Jump to content

Споры о катастрофе Renault в Формуле-1

Разбитый автомобиль Renault R28, которым управлял Нельсон Пике-младший, оказался в центре скандала.

Споры о катастрофе Renault в Формуле-1 окрестили « Crashgate », , которые некоторые СМИ [1] [2] Это был спортивный скандал, вызванный тем, что Renault F1 пилот Нельсон Пике-младший намеренно разбился во время Гран-при Сингапура 2008 года, чтобы дать спортивное преимущество своему товарищу по команде Renault Фернандо Алонсо . [3]

28 сентября 2008 года на 15-м круге гонки в Сингапуре, который был близок к ожидаемому пит-окну для первой остановки, Renault R28, управляемый Пике-младшим, врезался в стену трассы на 17-м повороте, что потребовало использования машины безопасности . Ранее Алонсо делал ранний пит-стоп и стал лидером гонки, поскольку у других машин заканчивалось топливо, и они были вынуждены сделать пит-стоп в условиях машины безопасности, что привело к штрафу, или вскоре после периода работы машины безопасности, что заставило их несколько позиции позади теперь компактного пакета. Впоследствии Алонсо выиграл гонку, стартовав 15-м на стартовой решетке. Тогда Пике-младший назвал свою аварию «простой ошибкой», оправдывая себя тем, что машине было тяжело управляться с тяжелым топливом.

После того, как его выгнали из команды Renault после Гран-при Венгрии 2009 года , Пике-младший утверждал, что команда попросила его умышленно разбиться, чтобы улучшить ситуацию в гонке для Алонсо, что спровоцировало расследование Международной федерации гонок Renault F1 за фиксацию гонок. l'Automobile (FIA), руководящий орган Формулы-1. После расследования 4 сентября Renault F1 было предъявлено обвинение в заговоре, и 21 сентября 2009 года компания должна была ответить по этому обвинению.

16 сентября Renault заявила, что не будет оспаривать обвинения, и объявила, что управляющий директор команды Флавио Бриаторе и ее исполнительный технический директор Пэт Саймондс покинули команду.

21 сентября было объявлено, что команда Renault F1 дисквалифицирована из Формулы-1. Дисквалификация была приостановлена ​​на два года в ожидании каких-либо дальнейших подобных нарушений правил. Бриаторе был отстранен от участия во всех соревнованиях Формулы-1 и мероприятиях, санкционированных FIA, на неопределенный срок, а Саймондс получил пятилетнюю дисквалификацию. [4] [5] Их запреты были впоследствии отменены французским судом, хотя они оба согласились не работать в Формуле-1 или соревнованиях, санкционированных FIA, в течение определенного времени в рамках более позднего соглашения, достигнутого с руководящим органом. В конечном итоге Бриаторе вернется в Формулу-1 в 2022 году в качестве посла, а в команду Энстоун в 2024 году в качестве советника. [6] а Саймондс вернется в спорт в 2011 году в качестве технического консультанта Virgin Racing . [7] [8] [9] [10]

Нельсон Пике-младший , декабрь 2007 г.

Команда Формулы-1 Renault F1 возникла с производителя автомобилей Renault возвращением в Формулу-1 в 2000 году путем покупки команды Benetton Formula One . Итальянский бизнесмен Флавио Бриаторе был управляющим директором Benetton до 1997 года, когда его сменил Prodrive босс Дэвид Ричардс . После управления дочерней компанией Renault по автоспорту Mecachrome Бриаторе вернулся в основную команду после поглощения Renault, снова в качестве управляющего директора. Помимо своих спортивных интересов в Формуле-1, по состоянию на август 2007 года Бриаторе был председателем и совладельцем английского футбольного клуба Queens Park Rangers FC (QPR), который он приобрел совместно с президентом Формулы-1 Берни Экклстоуном , к которому позже присоединились средства от Индийский промышленник Лакшми Миттал . [11]

Испанский автогонщик Фернандо Алонсо участвовал в Формуле-1 с 2001 года, выступал за команду с 2002 по 2006 год . Став чемпионом мира в 2005 и 2006 годах и проработав один год в McLaren в 2007 году, он вернулся в команду в 2008 году. Английский инженер Пэт Саймондс поднялся до должности исполнительного директора по инженерным разработкам Renault F1, работая в команде Benetton. и придя в Формулу-1 вместе с предшественником Benetton Toleman Motosport в начале 1980-х. Бразильский автогонщик Нельсон Пике-младший – сын трехкратного чемпиона мира Формулы-1 Нельсона Пике – присоединился к команде Renault F1 в качестве второго пилота вместе с Алонсо в сезоне 2008 года, а в 2007 году был ее резервным и тест-пилотом. С октября 2006 года Пике-младший также был лично нанят по контракту с управляющей компанией Флавио Бриаторе FFBB. [12] До инцидента в Сингапуре Renault F1 не выигрывала гонок почти два года (последний выигранный Гран-при состоялся 8 октября 2006 года, Гран-при Японии ) и, как говорили, была близка к уходу из спорта. [13]

Гран-при Сингапура 2008 г.

