Двигатель Феррари Лампреди
![]() Лампреди V12 в Ferrari 342 America | |
Обзор | |
---|---|
Производитель | Феррари |
Производство | 1950–1959 |
Макет | |
Конфигурация | DOHC , 8-клапанный, Inline-4 , по два клапана на цилиндр DOHC , 12-клапанный, рядный-6 , по два клапана на цилиндр [ 1 ] SOHC , 24 клапана, 60°, V12 , по два клапана на цилиндр |
Смещение | 2,0–5,0 л (122,0–305,1 куб. Дюймов) |
Диаметр цилиндра | 68 мм (2,7 дюйма) V12 72 мм (2,8 дюйма) V12 79 мм (3,1 дюйма) V12 80 мм (3,1 дюйма) V12 84 мм (3,3 дюйма) V12 88 мм (3,5 дюйма) V12 90 мм (3,5 дюйма) L4 93 мм (3,7 дюйма) L4 94 мм (3,7 дюйма) L4/L6 100 мм (3,9 дюйма) L4 102 мм (4,0 дюйма) L4/L6 103 мм (4,1 дюйма) L4 |
Ход поршня | 68 мм (2,7 дюйма) V12 74,5 мм (2,9 дюйма) V12 78 мм (3,1 дюйма) L4 73,5 мм (2,9 дюйма) L4 90 мм (3,5 дюйма) L4/L6 79,5 мм (3,1 дюйма) L4 105 мм (4,1 дюйма) L4 |
блока цилиндров Материал | Алюминий |
головки блока цилиндров Материал | Алюминий |
Горение | |
Топливная система | Вебер карбюратор |
Тип топлива | Бензин |
Масляная система | Мокрый картер Сухой картер |
Система охлаждения | С водяным охлаждением |
Выход | |
Выходная мощность | 121–279 кВт (165–379 л.с., 162–374 л.с.) |
Выходной крутящий момент | 170–270 lb⋅ft (230–366 N⋅m) |
Хронология | |
Предшественник | Двигатель Феррари Коломбо |
Преемник | Двигатель Феррари Яно Двигатель Феррари Дино |
Двигатель Ferrari Lampredi представлял собой безнаддувный полностью алюминиевый двигатель V12 с углом развала цилиндров 60° , производившийся в период с 1950 по 1959 год. Inline-4 и Inline-6 На его основе были созданы варианты для гонок.
Аурелио Лампреди ряд гоночных двигателей разработал для Ferrari . Его пригласили, чтобы подстраховать ставки компании с помощью семейства двигателей, отличного от небольших V12, разработанных Джоаккино Коломбо . Варианты его конструкции помогли компании выиграть серию чемпионатов мира в 1950-х годах. От всех быстро отказались из-за изменения объёма двигателя, [ почему? ] Dino V6 и V8 заняли место четверок и шестерок, а эволюция более старого Colombo V12 продолжилась как выдающийся V12 компании.
V12
[ редактировать ]275
[ редактировать ]После небольшой неудачи в Формуле-1 с двигателем с наддувом Colombo V12 , Ferrari вернулась к естественному стремлению . [ 2 ] Задача создания нового двигателя V12 для использования в Формуле-1 выпала на долю Аурелио Лампреди, который разработал двигатель объемом 3,3 л (3322 куб.см) с центрами отверстий на расстоянии 108 мм друг от друга для 275 S и 275 F1 . [ 3 ] Двухклапанный двигатель SOHC дебютировал на модели 275 S в качестве испытательного стенда с тремя карбюраторами Weber 40DCF мощностью 270 л.с. (199 кВт; 266 л.с.) и вскоре был модернизирован двигателем 42DCF Webers мощностью 300 л.с. (221 кВт; 296 л.с.). для Ф1. [ 4 ]
Приложения:
- 72 на 68 мм (2,8 на 2,7 дюйма) из (3322,35 куб.см)
- 1950 года Феррари 275 С
- 1950 Феррари 275 Ф1
340
[ редактировать ]Не имея возможности сравниться по производительности с Alfetta 158 , Лампреди модернизировал конструкцию двигателя до 4,1 л (4101 куб.см) для 340 F1. Выходная мощность выросла до 335 л.с. (246 кВт; 330 л.с.), но одноместный автомобиль использовался только в гонках вне чемпионата и очень скоро был заменен Ferrari с еще более мощным двигателем. [ 5 ] Как и Colombos, двигатели Lampredis нашли свое применение и в дорожных автомобилях. 1950 года 340 America , а затем 340 Mexico / MM сначала были оснащены большими двигателями объемом 4,1 л (4101 куб. См) мощностью 220–280 л.с. (162–206 кВт; 217–276 л.с.). [ 6 ] Все дорожные автомобили GT использовали мокрый картер, за исключением модели 340 America с сухим картером, двигатель которой был основан непосредственно на 340 F1.
