БРМ Тип 15
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2009 г. ) |
Категория | Формула-1 Бесплатная формула | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Британские гоночные моторы | ||||||||
Дизайнер(ы) | Питер Бертон | ||||||||
Преемник | БРМ П25 | ||||||||
Технические характеристики [ 1 ] | |||||||||
Шасси | Стальная коробчатого сечения лестница . | ||||||||
Подвеска (передняя) | Porsche типа Продольные рычаги с Lockheed олео-стойками . | ||||||||
Подвеска (задняя) | трубка de Dion , с пневмостойками Lockheed. | ||||||||
Осевая колея | Ф: 52 дюйма (132,1 см) Р: 51 дюйм (129,5 см) | ||||||||
Колесная база | 104 дюйма (264,2 см) | ||||||||
Двигатель | British Racing Motors V16 объемом 1496 куб.см (91,3 куб.дюйма) V16 с наддувом , расположенный спереди . | ||||||||
Передача инфекции | БРМ 5-ступенчатая, поперечный вал. ZF Дифференциал . | ||||||||
Масса | 1624 фунта (736,6 кг) (без груза) | ||||||||
Топливо | бензин / спирт . Смесь | ||||||||
Шины | Данлоп . | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | ООО "БРМ". Оуэн Рэйсинг Организация | ||||||||
Известные драйверы | Рег Парнелл Хуан Мануэль Фанхио Хосе Фройлан Гонсалес Кен Уортон Стирлинг Мосс Питер Коллинз | ||||||||
Дебют | Международный трофей BRDC 1950 года | ||||||||
| |||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
BRM Type 15 — гоночный автомобиль Формулы-1 начала 1950-х годов и первый автомобиль, произведенный British Racing Motors . Автомобиль был оснащен революционным и очень сложным с наддувом 1,5-литровым двигателем V16 от British Racing Motors , который производил значительно большую мощность, чем любой из его современников.
Характерный шум автомобиля сделал его фаворитом толпы, где бы он ни появлялся, но первоначальная ненадежность автомобиля, его неспособность оправдать шумиху, которую создали вокруг него ведущие фигуры проекта, а также изменение правил Формулы-2 в 1952 год означал, что проект так и не достиг ожидаемого уровня успеха на этапе Гран-при; сложность автомобиля означала, что на его разработку ушло больше времени, чем у его конкурентов, и он не был должным образом конкурентоспособен до 1953 года (через три года после первого участия в гонках), где он добился успеха на соревнованиях, не связанных с чемпионатом.
Фон
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны автоспорт медленно вернулся, используя любую технику, которую можно было найти, в основном состоящую из довоенных автомобилей Voiturette , соответствующих формуле с наддувом 1,5-литровых двигателей . Одним из наиболее успешных конструкторов вуатюреток конца 1930-х годов была компания English Racing Automobiles , основанная Рэймондом Мэйсом и другими. Мэйс был очень патриотичным британским гонщиком с завидной репутацией, но, несмотря на значительные успехи в меньших гонках, у него было мало возможностей участвовать в Гран-при, поскольку было очень мало серьезных попыток британцев создать подходящие автомобили, чтобы бросить вызов доминирующему итальянцу, а затем и итальянцу. Немецкие автомобили. В начале 1939 года богатый спонсор ERA Хамфри Кук отказался от финансирования, и Мэйс вместе с талантливым и изобретательным инженером ERA Питером Бертоном основал Automobile Developments Ltd, проект по созданию полноценного автомобиля для Гран-при Великобритании по образцу Mercedes-Benz и Auto. Союз . [ 2 ] На протяжении всей войны эта идея вынашивалась в умах двух мужчин, и Бертон ухватился за идею двигателя V16 с наддувом 135 °, который был предложен для установки на автомобиле Гран-при Британского Союза. С приближением конца войны Мэйс начал искать сторонников своего проекта в британской промышленности.