[ редактировать ]
Алонсо на подиуме Гран-при Сингапура 2008 года, Бриаторе крайний справа (белая рубашка)

Гран -при Сингапура 2008 года стал пятнадцатой гонкой сезона Формулы-1 2008 года и состоялся 28 сентября 2008 года. Эта гонка стала первой ночной гонкой Формулы-1. [14] В гоночный уик-энд, несмотря на то, что Алонсо был близок к лидерству на тренировках, Renault провела плохую квалификационную сессию и стартовала далеко вниз по стартовой решетке: Фернандо Алонсо стартовал с пятнадцатого места, а Нельсон Пике-младший вместе с ним - с 16-го. Алонсо выбыл во время квалификации из-за механической неисправности.

Во время разминочного круга Пике-младший развернулся именно в том повороте, где позже вылетел, но в данном случае смог продолжить движение. [15] После начала гонки Алонсо был первым гонщиком, который сделал обычный пит-стоп для проверки топлива и шин на 12-м круге и вернулся в гонку в конце поля. [16] В начале гонки он заправил небольшой запас топлива, пытаясь обогнать идущие перед ним машины; большинство гонщиков, которые квалифицируются на нижних позициях, склонны поступать наоборот и использовать более тяжелые заправки топлива, чтобы сделать на один пит-стоп меньше (примерно по 30 секунд каждый с точки зрения потери времени), чем лидеры, поскольку они не хотят тратить впустую легкую машину и дополнительный пит-стоп для более быстрой машины, которая застряла позади более медленной машины. Три круга спустя Пике-младший врезался в стену трассы на семнадцатом повороте, одном из поворотов на трассе, рядом с которой не было крана, что потребовало задействования машины безопасности . [17]

Бразилец Фелипе Масса лидировал в Гран-при за Ferrari до аварии Пике-младшего.

Правила использования автомобилей безопасности в 2008 году означали, что пит-лейн был закрыт до тех пор, пока все машины не соберутся позади машины безопасности. Следовательно, преимущество лидирующих машин будет устранено до того, как они смогут выполнить пит-стоп, а после того, как они сделают пит-стоп, они снова вступят в гонку в конце поля. Алонсо, сделавший пит-стоп незадолго до появления машины безопасности, получил значительное преимущество. (В соответствии с предыдущими правилами пит-лейн оставался открытым во время инцидентов с машиной безопасности, и ведущие машины могли быстро пит-лейн до того, как их лидерство было устранено, и повторно выйти на гонку с меньшей потерей позиции на трассе.) Чтобы избежать нехватки топлива, некоторые водителям действительно нужно было выходить на пит-лейн, пока пит-лейн был закрыт, и они были оштрафованы за нарушение.

Большинство лидирующих машин оказались позади Алонсо, а также некоторых более медленных гонщиков, которым оказалось трудно обгонять на узкой трассе; У тех, кто опережал Алонсо, было меньше топлива, и, хотя они смогли оторваться, им все равно нужно было сделать пит-стоп. Вырвавшись вперед в последней трети гонки, Алонсо выиграл гонку.

Первый подиум в сезоне, а также первая победа, и я очень рад. Я не могу в это поверить сейчас. Думаю, мне понадобится пара дней, чтобы понять, что мы выиграли гонку в этом году. Кажется невозможным на протяжении всего сезона быть рядом с лучшими ребятами, и вот с пятницы мы внезапно стали конкурентоспособны. Очевидно, мы стартовали сзади, и первая машина безопасности мне очень помогла, и я смог выиграть гонку.

Фернандо Алонсо после гонки, его первая победа в году. [18]

С самого начала гонки все было сложно, у меня было много проблем , и ситуация становилась все хуже и хуже. Команда попросила меня подтолкнуть, что я и попытался сделать, и в конце концов потерял заднюю часть машины. Я сильно ударился о стену, но со мной все в порядке. Я разочарован своей гонкой, но, очевидно, очень рад за команду этим вечером.

Первоначально в связи с аварией не было предпринято никаких действий. Пике-младший первоначально охарактеризовал аварию как «простую ошибку». [14] В пресс-релизе Renault F1 после гонки команда охарактеризовала выступление Алонсо как «блестящий тактический маневр», в то время как Бриаторе и Саймондс назвали использование машины безопасности удачей. [19] После гонки независимый журналист Формулы-1 Джо Савард в статье на grandprix.com заявил, что «некоторые циники» подвергают сомнению этот инцидент, но отверг это мнение, заявив, что «нравится верить, что ни одна команда никогда не будет в таком отчаянии, чтобы пусть водитель швырнет свою машину в стену». [19] [20] По сообщению бразильского телеканала Rede Globo , бразильский гонщик Фелипе Масса , который финишировал в гонке в Сингапуре 13-м, лидировав на момент аварии Пике-младшего, и в итоге проиграл чемпионат мира 2008 года Льюису Хэмилтону с разницей в одно очко, допрошен Бриаторе о катастрофе в то время, хотя президент FIA Макс Мосли заявил, что спорт не может предпринимать никаких действий на основании «спекуляций». [13]

Пике-младший покидает Renault

[ редактировать ]

Фернандо Алонсо завершил сезон 2008 года пятым в чемпионате пилотов с 61 очком, а Нельсон Пике-младший финишировал на двенадцатом месте с 19 очками. Их общий результат позволил Renault F1 занять четвертое место в Кубке конструкторов. Несмотря на слухи о том, что он собирается покинуть команду, Renault повторно подписала с Пике-младшим однолетний контракт на сезон 2009 года , снова вместе с Алонсо. [21] К десятой гонке сезона 2009 года Пике-младший не смог набрать ни одного очка, тогда как Алонсо набрал 13. 3 августа 2009 года Пике-младший подтвердил, что его выгнала Renault. Уход был резким: Пике-младший раскритиковал и команду, и Бриаторе. его заменил тест-пилот Ромен Грожан . До конца сезона [22]

