Бирабонгсе Бханудей
Бирабонгсе Бханудей | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Это все было в 1944 году | |||||
Рожденный | Большой дворец , Бангкок, Сиам | 15 июля 1914 г. ||||
Умер | 23 декабря 1985 г. Лондон, Англия | (71 год) ||||
Супруг |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | Бханубандх ( династия Чакри ) | ||||
Отец | Принц Бханубандхубонгсе Ворадж | ||||
Мать | Мама Лек Бханубандх на Аюдхья ( урожденная Йонгчайюд) | ||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||
Национальность | ![]() | ||||
Активные годы | 1950 – 1954 | ||||
Команды | Энрико Плате , Гордини , Коннот , Мазерати , Скудерия Милано , независимый | ||||
Записи | 19 | ||||
Чемпионаты | 0 | ||||
Победы | 0 | ||||
Подиумы | 0 | ||||
Карьерные очки | 8 | ||||
Поул-позиции | 0 | ||||
Самые быстрые круги | 0 | ||||
Первая запись | Гран-при Великобритании 1950 года. | ||||
Последняя запись | Гран-при Испании 1954 года. | ||||
24 часа карьеры в Ле-Мане | |||||
Годы | 1939 , 1954 | ||||
Команды | Раймонд Соммер Астон Мартин | ||||
Лучшая отделка | ДНФ ( 1939 , 1954 ) | ||||
Класс побеждает | 0 |
Принц Бирабонгсе Бханудей Бханубандх ( тайский : พีรพงศ์ภาณุเดช ; RTGS : Piraphong Phanudet ; 15 июля 1914 - 23 декабря 1985), Его Высочество принц Бирабонгсе Бханудей, более известный как принц Бира из Сиама (ныне Таиланд), или по его имени Б. Бира , был членом тайской королевской семьи , автогонщиком, моряком и пилотом. [ 1 ]
Бирабонгсе участвовал в гонках Формулы-1 и Гран-при за команды Maserati , Gordini и Connaught . Он был единственным гонщиком из Юго-Восточной Азии , участвовавшим в Формуле-1, пока Малайзии из Алекс Юн не присоединился к Minardi в 2001 году, и единственным гонщиком из Таиланда, участвовавшим в Формуле-1, пока Алекс Албон не дебютировал в 2019 году. Бирабонгсе также участвовал в парусных соревнованиях в четырех Летние Олимпийские игры , а в 1952 году он перелетел из Лондона в Бангкок на собственном двухмоторном самолете Miles Gemini .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родителями принца Бирабонгсе были принц Бханурангси Савангвонгсе и его вторая жена. Дедушкой Бирабонгсе по отцовской линии был король Монгкут , которого часто изображали в голливудских фильмах «Король и я» и «Анна и король» . Его мать умерла, когда принцу Бирабонгсе было всего четыре года. [ 2 ] Бирабонгсе был отправлен в Европу в 1927 году для завершения образования в Англии в Итон-колледже , где он присоединился к одному из своих племянников, внуку своего отца от первого брака. [ 2 ] Пока он был в Итоне, отец Биры умер, оставив его сиротой. Он был передан под опеку своего двоюродного брата, принца Чулы Чакрабонгсе , который в конечном итоге стал законным опекуном принца Биры. Покинув Итон в возрасте 18 лет в начале 1933 года, принц Бира переехал к принцу Чуле в Лондон, пока решал свое будущее.
Принц Бирабонгсе был зарегистрирован для поступления в Тринити-колледж в Кембридже , но не сдал вступительные экзамены в Кембриджский университет . [ 2 ] Первоначально принц Чула нанял для принца Биры репетитора, чтобы лучше подготовить его к экзамену, но принц Бира передумал и выразил желание изучать скульптуру, а не учиться в университете. [ 2 ] Принц Чула обратился к ведущему скульптору Чарльзу Уилеру , и Уилер взял принца Биру учеником в свою студию. Хотя принц Бира проявил некоторый талант скульптора, по мнению Уиллера, ему необходимо было научиться рисовать, и поэтому осенью 1934 года принц Бира поступил в Школу искусств Байама Шоу . Принц Бирабонгсе недолго посещал школу Байам Шоу, но там он подружился с однокурсницей Серил Хейкок и начал всерьез ухаживать за ней только несколько недель спустя. Однако и принц Чула, и ее родители наложили серьезные ограничения на свои отношения, и только в 1938 году они смогли пожениться. [ 2 ]
Автогонки
[ редактировать ]

Бира впервые участвовал в гонках с командой своего кузена принца Чулы, White Mouse Racing , за рулем Riley Imp в Бруклендсе в 1935 году. На этой машине Бира установил национальные цвета автоспорта Сиама: бледно-голубой с желтым. Позже он жил недалеко от Женевы, Швейцария, и на юге Франции.
