Альфа Ромео 158/159 Альфетта
![]() 1951 Альфа Ромео 159 | |||||||||
Категория | Тележка (1938–1947) Формула-1 (1946–1951) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Альфа Ромео | ||||||||
Дизайнер(ы) | Джоаккино Коломбо | ||||||||
Предшественник | Альфа Ромео Тип 512 | ||||||||
Преемник | 177 | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Одноместный, трубчатый каркас | ||||||||
Подвеска (передняя) | Продольный рычаг , поперечные рессоры , гидравлические амортизаторы | ||||||||
Подвеска (задняя) | Поворотная ось *, поперечная листовая рессора , гидравлические амортизаторы * Де-Дион-ось была одной из последних модификаций 1951 года. | ||||||||
Двигатель | Alfa Romeo 158/159, 1479 куб.см (90,3 куб.дюйма), рядный восьмицилиндровый двигатель , типа Рутса нагнетатель **, установлен спереди. ** 158 : одноступенчатый – 190 л.с. (142 кВт) при 6500 об/мин (voit), 350 л.с. (261 кВт) при 8500 об/мин (F1); 159 : двухступенчатый – 425 л.с. (317 кВт) при 9300 об/мин. | ||||||||
Передача инфекции | Альфа 5-ступенчатая механика | ||||||||
Топливо | Shell (98,5% метанол , 1% касторовое масло , 0,5% вода ) | ||||||||
Шины | Пирелли | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Альфа Ромео СпА | ||||||||
Известные драйверы | Жан-Пьер Вимиль Джузеппе Фарина Хуан Мануэль Фанхио Луиджи Фаджиоли | ||||||||
Дебют | 1938 года Кубок Чиано среди юниоров (158) 1951 года Международный трофей BRDC (159) | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | Не применимо до 1958 г. | ||||||||
Чемпионат водителей | 2 ( 1950 – Джузеппе Фарина 1951 — Хуан Мануэль Фанхио ) |







Alfa Romeo 158/159 , также известная как Alfetta ( «Маленькая Альфа» по-итальянски). [1] ) — гоночный автомобиль Гран-при, выпускаемый итальянским производителем Alfa Romeo . Это один из самых успешных гоночных автомобилей за всю историю; Модель 158 и ее производная, 159, одержали 47 побед из 54 заявленных Гран-при. [2] до Второй мировой войны Первоначально он был разработан для формулы Voiturette (1937 г.) и имел 1,5-литровый рядный восьмицилиндровый двигатель с наддувом. После Второй мировой войны автомобиль имел право участвовать в новой Формуле-1 , представленной в 1947 году. Под управлением таких пилотов, как Нино Фарина , Хуан Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджиоли , он доминировал в первых двух сезонах чемпионата мира среди пилотов.
Обзор
[ редактировать ]Первая версия этого успешного гоночного автомобиля, 158, была выпущена в 1937/1938 году. Основная ответственность за проектирование была возложена на Джоаккино Коломбо . [3]
Название автомобиля относится к его 1,5-литровому двигателю и восьми цилиндрам. [4] Класс voiturette предназначался для гоночных автомобилей с 1,5-литровыми двигателями и находился в том же отношении к высшей формуле Гран-при (обычно для 3-литровых двигателей), как сегодня Формула-2 к Формуле-1. Трехлитровыми гоночными автомобилями Alfa в 1938 и 1939 годах были Tipo 308 , 312 и 316 .

Модель 158 дебютировала с заводской командой Alfa Corse на Кубке Чиано Юниор в августе 1938 года в Ливорно , Италия, где Эмилио Виллорези одержал первую победу на автомобиле. В то время двигатель объемом 1479,56 куб.см (58,0 x 70,0 мм) производил около 200 л.с. (150 кВт) при 7000 об/мин. [5] с помощью одноступенчатого нагнетателя Рутса . Еще больший успех пришел на Кубок Ачербо , Кубок Чиано и Гран-при Триполи в мае 1940 года. [6] Вскоре Вторая мировая война остановила разработку автомобиля на шесть лет. После войны двигатель был доработан и в 1946 году выдал мощность 254 л.с. (189 кВт).
