Jump to content

Плоский 12-цилиндровый двигатель Феррари

Тип 207/232/001/015
Двигатель Феррари 1512 Типо 207
Обзор
Производитель Феррари
Дизайнер Мауро Форгьери
Производство 1964–1980
Макет
Конфигурация 180° Плоский-12
Смещение
  • 1,5 л (1489,63 куб.см)
  • 2,0 л (1999,08 куб.см)
  • 3,0 л (2991 куб.см)
Диаметр цилиндра
  • 56 мм (2,2 дюйма)
  • 65 мм (2,6 дюйма)
  • 78,5 мм (3,09 дюйма)
  • 80 мм (3,1 дюйма)
Ход поршня
  • 50,4 мм (1,98 дюйма)
  • 50 мм (2,0 дюйма)
  • 51,5 мм (2,03 дюйма)
  • 49,6 мм (1,95 дюйма)
блока цилиндров Материал алюминий
головки блока цилиндров Материал алюминий
Клапанный механизм ДОХК
Горение
Тип топлива Бензин
Система охлаждения Водяное охлаждение
Хронология
Предшественник Двигатель Феррари Коломбо
Преемник Двигатель Феррари V12 F1

Семейство оппозитных 12-цилиндровых двигателей Ferrari представляет собой серию 12-цилиндровых DOHC, бензиновых двигателей выпускавшихся Ferrari с 1964 по 1996 год. Первый гоночный оппозитный 12-цилиндровый двигатель Ferrari, Мауро Форгьери , разработанный Tipo 207 , был представлен на автомобиле Ferrari 1512 F1 в 1964. Позже 12-цилиндровые оппозитные гоночные двигатели использовались в Ferrari Formula One и спортивных гоночных автомобилях с 1968 по 1980 год, включая 212 E Montagna , B 312 серии , 312 PB и 312 серии T. Дорожные оппозитные 12-цилиндровые двигатели были представлены на модели 365 GT4 BB и производились в различных версиях до окончания производства F512M в 1996 году.

Конфигурация и номенклатура

[ редактировать ]
Разница между двумя оппозитными 6-цилиндровыми двигателями: 180° V слева, оппозитный справа.
Разница между двумя примерами оппозитных 6-цилиндровых двигателей: 180° V слева, оппозитный справа. Ferrari Flat-12 повторяет конфигурацию слева.

Двигатели Ferrari Flat-12 имеют два ряда по 6 цилиндров, ориентированных под углом 180 градусов друг к другу в горизонтально-оппозитной или «плоской» компоновке . Эта схема была впервые использована в двигателе Ferrari инженером Мауро Форгьери в гоночном автомобиле Ferrari 1512 Formula One 1964 года, который был первым автомобилем с оппозитным 12-цилиндровым двигателем любого типа, участвовавшим в гонках. [ 1 ] : 6  Раньше Ferrari производила только двигатели с V-образным или прямым расположением цилиндров. Плоский 12-цилиндровый двигатель изначально был разработан для использования в гоночных автомобилях Ferrari, поскольку форма двигателя привела к более низкому центру тяжести, что улучшило различные характеристики управляемости. В более поздних автомобилях 312 B и 312 T F1 низкая высота Flat-12 была аэродинамически выгодной, поскольку позволяла дополнительному потоку воздуха достигать заднего спойлера . [ 2 ]

Все двигатели Ferrari с плоским 12-цилиндровым двигателем имеют конструкцию коленчатого вала , в которой каждая пара противоположных шатунов использует одну и ту же шатунную шейку - черта, характерная для более ранних двигателей Ferrari V12. Это отличает данную конструкцию двигателя от оппозитного двигателя . По словам конструктора двигателя Форгьери:

«Пожалуйста, не называйте это боксером. Технически правильно сказать, что этот двигатель представляет собой оппозитный 12-цилиндровый двигатель, то есть имеет 12 цилиндров с углом поворота головок 180°. Разница между этим двигателем и настоящим «оппозитным двигателем» заключается в том, что в двигателе Феррари соответствующие шатуны каждого ряда соединены на одной и той же шатунной шейке, поэтому два поршня движутся в одном и том же направлении, тогда как в настоящем оппозитном двигателе (например, оппозитный шестицилиндровый двигатель Porsche) поршни движутся в противоположных направлениях».