Обвинения Пике-младшего

[ редактировать ]

Первоначальные отчеты и расследование

[ редактировать ]

30 августа 2009 года в репортажах бразильского телеканала Rede Globo говорилось, что Пике-младшему было приказано разбиться во время гонки в Сингапуре. [23] Руководящий орган Формулы-1, Международная автомобильная федерация (FIA), немедленно объявил, что расследует «предполагаемые инциденты на предыдущем этапе Формулы-1». [24] Широко сообщалось, что речь идет о Гран-при Сингапура 2008 года. [25]

Рено заряжено

[ редактировать ]

4 сентября, после расследования FIA, Renault F1 были официально обвинены во вмешательстве в исход Гран-при Сингапура 2008 года и сговоре с Пике-младшим. [16] В заявлении FIA говорится, что обвинения против Renault F1 включают «нарушение статьи 151c Международного спортивного кодекса, согласно которому команда вступила в сговор со своим гонщиком Нельсоном Пике-младшим с целью умышленной аварии на Гран-при Сингапура 2008 года с цель – вызвать использование машины безопасности в пользу другого ее пилота, Фернандо Алонсо». [26] Команда была вызвана на заседание Всемирного совета автоспорта FIA (WMSC) в Париже 21 сентября, за несколько дней до проведения Гран-при Сингапура 2009 года. [16] После предъявления обвинений команда Renault F1 заявила, что не будет давать никаких комментариев до слушаний. [26]

Утечка доказательств

[ редактировать ]

10 сентября Пике-младший сделал второе из двух заявлений FIA. [27] В тот же день сайт F1SA.com (Ассоциация болельщиков Формулы-1) опубликовал стенограмму первого заявления Пике перед FIA, сделанного в штаб-квартире FIA в Париже 30 июля. [28]

В ответ на вопросы о его подлинности президент FIA Макс Мосли заявил: «Я не видел ничего, что я считаю подделкой». [29] В стенограмме Пике-младший утверждает, что Бриаторе и Саймондс попросили его разбить его машину на определенном углу. [27] Алонсо отрицал, что знал о каком-либо плане заставить Пике-младшего разбиться, заявив: «Я не могу себе представить эти вещи, эти ситуации. Это то, что никогда не приходило мне в голову». [30] Пике-младший задался вопросом, знал ли Алонсо о запланированной аварии, отметив, что на его месте он поставил бы под сомнение «бессмысленную» гоночную стратегию Renault Алонсо, заключающуюся в старте с низким запасом топлива и раннем пит-стопе на двенадцатом круге. [31] В ходе расследования и до слушаний WMSC FIA сняла с Алонсо любую вину. [32]

11 сентября Мосли подтвердил, что Пике-младший не будет привлечен к ответственности после двух своих заявлений, даже если дело будет решено в пользу Renault. [29]

[ редактировать ]
Бриаторе на Гран-при Китая, 2008 г.

11 сентября, на следующий день после того, как стало известно заявление Пике-младшего в FIA, Renault F1 заявила, что намерена подать иск против Пике-младшего и его отца как во французский, так и в британский суды, заявив, что «...сегодня Команда ING Renault F1 и ее управляющий директор Флавио Бриаторе лично желают заявить, что они возбудили уголовное дело против Нельсона Пике-младшего и Нельсона Пике-старшего во Франции по поводу выдвижения ложных обвинений и связанной с этим попытки шантажировать команду, чтобы она позволила г-ну Пике-младшему драйв до конца сезона 2009 года». [27] В ответ на судебный иск Пике-младший заявил: «Поскольку я говорю правду, мне нечего бояться, будь то команда Renault или г-н Бриаторе – и хотя я хорошо осознаю силу и влияние тех, в отношении кого ведется расследование, и огромные ресурсы, находящиеся в их распоряжении, меня больше не заставят принять решение, о котором я сожалею». [33]

14 сентября 2009 года также сообщалось, что Саймондсу был предложен иммунитет от иска, если он предоставит FIA подробности предполагаемого заговора. [34] Сообщается, что Саймондс сообщил следователям FIA, что первоначальная идея аварии исходила от Пике-младшего. [32]

15 сентября The Times опубликовала выдержки из радиопереговоров Renault F1, переданных до и после Гран-при Сингапура между персоналом Renault F1, включая Пике-младшего, Алонсо, Симондса и Бриаторе. [34] [35]

Бриаторе и Саймондс покидают Renault

[ редактировать ]

16 сентября команда Renault F1 объявила, что не будет оспаривать обвинения на заседании WMSC в Париже 21 сентября, и заявила, что и Бриаторе, и Саймондс покинули команду. [36]

Команда ING Renault F1 не будет оспаривать недавние обвинения, выдвинутые FIA относительно Гран-при Сингапура 2008 года.Компания также желает сообщить, что ее управляющий директор Флавио Бриаторе и исполнительный директор по инжинирингу Пэт Саймондс покинули команду.