Позже в 1935 году принц Чула подарил ему один из новых гоночных автомобилей ERA voiturette — R2B, который получил прозвище Romulus . Бира финишировал вторым в своей первой гонке на Ромуле, несмотря на то, что ему пришлось остановиться на ремонт. В оставшихся гонках сезона Бира стабильно попадал в число наиболее мощных автомобилей Гран-при, заняв еще одно второе и пятое место на Гран-при Донингтона .
В 1936 году принцы решили, что результаты предыдущего сезона заслуживают второй ЭРА. Они приобрели шасси R5B (которое Бира назвал Ремусом ) для использования в британских соревнованиях и сохранили Ромулуса для международных гонок. Чула также приобрел Maserati 8CM, чтобы пополнить список White Mouse. Опыт Биры за рулем принес ему Кубок Принца Ренье в Монте-Карло . Бира выиграла еще четыре гонки в ERA в том сезоне и вывела Гран-при Maserati на 5-е место в Донингтоне и 3-е место в Бруклендсе. Это был звездный час для Биры и команды Белой Мыши.
После перехода Дика Симана в Mercedes в 1937 году тайцы приобрели его Grand Prix Delage и все его запчасти, а также второй Delage. Несмотря на несколько модернизаций и найм опытного гоночного инженера и будущего менеджера команды Jaguar Лофти Англии , машины показали себя хуже, и во многих случаях Бира участвовал в гонках на старых и к настоящему времени существенно худших ERA. Кроме того, деньги, потраченные на модернизацию Delage, истощили ресурсы команды, и подготовка ERA к гонкам была урезана. Позже в том же году White Mouse инвестировала в более новую ERA C-Type, шасси R12C. R12C стал известен как Хануман , и Бира прикрепил к нему большой серебряный значок с тиснением, изображающий индуистское божество , в честь которого он назвал машину. После крупной аварии в 1939 году Hanuman был переоборудован обратно в спецификации B-Type, и в свете этого капитального ремонта Бира переименовал автомобиль в Hanuman II .
В то время как Бира добился приличных результатов на британских соревнованиях, более дорогостоящие международные гонки оказались в значительной степени катастрофой.
После войны Бира вернулся в автогонки с несколькими командами. В 1951 году он участвовал в гонках на старом Maserati 4CLT, оснащенном новым двигателем V12 Osca . Никаких результатов в этом году получено не было из-за плохой работы автомобиля в сочетании с тяжелой аварией. К 1954 году на более новом автомобиле Maserati 250F он выиграл Гран-при Фронтьера на трассе Шиме , а затем финишировал четвертым на Гран-при Франции 1954 года на своем собственном Maserati . В январе 1955 года он выиграл Гран-при Новой Зеландии в Ардморе; он ушел в отставку в конце того сезона.
Парусный спорт
[ редактировать ]Бира участвовала в соревнованиях по парусному спорту на Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году на модели Star , Олимпийских играх в Риме 1960 года на модели Star , Олимпийских играх в Токио 1964 года на модели Dragon и Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года на модели Tempest . [ 3 ] [ 4 ] На Играх 1960 года он соревновался с другим бывшим гонщиком Формулы-1, Роберто Мьересом , который финишировал семнадцатым, опередив принца, занявшего девятнадцатое место.
Смерть
[ редактировать ]Принц Бира умер на станции метро Barons Court в Лондоне 23 декабря 1985 года. Он потерял сознание и умер от сердечного приступа, но, поскольку у него не было с собой документов, удостоверяющих личность, его тело первоначально не удалось опознать. обнаружила в его кармане рукописную записку Столичная полиция и отправила ее на анализ в Лондонский университет , где выяснилось, что она написана на тайском языке и адресована принцу Бире. Посольство Таиланда было уведомлено и осознало его значение. Тайская панихида прошла в храме Ват Буддхападипа в Уимблдоне , а позже он был кремирован в соответствии с тайскими и буддийскими традициями и обычаями.
Другие награды
[ редактировать ]Трасса Бира , расположенная недалеко от Паттайи, Таиланд, названа в честь принца Биры.