Дизайн
[ редактировать ]Конструкторы Бертон и Эрик Рихтер ожидали, что их новый л.с. двигатель V16 от British Racing Motors будет развивать мощность 500 и по меньшей мере 12 000 об/мин. Конфигурация V8 также рассматривалась, но было высказано предположение, что V16 был выбран отчасти для того, чтобы укрепить имидж автомобиля при обращении к потенциальным спонсорам. [ 3 ]
После падения Германии Мэйс получил доступ к нескольким разработкам Mercedes и Auto Union , а также к другим соответствующим немецким технологиям военного времени. Это проявилось в конструкции шасси: подвеска на продольных рычагах Auto Union спереди и радиусные рычаги de Dion в стиле Mercedes сзади. Такое расположение мало повлияло на устойчивость автомобиля на дороге, хотя немногие автомобили того периода управлялись особенно хорошо. Однако в автомобиле использовались олеопневматические стойки Lockheed вместо обычных винтовых пружин и амортизаторов, поскольку в то время считалось, что эта авиационная система станет обычной конструкцией дорожных автомобилей.
Еще одним существенным отличием от предыдущих конструкций было использование сдвоенных центробежных нагнетателей , а не нагнетателей типа Рутса , разработанных Rolls-Royce на основе агрегатов, используемых в более поздних версиях авиационного двигателя Merlin . Это должно было доказать один из главных недостатков автомобиля. Хотя он позволял развивать огромную мощность на высоких оборотах, двигатель выдавал значительно меньшую мощность в нижнем диапазоне оборотов. Это означало, что водителям постоянно приходилось удерживать обороты в очень узком диапазоне мощности. [ 4 ]
Само шасси не было особенно продвинутым, по сути представляло собой лестничное шасси с парами труб, идущих по обеим сторонам автомобиля, каждая из которых была соединена сварным листовым металлом, с поперечинами, проходящими поперек автомобиля между ними. Большое внимание было уделено низкому центру тяжести, и Type 15 имел значительно более низкий профиль по сравнению с другими автомобилями Формулы-1 того времени. Рулевое управление осуществлялось с помощью рециркуляции шарика и гайки и продолжало оставаться таковым, несмотря на призывы, в частности, Стирлинга Мосса переключиться на реечную систему для повышения отзывчивости. Первоначально машина имела барабанные тормоза, разработанные Гирлингом, с тремя колодками на поворот, но в конце 1951 года команда начала устанавливать дисковые тормоза , впервые для автомобилей Формулы-1. [ 5 ]
Проект обретает форму
[ редактировать ]Мэйс приступил к убеждению британских машиностроительных компаний в преимуществах участия в этом проекте. Его главная мысль заключалась в том, что создание машины, которая станет лучшим в мире для Гран-при, является вопросом британского престижа. Поскольку страна все еще полна послевоенного патриотизма, более трехсот компаний, включая Lucas , Girling, Rolls-Royce , Vandervell , Rubery Owen , David Brown и Standard Motors, с энтузиазмом поддержали проект либо деньгами, либо помощью в виде запчастей. , командирование персонала, доступ к испытательному оборудованию и технической информации. 25 апреля 1947 года был создан Британский исследовательский фонд автоспорта, двигатель которого уже находился в стадии разработки.
Большое количество компаний, вовлеченных в проект, привело к организационному кошмару, который в сочетании с продолжающимся нормированием , тяжелыми финансовыми условиями послевоенной Британии и низким приоритетом работы над проектом внутри компаний, согласившихся помочь, означал, что Первая машина не была готова к эксплуатации до декабря 1949 года. Мэйс хотел держать машину в секрете, пока разработка продолжалась, но это решение было отменено, и после того, как Type 15 был впервые представлен, была проведена крупная пиар-операция со статьями в пресса (в том числе очень поддерживающая передовая статья в «Таймс»), статьи в журналах для мальчиков, брошюрах и даже в книге под названием «Посол BRM в Великобритании: история величайшего гоночного автомобиля Великобритании». В итоге автомобиль стоил ошеломляющие 200 000 фунтов стерлингов (8 037 000 фунтов стерлингов в 2023 году или 10 миллионов долларов США) — как минимум в 20 раз дороже, чем любой другой автомобиль того времени. [ 6 ] Кинохроника Pathé, посвященная презентации автомобиля, уверенно заявила:
Наконец-то гонки
[ редактировать ]Несмотря на все задержки, команда оказалась значительно позади, поскольку в мае на Гран-при Великобритании начался новый чемпионат мира . Не имея возможности принять участие в самой гонке, Мэйс устроил демонстрационный заезд на машине перед очень большой толпой в Сильверстоуне, и пожертвования от общественности хлынули потоком. Вторая машина была построена позже, в 1950 году, и команда установила Международный трофей как Это была первая полноценная гоночная встреча автомобиля, отчасти из-за давления со стороны спонсоров команды, а также Daily Express , которая помимо спонсирования мероприятия подготовила брошюру об автомобиле, которая должна была быть распространена среди зрителей.
