы непомерно высоким в течение 24 часов. Новым дизайном Projet Quatrecents стал P88 , который имел дальнейшие аэродинамические усовершенствования. Передний и задний свесы были укорочены на 30 см, а внутренние воздуховоды Вентури уменьшены. В этом им помог специализированный автопроизводитель и спонсор Heuliez . Denis Mathiot Compétition настроил 2,9-литровый двигатель, теперь оснащенный двумя турбинами Garrett, так, чтобы он развивал мощность в 910 л.с. Было построено новое шасси, а прошлогодний P87 был адаптирован к новой спецификации. [ 23 ] Однако, несмотря на эти обновления, автомобили по-прежнему были тяжелее стандартных Porsche 962 с двигателями аналогичного размера и более чем на 40 кг больше, чем заводские Porsche. [ 24 ]
Вдохновленная третьим местом в прошлом году, небольшая местная группа Yves Courage предложила в этом году серьезную работу, выпустив пять работ Cougar. Новый C22 был специально создан на базе 2,8-литрового двигателя Porsche, который использовался в конкурирующих моделях 962. Небольшие изменения снизили его вес на 40 кг по сравнению с C20. Им будут управлять Франсуа Миго , Поль Бельмондо и Укё Катаяма . Шасси 1987 года было немного удлинено и оснащено 3,0-литровым турбонаддувом Porsche, как у C20B. Его пилотами будут Пьер-Анри Рафанель и чемпион Европы по кузовным гонкам 1987 года Роберто Равалья . [ 25 ] Две другие заявки C20 не состоялись. Пятой машиной была старая машина C12, которую Courage выкупила у американского владельца. Он вернул ему первоначальную форму 1984 года и установил двигатель Cosworth DFL, чтобы перевести его в класс C2. [ 22 ]
Удивительной моделью стала Lancia LC2 , отголосок прошлого. Первоначально построенные в 1983 году, два были куплены капером Джанни Муссато в 1986 году. Один был списан на испытаниях, поэтому он отправил другой в Dallara Automobili для модернизации и разработки. После неудачного года он продал машину швейцарцу Жан-Пьеру Фрею и его гоночной команде Dollop Racing, которая в последнее время участвовала в гонках Формулы 3000 . Бывший инженер Alfa Romeo F1 Пьерлуиджи Корбари переработал подвеску, тормоза и аэродинамику, чтобы улучшить управляемость. С 3-литровым двигателем Ferrari его максимальная скорость составляла 340 км/ч (210 миль в час). [ 26 ] После двухлетнего перерыва Тим Ли Дэйви вернулся со своим экспериментом C1 Turbo-Tiga. Он установил сдвоенные турбонагнетатели Garrett на двигатель Cosworth DFL, что потребовало перемещения радиаторов в носовую часть автомобиля, чтобы разместить их. [ 27 ]
Группа С2
[ редактировать ]Защищая чемпионов C2, компания Spice Engineering прибыла с новым автомобилем SE88. Он был разработан Грэмом Хамфрисом как автомобиль для клиентов и поэтому должен был быть универсальным для различных трасс. Для IMSA было построено пять шасси C2 и еще шесть GTP. Он получил улучшенную аэродинамику и более узкую кабину, теперь способную развивать скорость 330 км/ч (205 миль в час). Заводская команда представила два автомобиля, один из которых управлялся владельцем/водителями Гордоном Спайсом и Рэем Беллмом , к которому присоединился Пьер де Туази. [ 28 ] Одна из продаж от клиентов досталась Жану-Луи Риччи , который нанял компанию Chamberlain Engineering для управления ею. Риччи пригласил французских ветеранов Клода Балло-Лена и Жан-Клода Андруэ в качестве своих штурманов. У Чемберлена также был собственный, более старый автомобиль RE86C с 1,9-литровым двигателем Hart с турбонаддувом , мощность которого могла достигать 650 л.с. и достигать скорости 350 км/ч (215 миль в час). Cosmik GP Motorsport купила заводской SE87C для англо-греческого владельца Костаса Лоса и южноафриканца Уэйна Тейлора . Последней Spice стала RE86C компании Graff Racing . Это была машина, победившая в классе в прошлогодней гонке, которую Жан-Филипп Гран недавно купил у Хью Чемберлена. [ 28 ]

