Двигатель Холдена V8
Двигатель Холдена V8 | |
---|---|
![]() Двигатель 5000i установлен на Кале 1990 года выпуска. | |
Обзор | |
Производитель | ![]() |
Производство | 1969–2000 |
Макет | |
Конфигурация | Безнаддувный 90° двигатель V8 |
Смещение |
|
Диаметр цилиндра |
|
Ход поршня |
|
блока цилиндров Материал | Чугун |
головки блока цилиндров Материал | Чугун |
Клапанный механизм | OHV 2 клапана на цилиндр. |
Горение | |
Топливная система | |
Управление | Делко |
Тип топлива | Бензин |
Масляная система | Мокрый картер |
Система охлаждения | С водяным охлаждением |
Хронология | |
Предшественник | ГМ СБК |
Преемник | GM поколения III LS1 |
Двигатель Holden V8 , также известный в просторечии как двигатель Iron Lion , представляет собой с верхним расположением клапанов (OHV) двигатель V8 , который производился австралийской дочерней компанией General Motors , Holden (GMH), в период с 1969 по 2000 год.
Первоначально двигатель был установлен на серию Holden HT в 1969 году, а затем использовался в ряде обновленных версий моделей Torana и Commodore . Последняя версия, сильно переработанный HEC 5000i, была снята с производства легковых автомобилей Holden с выпуском Commodore VT Series II, а также WH Statesman и Caprice в июне 1999 года, оба из которых имели 5,7-литровый двигатель V8 Gen III , импортированный из США. Штаты. Тем не менее, двигатель оставался в производстве еще некоторое время и продолжал быть доступен в утилитарном Commodore VS Series III (который продавался вместе с седаном и универсалом VT, поскольку в этом диапазоне не было аналогичного автомобиля), пока не новое поколение VU Ute. дебютировало в конце 2000 года.
Помимо того, что двигатель Holden был основным двигателем с высокими характеристиками на протяжении всего производственного цикла, версии с более высокими характеристиками устанавливались на автомобили ограниченного выпуска, доступные через Holden Dealer Team Special Vehicles (HDT), а затем и Holden Special Vehicles (HSV). Он также использовался в автомобилях ограниченного производства других производителей, а также в комплектных автомобилях .
Двигатель имеет успешную историю в различных видах автоспорта , особенно в чемпионате Австралии по кузовным гонкам и Bathurst 1000 до 1995 года, а также в Формуле 5000 и других гоночных приложениях.
Его также можно найти в австралийских моторных лодках, оснащенных внутренними двигателями , особенно в тех, которые используются для катания на водных лыжах . [ 1 ]
История
[ редактировать ]В 1964 году Ford и Chrysler в США выпустили версии V8 своих соответствующих моделей Falcon и Valiant, которые, как ожидал Холден, вскоре будут выпущены в версиях местной сборки или производства. В ответ в январе 1965 года инженерный отдел компании инициировал обзор программы передовых двигателей и пришел к выводу, что к 1969 году вариант V8 стал необходимостью для Holden, при этом прогнозировалось, что 35 процентов всех Holden, проданных в 1970 году, будут двигателями V8, а затем увеличится до 50 процентов. цента к 1975 году. Первоначально планировалось, что шесть объемов объемом 237–308 куб. Дюймов (3880–5050 куб. См) будут рассчитаны на 12-летний жизненный цикл, но на ранних этапах проектирования это количество было сокращено до двух, «экономных» 253 куб.см (4143 куб.см). и увеличенная «производительная» версия 308ci (5044cc), которая стала известна как 4.2L. [ а ] и 5,0 л соответственно. [ 2 ]
