Про акции
Pro Stock — это класс дрэг-рейсинга с участием «заводских хот-родов ». Этот класс часто называют «полностью моторным», поскольку в автомобилях не используются какие-либо формы принудительной индукции, такие как турбонаддув или наддув , или другие усовершенствования, такие как закись азота , а также правила, регулирующие разрешенные модификации двигателей и типы двигателей. используемые тела.
История
[ редактировать ]Класс профессиональных акций Национальной ассоциации хот-родов возник из супер-акций, основанных на производстве, в 1970 году с более либеральным набором правил и отсутствием недостатков. [ 1 ] Изначально правила отдавали предпочтение с большим блоком двигателям V8 , а автомобили с двигателем Chrysler Hemi выигрывали титул чемпиона мира в первые два года. NHRA попыталась сбалансировать правила игры в 1972 году и ввела правила, разрешающие использование V8 небольшого объема, компактных автомобилей с приемлемым весом.
1 июля 1973 года NHRA потребовало от профессиональных водителей автомобилей иметь лицензии на участие в соревнованиях, точно так же, как на взорванных или заправленных драгстерах и забавных автомобилях . [ 2 ]
После изменения правил NHRA в 1973 году, позволяющего устанавливать рекорды на любых национальных соревнованиях, на NHRA Winternationals 1973 года Дино « Дон» Николсон установил первый официальный профессиональный рекорд и рекорд со скоростью 9,33, в то время как Билл Дженкинс показал рекордную скорость 148,76 миль в час ( 239,41 км/ч) скорость; позже на том же мероприятии Николсон совершил пас со скоростью 9,01 секунды / 150,50 миль в час (242,21 км / ч), побив свои рекорды и рекорды Дженкинса. [ 2 ]
В сезонах 1974 и 1975 годов Боб Глидден стал первым гонщиком, выигравшим два профессиональных чемпионата по гонкам.
В 1982 году NHRA отказалась от системы весового разрыва и ввела правило минимального веса 2350 фунтов и максимального объема 500 кубических дюймов по всем направлениям из-за популярности профессиональных серийных автомобилей Mountain Motor IHRA , которые имеют неограниченный рабочий объем .
Ли Шепард выиграл второй из четырех чемпионатов подряд в 1983 году, когда он также выиграл титул IHRA, что сделало его первым гонщиком, когда-либо сделавшим это; он повторил этот подвиг в 1984 году. [ 3 ]
В 2016 году NHRA провела капитальный ремонт формулы двигателя. Воздухозаборники на капоте и двойные четырехкамерные карбюраторы были заменены электронным впрыском топлива - капитальный ремонт, призванный отразить современные автомобильные тенденции, поскольку все автомобили, производимые для продажи в Северной Америке, уже более 20 лет используют электронный впрыск топлива.
Про акции сегодня
[ редактировать ]Двигатель
[ редактировать ]
- За исключением формулы NHRA 500 ci (начиная с 2018 года), двигатель должен быть изготовлен той же компанией, что и кузов автомобиля.
- Все необработанные компоненты должны быть доступны для публичной покупки. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Блоки двигателей и головки цилиндров часто поставляются в «сыром» состоянии с приблизительными размерами и грубой механической обработкой. Каждая команда продолжит обрабатывать и модифицировать деталь в соответствии со своими стандартами.
- Стандартные двигатели NHRA ограничены максимальным объемом двигателя 500 куб. Дюймов (8,2 л) с одним распределительным валом и 90-градусным двигателем V8 .
- В нескольких органах действуют разные правила. «Mountain Motors», управляемая PDRA (восьмая миля) и на отдельных мероприятиях NHRA в 2019 году, не имеет правила 500 кубических дюймов, при этом объем некоторых двигателей превышает 800 кубических дюймов (13,1 л) до более 1000 кубических дюймов. (16,4 л). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] NHRA ограничивает объем двигателя в категориях Mountain Motor до 843 куб. Дюймов (13,8 л).
- Австралийская национальная ассоциация дрэг-рейсинга и IHRA имеют ограничение максимального объема двигателя 400 куб. Дюймов (6,6 л).
- В зависимости от органа и класса, имеющего разрешение, двигатели могут быть либо четырехкамерными карбюраторами , либо дроссельной заслонкой с электронным впрыском топлива и должны иметь безнаддувную систему впуска.