Доминирование Spice было достигнуто за счет Tiga Race Cars , и хотя из них было заявлено шесть, приехали только двое. Чарльз Айви вернулся на своем Porsche GC287 с двойным турбонаддувом. Им будут управлять Джон Шелдон с новичками Тимом Харви и Крисом Ходжеттсом . Рой Бейкер привез с собой GC286-Cosworth, на котором он ездил в IMSA, в нежно-розовой ливрее и по прозвищу «Розовая пантера». Команда также выставила на вооружение большую надувную фигуру главного героя , которую они прикрепили к своей заправочной установке и зажгли ночью. Предел развития 3,3-литрового двигателя DFL позволял развивать скорость только до 345 км/ч (195 миль в час), что давало слишком большую максимальную скорость, чтобы поддерживать его. [ 29 ]

Argo JM19 имел большой успех в серии IMSA, особенно с роторным двигателем Mazda . В класс C2 было включено три автомобиля, как версия JM19C, и все они были оснащены 3,3-литровым двигателем Cosworth DFL. Британская команда PC Automotive участвовала в гонках Royale-Alba в 1986 году, а Олиндо Якобелли участвовал в гонках на ней в 1987 году, но в этом году они перешли на Argo. Жан Массауди руководил гоночной школой в Монлери и купил новое шасси JM19C. Его подготовил бывший инженер Рондо Жан Монте, а двигатель настроил Джон Николсон . Чемпион Норвегии по ралли-кроссу Мартин Шанче участвовал в гонках на Argo с турбонаддувом Zakspeed . Однако после двух лет ненадежности он тоже перешел на двигатель Cosworth. Он снова объединился с Робином Смитом и Робином Донованом . [ 30 ]
В этом году количество частных построек C2 было меньше. ADA Engineering потеряла свое второе шасси в результате аварии в конце сезона 1987 года. Новое шасси 03 было готово к Ле-Ману, и владелец Ян Харроуер пригласил Дзиро Ёнеяму и Хидео Фукуяму в качестве штурманов после того, как их собственная заявка на Дзиро не была готова. [ 31 ] Сентиментальной записью, признанной ACO, стало последнее появление Рондо в Ле-Мане. Жан Рондо , уроженец Ле-Мана, был единственным человеком, выигравшим Ле-Ман на автомобиле своей компании, но погиб в дорожно-транспортном происшествии в 1985 году. Этот M379C был построен в 1979 году как заводской автомобиль. продается Жан-Филиппу Гранду . Вернувшись на десятую гонку, новый владелец, швейцарец Пьер-Алан Ломбарди, пригласил ветерана-джентльмена-гонщика Бруно Сотти . к себе в качестве штурмана [ 32 ] Еще одним небольшим французским партнерством гонщиков-конструкторов были Луи Декарт и Жак Эклен. После хорошей гонки в 1987 году они вернулись в Ле-Ман с двумя машинами, включая новую модель. ALD 04 был на 100 кг легче, чем 03, благодаря более широкому использованию кевлара и измененной конструкции подвески. После безуспешного проекта двигателя Audi с турбонаддувом они вернулись к безнаддувным 3,5-литровым двигателям BMW. Это увеличило его максимальную скорость до 325 км/ч (200 миль в час). Однако, в отличие от Рондо, который сосредоточился в первую очередь на великой гонке, команда ALD провела в чемпионате мира полные сезоны. Их вторая машина находилась в резервном списке. [ 32 ] Роланд Бассалер участвовал в своем пятом и последнем гонке в Ле-Мане на своем SHS C6. Будучи энтузиастом, он полностью модернизировал шасси своей старой рабочей лошадки, завершив ее как раз к моменту технического осмотра и также находившегося в резервном списке. Однако работа оказалась эффективной, поскольку теперь автомобиль мог развивать максимальную скорость 320 км/ч (200 миль в час). [ 33 ]
ИМСА-ГТП
[ редактировать ]Mazdaspeed Класс IMSA-GTP принадлежал , когда две заявки от американской компании Fabcar не состоялись. В этом году была представлена новая модель — Mazda 767 , спроектированная Найджелом Страудом. Он был построен на базе нового четырехроторного двигателя Mazda 13J-M Ванкеля . [ 34 ] Его мощность составляла около 600 л.с., и, несмотря на дополнительную длину из-за установки четвертого ротора, компактность двигателей не мешала его установке. Фактически, новое шасси в целом было короче и уже, с более сильным усилением моторного отсека для большей жесткости. Благодаря новой аэродинамике прижимная сила была увеличена на 30%, и хотя новый двигатель был тяжелее, автомобили все равно были легче, чем автомобили группы C. [ 34 ] [ 8 ] В Ле-Ман приехали три машины: в прошлом году у гонщиков Терады / Кеннеди / Дьедонне был более старый 757-й . Два из новых 767 достались японским заводским пилотам Ёрино и Катаяме . Первый участвовал в гонках с Уиллом Хоем и Эрве Регу , а второй - с Марком Дуэзом и Дэвидом Лесли .
