1963 Индианаполис 500
Автодром Индианаполиса | |||||
---|---|---|---|---|---|
Индианаполис 500 | |||||
Санкционирующий орган | СШАК | ||||
Сезон | Сезон USAC 1963 года | ||||
Дата | 30 мая 1963 г. | ||||
Победитель | Парнелли Джонс | ||||
Команда-победитель | Агаджанян Гоночные Предприятия | ||||
Средняя скорость | 143,137 миль в час (230,357 км/ч) | ||||
Поул-позиция | Парнелли Джонс | ||||
Скорость полюса | 151,153 миль в час (243,257 км/ч) | ||||
Самая быстрая квалификация | Парнелли Джонс | ||||
Новичок года | Джим Кларк | ||||
Большинство кругов лидировали | Парнелли Джонс (167) | ||||
Церемонии перед гонкой | |||||
государственный гимн | Группа Пердью | ||||
« Снова домой, в Индиане » | Брайан Салливан | ||||
Стартовая команда | Тони Халман | ||||
Пейс-кар | Крайслер 300 | ||||
Водитель автомобиля Пейс | Сэм Хэнкс | ||||
Стартер | Кровать Видан [ 1 ] | ||||
Почетный судья | Бакстер Ф. Болл [ 1 ] | ||||
Предполагаемая посещаемость | 250,000 [ 2 ] | ||||
Телевидение в США | |||||
Сеть | Н/Д | ||||
Дикторы | Н/Д | ||||
Рейтинги Нильсена | Н/Д / Н/Д | ||||
Хронология | |||||
|
47- й международный тотализатор на 500 миль проводился на автодроме Индианаполис в Спидвее, штат Индиана, в четверг, 30 мая 1963 года. Руфус Парнелли Джонс одержал свою единственную победу в Инди 500. Эта победа вызвала споры, поскольку его машина (по прозвищу «Калхун») на протяжении многих кругов выплескивала масло из треснувшего переливного бачка, из-за чего по крайней мере один гонщик развернулся и разбился. Чиновники USAC отложили пометку Джонса черным флажком после того, как владелец автомобиля Джей Си Агаджанян выбежал на пит-лейн и убедил их, что утечка масла находится ниже уровня известной трещины и больше не будет течь. [ 3 ] Lotus Владелец Колин Чепмен , чей английский Lotus-Ford с задним расположением двигателя финишировал вторым в руках шотландца Джима Кларка , обвинил чиновников USAC в предвзятости в пользу американского водителя и автомобиля.
Нечерный флаг Джонса остается спорным. Многие, в том числе Чепмен и писатель Брок Йейтс , считали, что официальные лица пометили бы Джонса черным флагом, если бы американский водитель и машина оказались на втором месте вместо Кларка в построенном британцами Lotus. Компания Goodyear прибыла на трассу и поставила шины для некоторых участников, но участвовала только на тренировках. Ни одна машина не использовала шины Goodyear ни во время гонок на время, ни в самой гонке. Это был первый раз примерно с 1921 года, когда Goodyear попыталась участвовать в Инди. Последний раз Goodyear выигрывала гонку в 1919 году.
Испытания на время
[ редактировать ]Испытания на время были запланированы на четыре дня.
- Суббота, 18 мая – гонка на время в День поляка.
- Огромная толпа пришла в День полюса, чтобы увидеть потенциальные рекорды, причем некоторые предполагали, что скорость будет превышать 152 миль в час, но ветреная и порывистая погода не позволила скорости снизиться. Авария Дэна Герни на тренировке создала проблемы для команды Lotus и потребовала от Герни позже пройти квалификацию и участвовать в гонках на запасной машине команды. Джим МакЭлрит был первым, прошедшим квалификацию, но все внимание было приковано к Парнелли Джонсу , который вышел третьим и установил ранний темп с рекордом скорости 151,153 миль в час, включая рекорд трассы на одном круге 151,847, которого оказалось достаточно для поула. Последовало несколько волн, прежде чем Джим Хуртубис , управлявший популярным Novi, и Дон Брэнсон заполнили первый ряд, проехав более 150 миль в час. Джим Кларк квалифицировался пятым по скорости на Lotus-Ford. День закончился тем, что победитель 1962 года Роджер Уорд занял 4-е место в квалификации и 7 машин прошли квалификацию для участия в гонке.
