Денни Халм
![]() Хьюм сидит в своей машине перед Гран-при Германии 1965 года. | |
Рожденный | Мотуэка , Новая Зеландия | 18 июня 1936 г.
---|---|
Умер | 4 октября 1992 г. Батерст, Новый Южный Уэльс , Австралия | ( 56 лет
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1965 – 1974 |
Команды | Брэбэм , Макларен |
Записи | 112 |
Чемпионаты | 1 ( 1967 ) |
Победы | 8 |
Подиумы | 33 |
Карьерные очки | 248 |
Поул-позиции | 1 |
Самые быстрые круги | 9 |
Первая запись | Гран-при Монако 1965 года. |
Первая победа | Гран-при Монако 1967 года. |
Последняя победа | Гран-при Аргентины 1974 года. |
Последняя запись | Гран-при США 1974 года. |
Денис Клайв Халм, ОБЕ (18 июня 1936 - 4 октября 1992) был новозеландским автогонщиком, выигравшим чемпионат 1967 года Формулы-1 мира среди пилотов за команду Brabham . Между своим дебютом в Монако в 1965 году и последней гонкой на Гран-при США 1974 года он стартовал в 112 Гран-при, одержав восемь побед и 33 места на подиуме. Он также финишировал третьим в общем зачете в 1968 и 1972 годах. [ 1 ]
Хьюм продемонстрировал универсальность, одержав победу в Канадско-американском Кубке вызова (Can-Am) для спортивных автомобилей Группы 7 . Как член команды McLaren , выигравшей пять титулов подряд в период с 1967 по 1971 год, он дважды выигрывал личный чемпионат пилотов и еще четыре раза занимал второе место. [ 1 ]
После своего пребывания в Формуле-1 в Brabham Халм выступал за McLaren в нескольких форматах — Формуле-1, Can-Am и Indianapolis 500 . Халм ушел из Формулы-1 в конце сезона 1974 года, но продолжил участвовать в гонках на Australian Touring Cars.
Халма прозвали «Медведь» из-за его «грубого характера» и «грубых черт лица»; однако он также был «чувствителен (...) и не мог выразить свои чувства, кроме как в гоночной машине». [ 2 ] В начале своей карьеры Халм предпочитал гоняться босиком, так как считал, что так он лучше чувствует газ. Ситуация изменилась в 1960 году, когда он начал участвовать в более строго регулируемых чемпионатах Европы. [ 3 ]
За свою карьеру Хьюм водил самые мощные автомобили своей эпохи. Он участвовал в гонках Формулы-1, Формулы-2, Indycars, седанах/туристических автомобилях, CanAm и гонках на выносливость — все в течение одного сезона. После ухода из Формулы-1 он даже участвовал в гонках на грузовиках.
Смерть Хьюма от сердечного приступа во время вождения BMW M3 во время гонки Bathurst 1000 в Австралии сделала его седьмым бывшим чемпионом Формулы-1, умершим от естественных причин (по сравнению с тремя инцидентами на гонках, двумя инцидентами на дорогах общего пользования и одним инцидентом). инцидент с самолетом).
Ранняя гоночная карьера
[ редактировать ]Халм родился на табачной ферме, принадлежащей его родителям в Мотуэке на Южном острове Новой Зеландии. Его отец Клайв Халм был награжден Крестом Виктории как снайпер во время битвы за Крит в 1941 году. [ 2 ]
Выросший на семейной ферме в Понгакаве (недалеко от Те Пуке ), Халм научился водить грузовик, сидя на коленях у отца, а к шести годам уже водил один. Он бросил школу и пошел работать в гараж. Он накопил достаточно денег, чтобы купить MG TF и сразу же начал участвовать в соревнованиях по скалолазанию. После этого отец принес MGA ему . Добившись впечатляющего прогресса, он приобрел F2 Cooper-Climax и впоследствии был выбран для участия в программе «Новозеландский водитель в Европу» вместе с другим новозеландцем Джорджем Лоутоном . Пара молодых новозеландцев начала соревноваться в Формуле-Юниор и Формуле-2 по всей Европе на автомобилях Cooper- BMC и Cooper- Ford соответственно. Халм выиграл Гран-Премио ди Пескара в 1960 году в составе Формулы-Юниоров, но новозеландские газеты об этом не упоминали, поскольку писали только о Брюсе Макларене. Однако 1960 год закончился катастрофой, когда Лоутон разбился во время гонки в Роскилле (Дания) и умер на руках у Хьюма. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