Практика и квалификация
[ редактировать ]Первой сенсацией квалификации стало то, что вся команда Jaguar провалила первоначальную проверку. Выяснилось, что их задние крылья были установлены слишком далеко назад, из-за чего общая длина автомобилей была на дюйм больше. Легкое решение для команды, но ненужное отвлечение. [ 15 ] [ 35 ] Другой сенсацией стал уход любимой команды Sauber-Mercedes. На тестах в Монце на высокой скорости произошло два серьезных прокола шин. Во второй тренировке в среду это произошло снова, когда Клаус Нидзвидз преодолел поворот, приближаясь к повороту Мюльсанн на скорости 360 км/ч (225 миль в час). Несмотря на то, что Нидзведц плыл по дороге, он удержался от барьеров и вернулся в боксы. Изношенная шина нанесла значительный ущерб подвеске и кузову, и команда не могла сказать, произошло ли это из-за прокола или разрушения конструкции. Mercedes, все еще очень чувствительный к своему участию в катастрофе в Ле-Мане 1955 года (последний раз, когда они участвовали в гонках в Ле-Мане), принял решение отозвать команду, чтобы предотвратить любую возможность повторения такой катастрофы. [ 17 ] [ 2 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
И снова заводская команда Porsche оказалась неприкосновенной, и после доминирующей первой тренировки они впервые выстроились на стартовой решетке по схеме 1-2-3. Именно Штук завоевал поул, проехав быстрый круг (3:15,6), что на пять секунд быстрее, чем поул Воллека годом ранее. Последний был вторым после того, как его круги были омрачены обгоном. Марио Андретти опередил «Ягуар» Брандла всего на тысячную долю секунды. Потрясающий круг Штука в самой первой сессии квалификации быстро убедил Jaguar даже не пытаться бороться за поул. [ 39 ] и беречь свои автомобили: остальные четыре «Ягуара» входили в первую дюжину, чередуясь между ведущими «Джостом» и «Кремером Порше», а также двумя «Тойотами», которые в этом году оказались очень конкурентоспособными. Заняв 8-е место в квалификации (3:25,4), Джефф Лис был на 9 секунд быстрее лучшего времени Toyota в 1987 году. [ 40 ] [ 41 ] [ 3 ]
В среду произошла серьезная авария, когда Cougar Рафанеля на полной скорости потерял крышку двигателя, приближаясь к развилке в Индианаполисе. Автомобиль врезался в ограждение и разбился, однако команда проделала невероятную работу, чтобы к полудню четверга он снова был готов. Однако штурман Равалья был очень обеспокоен и решил не садиться за руль. Его место занял французский гонщик Формулы-3000 Мишель Ферте . [ 25 ] У обоих сверхбыстрых WM во время тренировки взорвались турбины. Команда заявила, что Роджер Дорши развил скорость 407 км/ч на прямой Унаудьер. К сожалению, камера контроля скорости ACO в тот момент не работала, и ее невозможно было проверить. [ 23 ] Старый P87 квалифицировался 22-м (3:34,7), а новый P88 оказался разочаровывающим 36-м (3:41,5). [ 41 ] В GTP новые Mazdas квалифицировались 28-м и 29-м местами с результатом 3:39 круга, что на шесть секунд быстрее, чем лучшее время команды в прошлом году. [ 34 ]
Класс C2 был потрясен невероятным кругом, пройденным Чемберленом Спайсом с турбодвигателем. Время Ника Адамса (3:30,3) было на десять секунд быстрее, чем они достигли в 1987 году, и было достаточно хорошо, чтобы поставить его на 16-е место в общем зачете. [ 36 ] Их ближайшим конкурентом была машина Гордона Спайса с результатом 3:37,8, стартовавшая 26-м, с Cosmik GP SE87, следующей за 3:40,1 (30-е место) и не сильно отставшей, на 32-м месте (3:40,7) был Чарльз Айви Тига. Позади стартовой решетки шел старый SH6, не входящий в резервный список с результатом квалификационного круга 4:06,7. [ 41 ] В Чемберлен Спайс американский каскадер Бобби Орр развернулся и заглох на своем первом круге. Вместо того, чтобы нажать на выключатель зажигания, он включил бортовые огнетушители. Чемберлен был так разгневан этим, что немедленно заменил Орра Ричардом Джонсом . [ 28 ] На C2 Cougar Тьерри Лесерф был слишком медленным, чтобы пройти квалификацию, поэтому на машине могли участвовать только его штурманы Патрик де Радигес и марокканец Макс Коэн-Оливар . [ 22 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]На гонку прибыло более 50 000 британских болельщиков, воодушевленные перспективами Jaguar. Это увеличило толпу до 260 000 человек, самого большого показателя за десятилетие. [ 3 ] На старте в 15:00, в удачный день, Штук вырвался с поул-позиции в лидеры. Ламмерс, занявший шестое место на стартовой решетке, обогнал другие заводские машины и занял второе место к концу первого круга. Это их только спровоцировало, и все четверо задали сильный темп. Ламмерс лидировал на шестом круге, и фактически все четверо какое-то время удерживали лидерство в первой смене. Остальные «Ягуары» бродили рядом, пробегая 5, 6, 8 и 9 после первого часа. Первая заминка случилась как раз в тот час, когда Нильсен врезался в гравий в Индианаполисе, проиграв два круга. В 17.30 Людвиг потерял несколько минут, так как у него почти закончилось топливо на поворотах Porsche, ему едва удалось вернуться в боксы, но он пропустил два круга и опустился на девятое место. [ 42 ] [ 36 ] [ 43 ] [ 39 ] Позже выяснилось, что это произошло из-за засорения топливного фильтра, из-за которого доступ к последней трети бака был прекращен. [ 11 ] [ 14 ]