Долгожданный дебют новых машин не мог пройти намного хуже. Из двух машин только машина Рэймонда Соммера смогла стартовать в конце квалификационной гонки после того, как ее сбили ночью, и на старте машина накренилась вперед всего на несколько дюймов, прежде чем ее зацепил приводной вал. неудача, выбивающая его из этой гонки и финала. Из толпы раздались громкие возгласы, а когда машину увезли, некоторые даже насмешливо швыряли в нее монеты. [ 9 ]
Вторая гоночная встреча автомобиля в Гудвуде месяцем позже была значительно более обнадеживающей, несмотря на очень влажные условия: Редж Парнелл выиграл не только второстепенный Кубок Вудкота, но и полный Кубок Гудвуда Формулы-1 позже в тот же день. «Все, что нам сейчас нужно, — это немного больше времени на его разработку, а затем мы надеемся показать континенту, на что мы действительно способны» [ 10 ] - сказал Парнелл после гонки, но на самом деле холодные условия скрывали проблемы с перегревом, которые позже вернулись и стали преследовать команду. Последний выход 1950 года состоялся с участием двух машин на Гран-при Пенья-Рин , но после четвертой и пятой квалификации Парнелл выбыл досрочно, когда приводной вал его нагнетателя сломался, прежде чем Питер Уокер сошел с дистанции на две трети из-за утечки масла в его автомобиле. коробка передач.
1951
[ редактировать ]В 1951 году были построены две новые машины с усовершенствованными тормозами, рулевым управлением и топливными баками, которые приняли участие в первом полноценном Гран-при чемпионата команды в Сильверстоуне . Проблемы с машинами не позволили им установить квалификационное время, но обе машины были готовы стартовать сзади. Выхлопные системы автомобилей были спроектированы так, чтобы проходить внутри кузова, но поскольку это была первая гонка, в которой машины проехали полную длину Гран-при, гонщики столкнулись с почти невыносимой жарой в кабине, до такой степени, что им пришлось столкнуться с невыносимой жарой в кабине. во время пит-стопов накладывать повязки на ожоги, чтобы они служили изоляцией и защищали руки от горячей выхлопной трубы. Помня обо всех усилиях, вложенных в проект, Парнелл и Уокер собрались с силами, чтобы дойти до финиша и финишировали пятым и седьмым, хотя и отставали на несколько кругов от победившей Ferrari Хосе Фройлана Гонсалеса .
Следующая гонка автомобиля прошла глубоко на «вражеской территории», в Монце , на Гран-при Италии . BRM прибыла с двумя автомобилями и очень впечатляющим транспортером, и теперь Парнелл сотрудничал с механиком и водителем-испытателем BRM Кеном Ричардсоном . На практике пара не смогла использовать свои машины на полную мощность, но показала восьмое и десятое лучшее время, но затем заявка Ричардсона была отменена на том основании, что у него недостаточно гоночного опыта. Мэйс отклонил просьбу организаторов вмешаться, но 50-летний Ханс Штук согласился вести гонку и проехал несколько тренировочных кругов. Однако проверка коробок передач показала, что они не так уж и далеки от конфискации, и обе машины были сняты с соревнований перед гонкой по соображениям безопасности.
В 1951 году дальнейших гонок не было, машина, заявленная Парнеллом на Гудвуд Трофи , не прибыла. Парнеллу все же удалось финишировать вторым на Ferrari, на которой выступал Тони Вандервелл , который к тому времени устал от проекта BRM и ушел покорять Формулу-1 по-своему, став непримиримым соперником BRM. [ 11 ]
Изменение правил 1952 г.
