Jump to content

1988 «24 часа Ле-Мана»

1988 « 24 часа Ле-Мана»
Предыдущий: 1987 г. Далее: 1989 год
Ле-Ман в 1988 году.

1988 года «24 часа Ле-Мана» 56-й Гран-при на выносливость, а также пятый этап чемпионата мира по спортивным прототипам 1988 года . Гонка проходила на автодроме Сарт , Франция , 11 и 12 июня 1988 года. В свою третью попытку Jaguar прибыл с пятью автомобилями, чтобы сразиться с сильной заводской командой Porsche из трех автомобилей в своей единственной гонке в сезоне чемпионата. . Другим потенциальным соперником была компания Sauber , которую теперь формально поддерживает Mercedes-Benz , но после серьезного прокола шины на тренировке их команда из двух машин была снята с соревнований.

С самого начала это была напряженная дуэль между двумя заводскими командами. Несмотря на то, что Ханс-Йоахим Штук блестяще проехал квалификационный круг и возглавил сетку Porsche 1-2-3, именно Ян Ламмерс на своем Jaguar пробился вперед. Засоренный топливный фильтр стоил Клаусу Людвигу двух кругов на Porsche, сидящем на шесте. После этого погоню перехватил его товарищ по команде Боб Воллек , и на четвертом часу он вышел вперед. Вместе с третьим заводским автомобилем семьи Андретти и Джоестом Порше эти четыре автомобиля продолжали работать до поздней ночи, постоянно меняя позиции. Однако в этом году привычная надежность Porsche отсутствовала: машина Андретти потеряла три круга из-за ремонта водяного насоса, затем машина Воллека сошла с дистанции незадолго до половины дистанции из-за отказа двигателя. У Jaguar тоже было нелегкое плавание, поскольку Бозель сошел с дистанции в полночь из-за сломанной коробки передач. Между тем, жесткая езда Штука, Людвига и ван дер Мерве вернула их в гонку, и вторая половина станет дуэлью между ними и «Ягуаром» Ламмерса, Дамфриса и Уоллеса. Легкий душ поздно утром только усилил напряжение, когда Штук, мастер влажной погоды, подбирался все ближе.

Как только дождь прошел, пилоты Jaguar смогли стабилизировать отставание и к последнему часу имели комфортное преимущество в один круг. Так было до тех пор, пока не сломалась коробка передач. Ламмерс, помня о том, что Бозель рассказал ему о кончине своей машины, хватило ума выбрать четвертую передачу и не переключаться до конца гонки. Последней драмой стал их последний пит-стоп, но Ламмерс выключил сцепление и с толчком своей пит-команды вернулся на трассу. Людвиг, не подозревая о тяжелой ситуации, в которой оказался «Ягуар», у него осталось мало топлива, и он не мог оказать давление, чтобы совершить ошибку. Ламмерс вместе со своими двумя оставшимися товарищами по команде финишировал финишным построением, поскольку на трассу вторглись обезумевшие британские фанаты. По прошествии двадцати четырех часов отрыв от победы стал одним из самых малых в истории гонки - менее половины круга. Joest Porsche финишировал третьим, отстав на девять кругов.

Была еще одна важная веха в этой гонке. Небольшая команда WM Secateva всегда строила свои машины ради скорости и никогда не предвидела полной победы. Их нынешняя цель заключалась в том, чтобы стать первой машиной, преодолевшей барьер в 400 км/ч в Ле-Мане. Теперь, благодаря значительной поддержке Peugeot их двигателя с двойным турбонаддувом, у них появилась лучшая возможность. К вечеру у двух командных машин уже возникло несколько проблем. Был вызван Роджер Дорчи, и команда заклеила все вентиляционные отверстия, чтобы минимизировать трение воздуха, и сразу же включила турбонаддув. Зная, что у него осталось всего несколько кругов, Дорчи старался изо всех сил. На втором круге он преодолел радарную ловушку на прямой Mulsanne на скорости 405 км/ч (252 мили в час). Конечно, вскоре двигатель отказал, но миссия для команды была выполнена.

Центральное и местные органы власти Франции совместно провели масштабную модернизацию прямой линии Унаудьер. С помощью лазерной технологии его покрыли асфальтом с повышенным сцеплением по всей длине с уклоном в 2 процента. С проезжей части было удалено более 12 500 тонн материала, включая устранение проблемной неровности на повороте Мулсанн. Все это способствовало увеличению максимальной скорости автомобилей, а после недавних тревожных аварий на прямой его также оснастили высоким трехъярусным ограждением Armco. [ 1 ] [ 2 ] Во время тренировки заводской пилот Porsche Ханс-Йоахим Штук прокомментировал:

«Теперь все так гладко, словно едешь по Елисейским полям на лимузине Mercedes». [ 3 ]

Обеспокоенная увеличением прижимной силы, FIA ( Международная автомобильная федерация ) установила максимальные размеры аэродинамических туннелей под днищем кузова. Другое изменение заключалось в увеличении расхода топлива для класса C2 до 1815 литров, что по-прежнему довольно ограничительно, исключая полную мощность турбодвигателей. [ 1 ] ACO ( Автомобильный клуб de l'Ouest ) отменил тестовый день из-за общего отсутствия интереса со стороны участников за последние два года, учитывая стоимость закрытия дорог общего пользования. [ 1 ] В этом году старт гонки был перенесен на 15:00, чтобы дать местным зрителям время проголосовать на выборах во Франции, которые состоятся в те же выходные.

После повторного подписания Соглашения Согласия в 1987 году в организации международных гоночных организаций произошли заметные изменения. Макс Мосли , недавно назначенный президентом FISA , убедил президента FIA Жана-Мари Балестра привлечь Берни Экклстоуна (соподписавшего соглашение Concorde для конкурирующей группы FOCA ) в качестве вице-президента FIA, ответственного за продвижение этого вида спорта. [ 1 ] Этот шаг имел далеко идущие последствия для гонок спортивных автомобилей в будущем.

В список участников Ле-Мана, включая специализированных гоночных производителей, входило 27 заводских автомобилей. Их возглавили пять Jaguar, против Porsche, Nissan, Toyota и Sauber-Mercedes в C1, в то время как у Mazda был собственный класс GTP.

Заводская команда Porsche теперь в ливрее Shell
Сорт Количество Турбо+Роторный
двигатели
Группа С1 39 / 29 34 / 24
ИМСА-ГТП 5 / 3 3 / 3
Группа С2 25 / 17 3 / 2
IMSA-GTXP 1 / 0 0 / 0
Всего записей 70 / 49 40 / 29
  • Примечание : первое число — это число принятых, второе — число стартовавших.

Группа С1

[ редактировать ]
Porsche 962CK6 из Kremer Racing

Действующий чемпион Porsche теперь сосредоточился на своей программе двигателей F1 TAG с McLaren и переходе на американскую серию IndyCar (под руководством Эла Холберта ). [ 2 ] [ 4 ] Заводская команда покинула чемпионат мира по спортивным автомобилям в середине прошлого года. Они выбрали престижную гонку «24 часа Ле-Мана» в качестве своей единственной гонки чемпионата в этом году. Снова были заявлены три автомобиля, а также тестовый автомобиль, теперь все в красно-желтой ливрее своего давнего спонсора Shell . [ 5 ] Двигатели были оснащены новой версией Bosch Motronic 1.7, увеличивающей мощность на 50 лошадиных сил. системы управления двигателем [ 3 ] [ 6 ] Новое шасси было передано Дереку Беллу и Хансу-Йоахиму Штуку , а третьим гонщиком стал пилот Joest Клаус Людвиг - одна из величайших комбинаций пилотов, когда-либо существовавших, с десятью победами в Ле-Мане. [ 4 ] Бывший товарищ Людвига по команде Боб Воллек был партнером Верна Шуппана и Сарела ван дер Мерве на шасси конца 1987 года. Последней машиной стала та, которая годом ранее завоевала поул-позицию. Им управляла семья Андретти: Марио Андретти вернулся со своим сыном Майклом , и на этот раз к нему присоединился его племянник Джон . Автомобиль-победитель 1987 года использовался как Т-кар. [ 5 ]

Тяжелую работу в течение сезона для Porsche взяли на себя команды лояльных клиентов. Теперь им был предоставлен 3,0-литровый двигатель, и некоторые команды подхватили его. Двое из них отправились в Brun Motorsport, которая привезла свои машины еще с прошлого года. Водители регулярной команды Сигала/Пареха/Шефер вели машину. [ 7 ] Владелец команды Вальтер Брун в этом году оставался на пит-уолле, а его внимание в этом сезоне теперь также было отвлечено его набегом на ЕвроБрун в Формулу 1 со своим ведущим пилотом Оскаром Ларраури . [ 8 ] Команда бойкотировала этап Сильверстоуна , протестуя против