FIA подтвердила, что встреча 21 сентября все еще состоится после ухода Бриаторе и Саймондса, а санкции против Renault F1 все еще возможны. [36] На следующий день после объявления Renault Renault подтвердила, что Бриаторе ушел из команды, а сам Бриаторе заявил о своем уходе: «Я просто пытался спасти команду. Это мой долг. Это причина, по которой я закончил». [38] [39]

Встреча WMSC

[ редактировать ]

Внеочередное заседание WMSC состоялось 21 сентября 2009 года в Париже. После полуторачасового слушания совет наложил дисквалификацию Renault F1 с отсрочкой на два года. Это означало, что если подобный инцидент произойдет до 2011 года, Renault F1 будет отстранена от участия в Формуле-1. Бриаторе был отстранен на неопределенный срок от участия в любых мероприятиях, санкционированных FIA, а Саймондс получил пятилетнюю дисквалификацию. Кроме того, Бриаторе было запрещено на неопределенный срок управлять водителями, когда FIA заявило, что суперлицензии не будут выдаваться или продлеваться любому водителю, связанному с ним, в будущем. Алонсо был оправдан; FIA не обнаружила никаких доказательств того, что он или его механики знали что-либо об этой схеме. [4] [5] [40]

WMSC жестко раскритиковал Бриаторе, поскольку он отрицал свою причастность, несмотря на неопровержимые доказательства. Саймондс, напротив, признался, выразив «вечное сожаление и стыд» за свою роль в этой схеме. [41] Объявляя о санкциях, совет заявил, что действия Renault F1 достаточно серьезны, чтобы их вообще исключили из Формулы-1. Однако он решил назначить условный приговор, поскольку Renault F1 предприняла быстрые действия, вынудив Бриаторе и Саймондса уйти в отставку. [40] Газета Daily Mirror назвала фактическую пожизненную дисквалификацию Бриаторе самой суровой санкцией, когда-либо наложенной на человека в истории автоспорта. [42]

Большим вкладом в наказание Бриаторе и Саймондса стали показания неназванного «Свидетеля X», сотрудника Renault F1, который также присутствовал на собрании перед гонкой, но отверг эту идею. [43]

После того, как Renault F1 были предъявлены официальные обвинения, предполагаемое правонарушение считалось беспрецедентным в Формуле-1. [16] Скандал последовал за двумя недавними скандалами с мошенничеством в Формуле-1: случае промышленного шпионажа между командами (включая Renault F1); и случай, когда чемпион мира 2008 года Льюис Хэмилтон в марте 2009 года выяснилось, что солгал стюардам гонки .

материнской компанией Renault SA Скандал прервал запуск четырех электромобилей на Франкфуртском автосалоне после того, как журналисты допросили по этому делу генерального директора Renault Карлоса Гона , который направил все запросы Бернарду Рею, председателю Renault F1. [44] 17 сентября Патрик Пелата , Renault SA главный операционный директор , первый представитель Renault, официально прокомментировавший аварию в Сингапуре, заявил, что «команда [Renault F1] считает, что была допущена ошибка, и за этим должно последовать наказание. Флавио Бриаторе считал себя морально ответственным и подал в отставку» и что команда отложит принятие решения о дальнейших действиях команды. [38] Пелата добавил, что не желает, чтобы действия Бриаторе и Саймондса «отразились на всей компании и всей команде Формулы-1». [14] Кроме того, Гон также призвал к спокойствию и к Renault «не реагировать сгоряча», пока команда Renault F1 сотрудничала с властями, добавив, что «я уверен, что когда факты будут установлены, мы сможем принять очень четкую позицию». решение". [45]

Бывший Гран-при Иордании руководитель команды Формулы-1 Эдди Джордан считал, что уход Бриаторе и Саймондса из Renault 16 сентября был фактическим признанием вины. [36] Бывший трехкратный чемпион мира Формулы-1 и бывший владелец команды сэр Джеки Стюарт сказал о скандале в Сингапуре: «В основе Формулы-1 есть что-то фундаментально гнилое и неправильное. Никогда в моей практике Формула-1 не была в таком настроении». -разрушение Миллионы болельщиков поражены, если не отвращением, спортом, который сейчас переживает кризис за кризисом, когда все обвиняют друг друга». [46] Бывший трехкратный чемпион мира Формулы-1 и бывший Jaguar Racing менеджер команды Ники Лауда , сравнив инцидент в Сингапуре со шпионским скандалом 2007 года , заявил: «Однако это [инцидент с аварией в Сингапуре] является новым. Самый большой ущерб за всю историю. Теперь FIA должна сурово наказать Renault, чтобы восстановить доверие к спорту». [46] Бывший чемпион мира Формулы-1 1996 года Дэймон Хилл охарактеризовал аварию в Сингапуре как «не очень хороший эпизод» для этого вида спорта и сказал о будущем Формулы-1: «Я обеспокоен тем, что этот вид спорта пострадает как настоящее испытание, и именно это я и делаю. всегда чувствовал, что так должно быть и хотел, чтобы так было мастерство и конкурентоспособность». [46] Бывший автогонщик Эдди Ирвин , ушедший из Формулы-1 в конце 2002 года, считал, что реакция на инцидент в Сингапуре была чрезмерной, заявив, что «Этот [инцидент в Сингапуре], вероятно, немного не в ту сторону мошенничества, но в прошлые дни каждая команда делала все возможное, чтобы победить - жульничать, нарушать правила, нарушать правила, саботировать соперников», «[t] это просто FIA, отправляющаяся в крестовый поход». Он также предположил, что FIA будет снисходительна к Renault F1 и не будет исключать их из-за текущего «шаткого» состояния спорта после недавнего ухода из команды. [47]

