Плоский 12-цилиндровый двигатель Феррари
Тип 207/232/001/015 | |
---|---|
![]() Двигатель Феррари 1512 Типо 207 | |
Обзор | |
Производитель | Феррари |
Дизайнер | Мауро Форгьери |
Производство | 1964–1980 |
Макет | |
Конфигурация | 180° Плоский-12 |
Смещение |
|
Диаметр цилиндра |
|
Ход поршня |
|
блока цилиндров Материал | алюминий |
головки блока цилиндров Материал | алюминий |
Клапанный механизм | ДОХК |
Горение | |
Тип топлива | Бензин |
Система охлаждения | Водяное охлаждение |
Хронология | |
Предшественник | Двигатель Феррари Коломбо |
Преемник | Двигатель Феррари V12 F1 |
Семейство оппозитных 12-цилиндровых двигателей Ferrari представляет собой серию 12-цилиндровых DOHC, бензиновых двигателей выпускавшихся Ferrari с 1964 по 1996 год. Первый гоночный оппозитный 12-цилиндровый двигатель Ferrari, Мауро Форгьери , разработанный Tipo 207 , был представлен на автомобиле Ferrari 1512 F1 в 1964. Позже 12-цилиндровые оппозитные гоночные двигатели использовались в Ferrari Formula One и спортивных гоночных автомобилях с 1968 по 1980 год, включая 212 E Montagna , B 312 серии , 312 PB и 312 серии T. Дорожные оппозитные 12-цилиндровые двигатели были представлены на модели 365 GT4 BB и производились в различных версиях до окончания производства F512M в 1996 году.
Конфигурация и номенклатура
[ редактировать ]
Двигатели Ferrari Flat-12 имеют два ряда по 6 цилиндров, ориентированных под углом 180 градусов друг к другу в горизонтально-оппозитной или «плоской» компоновке . Эта схема была впервые использована в двигателе Ferrari инженером Мауро Форгьери в гоночном автомобиле Ferrari 1512 Formula One 1964 года, который был первым автомобилем с оппозитным 12-цилиндровым двигателем любого типа, участвовавшим в гонках. [ 1 ] : 6 Раньше Ferrari производила только двигатели с V-образным или прямым расположением цилиндров. Плоский 12-цилиндровый двигатель изначально был разработан для использования в гоночных автомобилях Ferrari, поскольку форма двигателя привела к более низкому центру тяжести, что улучшило различные характеристики управляемости. В более поздних автомобилях 312 B и 312 T F1 низкая высота Flat-12 была аэродинамически выгодной, поскольку позволяла дополнительному потоку воздуха достигать заднего спойлера . [ 2 ]
Все двигатели Ferrari с плоским 12-цилиндровым двигателем имеют конструкцию коленчатого вала , в которой каждая пара противоположных шатунов использует одну и ту же шатунную шейку - черта, характерная для более ранних двигателей Ferrari V12. Это отличает данную конструкцию двигателя от оппозитного двигателя . По словам конструктора двигателя Форгьери:
«Пожалуйста, не называйте это боксером. Технически правильно сказать, что этот двигатель представляет собой оппозитный 12-цилиндровый двигатель, то есть имеет 12 цилиндров с углом поворота головок 180°. Разница между этим двигателем и настоящим «оппозитным двигателем» заключается в том, что в двигателе Феррари соответствующие шатуны каждого ряда соединены на одной и той же шатунной шейке, поэтому два поршня движутся в одном и том же направлении, тогда как в настоящем оппозитном двигателе (например, оппозитный шестицилиндровый двигатель Porsche) поршни движутся в противоположных направлениях».