Поскольку новозеландская пресса игнорировала Халма, он нанял 2½-литровый Cooper у Реджа Парнелла и принял участие в чемпионате Новой Зеландии Gold Star Championship 1961 года. Он сразу завоевал титул. Он выступал в Ле-Мане за команду Abarth , одержав победу в классе на S850 (вместе с товарищем по Киви Ангусом Хислопом ), прежде чем Кен Тиррелл пригласил симпатичного (но иногда грубоватого) новозеландца участвовать в гонках в его Формулы-Юниор и Формулы-2. командах , в 1962 году, когда Тони Мэггс был недоступен из-за своих обязательств в Формуле-1. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Оказавшись там, обосновавшись в Лондоне, он работал механиком в Джека Брэбэма гараже в Чессингтоне и начал прокладывать свой гоночный путь. Именно Брэбэм давал ему возможность покататься на своих Brabham спортивных и одноместных автомобилях . В сезоне 1963 года он выиграл семь международных чемпионатов Формулы-Юниор , и после нескольких впечатляющих выступлений там его старый босс Джек Брэбэм позвонил Халму, и он присоединился к команде австралийской легенды Формулы-2. В 1964 году пара начала доминировать в чемпионате того же года, в результате чего финишировала со счетом один-два в серии FFSA Trophées de France . Пара также финишировала со счетом один-два в серии 1966 года . За время работы в Формуле-2 с 1964 по 1966 год Хьюм выиграл три гонки серии, а также две гонки, не связанные с чемпионатом ( Grote Prijs van Limborg 1964 года и Spring Trophy 1965 года ). Халм был награжден несколькими гонками Формулы-1, не относящимися к чемпионату. [ 2 ] [ 4 ] [ 7 ]
Помимо одноместных автомобилей, Халм также время от времени участвовал в гонках на седане. 6 июля 1963 года в ужасных условиях Халм выиграл свою первую крупную гонку на седанах. На втором спонсируемом Motor этапе чемпионата Европы по кузовным гонкам, , фаворит перед гонкой, 7-литровый Ford Galaxie, управляемый Дэном Герни и Джеком Брэбэмом, застрял на мокрой дороге, а Jaguar доминировали в гонке. Халм выиграет вместе с Роем Сальвадори после того, как победители на выезде были дисквалифицированы из-за неисправностей двигателя. [ 8 ]
Карьера в Формуле-1
[ редактировать ]1965–1967: С Брэбэмом
[ редактировать ]После многочисленных выступлений за «Брэбэм» в соревнованиях, не относящихся к чемпионату, в сезоне 1964 года, когда команда «Брэбэма» подписала Дэна Герни для участия в гонках вместе со своим боссом, Халм наконец получил звонок, которого ждал, дебютировав на чемпионате мира в 1965 году в Монако. . Позже в том же году он набрал свои первые очки, заняв четвертое место на сложной трассе Клермон-Ферран (Шарад) во Франции . [ 4 ]
1966 год стал первым полноценным сезоном Халма в Формуле-1. Теперь, после ухода Дэна Герни , он был безоговорочным номером два в команде Brabham после самого Джека. В том году он финишировал четвёртым (Джэк выиграл чемпионат конструкторов среди пилотов и команды Brabham), а самыми яркими моментами стали третье место в Реймсе во Франции, второе место после Brabham в Брэндс-Хэтче и самый быстрый круг в Зандворте . до того, как проблемы с зажиганием положили конец его гонкам. В то время как его босс выиграл титул чемпиона мира, Хьюм четыре раза поднимался на подиум за сезон, заняв четвертое место в общем зачете. [ 2 ] [ 7 ]

Чемпионат 1967 года был, по сути, внутренним делом команды Brabham Racing Organization большую часть года, но новый Lotus 49 дал Джиму Кларку и Грэму Хиллу возможность нанести ответный удар. Их Brabham-Repco не были самыми быстрыми машинами, однако они были надежными и стабильными, как и Brabham и Hulme. В течение сезона он одержал две победы в чемпионате, состоящем из 11 гонок, в Монте-Карло и на жестоком Нюрбургринге («Зеленый ад»). [ 2 ]
Хотя Хьюм заставил замолчать многих критиков своей блестящей победой в Монако, гонка была омрачена ужасной аварией, которая унесла жизнь Лоренцо Бандини , преследовавшего Хьюма во время крушения. победа в Гран-при в 1967 году была на легендарной Северной петле Нюрбургринга Его вторая . Эта победа доказала его универсальность на трассах любого типа. Еще шесть выходов на подиум дали Хьюму необходимое преимущество. Он выиграл чемпионат с преимуществом на пять очков от Брэбэма и еще на пять от Джима Кларка. Халм был первым (и на сегодняшний день единственным) чемпионом мира Формулы-1 из Новой Зеландии . [ 2 ]
1968–1974: с McLaren
[ редактировать ]В 1968 году он перешел в команду McLaren , принадлежавшую его соотечественнику Брюсу Макларену . Хотя «Шоу Брюса и Денни» доминировало в североамериканской серии спортивных автомобилей Can-Am с 1966 года, их время в Формуле-1 было менее успешным. Южноафриканская , гонка, проходившая на легендарной трассе Кьялами оказалась для команды трудной. Несмотря на то, что Хьюму пришлось использовать старые двигатели BRM V12 на старом шасси M5A, он занял достойное пятое место. [ 2 ] [ 7 ]

Фото Боба Сандерсона
К испанскому этапу в Хараме двигатель Cosworth DFV V8 был установлен на совершенно новое шасси M7A, и характеристики улучшились. После победы в BRDC International Trophy Халм занял второе место в Испании, а затем одержал еще две победы в том же году в Монце и в Канаде , что оставило ему внешний шанс сохранить корону чемпионата против Грэма Хилла и молодого Джеки Стюарта .