Главный спортивный обозреватель Саймон Барнс The Times вызвал дебаты по поводу инцидента, когда назвал его «худшим мошенничеством в истории спорта», прежде всего из-за его «потенциально смертельных последствий» для Пике-младшего, других гонщиков, маршалов и зрители. [48] [49] Поддерживая Барнса, корреспондент «Таймс» по автоспорту Эдвард Горман привел предполагаемые заранее продуманные элементы заговора на высшем уровне, целью которого было принести в жертву одного члена команды ради выгоды другого, чтобы поставить этот инцидент в один ряд с такими спорами, как дело Бена Джонсона , допинга на лошадях и незаконного оборота наркотиков. кили, используемые в Кубке Америки . Затем Горман предположил, что этот инцидент был хуже тех, потому что Бриаторе и Саймондс спровоцировали «событие насильственного разрушения, последствия которого они не могли ни предсказать, ни контролировать». [49] Мэтью Сайед возразил, что, хотя инцидент был преднамеренным, «невыразимо неэтичным» и опасным, он не был таким безрассудным, как допинговый скандал в восточногерманской легкой атлетике и другие случаи длительного применения допинга. Сайед также утверждал, что команда Renault F1 не ожидала травм в результате аварии, в отличие от таких инцидентов, как нападение на фигуристку Нэнси Керриган . [49]

Отвечая на уход Флавио Бриаторе из Renault F1, Formula One Management из Берни Экклстоун заявил: «Жаль, что Флавио завершил свою карьеру в Формуле-1 таким образом», «Вы вообще не можете его защитить. Совершенно жаль, что это произошло», хотя Экклстоун отрицал, что скандал «положит конец» спорту, ссылаясь на восстановление спорта после смерти Айртона Сенны и ( первый ) уход из спорта семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера . [50]

Главные спонсоры покидают Renault F1

[ редактировать ]
Оборудование Renault F1 на пит-волле на Гран-при Японии 2009 года с закрытыми логотипами ING после того, как компания прекратила спонсорство.

В ответ на скандал главные спонсоры Renault F1, ING и Mutua Madrileña, досрочно расторгли свои спонсорские соглашения с Renault F1, в течение недели после решения FIA и прямо перед следующей гонкой, Гран-при Сингапура 2009 года , при этом команда удалила свои логотипы с гоночной трассы. автомобили перед мероприятием. [51]

Главный спонсор Mutua Madrileña первым отказался от спонсорства Renault F1, незадолго до уикенда Гран-при Сингапура 2009 года, полагая, что ситуация «может повлиять на имидж, репутацию и доброе имя спонсоров команды». [52] Mutua Madrileña не отказалась от спонсорства пилота Renault F1 Фернандо Алонсо , поскольку он не был замешан в скандале. [53] Через несколько часов за этим последовал немедленный отказ от титульного спонсора ING Group, который ранее должен был прекратить спонсирование команды в конце 2009 года. [54]

Ответ Флавио Бриаторе

[ редактировать ]

19 октября 2009 года Флавио Бриаторе объявил о своем намерении подать в суд на FIA за пожизненную дисквалификацию, заявив, что «FIA [была] использована как инструмент мести от имени одного человека» и что было несколько судебных ошибок, в том числе задержка с вызовом в суд, неспособность заранее изложить обвинения и отсутствие доступа к документам и «свидетелю X». [55] 5 января 2010 года Французский трибунал большой инстанции отменил его запрет и присудил ему компенсацию в размере 15 000 евро. [7] Дисквалификация Саймондса также была отменена, и ему была присуждена компенсация в размере 5000 евро. [56] Считалось, что Бриаторе подал в суд на FIA о возмещении ущерба в дополнение к отмене своего запрета, а также заявил о своем намерении подать в суд на семью Пике. [57]

апелляция ФИА

[ редактировать ]

11 января 2010 года FIA объявило, что подаст апелляцию на решение Трибунала большой инстанции об отмене запретов, наложенных на Бриаторе и Саймондса. FIA восстановила запреты, пока апелляция действовала, но заявила, что водителям, управляемым Бриаторе, будут предоставлены суперлицензии на 2010 год. [58] 12 апреля FIA объявило о мировом соглашении с Бриаторе и Саймондсом и о прекращении судебного разбирательства. Оба мужчины согласились не работать ни в Формуле-1 до 2013 года, ни в каком-либо другом чемпионате, санкционированном FIA, до конца 2011 года. [8]

Дело о клевете против Renault F1

[ редактировать ]

7 декабря 2010 года было объявлено, что Пике-младший и его отец выиграли дело о клевете против Renault F1 в Высоком суде на основании обвинений, описанных выше. Renault F1 извинилась перед Пике и выплатила им существенную компенсацию. В заявлении Renault F1, признав, что они оклеветали дуэт, говорилось: «Команда признает, как и перед Всемирным советом автоспорта, что обвинения, выдвинутые Нельсоном Пике-младшим, не являются ложными. В результате эти серьезные обвинения, содержащиеся в нашей прессе. Мы хотели бы безоговорочно извиниться перед г-ном Пике-младшим и его отцом за причиненные в результате страдания и смущение. В знак искренности наших извинений и сожалений мы приносим свои извинения. согласился выплатить им значительную сумму компенсации за клевету, а также понесенные ими расходы, и обязался не повторять эти обвинения никогда в будущем. Он также признает, что г-н Пике-младший и его отец не выдумали эти обвинения для шантажа. команде позволить ему выступать за них до конца сезона 2009 года». [59] [60]