- Мауро Форгьери, цитата «Двигатели Ferrari». Реджиани и Блюмела в книге
Обычно используются три названия плоско-12-цилиндровых двигателей Ferrari: «плоский-12», «180° V12» и «боксер». «Плоский» не определяет конструкцию коленчатого вала и, следовательно, может относиться либо к неоппозитному двигателю, например Ferrari, либо к истинно оппозитному двигателю, например Porsche Flat-6 . В качестве альтернативы некоторые источники предпочитают называть 12-цилиндровые двигатели Ferrari «180 ° V12», имея в виду конструкцию коленчатого вала, созданную на основе V12, и угол 180 ° между рядами цилиндров. [ 3 ] : 60 [ 4 ] : 8 В других источниках они называются «оппозитными» двигателями. Несмотря на техническую неточность понятия «боксер», этот термин широко используется как в прессе, так и в печати. [ 1 ] и официальные публикации Ferrari, включая заводские характеристики 312 B F1. [ 5 ] и рекламные проспекты дорожного автомобиля BB 512. [ 4 ] : 195
Гоночные двигатели
[ редактировать ]Тип 207
[ редактировать ]Первым 12-цилиндровым оппозитным двигателем Ferrari был 1,5-литровый Tipo 207 , который использовался в Ferrari 1512 болиде Формулы-1 1964-65 годов (также известном как 512 F1). [ 6 ] Оппозитный 12-цилиндровый двигатель Tipo 207 был разработан Мауро Форгьери и имел объем 1489,63 куб.см (90,903 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня 56,0 мм × 50,4 мм (2,20 дюйма × 1,98 дюйма) и степень сжатия 9,8:1. Картер был отлит из алюминиевого сплава. Коленчатый вал вращался на семи коренных подшипниках. Четыре верхних распределительных вала с зубчатым приводом приводили в действие один впускной и один выпускной клапан на цилиндр. В системе зажигания использовались сдвоенные распределители (с цепным приводом от распределительных шестерен) и одна свеча зажигания на цилиндр. Вспомогательные компоненты, такие как генератор , топливный насос и ТНВД, были размещены сверху двигателя. Первая версия двигателя Tipo 207 , представленная прессе на пресс-конференции Ferrari в декабре 1963 года, была оснащена системой непрямого впрыска топлива производства Lucas . она была заменена на полную систему впрыска и зажигания Bosch . В 1965 году двигатель был переработан с новой конструкцией головки блока цилиндров и измененными трубками впрыска. Перед дебютом автомобиля на соревнованиях в 1964 году [ 1 ] : 8–13
Двигатель развивал мощность 220 л.с. (162 кВт; 217 л.с.) при 12000 об/мин. [ 7 ] по сравнению с двигателем V8 модели 158 мощностью 210 л.с. (154 кВт; 207 л.с.) при 11 000 об/мин . Такая выходная мощность сделала его одним из самых мощных современных 1,5-литровых двигателей Формулы-1, возможно, превзойденным Honda RA271 V12. [ 8 ] Однако кривая крутящего момента двигателя не была достаточно широкой, чтобы обеспечить значительное преимущество перед другими автомобилями, и к концу сезона 1965 года модель 1512 не была конкурентоспособной. [ 1 ] : 13
Тип 232
[ редактировать ]2-литровый Tipo 232 оппозитный двигатель Ferrari Sport 2000 (позже названного 212 E Montagna ) был разработан для спортивного гоночного автомобиля 1968 года выпуска . Двигатель был разработан инженером Ferrari Стефано Якопони на основе ранее разработанного Форгьери Tipo 207 Flat-12. Общий объем этого двигателя составлял 1990,08 куб.см (121,442 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня - 65 x 50 мм, а степень сжатия - 11:1. [ 9 ] [ 10 ] Картер двигателя был из алюминиевого сплава с чугунными гильзами цилиндров. Хотя объем двигателя был увеличен по сравнению с Tipo 207 , Tipo 232 был более компактным. У него было четыре коренных подшипника (вместо семи, использовавшихся на более раннем двигателе), внутренний угол 27 ° между впускным и выпускным клапанами был уже, а вспомогательные компоненты зажигания / впрыска топлива были установлены ниже. Как и в Tipo 207 , в двигателе использовались четыре верхних распределительных вала с зубчатым приводом, но теперь на каждый цилиндр приходилось два впускных и два выпускных клапана. Топливо подавалось системой непрямого впрыска Lucas. Была оборудована транзисторная система зажигания Magneti Marelli с одной свечой зажигания на цилиндр. [ 1 ] : 14, 18, 169
При первой установке на Sport 2000 двигатель развивал мощность 290 л.с. (220 кВт) при 11 500 об/мин. Позже, во время гоночного сезона 1969 года, двигатель был усовершенствован, и степень сжатия увеличилась до 11,3:1. и мог производить 315–320 л.с. (235–239 кВт) при коротких импульсах и 295 л.с. (220 кВт) постоянно. Двигатель был предназначен для коротких дистанций чемпионата Европы по восхождению на холм (где он был чрезвычайно успешным в 1969 году) и не предназначался для соревнований на выносливость, хотя для предотвращения частых ремонтов двигателя было установлено достаточное количество систем водяного и масляного охлаждения. [ 1 ] : 14, 18, 169
