Формула 5000



Formula 5000 (или F5000 ) представляла собой открытое колесо, однопользовательную автоматическую формулу, которая проходила в разных сериях в различных регионах мира с 1968 по 1982 год. Первоначально она была предназначена как недорогие серии, направленные на гоночные автомобили с открытым колесом. Это больше не вписывается в какую -либо конкретную формулу. Деноминация «5000» происходит от максимальной 5,0 -литровой мощности двигателя, разрешенной в автомобилях, хотя многие автомобили работали с небольшими двигателями. Производители включали McLaren , Eagle , March , Lola , Lotus , Elfin , Matich и Chevron .
За свои снижения в Северной Америке Формула 5000 была модифицирована в закрытое колесо, но все еще категория спортивных автомобильных гонок с одним сиденьем .
F5000 по всему миру
[ редактировать ]Северная Америка
[ редактировать ]
Формула 5000 была представлена в 1968 году как класс в расах SCCA Formula A , серии, в которой были разрешены одиночные жилы из разных истоков, но в которых быстро доминировали автомобили, оснащенные американскими V8S, основанными на производстве. Используемые двигатели, как правило, были 5 -литровыми двигателями Chevrolet , впрыскиваемыми топливом с мощностью около 500 лошадиных сил (370 кВт) при 8000 об / мин, хотя были также использованы другие марки. [ 1 ] Эта концепция была вдохновлена успехом серии Can-AM , в которой были представлены неограниченные спортивные автомобили Formula, оснащенные очень мощными двигателями, полученными из American V8S ; Идея состояла в том, чтобы повторить концепцию, используя автомобили с открытым колесом . F5000 наслаждался популярностью в начале 1970 -х годов в США и присутствовал таких водителей, как Марио Андретти , Аль -Унсер , Бобби Унсер , Джеймс Хант , Джоди Шектер , Брайан Редман , Дэвид Хоббс , Тони Адамович , Сэм Позей , Ян Эшли , Джон Кэннон и Эппи Вицес. Полем
Увеличение затрат и доминирование Лолы означало, что формула быстро потеряла свою привлекательность после 1975 года. Пожилые автомобили продолжали использоваться в национальных гонках SCCA, но самые конкурентоспособные команды переоценили свои автомобили с помощью кузова спортивных автомобилей, в воскресном чемпионате Can-AM , начиная с 1977. Формула работала изначально, и ряд европейских водителей пересекали Атлантику, чтобы присутствовать на чемпионате по управлению SCCA, но когда IMSA представила новые правила прототипа GTP для чемпионата IMSA GT в 1981 к новым автомобилям [ Цитация необходима ] .
Европа
[ редактировать ]В Великобритании прибытие двигателя Cosworth DFV означало, что многие команды теперь могли позволить себе создать свое собственное шасси вокруг хорошего пакета двигателя/трансмиссии, поэтому Купер , Лотос и Брэбхэм остановили производство автомобилей Formula 1 клиента . К сожалению, меньшие команды и водители, которые вошли в британские мероприятия F1 без чемпионата, остались позади, и RAC быстро принял американские правила F5000.
Чемпионат Европы был впервые пробег в 1969 году в качестве чемпионата по охранникам Формулы 5000. [ 2 ] Это было переименовано в чемпионат по охране европейского чемпионата Формулы 5000 в 1970 году, на чемпионате по европейским Формулам 5000 Ротманов в 1971 году, а затем на чемпионат «Шеллсспорт» в Европе Формулы 5000 в 1975 году. [ 2 ]
В отличие от американской серии, на чемпионате Европы не было много звездных имен из Формулы -1 и спортивных автомобилей, и в этом доминировали водители, которые обычно видели в Формуле 2 или в задней части сети чемпионата мира F1. Питеру Гетному удалось начать свою карьеру в F1 благодаря своим чемпионатам F5000. В то время как он базировался в Великобритании, сериалам удалось распространиться по всей Европе, и гонки проводились во многих международных схемах, включая Монзу (Италия), Хокенхайм (Германия) и Зандвоорт (Нидерланды), и привлекло значительное число континентальных водителей.
