Чемпионат мира Формулы-1 2005 года.
![]() |
![]() |
![]() |
Чемпионат мира Формулы-1 2005 года — 59-й сезон FIA Формулы-1 автогонок . Это был 56-й чемпионат мира Формулы-1, в рамках которого состоялись рекордные на тот момент 19 Гран-при. Он начался 6 марта 2005 г. и завершился 16 октября.
Фернандо Алонсо и команда Renault выиграли чемпионаты мира среди пилотов и конструкторов мира, положив конец пятилетнему доминированию Михаэля Шумахера и Ferrari с 2000 года, а также положив конец девятилетнему триополии доминирования Ferrari , McLaren и Williams с 1996 года. Успех Алонсо сделал его Самый молодой чемпион в истории спорта, этот титул он удерживал до тех пор, пока Льюис Хэмилтон не завоевал титул в 2008 году. Победа Renault была их первой победой в качестве конструктора. Алонсо хорошо начал сезон, выиграв три из первых четырех гонок, и его титульный успех не вызывал сомнений. Он закрепил за собой титул в Бразилии , оставив две гонки после контролируемого финиша на третьем месте. Чемпионат Алонсо стал также первым для гонщика с двигателем Renault после Жака Вильнева чемпионата в 1997 году .
Алонсо и Renault пришлось бороться с темпами возрождающейся команды McLaren, где ведущий гонщик Кими Райкконен затмил своего товарища по команде Хуана Пабло Монтойю , который пользовался большим уважением еще во время своего пребывания в Williams . Райкконен выиграл семь гонок, как и Алонсо, но выиграл бы больше, если бы не ряд проблем с надежностью, которые привели к штрафам за замену двигателя в квалификации и трижды сходу с лидерства. Тем не менее, Райкконен попал в заголовки газет, выиграв в конце стартовой решетки в Японии , обойдя товарища Алонсо по команде Renault Джанкарло Физикеллу на последнем круге. Действующие чемпионы Михаэль Шумахер и Ferrari провели неудачный сезон по их меркам: Bridgestone не смогла конкурировать с Michelin после запрета на замену шин, который затронул только сезон 2005 года. Их единственная победа произошла, когда компания Michelin сочла свои шины небезопасными после нескольких инцидентов на овальном повороте в Индианаполисе . В итоге участие приняли только шесть автомобилей Bridgestone. Шумахер только что удержал третье место в чемпионате пилотов, несмотря на превосходный темп McLaren, что подчеркивает неудачный сезон Монтойи. Колумбиец пропустил две гонки досрочно из-за теннисной травмы. Затем он выиграл три гонки, показав проблески скорости, но в чемпионате уступил своему товарищу по команде Райкконену.
Сезон 2005 года стал последним перед тем, как команды Minardi , BAR и Jordan перешли к новым владельцам и сменили названия на Toro Rosso , Honda и Midland соответственно в сезоне 2006 года . Бывшая команда Jaguar была продана Ford компании Red Bull GmbH и дебютировала как Red Bull Racing в сезоне 2005 года.
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA Формулы-1 чемпионате мира 2005 года .