Ягуар XJR-9

Рабочая группа Porsche сохраняет новую систему Motronic при себе. [ 8 ] Напротив, у команды Joest Racing были свои собственные 2,8-литровые двигатели. Поскольку двумя ведущими гонщиками командовала заводская команда, первой машиной управляли другие гонщики: Фрэнк Елински и богатый бывший победитель Джон Винтер ( Луис Крагес ) со шведом Стэнли Диккенсом . Другая машина представляла собой переделанное шасси 956 для Дэвида Хоббса / Дидье Тейса / Франца Конрада . [ 7 ] У братьев Кремер было два сотовых/карбоновых шасси, построенных британской компанией TC Prototypes. Новый 3-литровый автомобиль был передан Ниссену/Гросу/Фуше. 2,8-литровый автомобиль WSP представлял собой модифицированный K6 с вертикальным плавником, которым управляли Бруно Джакомелли и японские чемпионы Кунимицу Такахаши и Хидеки Окада . [ 7 ] Верн Шуппан ехал на заводской машине, но его команда в во Всеяпонском чемпионате этом году участвовала . Его водителями были опытные экипажи Брайана Редмана , Эдже Элга и Жан-Пьера Жарье . [ 7 ] [ 8 ] Небольшая команда Obermaier Racing , которая в прошлом году совершила убийственный поступок и финишировала второй, вернулась с Юргеном Лэссигом , к которому присоединились Пьер Ивер и Дадли Вуд . Напротив, в качестве примера хрупкости и дороговизны гонок можно привести то, что в остальном хорошо выступающая команда Richard Lloyd Racing была вынуждена отозвать свои заявки, когда спонсорство прекратилось всего за несколько дней до начала сезона. [ 7 ] [ 9 ]

Заубер С9

Пословица гласила, что производителю потребовалось как минимум три попытки, чтобы выиграть Ле-Ман – о чем свидетельствуют Ford и Renault, и больше – Porsche, Matra и Aston Martin. [ 10 ] Заметным исключением стала Ferrari , которая выиграла с первой попытки – первого послевоенного Ле-Мана в 1949 году. Это мнение признал сам Том Уолкиншоу , отвечающий за работу команды Jaguar. [ 11 ] Следуя примеру самих Ferrari, Ford и Porsche, в этом году Jaguar привнес в мероприятие не только качество, но и количество, стремясь одержать неуловимую победу. Том Уолкиншоу купил пять машин и четырнадцать гонщиков для участия в Ле-Мане. Их оружием в этом году станет новый XJR-9 , разработанный Тони Саутгейтом . [ 12 ] Автомобиль отличался рядом аэродинамических и механических улучшений, в том числе уменьшением количества воздушных туннелей в соответствии с новыми правилами. По оценкам, чехлы на задних колесах увеличили прижимную силу примерно на 10%. [ 13 ] Теперь, оснащенный системой управления Zytek , специалист по двигателям TWR Аллан Скотт смог поднять его мощность до 730 л.с., а максимальная скорость на 15 км/ч выше, чем у прошлогоднего автомобиля. [ 14 ] В этом году Jaguar принял участие в серии IMSA GTP и, чтобы соответствовать этим правилам, теперь оснащался четырьмя 17-дюймовыми колесами по всему периметру. [ 15 ] Один из автомобилей IMSA присоединился к трем автомобилям WSC вместе с новым шасси, предназначенным для США. [ 15 ]

Тойота 88С

Эдди Чивер и Мартин Брандл на сегодняшний день выиграли три из четырех этапов чемпионата, но Чивер был недоступен из-за обязательств в Формуле-1. [ 2 ] Брандл выступал в паре с Джоном Нильсеном . На второй машине теперь ездил Ян Ламмерс с новыми членами команды Джонни, Эрлом Дамфрисом и Энди Уоллесом , а на третьей машине (оснащенной автомобильной камерой) ездил чемпион 1987 года Рауль Бозель (сейчас участвует в американской серии CART) и французский ветеран. Анри Пескароло присоединится к регулярному игроку команды Джона Уотсона . На шасси IMSA работал полностью американский экипаж в составе Прайса Кобба , Дэви Джонса и команды Penske ведущего пилота Дэнни Салливана , а новое шасси было передано ирландцу Дереку Дейли , австралийцу Ларри Перкинсу и американцу Кевину Когану . [ 15 ] [ 4 ] Уверенность в надежности автомобиля была обретена, когда XJR-9 финишировал первым и третьим в 24-часовой гонке Дайтоны , причем победа досталась Брандлу/Нильсону/Бозелю. [ 16 ]

Ниссан Р88С

В начале года Mercedes-Benz официально вернулся в автогонки в партнерстве с командой Sauber . Дизайн C9 Лео Ресса получил серьезное развитие: его аэродинамика и воздушный поток были доработаны в соответствии с новыми правилами. Усовершенствованный 5,0-литровый двигатель M117 с двойным турбонаддувом теперь мог развивать мощность более 700 л.с. [ 9 ] В рамках рабочего проекта к пит-бригаде присоединилась полная команда инженеров и персонала под руководством нового менеджера команды Дэйва Прайса. Эффект был незамедлительным: высокие результаты в первых гонках благодаря повышению надежности, включая победу в Хересе . [ 17 ] [ 9 ] Регулярный игрок команды и действующий лидер чемпионата Жан-Луи Шлессер считал, что прямые Унаодьер слишком опасны. [ 4 ] [ 18 ] поэтому к его постоянным штурманам Йохену Массу и Мауро Бальди присоединился Джеймс Уивер (чья обычная поездка с Ричардом Ллойдом не прибыла. Масс также был вписан во вторую машину вместе с Клаусом Нидзвидцем и Кенни Ачесоном . К ним присоединился Ноэль дель Белло и его старый Sauber C8 . Недавно он получил кучу запчастей от Sauber и Mercedes-Benz, включая новейшие турбокомпрессоры KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ). Это увеличило скорость автомобиля до 355 км/ч (220 миль в час). Его штурманами были бельгиец Бернар де Дривер и швейцарец Бернар Санталь. [ 19 ]

ВМ Р88

У Toyota была новая модель 88C , построенная Dome . Он был специально разработан на основе нового 3,2-литрового двигателя V8 с турбонаддувом, но когда этот двигатель не был готов к гонкам в Ле-Мане, на него задним числом был установлен 2,1-литровый двигатель с турбонаддувом 1987 года. Racing было заявлено три машины, От TOM'S но прибыли только две. Они будут управлять своими обычными комбинациями из Всеяпонского чемпионата по гонкам на выносливость : Секия / Хосино / Лис и Огава / Ниделл / Барилла . [ 20 ] Компания Nissan проделала значительную работу по разработке шасси March 87G, теперь известного как Nissan R88C . По сути, VRH30 . был новым двигателем, в котором было приложено много усилий для решения проблем с охлаждением, от которых страдал VEJ30, с турбинами меньшего размера и новым блоком цилиндров [ 21 ] У заводской команды NISMO было две машины: на одной работали заводские водители Кадзуёси Хосино и Агури Сузуки , к которым присоединился Такао Вада . В другом были приглашенные водители британец Уин Перси и австралиец Аллан Грайс и Майк Уайлдс. [ 21 ] Также на две машины снова выступили японская команда LeMans и команда Italya Sport. На шасси March они были оснащены 3,2-литровыми двигателями VG30 с турбонаддувом производства NISMO. [ 22 ]

Не имея возможности бросить вызов большим командам, маленькая команда WM Secateva всегда строила свою гоночную программу вокруг Ле-Мана. В последние годы их главной целью было достижение чего-то уникального: стать первой командой, которая достигнет скорости 400 км/ч на прямой Мюльсанн. Это не могло быть целью для команд-победителей гонок, поскольку расход топлива для такого двигателя был бы непомерно высоким в течение 24 часов. Новым дизайном Projet Quatrecents стал P88 , который имел дальнейшие аэродинамические усовершенствования. Передний и задний свесы были укорочены на 30 см, а внутренние воздуховоды Вентури уменьшены. В этом им помог специализированный автопроизводитель и спонсор Heuliez . Denis Mathiot Compétition настроил 2,9-литровый двигатель, теперь оснащенный двумя турбинами Garrett, так, чтобы он развивал мощность в 910 л.с. Было построено новое шасси, а прошлогодний P87 был адаптирован к новой спецификации. [ 23 ] Однако, несмотря на эти обновления, автомобили по-прежнему были тяжелее стандартных Porsche 962 с двигателями аналогичного размера и более чем на 40 кг больше, чем заводские Porsche. [ 24 ]

Вдохновленная третьим местом в прошлом году, небольшая местная группа Yves Courage предложила в этом году серьезную работу, выпустив пять работ Cougar. Новый C22 был специально создан на базе 2,8-литрового двигателя Porsche, который использовался в конкурирующих моделях 962. Небольшие изменения снизили его вес на 40 кг по сравнению с C20. Им будут управлять Франсуа Миго , Поль Бельмондо и Укё Катаяма . Шасси 1987 года было немного удлинено и оснащено 3,0-литровым турбонаддувом Porsche, как у C20B. Его пилотами будут Пьер-Анри Рафанель и чемпион Европы по кузовным гонкам 1987 года Роберто Равалья . [ 25 ] Две другие заявки C20 не состоялись. Пятой машиной была старая машина C12, которую Courage выкупила у американского владельца. Он вернул ему первоначальную форму 1984 года и установил двигатель Cosworth DFL, чтобы перевести его в класс C2. [ 22 ]