- Мауро Форгьери, цитата «Двигатели Ferrari». Реджиани и Блюмела в книге

Обычно используются три названия плоско-12-цилиндровых двигателей Ferrari: «плоский-12», «180° V12» и «боксер». «Плоский» не определяет конструкцию коленчатого вала и, следовательно, может относиться либо к неоппозитному двигателю, например Ferrari, либо к истинно оппозитному двигателю, например Porsche Flat-6 . В качестве альтернативы некоторые источники предпочитают называть 12-цилиндровые двигатели Ferrari «180 ° V12», имея в виду конструкцию коленчатого вала, созданную на основе V12, и угол 180 ° между рядами цилиндров. [ 3 ] : 60  [ 4 ] : 8  В других источниках они называются «оппозитными» двигателями. Несмотря на техническую неточность понятия «боксер», этот термин широко используется как в прессе, так и в печати. [ 1 ] и официальные публикации Ferrari, включая заводские характеристики 312 B F1. [ 5 ] и рекламные проспекты дорожного автомобиля BB 512. [ 4 ] : 195 

Гоночные двигатели

[ редактировать ]
Джон Сёртиз и Мауро Форгьери осматривают оппозитный 12-цилиндровый двигатель Ferrari 1512 1964 года выпуска.
Джон Сёртиз (стоит слева) и Мауро Форгьери (справа) осматривают двигатель Tipo 207 в Ferrari 1512 1964 года.

Первым 12-цилиндровым оппозитным двигателем Ferrari был 1,5-литровый Tipo 207 , который использовался в Ferrari 1512 болиде Формулы-1 1964-65 годов (также известном как 512 F1). [ 6 ] Оппозитный 12-цилиндровый двигатель Tipo 207 был разработан Мауро Форгьери и имел объем 1489,63 куб.см (90,903 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня 56,0 мм × 50,4 мм (2,20 дюйма × 1,98 дюйма) и степень сжатия 9,8:1. Картер был отлит из алюминиевого сплава. Коленчатый вал вращался на семи коренных подшипниках. Четыре верхних распределительных вала с зубчатым приводом приводили в действие один впускной и один выпускной клапан на цилиндр. В системе зажигания использовались сдвоенные распределители (с цепным приводом от распределительных шестерен) и одна свеча зажигания на цилиндр. Вспомогательные компоненты, такие как генератор , топливный насос и ТНВД, были размещены сверху двигателя. Первая версия двигателя Tipo 207 , представленная прессе на пресс-конференции Ferrari в декабре 1963 года, была оснащена системой непрямого впрыска топлива производства Lucas . она была заменена на полную систему впрыска и зажигания Bosch . В 1965 году двигатель был переработан с новой конструкцией головки блока цилиндров и измененными трубками впрыска. Перед дебютом автомобиля на соревнованиях в 1964 году [ 1 ] : 8–13 

Двигатель развивал мощность 220 л.с. (162 кВт; 217 л.с.) при 12000 об/мин. [ 7 ] по сравнению с двигателем V8 модели 158 мощностью 210 л.с. (154 кВт; 207 л.с.) при 11 000 об/мин . Такая выходная мощность сделала его одним из самых мощных современных 1,5-литровых двигателей Формулы-1, возможно, превзойденным Honda RA271 V12. [ 8 ] Однако кривая крутящего момента двигателя не была достаточно широкой, чтобы обеспечить значительное преимущество перед другими автомобилями, и к концу сезона 1965 года модель 1512 не была конкурентоспособной. [ 1 ] : 13 

2-литровый Tipo 232 оппозитный двигатель Ferrari Sport 2000 (позже названного 212 E Montagna ) был разработан для спортивного гоночного автомобиля 1968 года выпуска . Двигатель был разработан инженером Ferrari Стефано Якопони на основе ранее разработанного Форгьери Tipo 207 Flat-12. Общий объем этого двигателя составлял 1990,08 куб.см (121,442 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня - 65 x 50 мм, а степень сжатия - 11:1. [ 9 ] [ 10 ] Картер двигателя был из алюминиевого сплава с чугунными гильзами цилиндров. Хотя объем двигателя был увеличен по сравнению с Tipo 207 , Tipo 232 был более компактным. У него было четыре коренных подшипника (вместо семи, использовавшихся на более раннем двигателе), внутренний угол 27 ° между впускным и выпускным клапанами был уже, а вспомогательные компоненты зажигания / впрыска топлива были установлены ниже. Как и в Tipo 207 , в двигателе использовались четыре верхних распределительных вала с зубчатым приводом, но теперь на каждый цилиндр приходилось два впускных и два выпускных клапана. Топливо подавалось системой непрямого впрыска Lucas. Была оборудована транзисторная система зажигания Magneti Marelli с одной свечой зажигания на цилиндр. [ 1 ] : 14, 18, 169 