Единственная серьезная авария в гонке произошла в 20:15, когда Укё Катаяма потерял контроль над своим Cougar на высокоскоростных поворотах Porsche. Он перелетел через охранный барьер, врезался в ограждение и загорелся. Катаяма остался невредимым, но в сильном шоке. Он буквально потерял дар речи – не мог говорить в больнице в течение двух дней. [ 44 ] [ 25 ] Позже ночью другой Cougar также загорелся: во время пит-стопа пролилось топливо. Сгоревшая электрика выбила их из гонки. [ 25 ]
В середине вечера произошла примечательная часть истории. Команда WM провела плохую гонку; вторая машина уже выехала из строя, сломав ШРУС, и покинула пит-лейн. Выпуск новой машины задерживался из-за ряда проблем, включая охлаждение, электронику, топливный насос и распределитель. [ 23 ] Когда ночь остыла, в 21:30 они вернули P88 в боксы для беспроигрышной попытки установить рекорд скорости. Все пространство было заклеено, чтобы свести к минимуму сопротивление сэра, а мощность твин-турбо достигла более 900 л.с. Роджер Дорчи вывел машину, зная, что ему предстоит проехать всего пару кругов, но он рискнул и официально показал невероятные 405 км/ч (252 мили в час) на задней прямой. [ 45 ] [ 46 ] И действительно, двигатель, которому не хватало охлаждающего воздуха, взорвался – но миссия была выполнена, и это заняло место в истории гонок – первая машина, преодолевшая скорость 400 км/ч в Ле-Мане. [ 6 ] [ 23 ]
С наступлением ночи, в 23:00 после семи часов, Воллек/Шуппан/ван дер Мерве Порше лидировал Ламмерса/Дамфриса/Уоллеса Ягуара, а Андретти Порше был третьим, единственным автомобилем, лидировавшим на круге. Восстановительные автомобили Белла/Стака/Людвига и Брандла/Нильсена были 4-м и 5-м соответственно, часто двигаясь близко друг к другу, когда они снова поднимались вверх в рейтинге. [ 15 ] Замена бензонасоса в Порше наконец решила проблемы с топливом. Сильная езда Дерека Белла в ночное время позволила машине занять третье место и к полуночи оказаться на круге лидеров (хотя это стоило им значительного расхода топлива). [ 11 ] Оставшуюся часть топ-10 дополнили три других Jaguar (6-е, 7-е и 9-е места) и два Porsche Joest. Японские автомобили группы C хорошо квалифицировались, но из-за проблем они выбыли из борьбы.
В классе C2 Уэйн Тейлор изначально лидировал (11-е место в общем зачете после одного часа), пока его не остановил заклинивший колесный подшипник. [ 28 ] Дэйн Торкильд Тирринг стал лидером класса во второй заводской Spice, пока задняя часть кузова не оторвалась, когда Элисео Салазар ехал на скорости, и они, в свою очередь, потеряли полчаса. [ 28 ] Это вывело занимающего поул Чемберлена Спайса в лидеры класса. Риччи задержался на раннем этапе, когда из-за короткого замыкания сработали внутренние огнетушители, но после этого Баллот-Лена поехала обратно через поле. [ 28 ] Тем временем автомобиль Spice/Bellm/de Thoisy задержался из-за неисправного топливного насоса и прокола, но к 19:00 они поднялись на вершину класса, откуда им некуда было двигаться. [ 28 ]
Ночь
[ редактировать ]За первую половину гонки лидерство между четырьмя ведущими машинами менялось 22 раза. [ 36 ] [ 35 ] В течение девяти часов машины Воллека и Ламмерса боролись за лидерство, разделяясь не более чем на полкруга, вызывая восторг у зрителей. [ 39 ] Иногда разница составляет всего лишь несколько секунд, они лавируют на прямых, пытаясь разбить потоки друг друга, и используют более медленные машины, чтобы восполнить небольшие пробелы. [ 14 ] Постепенно у лидеров начали возникать проблемы: Бозель сошел с дистанции на первом Jaguar после 23:00, остановившись в Арнаже и не найдя передач. [ 36 ] [ 11 ] Американский Jaguar потерял за ночь три часа на ремонт коробки передач и сцепления. [ 47 ] Затем в 2:45 Воллек внезапно замедлился и заехал на своем Porsche в боксы, чтобы сойти с дистанции – из-за перерезанного топливопровода двигатель истощился и сгорели три клапана шестицилиндрового двигателя. [ 36 ] [ 11 ] В своем 18-м Ле-Мане Воллек стал еще одной неудачей, сойдя с потенциально победной позиции.