Финал в Мехико определил чемпиона того года, но у Халма произошла поломка подвески на его McLaren.

1969 год стал для Халма катастрофой: переработанное шасси M7A имело проблемы с надежностью, и Халм набрал всего 20 очков, одержав одну победу, на финальном этапе Гран-при Мексики . Халм завершил сезон на шестой позиции в зачете пилотов.
1970 год принес новое десятилетие, но удача Хьюму не изменила. Босс и друг команды Брюс Макларен погиб во время испытаний CanAm McLaren M8D, что затронуло Хьюма. Другая проблема произошла в том же году, когда он получил ожоги рук от возгорания метанола во время тренировки Индианаполиса 500 . В результате он пропустил Гран-при Голландии в 1970 году. Не испугавшись, он почувствовал, что обязан перед Брюсом и командой McLaren продолжать участвовать в гонках. Помимо эмоционального потрясения и серьезных ожогов, ему все же удалось занять достойное четвертое место в чемпионате с 27 очками. [ 2 ]
Хотя Халм занял третье место на Гран-при Мексики 1970 года , гонка была омрачена огромной толпой, насчитывающей более 200 000 человек. Толпа оказалась почти неуправляемой и едва не вынудила гонку отменить. Они столпились перед перилами, сели у обочины и перебежали через сам путь. Водители были обеспокоены тем, что кто-то может погибнуть. Во время квалификации Халм на несколько дюймов промахнулся с некоторыми детьми. Они играли в «цыплёнка » , чтобы увидеть, кто окажется ближе всего к проносящимся мимо машинам. [ 9 ]
1971 год начался многообещающе. В Кьялами он доминировал, но система подвески с возрастающей скоростью вытеснила его всего через несколько кругов. Команда McLaren находилась в смятении. С точки зрения результатов сезон был даже хуже, чем в 1970 году, поскольку Халм даже не поднялся на подиум, хотя он установил самые быстрые круги в Канаде и США в том году, но результатов было трудно добиться. Халм занял девятое место в турнирной таблице 1971 года. [ 7 ]
производящая товары для красоты, парфюмерии и мужской продукции, Компания Yardley, взяла на себя титульное спонсорство нового McLaren в 1972 году и выплатила дивиденды Халму. В партнерстве с хорошим другом Питером Ревсоном Хьюм вернулся на победный путь, одержав победу в Южной Африке и несколько прекрасных подиумов в других местах, закончив 1972 год на третьем месте с 39 очками. вне чемпионата Тем временем Халм также выиграл гонку Международного золотого кубка в Оултон-парке .
Удивительно, но Халм за свою карьеру в Формуле-1 забил только один поул на McLaren M23 , в 1973 году в Кьялами – похоже, у него были хорошие отношения с южноафриканским стадионом. Халма затмил друг и товарищ по команде Питер Ревсон Однако в 1973 году , и он финишировал шестым, отстав от американца на 12 очков.
К Гран-при Бельгии 1973 года Халм и McLaren продвинули безопасность Формулы-1 вперед, когда его машина представила Graviner , снабжающую гонщика пригодным для дыхания воздухом в случае пожара. в Формуле-1 систему жизнеобеспечения [ 10 ]
Хьюм, к счастью, выиграл Гран-при Швеции , хотя он также показал лучший круг. Гонка, казалось, была рассчитана на домашнюю победу Ронни Петерсона , а его товарищ по команде Lotus Эмерсон Фиттипальди занял второе место, когда у Lotuss случилась беда. Фиттипальди замедлился из-за проблем с коробкой передач, а затем Петерсон из-за медленного прокола заднего колеса. Поскольку Халм решил ехать на более жестких шинах, он обогнал Петерсона на предпоследнем круге и одержал победу. Хьюм выразил сожаление по поводу того, что « отнял это у Ронни ». [ 11 ] [ 12 ]
Он и Ревсон подружились благодаря духу товарищества в Формуле-1. Они также вместе соревновались в серии Can-Am. Когда Ревсон покинул McLaren в конце 1973 года и присоединился к Shadow, Халм был бы разочарован.