Тип 001
[ редактировать ]
Tipo 001 представлял собой 3-литровый оппозитный 12-цилиндровый двигатель, который использовался в автомобилях 312 B Формулы-1 и спортивных гоночных автомобилях 312 PB в период с 1970 по 1974 год. Этот двигатель, разработанный Мауро Форгьери, был предназначен для замены устаревшего двигателя Colombo V12, используемого в 312 F1 и 312 P. 312 F1. Спортивные гоночные автомобили Tipo 001 финансируемым Fiat был первым двигателем Ferrari F1 , после того, как Fiat приобрел 50% акций компании в 1969 году . Реструктуризация гоночной программы Fiat и дополнительное финансирование побудили Форгьери создать новый отдельный отдел исследований и разработок, где были разработаны автомобиль 312 B F1 и двигатель Tipo 001 . Форгери находился под сильным влиянием двигателя Cosworth DFV При разработке Tipo 001 V8 , особенно в том, как было оптимизировано движение масла внутри картера для уменьшения потерь при перекачке масла и в конструкции камеры сгорания. [ 11 ] : 139–144 [ 2 ] [ 12 ]
Общий объем двигателя составлял 2991 куб.см (182,5 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня 78,5 x 51,5 мм, степень сжатия 11,8:1. Более поздние версии, используемые в 312 B2 и B3, имели диаметр цилиндра и ход поршня 80 x 49,6 мм и степень сжатия 11,5:1. Картер из алюминиевого сплава (с чугунными гильзами) был выполнен из двух частей с вертикальным разъемом в центре корпуса. С целью снижения веса , обработанные дробеструйной обработкой из титана шатуны были использованы . Цельный коленчатый вал имел четыре коренных подшипника и был соединен с маховиком резиновой муфтой (разработанной Pirelli ), которая снижала нагрузку на коленчатый вал и предотвращала его поломку. Как и у предыдущего Tipo 232 , четыре верхних распределительных вала приводились в движение шестернями и управляли двумя впускными и двумя выпускными клапанами на цилиндр. Угол включения между створками был дополнительно уменьшен до 20°. Были оборудованы непрямой впрыск топлива Lucas и транзисторное зажигание Marelli с одной свечой. Общая высота двигателя была уменьшена по сравнению с предыдущим вариантом. Tipo 207 F1 был всего на 15 кг (33 фунта) тяжелее конкурента Cosworth DFV V8, несмотря на наличие 4 дополнительных цилиндров и больших габаритных размеров. Двигатель [ 1 ] : 20, 22, 170–173 [ 2 ]
Первоначально Ferrari сообщила, что Tipo 001 развивал выходную мощность 455 л.с. (339 кВт) при 11 500 об / мин, что почти на 20 л.с. (15 кВт) превышало мощность как более раннего двигателя 312 V12, так и DFV. [ 1 ] : 22 К концу сезона Формулы-1 1970 года дальнейшая разработка увеличила мощность Tipo 001 до 480 л.с. (360 кВт) при 12 600 об/мин. [ 2 ] В своей последней версии 312 B3 1974 года двигатель развивал мощность 485 л.с. (362 кВт) при 12 500 об/мин. [ 1 ] : 173
Наряду с использованием двигателя в автомобилях 312 B F1, расстроенная версия Tipo 001 использовалась в спортивных гоночных автомобилях 312 PB 1971–1973 годов. Первоначально эта версия производила 440 л.с. (330 кВт) при 10 800 об/мин, а в 1973 году мощность увеличилась до 470 л.с. (350 кВт) при 11 500 об/мин. [ 13 ]
Тип 015
[ редактировать ]3-литровый оппозитный 12-цилиндровый двигатель Tipo 015 использовался в серии Ferrari 312 T автомобилей Формулы-1 в период с 1975 по 1980 год. Он был во многом заимствован у Tipo 001 , но был адаптирован для установки новой поперечной коробки передач 312 T. Общий объем двигателя составлял 2991 куб.см (182,5 куб.дюйма), диаметр цилиндра и ход поршня 80 x 49,6 мм, степень сжатия 11,5:1. [ 1 ] : 175 Конструкция двигателя постоянно улучшалась на протяжении многих лет соревнований, включая более широкое использование легких компонентов из магния и титана, а также усовершенствования головок цилиндров, камер сгорания и впускных каналов. [ 3 ] : 60–62 Первые двигатели 312 T производили примерно 500 л.с. (370 кВт) при 12 200 об/мин. Эта мощность увеличилась до 510 л.с. (380 кВт) при 12 200 об/мин в 312 T3 1978 года и, наконец, до 515 л.с. (384 кВт) при 12 300 об/мин в 312 T4 1979 года. . [ 1 ] : 175–178
На смену Tipo 015 пришел Tipo 021 V6 с турбонаддувом в модели 126C 1980 года . Tipo 015 был последним безнаддувным двигателем Ferrari до 1989 года.