Удивительной моделью стала Lancia LC2 , отголосок прошлого. Первоначально построенные в 1983 году, два были куплены капером Джанни Муссато в 1986 году. Один был списан на испытаниях, поэтому он отправил другой в Dallara Automobili для модернизации и разработки. После неудачного года он продал машину швейцарцу Жан-Пьеру Фрею и его гоночной команде Dollop Racing, которая в последнее время участвовала в гонках Формулы 3000 . Бывший инженер Alfa Romeo F1 Пьерлуиджи Корбари переработал подвеску, тормоза и аэродинамику, чтобы улучшить управляемость. С 3-литровым двигателем Ferrari его максимальная скорость составляла 340 км/ч (210 миль в час). [ 26 ] После двухлетнего перерыва Тим Ли Дэйви вернулся со своим экспериментом C1 Turbo-Tiga. Он установил сдвоенные турбонагнетатели Garrett на двигатель Cosworth DFL, что потребовало перемещения радиаторов в носовую часть автомобиля, чтобы разместить их. [ 27 ]

Группа С2

[ редактировать ]

Защищая чемпионов C2, компания Spice Engineering прибыла с новым автомобилем SE88. Он был разработан Грэмом Хамфрисом как автомобиль для клиентов и поэтому должен был быть универсальным для различных трасс. Для IMSA было построено пять шасси C2 и еще шесть GTP. Он получил улучшенную аэродинамику и более узкую кабину, теперь способную развивать скорость 330 км/ч (205 миль в час). Заводская команда представила два автомобиля, один из которых управлялся владельцем/водителями Гордоном Спайсом и Рэем Беллмом , к которому присоединился Пьер де Туази. [ 28 ] Одна из продаж от клиентов досталась Жану-Луи Риччи , который нанял компанию Chamberlain Engineering для управления ею. Риччи пригласил французских ветеранов Клода Балло-Лена и Жан-Клода Андруэ в качестве своих штурманов. У Чемберлена также был собственный, более старый автомобиль RE86C с 1,9-литровым двигателем Hart с турбонаддувом , мощность которого могла достигать 650 л.с. и достигать скорости 350 км/ч (215 миль в час). Cosmik GP Motorsport купила заводской SE87C для англо-греческого владельца Костаса Лоса и южноафриканца Уэйна Тейлора . Последней Spice стала RE86C компании Graff Racing . Это была машина, победившая в классе в прошлогодней гонке, которую Жан-Филипп Гран недавно купил у Хью Чемберлена. [ 28 ]

Специи Чемберлена SE88C

Доминирование Spice было достигнуто за счет Tiga Race Cars , и хотя из них было заявлено шесть, приехали только двое. Чарльз Айви вернулся на своем Porsche GC287 с двойным турбонаддувом. Им будут управлять Джон Шелдон с новичками Тимом Харви и Крисом Ходжеттсом . Рой Бейкер привез с собой GC286-Cosworth, на котором он ездил в IMSA, в нежно-розовой ливрее и по прозвищу «Розовая пантера». Команда также выставила на вооружение большую надувную фигуру главного героя , которую они прикрепили к своей заправочной установке и зажгли ночью. Предел развития 3,3-литрового двигателя DFL позволял развивать скорость только до 345 км/ч (195 миль в час), что давало слишком большую максимальную скорость, чтобы поддерживать его. [ 29 ]

Арго JM19C

Argo JM19 имел большой успех в серии IMSA, особенно с роторным двигателем Mazda . В класс C2 было включено три автомобиля, как версия JM19C, и все они были оснащены 3,3-литровым двигателем Cosworth DFL. Британская команда PC Automotive участвовала в гонках Royale-Alba в 1986 году, а Олиндо Якобелли участвовал в гонках на ней в 1987 году, но в этом году они перешли на Argo. Жан Массауди руководил гоночной школой в Монлери и купил новое шасси JM19C. Его подготовил бывший инженер Рондо Жан Монте, а двигатель настроил Джон Николсон . Чемпион Норвегии по ралли-кроссу Мартин Шанче участвовал в гонках на Argo с турбонаддувом Zakspeed . Однако после двух лет ненадежности он тоже перешел на двигатель Cosworth. Он снова объединился с Робином Смитом и Робином Донованом . [ 30 ]

В этом году количество частных построек C2 было меньше. ADA Engineering потеряла свое второе шасси в результате аварии в конце сезона 1987 года. Новое шасси 03 было готово к Ле-Ману, и владелец Ян Харроуер пригласил Дзиро Ёнеяму и Хидео Фукуяму в качестве штурманов после того, как их собственная заявка на Дзиро не была готова. [ 31 ] Сентиментальной записью, признанной ACO, стало последнее появление Рондо в Ле-Мане. Жан Рондо , уроженец Ле-Мана, был единственным человеком, выигравшим Ле-Ман на автомобиле своей компании, но погиб в дорожно-транспортном происшествии в 1985 году. Этот M379C был построен в 1979 году как заводской автомобиль. продается Жан-Филиппу Гранду . Вернувшись на десятую гонку, новый владелец, швейцарец Пьер-Алан Ломбарди, пригласил ветерана-джентльмена-гонщика Бруно Сотти . к себе в качестве штурмана [ 32 ] Еще одним небольшим французским партнерством гонщиков-конструкторов были Луи Декарт и Жак Эклен. После хорошей гонки в 1987 году они вернулись в Ле-Ман с двумя машинами, включая новую модель. ALD 04 был на 100 кг легче, чем 03, благодаря более широкому использованию кевлара и измененной конструкции подвески. После безуспешного проекта двигателя Audi с турбонаддувом они вернулись к безнаддувным 3,5-литровым двигателям BMW. Это увеличило его максимальную скорость до 325 км/ч (200 миль в час). Однако, в отличие от Рондо, который сосредоточился в первую очередь на великой гонке, команда ALD провела в чемпионате мира полные сезоны. Их вторая машина находилась в резервном списке. [ 32 ] Роланд Бассалер участвовал в своем пятом и последнем гонке в Ле-Мане на своем SHS C6. Будучи энтузиастом, он полностью модернизировал шасси своей старой рабочей лошадки, завершив ее как раз к моменту технического осмотра и также находившегося в резервном списке. Однако работа оказалась эффективной, поскольку теперь автомобиль мог развивать максимальную скорость 320 км/ч (200 миль в час). [ 33 ]

ИМСА-ГТП

[ редактировать ]

Mazdaspeed Класс IMSA-GTP принадлежал , когда две заявки от американской компании Fabcar не состоялись. В этом году была представлена ​​новая модель — Mazda 767 , спроектированная Найджелом Страудом. Он был построен на базе нового четырехроторного двигателя Mazda 13J-M Ванкеля . [ 34 ] Его мощность составляла около 600 л.с., и, несмотря на дополнительную длину из-за установки четвертого ротора, компактность двигателей не мешала его установке. Фактически, новое шасси в целом было короче и уже, с более сильным усилением моторного отсека для большей жесткости. Благодаря новой аэродинамике прижимная сила была увеличена на 30%, и хотя новый двигатель был тяжелее, автомобили все равно были легче, чем автомобили группы C. [ 34 ] [ 8 ] В Ле-Ман приехали три машины: в прошлом году у гонщиков Терады / Кеннеди / Дьедонне был более старый 757-й . Два из новых 767 достались японским заводским пилотам Ёрино и Катаяме . Первый участвовал в гонках с Уиллом Хоем и Эрве Регу , а второй - с Марком Дуэзом и Дэвидом Лесли .