Приложения:
- 80 на 68 мм (3,1 на 2,7 дюйма) из (4101,67 куб.см)
- 1950 года Феррари 340 Ф1
- 1950 Феррари 340 Америка
- 1951 Феррари 342 Америка
- 1952 Феррари 340 Мексика
- 1953 Феррари 340 ММ
375
[ редактировать ]В том же году, что и 340 F1, был представлен последний двигатель F1, разработанный Лампреди. Теперь с двигателем 4,5 л (4493 куб.см) и мощностью 350 л.с. (257 кВт; 345 л.с.), установленным в 375 F1, Ferrari наконец смогла победить Alfa Romeo на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. [ 7 ] В сезоне 1952 года Ferrari модифицировала 375 F1 для гонки Indianapolis 500 . Диаметр цилиндра был уменьшен на 1 мм (до 79 мм), а общий объем двигателя составил менее 4,4 л (4382 куб.см). Новые карбюраторы Weber 40IF4C увеличили выходную мощность до впечатляющих 380 л.с. (279 кВт; 375 л.с.). [ 8 ] V12 Формулы-1 На всех двигателях Lampredi использовалась смазка с сухим картером . Это семейство двигателей осталось единственным двигателем Ferrari V12, который никогда не модернизировался до конфигурации с четырьмя распредвалами. В 1953 году объем двигателя Lampredi V12, установленный на моделях 375 MM , был увеличен до 4,5 л (4522 куб.см), а мощность выросла до 340 л.с. (250 кВт; 335 л.с.). [ 9 ] Его расстроенная версия также использовалась в модели 375 America . Заводские 375 ММ получили разные двигатели прямиком из Формулы-1, объёмом 4493 куб.см.
Приложения:
- 80 на 74,5 мм (3,1 на 2,9 дюйма) из (4493,74 куб.см)
- 1950 года Феррари 375 Ф1
- 1953 Феррари 375 ММ [ 10 ]
- 79 на 74,5 мм (3,1 на 2,9 дюйма) из (4382,1 куб.см)
- 84 на 68 мм (3,3 на 2,7 дюйма) из (4522 куб.см)
- 1953 Феррари 375 ММ
- 1953 Феррари 375 Америка
250
[ редактировать ]Двигатели Lampredi перешли на модель 250 с модели 250 Europa 1953 года . В отличие от более ранних двигателей с увеличенным диаметром цилиндра и ходом поршня 80 мм (3,1 дюйма) на 68 мм (2,7 дюйма), в модели 250 использовались квадратные размеры ( диаметр цилиндра 68 мм (2,7 дюйма) X ход поршня 68 мм (2,7 дюйма)) для двигателя объемом 3,0 л ( 2963 куб.см) всего. Выходная мощность составляла 200 л.с. (147 кВт; 197 л.с.) при 6300 об/мин.