Возможные последствия и последствия

[ редактировать ]

В средствах массовой информации высказывались предположения, что, если бы Бриаторе был лично признан виновным в договорных гонках, он мог бы не пройти тест Английской футбольной лиги на пригодность и пригодность , который применяется к владельцам и директорам футбольных клубов, чьи правила исключают людей, которые «подлежит запрету со стороны спортивного руководящего органа в отношении управления своим видом спорта», хотя в сообщении BBC высказывалось мнение, что его положение может быть безопасным, учитывая, что он покинул Renault. [11] Футбольная лига заявила, что подождет завершения расследования, прежде чем проверять пригодность Бриаторе для продолжения работы на посту директора футбольного клуба «Куинз Парк Рейнджерс». [61] Правление Футбольной лиги обсудило этот вопрос 8 октября 2009 года и заявило, что будет ждать ответа от Бриаторе на различные вопросы, прежде чем давать дальнейшие комментарии. [62] В результате Бриаторе ушел из клуба в феврале 2010 года.

В дополнение к любым спортивным санкциям со стороны FIA, Renault F1, Пике-младший или даже Фелипе Масса могут подать в суд по поводу инцидента. [13] В средствах массовой информации высказывались предположения, что Бриаторе и Саймондс могут быть экстрадированы в Сингапур для предъявления уголовных обвинений в связи с инцидентом, которые, по словам одного адвоката, могут включать в себя «нанесение злонамеренного или умышленного ущерба имуществу, создание угрозы транспортному средству и преступный сговор с целью совершения серьезного преступления». преступление". [63] [64] Однако это считалось маловероятным, поскольку сингапурские власти не желали выдвигать обвинения в негативной рекламе, которые это могло бы вызвать, а также осложнялось тем фактом, что у Сингапура есть договор об экстрадиции с Соединенным Королевством (Саймондс является британским гражданином), но не Италия, поскольку Бриаторе является гражданином Италии. [63]

Пике-младший подвергся критике со стороны многих членов сообщества, и некоторые предполагают, что спор фактически положил конец его надеждам на продолжение выступления в Формуле-1. Мартин Брандл , в то время комментатор Формулы-1 BBC , предположил, что Пике-младший теперь не может работать в Формуле-1, заявив, что ни одна команда или спонсор не захочет быть связанным с семьей Пике. Брандл отметил, что Пике-младший «не справился с заданием в Renault, он был недостаточно быстр, поэтому его отпустили и с тех пор он бросал в систему ручные гранаты». Брандл также резко критиковал Пике-младшего, который избежал санкций FIA, несмотря на признание в организации гонок, в то время как другие участники были строго наказаны. [65] [66] Другие ведущие деятели Формулы-1 разделяют мнение Брандла. Toyota Racing Руководитель Джон Хоуэтт сказал: «Я думаю, что касается его выступления… несмотря на проблему, я, вероятно, не дал бы ему возможность прокатиться, и, вероятно, на это решение еще больше повлияло бы то, что произошло». Кристиан Хорнер , руководитель команды Red Bull Racing , добавил: «Я не думаю, что у нас будет какой-либо интерес [Пике-младший] в Red Bull Racing». [67]

После скандала Пике-младший присоединился к NASCAR в Соединенных Штатах, участвуя на постоянной основе в Camping World Truck Series с 2011 по 2012 год и в Nationwide Series в 2013 году. Пике-младший также постоянно участвовал в Global Rallycross в гонках SH с 2014 года. по 2015 год. В 2014–2015 годах Пике-младший принял участие в первом Формулы E сезоне за команду China Racing , в конечном итоге став первым чемпионом Формулы E с преимуществом на одно очко над Себастьяном Буэми . Он продолжал постоянно выступать в Формуле E, пока не ушел из нее в середине сезона 2018–19 . С 2024 года Пике-младший постоянно участвует в серии Stock Car Pro Series за Cavaleiro Sports .

Несмотря на скандал, карьера Алонсо, как говорят, не была запятнана им, несмотря на то, что он был главным человеком, который выиграл от аварии. [68] После аварии он выступал за Ferrari (2010–2014) и McLaren (2015–2018), затем выбыл из Формулы-1 на два сезона, а затем вернулся в Формулу-1, чтобы выступать за Alpine с 2021 по 2022 год, а затем за Aston Martin с 2023 года. вперед. В 2014 году Масса заявил, что Алонсо знал о запланированной катастрофе, несмотря на то, что FIA разрешила ему такую ​​информацию. [69]

С 2011 по 2013 год Саймондс вернулся в Формулу-1 в качестве технического консультанта Virgin Racing (которая позже стала Marussia ). в 2012 году [70] [71] [72] В 2013 году он покинул команду и занимал должность технического директора Williams . с 2013 по 2016 год [73] В марте 2017 года Саймондс был нанят на должность главного технического директора Формулы-1 и занимал эту должность до мая 2024 года, когда он стал исполнительным техническим консультантом программы Andretti Cadillac F1. [74]

В 2022 году Флавио Бриаторе вернулся в Формулу-1 в качестве посла этого вида спорта после более чем десяти лет после Крэшгейта. [75] [76] [77] Бриаторе вернулся в команду Энстона в 2024 году в качестве специального советника. [78]