Дорожные двигатели
[ редактировать ]Ф102, Ф110, Ф113 | |
---|---|
![]() Ferrari F102 Двигатель в 365 GT4 BB | |
Обзор | |
Производитель | Феррари |
Дизайнер | Джулиано Де Анжелис |
Производство | 1973–1996 |
Макет | |
Конфигурация | Квартира-12 |
Смещение |
|
Диаметр цилиндра |
|
Ход поршня |
|
блока цилиндров Материал | Силумин |
головки блока цилиндров Материал | Силумин |
Клапанный механизм | ДОХК |
Горение | |
Тип топлива | Бензин |
Система охлаждения | Водяное охлаждение |
Хронология | |
Предшественник | Двигатель Феррари Коломбо |
Преемник | Двигатель Феррари Ф133 |
Ferrari представила дорожный оппозитный 12-цилиндровый двигатель на модели 365 GT4 BB 1973 года . Этот двигатель был доработан для использования в моделях 512 BB, 512 BBi, Testarossa, 512TR и F512M, которые производились до 1996 года.
Тип F102A
[ редактировать ]Двигатель Tipo F102A был первым 12-цилиндровым двигателем с плоским двигателем, установленным на дорожном автомобиле Ferrari 365 GT4 BB 1973–1976 годов. [ 14 ] Проектированием и разработкой нового двигателя руководили инженеры Ferrari Джулиано де Анжелис и Анджело Беллей. [ 14 ] Двигатель F102A был заимствован из двигателя Tipo 001 Формулы-1. [ 15 ] : 127 а также более ранние двигатели Ferrari Colombo V12 . Объем двигателя, диаметр цилиндра и ход поршня, шатуны и поршни были такими же, как у двигателя Tipo 251 60° V12 Colombo, установленного на 365 GTB/4 Daytona , который он заменил. [ 16 ] : 21 F102A имел два клапана на цилиндр и два верхних распределительных вала на ряд, хотя теперь они имели ременный привод, а не цепной, как на более ранних 12-цилиндровых двигателях Ferrari. Ременная передача была выбрана для снижения шума, повышения надежности и снижения затрат на производство и обслуживание. [ 16 ] : 25 Двигатель оснащен двумя рядами двух карбюраторов Weber 40IF3C с тройным дросселем и электронной системой Magneti Marelli «Dinoplex». [ 17 ] система зажигания. [ 18 ] В отличие от Tipo 251 и Tipo 001 , свечи зажигания входят в камеру сгорания сверху, а не сбоку. [ 16 ] : 32 Блок , с поршнями из и головки цилиндров были изготовлены из легкого сплава силумина легкого сплава Borgo, запрессованными чугунными гильзами цилиндров и поперечно-плоскостным коленчатым валом из кованой стали. [ 15 ] : 128 Как это было стандартной практикой Ferrari, коленчатый вал изготавливался из цельной стальной заготовки, которую перед обработкой состаривали для улучшения структурной стабильности. [ 16 ] : 22 Смазка двигателя осуществлялась с помощью мокрого картера емкостью 12 литров (13 кварт США) и сдвоенных масляных фильтров. [ 15 ] : 127, 131