Приложения:
- 68 на 68 мм (2,7 на 2,7 дюйма) из (2963,46 куб.см)
- 1953 250 Европа
375 Плюс и 410
[ редактировать ]
Предпоследняя эволюция смещения произошла в 1954 году с моделью 375 Plus. Этот двигатель объемом почти 5 л (4954 куб.см) разделял ход поршня двигателя 375 F1 (74,5 мм) и развивал мощность 330 л.с. (243 кВт; 325 л.с.) при 6000 об/мин. Это улучшение помогло одержать победы в Ле-Мане и Carrera Panamericana в том году. [ 11 ] За исключением более поздних моделей 375 Plus и 410 S, все ранние модели Sport V12 использовали с мокрым картером смазку . Все двигатели Lampredi V12 имели ход поршня 68 мм, за исключением 375 F1 и увеличенного двигателя 375 Plus. 1955 года двигатель Big America стал еще больше Для модели 410 Superamerica . Теперь с диаметром цилиндра 88 мм (3,5 дюйма) и стандартным ходом поршня 68 мм он имел объем 5 л (4962 куб.см) и мощность 340–360 л.с. (250–265 кВт; 335–355 л.с.) в зависимости от настройки карбюраторов. [ 12 ] Тот же двигатель был установлен на последнем спортивном гоночном автомобиле с двигателем Lampredi V12, 410 S, некоторые из которых были модернизированы до четырех катушек и двух свечей зажигания на цилиндр для максимальной мощности 380 л.с. (279 кВт; 375 л.с.). [ 13 ]
Приложения:
- 84 на 74,5 мм (3,3 на 2,9 дюйма) из (4954,35 куб.см)
- 1954 года Феррари 375 Плюс
- 88 на 68 мм (3,5 на 2,7 дюйма) из (4962 куб.см)
- 1955 года Феррари 410 S
- 1955 года Феррари 410 Суперамерика
я4
[ редактировать ]
Лампреди разработал рядный четырехцилиндровый двигатель для использования в Формуле 2 . Позже это было принято в Формуле-1 и гоночных спортивных автомобилях в 1950-х годах. Оригинальный двигатель объемом 2,0 л 1951 года оказался самым долговечным и использовался до 1957 года в различных автомобилях. Во всех рядных двигателях Lampredi -4 использовалась смазка с сухим картером .

500
[ редактировать ]Первоначальный двигатель представлял собой двигатель объемом 2,0 л (1984,86 куб.см) с диаметром цилиндра 90 мм (3,5 дюйма) и ходом поршня 78 мм (3,1 дюйма). Этот двигатель был вторым четырехцилиндровым двигателем, который Ferrari использовала в гонках, появившись в 1951 году на Ferrari 500 F2, участвовавшем в Формуле-2 . Алюминиевый двигатель производил 165 л.с. (121 кВт; 163 л.с.) с двумя Weber 45DOE карбюраторами , а в 1953 году мощность выросла до 185 л.с. (136 кВт; 182 л.с.) с двумя карбюраторами 50DCO. Его первым выступлением стал Гран-при Италии 23 сентября 1951 года, победителем которого стал Альберто Аскари. [ 14 ]
Совершенно другой четырехцилиндровый двигатель объемом 2,0 л появился в 1953 году на модели 553 F2 . На этот раз диаметр цилиндра составлял 93 мм (3,7 дюйма), а ход поршня - 73,5 мм (2,9 дюйма) (2,9 дюйма), что в общей сложности составило 1997,12 куб.см. Два карбюратора Weber 50DCOA3 производили 180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.). [ 15 ]
Оригинальный двигатель Formula Two объемом 2,0 л (1985 куб.см) 1951 года был возрожден для чемпионата мира по спортивным автомобилям в 1953 году и для 500 Mondial . С более низкой степенью сжатия и двумя карбюраторами Weber 45DCOA/3 он производил 170 л.с. (125 кВт; 168 л.с.). [ 16 ] Тот же двигатель, теперь мощностью 180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.), использовался в знаменитом 500 TR . Головка блока цилиндров с «красной головкой» дала название автомобилю, первому Testa Rossa. [ 17 ] 1957 года Еще один TR с этим двигателем, 500 TRC , был произведен в соответствии с новыми правилами C-раздела Международного спортивного кодекса. На этой модели гоняли только клиенты. [ 18 ]