Таким образом, к середине 3 часов ночи «Ягуар» уверенно лидировал. Однако Белл, Штук и Людвиг ехали вторыми, и всю ночь их неустанное преследование продолжалось. В полночь Джон Андретти проиграл три круга (опустившись на шестое место) из-за замены водяного насоса. [ 36 ] [ 11 ] [ 5 ] Семья вернулась на четвертое место к 4 часам утра, когда Марио остановился из-за хронической осечки. Проиграв три четверти часа, Михаэль вырвался на пяти цилиндрах и занял десятое место, но выжил и в итоге финишировал шестым. [ 5 ]
Утро
[ редактировать ]На рассвете два лидирующих Jaguar обогнали заводской Porsche, а автомобиль Joest оказался на четвертом месте. Около 6:30 утра Ламмерс имел несчастье сбить птицу, и ему пришлось приехать на яму, чтобы установить новое лобовое стекло. [ 36 ] [ 47 ] Это позволило Porsche выйти вперед, но только на круг, поскольку Штук сразу же выехал на пит-стоп, а менеджер команды Питер Фальк в качестве меры предосторожности заменил водяной насос. [ 48 ] Брандл и Нильсен также активно атаковали и во время этого перерыва ненадолго заняли второе место. Однако это продлилось недолго, и когда вскоре после 10 утра Нильсен попал в яму из-за пара, выбившего двигатель, им пришлось сойти с дистанции с взорванной прокладкой головки блока цилиндров. [ 36 ] [ 47 ] Во время завтрака у Андретти Порше возникла та же проблема, что и у родственного автомобиля, и он потерял три цилиндра, но сумел снова тронуться с места, хотя и пропустил больше кругов. [ 36 ] [ 48 ]
Затем в 11 утра, чтобы усложнить напряженную ситуацию, легкий ливень сделал трассу мокрой и скользкой. Это заставило машины броситься в боксы за промежуточными шинами, поскольку на Mulsanne было тяжелее, чем на главной прямой. Однако этого оказалось достаточно, чтобы облегчить скорость лидеров и снять опасения по поводу расхода топлива. Поскольку машин безопасности не было значительного периода времени, неустанный темп на какое-то время сделал это разумным беспокойством. [ 49 ] [ 11 ] Штук применил все свои навыки специалиста по влажной погоде, чтобы начать наматывать «Ягуар». К полудню, когда трасса высохла, Jaguar смог вытянуть ноги и сохранить отставание примерно в три минуты. [ 11 ]
За пределами класса C1 Mazda GTP вступала в тесную борьбу с ведущим производителем C2 Spice и другими японскими автомобилями: за завтраком 767 Катаямы шел на 13-м месте, опередив Lees Toyota и Spice/Bellm. Следующими были две другие Mazda, опередившие два Nissan, а Lancia замыкала топ-20. [ 41 ] Дальше у Mazda все развалилось – незадолго до 7 утра оба 767-го приехали в боксы с сломанными выхлопами и водяными насосами, потеряв на ремонте по несколько часов каждый. [ 34 ] Nissan Хосино/Вада/Сузуки потерял час за ночь на замену проводов зажигания, что привело к пропуску зажигания. Они возобновили гонку на 41-м месте, но уверенно продвигались обратно по полю, вплоть до 14-го места, пока примерно в 11 часов утра их гонку не завершил сломанный выпускной клапан.
Финиш и после гонки
[ редактировать ]В 12.45 Porsche снова приехал в боксы, чтобы снова заменить топливный фильтр, что позволило Ламмерсу/Дамфрису/Уоллесу Ягуару стабильно проехать один круг. [ 47 ] [ 49 ] Затем, всего за сорок минут до финиша, у «Ягуара» сломалась коробка передач. Ламмерс почувствовал вибрацию непосредственно перед тем, как машина выскочила из строя, и, помня о предупреждении Бозеля о том, что произошло с его машиной, смог переключить машину на четвертую передачу и продолжить движение. [ 47 ] У него также хватило ума не пытаться переключать передачу до конца гонки, но ему все равно нужно было сделать последнюю остановку для заправки. Однако, выключив сцепление и получив толчок от своей пит-бригады, он смог тронуться с места. За четверть часа (4 круга) до финиша по указанию Уолкиншоу два других оставшихся Jaguar выстроились в линию для финиша. [ 49 ] [ 43 ] Они также были там, чтобы защитить спину своего лидера и даже перебросить его через линию, если это необходимо, если коробка передач полностью отказала. [ 50 ] Не зная об опасности, в которой находился раненый «Ягуар», на последней остановке «Порше» за полчаса до пути Людвигу было приказано спасти машину и сэкономить топливо. [ 5 ] На последнем круге отставание составляло всего 100 секунд. [ 14 ] Тем не менее, Ламмерс смог вернуться домой и одержать победу на глазах у эйфоричной британской толпы, хлынувшей на трассу. «Порше» отставал примерно на полкруга, а топлива оставалось всего полтора литра. Официально разница в победе составляла 180 метров – в любом случае это был один из самых близких показателей за всю историю Ле-Мана. [ 5 ] [ 3 ] [ 35 ]
Jaguar, наконец, сломал мертвую хватку, которую Porsche держал в гонке, которую они выигрывали предыдущие семь лет подряд. Энди Уоллес стал лишь пятым человеком, выигравшим Ле-Ман в дебютном матче. [ 43 ] Шасси-победитель № 488 еще не завершило гонку чемпионата мира, но в нужный момент обрело надежность. [ 38 ] Без периодов использования машины безопасности дистанция гонки была всего на круге до побития рекорда гоночной дистанции 1971 года (менее 3 км). [ 18 ]
Джоест Порше был третьим, отстав на девять кругов, тщетно ожидая, пока заводские машины дадут сбой. Автомобиль проехал на одиннадцать кругов дальше, чем их машина-победитель в 1985 году. Американский Jaguar Дейли/Перкинса/Когана отставал еще на два круга и был четвертым после спокойного пробега. [ 11 ] Другой Jaguar Салливана/Джонса/Кобба финишировал седьмым после замены всей задней подвески не один, а два раза, чтобы устранить неотслеживаемую вибрацию задней части. [ 11 ] [ 48 ] Надежность 962C была еще раз доказана: 9 из 11 заявленных автомобилей финишировали, и все они оказались в первой дюжине мест. [ 11 ] Заняв 11-е место, команда Obermaier Racing продвинулась на 22 круга дальше, чем в прошлом году, когда они финишировали вторыми. [ 7 ] Японские команды в этом году показали лучшие результаты: лидирующая Toyota финишировала 12-й, а Nissan - 14-м, а все три Mazda финишировали в классе GTP (15-е, 17-е и 19-е). Именно более старый 757-й привел команду домой (проехав на 18 кругов дальше, чем в 1987 году) после двойного опоздания на родственные машины.