В 2016 году в научной статье, в которой сообщалось об исследовании математического моделирования, в котором оценивалось относительное влияние водителя и машины, принц Бира был назван сорок третьим лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен. [ 5 ]
Разработка тайских гоночных цветов
[ редактировать ]Принц Бира сыграл важную роль в разработке и установлении национальных гоночных цветов Таиланда. Базовый цвет схемы, от среднего до бледно-голубого, был принят Бирой в 1934 году и заимствован из вечернего платья молодой женщины, с которой Бира познакомился в первые годы своего пребывания в Лондоне. Первоначально автомобили были окрашены исключительно в синий цвет, но постепенно Бира добавил немного желтого, чтобы компенсировать основной цвет. Он начал красить рельсы шасси автомобилей в желтый цвет в 1939 году. [ 6 ]
-
Биры 1936 года Maserati 8CM выпуска в его оригинальной полностью синей ливрее с сиамскими флагами на хвосте и эмблемой Белой Мыши прямо перед кабиной.
-
Второй гоночный автомобиль ERA Биры, R5B Remus , в промежуточной синей окраске с только желтыми колесами. Флаг Великобритании размещен на почетном месте у правой передней кромки капота автомобиля, обозначая его производителя.
-
Третья ERA Биры, шасси R12B Hanuman II , в последней тайской гоночной схеме бледно-синего цвета с желтыми направляющими и колесами шасси. Тайский флаг расположен на вспомогательной позиции, у левой передней кромки капота автомобиля, обозначая водителя (он также находится на хвосте).
-
Inter 1954 года выпуска Биры Maserati A6GCM в более свободной интерпретации его гоночных цветов. После Второй мировой войны, и особенно за пределами соревнований Гран-Эпрев , национальные гоночные цветовые схемы не соблюдались строго.
-
Бира за рулем своего Maserati 250F 1954 года на Гран-при Франции 1954 года . Хорошо видны изменения официальной гоночной схемы, необходимые для послевоенных автомобилей, у которых не было видимых направляющих шасси: желтый цвет теперь образует широкую полосу вокруг нижней части кузова автомобиля.
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата Европы
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | ЭДГ | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1938 | Савойская команда | Мазерати 8см | Мазерати 3.0 Л8 | ОТ | ДАВАТЬ | СУИ 14 1 |
ОНА | — 1 | |
Источник: [ 7 ]
|
- Примечания
- ^ 1 - Как штурман Бира не имел права на получение чемпионских очков.
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1939 | ![]() |
![]() |
Альфа Ромео 6C 2500SS | 3.0 | 173 | ДНФ | ДНФ |
1954 | ![]() |
![]() |
Астон Мартин DB3S купе | С 3.0 | 138 | ДНФ | ДНФ |
Источник: [ 8 ]
|
Результаты Великих испытаний после Второй мировой войны
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1947 | Энрико Плате | Мазерати 4CL | Мазерати 4CL 1.5 L4 с | СУИ 8 |
||||
Конюшня белой мыши | ЭРА Б | ЭРА 1,5 Л6 с | БЕЛ DNS |
|||||
Скудерия Милан | Мазерати 4CL | Мазерати 4CL 1.5 L4 с | ОНА Верно |
ОТ | ||||
1948 | Команда Гордини | Симка Гордини Т15 | Симка-Гордини 15C 1,5 L4 с | МОЙ Верно |
||||
Энрико Плате | Мазерати 4CL | Мазерати 4CL 1.5 L4 с | СУИ Верно |
|||||
Принц Чула | ЭРА Б | ЭРА 1,5 Л6 с | ОТ DNS |
|||||
Скудерия Феррари | Феррари 125 | Феррари 125 F1 1,5 V12 с | ОНА Верно |
|||||
1949 | Принц Чула | Мазерати 4CLT/48 | Мазерати 4CLT 1.5 L4 с | Великобритания Верно |
БЕЛ | |||
Энрико Плате | СУИ 5 |
ОТ 2 |
ОНА 3 | |||||
Источник: [ 9 ]
|
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | МЦД | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | Энрико Плате | Мазерати 4CLT/48 | Мазерати 4CLT 1.5 L4 с | Великобритания Верно |
МОЙ 5 |
500 | СУИ 4 |
БЕЛ | ОТ | ОНА Верно |
8-е место | 5 | ||
1951 | Сиамская лошадь | Мазерати 4CLT/48 | Мазерати 4CLT 1.5 L4 с | СУИ | 500 | БЕЛ | ОТ ДНК |
Великобритания | ДАВАТЬ ДНК |
ОНА | Северная Каролина | 0 | ||
ОСКА 4500 4,5 В12 | ESP Верно |
|||||||||||||
1952 | Команда Гордини | Сырой Т15 | Гордини 1500 1,5 л4 | СУИ Верно |