Слабый фунт (результат энергетического кризиса) и растущая стоимость импорта двигателей Chevrolet V8 вызвало некоторую обеспокоенность, и правила двигателя для европейского F5000 были пересмотрены, чтобы разрешить двигатели, отличные от 5,0 -литровых Pushrod V8s - DOHC Cosworth GA V6 Устройство, используемое в Capris 2 группы 2 , было разрешено участвовать в гонках на 3500 куб. См .
Тем не менее, та же проблема, которая постила US F5000, произошла в Европе, и в 1976 году европейский чемпионат F5000 превратился в чемпионат Shellsport Group 8. Это была британская серия для Формулы 1 , Формула 2 , Формула 5000 и Формулы Атлантические автомобили, [ 3 ] Создавая основу того, что станет чемпионатом Aurora F1 в 1978 году. Чемпионат F1 был открыт только для автомобилей Формулы 1 и Формулы 2, а автомобили Формулы 5000 больше не имели права.
Старые автомобили F5000 продолжали использоваться на чемпионате Британского спринта и были распространены в гонках Формулы Либр в 1980 -х годах.
Австралия и Новая Зеландия
[ редактировать ]В Австралии и Новой Зеландии Формула Tasman, определяющая автомобили, имеющие право на ежегодную серию Tasman , была продлена в 1970 году, включающая автомобили Формулы 5000, а также существующие 2,5 -литровые автомобили. [ 4 ] Серия Тасмана проходила во время сезона Формулы -1 в европейской зиме, и в 1960 -х годах она привлекла внимание величайших имен в гонках на Гран -при, от местных жителей Джека Брэбэма , Денни Халма , Брюса Макларена и Криса Амона , как иностранцы, такие Грэм Хилл , Джим Кларк , Джеки Стюарт , Фил Хилл , Пирс Хураж и Джохен Риндт .
Однако к 1970 -м годам Формула -1 стала более коммерческой, и звезды Гран -при больше не принимали участия. Серия Тасмана стала конкурентоспособным местным чемпионатом Австралии/Новой Зеландии, оставляя на поле, в котором преобладают крем из «Down Under», таких как Фрэнк Матич , Фрэнк Гарднер , Кевин Бартлетт , Верн Шуппан , Грэм МакРей , Грэм Лоуренс , Уорик Браун , Джонни Уокер , Джон МакКормак , Алан Джонс , Джон Госс , Ларри Перкинс , Джон Боу и Гарри Купер, против европейских и американских водителей, таких как Дэвид Хоббс , Тедди Пилетт , Майк Хейлвуд , Сэм Пози , Ричард Аттвуд и Питер Гетин . Четыре австралийские гонки Tasman Formula 5000 продолжились (отдельно от гонок Новой Зеландии) в качестве международной серии Rothmans с 1976 по 1979 год.
Формула 5000 также была основным компонентом австралийской Формулы 1 с 1971 по 1981 год, и эта формула была основной категорией, оспаривающей Чемпионат Австралии водителя в течение этих лет, а Гран -при Австралии до 1980 года все еще называется Австралийской Формулой 1, до 1983 года F5000 был F5000 был F5000. заменен Формулом Тихоокеанским океан и Формулой Мондиал после 1981 года.
В то время как европейские автомобили, такие как различные Лолас , Макларенс и Шевроны, были популярны, местные автомобили из Matich (Matich A50, A51, A52 и A53), Elf ( Elfin MR5 , MR6, MR8 и MR9, единственные воздействия на землю F5000, когда -либо построенные ) и McRae также были успешными. Самым популярным двигателем был 5,0 л Chevrolet V8 , а австралийский Made Repco Holden , основанный на двигателе 5,0 л Holden V8 , также популярным и успешным.
Формула 5000 остается популярной исторической категорией в Австралии и Новой Зеландии с серией Tasman Revival Races в обеих странах.
Чемпионат австралийских водителей S5000 продается как современная интерпретация Формулы 5000 с современным европейским шасси с открытым колесом, оснащенным двигателем V8 с большой способностью. [ 5 ]
ЮАР
[ редактировать ]Чемпионат Южной Африки Формулы -1 был открыт для автомобилей Формулы 5000 в 1968 году, когда они гонки против автомобилей Формулы -1 и Формулы -двух, пока серия не переключилась на Формулу Атлантику с 1976 года. [ 6 ]
Возрождение как историческая категория гонок
[ редактировать ]Категория была возрождена в конце 2000 -х годов в Новой Зеландии как любительская историческая гоночная категория. В 2009/2010 годах была проведена серия гонок из пяти раундов, финальный раунд в качестве гонки поддержки для Гран -при Австралии 2010 года в Мельбурне, Австралия. [ 7 ]
Ежегодное винодельческое занятие Country Classic, историческое автомобильное гоночное мероприятие, которое проходило на Infineon Raceway в Сономе, штат Калифорния , получила дань уважения Formula 5000 в 2008 году. [ 8 ] В то время классика Wine Country была Сестринское мероприятие для популярных исторических автомобильных гонок Монтерея, проходящих на Mazda Raceway Laguna Seca в Монтерее, штат Калифорния .