За время работы в McLaren Халм выиграл шесть Гран-при, но его время в Формуле-1 подходило к концу, и его стремление к соревнованиям притуплялось растущими опасениями по поводу опасностей гонок. После Гран-при Бразилии, на котором Халм финишировал двенадцатым, эти опасения оказались вполне обоснованными. Когда в марте 1974 года начались испытания в Кьялами, у Питера Ревсона вышла из строя передняя подвеска (сломан передний шаровой шарнир), в результате чего он врезался в барьер. Халм тщетно пытался спасти жизнь своему другу, но безуспешно. После аварии Хьюм объявил, что доживет до 1974 года , прежде чем уйти из гонок Гран-при. Однако, кроме победы в гонках в Аргентине (он унаследовал лидерство, когда его нынешний товарищ по команде Фиттипальди случайно отключил электрический выключатель на рулевом колесе на предпоследнем круге) и второго места в Австрии, он не добился больших успехов. из-за влияния на сезон, в конце года завершил карьеру, ушел из спорта и вернулся в Новую Зеландию. [ 2 ] [ 10 ]
Вдали от Формулы 1
[ редактировать ]
1966 год, 24 часа Ле-Мана
[ редактировать ]На финише « 24 часов Ле-Мана» 1966 года две компании Shelby-American Inc., вошедшие в состав Ford GT40 MK II, оба лидировали на круге, бежав первым и вторым, причем машина Халма лидировала вместе с Майлзом Кеном . В первые полчаса гонки «Форды» собрались вместе по заранее согласованному плану, согласно которому Брюс Макларен и Майлз должны пересечь финишную черту с горящими фарами в условиях ничьей. К сожалению, ничья, которую с такой гордостью планировал Генри Форд II, не состоялась, поскольку хронометристы решили, что ничья технически невозможна, поскольку машина Халма/Майлза прошла квалификацию быстрее, чем машина Макларена/ Амона , и, следовательно, закрыла ничью. более короткая дистанция гонки. Таким образом, когда две машины прибыли на финиш бок о бок, Брюс Макларен и Крис Амон были классифицированы как победители, а Халм и Кен Майлз заняли второе место. [ 13 ]
Кан-Ам (1966–1972)
[ редактировать ]В 1966 году , выступая за команду Brabham в Формуле-1, Халм участвовал в первом сезоне гоночной серии Can-Am в FIA группе 7 , управляя тем же Сидом Тейлором, входящим в состав Lola T70, на котором он успешно участвовал в гонках группы 7 Великобритании. в том году, но не добился успеха в гонках Can-Am. В 1967 году он присоединился к команде McLaren новозеландского соотечественника Брюса Макларена в этой серии, заменив Криса Эймона, перешедшего в Ferrari. Это партнерство стало настолько успешным, что американцы прозвали его «Шоу Брюса и Денни», настолько велико было их доминирование. [ 2 ]

В сезоне 1967 года , когда он выиграл чемпионат Формулы-1 с Brabham, Халм финишировал вторым после лидера команды Брюса Макларена в чемпионате Can-Am, одержав три победы в шести гонках и заработав 24 очка на McLaren M6A . Халм выиграл чемпионат Can-Am в 1968 году , одержав три победы в сезоне из шести гонок, заработав 35 очков на McLaren M8A. В 1969 году команда McLaren продолжала доминировать в серии; за рулем McLaren M8B они выиграли каждую гонку, несколько раз финишировав со счетом 1–2 и даже финишировав со счетом 1–2–3, когда Дэн Герни вел запасную машину. Халм одержал пять побед в одиннадцати гонках в 1969 году, заработав 160 очков и финишировав вторым после своего товарища по команде Макларена в чемпионате.
Сезон 1970 года был трудным для команды, поскольку они оплакивали потерю лидера Брюса Макларена, который погиб во время предсезонных испытаний «Бэтмобиля» McLaren M8D на автодроме Гудвуд . Объединившись сначала с гонщиком Дэном Герни, а затем с гонщиком Питером Гетином , Халм возглавил команду, одержав шесть побед в десяти гонках, выиграв свой второй чемпионат Can-Am Championship, набрав M8D 132 очка - более чем вдвое больше, чем у участника, занявшего второе место. В сезоне 1971 года товарищем по команде Халма был его хороший друг Питер Ревсон , который в том году завоевал корону Can-Am, а Халм занял второе место (три победы в десяти гонках) за рулем McLaren M8F. В своем последнем сезоне Халм вывел McLaren M20 на второе место в чемпионате 1972 года с 65 очками, одержав две победы в сезоне из девяти гонок.
После спокойного старта сезона 1966 года Халм одержал 22 победы, заняв 11 вторых и 2 третьих места в 52 гонках Can-Am с 1967 по 1972 год, находясь на подиуме в 67% гонок за эти шесть сезонов. За те же шесть сезонов он дважды становился чемпионом сезона Can-Am и четыре раза занимал второе место в чемпионате. Его 22 победы в карьере — это лучший результат среди всех гонщиков серии Can-Am.
Инди 500
[ редактировать ]Халм участвовал в гонке «Индианаполис 500» четыре раза: в 1967, 1968, 1969 и 1971 годах. Его лучшие результаты на соревнованиях были в 1967 и 1968 годах, оба раза финишировав четвертыми. Он не участвовал в гонке 1970 года из-за ожогов рук метанолом после пожара во время тренировки. [ 5 ] Халм был назван Новичком года в Индианаполисе 500 1967 года . [ 14 ]
Тасманская серия
[ редактировать ]Халм финишировал третьим в Тасманской серии 1964 года с одной победой и тремя подиумами. Позже он участвовал в соревнованиях в 1967 и 1968 годах , каждый год поднимаясь на подиум.
Чемпионат Великобритании по спортивным автомобилям (1965–1969)
[ редактировать ]В выходные дни, когда он не участвовал в Формуле-1, Халм иногда участвовал в гонках за команду Sid Taylor Racing в чемпионате Великобритании по спортивным автомобилям. За это время он выиграл в общей сложности 12 гонок, в основном на Lola T70 , включая три RAC Tourist Trophy , один из которых был этапом чемпионата мира по спортивным автомобилям 1965 года .