По словам де Анжелиса и Беллей, двигатель первого прототипа F102 A развивал мощность 380 л.с. (280 кВт) при 7100 об/мин и во время испытаний разгонял прототип до 302 км/ч (188 миль в час). [ 16 ] В некоторых рекламных материалах Ferrari указывается эта цифра в 380 л.с., в то время как в других сообщается, что серийная версия двигателя F102 A выдавала 360 л.с. при 7500 об/мин и крутящий момент 311 фут/фунт при 4500 об/мин. [ 19 ] Цифры, представленные в других заводских и печатных публикациях, различаются: в руководстве пользователя указывается мощность 344 л.с. (253 кВт; 339 л.с.) при 7200 об/мин. [ 20 ]
Тип F102B
[ редактировать ]В 1976 году Ferrari выпустила обновленную версию BB — BB 512 . Этот автомобиль был оснащен 12-цилиндровым оппозитным двигателем Tipo F102B , созданным на основе предыдущего F102A, но увеличенным до 4942 куб.см. Диаметр цилиндра и ход поршня теперь составляли 82 x 78 мм, а степень сжатия была увеличена до 9,2:1. [ 21 ] Также были изменены фазы газораспределения. [ 4 ] : 43
Первоначально Ferrari заявляла, что пиковая выходная мощность составляет 360 л.с. (270 кВт) при 6800 об / мин и крутящий момент 331 фунт-фут (449 Нм). Более поздние публикации Ferrari изменили эту цифру до 340 л.с. (250 кВт). [ 4 ] : 43 Несмотря на потерю пиковой мощности, более плоская кривая крутящего момента двигателя объемом 4,9 л обеспечила более плавную и удобную для пользователя подачу мощности. Двигатель большего объема также позволил Ferrari соблюдать более строгие правила по загрязнению окружающей среды и шуму без потери производительности. [ 16 ] [ 19 ] [ 4 ] Теперь использовалась система смазки с сухим картером, чтобы предотвратить проблемы с масляным голоданием и пульсацией, которые усугублялись более высокими силами на поворотах, создаваемыми более широкими шинами BB 512. [ 4 ] : 43
Двигатель F102B также использовался в 512 BB LM гоночных автомобилях . В автомобилях серии 1 двигатели были модифицированы новыми поршнями, распределительными валами и карбюраторами, в результате чего выходная мощность составила примерно 400 л.с. (300 кВт). Автомобили серии 2 также имели механическую систему впрыска топлива Lucas, питаемую двойными топливными насосами Turolla. В таком виде двигатель развивал мощность примерно 475–480 л.с. (354–358 кВт). [ 4 ] : 85, 87
Тип F110A
[ редактировать ]В 1981 году BB 512 был заменен на BB 512i с двигателем Tipo F110A . Этот двигатель был основан на F102B, но теперь был оснащен системой впрыска топлива Bosch K-Jetronic . Он имел те же размеры и габаритную вместимость, что и F102B. Система впрыска топлива позволила Ferrari соблюдать более строгие правила по выбросам. Общая выходная мощность теперь составляла 340 л.с. (250 кВт) при 6000 об/мин. Электронная система зажигания Dinoplex теперь имела встроенный ограничитель оборотов, срабатывающий при 6600 об/мин. [ 4 ] : 55–56
- Феррари F110 Двигатель
-
Двигатель F110 A с блоком дозирования воздуха и топлива Bosch K-Jetronic, виден слева.
-
F110 Двигатель с частично срезанными крышками, чтобы показать расположение ремня ГРМ.
