Питер Райан (автогонщик)
Рожденный | Филадельфия , Пенсильвания , США | 10 июня 1940 г.
---|---|
Умер | 2 июля 1962 г. Париж , Франция | ( 22 года
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1961 |
Команды | неработающий Lotus |
Записи | 1 |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
Карьерные очки | 0 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при США 1961 года. |
Последняя запись | Гран-при США 1961 года. |

Питер Барри Райан (10 июня 1940 г. - 2 июля 1962 г.) [ 1 ] американского происхождения был канадским автогонщиком из Мон-Тремблана, Квебек . У него была короткая карьера в Формуле-1 . Он участвовал в одном Гран-при, Гран-при США 1961 года в Уоткинс-Глене, заняв девятое место. [ 2 ] Он не набрал ни одного чемпионского очка. Однако он стал первым канадцем, когда-либо принимавшим участие в Гран-при Формулы-1.
Карьера
[ редактировать ]Впервые Райан стал известен как лыжник, выиграв чемпионат Национальной лыжной ассоциации среди юниоров по скоростному спуску в Маунт-Роуз, штат Невада, в 1957 году. «Сразу после победы Райана американцы протестовали, утверждая, что канадцы не могут выиграть чемпионат Америки». Протест был отклонен. [ 3 ] Его олимпийские перспективы были таковы, что возник спор о том, какую страну ему следует представлять. Американцы утверждали, что он «родился в Соединенных Штатах, как и его отец, покойный Джозеф П. Райан, и его мать». [ 4 ] Райан отдал предпочтение канадской команде: «Но хотя он и хотел бы кататься на лыжах за Канаду, он не хотел бы отказываться от своего американского гражданства». [ 5 ] «Выдающийся лыжник, Райан перешел в автогонки в 1959 году после поломки лыжи, в результате которой у него были сломаны обе ноги». [ 6 ]
25 апреля 1959 года Дениз МакКлюггедж в статье в «Competition Press » сообщила: «Питер Райан из Mont Tremblant Ryans купил прекрасно сохранившийся старый Porsche 550 Берни Виля, чтобы заняться гонками на спортивных автомобилях. Питер в 19 лет — опытный лыжник, эксперт по скоростному спуску». [ 7 ] Успехи Райана пришли к гонкам спортивных автомобилей в Канаде, США и Нассау . 1 октября 1960 года Райан вместе с Роджером Пенске на Porsche RS60 выиграл шестичасовой Гран-при Sundown в Хэрвуде, Онтарио, Канада. На следующей неделе Райан принял участие в 230-мильной гонке Формулы Либре в Уоткинс-Глене , Нью-Йорк. В квалификации он стал «сюрпризом дня, заняв пятую позицию над англичанином Роем Сальвадори ». Впереди его были Стирлинг Мосс , Джек Брэбэм , Жоаким Боннье и Оливье Гендебьен . [ 8 ] Он управлял автомобилем Билла Сэдлера Formula Libre, известным как «Formula Ferocious», одноместным автомобилем с задним расположением двигателя, когда на 56-м круге у него взорвался мотор.
в Себринге 25 марта 1961 года Райан в команде с Фрэнсис Брэдли и Людвигом Хеймратом финишировал восьмым в общем зачете Международного 12-часового Гран-при Флориды на выносливость за рулем Porsche RS. [ 9 ] В июне 1961 года Райан снялся с гонки в Моспорте . , что составит самую жесткую конкуренцию Моссу, но он не участвовал в соревнованиях Он « ожидал . раса. SCCA приказала своим членам не участвовать в канадской гонке, потому что там разыгрывались призовые». [ 10 ] В июле 1961 года Питер Райан (Комсток Сэдлер-Шевроле) лидировал в Гран-при Медоудейла, когда Роджер Пенске (Maserati Telar Special ): «врезался в него сзади на 18-м круге». Райан удержал лидерство, но после вращения восстановился и финишировал вторым. [ 11 ] 6 августа 1961 года Райан выиграл Кубок Вандербильта среди автомобилей Формулы-Юниор в Бриджхемптоне , штат Нью-Йорк, за рулем Lotus 20 со средней скоростью 87,95 миль в час. [ 12 ]
Райан стал победителем первого Гран-при Канады на Lotus Monte Carlo -Climax, проходившего в Моспорте 30 сентября 1961 года, когда это была гонка спортивных автомобилей, не относящаяся к чемпионату. [ 13 ] Вторым в этот день был Педро Родригес (Ferrari V12), а третьим Стирлинг Мосс (Lotus Monte Carlo). Победа на Моспорте привела к приглашению Колина Чепмена пилотировать Lotus на Гран-при США 1961 года.