Были установлены расчетные показатели веса 525 фунтов (238 кг), что было легче, чем у аналогичных двигателей в США, а также полезная мощность 161 л.с. (120 кВт) при 4000 об/мин и 263 фунт-фут (357 Нм) при 2400 об/мин. для модели 308, которая была механически идентична модели 253, за исключением большего диаметра цилиндра и поршней большего размера, а также более тяжелых противовесов на коленчатом валу для компенсации увеличенной возвратно-поступательной массы. Первоначально впускной коллектор из сплава был предназначен для снижения веса, но его заменили на железный, когда в процессе литья возникли проблемы. Выпускные коллекторы также были чугунными, но крышка ГРМ осталась из сплава. [ 2 ] [ 3 ]
Первоначальным предсерийным двигателем был двигатель 253, который не только соответствовал проектным показателям, но и значительно превосходил их. Полный двигатель в сборе от вентилятора до маховика и всех вспомогательных агрегатов весил 460 фунтов, что примерно на 12% меньше расчетного показателя, а чистая мощность для версии с более высокой степенью сжатия (9,0:1), оснащенной 2-камерным карбюратором. [ б ] имел мощность 185 л.с. (138 кВт) и крутящий момент 262 фунт-фут, что соответствовало целевым показателям, установленным для более крупного 308-го, или превосходило их. Конструкция также была очень компактной, шириной 22 дюйма, и была всего на 80 фунтов тяжелее, чем 186-кубовый двигатель. рядный шестицилиндровый двигатель (3050 куб.см), но производящий более чем на 40% (55 л.с. (41 кВт)) больше мощности, чем этот двигатель в стандартной форме. Первый работающий двигатель был доставлен в октябре 1966 года. К сожалению, двигатель вышел из строя всего через четыре дня испытаний из-за заклинившего масляного насоса; однако выяснилось, что проблема вызвана остатками стружки, а не неисправностью конструкции или качеством компонентов. Дальнейшие испытания показали, что двигатель был более плавным и долговечным, чем шестицилиндровый двигатель Холдена, что немаловажно, поскольку в свое время 186-й двигатель считался плавным и надежным. [ 3 ] [ 5 ]
Первоначально планировалось, что новые двигатели будут предлагаться как часть линейки Holden HK 1968 года , но из-за производственных проблем проект отстал от графика, и, следовательно, Chevrolet вместо них были использованы двигатели 307ci, импортированные из Канады. Первоначально должен был использоваться двигатель 283ci, но в 1968 модельном году GM он был заменен на двигатель 307ci, поэтому вместо него он использовался для HK. GMH уже планировала использовать двигатель Chevrolet 327ci в HK GTS327, и изначально он был бы установлен в линейке HK вместе с 253 и 308, если бы все пошло по плану. Модель 253 публично дебютировала в концепт-каре Holden Hurricane на Международном автосалоне в Мельбурне в 1969 году , хотя и в сильно модифицированной форме с увеличенной степенью сжатия 10,1: 1, большим кулачком и твердыми подъемниками, а также мощностью более 250 л.с. (190 кВт). Вскоре после этого новые двигатели были выпущены в серийное производство в модельном ряду HT : 253 использовался для автомобилей с механической коробкой передач, а 307 SBC был сохранен для автомобилей с автоматической коробкой передач. Однако модель 308 дебютировала в HT Brougham в то же время, но только как автоматическая (два разных импортных двигателя Chevrolet 350ci (автоматическая и механическая версии) заменили 327, и, таким образом, HK GTS327 стал HT GTS350). Изначально модель 253 была доступна только с 2-цилиндровым карбюратором, а модель 308 - только с 4-цилиндровым карбюратором (за исключением случаев, когда он использовался в грузовиках Bedford в конце 70-х). [ 2 ] Как только канадские двигатели 307ci были израсходованы, модель 308 стала доступна для всех моделей линейки HT, включая 2-дверное купе Monaro . В то же время для модели 253 была доступна автоматическая опция, а для модели 308 - механическая коробка передач (ранее автоматическая опция была доступна только тогда, когда модель 308 была доступна только в Brougham).