Приложения:
- 90 на 78 мм (3,5 на 3,1 дюйма) 496,215 куб.см на цилиндр (1984,86 куб.см)
- 1951–1953 Феррари 500 F2
- 1953 года Мир Феррари 500
- 1956 года выпуска Феррари 500 ТР
- 1957 года Феррари 500 ТРК
- 93 на 73,5 мм (3,7 на 2,9 дюйма) 499,28 куб.см на цилиндр (1997,12 куб.см)
- 1953 года Феррари 553 F2
625
[ редактировать ]Ferrari 625 F1 был первым автомобилем Формулы-1 Ferrari с рядным четырехцилиндровым двигателем. Были выбраны размеры 94 мм (3,7 дюйма) на 90 мм (3,5 дюйма) для общего объема 2,5 л (2498,32 куб.см). Мощность составляла 210–230 л.с. (154–169 кВт; 207–227 л.с.). Однако на старте автомобиль не был выбран для участия в соревнованиях, был выбран нижний объем цилиндров 500 F2. Впервые F1 была испытана 2 сентября 1951 года в Бари. [ 19 ]
Автомобиль 625 F1 был переработан в конце 1953 года и стал участником Ferrari 1954 года под названием 553 F1 . Двигатель был расточен и имел ход поршня до 100 мм (3,9 дюйма) на 79,5 мм (3,1 дюйма) при аналогичном рабочем объеме 2497,56 куб.см. [ 1 ] Автомобиль Формулы-1 со степенью сжатия от 12:1 до 13:1 и двумя карбюраторами Weber 50DCOA/3 имел мощность 260 л.с. (191 кВт; 256 л.с.) от этой силовой установки. Квадратный двигатель снова появился в 555 F1 1955 года с точно такими же характеристиками. [ 20 ] [ 21 ]
Первым применением четырехцилиндрового двигателя Лампреди за пределами Формулы-1 и Формулы-2 стал тот же двигатель объемом 2,5 л (2498,32 куб.см) в модели 625 TF 1953 года . Алюминиевый двигатель мощностью 220 л.с. (162 кВт; 217 л.с.) с двумя Weber 50DCO4 карбюраторами . Несмотря на маркировку TF, машина никогда не участвовала в гонках в Тарга Флорио. После катастрофы в Ле-Мане 2,5-литровый I4 был возрожден для автомобиля 625 LM 1956 года . С другой установкой карбюраторов, двумя Weber 42DCOA/3, мощность осталась прежней — 220 л.с., чего было достаточно для третьего места в Ле-Мане. [ 22 ] [ 23 ]

Приложения:
- 100 на 79,5 мм (3,9 на 3,1 дюйма) 624,39 куб.см на цилиндр (2497,56 куб.см)
- 1954 Феррари 553 Ф1
- 1955 Феррари 555 Ф1
- 94 на 90 мм (3,7 на 3,5 дюйма) 624,58 куб.см на цилиндр (2498,32 куб.см)
- 1951 года Феррари 625 F1
- 1953 года Феррари 625 ТФ
- 1956 года Феррари 625 ЛМ
- 1957 года Феррари 625 ТРК
735
[ редактировать ]Также была произведена и реализована в 1953 году крупнокалиберная версия 735 S. Рабочий объем теперь составлял 2,9 л (2941,66 куб.см) при диаметре цилиндра 102 мм (4 дюйма), хотя ход поршня 90 мм (3,5 дюйма) был сохранен. Мощность увеличена до 225 л.с. (165 кВт; 222 л.с.) с двумя карбюраторами Weber 50DCOA. [ 24 ]
Приложения:
- 102 на 90 мм (4,0 на 3,5 дюйма) 735,41 куб.см на цилиндр (2941,66 куб.см)
- 1953 735 С
750
[ редактировать ]В 1954 году диаметр цилиндра Lampredi I4 был увеличен до 103 мм (4,1 дюйма) для двигателя объемом 3,0 л (2999,62 куб.см), используемого в 750 Monza . Двигатель представлял собой развитие Type 555 I4. Двойные карбюраторы Weber 58DCOA/3 выдавали мощность 260 л.с. (191 кВт; 256 л.с.). [ 25 ]
Приложения:
- 103 на 90 мм (4,1 на 3,5 дюйма) 749,9 куб.см на цилиндр (2999,62 куб.см)
- 1954 750 Монца
857 и 860