Практика и квалификация

[ редактировать ]

Первой сенсацией квалификации стало то, что вся команда Jaguar провалила первоначальную проверку. Выяснилось, что их задние крылья были установлены слишком далеко назад, из-за чего общая длина автомобилей была на дюйм больше. Легкое решение для команды, но ненужное отвлечение. [ 15 ] [ 35 ] Другой сенсацией стал уход любимой команды Sauber-Mercedes. На тестах в Монце на высокой скорости произошло два серьезных прокола шин. Во второй тренировке в среду это произошло снова, когда Клаус Нидзвидз преодолел поворот, приближаясь к повороту Мюльсанн на скорости 360 км/ч (225 миль в час). Несмотря на то, что Нидзведц плыл по дороге, он удержался от барьеров и вернулся в боксы. Изношенная шина нанесла значительный ущерб подвеске и кузову, и команда не могла сказать, произошло ли это из-за прокола или разрушения конструкции. Mercedes, все еще очень чувствительный к своему участию в катастрофе в Ле-Мане 1955 года (последний раз, когда они участвовали в гонках в Ле-Мане), принял решение отозвать команду, чтобы предотвратить любую возможность повторения такой катастрофы. [ 17 ] [ 2 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

И снова заводская команда Porsche оказалась неприкосновенной, и после доминирующей первой тренировки они впервые выстроились на стартовой решетке по схеме 1-2-3. Именно Штук завоевал поул, проехав быстрый круг (3:15,6), что на пять секунд быстрее, чем поул Воллека годом ранее. Последний был вторым после того, как его круги были омрачены обгоном. Марио Андретти опередил «Ягуар» Брандла всего на тысячную долю секунды. Потрясающий круг Штука в самой первой сессии квалификации быстро убедил Jaguar даже не пытаться бороться за поул. [ 39 ] и беречь свои автомобили: остальные четыре «Ягуара» входили в первую дюжину, чередуясь между ведущими «Джостом» и «Кремером Порше», а также двумя «Тойотами», которые в этом году оказались очень конкурентоспособными. Заняв 8-е место в квалификации (3:25,4), Джефф Лис был на 9 секунд быстрее лучшего времени Toyota в 1987 году. [ 40 ] [ 41 ] [ 3 ]

В среду произошла серьезная авария, когда Cougar Рафанеля на полной скорости потерял крышку двигателя, приближаясь к развилке в Индианаполисе. Автомобиль врезался в ограждение и разбился, однако команда проделала невероятную работу, чтобы к полудню четверга он снова был готов. Однако штурман Равалья был очень обеспокоен и решил не садиться за руль. Его место занял французский гонщик Формулы-3000 Мишель Ферте . [ 25 ] У обоих сверхбыстрых WM во время тренировки взорвались турбины. Команда заявила, что Роджер Дорши развил скорость 407 км/ч на прямой Унаудьер. К сожалению, камера контроля скорости ACO в тот момент не работала, и ее невозможно было проверить. [ 23 ] Старый P87 квалифицировался 22-м (3:34,7), а новый P88 оказался разочаровывающим 36-м (3:41,5). [ 41 ] В GTP новые Mazdas квалифицировались 28-м и 29-м местами с результатом 3:39 круга, что на шесть секунд быстрее, чем лучшее время команды в прошлом году. [ 34 ]

Класс C2 был потрясен невероятным кругом, пройденным Чемберленом Спайсом с турбодвигателем. Время Ника Адамса (3:30,3) было на десять секунд быстрее, чем они достигли в 1987 году, и было достаточно хорошо, чтобы поставить его на 16-е место в общем зачете. [ 36 ] Их ближайшим конкурентом была машина Гордона Спайса с результатом 3:37,8, стартовавшая 26-м, с Cosmik GP SE87, следующей за 3:40,1 (30-е место) и не сильно отставшей, на 32-м месте (3:40,7) был Чарльз Айви Тига. Позади стартовой решетки шел старый SH6, не входящий в резервный список с результатом квалификационного круга 4:06,7. [ 41 ] В Чемберлен Спайс американский каскадер Бобби Орр развернулся и заглох на своем первом круге. Вместо того, чтобы нажать на выключатель зажигания, он включил бортовые огнетушители. Чемберлен был так разгневан этим, что немедленно заменил Орра Ричардом Джонсом . [ 28 ] На C2 Cougar Тьерри Лесерф был слишком медленным, чтобы пройти квалификацию, поэтому на машине могли участвовать только его штурманы Патрик де Радигес и марокканец Макс Коэн-Оливар . [ 22 ]

Начинать

[ редактировать ]

На гонку прибыло более 50 000 британских болельщиков, воодушевленные перспективами Jaguar. Это увеличило толпу до 260 000 человек, самого большого показателя за десятилетие. [ 3 ] На старте в 15:00, в удачный день, Штук вырвался с поул-позиции в лидеры. Ламмерс, занявший шестое место на стартовой решетке, обогнал другие заводские машины и занял второе место к концу первого круга. Это их только спровоцировало, и все четверо задали сильный темп. Ламмерс лидировал на шестом круге, и фактически все четверо какое-то время удерживали лидерство в первой смене. Остальные «Ягуары» бродили рядом, пробегая 5, 6, 8 и 9 после первого часа. Первая заминка случилась как раз в тот час, когда Нильсен врезался в гравий в Индианаполисе, проиграв два круга. В 17.30 Людвиг потерял несколько минут, так как у него почти закончилось топливо на поворотах Porsche, ему едва удалось вернуться в боксы, но он пропустил два круга и опустился на девятое место. [ 42 ] [ 36 ] [ 43 ] [ 39 ] Позже выяснилось, что это произошло из-за засорения топливного фильтра, из-за которого доступ к последней трети бака был прекращен. [ 11 ] [ 14 ]

Единственная серьезная авария в гонке произошла в 20:15, когда Укё Катаяма потерял контроль над своим Cougar на высокоскоростных поворотах Porsche. Он перелетел через охранный барьер, врезался в ограждение и загорелся. Катаяма остался невредимым, но в сильном шоке. Он буквально потерял дар речи – не мог говорить в больнице в течение двух дней. [ 44 ] [ 25 ] Позже ночью другой Cougar также загорелся: во время пит-стопа пролилось топливо. Сгоревшая электрика выбила их из гонки. [ 25 ]

В середине вечера произошла примечательная часть истории. Команда WM провела плохую гонку; вторая машина уже выехала из строя, сломав ШРУС, и покинула пит-лейн. Выпуск новой машины задерживался из-за ряда проблем, включая охлаждение, электронику, топливный насос и распределитель. [ 23 ] Когда ночь остыла, в 21:30 они вернули P88 в боксы для беспроигрышной попытки установить рекорд скорости. Все пространство было заклеено, чтобы свести к минимуму сопротивление сэра, а мощность твин-турбо достигла более 900 л.с. Роджер Дорчи вывел машину, зная, что ему предстоит проехать всего пару кругов, но он рискнул и официально показал невероятные 405 км/ч (252 мили в час) на задней прямой. [ 45 ] [ 46 ] И действительно, двигатель, которому не хватало охлаждающего воздуха, взорвался – но миссия была выполнена, и это заняло место в истории гонок – первая машина, преодолевшая скорость 400 км/ч в Ле-Мане. [ 6 ] [ 23 ]

С наступлением ночи, в 23:00 после семи часов, Воллек/Шуппан/ван дер Мерве Порше лидировал Ламмерса/Дамфриса/Уоллеса Ягуара, а Андретти Порше был третьим, единственным автомобилем, лидировавшим на круге. Восстановительные автомобили Белла/Стака/Людвига и Брандла/Нильсена были 4-м и 5-м соответственно, часто двигаясь близко друг к другу, когда они снова поднимались вверх в рейтинге. [ 15 ] Замена бензонасоса в Порше наконец решила проблемы с топливом. Сильная езда Дерека Белла в ночное время позволила машине занять третье место и к полуночи оказаться на круге лидеров (хотя это стоило им значительного расхода топлива). [ 11 ] Оставшуюся часть топ-10 дополнили три других Jaguar (6-е, 7-е и 9-е места) и два Porsche Joest. Японские автомобили группы C хорошо квалифицировались, но из-за проблем они выбыли из борьбы.

В классе C2 Уэйн Тейлор изначально лидировал (11-е место в общем зачете после одного часа), пока его не остановил заклинивший колесный подшипник. [ 28 ] Дэйн Торкильд Тирринг стал лидером класса во второй заводской Spice, пока задняя часть кузова не оторвалась, когда Элисео Салазар ехал на скорости, и они, в свою очередь, потеряли полчаса. [ 28 ] Это вывело занимающего поул Чемберлена Спайса в лидеры класса. Риччи задержался на раннем этапе, когда из-за короткого замыкания сработали внутренние огнетушители, но после этого Баллот-Лена поехала обратно через поле. [ 28 ] Тем временем автомобиль Spice/Bellm/de Thoisy задержался из-за неисправного топливного насоса и прокола, но к 19:00 они поднялись на вершину класса, откуда им некуда было двигаться. [ 28 ]

За первую половину гонки лидерство между четырьмя ведущими машинами менялось 22 раза. [ 36 ] [ 35 ] В течение девяти часов машины Воллека и Ламмерса боролись за лидерство, разделяясь не более чем на полкруга, вызывая восторг у зрителей. [ 39 ] Иногда разница составляет всего лишь несколько секунд, они лавируют на прямых, пытаясь разбить потоки друг друга, и используют более медленные машины, чтобы восполнить небольшие пробелы. [ 14 ] Постепенно у лидеров начали возникать проблемы: Бозель сошел с дистанции на первом Jaguar после 23:00, остановившись в Арнаже и не найдя передач. [ 36 ] [ 11 ] Американский Jaguar потерял за ночь три часа на ремонт коробки передач и сцепления. [ 47 ] Затем в 2:45 Воллек внезапно замедлился и заехал на своем Porsche в боксы, чтобы сойти с дистанции – из-за перерезанного топливопровода двигатель истощился и сгорели три клапана шестицилиндрового двигателя. [ 36 ] [ 11 ] В своем 18-м Ле-Мане Воллек стал еще одной неудачей, сойдя с потенциально победной позиции.