При первой установке на Sport 2000 двигатель развивал мощность 290 л.с. (220 кВт) при 11 500 об/мин. Позже, во время гоночного сезона 1969 года, двигатель был усовершенствован, и степень сжатия увеличилась до 11,3:1. и мог производить 315–320 л.с. (235–239 ​​кВт) при коротких импульсах и 295 л.с. (220 кВт) постоянно. Двигатель был предназначен для коротких дистанций чемпионата Европы по восхождению на холм (где он был чрезвычайно успешным в 1969 году) и не предназначался для соревнований на выносливость, хотя для предотвращения частых ремонтов двигателя было установлено достаточное количество систем водяного и масляного охлаждения. [ 1 ] : 14, 18, 169 

Ferrari Tipo 001 установлен на 312B2
Ferrari Tipo 001 установлен на 312B2

Tipo 001 представлял собой 3-литровый оппозитный 12-цилиндровый двигатель, который использовался в автомобилях 312 B Формулы-1 и спортивных гоночных автомобилях 312 PB в период с 1970 по 1974 год. Этот двигатель, разработанный Мауро Форгьери, был предназначен для замены устаревшего двигателя Colombo V12, используемого в 312 F1 и 312 P. 312 F1. Спортивные гоночные автомобили Tipo 001 финансируемым Fiat был первым двигателем Ferrari F1 , после того, как Fiat приобрел 50% акций компании в 1969 году . Реструктуризация гоночной программы Fiat и дополнительное финансирование побудили Форгьери создать новый отдельный отдел исследований и разработок, где были разработаны автомобиль 312 B F1 и двигатель Tipo 001 . Форгери находился под сильным влиянием двигателя Cosworth DFV При разработке Tipo 001 V8 , особенно в том, как было оптимизировано движение масла внутри картера для уменьшения потерь при перекачке масла и в конструкции камеры сгорания. [ 11 ] : 139–144  [ 2 ] [ 12 ]

Общий объем двигателя составлял 2991 куб.см (182,5 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня 78,5 x 51,5 мм, степень сжатия 11,8:1. Более поздние версии, используемые в 312 B2 и B3, имели диаметр цилиндра и ход поршня 80 x 49,6 мм и степень сжатия 11,5:1. Картер из алюминиевого сплава (с чугунными гильзами) был выполнен из двух частей с вертикальным разъемом в центре корпуса. С целью снижения веса , обработанные дробеструйной обработкой из титана шатуны были использованы . Цельный коленчатый вал имел четыре коренных подшипника и был соединен с маховиком резиновой муфтой (разработанной Pirelli ), которая снижала нагрузку на коленчатый вал и предотвращала его поломку. Как и у предыдущего Tipo 232 , четыре верхних распределительных вала приводились в движение шестернями и управляли двумя впускными и двумя выпускными клапанами на цилиндр. Угол включения между створками был дополнительно уменьшен до 20°. Были оборудованы непрямой впрыск топлива Lucas и транзисторное зажигание Marelli с одной свечой. Общая высота двигателя была уменьшена по сравнению с предыдущим вариантом. Tipo 207 F1 был всего на 15 кг (33 фунта) тяжелее конкурента Cosworth DFV V8, несмотря на наличие 4 дополнительных цилиндров и больших габаритных размеров. Двигатель [ 1 ] : 20, 22, 170–173  [ 2 ]

Первоначально Ferrari сообщила, что Tipo 001 развивал выходную мощность 455 л.с. (339 кВт) при 11 500 об / мин, что почти на 20 л.с. (15 кВт) превышало мощность как более раннего двигателя 312 V12, так и DFV. [ 1 ] : 22  К концу сезона Формулы-1 1970 года дальнейшая разработка увеличила мощность Tipo 001 до 480 л.с. (360 кВт) при 12 600 об/мин. [ 2 ] В своей последней версии 312 B3 1974 года двигатель развивал мощность 485 л.с. (362 кВт) при 12 500 об/мин. [ 1 ] : 173 