- Воскресенье, 19 мая – второй день гонок на время.
- Улучшение условий на второй день привело к увеличению активности на трассе. На утренней тренировке Джек Тернер попал в серьезную аварию, он получил ожоги третьей степени и позже в тот же день объявил о завершении карьеры, находясь в методистской больнице. Эй Джей Фойт установил темп с пробегом 150,615 после того, как отказался от участия в день поула, а другие известные гонщики, такие как Дэн Герни , Эдди Сакс и Пол Голдсмит, также прошли квалификацию. Дуэйн Картер и Мастен Грегори квалифицировались на двух радикальных «роллерах» Микки Томпсона, в то время как Педро Родригес , управлявший автомобилем Cooper с двигателем Aston Martin , был самым медленным в гонке. По итогам дня квалифицировалось 18 автомобилей, 5 из которых прошли квалификацию со скоростью более 150 миль в час.
- Суббота, 25 мая – третий день гонок на время.
- Третий день квалификации был очень насыщенным: в начале дня в очереди стояла 31 машина. Новичок Бобби Унсер , управлявший Novi, первым прошел квалификацию и в итоге стал самым быстрым в день. Среди других громких имен, прошедших квалификацию в течение дня, были Ллойд Руби , Джим Ратманн , Дик Ратманн и Лен Саттон , медленно прошедшие регистрацию в Лидерской карте. Бад Тингельстад заполнил поле до 33 машин, и день завершился тем, что Джонни Резерфорд ударил Педро Родригеса, а Боб Кристи ударил Чака Роди . [ 4 ]
- Воскресенье, 26 мая – четвертый день гонок на время.
- Последний день квалификации начался с того, что 16 машин готовились к квалификации, а Эбб Роуз оказался на пузыре. Сильный ветер привел к тому, что в начале дня несколько машин вышло из строя, прежде чем Трой Руттман врезался в Роуза в середине дня, а Эл Миллер на третьей машине Микки Томпсона врезался в Лена Саттона, продемонстрировав самый быстрый пробег за день. В последние полчаса Ральф Лигуори чуть не ударил Мастена Грегори, но тут же оказался на баббле. Затем Лен Саттон установил время, почти идентичное времени Лигуори, и, пока официальные лица выясняли, сбил ли Саттон Лигуори, Эбб Роуз выехал на резервной машине Эй Джей Фойта и поехал еще быстрее, устранив и Саттона, и Лигуори. По истечении времени Мастен Грегори выехал на другой машине Томпсона, но не смог сбить Демпси Уилсона . [ 5 ]
Стартовая сетка
[ редактировать ]Ряд | Внутри | Середина | Снаружи | |||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 98 | ![]() |
56 | ![]() |
4 | ![]() |
2 | 1 | ![]() |
92 | ![]() |
8 | ![]() |
3 | 5 | ![]() |
2 | ![]() |
99 | ![]() |
4 | 9 | ![]() |
10 | ![]() |
93 | ![]() |
5 | 35 | ![]() |
14 | ![]() |
83 | ![]() |
6 | 6 | ![]() |
22 | ![]() |
65 | ![]() |
7 | 52 | ![]() |
26 | ![]() |
88 | ![]() |
8 | 45 | ![]() |
75 | ![]() |
86 | ![]() |
9 | 54 | ![]() |
37 | ![]() |
23 | ![]() |
10 | 21 | ![]() |
16 | ![]() |
29 | ![]() |
11 | 84 | ![]() |
32 | ![]() |
17 | ![]() |
Заместители
[ редактировать ]- Первый запасной: Лен Саттон (№7, №47) [ 6 ]
Не удалось пройти квалификацию
[ редактировать ]- Билл Чисбург (№27)
- Джек Конели Р (#89)
- Рэй Кроуфорд (#47)
- Джимми Дэвис (№63)
- Джимми Дэйуолт (№25)
- Ронни Думан Р (# 15)
- Чак Энгл Р (#77)
- Хлопковый фермер R (#25) – Снялся, травмирован.
- Дон Фриланд (№62)
- Мастен Грегори Р (#82)
- Клифф Гриффит (#72)
- Норм Холл (#61)
- Боб Харки Р (#31)
- Джин Хартли – на пенсии
- Грэм Хилл Р (#83)
- Брюс Джейкоби Р (№29, №31)
- Джуниор Джонсон R (#73) – Не завершил ориентацию новичка.