В первой трехчасовой гонке Daytona Continental GT и спортивных автомобилей в Дайтоне 11 февраля 1962 года Райан финишировал 15-м в общем зачете, разделив 3,0-литровый Ferrari с Рикардо Родригесом . Накануне он финишировал пятым в гонке Lurani Trophy Race на автомобилях Formula Junior за рулем Lotus 20 . [ 14 ] В Себринге 24 марта 1962 года Райан в команде с Джоном Фулпом финишировал тринадцатым в общем зачете Международного 12-часового Гран-при Флориды на выносливость, управляя Ferrari 248 SP за североамериканскую гоночную команду . [ 15 ]
Предложение о гонке заводского Lotus Formula Junior в Европе в 1962 году не было реализовано: «Молодой американец канадского происхождения, горько разочарованный, отправился в Англию, чтобы посмотреть, какие приготовления можно принять к предстоящему сезону». [ 16 ] «Получив трехлетний контракт с командой Lotus, он был отдан в аренду гоночной команде Яна Уокера на сезон 1962 года…» [ 17 ] 27 мая 1962 года Райан вместе с Полом Хокинсом участвовал в гонке спортивных автомобилей Ian Walker Racing Team Lotus 23 на дистанции 1000 км в Нюрбургринге . Машина пострадала от перегрева и стояла без места. [ 18 ] В Монако 2 июня 1962 года Райан выиграл гонку на FJ Lotus, заняв в финале одиннадцатое место. Денис Дженкинсон прокомментировал: «Вождение Райана, канадца, и Спенса , обоих в Ian Walker Lotus-Juniors, было очень впечатляющим». [ 19 ] В Мэллори-парке , Англия, 11 июня 1962 года Райан управлял FJ Lotus: «На соревнованиях Формулы-юниор Питер Райан укрепил свою растущую репутацию в Европе, преследуя Питера Арунделла Lotus на протяжении всей гонки, а затем прорываясь вперед на круге. 28, чтобы выиграть с преимуществом в секунду». [ 20 ]
Райан дебютировал в Ле-Мане 23 и 24 июня 1962 года в партнерстве с Джоном «Баком» Фулпом за рулем NART Ferrari 250 TRI/61 №18. Автомобиль проехал 150 кругов и 15 часов, когда его разбил Райан. [ 21 ] «Бедный Питер Райан поставил свой Феррари на песчаную отмель в Мюльсанне и долго копал, прежде чем сдаться…» [ 22 ]
Последняя гонка Райана состоялась в гонке Coupe Internationale des Juniors Formula Junior в Реймсе 2 июля 1962 года. [ 23 ] «Первый заезд, проходивший в 10 утра по почти пустынной трассе, начался как потрясающая схватка между Lotus Иэна Уокера Питера Райана, Gemini Билла Мосса , Brabham Гарднера с Купером Лава и Lotus Арунделла, скрывающимся сразу за ним. Эта борьба продолжалась до 5-го числа. круге, когда Lotus Райана и Gemini Билла Мосса соприкоснулись, покидая очень быструю трассу. на повороте направо мимо Ге. Обе машины на высокой скорости вылетели с дороги и были полностью разбиты; Билл Мосс отделался легкими травмами, но Райан был доставлен в больницу с серьезными травмами». [ 24 ] От полученных травм он скончался в парижской больнице, куда его доставили после аварии.
Питер Гарнье, пишущий в Autocar , сказал о Питере Райане: «Во время своего слишком короткого пребывания на британских и континентальных трассах он показал себя чрезвычайно умелым и быстрым, с тем прикосновением огня, которое часто может указывать на задатки». великого водителя». [ 25 ]
Питер Райан был введен в Зал славы канадского автоспорта как один из первых призывников в 1993 году.
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | МЦД | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1961 | Джей Уилер Автоспорт | Лотос 18/21 | Кульминация прямо-4 | МОЙ | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | олень 9 |
Северная Каролина | 0 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мемориал автоспорта — Питер Райан» . Мемориал автоспорта . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Автоспорт , ноябрь 1961 г., стр. 938.
- ↑ New York Times , 23 марта 1957 г., стр. 22.
- ↑ New York Times , 10 февраля 1959 г., стр. 42.
- ↑ New York Times , 19 марта 1959 г., стр. 45.
- ^ The Washington Post и Times-Herald , 3 июля 1962 г., страница A21.
- ^ Competition Press , Vol.II-No.8, 25 апреля 1959 г., стр. 3.
- ^ Los Angeles Times , 9 октября 1960 г., страница L7.
- ^ Автомобильный год , № 9, 1961–1962, страницы 159–164.
- ↑ New York Times , 24 июня 1961 г., стр. 15.
- ↑ Chicago Daily Tribune , 24 июля 1961 г., страница C4.
- ↑ New York Times , 7 августа 1961 г., стр. 30.
- ^ Los Angeles Times , 1 октября 1961 г., страница G9; Автоспорт , январь 1962 г., стр. 31.
- ^ Competition Press , Vol.8-No.4, 24 февраля 1962 г., страницы 1, 4, 5.
- ^ Автомобильный год , № 10, 1962–1963, страницы 209–213.
- ^ Competition Press , Vol.8-No.8, 28 апреля 1962 г., стр. 3.
- ^ Мотор , 11 июля 1962 г., стр. 870.
- ^ Автоспорт , июль 1962 г., страницы 554-555.
- ^ Автоспорт , июль 1962 г., стр. 506.
- ^ Автоспорт , июль 1962 г., стр. 499.
- ^ Автоспорт , август 1962 г., страницы 594–595; Автомобильный год , № 10, 1962–1963, страницы 223–230.
- ^ Road & Track's Competition Press , Vol.9-No.1, 14 июля 1962 г., стр. 4.
- ^ Автоспорт , август 1962 г., стр. 634.
- ↑ Autocar , 6 июля 1962 г., стр. 30.
- ↑ Autocar , 6 июля 1962 г., стр. 35.
Библиография
[ редактировать ]- Дэвид Чартерс, Клетчатое прошлое: гонки на спортивных автомобилях и ралли в Канаде, 1951–1991 , University of Toronto Press, отдел научных публикаций, 2007.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1940 рождений
- 1962 смертей
- Американские эмигранты в Канаде
- Гонщики из Квебека
- Канадские пилоты Формулы-1
- Гонщики, погибшие во время гонок
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Гонщики из Филадельфии
- Спортсмены из Квебека
- Спортивные смерти во Франции
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Канадские автогонщики