Абитуриент | Конструктор | Шасси | Двигатель † | их | Нет. | Водитель | Раунды | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | Феррари | Ф2004М Ф2005 | Феррари 053 Феррари 055 | Б | 1 | ![]() | Все | ||
2 | ![]() | Все | |||||||
![]() | БАР - Хонда | 007 | Хонда РА005Е | М | 3 | ![]() | 1–4, 7–19 | ||
4 | ![]() | 1–4, 7–19 | |||||||
![]() | 2 | ||||||||
![]() | Рено | 25 рэндов | Рено РС25 | М | 5 | ![]() | Все | ||
6 | ![]() | Все | |||||||
![]() | Уильямс - БМВ | ОЗ27 | БМВ Р84/5 | М | 7 | ![]() | Все | ||
8 | ![]() | 1–15 | |||||||
![]() | 15–19 | ||||||||
![]() | Макларен - Мерседес | МП4-20 | Мерседес ФО110Р | М | 9 | ![]() | Все | ||
10 | ![]() | 1–2, 5–19 | |||||||
![]() | 3 | ||||||||
![]() | 4 | ||||||||
![]() | Заубер - Петронас | С24 | Петронас 05А | М | 11 | ![]() | Все | ||
12 | ![]() | Все | |||||||
![]() | Ред Булл - Косворт | РБ1 | Косворт TJ2005 | М | 14 | ![]() | Все | ||
15 | ![]() | 1–3, 8–19 | |||||||
![]() | 4–7 | ||||||||
![]() | Тойота | ТФ105 ТФ105Б | Toyota RVX-05 | М | 16 | ![]() | Все | ||
17 | ![]() | Все | |||||||
![]() | 9 | ||||||||
![]() | Иордания - Тойота | EJ15 EJ15B | Toyota RVX-05 | Б | 18 | ![]() | Все | ||
19 | ![]() | Все | |||||||
![]() | Минарди - Косворт | PS04B PS05 | Косворт СК2004 [ф] Косворт TJ2005 | Б | 20 | ![]() | 1–11 | ||
![]() | 12–19 | ||||||||
21 | ![]() | Все | |||||||
Источники: [3] [4] |
- † Все двигатели были 3,0-литровыми в конфигурации V10 . 2005 год стал последним годом существования этой формулы двигателя.
- не участвовали ни один автомобиль, обутый в Michelin По соображениям безопасности в Гран-при США , в результате чего на старте гонки на стартовой решетке осталось всего шесть машин.
Бесплатная практика водителей
[ редактировать ]В течение сезона пять конструкторов участвовали в свободных тренировках только для пилотов. Sauber Petronas также имела право участвовать в свободных тренировках, но решила не делать этого.
Конструктор | Практика водителей | |||
---|---|---|---|---|
Нет. | Имя водителя | Раунды | ||
Макларен - Мерседес | 35 | ![]() ![]() | 1–2, 4–5, 8–11, 14–15, 18–19 3, 6–7, 12–13, 16–17 | |
Ред Булл – Косворт | 37 | ![]() ![]() ![]() | 1–3, 10–19 4–7 8–9 | |
Тойота | 38 | ![]() ![]() | 1–9, 11–19 10 | |
Джордан – Тойота | 39 | ![]() ![]() ![]() ![]() | 1–6, 9–11 7 12–17, 19 18 | |
Минарди – Косворт | 40 | ![]() ![]() | 13 14–16 |
Изменения в команде
[ редактировать ]


- Red Bull Racing , которая взяла на себя управление командой Jaguar , использовала двигатели Cosworth . Ведущим пилотом Red Bull был шотландец- ветеран Дэвид Култхард в паре с Кристианом Клиеном , пилотом Jaguar 2004 года.
- с двигателем Toyota Гран-при Иордании был куплен Midland Group , хотя команда оставалась под именем Jordan до 2006 года.
- Sauber перешла с шин Bridgestone на шины Michelin Зимой , что еще больше разорвало их связи с командой Ferrari .
- Команда BAR была отстранена от участия в Гран-при Испании и Монако у обеих их машин был обнаружен недостаточный вес после того, как на Гран-при Сан-Марино .
- На Гран-при Венгрии команда West McLaren Mercedes стала командой McLaren Mercedes.
- Вскоре после Гран-при США Credit Питер Заубер объявил, что Suisse продал BMW контрольный пакет акций своей команды Sauber , которая объявила о своем намерении выступать в качестве заводской команды BMW в 2006 году.
Изменения драйверов
[ редактировать ]- Renault заключила партнерство с Фернандо Алонсо с Sauber пилотом 2004 года Джанкарло Физикеллой в прямом обмене с Жаком Вильневом (который сменил Ярно Трулли в Renault в последних трех гонках сезона).
- В 2005 году Williams наняла совершенно новый состав пилотов, подписав Jaguar из Марка Уэббера и Jordan из Ника Хайдфельда , чтобы заменить Хуана Пабло Монтойю и Ральфа Шумахера . Монтойя перешел в McLaren вместо Red Bull , направлявшегося в Дэвида Култхарда (который занял освободившееся место Уэббера), а Ральф Шумахер подписал контракт с Toyota . Это означало, что Рикардо Зонта , который выступал за Toyota в пяти из шести последних гонок 2004 года, вернулся к роли третьего пилота в 2005 году. Оливье Панис , принимавший участие в семнадцати из восемнадцати гонок за Toyota в 2004 году, был нанят команда в двойном качестве консультанта и водителя-испытателя. Криштиану да Матта , начавший сезон 2004 года с Toyota, вернулся в Champ Car в 2005 году. Ярно Трулли присоединился к команде в качестве второго пилота Toyota.