- Те, кто использует два четырехцилиндровых карбюратора, могут позволить их «разделить» (т.е. распилить пополам), чтобы каждую из половин можно было более точно расположить над слегка смещенными впускными направляющими. Впускной коллектор и головки открыты для модификации. Наиболее эффективной конфигурацией впускного коллектора на протяжении почти 40 лет остается «туннельный плунжер». Карбюраторы подняты над двигателем; длина и конфигурация впускных каналов («бегунов») имеют решающее значение для выходной мощности. Высокие впускные коллекторы требуют большого ковша на капоте, который является визитной карточкой профессионального стандартного класса. (Совок капота запрещен в NHRA из-за EFI)
- Формула NHRA (начиная с 2016 года) требует, а запас PDRA Extreme Pro разрешает, чтобы автомобили использовали системы впрыска топлива в корпусе дроссельной заслонки с электронным управлением. [ 10 ]
- В NHRA электронный блок управления (ECU) будет внедрен в системы EFI, включая ограничение в 10 500 об/мин, при этом современные двигатели приближаются к 12 000 об/мин. [ 8 ]
Правила, которые исключают принудительную индукцию любого вида, а также разрешают модификацию головок, привели к тому, что профессиональные головки стали самыми сложными в любой категории дрэг-рейсинга, с подъемом клапанов в районе 1 дюйма.
Современные профессиональные двигатели обычно производят около 2,5 л.с./дюйм. 3 (114 кВт/л) и развивают мощность более 1500 л.с. при работе без наддува. [ 8 ]
Полный стандартный двигатель NHRA может стоить более 100 000 долларов. [ 4 ]
Трансмиссия
[ редактировать ]- Pro В стандартных сцеплениях используется несколько дисков. Их необходимо обслуживать после каждого пробега, чтобы поддерживать критические допуски, которые могут означать разницу между хорошим пробегом или сильной тряской шины.
- С 1973 года самой популярной трансмиссией стала планетарная конструкция Lenco, использовавшаяся сначала как четырехступенчатая, а теперь и как пятиступенчатая. Хотя пятиступенчатый агрегат (обычно с пневматическим переключением) все еще используется в ADRL и Mountain Motor Pro Stock Association, а также в трехступенчатых агрегатах с пневматическим переключением передач в профессиональных модифицированных моделях , в профессиональных стоках NHRA используется пятиступенчатая механическая коробка передач без сцепления Liberty или G-Force. передачи.
Тело
[ редактировать ]- Профессиональные гонщики NHRA используют кузова из углеродного волокна, одобренные NHRA. Окна изготовлены из поликарбоната .
- Некоторые жаловались, что «стандартная» часть «про-стока» уже не так уж точна, потому что очень немногие кузова гоночных автомобилей, если таковые имеются, производятся на заводах соответствующих производителей.
Шасси
[ редактировать ]- Стандартное шасси Pro представляет собой сварные трубы из хромомолибденовой стали 4130 со встроенной клеткой в стиле «забавного автомобиля» вокруг водителя, которая в сочетании с ремнями безопасности и шлемом создает очень жесткую и безопасную среду вождения, возникшую после жестокой езды. Авария с опрокидыванием, от которой пострадал Боб Глидден в 1986 году во время раунда в Коммерсе, штат Джорджия, .
Приостановка
[ редактировать ]- Стандартные профессиональные автомобили должны использовать системы подвески автомобильного типа.
- С 1970-х годов в передней подвеске используются стойки МакФерсон с рычагами подвески; Что касается задней подвески, предпочтительной конструкцией является четырехрычажная подвеска со спиральными амортизаторами, соединенными с фиксированной задней осью.
- Как передние, так и задние амортизаторы могут регулироваться автоматически во время пробега с помощью воздушных контуров, которые контролируются электронным блоком управления.
Тормоза
[ редактировать ]- Основным средством замедления автомобилей с максимальной скорости около 213 миль в час являются тормозные парашюты . Поскольку автомобили превысили барьер в 200 миль в час, требуются два парашюта, поскольку NHRA требует использования двойных парашютов, когда скорость превышает это значение.
- В желобах используются пружины или пусковые устройства сжатого воздуха, чтобы поднять желоба в воздух как можно быстрее и избежать образования мертвого воздуха позади автомобиля.
- На четырех колесах также используются дисковые тормоза производителей вторичного рынка.
- Тормоза имеют одинарные суппорты спереди и двойные суппорты сзади с роторами из углеродного волокна.