Таким образом, к середине 3 часов ночи «Ягуар» уверенно лидировал. Однако Белл, Штук и Людвиг ехали вторыми, и всю ночь их неустанное преследование продолжалось. В полночь Джон Андретти проиграл три круга (опустившись на шестое место) из-за замены водяного насоса. [ 36 ] [ 11 ] [ 5 ] Семья вернулась на четвертое место к 4 часам утра, когда Марио остановился из-за хронической осечки. Проиграв три четверти часа, Михаэль вырвался на пяти цилиндрах и занял десятое место, но выжил и в итоге финишировал шестым. [ 5 ]

На рассвете два лидирующих Jaguar обогнали заводской Porsche, а автомобиль Joest оказался на четвертом месте. Около 6:30 утра Ламмерс имел несчастье сбить птицу, и ему пришлось приехать на яму, чтобы установить новое лобовое стекло. [ 36 ] [ 47 ] Это позволило Porsche выйти вперед, но только на круг, поскольку Штук сразу же выехал на пит-стоп, а менеджер команды Питер Фальк в качестве меры предосторожности заменил водяной насос. [ 48 ] Брандл и Нильсен также активно атаковали и во время этого перерыва ненадолго заняли второе место. Однако это продлилось недолго, и когда вскоре после 10 утра Нильсен попал в яму из-за пара, выбившего двигатель, им пришлось сойти с дистанции с взорванной прокладкой головки блока цилиндров. [ 36 ] [ 47 ] Во время завтрака у Андретти Порше возникла та же проблема, что и у родственного автомобиля, и он потерял три цилиндра, но сумел снова тронуться с места, хотя и пропустил больше кругов. [ 36 ] [ 48 ]

Затем в 11 утра, чтобы усложнить напряженную ситуацию, легкий ливень сделал трассу мокрой и скользкой. Это заставило машины броситься в боксы за промежуточными шинами, поскольку на Mulsanne было тяжелее, чем на главной прямой. Однако этого оказалось достаточно, чтобы облегчить скорость лидеров и снять опасения по поводу расхода топлива. Поскольку машин безопасности не было значительного периода времени, неустанный темп на какое-то время сделал это разумным беспокойством. [ 49 ] [ 11 ] Штук применил все свои навыки специалиста по влажной погоде, чтобы начать наматывать «Ягуар». К полудню, когда трасса высохла, Jaguar смог вытянуть ноги и сохранить отставание примерно в три минуты. [ 11 ]

За пределами класса C1 Mazda GTP вступала в тесную борьбу с ведущим производителем C2 Spice и другими японскими автомобилями: за завтраком 767 Катаямы шел на 13-м месте, опередив Lees Toyota и Spice/Bellm. Следующими были две другие Mazda, опередившие два Nissan, а Lancia замыкала топ-20. [ 41 ] Дальше у Mazda все развалилось – незадолго до 7 утра оба 767-го приехали в боксы с сломанными выхлопами и водяными насосами, потеряв на ремонте по несколько часов каждый. [ 34 ] Nissan Хосино/Вада/Сузуки потерял час за ночь на замену проводов зажигания, что привело к пропуску зажигания. Они возобновили гонку на 41-м месте, но уверенно продвигались обратно по полю, вплоть до 14-го места, пока примерно в 11 часов утра их гонку не завершил сломанный выпускной клапан.

Финиш и после гонки

[ редактировать ]

В 12.45 Porsche снова приехал в боксы, чтобы снова заменить топливный фильтр, что позволило Ламмерсу/Дамфрису/Уоллесу Ягуару стабильно проехать один круг. [ 47 ] [ 49 ] Затем, всего за сорок минут до финиша, у «Ягуара» сломалась коробка передач. Ламмерс почувствовал вибрацию непосредственно перед тем, как машина выскочила из строя, и, помня о предупреждении Бозеля о том, что произошло с его машиной, смог переключить машину на четвертую передачу и продолжить движение. [ 47 ] У него также хватило ума не пытаться переключать передачу до конца гонки, но ему все равно нужно было сделать последнюю остановку для заправки. Однако, выключив сцепление и получив толчок от своей пит-бригады, он смог тронуться с места. За четверть часа (4 круга) до финиша по указанию Уолкиншоу два других оставшихся Jaguar выстроились в линию для финиша. [ 49 ] [ 43 ] Они также были там, чтобы защитить спину своего лидера и даже перебросить его через линию, если это необходимо, если коробка передач полностью отказала. [ 50 ] Не зная об опасности, в которой находился раненый «Ягуар», на последней остановке «Порше» за полчаса до пути Людвигу было приказано спасти машину и сэкономить топливо. [ 5 ] На последнем круге отставание составляло всего 100 секунд. [ 14 ] Тем не менее, Ламмерс смог вернуться домой и одержать победу на глазах у эйфоричной британской толпы, хлынувшей на трассу. «Порше» отставал примерно на полкруга, а топлива оставалось всего полтора литра. Официально разница в победе составляла 180 метров – в любом случае это был один из самых близких показателей за всю историю Ле-Мана. [ 5 ] [ 3 ] [ 35 ]

Jaguar, наконец, сломал мертвую хватку, которую Porsche держал в гонке, которую они выигрывали предыдущие семь лет подряд. Энди Уоллес стал лишь пятым человеком, выигравшим Ле-Ман в дебютном матче. [ 43 ] Шасси-победитель № 488 еще не завершило гонку чемпионата мира, но в нужный момент обрело надежность. [ 38 ] Без периодов использования машины безопасности дистанция гонки была всего на круге до побития рекорда гоночной дистанции 1971 года (менее 3 км). [ 18 ]

Джоест Порше был третьим, отстав на девять кругов, тщетно ожидая, пока заводские машины дадут сбой. Автомобиль проехал на одиннадцать кругов дальше, чем их машина-победитель в 1985 году. Американский Jaguar Дейли/Перкинса/Когана отставал еще на два круга и был четвертым после спокойного пробега. [ 11 ] Другой Jaguar Салливана/Джонса/Кобба финишировал седьмым после замены всей задней подвески не один, а два раза, чтобы устранить неотслеживаемую вибрацию задней части. [ 11 ] [ 48 ] Надежность 962C была еще раз доказана: 9 из 11 заявленных автомобилей финишировали, и все они оказались в первой дюжине мест. [ 11 ] Заняв 11-е место, команда Obermaier Racing продвинулась на 22 круга дальше, чем в прошлом году, когда они финишировали вторыми. [ 7 ] Японские команды в этом году показали лучшие результаты: лидирующая Toyota финишировала 12-й, а Nissan - 14-м, а все три Mazda финишировали в классе GTP (15-е, 17-е и 19-е). Именно более старый 757-й привел команду домой (проехав на 18 кругов дальше, чем в 1987 году) после двойного опоздания на родственные машины.

Победитель класса C2: Spice Engineering

Заводская команда Spice уверенно финишировала 13-й, в отличие от многих своих соперников, и одержала победу на 33 круге (480 км) в классе C2. Они почти догнали «Тойоту», и их единственной помехой были два пит-стопа за первый час, чтобы починить перегоревшие предохранители, и оставленная открытой водительская дверь. Их родственная машина шла третьей в классе, преследуя команду ADA. Однако вскоре после полудня его сняли из-за поломки двигателя. [ 28 ] После группового круга ADA выехала на пит-стоп, чтобы установить новый блок зажигания, но после этого поехала чрезвычайно надежно и финишировала далекой, но заслуженной второй в классе. [ 31 ] Неклассифицированным было Рондо. К сожалению, в прощальной гонке у него были проблемы. Проблемы с электрикой стоили несколько часов ночью, а утром еще час был потерян на замену стойки задней подвески и рычага переключения передач. Несмотря на надежную езду после этого и бег к финишу, Ломбарди не хватило всего 5 кругов до необходимой отметки в 70% дистанции для классификации. [ 32 ]

Успех WM-Peugeot был воспринят материнской компанией, которая назвала свой новый спортивный хэтчбек «405» в честь этого знаменательного достижения. Оправдана ли была осторожность команды Sauber-Mercedes в отношении своих машин? [ 38 ] Это было невозможно сказать. Однако до конца сезона у них не было проблем с шинами, и они выиграли четыре из оставшихся шести гонок чемпионата. Это был первый год в эпоху Группы C (начиная с 1982 года), когда Porsche не выиграл ни одной гонки чемпионата. После захватывающего и напряженного сезона с Sauber-Mercedes, Jaguar сохранил свое чемпионство, не в последнюю очередь благодаря тройным очкам, полученным за победу в Ле-Мане. [ 9 ]

В конце года FISA объявила новый формат чемпионата мира: он будет состоять из 12 гонок. Помимо 24 часов в Ле-Мане, длина остальных гонок составит 400-500 км, чтобы их можно было транслировать по телевидению. Также будет осуществляться двухлетний переход на новое поколение 3,5-литровых двигателей. [ 9 ] В то время как ряд производителей проявили интерес, компания Porsche заняла противоположную точку зрения, объявив о полном выходе из гонок спортивных автомобилей и прекращении поддержки команд своих клиентов. [ 6 ]