В 2023 году в интервью The Mirror Берни Экклстоун сказал, что и он, и тогдашний президент FIA Макс Мосли были проинформированы о том, что произошло в сезоне 2008 года. «Пике-младший сказал своему отцу Нельсону, что команда попросила его намеренно въехать в стену в определенный момент времени, чтобы запустить фазу машины безопасности и помочь своему товарищу по команде Алонсо. Мы решили ничего не делать. на данный момент мы хотели защитить спорт и спасти его от огромного скандала». Он добавил: «В то время существовало правило, согласно которому рейтинг чемпионата мира был неприкосновенным после церемонии награждения FIA в конце года. Итак, Хэмилтону подарили трофей чемпионата мира, и все было хорошо». В связи с этим он считает, что чемпионом мира среди пилотов Формулы-1 в 2008 году должен был стать Фелипе Масса, а не Льюис Хэмилтон. [79]

Сообщается, что после комментариев Экклстоуна Масса начал расследование, может ли он подать в суд, чтобы оспорить результаты чемпионата мира 2008 года. Льюис Хэмилтон лидировал в чемпионате с преимуществом в одно очко перед гонкой в ​​Сингапуре и вышел с преимуществом в 7 очков. Учитывая, что Хэмилтон в конечном итоге выиграл чемпионат с преимуществом в одно очко, обогнав Тимо Глока в Бразилии, Масса утверждает, что Крэшгейт в конечном итоге стоил ему титула. [80] Бывший президент FIA Жан Тодт также поддержал заявления Массы, заявив, что FIA должна была отменить результаты гонки, как только в 2009 году впервые стали известны обвинения в фиксации гонок. [81]

Наследие

[ редактировать ]