Топливо
[ редактировать ]- Заводские хот-роды могут использовать только гоночное топливо ( октановое число : 118), которое проверено и сертифицировано химическим анализом на мероприятиях с одобрения санкционирующего органа.
- Некоторые организации требуют наличия топлива со спецификациями. NHRA будет требовать использования специального гоночного топлива Sunoco, но неизвестно, будет ли это неэтилированное гоночное топливо, как в других классах автоспорта, где оно является официальным топливом, или будет ли разрешено использование алкоголя в официальном топливе NHRA (как это было в случае Indycar, 85% этанола, или NASCAR, 15% этанола).
- Стандартные топливные системы подают бензин со скоростью 7,5 галлонов США в минуту (0,5 л/с).
В дополнение ко всем этим характеристикам каждый автомобиль должен:
- Весить минимум 2350 фунтов (1066 кг), включая водителя (2450 фунтов для автомобилей формулы Mountain Motor).
- В соревнованиях NHRA автомобили должны быть произведены в течение последних пяти модельных лет (2011–2015). В конце 1980-х и в начале 1990-х годов размеры автомобилей увеличивались, поскольку предпочтение отдавалось семейным седанам среднего размера, но к 2000-м (десятилетию) количество автомобилей сократилось, поскольку компактные автомобили, опираясь на тогдашнюю популярность спортивного компактного класса, стали эта тенденция возникла, поскольку General Motors и Daimler (тогда владевшие брендом Dodge) начали использовать компактные автомобили (похожие на заднеприводные, за исключением двигателя). Однако возврат к пони-карам и семейным седанам среднего размера снова стал выбором, поскольку Ford использует «пони-кар», а Dodge и Chevrolet начали использовать семейные седаны среднего размера. Разрешенными автомобилями 2013 года выпуска являются Chevrolet Camaro , Dodge Avenger и Ford Mustang . В 2014 году команды Fiat переходят на Dodge Dart . [ 11 ]
- Задние спойлеры не могут быть длиннее 13 дюймов (330 мм), измеренная от точки перехода линии кузова к спойлеру до кончика.
- Фары, стояночные фонари и задние фонари в сборе должны оставаться на исходном заводском месте.
Это делает гонки невероятно трудными; лидеры класса могут развивать скорость более 213 миль в час (343 км/ч) за 6,47 секунды (приблизительно). Квалификационные раунды разделены между всеми участниками менее чем десятой долей секунды. В особенно плотном квалификационном составе разница между номером 1 и финальным номером 16 может составлять всего 0,05 секунды.
Автомобили Mountain Motor, благодаря своим массивным горным двигателям объемом более 800 кубических дюймов, разгоняются до 6:30 со скоростью почти 220 миль в час (354 км/ч). На гонке NHRA Houston Raceway Park 2019 года, где формула Mountain Motor заменила формулу NHRA, самый быстрый автомобиль показал результат 6,233 секунды.
Чемпионы NHRA по профессиональным акциям (1970 – настоящее время)
[ редактировать ]- 1970 - Ронни Сокс
- 1971 - Майк Фонс
- 1972 — Билл Дженкинс
- 1973 - Уэйн Гэпп
- 1974 — Боб Глидден
- 1975 — Боб Глидден
- 1976 - Ларри Ломбардо
- 1977 — Дон Николсон
- 1978 — Боб Глидден
- 1979 — Боб Глидден
- 1980 — Боб Глидден
- 1981 - Ли Шепард
- 1982 - Ли Шепард
- 1983 - Ли Шепард
- 1984 - Ли Шепард
- 1985 — Боб Глидден
- 1986 — Боб Глидден
- 1987 — Боб Глидден
- 1988 — Боб Глидден
- 1989 — Боб Глидден
- 1990 - Даррел Олдерман
- 1991 - Даррел Олдерман
- 1992 - Уоррен Джонсон
- 1993 - Уоррен Джонсон
- 1994 - Даррел Олдерман
- 1995 - Уоррен Джонсон
- 1996 — Джим Йейтс
- 1997 — Джим Йейтс
- 1998 - Уоррен Джонсон
- 1999 - Уоррен Джонсон
- 2000 - И Кафлин-младший.
