Jump to content

Формула 5000

(Перенаправлено из F5000 )
1974 Lola T332 .
Formula 5000 Car 1974 года Lola T330 .
1971 LOLA T192 Формула 5000 автомобиль.
1973 года Brabham BT43 F5000 Car.

Formula 5000 (или F5000 ) представляла собой открытое колесо, однопользовательную автоматическую формулу, которая проходила в разных сериях в различных регионах мира с 1968 по 1982 год. Первоначально она была предназначена как недорогие серии, направленные на гоночные автомобили с открытым колесом. Это больше не вписывается в какую -либо конкретную формулу. Деноминация «5000» происходит от максимальной 5,0 -литровой мощности двигателя, разрешенной в автомобилях, хотя многие автомобили работали с небольшими двигателями. Производители включали McLaren , Eagle , March , Lola , Lotus , Elfin , Matich и Chevron .

За свои снижения в Северной Америке Формула 5000 была модифицирована в закрытое колесо, но все еще категория спортивных автомобильных гонок с одним сиденьем .

F5000 по всему миру

[ редактировать ]

Северная Америка

[ редактировать ]
1968 г. гоночный автомобиль Legrand Formula 5000

Формула 5000 была представлена ​​в 1968 году как класс в расах SCCA Formula A , серии, в которой были разрешены одиночные жилы из разных истоков, но в которых быстро доминировали автомобили, оснащенные американскими V8S, основанными на производстве. Используемые двигатели, как правило, были 5 -литровыми двигателями Chevrolet , впрыскиваемыми топливом с мощностью около 500 лошадиных сил (370 кВт) при 8000 об / мин, хотя были также использованы другие марки. [ 1 ] Эта концепция была вдохновлена ​​успехом серии Can-AM , в которой были представлены неограниченные спортивные автомобили Formula, оснащенные очень мощными двигателями, полученными из American V8S ; Идея состояла в том, чтобы повторить концепцию, используя автомобили с открытым колесом . F5000 наслаждался популярностью в начале 1970 -х годов в США и присутствовал таких водителей, как Марио Андретти , Аль -Унсер , Бобби Унсер , Джеймс Хант , Джоди Шектер , Брайан Редман , Дэвид Хоббс , Тони Адамович , Сэм Позей , Ян Эшли , Джон Кэннон и Эппи Вицес. Полем

Увеличение затрат и доминирование Лолы означало, что формула быстро потеряла свою привлекательность после 1975 года. Пожилые автомобили продолжали использоваться в национальных гонках SCCA, но самые конкурентоспособные команды переоценили свои автомобили с помощью кузова спортивных автомобилей, в воскресном чемпионате Can-AM , начиная с 1977. Формула работала изначально, и ряд европейских водителей пересекали Атлантику, чтобы присутствовать на чемпионате по управлению SCCA, но когда IMSA представила новые правила прототипа GTP для чемпионата IMSA GT в 1981 к новым автомобилям [ Цитация необходима ] .

В Великобритании прибытие двигателя Cosworth DFV означало, что многие команды теперь могли позволить себе создать свое собственное шасси вокруг хорошего пакета двигателя/трансмиссии, поэтому Купер , Лотос и Брэбхэм остановили производство автомобилей Formula 1 клиента . К сожалению, меньшие команды и водители, которые вошли в британские мероприятия F1 без чемпионата, остались позади, и RAC быстро принял американские правила F5000.

Чемпионат Европы был впервые пробег в 1969 году в качестве чемпионата по охранникам Формулы 5000. [ 2 ] Это было переименовано в чемпионат по охране европейского чемпионата Формулы 5000 в 1970 году, на чемпионате по европейским Формулам 5000 Ротманов в 1971 году, а затем на чемпионат «Шеллсспорт» в Европе Формулы 5000 в 1975 году. [ 2 ]

В отличие от американской серии, на чемпионате Европы не было много звездных имен из Формулы -1 и спортивных автомобилей, и в этом доминировали водители, которые обычно видели в Формуле 2 или в задней части сети чемпионата мира F1. Питеру Гетному удалось начать свою карьеру в F1 благодаря своим чемпионатам F5000. В то время как он базировался в Великобритании, сериалам удалось распространиться по всей Европе, и гонки проводились во многих международных схемах, включая Монзу (Италия), Хокенхайм (Германия) и Зандвоорт (Нидерланды), и привлекло значительное число континентальных водителей.