Официальные результаты

[ редактировать ]

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 51 ] [ 24 ] [ 52 ] [ 53 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт Нет. Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги
1 Группа C1 2 Великобритания Шелковый ягуар Нидерланды Ян Ламмерс
Великобритания Джонни, Эрл Дамфрис
Великобритания Энди Уоллес
Ягуар XJR-9 LM Ягуар 7,0 л V12 Д 394
2 Группа C1 17 Западная Германия Порше АГ Великобритания Дерек Белл
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Западная Германия Клаус Людвиг
Порше 962 С Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
Д 394
3 Группа C1 8 Западная Германия Блаупункт Джост Расинг Швеция Стэнли Диккенс
Западная Германия Фрэнк Джелински
Западная Германия «Джон Винтер» ( Луис Крейгес )
Порше 962С Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
Г 385
4 Группа C1 22 Великобритания Шелковый ягуар Республика Ирландия Дерек Дэйли
Австралия Ларри Перкинс
Соединенные Штаты Кевин Коган
Ягуар XJR-9LM Ягуар 7,0 л V12 Д 383
5 Группа C1 7 Западная Германия Блаупункт Джост Расинг Великобритания Дэвид Хоббс
Бельгия Дидье Тейс
Австрия Франц Конрад
Порше 962С Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
Г 380
6 Группа C1 19 Западная Германия Порше АГ Соединенные Штаты Марио Андретти
Соединенные Штаты Майкл Андретти
Соединенные Штаты Джон Андретти
Порше 962С Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
Д 375
7 Группа C1 5 Швейцария Репсол Браун Моторспорт Испания Иисус Пара
Италия Массимо Сигала
Западная Германия Уве Шефер
Порше 962С Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
М 372
8 Группа C1 11 Западная Германия Лейтон Хаус
Кремер Расинг
Дания Крис Ниссен
Западная Германия Харальд Грос
ЮАР Жорж Фуше
Порше 962С Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
И 371
9 Группа C1 10 Германия Кенвуд Кремер Гонки Италия Бруно Джакомелли
Япония Кунимицу Такахаси
Япония Хидеки Окада
Порше 962C-K6 Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
И 370
10 Группа C1 33 Австралия Такефудзи Сарай
Гоночная команда
Великобритания Брайан Редман
Франция Жан-Пьер Жарье
Швеция Элг Ось
Порше 962С Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
Д 359
11 Группа C1 72 Западная Германия Обермайер Гонки
Франция Конкурс Примагаз
Западная Германия Юрген Лессиг
Франция Пьер Ивер
Великобритания Дадли Вуд
Порше 962С Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
Г 356
12 Группа C1 36 Япония Тойота Команда ТОМ'С Великобритания Джефф Лис
Япония Масанори Секия
Япония Каору Хосино
Тойота 88С Тойота 3S-GTM 2.1L S4 турбо Б 351
13 Гр.C2 111 Великобритания БП Спайс Инжиниринг Великобритания Гордон Спайс
Великобритания Рэй Беллм
Франция Пьер де Туази
Spice- Fiero SE88C Cosworth DFL 3,3 л V8 Г 351
14 Группа C1 32 Япония Ниссан Моторспорт
Международный
Великобритания Победить Перси
Австралия Аллан Грайс
Великобритания Майк Уайлдс
Ниссан Р88С Ниссан ВРХ30Т 3.0л V8
твин турбо
Б 344
15 ИМСА
ГТП
203 Япония Маздаспид Япония Ёдзиро Терада
Республика Ирландия Дэвид Кеннеди
Бельгия Пьер Дьедонне
Мазда 757 Мазда 13G 1962cc
тройной поворотный
Д 337
16 Группа C1 21 Великобритания Шелковый ягуар Соединенные Штаты Дэнни Салливан
Соединенные Штаты Дэви Джонс
Соединенные Штаты Прайс Кобб
Ягуар XJR-9LM Ягуар 7,0 л V12 Д 331
17 ИМСА
ГТП
201 Япония Маздаспид Япония Ёшими Катаяма
Великобритания Дэвид Лесли
Бельгия Марк Дуэз
Мазда 767 Мазда 13J-М 2.6л
четырехповоротный
Д 330
18 Гр.C2 115 Великобритания АДА Инжиниринг Великобритания Ян Харроуэр
ЯпонияДзиро Ёнеяма
Япония Хидео Фукуяма
АДА 03 Cosworth DFL 3,3 л V8 Г 318
19 ИМСА
ГТП
202 Япония Маздаспид Япония Такаси Ёрино
Бельгия Эрве Регу
Великобритания Уилл Хой
Мазда 767 Мазда 13J-М 2.6л
четырехповоротный
Д 305
20 Гр.C2 123 Великобритания Чарльз Айви Команда Истел Великобритания Джон Шелдон
Великобритания Тим Харви
Великобритания Крис Ходжеттс
Три GC287 Порше 935 2.8л F6
твин турбо
Д 301
21 Гр.C2 124
бронировать
Франция МТ Спорт Рейсинг
(частный абитуриент)
Франция Пьер-Франсуа Руссело
Франция Жан Мессауди
Франция Жан-Люк Рой
Арго JM19C Cosworth DFL 3,3 л V8 А 300
22 Гр.C2 177 Франция Автомобили
Луи Декарт
(частный абитуриент)
Франция Луи Декарт
Франция Жак Эйклен
Франция Доминик Лако
АЛД 04 БМВ М88 3,5 л S6 А 294
23 Гр.C2 198 Великобритания Рой Бейкер Расинг Великобритания Дэвид Эндрюс
Соединенные Штаты Стив Хайнс
Соединенные Штаты Майк Эллисон
Три GC286 Cosworth DFL 3,3 л V8 Д 294
24 Группа C1 37 Япония Команда Тойота ТОМ'С Япония Хитоши Огава
Италия Паоло Барилла
Великобритания Тифф Ниделл
Тойота 88С Тойота 3S-GTM 2.1L S4 турбо Б 283
25 Гр.C2 117 Норвегия Страйк Шанче Лаки
Гонки (частный участник)
Норвегия Мартин Шанче
Великобритания Робин Смит
Великобритания Робин Донован
Арго JM19C Cosworth DFL 3,3 л V8 Г 278
Н/З* Гр.C2 113 Франция Конкурс смелости
Франция Конкурс Примагаз
Марокко Макс Коэн-Оливар
Бельгия Патрик де Радигес
Пума C12 Cosworth DFL 3,3 л V8 А 273
Н/З* Гр.C2 151 Швейцария П.-А. Ломбарди
(частный абитуриент)
Швейцария Пьер-Ален Ломбарди
Франция Бруно Сотти
Раундель M379 C Cosworth DFV 3,0 л V8 А 271
  • Примечание * : Не классифицирован, поскольку не преодолел достаточное расстояние (70% победителя) к концу забега. [ 54 ]