- Эд Костенюк Р (#37)
- Билл Краузе Р (#82)
- Ральф Лигуори Р (#3)
- Боб Матхаузер Р (#3)
- Кейт Рахвиц Р
- Чак Роди (№25, №38)
- Педро Родригес Р (#48)
- Пол Руссо (#53)
- Колби Скроггин Р (#73)
- Джо Состилио Р (#62)
- Гиг Стивенс Р
- Кертис Тернер Р (#12)
- Джек Тернер (№44) – неудачная тренировка; ушедший на пенсию
- Боб Венте Р [ 7 ]
Подробности гонки
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Парнелли Джонс стартовал с поул-позиции и на старте вывел поле в первый поворот. На первых кругах разгорелась ожесточенная дуэль. Джим Хуртубис , стартовавший в середине первого ряда, догнал Джонса на обратном участке и вывел его вперед. Hurtubise лидировал на полосе по завершении первого круга. На втором круге Джонс снова догнал Hurtubise, вернул лидерство в четвертом повороте и лидировал на втором круге. Hurtubise нырнул вниз и вернул лидерство в первом повороте; но Джонс смог проскользнуть мимо и удержать позицию.
На третьем круге Бобби Унсер свернул, чтобы не столкнуться с машиной Дика Ратманна . Унсер развернулся и в первом повороте врезался в стену. Желтый свет будет гореть почти десять минут, чтобы ликвидировать разлив бензина, возникший в результате крушения. Джонс продолжал лидировать, и когда на 10-м круге снова появился зеленый флаг, он оторвался со значительным отрывом.
Первая половина
[ редактировать ]С впереди Джонсом, Hurtubise бежал вторым, опередив Роджера МакКласки и Бобби Маршмана на 3-4 местах. Hurtubise сдерживал вызов на протяжении многих кругов, его мощный двигатель Novi мчался по длинным прямым. Однако к 40-му кругу Маккласки и Маршман наконец обогнали Хуртубиза. Однако Джонс был совсем один и опережал более чем на 20 секунд.
На 46-м круге желтый цвет вылетел из-за аварии Бада Тингельстада во втором повороте. В то же время Аллен Кроу потерял колесо и разбился в первом повороте. Все еще находясь под предупредительным светом на 50-м круге, Джим МакЭлрит и Бобби Маршман развернулись в зоне ямы. Они избежали серьезной аварии и не пошли на контакт. Они добрались до своих пит-сторов и снова присоединились к гонке.
Лидер Парнелли Джонс сделал свой первый пит-стоп на 62-м круге. Пока другие лидеры выходили на пит-стоп один за другим, Джим Кларк и Дэн Герни (управляя Lotus 29 - машинами Ford заднемоторными ) пробивались вперед. Ожидалось, что почтенные родстеры с передним расположением двигателя сделают по 2–3 пит-стопа каждый, в то время как машины Lotus с задним расположением двигателя планировали сделать только один пит-стоп для топлива. Износ шин вызывал беспокойство у тяжелых родстеров, но команда Lotus надеялась пройти весь путь, не меняя шин. Кларк обогнал Роджера Маккласки и вышел вперед на 68-м круге.
Кларк и Герни занимали первое-второе места, Парнелли Джонс шла третьим. Несмотря на то, что Джонс уже провел пит-стоп, он отставал всего на 18 секунд. Превосходная управляемость машин с задним расположением двигателя в поворотах по-прежнему несколько превосходила более высокую максимальную скорость, которую родстеры с передним расположением двигателя достигали на длинных прямых.
Примерно на 80-м круге наблюдатели начали видеть масляный дым, периодически преследующий машину Парнелли Джонса. Джим Кларк сделал свой единственный запланированный пит-стоп на 95-м круге, заправился топливом и сменил три шины (редко изнашиваемая левая передняя осталась на месте). Его остановка была рассчитана на 33 секунды. Это вернуло лидерство Джонсу, который теперь имел преимущество в 37 секунд. Однако у Дэна Герни на другом Lotus было изношено правое заднее колесо, и его пит-стоп затянулся на 42 секунды. Гурни спустился на круг и опустился на 9-е место.