В 1947 году Alfetta снова приняли на вооружение. Новые правила разрешали использовать двигатели объемом 1500 куб.см с наддувом и 4500 куб.см без наддува. Модель 158 была снова модифицирована, на этот раз для мощности более 300 л.с. (220 кВт), и получила обозначение Tipo 158/47. Автомобиль трагически дебютировал на Гран-при Швейцарии 1948 года, где Ахилле Варци не справился с управлением и погиб. Еще одна потеря для команды произошла на тренировке Гран-при Буэнос-Айреса 1949 года , где Жан-Пьер Вимиль погиб в аварии (ехал с Симкой-Гордини ). [7]
В 1950 году модель 158 имела право участвовать в новом чемпионате мира среди водителей. Автомобиль выиграл все гонки, в которых участвовал в первом сезоне Формулы-1; Было невероятно, что автомобиль, созданный в 1938 году, одержал такую победу, скорее всего, потому, что у всех остальных конструкторов (как бы их было мало) было меньше денег на строительство и разработку своих автомобилей, а у Alfa было так много времени на разработку. В команду Alfa Romeo входили такие талантливые гонщики, как Джузеппе «Нино» Фарина и Хуан Мануэль Фанхио , последний из которых позже пять раз выигрывал чемпионат мира среди водителей.
В конце сезона 1950 года была выпущена еще одна обновленная версия, известная как 159, которая использовалась в сезоне 1951 года . В этой версии была переработана задняя подвеска, старая качающаяся ось была заменена осью De-Dion, а мощность двигателя составляла около 420 л.с. (313 кВт) при 9600 об/мин. Модель 159 имела максимальную скорость 305 километров в час (190 миль в час) и весила 710 килограммов (1570 фунтов). [8] Однако для достижения такой мощности двигатель упрощенной конструкции со временем был оснащен нагнетателями большего размера. Этот факт, в сочетании с богатой смесью, необходимой для сжигания метанола в двигателе, привел к чрезвычайно плохой экономии топлива: модель 159 достигла 1,5 миль на британский галлон (190 литров на 100 километров; 1,2 мили на галлон США). [9] по сравнению с Talbot-Lagos того времени, который продавал 9 миль на британский галлон (31 литр на 100 километров; 7,5 миль на галлон США). [10] Гран-при Великобритании 1951 года в Сильверстоуне был первым Гран-при Формулы-1, который не выиграла Альфа, прежде всего потому, что Фанхио и Фарине пришлось дважды останавливаться, просто чтобы дозаправить свои машины, а Ferrari Хосе Фройлана Гонсалеса лучше расходовала топливо и могла продолжайте выигрывать гонку, а Фанхио будет вторым. Тем не менее, Alfa имела преимущество в производительности, и, одержав победы в Швейцарии, Франции и Испании, Фанхио выиграл свой первый из пяти чемпионатов в том году. Для своей предпоследней гонки чемпионата мира (до 1979 года), Гран-при Италии в Монце , Alfa Romeo представила новую эволюционную версию, известную как 159M, где буква «M» означает Maggiorata («увеличенная»). [11]
После неудачной попытки Alfa Romeo получить государственную помощь для покрытия затрат на разработку, команда объявила о своем уходе из гонок Гран-при в конце 1951 года (оставив разработку 2,5-литрового Alfa Romeo 160 ). [12] Это, в сочетании с проблемами других команд Формулы-1, привело к постановлению FIA , согласно которому все гонки Гран-при, засчитываемые в чемпионат мира среди пилотов в 1952 и 1953 годах, будут проводиться для автомобилей, соответствующих Формуле-2 , а не Формуле-1. [12]
Последняя победа автомобиля в Гран-при была одержана в 1953 году на Гран-при Мерано в Италии. [4]
Технические данные
[ редактировать ]Технические данные | 158/39 | 158/50 | 159 |
---|---|---|---|
Двигатель: | Переднерасположенный 8-цилиндровый рядный двигатель | ||
Водоизмещение : | 1479 см 3 | ||