- Другой гонщик Джордана с конца 2004 года, Тимо Глок , также перешёл в Champ Car на 2005 год, оставив Джордану два свободных места. Их взяли Тьяго Монтейро (тест-пилот Minardi в 2004 году) и Нараин Картикеян , оба дебютанты Формулы-1, которые оба участвовали в сезоне Мировой серии Nissan в прошлом году . Джорджио Пантано , который выступал за Jordan большую часть 2004 года, вообще покинул Формулу-1, присоединившись к команде Super Nova Racing в первом сезоне серии GP2 .
- В 2005 году у Minardi также был совершенно новый состав: их пилоты 2004 года — Джанмария Бруни (перешедший в GP2 в 2005 году) и Жолт Баумгартнер — были заменены парой дебютантов: Патриком Фризахером и Кристианом Альберсом , которые выступали в Международная Формула-3000 и DTM соответственно в предыдущем сезоне.
- Изменения в середине сезона
- BAR Пилот-испытатель Энтони Дэвидсон участвовал в гонках в Малайзии вместо больного Такумы Сато . Сато вернулся на место для следующей гонки.
- После травмы плеча Хуана Пабло Монтойи резервный пилот McLaren Педро де ла Роса выступал за команду в Бахрейне , а Александр Вурц взял на себя обязанности третьего пилота вместо де ла Росы. На Гран-при Сан-Марино де ла Роса и Вурц поменялись ролями. Монтойя вернулся на следующую гонку.
- Витантонио Льюцци и Кристиан Клиен заключили контракт с Red Bull Racing на участие как минимум в трех гонках и согласились разделить свое гоночное место на этот сезон. В то время как Клиен, выступавший за предшественника команды Jaguar в 2004 году, участвовал в первых трех гонках, Льюцци заменил его на Сан-Марино, Испании , Монако и Европы Гран-при . Клиен вернулся на Гран-при Канады и завершил оставшуюся часть сезона.
- Роберт Доорнбос был третьим гонщиком Джордана в девяти из первых одиннадцати гонок сезона. Франк Монтаньи заменил его на Гран-при Европы, а Джордану запретили использовать третью машину на Гран-при Канады из-за использования слишком большого количества шин на предыдущей гонке. Николас Киеса заменил Доорнбоса на Гран-при Германии и далее, когда голландец заменил Патрика Фризахера в Minardi из-за проблем со спонсорством.
- Чанох Ниссани стал третьим гонщиком Minardi на Гран-при Венгрии . его заменил Энрико Токкачело На Гран-при Турции и Гран-при Италии . Ниссани был первым израильтянином, принявшим участие в уик-энде Формулы-1.
- Антонио Пиццония заменил Ника Хайдфельда в Williams на Гран-при Италии, когда Хайдфельд решил отказаться от участия после жалоб на сильную головную боль. Ранее на этой неделе он сильно разбился во время тестовой сессии в Монце. Хайдфельд должен был вернуться на Гран-при Бразилии , но после аварии на мотоцикле он был вынужден пропустить остаток сезона, а Пиццония продолжал выступать за Williams в отсутствие Хайдфельда.
Календарь сезона
[ редактировать ]В календаре Формулы-1 2005 года появилось одно новое событие — Гран-при Турции .
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран-при Бразилии пройдет в конце сентября, а Гран-при Китая станет последней гонкой сезона.
- Гран-при Турции был добавлен в календарь после Гран-при Венгрии 21 августа.
Изменения в правилах
[ редактировать ]Какое-то время существовала явная вероятность того, что некоторые команды будут использовать три гоночные машины на Гран-при: менее 10 команд или 20 машин, стартовавших на стартовой решетке, привели бы к тому, что некоторые команды управляли тремя машинами в соответствии с условиями Конкорда . Соглашение . К первому этапу сезона было уже десять команд, поскольку Red Bull завершили поглощение Jaguar и были готовы к гонкам в Австралии . Minardi, которая первоначально получила судебный запрет, позволяющий им участвовать в соревнованиях, несмотря на несоответствие их автомобилей новым техническим регламентам 2005 года , позже модифицировала свои автомобили, чтобы они соответствовали правилам 2005 года.