Наряду с использованием двигателя в автомобилях 312 B F1, расстроенная версия Tipo 001 использовалась в спортивных гоночных автомобилях 312 PB 1971–1973 годов. Первоначально эта версия производила 440 л.с. (330 кВт) при 10 800 об/мин, а в 1973 году мощность увеличилась до 470 л.с. (350 кВт) при 11 500 об/мин. [ 13 ]

3-литровый оппозитный 12-цилиндровый двигатель Tipo 015 использовался в серии Ferrari 312 T автомобилей Формулы-1 в период с 1975 по 1980 год. Он был во многом заимствован у Tipo 001 , но был адаптирован для установки новой поперечной коробки передач 312 T. Общий объем двигателя составлял 2991 куб.см (182,5 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня 80 x 49,6 мм, степень сжатия 11,5:1. [ 1 ] : 175  Конструкция двигателя постоянно улучшалась на протяжении многих лет соревнований, включая более широкое использование легких компонентов из магния и титана, а также усовершенствования головок цилиндров, камер сгорания и впускных каналов. [ 3 ] : 60–62  Первые двигатели 312 T производили примерно 500 л.с. (370 кВт) при 12 200 об/мин. Эта мощность увеличилась до 510 л.с. (380 кВт) при 12 200 об/мин в 312 T3 1978 года и, наконец, до 515 л.с. (384 кВт) при 12 300 об/мин в 312 T4 1979 года. . [ 1 ] : 175–178 

На смену Tipo 015 пришел Tipo 021 V6 с турбонаддувом в модели 126C 1980 года . Tipo 015 был последним безнаддувным двигателем Ferrari до 1989 года.

Дорожные двигатели

[ редактировать ]
Ф102, Ф110, Ф113
Ferrari F102 Двигатель в 365 GT4 BB
Обзор
Производитель Феррари
Дизайнер Джулиано Де Анжелис
Производство 1973–1996
Макет
Конфигурация Квартира-12
Смещение
  • 4,4 л (270 куб. Дюймов) (F102A)
  • 4,9 л (300 куб. Дюймов) (F102B, F110, F113)
Диаметр цилиндра
  • 81 мм (3,2 дюйма) (F102)
  • 82 мм (3,2 дюйма) (F102B, F110, F113)
Ход поршня
  • 71 мм (2,8 дюйма) (F102)
  • 78 мм (3,1 дюйма) (F102B, F110, F113)
блока цилиндров Материал Силумин
головки блока цилиндров Материал Силумин
Клапанный механизм ДОХК
Горение
Тип топлива Бензин
Система охлаждения Водяное охлаждение
Хронология
Предшественник Двигатель Феррари Коломбо
Преемник Двигатель Феррари Ф133

Ferrari представила дорожный оппозитный 12-цилиндровый двигатель на модели 365 GT4 BB 1973 года . Этот двигатель был доработан для использования в моделях 512 BB, 512 BBi, Testarossa, 512TR и F512M, которые производились до 1996 года.

Двигатель Tipo F102A был первым 12-цилиндровым двигателем с плоским двигателем, установленным на дорожном автомобиле Ferrari 365 GT4 BB 1973–1976 годов. [ 14 ] Проектированием и разработкой нового двигателя руководили инженеры Ferrari Джулиано де Анжелис и Анджело Беллей. [ 14 ] Двигатель F102A был заимствован из двигателя Tipo 001 Формулы-1. [ 15 ] : 127  а также более ранние двигатели Ferrari Colombo V12 . Объем двигателя, диаметр цилиндра и ход поршня, шатуны и поршни были такими же, как у двигателя Tipo 251 60° V12 Colombo, установленного на 365 GTB/4 Daytona , который он заменил. [ 16 ] : 21  F102A имел два клапана на цилиндр и два верхних распределительных вала на ряд, хотя теперь они имели ременный привод, а не цепной, как на более ранних 12-цилиндровых двигателях Ferrari. Ременная передача была выбрана для снижения шума, повышения надежности и снижения затрат на производство и обслуживание. [ 16 ] : 25  Двигатель оснащен двумя рядами двух карбюраторов Weber 40IF3C с тройным дросселем и электронной системой Magneti Marelli «Dinoplex». [ 17 ] система зажигания. [ 18 ] В отличие от Tipo 251 и Tipo 001 , свечи зажигания входят в камеру сгорания сверху, а не сбоку. [ 16 ] : 32  Блок , с поршнями из и головки цилиндров были изготовлены из легкого сплава силумина легкого сплава Borgo, запрессованными чугунными гильзами цилиндров и поперечно-плоскостным коленчатым валом из кованой стали. [ 15 ] : 128  Как это было стандартной практикой Ferrari, коленчатый вал изготавливался из цельной стальной заготовки, которую перед обработкой состаривали для улучшения структурной стабильности. [ 16 ] : 22  Смазка двигателя осуществлялась с помощью мокрого картера емкостью 12 литров (13 кварт США) и сдвоенных масляных фильтров. [ 15 ] : 127, 131 