- 2001 - Уоррен Джонсон
- 2002 - Я Кафлин
- 2003 — Грег Андерсон
- 2004 - Грег Андерсон
- 2005 — Грег Андерсон
- 2006 - Джейсон Лайн
- 2007 - Я Кафлин
- 2008 - Я Кафлин
- 2009 - Майк Эдвардс
- 2010 — Грег Андерсон
- 2011 - Джейсон Лайн
- 2012 - Аллен Джонсон
- 2013 - Я Кафлин
- 2014 - Эрика Эндерс
- 2015 - Эрика Эндерс
- 2016 - Джейсон Лайн
- 2017 - Бо Батнер
- 2018 - Таннер Грей
- 2019 - Эрика Эндерс
- 2020 - Эрика Эндерс
- 2021 - Грег Андерсон
- 2022 - Эрика Эндерс
- 2023 - Эрика Эндерс
Наибольшее количество чемпионских титулов среди профессиональных гонщиков имеет 10-кратный чемпион Боб Глидден. В сезонах 1978 и 1979 годов, когда он практически не участвовал в соревнованиях, Глидден дошел до 18 из 19 финальных раундов, выиграв 14 раз. Девять из этих побед были одержаны подряд, и многие считают их одной из самых впечатляющих победных серий в истории этого вида спорта. Пилотом с наибольшим количеством побед за один сезон является пятикратный чемпион Грег Андерсон, выигравший 15 из 23 гонок на пути к своему чемпионству в 2004 году.
Наибольшее количество выигрышей по акциям NHRA
[ редактировать ]Водитель | Победы |
---|---|
Грег Андерсон | 105 |
Уоррен Джонсон | 97 |
Боб Глидден | 85 |
Я Кафлин | 68 |
Джейсон Лайн | 51 |
Эрика Эндерс | 48 |
Майк Эдвардс | 40 |
Курт Джонсон | 40 |
Даррелл Олдерман | 28 |
Аллен Джонсон | 27 |
Дэйв Коннолли | 26 |
Ли Шеперд | 26 |
Джим Йейтс | 25 |
Брюс Аллен | 16 |
Винсент Благородный | 13 |
Таннер Грей | 13 |
Ларри Морган | 12 |
Фрэнк Якониус | 11 |
Билл Дженкинс | 11 |
Джеймс Э. Батнер III | 11 |
Аарон Стэнфилд | 11 |
Даллас Гленн | 11 |
Ронни Сокс | 9 |
Скотт Джеффрион | 9 |
Мэтт Хартфорд | 8 |
Бутч Лил | 8 |
Джерри Экман | 8 |
Рон Кришер | 8 |
Крис МакГаха | 8 |
Дрю Скиллман | 7 |
Ларри Ломбардо | 6 |
Ричи Стивенс-младший | 6 |
Шейн Грей | 6 |
Дон Николсон | 6 |
Дерик Крамер | 5 |
Том Мартино | 5 |
Грег Стэнфилд | 5 |
Трой Кафлин мл. | 5 |
Алекс Лафлин | 4 |
Ви Гейнс | 4 |
Роджер Брогдон | 3 |
Джонатан Грей | 1 |
Камри Карузо | 1 |
Кенни Делко | 1 |
Кайл Корецкий | 1 |
Аарон Стронг | 1 |
Джимми Алунд | 1 |
Джастин Хамфрис | 1 |
Рики Джонс | 1 |
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коммель, Дэйв (25 апреля 2017 г.). «Галерея: Лучшее из дрэг-рейсинга 1970-х» . Хот Род . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Берджесс, Фил (17 августа 2018 г.). «Машина времени: 1973» . NHRA.com . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Берджесс, Фил (11 августа 2008 г.). «Голосование за любимый гоночный автомобиль всех времен: 1980-е и далее» . NHRA.com . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Эмануэльсон, Лен (25 июля 2011 г.). «Технологии стандартных двигателей» . Двигателестроительмаг . Проверено 19 июля 2019 г.
- ^ «Сохранение класса Pro Stock NHRA» . www.motorsport.com .
- ^ «Новые правила акции NHRA Pro на 2016 год» . 13 августа 2015 г.
- ^ «Двигатель с большим блоком Godfather 1005.8ci - популярный журнал о хот-роддинге» . Ноябрь 2012.
- ^ Jump up to: а б с Магда, Майк (6 мая 2015 г.). «Профессиональные стандартные двигатели: в чем секрет таких больших показателей мощности?» . EngineLabs . Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ «Информация о горных двигателях | Гоночные двигатели Джона Каасе» . jonkaaseracingengines.com .
- ^ «NHRA вносит изменения в класс акций Pro» . Национальные новости скоростного спорта . ООО «Терн 3 Медиа» . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ «Поправки к своду правил NHRA 2010» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2009 г.