Технические регламенты
[ редактировать ]- Основным изменением 2005 года стал запрет на замену шин во время пит-стопов. Теперь гонщику приходилось использовать один комплект шин во время квалификации и самой гонки. Причиной изменения правил было желание побудить команды выбирать более твердые шины с меньшим сцеплением, снижая скорость прохождения поворотов, что должно было повысить безопасность. [7] Замена шин была разрешена в случае проколов и в сырую погоду под руководством FIA. FIA пришлось опубликовать уведомление об «изменении климатических условий», чтобы замена шин происходила нормально в случае форс-мажорных обстоятельств. После катастрофической аварии Кими Райкконена на Нюрбургринге, когда его подвеска разрушилась после того, как спущенная шина разорвала подвеску из углеродного волокна, руководители команд и FIA согласились, что одна замена шины на автомобиле может быть произведена без штрафных санкций при условии, что это будет замена одной шины. шина, которая стала опасно изношенной, как у Райкконена. Сохранение единого комплекта шин на всю гонку стало новой задачей для гонщиков; Задача производителей шин заключалась в производстве более прочных и долговечных компаундов. Бегуны в обуви Michelin имели явное преимущество перед своими коллегами из Bridgestone .
- Двигатели Формулы-1 должны были проработать два гоночных уик-энда, что вдвое больше, чем требовали правила 2004 года. Пилот, которому нужно было заменить двигатель, был оштрафован на 10 мест на стартовой решетке гонки. Это регулирование, разработанное для ограничения оборотов и выходной мощности, необходимых для повышения надежности, также стало мерой по сокращению затрат для производителей двигателей. После первой гонки сезона FIA приняла меры, чтобы закрыть лазейку в этом новом правиле, обнаруженную BAR, который намеренно поставил свои машины на яму, вместо того, чтобы закончить гонку.
- Правила технической аэродинамики были изменены, чтобы улучшить конкуренцию, особенно для автомобилей, движущихся в следе воздушного потока другого автомобиля с целью обгона. Изменив размер и расположение передних и задних крыльев, а также потребовав более высоких носов, новые правила попытались уменьшить прижимную силу примерно на четверть, но команды разработали другие инновации в шасси, чтобы вернуть большую часть этой «потерянной» прижимной силы, которая сделало следить за другой машиной еще сложнее, чем в предыдущем сезоне. Передние крылья были подняты на 5 см (50 мм) для уменьшения прижимной силы, а задние крылья выдвинуты вперед на 15 см (150 мм) относительно центральной линии между задними колесами. [8] [9]
- Это был последний сезон, в котором V10 все команды использовали 3,0-литровый двигатель . Новые изменения в техническом регламенте привели к тому, что V8 представила конфигурацию двигателя FIA в сезоне Формулы-1 2006 года объемом 2,4 литра ; тем не менее, FIA предоставило исключение командам, которые не смогли модернизировать или не могли позволить себе двигатель V8 к 2006 году. Командам с ограниченным бюджетом или ресурсами было разрешено использовать 3,0-литровый двигатель V10 с ограниченным числом оборотов. Десять из одиннадцати команд в 2006 году выступали с обычным 2,4-литровым двигателем V8, за исключением Scuderia Toro Rosso , которая продолжала и получила разрешение FIA использовать 3,0-литровый двигатель V10 Cosworth TJ2006 с ограниченным числом оборотов .