Отверстие x ход: | 58 х 70 мм | ||
Максимальная мощность при об/мин: | 225 л.с. при 7 500 об/мин | 350 л.с. при 8 600 об/мин | 425 л.с. при 9 300 об/мин |
Управление клапаном: | 2 верхних распределительных вала , 2 клапана на цилиндр | ||
Загрузить : | Компрессор Рутса | 2 компрессора Рутса | |
Коробка передач : | 4-ступенчатая механика, коробка передач | ||
подвеска перед: | Двойные продольные рычаги, поперечные рессоры, гидравлические амортизаторы. | ||
задняя подвеска : | Маятниковая ось | Ось Де Дион | |
Задняя подвеска: | Поперечные рессоры, гидравлические амортизаторы. | ||
Тормоза : | Гидравлические барабанные тормоза | ||
Колесная база : | 250 см | ||
Сухой вес : | 630 кг | 700 кг | 710 кг |
Победы в гонках
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Шасси | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | 158 | Альфа Ромео 158 1,5 л8 | П | Великобритания | МОЙ | 500 | СУИ | БЕЛ | ОТ | ОНА | 88 | -* | ||
Джузеппе Фарина | 1 | Верно | 1 | 4 | 7 | 1 | ||||||||
Хуан Мануэль Фанхио | Верно | 1 | Верно | 1 | 1 | Верно | ||||||||
Луиджи Фаджиоли | 2 | Верно | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
Рег Парнелл | 3 | |||||||||||||
Джанбаттиста Гуидотти | DNS | |||||||||||||
Я поддерживаю Санеси | Верно | |||||||||||||
Пьеро Таруффи | Верно | |||||||||||||
1951 | 159 | Альфа Ромео 158 1,5 л8 | П | СУИ | 500 | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | ESP | 75 | -* | |
Джузеппе Фарина | 3 | 1 | 5 | Верно | Верно | 3 | 3 | |||||||
Хуан Мануэль Фанхио | 1 | 9 | 1 | 2 | 2 | Верно | 1 | |||||||
Туло из Граффенрида | 5 | Верно | 6 | |||||||||||
Я поддерживаю Санеси | 4 | Верно | 10 | 6 | ||||||||||
Джанбаттиста Гуидотти | DNS | |||||||||||||
Луиджи Фаджиоли | 1 | |||||||||||||
Феличе Бонетто | 4 | Верно | 3 | 5 | ||||||||||
Пол Питч | Верно |
* Чемпионат конструкторов присуждался только в 1958 году.
См. также
[ редактировать ]Наследие
[ редактировать ]Alfetta 158/159 остается одной из самых успешных машин в истории Формулы-1: она выиграла все гонки, в которых участвовала в 1950 году, и выиграла 4 из 7 гонок (с подиумом во всех остальных 3) в 1951 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «ИСТОРИЯ ALFA ROMEO 158/159» . enzociliberto.it . Архивировано из оригинала (DOC) 18 января 2006 г. Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ Воробей, Дэвид; Джон Типлер (1996). Легенды Альфа Ромео . ISBN 1-85532-646-9 .
- ^ «Золотая эра гонок Гран-при» . kolumbus.fi/leif.snellman . Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 года . Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Боргесон, Гриффит (1990). Традиция Альфа Ромео . ISBN 0-85429-875-4 .
- ^ «Автомобили Гран-при – Альфа Ромео 158» . ddavid.com/formula1 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2007 года . Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ «Альфа Ромео 158 Альфетта 1938 года» . supercars.net . Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ «Жан-Пьер Вимиль: Человек, который мог бы стать чемпионом…» grandprix.com . Архивировано из оригинала 30 января 2013 г. Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ Fiat Chrysler Automobiles EMEA Press: Alfa Romeo GP Tipo 159 Alfetta на F1 British GP - Пресс-релизы - Fiat Chrysler Automobiles EMEA Press. Архивировано 11 июля 2019 г. на Wayback Machine , дата обращения: 11 июля 2019 г.
- ^ «Альфа Ромео 158 Альфетта» . www.petergiddings.com .
- ^ МакКелви, Стив (11 ноября 2011 г.). «Автомобиль Гран-при Talbot Lago T26-C» .
- ^ «Последний звонок Альфетты» . forix.com . Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Майк Лэнг, Гран-при , том 1, 1950–1965, Haynes Publishing Group, 1981, стр. 39