[ редактировать ]В 1955 году двигатель Type 129 дебютировал на модели S. 857 Диаметр цилиндра был таким же 102 мм (4,0 дюйма), что и у Type 735, но ход поршня теперь составлял 105 мм (4,1 дюйма), что в общей сложности составляло 3,4 л (3432 куб.см). [ 26 ] На Targa Florio 1955 года 857 S занял третье место в общем зачете под управлением Эудженио Кастеллотти . [ 27 ] Тот же тип двигателя, что и в 857 S, позже использовался в 860 Monza 1956 года с двумя карбюраторами Weber 58DCOA/3 и мощностью 280 л.с. (206 кВт; 276 л.с.). Эти автомобили заняли первое и второе места в Себринге , а также второе и третье места на Милле Милья в том же году. [ 28 ]
Приложения:
- 102 на 105 мм (4,0 на 4,1 дюйма), 858 куб.см на цилиндр (3432 куб.см)
- 1955 года Феррари 857 S
- 1956 года Феррари 860 Монца
I6
[ редактировать ]306 С
[ редактировать ]В 1954 году Ferrari выпустила свой первый рядный шестицилиндровый двигатель. Аурелио Лампреди разработал прототип двигателя Tipo 114 объемом 2977,28 куб.см (3,0 л; 181,7 куб.дюйма) для экспериментального спортивного автомобиля 306 S, который никогда не участвовал в гонках. [ 29 ] Внутренние размеры были идентичны двигателю 500 Mondial. [ 30 ]
Приложения:
- 90 на 78 мм (3,5 на 3,1 дюйма) 496,215 куб.см на цилиндр (2977,28 куб.см)
376 С
[ редактировать ]Более крупная версия Tipo 118 объемом 3747,48 куб.см (3,7 л; 228,7 куб. дюймов) устанавливалась на недолговечный спортивный автомобиль 376 S (также известный как 118 LM), переоборудованный из шасси 306 S в 1955 году. В нем использовались те же 94 мм (3,7 дюйма). ) диаметр цилиндра и ход поршня 90 мм (3,5 дюйма), как у оригинального Lampredi 625. двигатель F1 Рядный 4-цилиндровый был экстраполирован и производил 280 л.с. (206 кВт; 276 л.с.) при 6200 об/мин с тремя карбюраторами Weber 58DCOA/3. [ 29 ]
Приложения:
- 94 на 90 мм (3,7 на 3,5 дюйма) 624,58 куб.см на цилиндр (3747,48 куб.см)
- 1955 376 С
735 ЛМ
[ редактировать ]
Позже в том же году был создан 735 LM (также известный как 121 LM или 446 S), предназначенный для Ле-Мана 1955 года , на этот раз названный в честь его унитарного рабочего объема, такого же, как у двигателя 735 S, из которого были взяты его размеры. Лампреди модифицировал диаметр цилиндра 376 S на 102 мм (4,0 дюйма) для двигателя 735 LM Tipo 121 . Объем двигателя составлял 4412,49 куб.см (4,4 л; 269,3 куб.дюйма). Тройные карбюраторы Weber 50DCOA/3 увеличили мощность до 330 л.с. (243 кВт; 325 л.с.) при 5800 об/мин. С такой мощностью 735 LM мог развивать скорость 282 км/ч (175 миль в час) на трассе Mulsanne Straight в Ле-Мане. Оба двигателя использовали смазку с сухим картером . [ 31 ]
Приложения:
- 102 на 90 мм (4,0 на 3,5 дюйма) 735,41 куб.см на цилиндр (4412,5 куб.см)
- 1955 735 ЛМ
Прототип И2
[ редактировать ]Энцо Феррари и Аурелио Лампреди были заинтересованы в создании чрезвычайно надежных двигателей для гоночных автомобилей. В 1955 году, увидев успех двигателей Inline-4 Лампреди , пара рассмотрела вариант двигателя Inline-2 для самых медленных и извилистых гоночных трасс. Лампреди построил прототип Типо 116. [ 32 ] с 4 клапанами на цилиндр и рабочим объемом 2,5 л (2493 куб.см). Диаметр цилиндра и ход поршня были необычными: 118 на 114 мм (4,6 на 4,5 дюйма). проект получил кодовое название 252 F1 Согласно соглашению об именах . На испытательном стенде двигатель выдавал 175 л.с. (129 кВт; 173 л.с.) при 4800 об/мин, но из-за плохой балансировки сломался коленчатый вал. [ 33 ] Вскоре после этого от проекта отказались в пользу более традиционных двигателей I4. [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б «Характеристики 50 известных гоночных двигателей до 1994 года — страница 6» . F1technical.net . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Итон, Годфри (1983). Феррари: Дорога и гоночные автомобили . Издательство Хейнс. п. 172.