После Ф1
[ редактировать ]После ухода из спорта Халм в течение короткого периода возглавлял GPDA (Ассоциацию гонщиков Гран-при), но резкий характер этого поста не соответствовал его джентльменскому характеру, и он занимал этот пост недолго. Затем он ушел в Новую Зеландию, вернувшись к туристическим автомобилям, чтобы время от времени участвовать в гонках Benson & Hedges 500 на гоночной трассе Pukekohe Park Raceway в конце 1970-х годов сначала на Chrysler Chargers , а затем на Volkswagen Golf, иногда выступая партнером Стирлинга Мосса в формате 500-километровой дистанции на выносливость. . [ 15 ]
Халм снова начал регулярно участвовать в гонках в 1982 году вместе с гонщиком-любителем Рэем Смитом, создав команду с Holden Commodore V8, способную выиграть серию серийных автомобилей Новой Зеландии для туристических автомобилей группы A в 1983–84 годах. Халм также начал участвовать в гонках в Австралии, участвуя в команде бывшего европейского соотечественника Фрэнка Гарднера BMW JPS Team , которая заняла второе место в классе на Bathurst 1000 1984 года .
Халм вернулся в Европу в 1986 году, участвуя в чемпионате Европы по кузовным гонкам на Tom Walkinshaw Racing подготовленном Rover Vitesse . Эта кампания завершилась победой в турнире RAC Tourist Trophy , четвертой победой Халма на этом мероприятии, спустя 18 лет после его третьей победы. После этого Халм некоторое время выступал за команду Mercedes-Benz Боба Джейна , прежде чем присоединиться к Ларри Перкинсу в 1987 году, а в 1988 году перешел с Перкинсом в недавно сформированную команду Holden Racing Team . Именно с Холденом Халм записал свой последний визит на подиум, когда он финишировал вторым на Кубке Южной Австралии 1988 года. Позже Халм присоединился к Benson & Hedges Racing , другой команде, которой руководил Фрэнк Гарднер в 1990 году. Тем временем Халм был страстным энтузиастом гонок на грузовиках, которые стали популярными в Новой Зеландии в начале 1990-х годов, управляя грузовиками Scania , а затем вернулся в Европу для участия в гонках. в чемпионате Европы по грузовым автомобилям. [ 4 ] [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]Любимым соревнованием Халма была гонка Bathurst 1000 , проходившая на трассе Mount Panorama в Австралии. В 1992 году он управлял полузаводским BMW M3 для команды Benson & Hedges Racing , когда после жалобы по радио на затуманенное зрение (первоначально предполагалось, что это произошло из-за сильного дождя) у Халма случился обширный сердечный приступ. за рулем во время движения по скоростной трассе Conrod Straight . Врезавшись в стену с левой стороны трассы на скорости около 140 миль в час (230 км/ч), [ 17 ] ему удалось довести машину до относительно контролируемой остановки, упираясь в перила безопасности и бетонную стену на правой стороне трассы. Когда маршалы прибыли на место происшествия, они обнаружили, что Хьюм все еще был пристегнут. Его доставили из машины прямо в больницу Батерста , где его официально констатировали мертвым.
По словам его сестры Аниты, здоровье Халма начало ухудшаться после смерти его 21-летнего сына Мартина Клайва на Рождество 1988 года на озере Ротоити в заливе Пленти. «Он был так расстроен после смерти Мартина», - говорит Анита. «Он ходил и сидел на кладбище. Я знаю, что он умер от разбитого сердца». [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]В память о Хьюме было названо несколько наград:
- Мемориальный трофей Денни Халма вручен на Тарге Тасмании
- Кубок Новой Зеландии: Мемориальный трофей Денни Халма вручается во время Toyota Racing Series
Халма сыграл Бен Коллинз в фильме 2019 года «Форд против Феррари» .
Почести и награды
[ редактировать ]- 1967 – Спортсмен года Новой Зеландии. [ 1 ]
- 1967/1970/1974 – Обладатель Мемориального трофея Хоторн .
- 1992 - Назначен кавалером Ордена Британской империи за заслуги перед автоспортом в честь Дня рождения королевы 1992 года. [ 19 ]
- 1993 – введен в Зал спортивной славы Новой Зеландии .
- 1994 - Введен в Стену славы автоспорта Новой Зеландии .
- 1998 — введен в Зал славы автоспорта Америки . [ 20 ]
- 2002 г. – введен в Международный зал славы автоспорта .