Слабый фунт (результат энергетического кризиса) и растущая стоимость импорта двигателей Chevrolet V8 вызвало некоторую обеспокоенность, и правила двигателя для европейского F5000 были пересмотрены, чтобы разрешить двигатели, отличные от 5,0 -литровых Pushrod V8s - DOHC Cosworth GA V6 Устройство, используемое в Capris 2 группы 2 , было разрешено участвовать в гонках на 3500 куб. См .

Тем не менее, та же проблема, которая постила US F5000, произошла в Европе, и в 1976 году европейский чемпионат F5000 превратился в чемпионат Shellsport Group 8. Это была британская серия для Формулы 1 , Формула 2 , Формула 5000 и Формулы Атлантические автомобили, [ 3 ] Создавая основу того, что станет чемпионатом Aurora F1 в 1978 году. Чемпионат F1 был открыт только для автомобилей Формулы 1 и Формулы 2, а автомобили Формулы 5000 больше не имели права.

Старые автомобили F5000 продолжали использоваться на чемпионате Британского спринта и были распространены в гонках Формулы Либр в 1980 -х годах.

Австралия и Новая Зеландия

[ редактировать ]

В Австралии и Новой Зеландии Формула Tasman, определяющая автомобили, имеющие право на ежегодную серию Tasman , была продлена в 1970 году, включающая автомобили Формулы 5000, а также существующие 2,5 -литровые автомобили. [ 4 ] Серия Тасмана проходила во время сезона Формулы -1 в европейской зиме, и в 1960 -х годах она привлекла внимание величайших имен в гонках на Гран -при, от местных жителей Джека Брэбэма , Денни Халма , Брюса Макларена и Криса Амона , как иностранцы, такие Грэм Хилл , Джим Кларк , Джеки Стюарт , Фил Хилл , Пирс Хураж и Джохен Риндт .

Однако к 1970 -м годам Формула -1 стала более коммерческой, и звезды Гран -при больше не принимали участия. Серия Тасмана стала конкурентоспособным местным чемпионатом Австралии/Новой Зеландии, оставляя на поле, в котором преобладают крем из «Down Under», таких как Фрэнк Матич , Фрэнк Гарднер , Кевин Бартлетт , Верн Шуппан , Грэм МакРей , Грэм Лоуренс , Уорик Браун , Джонни Уокер , Джон МакКормак , Алан Джонс , Джон Госс , Ларри Перкинс , Джон Боу и Гарри Купер, против европейских и американских водителей, таких как Дэвид Хоббс , Тедди Пилетт , Майк Хейлвуд , Сэм Пози , Ричард Аттвуд и Питер Гетин . Четыре австралийские гонки Tasman Formula 5000 продолжились (отдельно от гонок Новой Зеландии) в качестве международной серии Rothmans с 1976 по 1979 год.

Формула 5000 также была основным компонентом австралийской Формулы 1 с 1971 по 1981 год, и эта формула была основной категорией, оспаривающей Чемпионат Австралии водителя в течение этих лет, а Гран -при Австралии до 1980 года все еще называется Австралийской Формулой 1, до 1983 года F5000 был F5000 был F5000. заменен Формулом Тихоокеанским океан и Формулой Мондиал после 1981 года.

В то время как европейские автомобили, такие как различные Лолас , Макларенс и Шевроны, были популярны, местные автомобили из Matich (Matich A50, A51, A52 и A53), Elf ( Elfin MR5 , MR6, MR8 и MR9, единственные воздействия на землю F5000, когда -либо построенные ) и McRae также были успешными. Самым популярным двигателем был 5,0 л Chevrolet V8 , а австралийский Made Repco Holden , основанный на двигателе 5,0 л Holden V8 , также популярным и успешным.

Формула 5000 остается популярной исторической категорией в Австралии и Новой Зеландии с серией Tasman Revival Races в обеих странах.

Чемпионат австралийских водителей S5000 продается как современная интерпретация Формулы 5000 с современным европейским шасси с открытым колесом, оснащенным двигателем V8 с большой способностью. [ 5 ]

Чемпионат Южной Африки Формулы -1 был открыт для автомобилей Формулы 5000 в 1968 году, когда они гонки против автомобилей Формулы -1 и Формулы -двух, пока серия не переключилась на Формулу Атлантику с 1976 года. [ 6 ]

Возрождение как историческая категория гонок

[ редактировать ]

Категория была возрождена в конце 2000 -х годов в Новой Зеландии как любительская историческая гоночная категория. В 2009/2010 годах была проведена серия гонок из пяти раундов, финальный раунд в качестве гонки поддержки для Гран -при Австралии 2010 года в Мельбурне, Австралия. [ 7 ]

Ежегодное винодельческое занятие Country Classic, историческое автомобильное гоночное мероприятие, которое проходило на Infineon Raceway в Сономе, штат Калифорния , получила дань уважения Formula 5000 в 2008 году. [ 8 ] В то время классика Wine Country была Сестринское мероприятие для популярных исторических автомобильных гонок Монтерея, проходящих на Mazda Raceway Laguna Seca в Монтерее, штат Калифорния .