-
F110 Двигатель в BB 512i
Типо F113A/B/D/G
[ редактировать ]Testarossa была представлена в 1984 году, заменив BB 512i. Он был оснащен двигателем Tipo F113A . Этот двигатель был первым дорожным 12-цилиндровым двигателем Ferrari с четырьмя клапанами на цилиндр. Выходная мощность составляла 390 л.с. (287 кВт; 385 л.с.), что делало его самым мощным двигателем, установленным на серийном спортивном автомобиле на момент его запуска. Диаметр цилиндра, ход поршня и объем 4942 куб.см были идентичны предыдущему двигателю F110A. [ 22 ] F113A был оснащен электронной системой зажигания Marelli Microplex MED120 и системой впрыска топлива Bosch K-Jetronic. Экспортные версии для США, Канады и Японии имели каталитический нейтрализатор и систему впрыска топлива KE-Jetronic. Европейские версии получили эти функции в 1986 году, а обновленный двигатель был известен как F113B. [ 23 ]
1991 года выпуска 512 TR оснащался двигателем Tipo F113D . Это была модернизированная версия F113A в Testarossa, сохранившая тот же объем кубатуры 4,9 л. Изменения были внесены в порты: изменена конструкция впускных коллекторов и увеличены клапаны, обеспечивающие более эффективный вход топливно-воздушной смеси, в то время как впрыск топлива и зажигание система была заменена на комбинированную систему Bosch Motronic M2.7 . [ 24 ] Двигатель был дополнительно усовершенствован за счет новых поршней с мелкой юбкой и измененной конструкции коленчатого вала. Этот двигатель производил 422 л.с. (315 кВт) при 6750 об/мин и 362 фунт-фут (491 Нм) при 5500 об/мин. [ 15 ] : 188–191
1994 года Для F512M двигатель был модернизирован и получил обозначение Tipo F113G . Этот двигатель имел облегченный коленчатый вал , шатуны из титанового сплава , новые поршни и выхлопную систему с низким противодавлением из нержавеющей стали. [ 25 ] Степень сжатия увеличилась до 10,4:1. F113G производил 434 л.с. (324 кВт) при 6750 об/мин. [ 15 ] : 196
Производство оппозитных 12-цилиндровых двигателей прекратилось с появлением F512M, и его заменил 550 Maranello с передним расположением двигателя , оснащенный новым двигателем V12 F133 с углом поворота 65° . [ 15 ] : 196
- Феррари F113 Двигатель
-
Правая сторона двигателя F113 A.
-
Левая сторона двигателя F113 A.
-
F113 Двигатель в Тестароссе
Авиационный двигатель
[ редактировать ]обратилась к Ferrari В конце 1960-х годов компания Franklin Engine Company с заказом на двигатель, который можно было бы установить на небольшой двухмоторный самолет. Мауро Форгьери начал адаптировать для этой цели конструкцию плоского 12-цилиндрового двигателя, поскольку эта конфигурация помещалась внутри крыла. Однако проект был быстро отменен, когда Франклин вступил в должность конкурсного управляющего . Разработка Форгьери над авиационным двигателем была использована в Tipo 001 1970 года. гоночном оппозитном 12-цилиндровом двигателе [ 2 ] [ 12 ] [ 5 ] [ 11 ] : 141
Технические характеристики
[ редактировать ]англ. код | Диспл. | Диаметр × ход | Годы | Использование | Пиковая мощность | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
F102 А | 4,4 л (4390 куб.см) |
81 мм × 71 мм (3,2 × 2,8 дюйма) |
1973–1976 | 365 GT4 ББ | 344 л.с. (253 кВт; 339 л.с.) при 7200 об/мин [ 20 ] | мокрый картер, карбюраторы |
Ф102 Б | 4,9 л (4943 куб.см) |
82 мм × 78 мм (3,2 × 3,1 дюйма) |
1976–1981 | 512 ББ | 340 л.с. (250 кВт; 340 л.с.) при 6200 об/мин [ 26 ] | сухой картер, карбюраторы |
Ф110 А | 1981–1984 | 512 ББи | 340 л.с. (250 кВт; 340 л.с.) при 6000 об/мин [ 27 ] | сухой картер, впрыск топлива K-Jetronic | ||
F113 А | 1984–1986 | Тестаросса (европейские рынки) | 390 л.с. (290 кВт; 380 л.с.) при 6300 об/мин [ 28 ] | |||
Ф113 А 040 | 1984–1991 | Тестаросса (Северная Америка и Япония) | 385 л.с. (283 кВт; 380 л.с.) при 5750 об/мин [ 29 ] | сухой картер, впрыск топлива KE-Jetronic, каталитические нейтрализаторы | ||
F113 Б | 1986–1991 | Тестаросса (европейские рынки) | 390 л.с. (290 кВт; 380 л.с.) при 6300 об/мин | |||
Ф113 Д | 1991–1994 | 512 т.р. | 428 л.с. (315 кВт; 422 л.с.) при 6750 об/мин | сухой картер, впрыск топлива Motronic, каталитические нейтрализаторы | ||
F113 Г | 1994–1996 | Ф512 М | 440 л.с. (320 кВт; 430 л.с.) при 6750 об/мин |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Томпсон, Джонатан В. (1981). Boxer, гоночный Ferrari Flat-12 и автомобили GT . Коста Меса, Калифорния: Ньюпорт Пресс. ISBN 0-930880-05-6 . OCLC 9154375 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хьюз, Марк (28 сентября 2021 г.). «Плоский 12-цилиндровый двигатель, который привел Ferrari к триумфу в Формуле-1 70-х» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гартон, Ник (2016). Руководство по ремонту Ferrari 312T . Спаркфорд: Хейнс. ISBN 978-0-85733-811-2 . OCLC 953857583 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бил, Натан (2007). Ferrari Berlinetta Boxer: легенды дорог и гонок . [Лутон]: Издательство Фиорано. ISBN 978-0-9555643-0-7 . OCLC 276644766 .