По словам де Анжелиса и Беллей, двигатель первого прототипа F102 A развивал мощность 380 л.с. (280 кВт) при 7100 об/мин и во время испытаний разгонял прототип до 302 км/ч (188 миль в час). [ 16 ] В некоторых рекламных материалах Ferrari указывается эта цифра в 380 л.с., в то время как в других сообщается, что серийная версия двигателя F102 A выдавала 360 л.с. при 7500 об/мин и крутящий момент 311 фут/фунт при 4500 об/мин. [ 19 ] Цифры, представленные в других заводских и печатных публикациях, различаются: в руководстве пользователя указывается мощность 344 л.с. (253 кВт; 339 л.с.) при 7200 об/мин. [ 20 ]

В 1976 году Ferrari выпустила обновленную версию BB — BB 512 . Этот автомобиль был оснащен 12-цилиндровым оппозитным двигателем Tipo F102B , созданным на основе предыдущего F102A, но увеличенным до 4942 куб.см. Диаметр цилиндра и ход поршня теперь составляли 82 x 78 мм, а степень сжатия была увеличена до 9,2:1. [ 21 ] Также были изменены фазы газораспределения. [ 4 ] : 43 

Первоначально Ferrari заявляла, что пиковая выходная мощность составляет 360 л.с. (270 кВт) при 6800 об / мин и крутящий момент 331 фунт-фут (449 Нм). Более поздние публикации Ferrari изменили эту цифру до 340 л.с. (250 кВт). [ 4 ] : 43  Несмотря на потерю пиковой мощности, более плоская кривая крутящего момента двигателя объемом 4,9 л обеспечила более плавную и удобную для пользователя подачу мощности. Двигатель большего объема также позволил Ferrari соблюдать более строгие правила по загрязнению окружающей среды и шуму без потери производительности. [ 16 ] [ 19 ] [ 4 ] Теперь использовалась система смазки с сухим картером, чтобы предотвратить проблемы с масляным голоданием и пульсацией, которые усугублялись более высокими силами на поворотах, создаваемыми более широкими шинами BB 512. [ 4 ] : 43 

Двигатель F102B также использовался в 512 BB LM гоночных автомобилях . В автомобилях серии 1 двигатели были модифицированы новыми поршнями, распределительными валами и карбюраторами, в результате чего выходная мощность составила примерно 400 л.с. (300 кВт). Автомобили серии 2 также имели механическую систему впрыска топлива Lucas, питаемую двойными топливными насосами Turolla. В таком виде двигатель развивал мощность примерно 475–480 л.с. (354–358 кВт). [ 4 ] : 85, 87 

В 1981 году BB 512 был заменен на BB 512i с двигателем Tipo F110A . Этот двигатель был основан на F102B, но теперь был оснащен системой впрыска топлива Bosch K-Jetronic . Он имел те же размеры и габаритную вместимость, что и F102B. Система впрыска топлива позволила Ferrari соблюдать более строгие правила по выбросам. Общая выходная мощность теперь составляла 340 л.с. (250 кВт) при 6000 об/мин. Электронная система зажигания Dinoplex теперь имела встроенный ограничитель оборотов, срабатывающий при 6600 об/мин. [ 4 ] : 55–56 

Типо F113A/B/D/G

[ редактировать ]