253 и 308 практически без изменений вошли в серии HG Holden и HQ Holden. Двигатель V8 также появился с 1971 года в Statesman линейке крупногабаритных роскошных автомобилей , которые Холден создал как отдельную марку, заменив Brougham под маркой Holden . Первоначально и 253, и 308 (и импортный двигатель 350ci) предлагались в модели HQ V8 Statesman и стандарте 308 в HQ Deville, но после HQ модели с 6-цилиндровым двигателем и V8 Statesman (Custom) были сняты с производства, оставив HJ Statesman Deville с двигателем 308 в качестве модели. базовый сорт Statesman. Это продолжалось для HX , HZ и WB .
В конце HQ (и ранее при выпуске LH Torana) двигатели 253 и 308 назывались по метрическим названиям: 4.2L и 5.0L. За исключением незначительных внешних изменений, таких как тросик дроссельной заслонки и других приспособлений, обеспечивающих правильную совместимость с Torana, двигатель объемом 4,2 л в HJ и LH был таким же, как двигатель HQ. При переходе из штаб-квартиры в HJ GMH изменила показатели выходной мощности всех двигателей с «рекламируемой мощности» на надлежащий тест GM20 «Полная мощность по SAE». Падали показатели мощности всех двигателей. Заявленные HT-HQ показатели мощности моделей 253 и 308 составляли соответственно: 185 л.с. и 240 л.с. Полные показатели SAE для этих двигателей составляли 175 и 227 л.с. В технической и инженерной литературе GMH приведены эти пересмотренные показатели мощности для HJ, но потребовалось некоторое время, чтобы они появились в коммерческой литературе - в информации о выпуске LX Torana указано, что двигатель 4.2L имеет мощность 175 л.с., а двигатель 5.0L - 250 л.с. Однако двигатель HJ 5.0L сильно отличался от HT-HQ 308. У него была повышена компрессия с 9:1 до 9,7:1 и установлен новый распределительный вал, который по сути имел те же фазы газораспределения, что и в двигателях HK-HQ SBC (до HJ в 308-м использовался меньший распредвал, чем в 253-м, но с задержкой на 5 градусов). ). Пересмотренный двигатель 5.0L имел рейтинг SAE Gross в 250 л.с., что на 23 л.с. больше, чем у HQ 308. В LH SLR5000 Toranas, построенных после выпуска HJ, а также в LX SLR5000 и SS с RPO L31, построенных до HX Holden, этот пересмотренный двигатель объемом 5,0 л создал очень быстрая машина. Переработанный двигатель объемом 5,0 л работал настолько хорошо, что GMH отказалась от запланированного двигателя объемом 400 куб.см от HJ Caprice и других опциональных двигателей HJ Holden, поскольку выбросы задушили 400ci SBC из Северной Америки, и это не имело никакого преимущества перед местным 5,0 л. Обратная сторона дополнительной мощности и крутящего момента означала, что трансмиссия Trimatic, которая использовалась до HJ, была недостаточно мощной для обновленного 5,0-литрового двигателя в полноразмерных Holden или Statesman, поэтому ее заменили импортной трансмиссией TH400.