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги Причина
ДНФ Группа C1 1 Великобритания Шелковый ягуар Великобритания Мартин Брандл
Дания Джон Нильсен
Ягуар XJR-9LM Ягуар 7,0 л V12 Д 306 Двигатель
(20 часов)
ДНФ Группа C1 23 Япония Ниссан Моторспорт
Международный
Япония Казуёси Хосино
Япония Такао Вада
Япония Агури Сузуки
Ниссан Р88С Ниссан ВРХ30Т 3.0л V8
твин турбо
Б 286 Двигатель
(22 часа)
ДНФ Гр.C2 103 Великобритания БП Спайс Инжиниринг Дания Торкильд Тирринг
Чили Элисео Салазар
Италия Альмо Коппелли
Спайс-Фиеро SE88C Cosworth DFL 3,3 л V8 Г 281 Двигатель
(22 часа)
ДНФ Гр.C2 131 Франция Графф Гонки
Франция Ж.-П. Гранд
(частный абитуриент)
Франция Жан-Филипп Гранд
Франция Жак Террьен
Франция Морис Генун
Спайс-Фиеро SE86C Cosworth DFL 3,3 л V8 А 263 Двигатель
(22 часа)
ДНФ Группа C1 24 Италия Доллоп Гонки Швейцария Жан-Пьер Фрей
Италия Никола Мароццо
Италия Раньери Рандаччо
Запустить ЛК2 Феррари 308C 3,1 л V8
твин турбо
Д 255 Двигатель
(21 час)
ДНФ Гр.C2 127 Великобритания Чемберлен Инжиниринг Великобритания Ник Адамс
Республика Ирландия Мартин Бирран
Великобритания Ричард Джонс
Спайс-Фиеро SE86C Харт 418T 1873cc S4 турбо А 223 Коробка передач
(19 часов)
ДНФ Группа C1 18 Западная Германия Порше АГ Франция Боб Волк
Австралия Верн Шупан
ЮАР Сарел ван дер Мерве
Порше 962С Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
Д 192 Двигатель
(13 часов)
ДНФ Группа C1 42 Франция Н. дель Белло
(частный абитуриент)
Франция Ноэль дель Белло
Бельгия Бернар де Дривер
Швейцария Бернар Санталь
Очистить C8 Мерседес-Бенц М117
5,0-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом
Г 157 Двигатель
(13 часов)
ДНФ Гр.C2 121 Великобритания Космик ГП Автоспорт Греция Костас
ЮАР Уэйн Тейлор
Великобритания Эван Клементс
Спайс-Фиеро SE87C Cosworth DFL 3,3 л V8 Г 145 Схватить
(12 часов)
ДНФ Гр.C2 191 Великобритания ПК Автомобильная промышленность
(частный абитуриент)
Соединенные Штаты Олиндо Якобелли
Канада Джон Грэм
Франция Ален Ианетт
Арго JM19C Cosworth DFL 3,3 л V8 Г 130 Электрика
(13 часов)
ДНФ Группа C1 3 Великобритания Шелковый ягуар Франция Анри Пескароло
Великобритания Джон Ватсон
Бразилия Рауль Бозель
Ягуар XJR-9LM Ягуар 7,0 л V12 Д 129 Коробка передач
(10 часов)
ДНФ Группа C1 13 Франция Конкурс смелости
Франция Конкурс Примагаз
Франция Пьер-Анри Рафаэль
Франция Мишель Ферте
Пума C20B Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
М 120 Огонь
(10 часов)
ДНФ Гр.C2 178
бронировать
Франция Автомобили
Луи Декарт
(частный абитуриент)
Франция Мишель Латесте
Франция Жерар Трамбле
Франция Сильвен Буле
АЛД 03 БМВ М88 3,5 л S6 А 103 Двигатель
(10 часов)
ДНФ Группа C1 4 Швейцария Кэмел Брун Автоспорт Западная Германия Маноэль Рейтер
Австрия Уолтер Лехнер
Швейцария Франц Хункелер
Порше 962С Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
М 91 Несчастный случай
(8 часов)
ДНФ Группа C1 85 Япония Италия Коттедж
Япония Команда ЛеМанс Ко
Япония Toshio Suzuki
Соединенные Штаты Дэнни Онгайс
Франция Мишель Тролле
Ниссан Р87С Ниссан VG30ET 3.2L V6
твин турбо
И 74 Двигатель
(6 часов)
ДНФ Группа C1 86 Япония Италия Коттедж
Япония Команда ЛеМанс Ко
Швеция Андерс Олофссон
Италия Ламберто Леони
Япония Акио Моримото
Ниссан Р88С Ниссан VG30ET 3.2L V6
твин турбо
И 69 Двигатель
(6 часов)
ДНФ Группа C1 30 Франция Конкурс смелости
Франция Конкурс Примагаз
Япония Укё Катаяма
Франция Франсуа Миго
Франция Пол Бельмондо
Пума C22 Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
М 66 Несчастный случай
(6 часов)
ДНФ Группа C1 51 Франция В.М. Секатева Франция Роджер Дорчи
Франция Жан-Даниэль Роле
Швейцария Клод Халди
ВМ Р88 Пежо ПРВ ЗНС4 2.9л
V6 твин-турбо
М 59 Двигатель
(12 часов)
ДНФ Гр.C2 132
бронировать
Франция Р. Бассалер
(частный абитуриент)
Франция Роланд Бассалер
Франция Жан-Франсуа Ивон
Франция Реми Пошовен
Заубер СХС С6 БМВ М88 3,5 л S6 А 53 Двигатель
(6 часов)
ДНФ Группа C1 52 Франция В.М. Секатева Франция Паскаль Пессио
Франция Жан-Даниэль Роле
Швейцария Клод Халди
ВМ Р87 Пежо ПРВ ЗНС4 3.0л
V6 твин-турбо
М 22 Коробка передач
(5 часов)
ДНФ Гр.C2 107 Великобритания Чемберлен Инжиниринг Франция Жан-Клод Андруэ
Франция Клод Балло-Лена
Франция Жан-Луи Риччи
Спайс-Фиеро SE88C Cosworth DFL 3,3 л V8 А 17 Двигатель
(5 часов)
ДНФ Группа C1 20 Великобритания Команда Дэйви
(частный абитуриент)
Великобритания Тим Ли-Дэйви
Великобритания Том Додд-Ноубл
Три GC88 Косворт DFL 3.3L V8
твин турбо
Д 5 Электрика
(5 часов)

Не началось

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Причина
DNS Гр.C2 181 Италия Луиджи Таверна
Техно Гонки
(частный абитуриент)
Италия Луиджи Таверна
Италия Фабио Маньяни
Италия Роберто Рагацци
Олмас GLT-200 Cosworth DFL 3,3 л V8 А Двигатель
DNS Группа C1 61 Швейцария Команда Заубер Мерседес Западная Германия Йохен Масс
Италия Мауро Бальди
Великобритания Джеймс Уивер
Заубер С9 Мерседес-Бенц М117
5,0-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом
М снято
DNS Группа C1 62 Швейцария Команда Заубер Мерседес Западная Германия Клаус Недзвидз
Великобритания Кенни Ачесон
Западная Германия Йохен Масс
Заубер С9 Мерседес-Бенц М117
5,0-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом
М Практика несчастного случая
ДНК Группа C1 14 Великобритания Ричард Ллойд Расинг Порше 962C GTi Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
Г Не прибыл
ДНК Группа C1 15 Великобритания Ричард Ллойд Расинг Порше 962C GTi Порше 935/82 3,0 л F6
твин турбо
Г Не прибыл
ДНК Группа C1 35 Австрия Уолтера Лехнера Гоночная школа
(частный абитуриент)
Австрия Уолтер Лехнер
Австрия Эрнст Францмайер
Порше 962С Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
Не прибыл
ДНК Группа C1 38 Япония Команда Тойота ТОМ'С Тойота 88С Тойота 3S-GTM 2.1L S4 турбо Б Не прибыл
ДНК Группа C1 40 Швейцария Очки швейцарской команды
(частный абитуриент)
Швейцария Антуан Гласс
Швейцария Энцо Кальдерари
Марокко Макс Коэн-Оливар
Порше 962С Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
Не прибыл
ДНК Группа C1 41 Франция Автобусные гонки
(частный абитуриент)
Франция Христианский автобус Раундель М382 Cosworth DFL 3,3 л V8 Не прибыл
ДНК Группа C1 73 Франция Конкурс смелости
Франция Конкурс Примагаз
Франция Пьер-Анри Рафаэль
Италия Роберто Равалья
Пума C20 Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
М Не прибыл
ДНК Группа C1 74 Франция Конкурс смелости
Франция Конкурс Примагаз
Бельгия Эрве Регу
Франция Тьерри Лесерф
Пума C20 Порше 935/79 2,8 л F6
твин турбо
М Не прибыл
ДНК Гр.C2 101 Италия Доллоп Гонки Швейцария Жан-Пьер Фрей
Италия Никола Мароццо
Арго JM19B Современные двигатели V6 объемом 2000 куб.см.
турбо
Д Не прибыл
ДНК Гр.C2 106 Италия Келмар Расинг
(частный абитуриент)
Италия Паскуале Барберио
Италия Вито Венината
Италия Раньери Рандаччо
Три GC288 Cosworth DFL 3,3 л V8 Не прибыл
ДНК Гр.C2 114 Франция Дж. Тибо
(частный абитуриент)
Франция Хосе Тибо Шеврон B36 купе ROC- Talbot 2.5L S4 Не прибыл
ДНК Гр.C2 134 Великобритания Американские легкосплавные двигатели
(частный абитуриент)
Швеция Слим Боргудд Три GC286 Косворт GA 3.4L V6 Не прибыл
ДНК Гр.C2 140 Великобритания Дюна Автоспорт
(частный абитуриент)
Великобритания Дункан Бэйн
Великобритания Джон Шелдон
Италия Массимо Сигала
Франция Пьер Пагани
Три GC287 Остин-Ровер V64V 3.0L V6 А Не прибыл
ДНК Гр.C2 171 Япония Дзиро Автогонки
(частный абитуриент)
ЯпонияДзиро Ёнеяма
Япония Хидео Фукуяма
Лампа JTK 63C Cosworth DFL 3,3 л V8 Не прибыл
ДНК ИМСА
ГТХ
204 Соединенные Штаты Технология дорожных цепей
Соединенные Штаты Раш Гонки
Соединенные Штаты Лес Делано
Соединенные Штаты Энди Питери
Форд - Меркур XR4Ti Форд Лима 2.3L S4
турбо
Не прибыл
ДНК ИМСА
ГТП
205 Соединенные Штаты Фабкар Инжиниринг Фабкар CL Порше Тип-901 3.2L F6 Г Не прибыл
ДНК ИМСА
ГТП
206 Соединенные Штаты Фабкар Инжиниринг Фабкар CL Порше Тип-901 3.2L F6 Г Не прибыл

Победители класса

[ редактировать ]
Сорт Победившая машина Победители-драйверы
Группа С1 #2 Ягуар XJR-9LM Ламмерс / Уоллес / Дамфрис *
Группа С2 #111 Спайс-Фиеро SE88C Спайс / Беллм / Туази *
ИМСА-ГТП #203 Мазда 757 Терада / Дьедонне / Кеннеди *
Примечание* : установка нового рекорда классового расстояния.