- ^ «Феррари 275 С» . Феррари.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 275 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 340 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ Ачерби, Леонардо (2012). Феррари: Все автомобили . Издательство Хейнс. стр. 50–51.
- ^ «Феррари 375 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 375 Индианаполис» . Formula1.ferrari.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 375 ММ» . Феррари.com . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ «Регистрация Феррари 375 ММ» . barchetta.cc . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ «Феррари 375 Плюс» . Феррари.com . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 410 Суперамерика» . Феррари.com . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ «Регистр Феррари 410 Спорт» . barchetta.cc . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ «Феррари 500 Ф2» . Formula1.ferrari.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 553 Ф2» . Formula1.ferrari.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 500 Мондиаль» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 500 ТР» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 500 ТРК» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 625 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 553 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 555 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 625 ТФ» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 625 LM» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Феррари 735 S» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Ачерби, Леонардо (2012). Феррари: Все автомобили . Издательство Хейнс. стр. 78–79.
- ^ «Феррари 857 S» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «857 Спорт серийный номер 0570М» . barchetta.cc . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «Феррари 860 Монца» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Феррари 376 S» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Ачерби, Леонардо (2012). Феррари: Все автомобили . Издательство Хейнс. стр. 90–91.
- ^ «Феррари 735 LM» . Феррари.com . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Святой Антуан, Артур; Стоун, Мэтт (октябрь 2007 г.). «Тайная история Ferrari: шестьдесят лет автомобилей, звезд и историй, о которых вы никогда не слышали» . Моторный тренд . Архивировано из оригинала 6 июля 2012 г. Проверено 6 июля 2012 г.
- ^ Форгьери, Мауро (2012). Феррари по мнению Форгьери . Вимодроне: Джорджио Нада Эдиторе. п. 39. ИСБН 978-88-7911-537-7 .
- ^ Итон, Годфри (1989). Великий маркиз Феррари . Тайгер Букс Интернэшнл. п. 77. ИСБН 1-870461-96-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Ачерби, Леонардо (2012). Феррари: Все автомобили Издательство Хейнс. ISBN 978-1-84425-581-8 .
- Итон, Годфри (1987). Великий Маркиз: Феррари . Тайгер Букс Интернэшнл. ISBN 1-870461-96-7 .
- Итон, Годфри (1983). Феррари: Дорога и гоночные автомобили . Издательство Хейнс. ISBN 0-85429-367-1 .