В 1974 году двигатели 253 и 308 (теперь называемые 4,2 л и 5,0 л) были добавлены в линейку Torana впервые в серии LH (после неудавшейся попытки команды дилеров Holden руководителя Гарри Ферта представить двигатель V8 для меньший LJ в 1972 году, который был остановлен « страхом суперкаров »). Двигатели также предлагались на обновленном LX, выпущенном в 1976 году, где с июля того же года были представлены версии двигателей «Red» с контролем выбросов в соответствии с новыми правилами ADR27A по топливу и выбросам выхлопных газов. V8 был исключен в качестве опции в последней модели серии Torana, UC, выпущенной в 1978 году. Существовала высокопроизводительная версия двигателя 308, построенная в 1973 году компанией Repco для серии Formula 5000. Он был построен как двигатель 302ci (4940 куб.см) с диаметром цилиндра немного меньшим, чем у серийного 308 (3,960 дюйма против 4 дюймов у 308). Это был гораздо более прочный блок, чем серийный, с четырьмя болтами магистрали и степенью сжатия 11,7: 1 с впрыском топлива Lucas или карбюраторами Weber. GMH использовала некоторые идеи и детали для этого двигателя и произвела двигатель 308 с более высокими характеристиками (RPO L34) для использования в Torana XU2 для гоночной омологации группы C. XU2 не был выпущен в начале производства LH, вместо этого был выпущен автомобиль под названием LH SLR5000, в котором использовался стандартный двигатель объемом 5,0 л. Некоторое время спустя компания GMH построила ограниченное количество автомобилей SLR5000 с двигателем с кодом RPO L34, а также целым рядом других деталей, установленных на него для омологации - они никогда не использовали код пакета XU2 (из-за его связи с Supercar). напугать), и в конечном итоге автомобиль получил прозвище L34, поскольку ему никогда не давался специальный код комплектации автомобиля, такой как предыдущий XU1 или последующий A9X.
В 1978 году, с появлением нового Commodore меньшего размера в качестве семейного автомобиля Холдена, окончательные версии Red 253 и 308 стали доступны с первоначальным VB . В 1980 году в обновленном VC была представлена обновленная серия двигателей Blue, доступная в обеих мощностях, которая продолжилась до VH в 1982 году. VC также стал свидетелем внедрения высокопроизводительных версий двигателя в автомобилях ограниченного выпуска. производился в сотрудничестве с Питера Брока ( дилерской командой Holden HDT), причем различные модели впоследствии появились в линейке VL в 1987 году, когда отношения между двумя компаниями испортились, и Holden разорвал свои связи с HDT.
С выпуском «черного» двигателя для VK Commodore в 1984 году 253-й двигатель был исключен из опции, и 308-й двигатель стал единственным двигателем V8, доступным теперь для Commodore. Однако двигатель меньшего размера продолжал использоваться в коммерческих автомобилях Holden WB , например, в шасси One Tonner с кабиной, до конца 1984 года. был введен, чтобы позволить VK соревноваться с меньшим минимальным весом (1325 кг, экономия 75 кг) в соответствии с правилами 4501-5000cc группы A. на туристических автомобилях гонок [ 6 ]
В 1988 году впрыск топлива впервые появился на двигателе Holden V8 на VL Commodore SS Group A производства Holden Special Vehicles (HSV), нового партнерства Holden с британской Tom Walkinshaw Racing (TWR); однако это не был стандартный серийный двигатель, который по-прежнему имел карбюратор. Позже в том же году VN представила двигатель 5000i с новыми головками цилиндров и многоточечным впрыском топлива, который представлял собой наиболее обширную модернизацию стандартного серийного Holden V8 с момента его запуска в 1969 году. Этот двигатель использовался во всех последующих Commodores до 1999 года (2000 года для VS Series III Ute), когда он был заменен цельносплавным двигателем Gen III LS1 5,7 л V8 американского производства в VT Series II .