В 2014 году воссоединение Rolex Monterey представила автомобили Formula 5000 в качестве фиктивной гонки, чтобы завершить выходные, а также автомобили Formula 5000 в 2015 году. [ 9 ]
Список чемпионов F5000
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- Lotus Gus Hutchison был автомобиль Formula B, работающий на 1,6-литровом двигателе BRM-Ford. [ 12 ]
- ^ Первый «Европейский чемпионат по 5000» был оспорен в 1969 году в качестве чемпионата по охранникам Формулы 5000. [ 2 ]
- ^ Автомобиль Лоуренса был оснащен 2,4 -литровым двигателем Ferrari. [ 12 ]
- ^ Автомобиль Стюарта был оснащен 2,0 -литровым двигателем Waggott . [ 13 ]
- ^ Ferrari's Ferrari, основанный на 2,4 -литровом двигателе, и Brabham, основанный на 1,8 -литровом двигателе Cosworth . [ 11 ]
- ^ Автомобили Formula 5000 все еще были разрешены на чемпионате New Zealand Gold Star 1976/77, но система Points Formula Pacific водителей. Ralt Дейва Макмиллан был автомобилем из формулы Pacific, работающим на 1,6 -литровом двигателе Ford. [ 11 ]
1971 SCCA Formula Чемпионом был Дейв Хайнц из Тампы, штат Флорида, в Lola 142/Traco Chevy. В этом году стоки SCCA были проведены в Road Atlanta.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поузи, Сэм (май 2010 г.). «Формула 5000: серия« Секретная серия Америки » . Дорога и трек . 61 (9): 90–97. Архивировано из оригинала 6 мая 2010 года . Получено 12 июня 2010 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Wolfgang Klopfer, Формула 5000 в Европе: гонка от гонки, полученная из Books.google.com.au 20 августа 2012 г.
- ^ Архив Формулы -1 , полученные с www.silhouet.com 20 августа 2012 г.
- ^ 1970 сезон Тасмана Архивировал 2009-09-18 на машине Wayback, полученной с www.sergent.com.au 22 июля 2009 г.
- ^ «S5000 Championship Racing Debut задержался» . Новости Velocity . 2019-04-20. Архивировано с оригинала 2019-04-20 . Получено 2022-05-05 .
- ^ Браун, Аллен. «Формула А и Формула 5000 1965-1982» . Старые гоночные машины . Получено 15 ноября 2022 года .
- ^ Результаты шестерка раунда отдела Tasman Cup Cup Archived 2010-06-02 на The Wayback Machine
- ^ "Архививая копия" . Архивировано с оригинала 2014-08-30 . Получено 2012-08-28 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ «Обновление воссоединения Monterey Motorsports - через вершину» . Архивировано с оригинала 2015-11-20.
- ^ Jump up to: а беременный Европейский чемпионат Формулы 5000 Получено с 8W.Forix.com 20 августа 2012 года
- ^ Jump up to: а беременный в Klopfer, Wolfgang (2005). Формула 5000 в Новой Зеландии и Австралии . BOD - Книги по требованию. ISBN 978-3-8334310-12 .
- ^ Jump up to: а беременный Чемпионы Формулы А и Формулы 5000, полученные с www.oldracingcars.com 29 августа 2009 г.
- ^ Руководство по Золотой Звезде - Дополнение к новостям Racing Car, август 1972 г., страница IV
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- OldRacingCars.com F5000 Истории автомобилей и результаты расы
- Веб -сайт NZ Formula 5000 Association - управляет исторической гоночной серией для оригинальных автомобилей F5000.
- Формула 5000 ИСТОРИЯ f5000aust.com
- Формула Гром 5000 YouTube.com