Спортивный регламент
[ редактировать ]- В первых шести гонках сезона 2005 года использовался новый формат квалификации, что стало третьим годом из пяти с резко пересмотренными правилами квалификации. Положение на стартовой решетке определялось по сумме времени двух забегов на одном круге: в субботу днем и в воскресенье утром. Дозаправка была разрешена после первого квалификационного заезда в субботу; однако машина, должно быть, была заправлена для участия в воскресной квалификации. (Хотя некоторые изменения в правилах внесены для того, чтобы уравнять правила игры или сократить расходы, это изменение правил было вызвано тайфуном , который перенес квалификацию на Гран-при Японии 2004 года ). Неблагоприятные погодные условия, повлиявшие на обе квалификационные сессии, повлияли на итоговое общее время. 24 мая десять руководителей команд встретились с Максом Мосли и рекомендовали вернуться к одиночному квалификационному заезду на один круг в субботу на гоночном топливе и гоночных шинах, что, будучи одобрено FIA Всемирным советом автоспорта , вступило в силу в Гран -при Европы 29 мая.
- Если гонщик глохнул на выходе на финальную решетку, остальные машины мгновенно отправлялись на новый прогревочный круг, вместо того, чтобы все гонщики останавливали свои машины и ждали пару минут для нового старта. Заглохшую машину выталкивают на пит-лейн, и когда гонщики возвращаются, стартовая решетка свободна.
- Когда гонка была отмечена красным флажком, система хронометража не останавливалась. Пилоты должны были остановиться на прямой старт/финиш, а рестарт будет происходить за машиной безопасности вместо старта с места, который использовался ранее. Хотя это правило вступило в силу в 2005 году, впервые оно было использовано на Гран-при Европы 2007 года .
- Также в ситуациях с машиной безопасности были изменены правила, позволяющие машине безопасности при необходимости использовать пит-лейн. Это изменение правил было внесено после аварии Ральфа Шумахера на Гран-при США 2004 года .
Отчет за сезон
[ редактировать ]Самым заметным аспектом сезона стало отсутствие темпа Ferrari, вызванное главным образом новым правилом, запрещающим замену шин во время гонки. Шины Bridgestone , используемые Ferrari, не смогли найти правильный баланс между производительностью и надежностью, оставив гонщикам Michelin бороться за победы в гонках. [10] Дальнейшие изменения правил подчеркнули новый акцент на надежности: двигатели должны выдержать два Гран-при без замены.
Renault оказалась самой быстрой командой на предсезонных тестах, и неудивительно, что они доминировали в первых отборочных раундах. Джанкарло Физикелла выиграл первый сезон в Австралии, прежде чем его товарищ по команде Алонсо продемонстрировал свой титул серией побед в Малайзии , Бахрейне и Сан-Марино . По ходу сезона McLaren Кими Райкконена и Хуана Пабло Монтойи становились все более конкурентоспособными, и к последним этапам сезона McLaren в целом считались более быстрыми. Однако постоянные технические сбои означали, что ни команда, ни Райкконен не смогли превратить свою скорость в чемпионский успех.
Алонсо обеспечил себе чемпионство среди пилотов , заняв третье место на Гран-при Бразилии . Несмотря на то, что и он, и Райкконен на данный момент в сезоне одержали по шесть побед, большая стабильность Алонсо означала, что он смог претендовать на чемпионство с двумя оставшимися раундами. Чемпионат конструкторов был закреплен за Renault в финальной гонке , а Алонсо одержал седьмую победу в году. Это дало Renault их первый чемпионский титул в качестве конструктора (после того, как ранее он одержал победу только в качестве поставщика двигателей), несмотря на то, что выиграл на две гонки меньше, чем McLaren.
Ferrari заняла третье место в Кубке конструкторов, одержав всего одну победу на Гран-при США , гонке, в которой участвовали только шесть автомобилей Bridgestone после того, как компания Michelin объявила, что их шины небезопасны для езды по Индианаполиса . уникальному наклонному повороту автодрома [11]
После успешного сезона 2004 года наиболее заметное падение производительности после Ferrari произошло у BAR-Honda, которой запретили участвовать в двух гонках после того, как инспекторы в Сан-Марино обнаружили скрытый топливный отсек, который позволял их автомобилям работать с недостаточным весом. В чемпионате их обыграли Williams, чей партнер по двигателям BMW объявил, что уходит, чтобы присоединиться к Sauber в июне, и Toyota, которая 5 раз финишировала на подиуме и уступила только третье место в чемпионате из-за 1–2 Ferrari в Индианаполисе.