Дизайн
[ редактировать ]Holden V8 — это 4-тактный бензиновый двигатель с водяным охлаждением, без наддува, с восемью цилиндрами, расположенными под углом 90 градусов. Это конструкция с верхним расположением клапанов, состоящая из двух клапанов на цилиндр с распределительным валом, расположенным по центру блока двигателя над коленчатым валом, приводимым в движение цепью привода ГРМ, прикрепленной к зубчатым звездочкам, причем распределительный вал, в свою очередь, приводит в движение распределитель и масляный насос. Приведение клапанов в действие осуществляется с помощью гидравлических подъемников и толкателей коромыслов (в некоторых моделях роликовых подъемников) в головках цилиндров; Угол отверстия толкателя в блоке цилиндров составляет 45 градусов от центральной линии блока. Вентилятор радиатора с ременным приводом и водяной насос расположены в передней части блока двигателя, получая привод от главного шкива, как и генератор. Чугунный блок двигателя оснащен отдельным картером ненапряженных подшипников из штампованной стали, при этом коленчатый вал расположен внутри пяти коренных подшипниковых шеек, закрепленных крышками подшипников двумя болтами; Крышки коренных подшипников с 4 болтами используются в более поздних версиях. [ 2 ] [ 3 ]

Чугунные головки цилиндров имеют перекрестную конструкцию с камерами сгорания клиновидной формы и одинарной свечой зажигания. В ранних версиях двигателя впускные и выпускные клапаны были расположены в «зеркальной» конфигурации вокруг продольной средней точки в каждой головке, т.е. IEEEEIEI. Совместное расположение выпускных клапанов в двух центральных камерах сгорания привело к образованию «горячих точек», из-за которых головки были склонны к деформации или растрескиванию, особенно в высокопроизводительных версиях двигателя. Для версии 5000i с впрыском топлива, представленной в VN Commodore 1988 года, головки цилиндров были переработаны в повторяющую конструкцию IE (аналогичная компоновка ранее использовалась для HSV VL Group A SV) для всех камер сгорания, что обеспечило лучшее распределение тепла и, таким образом, большая надежность. [ 2 ] [ 7 ]
В зависимости от применения впуск был либо карбюраторным, либо впрыском топлива (многоточечным или последовательным, в зависимости от года выпуска). Для VL Commodore 1986 года двигатель был модифицирован для работы на неэтилированном топливе, которое использовалось во всех последующих моделях. [ 2 ] [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Приложения
[ редактировать ]Первоначально предлагался объемом 4,1 и 5,0 л; В версиях объемом 252,8 и 307,8 куб.см (4142 и 5044 куб.см), двигатели должны были предлагаться как часть линейки Holden HK 1968 года , но проект отстал от графика и вместо этого стал частью модельного ряда HT 1969 года. В HT Holden V8 продавался вместе с двигателем Chevrolet Small-Block объемом 350 кубических дюймов (5,7 л) до 1974 года, когда была представлена серия HJ . [ 10 ]

Двигатель V8 также появился с 1971 года в Statesman линейке крупногабаритных роскошных автомобилей , которые Холден выделил в отдельную марку, заменив Brougham под маркой Holden. В 1974 году двигатели 253 и 308 были добавлены в линейку Torana впервые в серии LH (после неудавшейся попытки команды дилеров Holden руководителя Гарри Ферта представить V8 в меньшей линейке LJ Torana в 1972 году, которая была остановлена). перед страхом суперкаром ). Двигатели также предлагались в модельном ряду LX, представленном в 1976 году, но не в последней линейке UC, появившейся в 1978 году.
Оба объема двигателя предлагались на первых VB Commodore , появившихся в 1978 году. Версия 253 не была доступна в линейке VK Commodore , выпущенной в 1984 году, но продолжала появляться в рекламных роликах Holden WB до их прекращения в конце 1984 года. В 1985 году были выпущены специальные выпуски. модифицированный Холденом и их официальным тюнером послепродажного обслуживания, Питера Брока , HDT Special Vehicles начал выпуск двигателя объемом 5,0 л; Версия двигателя объемом 304,3 куб.см (4987 куб.см), созданная с учетом ограничения объема двигателя объемом 5000 куб.см (305 куб.см), установленного группы A правилами туристических автомобилей , что позволяет участникам Commodore выступать с меньшим соревновательным весом. Это небольшое уменьшение традиционного Holden 308 привело к снижению гоночного веса Commodore группы A с 1400 до 1325 кг (от 3086 до 2921 фунта). Из-за сложных правил Группы А это также позволило гоночным автомобилям использовать колеса и шины большего размера без какого-либо снижения мощности. Действительно, VK Commodore SS Group A был одним из самых быстрых автомобилей в мире, участвующих в гонках группы A, когда он вышел на трассу в 1986 году.