[ редактировать ]В начале 1952 года Alfa Romeo объявила об отказе от участия своих Alfettas в чемпионате мира, а с появлением чемпиона 1951 года Хуана Мануэля Фанхио, ставшего свободным агентом, Мэйс увидел возможность подписать его в BRM. Мейс пригласил Фанхио протестировать машину в Фолкингеме , и, изо всех сил пытаясь заслужить расположение занятого водителя, он решил, что иметь под рукой исправную машину для испытаний в удобное для Фанхио время важнее, чем участие в апрельском Гран-Премио дель. Валентино в Турине, и из-за финансовых проблем, которые также беспокоили Мэйса, BRM сняли свои три заявки с гонки. [ 12 ]
Оказалось, это ошибка БРМ. Не только без Alfa Romeo, но и без BRM, которые могли бы бросить им вызов, Ferrari рванули домой на 1-м, 2-м, 3-м и 5-м местах, а Питера Уайтхеда Ferrari Thinwall Special - на 4-м. [ 13 ] Столкнувшись с перспективой того, что в сезоне будет доминировать только одна серьезная команда Формулы-1, FIA поддалась давлению со стороны организаторов гонок и постановила, что Гран-при чемпионата мира будет проводиться в соответствии с правилами Формулы-2, для которых Type 15 не допускался. Как оказалось, Ferrari в любом случае выиграла все Гран-при чемпионата в том году, но, поскольку ни одна машина не могла участвовать в чемпионате мира, BRM пришлось довольствоваться различными гонками Формулы-1, не относящимися к чемпионату, Формулой Либре и второстепенными британскими гонками.
Карьера вне чемпионата
[ редактировать ]Фанхио и его аргентинец Гонсалес стартовали в первом ряду на BRM на Гран-при Альби, но после первого и второго пробега у обоих возникли проблемы с перегревом, из-за которых они выбыли. На турнире Ulster Trophy Мосс был партнером Фанхио, но на старте у Мосса возникли проблемы со сцеплением, и Фанхио пришлось сойти с дистанции из-за засоренного масляного фильтра.
На следующий день сезон Фанхио был прерван из-за серьезной аварии в Италии, поэтому Кен Уортон участвовал в гонке Формулы Либре, которая поддерживала Гран-при Великобритании, вместе с Гонсалесом, который показал лучшее время на тренировке, но соскользнул и повредил радиатор, будучи вторым в гонке. гонка. Он взял на себя управление машиной Уортона, но был вынужден сойти с третьего места, когда у него отказала коробка передач за три круга до конца. Ни одной машине также не удалось финишировать в Международном трофее, но Регу Парнеллу удалось выиграть гонку во Флориде в Шотландии. BRM участвовала по три машины в каждой гонке в Гудвуде , за первым и третьим с небольшим отрывом следовали один-два-три в двух гонках, еще одно второе место последовало за последней гонкой года в Чартерхолле .
Однако к настоящему времени многие сторонники BRM уже устали и решили продать команду Альфреду Оуэну . Позже Стирлинг Мосс говорил о Type 15 и не испытывал теплых чувств от участия в гонках на нем; он назвал машину «без сомнения, худшей машиной, на которой я когда-либо участвовал - это был позор». [ 14 ]
С приходом новой команды в 1953 году Type 15 наконец начал показывать стабильные результаты. Тип 15, которому требовалось больше времени на разработку из-за своей сложности, наконец начал достигать своей пиковой точки развития. На пасхальных гонках в Гудвуде Уортон был вторым в первой гонке, опередив Парнелла на четвертом месте, а Уортон выиграл вторую гонку. Он также финишировал третьим в Чартерхолле. В Альби Type 15 боролся с тем, что шины выбрасывали протекторы, но сумел занять первое, второе и пятое место в заезде, а Гонсалес занял второе место в финале, а две другие машины сошли с дистанции. В Сильверстоуне на встрече Гран-при Фанхио занял второе место, а Уортон - третье. Затем Уортон выиграл три гонки подряд в Снеттертоне и Чартерхолле, а после трех мест на подиуме в двух гонках за команду в Гудвуде Уортон выиграл последнюю гонку года в Касл-Комб .
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]В таблице ниже приведены полные результаты Гран-при чемпионата мира для команды BRM Формулы-1 .