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты чемпионата Британских седанов
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Поз. | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1962 | Компания Купер Кар. | Остин Мини Купер С | А | SNE | ИДТИ | АЙН | SIL | ПЛАКАТЬ | АЙН | БРХ | ОЛЛ ? |
26-е | 4 | 7-е место | |||
1963 | Алан Браун Рэйсинг Лтд. | Форд Галакси | Д | SNE | ОЛЛ | ИДТИ | АЙН | SIL | ПЛАКАТЬ | SIL DNS |
БРХ | БРХ | ОЛЛ | SIL | Северная Каролина | 0 | Северная Каролина |
1964 | Алан Браун Рэйсинг Лтд. | Форд Галакси | Д | SNE | ИДТИ | ОЛЛ | АЙН | SIL | ПЛАКАТЬ | БРХ Верно |
Северная Каролина | 0 | Северная Каролина | ||||
Дон Мур | Остин Мини Купер С | А | ОЛЛ 8 |
Северная Каролина | |||||||||||||
Источник: [ 98 ]
|
Тасманская серия
[ редактировать ]Год | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Классифицировать | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Брэбэм BT4 | ЛЕВ 1 |
ПУК 2 |
ПАРИК 3 |
ИМЕТЬ Верно |
САН 5 |
ВОЙНА 5 |
ЛАК 9 |
ЛОН | 3-й | 23 |
1967 | Брэбэм BT22 | ПУК Верно |
ПАРИК 3 |
ЛАК 4 |
ВОЙНА Верно |
САН Верно |
ЛОН Верно |
8-е место | 7 | ||
1968 | Брэбэм BT23 | ПУК | ЛЕВ | ПАРИК 3 |
ИМЕТЬ 6 |
НА 6 |
ВОЙНА 5 |
САН 9 |
ЛОН DNS |
7-е место | 8 |
Полные результаты канадско-американского Кубка вызова
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1967 | ![]() |
Макларен М6А | Шевроле | ДЛИННЫЙ 1 |
ОПОП 1 |
нет 1 |
ЛАГ Верно |
РИВ Верно |
НВГ Верно |
2-й | 27 | |||||
1968 | ![]() |
Макларен М8А | Шевроле | ДЛИННЫЙ 1 |
ОПОП Верно |
электроэрозионная обработка 1 |
ЛАГ 2 |
РИВ 5 |
НВГ 1 |
1-й | 35 | |||||
1969 | ![]() |
Макларен М8Б | Шевроле | нет 2 |
ССО 1* |
ВГЛ 2 |
электроэрозионная обработка 1 |
МДО 1 |
ДЛИННЫЙ 2 |
ОПОП 1 |
МЧ 2 |
ЛАГ 2 |
РИВ 1 |
СПЦ Верно |
2-й | 160 |
1970 | ![]() |
Макларен М8Д | Шевроле | нет 3 |
ССО Верно |
ВГЛ 1 |
электроэрозионная обработка 1 |
МДО 1 |
ДЛИННЫЙ Верно |
АТЛ Верно |
ХОРОШИЙ 1 |
ЛАГ 1 |
РИВ 1 |
1-й | 132 | |
1971 | ![]() |
Макларен М8Ф | Шевроле | нет 1 |
ССО 2 |
АТЛ 2 |
ВГЛ 2 |
МДО Верно |
ДЛИННЫЙ Верно |
ХОРОШИЙ 2 |
электроэрозионная обработка 1 |
ЛАГ 3 |
РИВ 1 |
2-й | 132 | |
1972 | ![]() |
Макларен М20 | Шевроле | нет 1 |
АТЛ Верно |
ВГЛ 1 |
МДО 4 |
ДЛИННЫЙ Верно |
ХОРОШИЙ Верно |
электроэрозионная обработка 2 |
ЛАГ Верно |
РИВ 19 |
2-й | 65 | ||
Источник: [ 99 ]
|
* Совместный самый быстрый круг.

Индианаполис 500
[ редактировать ]
|
|
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1961 | ![]() |
![]() |
Фиат - Абарт 850 S | С 850 | 263 | 14-е | 1-й |
1966 | ![]() |
![]() |
Форд GT40 Мк.II | П+5,0 | 360 | 2-й | 2-й |
1967 | ![]() |
![]() |
Форд GT40 Мк.IV | П+5,0 | 86 | ДНФ | ДНФ |
24 часа Дайтоны
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | ![]() |
![]() |
Феррари 250ЛМ | П+2,0 | 53 | ДНФ | ДНФ |
1967 | ![]() |
![]() |
Форд Мк IV | П+2,0 | 299 | ДНФ | ДНФ |
Полные результаты Bathurst 1000
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1982 | ![]() |
![]() |
БМВ 635 CSi | А | 41 | ДНФ | ДНФ |
1984 | ![]() |
![]() |
БМВ 635 CSi | Группа А | 148 | 15-е место | 2-й |
1985 | ![]() |
![]() |
Холден ВК Коммодор | С | 146 | ДНФ | ДНФ |
1986 | ![]() |
![]() |
Мерседес-Бенц 190Е | Б | 157 | 9-е | 2-й |
1987 | ![]() |
![]() |
Холден В.К. Коммодор СС Группа А | 1 | 2 | ДНФ | ДНФ |
1988 | ![]() |
![]() ![]() |
Холден В.Л. Коммодор СС Группа А СВ | А | 137 | ДНФ | ДНФ |
1989 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд Сьерра RS500 | А | 158 | 5-е место | 5-е место |
1990 | ![]() |
![]() |
Форд Сьерра RS500 | А | 65 | ДНФ | ДНФ |
1991 | ![]() |
![]() |
БМВ М3 Эволюция | 2 | 157 | 4-й | 1-й |
1992 | ![]() |
![]() |
БМВ М3 Эволюция | 2 | 32 | ДНФ | ДНФ |
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эоин Янг. Воспоминания о медведе: Биография Денни Халма . Дж. Х. Хейнс и Ко. Лтд. ISBN 978-1844252084 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Денни Халм | NZHistory, история Новой Зеландии онлайн» . Nzhistory.net.nz. Архивировано из оригинала 22 октября 2016 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дональдсон, Джеральд. «Зал славы – Денни Халм» . Formula1.com . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Моджипалди, Грэм (18 июня 2011 г.). «Денни Халм: воспоминания о босоногом мальчике › Барсук GP» . badgergp.com . Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Профиль Денни Халма – Пилоты – Энциклопедия GP – История Формулы-1 на Grandprix.com» . Grandprix.com . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «8W – Кто? – Денни Халм» . Форикс.com . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Морис Гамильтон, «Кен Тиррелл – Официальная биография» (CollinsWillow, ISBN 0 00 714376 1 , 2002 г.)