Заводская команда Spice уверенно финишировала 13-й, в отличие от многих своих соперников, и одержала победу на 33 круге (480 км) в классе C2. Они почти догнали «Тойоту», и их единственной помехой были два пит-стопа за первый час, чтобы починить перегоревшие предохранители, и оставленная открытой водительская дверь. Их родственная машина шла третьей в классе, преследуя команду ADA. Однако вскоре после полудня его сняли из-за поломки двигателя. [ 28 ] После группового круга ADA выехала на пит-стоп, чтобы установить новый блок зажигания, но после этого поехала чрезвычайно надежно и финишировала далекой, но заслуженной второй в классе. [ 31 ] Неклассифицированным было Рондо. К сожалению, в прощальной гонке у него были проблемы. Проблемы с электрикой стоили несколько часов ночью, а утром еще час был потерян на замену стойки задней подвески и рычага переключения передач. Несмотря на надежную езду после этого и бег к финишу, Ломбарди не хватило всего 5 кругов до необходимой отметки в 70% дистанции для классификации. [ 32 ]
Успех WM-Peugeot был воспринят материнской компанией, которая назвала свой новый спортивный хэтчбек «405» в честь этого знаменательного достижения. Оправдана ли была осторожность команды Sauber-Mercedes в отношении своих машин? [ 38 ] Это было невозможно сказать. Однако до конца сезона у них не было проблем с шинами, и они выиграли четыре из оставшихся шести гонок чемпионата. Это был первый год в эпоху Группы C (начиная с 1982 года), когда Porsche не выиграл ни одной гонки чемпионата. После захватывающего и напряженного сезона с Sauber-Mercedes, Jaguar сохранил свое чемпионство, не в последнюю очередь благодаря тройным очкам, полученным за победу в Ле-Мане. [ 9 ]
В конце года FISA объявила новый формат чемпионата мира: он будет состоять из 12 гонок. Помимо 24 часов в Ле-Мане, длина остальных гонок составит 400-500 км, чтобы их можно было транслировать по телевидению. Также будет осуществляться двухлетний переход на новое поколение 3,5-литровых двигателей. [ 9 ] В то время как ряд производителей проявили интерес, компания Porsche заняла противоположную точку зрения, объявив о полном выходе из гонок спортивных автомобилей и прекращении поддержки команд своих клиентов. [ 6 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 51 ] [ 24 ] [ 52 ] [ 53 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Группа C1 | 2 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ягуар XJR-9 LM | Ягуар 7,0 л V12 | Д | 394 |
2 | Группа C1 | 17 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962 С | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
Д | 394 |
3 | Группа C1 | 8 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
Г | 385 |
4 | Группа C1 | 22 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ягуар XJR-9LM | Ягуар 7,0 л V12 | Д | 383 |
5 | Группа C1 | 7 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
Г | 380 |
6 | Группа C1 | 19 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
Д | 375 |
7 | Группа C1 | 5 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
М | 372 |
8 | Группа C1 | 11 | ![]() Кремер Расинг |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
И | 371 |
9 | Группа C1 | 10 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962C-K6 | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
И | 370 |
10 | Группа C1 | 33 | ![]() Гоночная команда |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
Д | 359 |
11 | Группа C1 | 72 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
Г | 356 |
12 | Группа C1 | 36 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Тойота 88С | Тойота 3S-GTM 2.1L S4 турбо | Б | 351 |
13 | Гр.C2 | 111 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Spice- Fiero SE88C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 351 |
14 | Группа C1 | 32 | ![]() Международный |
![]() ![]() ![]() |
Ниссан Р88С | Ниссан ВРХ30Т 3.0л V8 твин турбо |
Б | 344 |
15 | ИМСА ГТП |
203 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда 757 | Мазда 13G 1962cc тройной поворотный |
Д | 337 |
16 | Группа C1 | 21 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ягуар XJR-9LM | Ягуар 7,0 л V12 | Д | 331 |
17 | ИМСА ГТП |
201 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда 767 | Мазда 13J-М 2.6л четырехповоротный |
Д | 330 |
18 | Гр.C2 | 115 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
АДА 03 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 318 |
19 | ИМСА ГТП |
202 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда 767 | Мазда 13J-М 2.6л четырехповоротный |
Д | 305 |
20 | Гр.C2 | 123 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Три GC287 | Порше 935 2.8л F6 твин турбо |
Д | 301 |
21 | Гр.C2 | 124 бронировать |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Арго JM19C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | А | 300 |
22 | Гр.C2 | 177 | ![]() Луи Декарт (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
АЛД 04 | БМВ М88 3,5 л S6 | А | 294 |
23 | Гр.C2 | 198 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Три GC286 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Д | 294 |
24 | Группа C1 | 37 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Тойота 88С | Тойота 3S-GTM 2.1L S4 турбо | Б | 283 |
25 | Гр.C2 | 117 | ![]() Гонки (частный участник) |
![]() ![]() ![]() |
Арго JM19C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 278 |
Н/З* | Гр.C2 | 113 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Пума C12 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | А | 273 |
Н/З* | Гр.C2 | 151 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Раундель M379 C | Cosworth DFV 3,0 л V8 | А | 271 |
- Примечание * : Не классифицирован, поскольку не преодолел достаточное расстояние (70% победителя) к концу забега. [ 54 ]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | Группа C1 | 1 | ![]() |
![]() ![]() |
Ягуар XJR-9LM | Ягуар 7,0 л V12 | Д | 306 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 23 | ![]() Международный |
![]() ![]() ![]() |
Ниссан Р88С | Ниссан ВРХ30Т 3.0л V8 твин турбо |
Б | 286 | Двигатель (22 часа) |
ДНФ | Гр.C2 | 103 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Спайс-Фиеро SE88C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 281 | Двигатель (22 часа) |
ДНФ | Гр.C2 | 131 | ![]() ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Спайс-Фиеро SE86C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | А | 263 | Двигатель (22 часа) |
ДНФ | Группа C1 | 24 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Запустить ЛК2 | Феррари 308C 3,1 л V8 твин турбо |
Д | 255 | Двигатель (21 час) |