В 2014 году воссоединение Rolex Monterey представила автомобили Formula 5000 в качестве фиктивной гонки, чтобы завершить выходные, а также автомобили Formula 5000 в 2015 году. [ 9 ]

Список чемпионов F5000

[ редактировать ]
Формула США A/F5000 (1967–1976)
Одноместный Can-Am (1977–1986)
Европейский чемпионат F5000 [ 10 ] Серия Tasman (F5000 лет)
Международная серия Rothmans (1976-1979)
Чемпионат австралийских водителей
- Cams Gold Star
(F5000 лет)
Золотая звезда Новой Зеландии
(F5000 лет) [ 11 ]
Южноафриканская золотая звезда
(F5000 лет)
Канадская формула а
Год Водитель Машина Год Водитель [ 10 ] Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина Год Водитель Машина
1967 Соединенные Штаты Гас Хатчисон Lotus 41 [ А ]
1968 Соединенные Штаты Лу продавать Eagle Mk4 1968 ЮАР Джеки Преториус Лола T140
1969 Соединенные Штаты Тони Амович Eagle Mk5 1969 [ B ] Великобритания Питер Гетин McLaren M10a 1969 ЮАР Джон Макникол Лола T142 1969 Канада Эппи Витцес Лола T142
1970 Канада Джон Кэннон McLaren M10B 1970 Великобритания Питер Гетин McLaren M10B 1970 Новая Зеландия Грэм Лоуренс Ferrari 246t [ C ] 1969/70 Новая Зеландия Грэм МакРей Бегг FM2
McLaren M10a
1970 ЮАР Боб Олтофф McLaren M10a 1970 Канада Эппи Витцес McLaren M10B
1971 Великобритания Дэвид Хоббс McLaren M10B 1971 Австралия Фрэнк Гарднер Лола T192
Лола T300
1971 Новая Зеландия Грэм МакРей McLaren M10B 1971 Австралия Макс Стюарт Мягкие [ D ] 1970/71 Новая Зеландия Грэм Лоуренс Ferrari 246t
Брэбхэм BT29 [ E ]
1971 ЮАР Пэдди -драйвер McLaren M10B
1972 Новая Зеландия Грэм МакРей McRae GM1 1972 Нидерланды GIJS VAN LENENEP Surtees TS11
McLaren M18
1972 Новая Зеландия Грэм МакРей LEDA LT27 1972 Австралия Фрэнк Матич Умеренный A50 1971/72 Новая Зеландия Дэвид Окстон Бегг FM4 1972 ЮАР Эдди Кейзан Смерто TS5
1973 ЮАР Джоди проверяет Троян T101
Лола T330
1973 Бельгия Тедди Пилетт Chevron B24 1973 Новая Зеландия Грэм МакРей McRae GM1 1973 Австралия Джон МакКормак Эльфин MR5 1972/73 Новая Зеландия Дэвид Окстон Бегг FM5 1973 ЮАР Пэдди -драйвер McLaren M10B
1974 Великобритания Брайан Редман Лола T332 1974 Великобритания Боб Эванс Лола T332 1974 Великобритания Питер Гетин Chevron B24 1974 Австралия Макс Стюарт Лола T330 1973/74 Новая Зеландия Дэвид Окстон Бегг FM5
1975 Великобритания Брайан Редман Лола T332
Лола T400
1975 Бельгия Тедди Пилетт Лола T400 1975 Австралия Уорик Браун Лола T332 1975 Австралия Джон МакКормак Эльфин MR6 1974/75 Новая Зеландия Грэм Лоуренс Лола T332
1976 Великобритания Брайан Редман Lola T332c 1976 Австралия Верн Шуппан Лола T332 1976 Австралия Джон Леффлер Лола T400 1975/76 Новая Зеландия Кен Смит Лола T332
1977 Франция Патрик Тамбай Лола T333CS 1977 Австралия Уорик Браун Бабушка T430 1977 Австралия Джон МакКормак McLaren M23 1976/77 Новая Зеландия Дэйв Макмиллан Ralt Rt1 [ f ]
1978 Австралия Алан Джонс Лола T333CS 1978 Австралия Уорик Браун Лола T333CS 1978 Новая Зеландия Грэм МакРей McRae GM3
1979 Бельгия Джеки Иккс Лола T333CS 1979 Австралия Ларри Перкинс Эльфин MR8 1979 Австралия Джонни Уокер Лола T332
1980 Франция Патрик Тамбай Лола T530 1980 Австралия Альфредо Костанцо Лола T430
1981 Австралия Джефф Брэбхэм Лола T530
VDS 001
1981 Австралия Альфредо Костанцо McLaren M26
1982 Соединенные Штаты Аль наш младший. Frissbee GR2
Frissbee GR3
1983 Канада Жак Вильнюв Frissbee GR2
Frissbee GR3
1984 Республика Ирландия Майкл Роу VDS 002
VDS 004
1985 Соединенные Штаты Рик Миаскевич Frissbee GR3
1986 Канада Хорст Кролл Frissbee KR3