- ^ Jump up to: а б с д «Денни Халм | | Профиль водителя F1» . ЭСПН . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Питер Свингер, «Автогоночные трассы в Англии: тогда и сейчас» (Ian Allan Publishing, ISBN 0 7110 3104 5 , 2008 г.)
- ^ Луи Т. Стэнли, «Строго не для протокола» (издательская компания MBI, ISBN 0-7603-0737-7 , 1999 г.)
- ^ Jump up to: а б Дуг Най, «Знаменитые гоночные автомобили» (Patrick Stephens Limited, ISBN 1-85 260-036-5 , 1989)
- ^ «Гран-при Швеции, отчет о гонке 1973 года – Энциклопедия Гран-при – История Формулы-1 на Grandprix.com» . Grandprix.com . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Гран-при Швеции 1973 года: горе Петерсона на последнем круге дома» . F1 Фанатик. 17 июня 2013 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Энтони Причард, «Форд против Феррари – битва за Ле-Ман» (Zuma Marketing, ISBN B000713QLC, 1984)
- ^ «Денис Хьюм назван новичком года» . Палладий-Предмет . Ассошиэйтед Пресс . 1 июня 1967 г. с. 18 . Проверено 4 декабря 2022 г. - через Newspapers.com.
.
- ^ Молодой, Эоин. Воспоминания о медведе: Биография Денни Халма .
- ^ Jump up to: а б «Гонка поддержки Гран-при Австралии 1988 года» . touringcarracing.net . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Ютуб» . 7 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 5 января 2014 г. - через YouTube.
- ^ «Факты о медведе» . Мотоспорт . 7 июля 2014 г.
- ^ «№52953» . Лондонская газета (2-е приложение). 13 июня 1992 г. с. 30.
- ^ Денис Халм в Зале славы автоспорта Америки
- ^ [1] Архивировано 15 января 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Денни Халм. «Статистика карьеры Денни Халма в базе данных водителей | Motorsport» . Driverdb.com . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Формула Юниор 1962 – Таблицы чемпионата» . Формула2.нет . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Формула Юниор 1963 – Таблицы чемпионата» . Формула2.нет . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ [2] Архивировано 17 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Чемпионат Европы по кузовным гонкам – 1963» . Touringcarracing.net . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Чемпионат Великобритании по седанам – 1963» . Touringcarracing.net . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Формула 2 1964 – Гран-при Лимбурга» . Формула2.нет . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Формула 2 Трофеи Франции 1964 | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Тасманская серия 1964 | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Кубок Тасмана 1964» . Oldracingcars.com . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Формула 2 Autocar Британия 1964 | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Формула-1. Чемпионат Австралии среди пилотов Австралии 1964 года | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Чемпионат Европы по кузовным гонкам – 1964» . Touringcarracing.net . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ «Чемпионат Европы по кузовным гонкам 1964 года | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Чемпионат Великобритании по седанам – 1964» . Touringcarracing.net . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Чемпионат Великобритании по кузовным автомобилям BRSCC 1964 года | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «500 километров Нюрбургринга 1964» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Формула 2 1965 – Весенний трофей» . Формула2.нет . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Формула-2 Трофеи Франции Формула-2-Трофеи-де-Франс 1965 | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Итоги сезона Формулы-1 1965 года» . Фан-сайт Ф1. 16 июня 2012 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Чемпионат Великобритании по спортивным автомобилям – Чемпионаты» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Формула-2 Трофеи Франции Формула-2-Трофеи-де-Франс 1966 | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Формула 2 1966 – Таблицы чемпионата» . Формула2.нет. 1 ноября 2000 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Результат сезона 1966 года | Сезоны Формулы-1 | За все время» . F1 Пульс . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Результат сезона 1967 года | Сезоны Формулы-1 | За все время» . F1 Пульс . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Канадско-американский Кубок вызова 1967 года | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Прототипы мировых спортивных гонок - Can-Am 1967» . Wsrp.ic.cz. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Галпин, Даррен. «Гонки Формулы-1 1967 года, не входящие в чемпионат мира» . silhouet.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ "Tasman Series tasman-series 1967 | Автоспорт" . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Кубок Тасмана 1967» . Oldracingcars.com . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Национальный чемпионат США по футболу, национальный чемпионат США 1967 года | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Рейтинг USAC Champ Car Series за 1967 год» . Racing-Reference.info . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Канадско-американский Кубок вызова 1968 года | Автоспорт» . Driverdb.com. 8 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Прототипы мировых спортивных гонок - Can-Am 1968» . Wsrp.ic.cz. Архивировано из оригинала 8 мая 2009 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Международный трофей BRDC 1968 года» . ChicaneF1.com . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Турнитура пилотов и конструкторов Формулы-1 | Чемпионат мира FIA Формулы-1 1968 года» . ЭСПН. 26 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 г. Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Турнитура Tasman Series 1968 | База данных пилотов» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Браун, Аллен. «Кубок Тасмана 1968» . oldracingcars.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнитура национального чемпионата USAC 1968 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты USAC Champ Car Series за 1968 год - Racing-Reference.info» . Racing-reference.info . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ [3] Архивировано 27 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Турнитура Канадско-американского Кубка вызова 1969 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ [4] Архивировано 29 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Турнитура Формулы-1 1969 года» . gpupdate.net . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнитура национального чемпионата USAC 1969 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты USAC Champ Car Series за 1969 год - Racing-Reference.info» . Racing-reference.info . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ [5] Архивировано 1 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Турнитура Канадско-американского Кубка вызова 1970 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ [6] Архивировано 29 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Результат сезона 1970 года – Сезоны Формулы-1 – Все время – Пульс F1» . f1pulse.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Результаты USAC Champ Car Series за 1970 год - Racing-Reference.info» . Racing-reference.info . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнитура Канадско-американского Кубка вызова 1971 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ [7] Архивировано 27 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Турнитура пилотов и конструкторов Формулы-1 – Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1971 года – ESPN.co.uk» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Результаты USAC Champ Car Series за 1971 год - Racing-Reference.info» . Racing-reference.info . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Международный золотой кубок 1972 года — Результаты гонок — Гоночные спортивные автомобили» . Racingsportscars.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнитура Канадско-американского Кубка вызова 1972 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ [8] Архивировано 29 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Турнитура пилотов и конструкторов Формулы-1 – Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1972 года – ESPN.co.uk» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 20 ноября 2014 года . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнитура пилотов и конструкторов Формулы-1 – Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1973 года – ESPN.co.uk» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнитура пилотов и конструкторов Формулы-1 – Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1974 года – ESPN.co.uk» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнитура Международной гонки чемпионов 1974 года | База данных пилотов» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Турнир IROC за 1974 год – Racing-Reference.info» . Racing-reference.info . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Результаты чемпионата Австралии по гонкам на выносливость 1982 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты чемпионата Австралии по гонкам на выносливость 1984 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты чемпионата Австралии по гонкам на выносливость 1985 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Турнитура чемпионата Австралии по гонкам на выносливость 1986 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Денни Халм (Новая Зеландия) – Все результаты (стр. 3) – Гоночные спортивные автомобили» . Racingsportscars.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Чемпионат Европы по кузовным гонкам – 1986» . touringcarracing.net . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Результаты чемпионата мира по кузовным гонкам FIA 1987 года | База данных водителей» . Driverdb.com . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Чемпионат мира по кузовным гонкам – 1987» . touringcarracing.net . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Результат чемпионата Австралии по кузовным гонкам 1987 года - База данных водителей» . driverdb.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Турнирное положение Азиатско-Тихоокеанского чемпионата по кузовным гонкам 1988 года - База данных водителей» . driverdb.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Чемпионат FIA по кузовным гонкам в Азиатско-Тихоокеанском регионе 1988 года» . touringcarracing.net . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Результаты чемпионата Австралии по гонкам на выносливость 1990 года - База данных водителей» . driverdb.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ «Результаты чемпионата Австралии по гонкам на выносливость 1991 года - База данных водителей» . driverdb.com . Проверено 2 октября 2016 г.
- ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Великобритании по седанам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Can-Am – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. . Проверено 30 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Признательность Денни Халма
- «Следуй за медведем» - личные мемуары Халма.
- Статистика Денни Халма
- Биографическая статья и видеоклип в The Speed Blog
- Официальный сайт Фонда Брюса Макларена
- Зал спортивной славы Новой Зеландии
- Трио на вершине - документальный фильм о Брюсе Макларене, Денни Халме и Крисе Эймоне на канале NZ On Screen
- Денис Халм в Зале спортивной славы Новой Зеландии
- 1936 рождений
- 1992 смертей
- Индианаполис 500 новичков года
- Водители Индианаполиса 500
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Гонщики Новой Зеландии
- Пилоты Формулы-1 Новой Зеландии
- Новозеландцы английского происхождения
- Спортсмены-эмигранты из Новой Зеландии в Австралии
- Новозеландские спортсмены-эмигранты в Англии
- Пилоты Формулы-1 Brabham
- Пилоты McLaren Формулы-1
- Пилоты Международной гонки чемпионов
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Водители «12 часов Реймса»
- Пилоты «24 часов Дайтоны»
- 12 часов водителей Себринга
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Драйверы серии Tasman
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Спортсмены из Мотуэка
- Новозеландские кавалеры Ордена Британской Империи
- Пилоты чемпионата Европы по кузовным гонкам
- Спортивные смерти в Австралии
- Сняли на видео смерти в автоспорте
- Пилоты чемпионата Австралии по гонкам на выносливость