Джим Хуртубис , один из первых претендентов, который начал терять позиции в турнирной таблице из-за проблем с управлением, выбыл на полпути из-за утечки масла.
Вторая половина
[ редактировать ]Джим МакЭлрит развернулся на боксах, задел стену и потерял колесо. Он смог добраться до своего стойла и снова присоединиться к гонке.
Сразу после отметки в 120 кругов Эдди Джонсон развернулся примерно на три четверти обратного участка, вероятно, из-за наезда на нефтяное пятно. Он развернулся внутрь и врезался во внутреннюю стену. Под желтым светом на 125-м круге Парнелли Джонс сделал второй пит-стоп, воспользовавшись предупреждением. После 27-секундного пит-стопа он вышел из боксов по-прежнему лидирующим и потерял минимальное преимущество.
За 50 кругов до финиша Парнелли Джонс опережал Джима Кларка, занявшего второе место, на 43 секунды, а Эй Джей Фойт был третьим. Все остальные машины отставали как минимум на один круг. Дэн Герни вернулся на 4-е место, Роджер Маккласки бежал 5-м, за ним следовали Эдди Сакс, Роджер Уорд, Джим МакЭлрит, Дон Брэнсон и Бобби Маршман, заполнившие первую десятку.
Примерно на 160-м круге Дуэйн Картер на первом повороте взорвал двигатель, в результате чего загорелся желтый свет. Лидер Парнелли Джонс снова воспользовался желтым и нырнул в боксы. Он сменил шины за 20 секунд и снова выехал на трассу. Однако его некогда лидерское преимущество сократилось до 10 секунд. Команда Lotus Джима Кларка и Дэна Герни теперь шла 2-м и 4-м соответственно, и оставался вопрос, смогут ли они оба пройти дистанцию без еще одного пит-стопа для смены шин.
Когда зеленый цвет вернулся, Джим Кларк начал постепенно сокращать отставание от Парнелли Джонса. За 25 кругов до финиша преимущество Джонса сократилось до 5–6 секунд. Тем временем Дэн Герни был вынужден доехать до боксов из-за изношенного правого заднего колеса. Пару кругов спустя он вернулся в боксы, чтобы сменить правую переднюю позицию, и Гурни выпал из борьбы за победу. На финише он финишировал 7-м.
Заканчивать
[ редактировать ]На последних кругах Эдди Сакс дважды развернулся: один раз на 179-м круге, затем еще раз в третьем повороте примерно на 189-м круге, во второй раз ударившись о стену и потеряв колесо. Второй поворот стал толчком к спору, который разгорался в течение следующих нескольких минут.
За двадцать кругов до финиша официальные лица USAC все больше беспокоились из-за дыма, идущего из машины лидера. У Парнелли Джонса в течение некоторого времени была явная утечка масла из-за горизонтальной трещины во внешнем масляном баке в задней части автомобиля. Некоторые наблюдатели сообщали, что дым был более интенсивным, особенно на поворотах, и что капающее масло делало трассу скользкой, что привело к аварии Эдди Сака в третьем повороте. Главный стюард USAC Харлан Фенглер подумывал показать Джонсу черный флаг , что отправило бы его в боксы для консультации и почти наверняка лишило бы его каких-либо шансов на победу.
Джей Си Агаджанян , владелец заявки Джонса, немедленно вступил в горячую перепалку с Харланом Фенглером и Генри Бэнксом на линии старта/финиша. Колин Чепмен из команды Lotus также поспешил присоединиться к обсуждению, отстаивая позицию Кларка и необходимость дисквалификации Джонса за утечку масла. Агаджанян утверждал, что утечка была незначительной и прекратилась, как только она опустилась ниже уровня трещины. Он также пошутил, что другие машины на трассе протекали хуже, но без помощи других. Противостояние продолжалось несколько минут на травяном бруствере у стартовой трибуны, и USAC в конечном итоге решил не ставить Джонсу черный флаг.
Зеленый свет снова загорелся на 193-м круге, и Джонс быстро вырвался вперед на 21 секунду. После того, как Кларк значительно сократил разрыв, Джонс снова удерживал лидерство. Парнелли Джонс остался впереди и привел к финишу. Под развевающимся белым флагом Роджер Маккласки , занявший третье место , бежал прямо вместе с Джонсом по основной трассе. Две машины ехали в пробке, и Маккласки вылетел из машины и остановился в третьем повороте, выставив на последнем круге желтый флаг. Джонс едва обошёл инцидент снаружи невредимым и двинулся к победе. Джим Кларк финишировал вторым, а Эй Джей Фойт финишировал третьим.