500 | БЕЛ 10 |
Северная Каролина | 0 | ||||||
Гордини Т16 | Гордини 20 2.0 L6 | ОТ Верно |
Великобритания 11 |
ДАВАТЬ | ВНИЗ | ОНА | ||||||||
1953 | Коннахт Инжиниринг | Коннот Тип А | Леа-Фрэнсис 2.0 L4 | АРГ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ Верно |
Великобритания 7 |
ДАВАТЬ Верно |
СУИ | Северная Каролина | 0 | |
Скудерия Милан | Мазерати A6GCM | Мазерати А6 2.0 L6 | ОНА 11 | |||||||||||
1954 | Officine Alfieri Maserati | Мазерати A6GCM | Мазерати А6 2.0 L6 | АРГ 7 |
500 | 17-е | 3 | |||||||
Принц Бира | Мазерати 250Ф | Мазерати 250F1 2.5 L6 | БЕЛ 6 |
ОТ 4 |
Великобритания Верно |
ДАВАТЬ Верно |
СУИ | ОНА | ESP 9 | |||||
1955 | Принц Бира | Мазерати 250Ф | Мазерати 250F1 2.5 L6 | АРГ | МОЙ | 500 | БЕЛ ДНК |
ВНИЗ | Великобритания | ОНА | Северная Каролина | 0 |
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Родословная
[ редактировать ]Предки Бирабонгсе Бханудея |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Принц и я: история последнего тайского пилота Формулы-1» . Би-би-си . 27 ноября 2018 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бирабонгсе, принцесса Серил (1998). Принц и я: Моя жизнь с принцем Сиама Бирой . Издательство Велос. п. 224. ИСБН 978-1-845845-69-8 .
- ^ Вива F1. «Формула-1 на Олимпийских играх» . Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 26 июля 2012 года .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Бирабонгсе Бханудей» . Олимпия . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Хэнлон, Майк (12 мая 2016 г.). «50 лучших пилотов Формулы-1 всех времён, независимо от того, на чём они ездили» . Новый Атлас . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 года . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ^ Снельман, Лейф (август 2000 г.). «Принц и я» . 8 Вт . Форикс.com . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ «ЗОЛОТАЯ ЭРА – ГОНОК ГРАН-ПРИ» . kolumbus.fi . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ «Все результаты «Б. Бира" " . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ " "Б Бира" – Биография" . Журнал «Моторспорт» . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ « Б Бира » . Motorsportmagazine.com . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «Принц Бира – Участие вне чемпионата мира» . statsf1.com . Проверено 14 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бира, гонщик Гран-при, текст: сайт Autocourse
- Малкольм Кэмпбелл и принц Бира, фото: сайт The Brooklands Society
- довоенные фотографии много фотографий: сайт Бруклендского общества
- Текст его личной жизни .
- Краткая биография grandprix.com
- Снельман, Л. 2000. Принц и я , 8W .
- Принц Бира в Автомобильной библиотеке Криттендена. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine , полная статистика гонок Формулы-1.
- Международная трасса Бира
- «Blue Wings to Bangkok», написанная принцем Бирой, 1953 г.
- 1914 рождений
- 1985 смертей
- Тайский кобель Пхра Онг Чао
- Династия Чакри 20-го века
- Семья Бханубандх
- Тайские гонщики
- Тайские пилоты Формулы-1
- Тайские скульпторы
- Пилоты Формулы-1 Энрико Плате
- Пилоты Формулы-1 Гордини
- Гонщики Формулы-1 Connaught
- Пилоты Scuderia Milano Формулы-1
- Пилоты Maserati Формулы-1
- Пилоты Гран-при
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Брайтонские люди, участвующие в гонках на скорость
- Спортсмены из Бангкока
- Люди Бруклендса
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Олимпийские моряки в Таиланде
- Участники Королевских Олимпийских игр
- Тайские моряки-мужчины (спорт)
- Моряки на летних Олимпийских играх 1956 года - Звезда
- Моряки на летних Олимпийских играх 1960 года - Звезда
- Моряки на летних Олимпийских играх 1964 года - Дракон
- Моряки на летних Олимпийских играх 1972 года - Буря
- Призеры Азиатских игр по парусному спорту
- Моряки на Азиатских играх 1970 года.
- Медалисты Азиатских игр 1970 года.
- Золотые медалисты Азиатских игр из Таиланда
- Тайский кобель Мом Чао