Testarossa была представлена ​​в 1984 году, заменив BB 512i. Он был оснащен двигателем Tipo F113A . Этот двигатель был первым дорожным 12-цилиндровым двигателем Ferrari с четырьмя клапанами на цилиндр. Выходная мощность составляла 390 л.с. (287 кВт; 385 л.с.), что делало его самым мощным двигателем, установленным на серийном спортивном автомобиле на момент его запуска. Диаметр цилиндра, ход поршня и объем 4942 куб.см были идентичны предыдущему двигателю F110A. [ 22 ] F113A был оснащен электронной системой зажигания Marelli Microplex MED120 и системой впрыска топлива Bosch K-Jetronic. Экспортные версии для США, Канады и Японии имели каталитический нейтрализатор и систему впрыска топлива KE-Jetronic. Европейские версии получили эти функции в 1986 году, а обновленный двигатель был известен как F113B. [ 23 ]

1991 года выпуска 512 TR оснащался двигателем Tipo F113D . Это была модернизированная версия F113A в Testarossa, сохранившая тот же объем кубатуры 4,9 л. Изменения были внесены в порты: изменена конструкция впускных коллекторов и увеличены клапаны, обеспечивающие более эффективный вход топливно-воздушной смеси, в то время как впрыск топлива и зажигание система была заменена на комбинированную систему Bosch Motronic M2.7 . [ 24 ] Двигатель был дополнительно усовершенствован за счет новых поршней с мелкой юбкой и измененной конструкции коленчатого вала. Этот двигатель производил 422 л.с. (315 кВт) при 6750 об/мин и 362 фунт-фут (491 Нм) при 5500 об/мин. [ 15 ] : 188–191 

1994 года Для F512M двигатель был модернизирован и получил обозначение Tipo F113G . Этот двигатель имел облегченный коленчатый вал , шатуны из титанового сплава , новые поршни и выхлопную систему с низким противодавлением из нержавеющей стали. [ 25 ] Степень сжатия увеличилась до 10,4:1. F113G производил 434 л.с. (324 кВт) при 6750 об/мин. [ 15 ] : 196 

Производство оппозитных 12-цилиндровых двигателей прекратилось с появлением F512M, и его заменил 550 Maranello с передним расположением двигателя , оснащенный новым двигателем V12 F133 с углом поворота 65° . [ 15 ] : 196 

Авиационный двигатель

[ редактировать ]

обратилась к Ferrari В конце 1960-х годов компания Franklin Engine Company с заказом на двигатель, который можно было бы установить на небольшой двухмоторный самолет. Мауро Форгьери начал адаптировать для этой цели конструкцию плоского 12-цилиндрового двигателя, поскольку эта конфигурация помещалась внутри крыла. Однако проект был быстро отменен, когда Франклин вступил в должность конкурсного управляющего . Разработка Форгьери над авиационным двигателем была использована в Tipo 001 1970 года. гоночном оппозитном 12-цилиндровом двигателе [ 2 ] [ 12 ] [ 5 ] [ 11 ] : 141 

Технические характеристики

[ редактировать ]
англ. код Диспл. Диаметр × ход Годы Использование Пиковая мощность Примечания
F102 А 4,4 л
(4390 куб.см)
81 мм × 71 мм
(3,2 × 2,8 дюйма)
1973–1976 365 GT4 ББ 344 л.с. (253 кВт; 339 л.с.) при 7200 об/мин [ 20 ] мокрый картер, карбюраторы
Ф102 Б 4,9 л
(4943 куб.см)
82 мм × 78 мм
(3,2 × 3,1 дюйма)
1976–1981 512 ББ 340 л.с. (250 кВт; 340 л.с.) при 6200 об/мин [ 26 ] сухой картер, карбюраторы
Ф110 А 1981–1984 512 ББи 340 л.с. (250 кВт; 340 л.с.) при 6000 об/мин [ 27 ] сухой картер, впрыск топлива K-Jetronic
F113 А 1984–1986 Тестаросса (европейские рынки) 390 л.с. (290 кВт; 380 л.с.) при 6300 об/мин [ 28 ]
Ф113 А 040 1984–1991 Тестаросса (Северная Америка и Япония) 385 л.с. (283 кВт; 380 л.с.) при 5750 об/мин [ 29 ] сухой картер, впрыск топлива KE-Jetronic, каталитические нейтрализаторы
F113 Б 1986–1991 Тестаросса (европейские рынки) 390 л.с. (290 кВт; 380 л.с.) при 6300 об/мин
Ф113 Д 1991–1994 512 т.р. 428 л.с. (315 кВт; 422 л.с.) при 6750 об/мин сухой картер, впрыск топлива Motronic, каталитические нейтрализаторы
F113 Г 1994–1996 Ф512 М 440 л.с. (320 кВт; 430 л.с.) при 6750 об/мин