- ^ Перейти обратно: а б Бланфюни, Арно (февраль 2010 г.). " "Смущенный? Я тоже" ". Каваллино (175): 52–55.
- ^ «Феррари 512 Ф1» . F1Технический. Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «Феррари 512 Ф1» . Formula1.ferrari.com . Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Най, Дуг (20 сентября 2018 г.). «Ferrari 1512 — это 1,5-литровый Flat-12, о котором вам нужно знать» . www.goodwood.com . Архивировано из оригинала 06.11.2018 . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Томпсон, Джонатан (ноябрь 1978 г.). «Гора 212 Е». Каваллино (2): 28–31.
- ^ Рис, Крис (27 марта 2019 г.). «Это должно быть идеально» . Официальный журнал Ferrari . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Форгьери, Мауро; Буццонетти, Даниэле (2013). Форгьери на Ferrari: с 1947 года по настоящее время . Вимодроне: Джорджио Нада Эдиторе. ISBN 978-88-7911-565-0 . OCLC 796758017 .
- ^ Перейти обратно: а б «Борьба за сердце: БОЙ БОКСЕРА» . Автоспринт (на итальянском языке). 01.06.2010. Архивировано из оригинала 23 января 2013 г.
- ^ Круикшанк, Гордон (2006). «Профиль: Феррари 312PB» . Журнал «Автомобильный спорт» . 82 (11): 45–50.
- ^ Перейти обратно: а б «Бархатная перчатка с нокаутирующим ударом: Berlinetta Boxer» . Автоканал . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Реджани, Франческо; Блюмел, Кейт (2018). Руководство для энтузиастов двигателей Ferrari . Спаркфорд: Издательство Haynes. стр. 100-1 124–137. ISBN 978-1-78521-208-6 . OCLC 1064893046 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Николс, Мел (1979). Феррари Берлинетта Боксер, серии 365 и 512 . Лондон: Osprey Publishing Limited. ISBN 0-85045-326-7 . OCLC 6426229 .
- ^ Ле Ханне, Адриан. «Документация по ремонту и восстановлению Magneti Marelli Dinoplex, SAE701 и Microplex» . dinoplex.org . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ «Феррари 365 GT4 BB» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Новак, Стэнли, изд. (1984). «Берлинеттский боксер - история и признание». Каваллино (22): 18–35.
- ^ Перейти обратно: а б Инструкция по эксплуатации Ferrari 365 GT4 BB . Феррари. 1973.
- ^ «Феррари ББ 512 (1976)» . Феррари.com . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ «Феррари Тестаросса» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ «Версии Тестаросса» . red-headed.com . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ «Феррари 512 ТР» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ «Феррари Ф512М» . Феррари . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Инструкция по эксплуатации Ferrari BB512 . Феррари . 1980.
- ^ Руководство пользователя Феррари BB512i . Феррари . 1981.
- ^ Руководство пользователя Феррари Тестаросса . Феррари . 1985.
- ^ Руководство пользователя Ferrari Testarossa, версия для США . Феррари . 1985.