После гонки
[ редактировать ]На следующий день после гонки Эдди Сакс и Парнелли Джонс поссорились и обменялись кулаками из-за спора об утечке масла. Главный стюард Харлан Фенглер объяснил свое решение не ставить Джонсу черный флаг, сославшись на то, что утечка утихла и что осталось так мало кругов, что он не хотел «отбирать эту гонку у человека по поспешному решению». [ 8 ]
Команда Lotus, хотя и была недовольна предполагаемым фаворитизмом, предложенным американским участникам, в конечном итоге отказалась протестовать. Они признали явное превосходство Джонса в этом турнире. Кроме того, официальные лица Ford признали, что победа в результате дисквалификации крупнейшего конкурента Кларка не будет хорошо воспринята американской общественностью.
Оценка коробки
[ редактировать ]Заканчивать | Начинать | Нет | Имя | Шасси | Двигатель | Который | Круги | Статус | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 98 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 151.153 | 200 | Бег | ||
2 | 5 | 92 | ![]() |
Лотос | Форд | 149.750 | 200 | +33.84 | ||
3 | 8 | 2 | ![]() |
Тревис | Оффенхаузер | 150.615 | 200 | +1:21.97 | ||
4 | 4 | 1 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 149.800 | 200 | +3:02.45 | ||
5 | 3 | 4 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 150.188 | 200 | +3:22.74 | ||
6 | 6 | 8 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 149.744 | 200 | +3:23.10 | ||
7 | 12 | 93 | ![]() |
Лотос | Форд | 149.019 | 200 | +4:35.26 | ||
8 | 11 | 10 | ![]() |
Юинг | Оффенхаузер | 149.340 | 200 | +4:35.90 | ||
9 | 31 | 84 | ![]() |
Томпсон | Шевроле | 149.613 | 200 | +5:25.64 | ||
10 | 17 | 22 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 149.130 | 200 | +6:28.73 | ||
11 | 30 | 29 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 147.832 | 200 | +6:54.08 | ||
12 | 33 | 17 | ![]() |
Кузьма | Оффенхаузер | 148.374 | 200 | +7:25.09 | ||
13 | 18 | 65 | ![]() |
Кристенсен | Оффенхаузер | 149.123 | 200 | +10:49.82 | ||
14 | 32 | 32 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 148.545 | 200 | +17:05.25 | ||
15 | 14 | 14 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 148.680 | 198 | Закрутил Т3 | ||
16 | 7 | 5 | ![]() |
Эпперли | Оффенхаузер | 149.458 | 196 | Задняя часть | ||
17 | 10 | 9 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 149.570 | 181 | Авария Т3 | ||
18 | 9 | 99 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 150.163 | 149 | Коленчатый вал | ||
19 | 19 | 52 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 149.123 | 126 | Краш Т4 | ||
20 | 21 | 88 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 148.509 | 112 | Краш БС | ||
21 | 22 | 45 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 148.386 | 110 | Клапан | ||
22 | 2 | 56 | ![]() |
Куртис Крафт | Новый | 150.257 | 102 | Утечка масла | ||
23 | 15 | 83 | ![]() |
Томпсон | Шевроле | 148.002 | 100 | Стержень | ||
24 | 29 | 16 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 147.838 | 99 | Магнето | ||
25 | 20 | 26 | ![]() |
Тревис | Оффенхаузер | 148.717 | 79 | Утечка масла | ||
26 | 24 | 86 | ![]() |
Эпперли | Оффенхаузер | 148.289 | 74 | Клапан | ||
27 | 13 | 35 | ![]() |
Тревис | Оффенхаузер | 148.877 | 47 | Авария Т1 | ||
28 | 25 | 54 | ![]() |
Эпперли | Оффенхаузер | 148.227 | 46 | Авария Т2 | ||
29 | 26 | 37 | ![]() |
Ватсон | Оффенхаузер | 148.063 | 43 | Передача инфекции | ||
30 | 28 | 21 | ![]() |
Лесовский | Оффенхаузер | 147.893 | 21 | Умение обращаться | ||
31 | 23 | 75 | ![]() |
Куртис Крафт | Новый | 148.343 | 18 | Схватить | ||
32 | 27 | 23 | ![]() |
Эпперли | Оффенхаузер | 148.038 | 12 | Утечка масла | ||
33 | 16 | 6 | ![]() |
Куртис Крафт | Новый | 149.421 | 2 | Авария Т1 | ||
W Бывший победитель Индианаполиса 500
R Индианаполис 500 Новичок
Все участники использовали шины Firestone .