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Томпсон, Джонатан В. (1981). Boxer, гоночный Ferrari Flat-12 и автомобили GT . Коста Меса, Калифорния: Ньюпорт Пресс. ISBN  0-930880-05-6 . OCLC   9154375 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюз, Марк (28 сентября 2021 г.). «Плоский 12-цилиндровый двигатель, который привел Ferrari к триумфу в Формуле-1 70-х» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 13 ноября 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Гартон, Ник (2016). Руководство по ремонту Ferrari 312T . Спаркфорд: Хейнс. ISBN  978-0-85733-811-2 . OCLC   953857583 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бил, Натан (2007). Ferrari Berlinetta Boxer: легенды дорог и гонок . [Лутон]: Издательство Фиорано. ISBN  978-0-9555643-0-7 . OCLC   276644766 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Бланфюни, Арно (февраль 2010 г.). " "Смущенный? Я тоже" ". Каваллино (175): 52–55.
  6. ^ «Феррари 512 Ф1» . F1Технический. Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
  7. ^ «Феррари 512 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  8. ^ Най, Дуг (20 сентября 2018 г.). «Ferrari 1512 — это 1,5-литровый Flat-12, о котором вам нужно знать» . www.goodwood.com . Архивировано из оригинала 06.11.2018 . Проверено 5 ноября 2018 г.
  9. ^ Томпсон, Джонатан (ноябрь 1978 г.). «Гора 212 Е». Каваллино (2): 28–31.
  10. ^ Рис, Крис (27 марта 2019 г.). «Это должно быть идеально» . Официальный журнал Ferrari . Проверено 30 апреля 2020 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Форгьери, Мауро; Буццонетти, Даниэле (2013). Форгьери на Ferrari: с 1947 года по настоящее время . Вимодроне: Джорджио Нада Эдиторе. ISBN  978-88-7911-565-0 . OCLC   796758017 .
  12. ^ Перейти обратно: а б «Борьба за сердце: БОЙ БОКСЕРА» . Автоспринт (на итальянском языке). 01.06.2010. Архивировано из оригинала 23 января 2013 г.
  13. ^ Круикшанк, Гордон (2006). «Профиль: Феррари 312PB» . Журнал «Автомобильный спорт» . 82 (11): 45–50.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Бархатная перчатка с нокаутирующим ударом: Berlinetta Boxer» . Автоканал . Проверено 13 июня 2015 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Реджани, Франческо; Блюмел, Кейт (2018). Руководство для энтузиастов двигателей Ferrari . Спаркфорд: Издательство Haynes. стр. 100-1 124–137. ISBN  978-1-78521-208-6 . OCLC   1064893046 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Николс, Мел (1979). Феррари Берлинетта Боксер, серии 365 и 512 . Лондон: Osprey Publishing Limited. ISBN  0-85045-326-7 . OCLC   6426229 .
  17. ^ Ле Ханне, Адриан. «Документация по ремонту и восстановлению Magneti Marelli Dinoplex, SAE701 и Microplex» . dinoplex.org . Проверено 20 ноября 2022 г.
  18. ^ «Феррари 365 GT4 BB» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Новак, Стэнли, изд. (1984). «Берлинеттский боксер - история и признание». Каваллино (22): 18–35.
  20. ^ Перейти обратно: а б Инструкция по эксплуатации Ferrari 365 GT4 BB . Феррари. 1973.
  21. ^ «Феррари ББ 512 (1976)» . Феррари.com . Проверено 16 октября 2021 г.
  22. ^ «Феррари Тестаросса» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
  23. ^ «Версии Тестаросса» . red-headed.com . Проверено 13 июня 2015 г.
  24. ^ «Феррари 512 ТР» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
  25. ^ «Феррари Ф512М» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
  26. ^ Инструкция по эксплуатации Ferrari BB512 . Феррари . 1980.
  27. ^ Руководство пользователя Феррари BB512i . Феррари . 1981.
  28. ^ Руководство пользователя Феррари Тестаросса . Феррари . 1985.
  29. ^ Руководство пользователя Ferrari Testarossa, версия для США . Феррари . 1985.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cabbbdf9415710dd289deda8cbbd46a__1719215160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/6a/5cabbbdf9415710dd289deda8cbbd46a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ferrari flat-12 engine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)