ДНФ | Гр.C2 | 127 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Спайс-Фиеро SE86C | Харт 418T 1873cc S4 турбо | А | 223 | Коробка передач (19 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 18 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
Д | 192 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 42 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Очистить C8 | Мерседес-Бенц М117 5,0-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом |
Г | 157 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 121 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Спайс-Фиеро SE87C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 145 | Схватить (12 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 191 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Арго JM19C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 130 | Электрика (13 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 3 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ягуар XJR-9LM | Ягуар 7,0 л V12 | Д | 129 | Коробка передач (10 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 13 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Пума C20B | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
М | 120 | Огонь (10 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 178 бронировать |
![]() Луи Декарт (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
АЛД 03 | БМВ М88 3,5 л S6 | А | 103 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 4 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
М | 91 | Несчастный случай (8 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 85 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ниссан Р87С | Ниссан VG30ET 3.2L V6 твин турбо |
И | 74 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 86 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ниссан Р88С | Ниссан VG30ET 3.2L V6 твин турбо |
И | 69 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 30 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Пума C22 | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
М | 66 | Несчастный случай (6 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 51 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р88 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.9л V6 твин-турбо |
М | 59 | Двигатель (12 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 132 бронировать |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Заубер СХС С6 | БМВ М88 3,5 л S6 | А | 53 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 52 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р87 | Пежо ПРВ ЗНС4 3.0л V6 твин-турбо |
М | 22 | Коробка передач (5 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 107 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Спайс-Фиеро SE88C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | А | 17 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 20 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Три GC88 | Косворт DFL 3.3L V8 твин турбо |
Д | 5 | Электрика (5 часов) |
Не началось
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | Гр.C2 | 181 | ![]() Техно Гонки (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Олмас GLT-200 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | А | Двигатель |
DNS | Группа C1 | 61 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Заубер С9 | Мерседес-Бенц М117 5,0-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом |
М | снято |
DNS | Группа C1 | 62 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Заубер С9 | Мерседес-Бенц М117 5,0-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом |
М | Практика несчастного случая |
ДНК | Группа C1 | 14 | ![]() |
Порше 962C GTi | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
Г | Не прибыл | |
ДНК | Группа C1 | 15 | ![]() |
Порше 962C GTi | Порше 935/82 3,0 л F6 твин турбо |
Г | Не прибыл | |
ДНК | Группа C1 | 35 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
Не прибыл | |
ДНК | Группа C1 | 38 | ![]() |
Тойота 88С | Тойота 3S-GTM 2.1L S4 турбо | Б | Не прибыл | |
ДНК | Группа C1 | 40 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 962С | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
Не прибыл | |
ДНК | Группа C1 | 41 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() |
Раундель М382 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Не прибыл | |
ДНК | Группа C1 | 73 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Пума C20 | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
М | Не прибыл |
ДНК | Группа C1 | 74 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Пума C20 | Порше 935/79 2,8 л F6 твин турбо |
М | Не прибыл |
ДНК | Гр.C2 | 101 | ![]() |
![]() ![]() |
Арго JM19B | Современные двигатели V6 объемом 2000 куб.см. турбо |
Д | Не прибыл |
ДНК | Гр.C2 | 106 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Три GC288 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Не прибыл | |
ДНК | Гр.C2 | 114 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() |
Шеврон B36 купе | ROC- Talbot 2.5L S4 | Не прибыл | |
ДНК | Гр.C2 | 134 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() |
Три GC286 | Косворт GA 3.4L V6 | Не прибыл | |
ДНК | Гр.C2 | 140 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Три GC287 | Остин-Ровер V64V 3.0L V6 | А | Не прибыл |
ДНК | Гр.C2 | 171 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Лампа JTK 63C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТХ |
204 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд - Меркур XR4Ti | Форд Лима 2.3L S4 турбо |
Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТП |
205 | ![]() |
Фабкар CL | Порше Тип-901 3.2L F6 | Г | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТП |
206 | ![]() |
Фабкар CL | Порше Тип-901 3.2L F6 | Г | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа С1 | #2 Ягуар XJR-9LM | Ламмерс / Уоллес / Дамфрис * |
Группа С2 | #111 Спайс-Фиеро SE88C | Спайс / Беллм / Туази * |
ИМСА-ГТП | #203 Мазда 757 | Терада / Дьедонне / Кеннеди * |
Примечание* : установка нового рекорда классового расстояния. |
Индекс энергоэффективности
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Поул-позиция – Х.-Ж. Штук, Porsche 962C №17 – 3:15,6 с; 250,2 км/ч (155,5 миль в час)
- Самый быстрый круг – Х.-Ж. Штук, Porsche 962C №17 – 3:22,5 с; 240,6 км/ч (149,5 миль в час)
- Победная дистанция - 5332,97 км (3313,75 миль)
- Средняя скорость победителя - 221,8 км/ч (137,8 миль в час)
- Посещаемость – 260 000 [ 57 ] -280,000 [ 58 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.304
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс 2023, стр.317
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк 1997, стр. 95 Motor, 18 июня 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 93 Autocar, 8 июня 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр.309-10.