Все команды набрали очки чемпионата мира в течение сезона, а Minardi набрала редкие очки в своем последнем сезоне благодаря возможности участвовать в гонках в США. В сезоне 2005 года девять разных гонщиков также завоевали поул-позицию, установив новый рекорд по количеству разных поулов за сезон, затмив предыдущий рекорд из восьми разных поул-позиций, установленный в сезоне 1968 года . Такое количество разных поляков остается рекордом на конец чемпионата 2022 года . [12]
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]В календаре Формулы-1 2005 года появилось новое соревнование в Турции , всего в нескольких милях от разделительной линии Европа -Азия. Недавно построенная трасса в Стамбуле присоединилась к новым трассам 2004 года – Бахрейну и Китаю . В сезоне 2005 года Гран-при стали свидетелями двух самых жарких за всю историю: температура на трассе в начале соревнований в Малайзии составляла 51 °C (124 °F), а в Бахрейне температура поднялась выше 56 °C (133 °F).
Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены восьми лучшим финишерам классификации. [14]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.
- ‡ – Команды, оснащенные шинами Michelin, решили отказаться от участия в Гран-при США до начала гонки из соображений безопасности.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.
- ‡ – Команды, оснащенные шинами Michelin, решили отказаться от участия в Гран-при США до начала гонки из соображений безопасности.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Такума Сато участвовал в Гран-при Малайзии , но позже отказался от участия из-за болезни.
- ↑ Ник Хайдфельд участвовал в Гран-при Италии , но позже отказался от участия из-за болезни.
- ↑ McLaren участвовала в первых двенадцати Гран-при как « West McLaren Mercedes».
- ↑ Red Bull соревновался по британской лицензии. [1]
- ↑ Ральф Шумахер участвовал в Гран-при США , но позже отказался от участия из-за травмы во время свободной тренировки.
- ^ Minardi использовала двигатель CK2004 (CR-3L) в первых трех гонках.
- ↑ Несмотря на то, что Доорнбос был голландцем, в сезоне 2005 года он выступал под флагом Монако. [2]
- ↑ Ярно Трулли показал лучшее время в квалификации, но не стартовал в гонке вместе с другими автомобилями на шинах Michelin. Поул-позиция на стартовой решетке осталась вакантной. Михаэль Шумахер , занявший пятое место, был первым гонщиком на стартовой решетке. Считается, что Трулли по-прежнему удерживает поул-позицию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Red Bull все еще британец» . 2 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 г. Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ «Список участников сезона Формулы-1 2005 года» . 5 января 2021 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2006 года.
- ^ «Список участников сезона Формулы-1 2005 года» . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 5 марта 2005 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ «Список участников сезона Формулы-1 2005 года» . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 16 февраля 2006 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 2005» . Статистика автоспорта . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «2005» . ШиканаF1 . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Изменения правил Формулы-1 на 2005 год» . Rediff Индия за рубежом . Рейтер . Проверено 20 апреля 2021 г.
Шины должны прослужить квалификацию и гонку. Причина в том, что более твердые и, следовательно, более долговечные шины снижают скорость прохождения поворотов.
- ^ «Технический регламент Формулы-1 2004 года» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ «Технический регламент Формулы-1 2005 года» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 мая 2016 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Эндрю Бенсон. «Эндрю Бенсон: прямой бой Алонсо с Шумахером, Бахрейн, 2006 г.» . Би-би-си . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ «Семь команд бойкотируют Гран-при США» . Новости Би-би-си . 19 июня 2005 года . Проверено 3 октября 2006 г.
- ^ «Статистика F1 – Поул-позиции – Разные гонщики за год» . www.statsf1.com . Статистика Ф1 . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ «Итоги Формулы-1 2005» . Статистика автоспорта . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Брюс (2006). «Итоги 2005 года» . Гран-при 2006 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 116–117. ISBN 978-1-84442-341-5 – через Интернет-архив.
- ^ Перейти обратно: а б «Классификация чемпионата мира Формулы-1 2005 года» . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 14 марта 2006 года . Проверено 19 июня 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Formula1.com - официальный зачет гонщиков за 2005 год (в архиве)
- Formula1.com - официальный турнирный счет команды за 2005 год (в архиве)
- Изображения сезона Формулы-1 2005 года Получено с сайта www.motorsport.com 5 декабря 2008 года.