Примечания

[ редактировать ]
  1. Lotus Gus Hutchison был автомобиль Formula B, работающий на 1,6-литровом двигателе BRM-Ford. [ 12 ]
  2. ^ Первый «Европейский чемпионат по 5000» был оспорен в 1969 году в качестве чемпионата по охранникам Формулы 5000. [ 2 ]
  3. ^ Автомобиль Лоуренса был оснащен 2,4 -литровым двигателем Ferrari. [ 12 ]
  4. ^ Автомобиль Стюарта был оснащен 2,0 -литровым двигателем Waggott . [ 13 ]
  5. ^ Ferrari's Ferrari, основанный на 2,4 -литровом двигателе, и Brabham, основанный на 1,8 -литровом двигателе Cosworth . [ 11 ]
  6. ^ Автомобили Formula 5000 все еще были разрешены на чемпионате New Zealand Gold Star 1976/77, но система Points Formula Pacific водителей. Ralt Дейва Макмиллан был автомобилем из формулы Pacific, работающим на 1,6 -литровом двигателе Ford. [ 11 ]

1971 SCCA Formula Чемпионом был Дейв Хайнц из Тампы, штат Флорида, в Lola 142/Traco Chevy. В этом году стоки SCCA были проведены в Road Atlanta.

  1. ^ Поузи, Сэм (май 2010 г.). «Формула 5000: серия« Секретная серия Америки » . Дорога и трек . 61 (9): 90–97. Архивировано из оригинала 6 мая 2010 года . Получено 12 июня 2010 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный в Wolfgang Klopfer, Формула 5000 в Европе: гонка от гонки, полученная из Books.google.com.au 20 августа 2012 г.
  3. ^ Архив Формулы -1 , полученные с www.silhouet.com 20 августа 2012 г.
  4. ^ 1970 сезон Тасмана Архивировал 2009-09-18 на машине Wayback, полученной с www.sergent.com.au 22 июля 2009 г.
  5. ^ «S5000 Championship Racing Debut задержался» . Новости Velocity . 2019-04-20. Архивировано с оригинала 2019-04-20 . Получено 2022-05-05 .
  6. ^ Браун, Аллен. «Формула А и Формула 5000 1965-1982» . Старые гоночные машины . Получено 15 ноября 2022 года .
  7. ^ Результаты шестерка раунда отдела Tasman Cup Cup Archived 2010-06-02 на The Wayback Machine
  8. ^ "Архививая копия" . Архивировано с оригинала 2014-08-30 . Получено 2012-08-28 . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  9. ^ «Обновление воссоединения Monterey Motorsports - через вершину» . Архивировано с оригинала 2015-11-20.
  10. ^ Jump up to: а беременный Европейский чемпионат Формулы 5000 Получено с 8W.Forix.com 20 августа 2012 года
  11. ^ Jump up to: а беременный в Klopfer, Wolfgang (2005). Формула 5000 в Новой Зеландии и Австралии . BOD - Книги по требованию. ISBN  978-3-8334310-12 .
  12. ^ Jump up to: а беременный Чемпионы Формулы А и Формулы 5000, полученные с www.oldracingcars.com 29 августа 2009 г.
  13. ^ Руководство по Золотой Звезде - Дополнение к новостям Racing Car, август 1972 г., страница IV
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70c557639f5143cf97cf14441af7f62a__1707717840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/2a/70c557639f5143cf97cf14441af7f62a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Formula 5000 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)