HDT Special Vehicles также предлагала более мощную версию двигателя, увеличенного до 5,6 л; 344,4 куб. Дюймов (5643 куб. См) в некоторых моделях VL в период с 1986 по 1988 год, включая скандальную модель Calais Director. Этот двигатель мощностью 231 кВт (310 л.с.) был дорогим вариантом, особенно после того, как Холден разорвал отношения с HDT в феврале 1987 года, что резко увеличило цены на все модели HDT и, следовательно, на очень небольшое количество 5,6-литровых двигателей. были сделаны. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 102,4 × 85,7 мм (4,03 × 3,37 дюйма).
Первоначально впрыск топлива заменил карбюраторы на VL Commodore SS Group A SV , опять же с учетом гонок на туристических автомобилях группы A. Этот автомобиль был произведен новым партнером Холдена по производству высокопроизводительных автомобилей Holden Special Vehicles (HSV) в партнерстве с британской компанией Tom Walkinshaw Racing ( ТРВ). В то время как группа А исчезла после модельного ряда VN , объем впрыска топлива составил 5,0 литров; Двигатель объемом 304,3 кубических дюйма (4987 куб.см), часто называемый по прозвищу « Железный лев» , предлагался в Commodores до появления утилиты VS III Commodore в 2000 году, хотя во время последнего в продаже больше не было утилит V8 VS III. часть 2000 года.
Автомобили HSV имели множество более мощных версий 5,0-литрового двигателя, которые также были доступны на обычных Holdens V8 как часть пакета SV Enhanced. Кроме того, с 1994 года в серии VR - 5,7-литровый двигатель; «строкер» объемом 349,8 кубических дюймов (5733 куб.см) был стандартным для HSV GTS и дополнительным для HSV Senator, а затем и для Grange на базе Statesman / Caprice с момента появления этой модели в 1996 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ При переводе в метрическую систему, хотя 253 кубических дюйма переводятся в 4,146 литра, Холден всегда официально называл этот двигатель рабочим объемом 4,2 литра, а не 4,1 л, как того требует математическое соглашение.
- ^ Большей производительности можно было достичь с помощью 4-цилиндрового карбюратора, но 253-й считался экономичным двигателем. Позже двигатели, соответствующие ADR27A, были оснащены 4-цилиндровым карбюратором, чтобы компенсировать снижение мощности в результате новых правил. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Комплекты для переоборудования и детали Holden V8» . Касселл Марин . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Норм Дарвин (21 июня 2017 г.). «История Holden V8, часть первая: Red Motot 253, 308 и F5000» . Уличная машина . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с «Holden 253 V8 — первый в Австралии полностью австралийский двигатель V8 массового производства» . Уникальные автомобили и запчасти . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Норм Дарвин (22 июня 2017 г.). «История Holden V8, часть вторая: 1980–2000» . Уличная машина . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Беббингтон, Терри (январь 1998 г.). 50 лет Холдену: Полная энциклопедия всех моделей . Сидней (Австрия): Clockwork Media. ISBN 9780947216597 .
- ^ Франк де Йонг (2018). «История автомобильных гонок 1952–1993 годов» . Часть 5: 1982–1988 годы группы А. Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Дэйв Кэри (16 мая 2018 г.). «История коммодора Холдена, часть вторая: ВН, ВП, ВР, ВС» . Уличная машина . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Дэйв Кэри (25 марта 2018 г.). «История Холдена Коммодора. Часть первая: ВБ, ВК, ВЛ» . Уличная машина . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Дэйв Кэри (22 мая 2018 г.). «История Холдена Коммодора, часть третья: VT-VZ» . Уличная машина . Проверено 14 октября 2020 г. .
- ^ Holden Ltd - Наследие Холдена, 8-е издание (1998)