Индекс энергоэффективности

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 Группа C1 17 Западная Германия Порше АГ Великобритания Дерек Белл
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Западная Германия Клаус Людвиг
Порше 962С 1.371
2 Группа C1 2 Великобритания Шелковый ягуар Нидерланды Ян Ламмерс
Великобритания Джонни, Эрл Дамфрис
Великобритания Энди Уоллес
Ягуар XJR-9LM 1.359
3 Группа C1 22 Великобритания Шелковый ягуар Республика Ирландия Дерек Дэйли
Австралия Ларри Перкинс
Соединенные Штаты Кевин Коган
Ягуар XJR-9LM 1.216
4 Гр.C2 111 Великобритания БП Спайс Инжиниринг Великобритания Гордон Спайс
Великобритания Рэй Беллм
Франция Пьер де Туази
Спайс-Фиеро SE88C 1.214
5 Группа C1 19 Западная Германия Порше АГ Соединенные Штаты Марио Андретти
Соединенные Штаты Майкл Андретти
Соединенные Штаты Джон Андретти
Порше 962С 1.186
6 Группа C1 21 Великобритания Шелковый ягуар Соединенные Штаты Дэнни Салливан
Соединенные Штаты Дэви Джонс
Соединенные Штаты Прайс Кобб
Ягуар XJR-9LM 1.141
7 Группа C1 7 Западная Германия Блаупункт Джост Расинг Великобритания Дэвид Хоббс
Бельгия Дидье Тейс
Австрия Франц Конрад
Порше 962С 1.131
8 Группа C1 11 Западная Германия Лейтон Хаус Кремер Расинг Дания Крис Ниссен
Западная Германия Харальд Грос
ЮАР Жорж Фуше
Порше 962С 1.121
9 Группа C1 8 Западная Германия Блаупункт Джост Расинг Швеция Стэнли Диккенс
Западная Германия Фрэнк Джелински
Западная Германия «Джон Винтер»
Порше 962С 1.114
10 Гр.C2 115 Великобритания АДА Инжиниринг Великобритания Ян Харроуэр
ЯпонияДзиро Ёнеяма
ЯпонияХидео Фукуяма
АДА 03 1.091
  • Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. [ 55 ] [ 56 ]

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Поул-позиция – Х.-Ж. Штук, Porsche 962C №17 – 3:15,6 с; 250,2 км/ч (155,5 миль в час)
  • Самый быстрый круг – Х.-Ж. Штук, Porsche 962C №17 – 3:22,5 с; 240,6 км/ч (149,5 миль в час)
  • Победная дистанция - 5332,97 км (3313,75 миль)
  • Средняя скорость победителя - 221,8 км/ч (137,8 миль в час)
  • Посещаемость – 260 000 [ 57 ] -280,000 [ 58 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.304
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс 2023, стр.317
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк 1997, стр. 95 Motor, 18 июня 1988 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 93 Autocar, 8 июня 1988 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр.309-10.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Генри 1988, стр.245.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр.312-3.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 94 Autocar, 8 июня 1988 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Генри 1988, стр.239.
  10. ^ Весна 2001 г., стр.205.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1997, стр. 101 Autocar, 15 июня 1988 г.
  12. ^ Уильямс 2023, стр.316
  13. ^ «Журнал новостей CBS» . Ютуб . Проверено 23 ноября 2023 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997 г., стр. 105 Motor Sport, июль 1988 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Споринг 2012, стр.306
  16. ^ Кларк 1997, стр.92 Autocar, 8 июня 1988 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.322-3.
  18. ^ Перейти обратно: а б Кларк 1997 г., стр. 108 Motor Sport, июль 1988 г.
  19. ^ Сперринг 2012, стр.323.
  20. ^ Сперринг 2012, стр.315.
  21. ^ Перейти обратно: а б Спонсорство 2012, стр.319
  22. ^ Перейти обратно: а б с Шпоринг 2012, с.320
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.311
  24. ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2012, стр.302.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Спонсорство 2012, стр.321
  26. ^ Сперринг 2012, стр.326.
  27. ^ Сперринг 2012, стр.327.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Стимулирование 2012, стр. 316-17.
  29. ^ Сперринг 2012, стр.322.
  30. ^ Сперринг 2012, стр.324.
  31. ^ Перейти обратно: а б Шпоринг 2012, стр.318
  32. ^ Перейти обратно: а б с Спонсорство 2012, стр.325
  33. ^ Сперринг 2012, стр.293.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.314
  35. ^ Перейти обратно: а б с <Лабан 2001, стр. 208-9.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кларк 1997, стр. 96 Motor, 18 июня 1988 г.
  37. ^ Кларк 1997, стр. 107 Motor Sport, июль 1988 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Пейдж, Джеймс (29 мая 2018 г.). «Вспоминая Ле-Ман 1988» . Классический и спортивный автомобиль . Проверено 25 февраля 2021 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 100 Autocar, 15 июня 1988 г.
  40. ^ Сперринг 2012, стр.303.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д Шпоринг 2012, стр.329
  42. ^ Уильямс 2023, стр.318.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 99 Autocar, 15 июня 1988 г.
  44. ^ Вимпффен 2008, стр.270.
  45. ^ «Уголок Мулсанн» . MulsanneCorner.com . Проверено 25 ноября 2023 г.
  46. ^ Лис, Алан (15 июня 2018 г.). «История Ле-Мана: быть самым быстрым» . DailySportsCar.com . Проверено 25 ноября 2023 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б с д и Шпоринг 2012, стр.307
  48. ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 106 Motor Sport, июль 1988 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 97 Motor, 18 июня 1988 г.
  50. ^ Сперринг 2012, стр.308.
  51. ^ Сперринг 2012, стр.2.
  52. ^ Сперринг 2012, стр.330.
  53. ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 8 сентября 2023 г.
  54. ^ Сперринг 2012, стр.19.
  55. ^ Сперринг 2012, стр.8.
  56. ^ Сперринг 2012, стр.331.
  57. ^ Сперринг 2012, стр.305.
  58. ^ «30-летие «24 часов Ле-Мана» 1988 года» . Автомобильный клуб de l'Ouest . 14 июня 2018 года . Проверено 25 февраля 2021 г.
  • Кларк, Р.М. - редактор (1999) Ле-Ман, «Годы Porsche и Jaguar 1983–1991», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN   1-85520-483-5
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Генри, Алан – редактор (1988) Autocourse # 38 1988/89 Ричмонд, Суррей: Hazleton Publishing ISBN   0-905138-57-0
  • Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN   978-0-85733-128-1
  • Уильямс, Ричард (2023) 24 часа - 100 лет Ле-Мана в Лондоне: Саймон и Шустер ISBN   978-1-3985-1722-6
  • Вимпффен, Янош (2008) Монококки и эффекты грунта, Гонконг: David Bull Publishing ISBN   1-893618-97-8
[ редактировать ]
  • Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1983 года с записями, результатами, техническими деталями и фотографиями каждого автомобиля. Проверено 10 сентября 2023 г.
  • История Ле-Мана – список участников Ле-Мана и почасовые результаты (включая фотографии каждой машины, котировки, максимальную скорость для каждой машины, ссылки на YouTube). Проверено 10 сентября 2023 г.
  • Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 10 сентября 2023 г.
  • Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 10 сентября 2023 г.
  • Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 10 сентября 2023 г.
  • Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 10 сентября 2023 г.
  • Speedfreaks – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 10 сентября 2023 г.
  • Мемориал автоспорта - количество смертей в автогонках по годам. Проверено 10 сентября 2023 г.
  • YouTube – репортажи о гонках со звуками гонок, комментариями на английском языке, серией 7 видеороликов по 10 минут (85 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
  • YouTube – репортаж американского телевидения ESPN о последней части гонки (30 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
  • YouTube - документальный фильм американского телевидения CBS о гонке, а также интервью с Костасом Лосом (45 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
  • YouTube – документальный фильм Drivetribe о XJR-9 (8 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
  • YouTube – Интервью Autosport с Тони Саутгейтом о XJR-9 (6 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
  • YouTube – История проекта WM Project 400 (7 минут). Проверено 23 ноября 2023 г.
  • YouTube – Интервью с Роджером Дорчи (на французском языке) (2 минуты). Проверено 23 ноября 2023 г.


Чемпионат мира по спортивным автомобилям
Предыдущая гонка:
1988 1000 км Сильверстоуна
сезон 1988 года Следующая гонка:
1988 360 км Брно
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9fb5f1572f6c99758e78224641e5230__1722878220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/30/b9fb5f1572f6c99758e78224641e5230.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1988 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)