- ^ Перейти обратно: а б с Генри 1988, стр.245.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр.312-3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 94 Autocar, 8 июня 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Генри 1988, стр.239.
- ^ Весна 2001 г., стр.205.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1997, стр. 101 Autocar, 15 июня 1988 г.
- ^ Уильямс 2023, стр.316
- ^ «Журнал новостей CBS» . Ютуб . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997 г., стр. 105 Motor Sport, июль 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Споринг 2012, стр.306
- ^ Кларк 1997, стр.92 Autocar, 8 июня 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.322-3.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 1997 г., стр. 108 Motor Sport, июль 1988 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.323.
- ^ Сперринг 2012, стр.315.
- ^ Перейти обратно: а б Спонсорство 2012, стр.319
- ^ Перейти обратно: а б с Шпоринг 2012, с.320
- ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.311
- ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2012, стр.302.
- ^ Перейти обратно: а б с д Спонсорство 2012, стр.321
- ^ Сперринг 2012, стр.326.
- ^ Сперринг 2012, стр.327.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Стимулирование 2012, стр. 316-17.
- ^ Сперринг 2012, стр.322.
- ^ Сперринг 2012, стр.324.
- ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2012, стр.318
- ^ Перейти обратно: а б с Спонсорство 2012, стр.325
- ^ Сперринг 2012, стр.293.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.314
- ^ Перейти обратно: а б с <Лабан 2001, стр. 208-9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кларк 1997, стр. 96 Motor, 18 июня 1988 г.
- ^ Кларк 1997, стр. 107 Motor Sport, июль 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пейдж, Джеймс (29 мая 2018 г.). «Вспоминая Ле-Ман 1988» . Классический и спортивный автомобиль . Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 100 Autocar, 15 июня 1988 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.303.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.329
- ^ Уильямс 2023, стр.318.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 99 Autocar, 15 июня 1988 г.
- ^ Вимпффен 2008, стр.270.
- ^ «Уголок Мулсанн» . MulsanneCorner.com . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Лис, Алан (15 июня 2018 г.). «История Ле-Мана: быть самым быстрым» . DailySportsCar.com . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шпоринг 2012, стр.307
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 106 Motor Sport, июль 1988 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 97 Motor, 18 июня 1988 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.308.
- ^ Сперринг 2012, стр.2.
- ^ Сперринг 2012, стр.330.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.19.
- ^ Сперринг 2012, стр.8.
- ^ Сперринг 2012, стр.331.
- ^ Сперринг 2012, стр.305.
- ^ «30-летие «24 часов Ле-Мана» 1988 года» . Автомобильный клуб de l'Ouest . 14 июня 2018 года . Проверено 25 февраля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. - редактор (1999) Ле-Ман, «Годы Porsche и Jaguar 1983–1991», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-483-5
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Генри, Алан – редактор (1988) Autocourse # 38 1988/89 Ричмонд, Суррей: Hazleton Publishing ISBN 0-905138-57-0
- Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-0-85733-128-1
- Уильямс, Ричард (2023) 24 часа - 100 лет Ле-Мана в Лондоне: Саймон и Шустер ISBN 978-1-3985-1722-6
- Вимпффен, Янош (2008) Монококки и эффекты грунта, Гонконг: David Bull Publishing ISBN 1-893618-97-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1983 года с записями, результатами, техническими деталями и фотографиями каждого автомобиля. Проверено 10 сентября 2023 г.
- История Ле-Мана – список участников Ле-Мана и почасовые результаты (включая фотографии каждой машины, котировки, максимальную скорость для каждой машины, ссылки на YouTube). Проверено 10 сентября 2023 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 10 сентября 2023 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 10 сентября 2023 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 10 сентября 2023 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 10 сентября 2023 г.
- Speedfreaks – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 10 сентября 2023 г.
- Мемориал автоспорта - количество смертей в автогонках по годам. Проверено 10 сентября 2023 г.
- YouTube – репортажи о гонках со звуками гонок, комментариями на английском языке, серией 7 видеороликов по 10 минут (85 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
- YouTube – репортаж американского телевидения ESPN о последней части гонки (30 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
- YouTube - документальный фильм американского телевидения CBS о гонке, а также интервью с Костасом Лосом (45 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
- YouTube – документальный фильм Drivetribe о XJR-9 (8 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
- YouTube – Интервью Autosport с Тони Саутгейтом о XJR-9 (6 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
- YouTube – История проекта WM Project 400 (7 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
- YouTube – Интервью с Роджером Дорчи (на французском языке) (2 минуты). Проверено 23 ноября 2023 г.