Статистика гонок
[ редактировать ]
|
|
|
Заметки о гонке
[ редактировать ]- NASCAR Пилот Джуниор Джонсон тренировался, но не прошел квалификацию. Кертис Тернер прошел тест новичка, но потерпел неудачу на тренировке.
- Машины Lotus - Ford Джима Кларка и Дэна Герни — последние две машины, когда-либо участвовавшие в гонках Indy 500 с использованием карбюраторов ( Вебер ). Все остальные автомобили, использовавшиеся в этой области, и все другие автомобили с тех пор, использовали систему впрыска топлива . [ 12 ]
Вещание
[ редактировать ]Радио
[ редактировать ]Гонка транслировалась в прямом эфире по радиосети IMS . Сид Коллинз был главным диктором. Фред Агабашян работал «экспертом по водителям».
Лу Палмер , дебютировавший в 1958 году, перешел из третьего поворота в зону пит-стопа, заменив Джона Петерсона, где он оставался в течение 25 лет. Палмер также взял на себя обязанность давать интервью победителю на переулке Победы. Майк Ахерн вернулся на трансляцию после годичного отсутствия и занял место третьего хода. Это был последний год, когда Чарли Брокман работал статистиком, а также последний год, когда Берни Херман работал на спине.
Число филиалов радио превысило 700 станций по всему миру.
Радиосеть автодрома Индианаполиса | ||
---|---|---|
Дикторы на стенде | Поверните репортеров | Репортеры ямы/гаража |
Главный диктор : Сид Коллинз |
Ход 1: Билл Фрош |
Джек Шапиро (север) Люк Уолтон (в центре) Лу Палмер (юг) |
Телевидение
[ редактировать ]Уже третий год несколько минут основных моментов гонок транслировались по телевидению на канале ABC «Wide World Of Sports».
Галерея
[ редактировать ]
-
Автомобиль-победитель 1963 года
-
Lotus 29 Джима Кларка 1963 года выпуска.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фокс, Джек С. (1994). Иллюстрированная история Индианаполиса 500 1911–1994 (4-е изд.). Издательство Карла Хунгнесса. п. 22. ISBN 0-915088-05-3 .
- ^ Каду-младший, Джеп (31 мая 1963 г.). «Побить рекорд со средним результатом 143,137» . Звезда Индианаполиса . п. 1 . Проверено 2 июня 2017 г. — через Newspapers.com .
- ^ «Между победителем спидвея Парнелли Джонсом и Эдди Саксом завязалась кулачная драка» . Льюистон Дейли Сан . 1 июня 1963 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ «Лидер-Пост — Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ «Индианаполис Мотор Спидвей» .
- ^ Разговор о бензиновой аллее - 1070-AM WIBC , 14 мая 2004 г.
- ^ «Международный тотализатор на 500 миль 1963 года» . ChampCarStats.com . Проверено 26 июня 2015 г.
- ↑ Между победителем спидвея Парнели Джонсом и Эдди Саксом завязалась кулачная драка.
- ^ Дэвидсон, Дональд ; Шаффер, Рик (2013). Официальная история автокурса Индианаполиса 500 (второе изд.). Малверн, Вустершир , Англия: Icon Publishing. п. 374. ИСБН 978-1-905334-82-7 – через Интернет-архив .
- ^ Попели, Рик; Риггс, Л. Спенсер (1998). Индианаполисская 500-летняя хроника . Линкольнвуд, Иллинойс : Publications International. п. 171. ИСБН 0-7853-2798-3 – через Интернет-архив .
- ^ «Индианаполис 500 1963 года» . Гонки-Справочник. Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 года . Проверено 8 августа 2021 г.
- ^ Разговор о бензиновой аллее . 12 мая 2010 г. ВФНИ .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- История Индианаполиса 500: гонка и статистика за все время — Официальный сайт