( ключ )
Год | Абитуриенты | Двигатели | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1951 | ООО «БРМ» | БРМ П15 1,5 В16 с | Д | СУИ | 500 | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | ESP | |
Принц Бира | ДНК | ДНК | ||||||||||
Рег Парнелл | ДНК | 5 | DNS | |||||||||
Питер Уокер | 7 | |||||||||||
Кен Ричардсон | DNS | |||||||||||
Ганс Штук | DNS | ДНК |
Результаты вне чемпионата
[ редактировать ]( ключ )
Другие записи для БРМ Тип 15
[ редактировать ]Источник [ 15 ]
Дата | Событие | Схема | Водитель | Сетка | Раса | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
6 апреля 1953 г. | Гловер Трофи | Гудвуд | Рег Парнелл | 3 | Верно | Нагнетатель |
Кен Уортон | 1 | 1 | Повреждена, машина списана |
БРМ П30
[ редактировать ]В 1954 году была выпущена обновленная версия Type 15, которая весила более чем на 200 фунтов (91 кг) меньше, чем исходный автомобиль, имела более короткую колесную базу и гораздо меньший топливный бак, поскольку автомобиль больше не участвовал в длинных гонках. Уортон участвовал на старой машине в двух гонках в Новой Зеландии, но из-за проблем с машиной не смог показать ничего лучше, чем два третьих места. Два новых P30, как стали называть автомобили Mk.2, участвовали в тринадцати гонках на десяти различных соревнованиях в году под управлением Уортона и Рона Флокхарта . Вместе они выиграли пять из первых шести гонок, но различные вращения и проблемы не позволили им прибавить в своем счете. Однако к этому моменту команда работала над возвращением в Формулу-1, и 1955 год стал последним годом участия машины в гонках. Из шести гонок Питер Коллинз одержал две победы, а Флокхарт занял два вторых места. [ 16 ]
Выжившие
[ редактировать ]Всего было произведено четыре Type 15, один из которых был списан в результате столкновения во время Glover Trophy и утилизирован на запчасти, а другой автомобиль, разбившийся в Альби, был использован в качестве основы для одного из двух произведенных P30. Один Type 15 выставлен в Национальном автомобильном музее в Больё , другой выставлен в рамках выставки Гран-при Донингтона в оригинальной светло-зеленой окраске рядом с P30 и двигателем V16 в разрезе. Четвертый сохранившийся автомобиль, еще один P30, находится в собственности Берни Экклстоуна , ранее принадлежавшего Pink Floyd барабанщику Нику Мейсону . Автомобили иногда можно увидеть в действии на различных исторических гоночных мероприятиях, таких как Фестиваль скорости в Гудвуде .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Най, Дуг ; Радд, Тони (1994). BRM Сага о британских гоночных моторах: Том 1 - Автомобили с передним расположением двигателя, 1945–1960 гг . Кройдон, Англия: MRP Publishing Ltd., с. 432. ИСБН 0-947981-37-3 .
- ^ Людвигсен, Карл (2006). БРМ V16 . Дорчестер, Великобритания: Veloce Publishing Ltd. ISBN 9781845840372 .
- ^ Veloce Publishing (20 декабря 2007 г.). «Карл Людвигсен о BRM V16, часть 2 www.velocebooks.com» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 25 ноября 2016 г. - через YouTube.
- ^ «БРМ Тип 15 'В16' » . Ultimatecarpage.com . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Клауд, Квинтин (17 октября 2000 г.). «История БРМ 'Тип 15' V16» . 8w.forix.com . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Муэлас, Феликс; Снельман, Лейф; Дипраам, Маттейс (октябрь 2009 г.). «Боннье берет БРМ за рога» . 8w, forix.com . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Британия представляет суперкар 1949 года» . britishpathe.com . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=MGZwDi9K3HE [ только URL ]
- ^ «GP '50 — II Международный трофей BRDC» . Second-a-lap.blogspot.co.uk . 19 июня 2013 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ musrum (11 декабря 2006 г.). «БРМ Краткая история» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 25 ноября 2016 г. - через YouTube.
- ^ «GP '51 — IV Гудвуд Трофи» . Second-a-lap.blogspot.co.uk . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «GP '52 — VI Гран-при дель Валентино» . Second-a-lap.blogspot.co.uk . 19 июля 2013 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «VI Гран-при Валентино» . statsf1.com . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ musrum (24 октября 2006 г.). «История автомобиля Гран-при, часть 3» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 25 ноября 2016 г. - через YouTube.
- ^ «Архив Формулы-1» . silhouet.com . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Информационный центр British Racing Motors (неофициальный)» . madasafish.com . Проверено 8 февраля 2016 г.