В ретроспективной статье BBC за 2018 год утверждается, что в результате скандала в Формуле-1 ничего не изменилось и никто в спорте не хочет об этом говорить. [68] В 2021 году сайт Motorsport.com назвал этот инцидент одним из крупнейших случаев мошенничества в истории Формулы-1. [82]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Смит, Бен (21 сентября 2009 г.). «Рено получил двухлетнюю дисквалификацию на слушаниях в Крэшгейте» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 22 мая 2010 г.
  2. ^ Блиц, Роджер (21 сентября 2009 г.). «Рено» приговорили к двум годам условно за «Крэшгейт» » . Файнэншл Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 13 сентября 2013 г. (требуется подписка)
  3. ^ «Интервью FIA с техническим директором Renault F1 Пэтом Саймондсом» . Телеграф . 15 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. . Проверено 17 ноября 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Рено» приостановил дисквалификацию в Формуле-1 . Би-би-си Спорт . 21 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 22 мая 2010 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Пресс-релиз ФИА» . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года.
  6. ^ «Флавио Бриаторе возвращается в Формулу-1 вместе с Alpine | thejudge13» . thejudge13.com . Архивировано из оригинала 28 июня 2024 года . Проверено 29 мая 2024 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (5 января 2010 г.). «Суд отменил дисквалификацию Бриаторе в Формуле-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Элизальде, Пабло (12 апреля 2010 г.). «FIA и Бриаторе достигли урегулирования» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
  9. ^ «Пэт Саймондс получила роль в Virgin Racing, несмотря на роль в Crashgate» . www.telegraph.co.uk . 12 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  10. ^ «Марканте Флавио Бриаторе в качестве главного советника в Формуле 1» . Телеграаф (на голландском языке). 8 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Футбольная лига смотрит на Бриаторе» . Би-би-си Спорт . 21 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 12 января 2016 г. . Проверено 13 сентября 2013 г.
  12. ^ Астана, Анушка; Шерман, Джилл (18 сентября 2009 г.). «Нельсон Пике-старший начнет судебный бой против Флавио Бриаторе» . Таймс . Лондон . Проверено 18 сентября 2009 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Кэри, Том (17 сентября 2009 г.). «Вопросы и ответы: почему Renault сталкивается с обвинениями в договорных гонках и другими вопросами» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Renault обвиняет Briatore & Symonds» . Би-би-си Спорт . 17 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 г. . Проверено 17 сентября 2009 г.
  15. ^ Аррон, Саймон (28 сентября 2008 г.). «Льюис Хэмилтон на поул-позиции в борьбе за титул чемпиона Формулы-1 после дорогостоящего промаха Фелипе Массы в Сингапуре» . «Дейли телеграф» . Сингапур. Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 года . Проверено 25 сентября 2019 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Гамильтон, Морис (4 сентября 2009 г.). «FIA обвиняет Renault в аварии с Нельсоном Пике-младшим в Сингапуре» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  17. ^ «Индекс – Спорт» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  18. ^ «Гран-при Сингапура – ​​воскресенье – Пресс-конференция» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 28 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 г. Проверено 6 сентября 2009 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Горман, Эд (17 сентября 2009 г.). «Куча чуши от Renault после «сложной» ночи для Нельсона Пике» . Блог Формулы-1 . Таймс . Архивировано из оригинала 22 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
  20. ^ «Результаты Гран-при Сингапура, 2008» . Энциклопедия GP, Гонки . grandprix.com. 28 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 4 января 2010 г. Проверено 18 сентября 2009 г.
  21. ^ Аррон, Саймон (5 ноября 2008 г.). «Фернандо Алонсо и Нельсон Пике останутся в Renault в 2009 году» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  22. ^ Элизальде, Пабло (3 августа 2009 г.). «Разгневанный Пике подтверждает выход Renault» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  23. ^ Гамильтон, Морис (31 августа 2009 г.). «Renault может покинуть Формулу-1 из-за нового обвинения в мошенничестве» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
  24. ^ «Формула-1 запускает гоночное расследование в Сингапуре» . Новости Би-би-си . 31 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
  25. ^ Купер, Адам (29 августа 2009 г.). «Расследование FIA утверждает, что авария Пике в 2008 году была преднамеренной» . Автонеделя . Проверено 5 сентября 2023 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б «Renault вызван в WMSC FIA» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Дарт, Том (11 сентября 2009 г.). «Renault подаст иск против Нельсона Пике-младшего по поводу обвинений в аварии» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  28. ^ «Стенограмма заявления Нельсона Пике-младшего в FIA» . Yahoo! Евроспорт Великобритании и Ирландии. Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Дарт, Том (11 сентября 2009 г.). «Нельсон Пике-младший получил иммунитет от судебного преследования по скандалу с аварийными воротами Renault» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  30. ^ «Алонсо «удивлен» заявлением о исправлении» . Би-би-си Спорт . 10 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
  31. ^ Кэри, Том (18 сентября 2009 г.). «Авария в Сингапуре: Нельсон Пике-старший делает шаг назад в ответ на обвинения Фернандо Алонсо» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Кэри, Том (17 сентября 2009 г.). «Вопросы и ответы: каковы будут последствия скандала с договорными гонками Renault Fomula One?» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 24 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
  33. ^ «Renault подаст иск Пике» . Би-би-си Спорт . 11 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2021 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б «Станограмма из Сингапура показывает гнев Флавио Бриаторе на Нельсона Пике» . Хранитель . Лондон. 15 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
  35. ^ Горман, Эдвард (15 сентября 2009 г.). « Нельсон Пике-младший попал в аварию. Это огромная ситуация. С ним все в порядке? С ним все в порядке?» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с «Бриаторе проиграл Renault, исправил спор» . Би-би-си Спорт . 16 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
  37. ^ «Заявление команды ING Renault F1 – 16 сентября 2009 г.» . ИНГ Рено Ф1. 16 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2009 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Дайнин, Роберт (17 сентября 2009 г.). «Руководитель Renault признает, что «Crashgate» нанес ущерб компании» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  39. ^ «Бриаторе: Я сделал это для Renault» . Скай Спорт. 17 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (21 сентября 2009 г.). «Рено дисквалифицирован на два года условно» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
  41. ^ «FIA налагает индивидуальные наказания на Бриаторе и Саймондса» . Формула Один. 21 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 декабря 2009 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
  42. ^ Янг, Байрон (21 сентября 2009 г.). «Владелец Renault Флавио Бриаторе получил пожизненную дисквалификацию в Формуле-1» . Ежедневное зеркало . Лондон. Архивировано из оригинала 9 октября 2010 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
  43. ^ «Кто такой «Свидетель X» Renault? · RaceFans» . 22 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 г. Проверено 18 мая 2021 г.
  44. ^ Сейдж, Адам (17 сентября 2009 г.). «Renault боится нанести ущерб мировому бренду» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  45. ^ «Шеф Renault призывает к спокойствию» . Ассоциация прессы Великобритании. 17 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2024 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б с «Катастрофа в Сингапуре: что они говорят» . Телеграф . Лондон. 17 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  47. ^ «Команды делают все, чтобы победить, – Ирвин» . Би-би-си Спорт . 17 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
  48. ^ Барнс, Саймон (17 сентября 2009 г.). «Худший акт мошенничества в истории спорта» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Астана, Анушка; Шерман, Джилл (18 сентября 2009 г.). «Неужели Рено действительно худшие злодеи?» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
  50. ^ «Бриаторе говорит, что пожертвовал собой ради команды» . Yahoo! Евроспорт Великобритании и Ирландии. 17 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  51. ^ Элизальде, Пабло (25 сентября 2009 г.). «Renault удаляет логотипы ING и Mutua» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 13 сентября 2013 г.
  52. ^ «Слишком суровый бан Бриаторе – босс Формулы-1» . Би-би-си Спорт . 24 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2009 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
  53. ^ Роджерс, Иэн (24 сентября 2009 г.). «Испанская страховая компания прекращает спонсорство Renault» . Рейтер . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
  54. ^ «Титульный спонсор ING поддерживает Renault» . Motorsport.com. 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 13 сентября 2013 г.
  55. ^ Ноубл, Джонатан (18 октября 2009 г.). «Бриаторе подает на FIA в суд» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 19 октября 2009 г.
  56. ^ Горман, Эдвард (6 января 2010 г.). «FIA рассматривает апелляцию после снятия запретов на Флавио Бриаторе и Пэта Саймондса» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 6 января 2010 г.
  57. ^ Лостия, Мишель; Бир, Мэтт (6 января 2010 г.). «Бриаторе планирует действия против Пике» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 9 января 2010 года . Проверено 6 января 2010 г.
  58. ^ «FIA подаст апелляцию на решение о дисквалификации Флавио Бриаторе» . Би-би-си Спорт . 11 января 2010 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 11 января 2010 г.
  59. ^ «Нельсон Пике-младший и его отец выигрывают дело Renault о клевете» . Би-би-си Спорт . 7 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2014 г. . Проверено 16 декабря 2010 г.
  60. ^ «Дуэт Пике выиграл дело о клевете над Renault» . Си-Эн-Эн. 7 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 13 сентября 2013 г.
  61. ^ Кемпсон, Рассел; Джейкоб, Гэри (17 сентября 2009 г.). « Crashgate» может заставить QPR найти нового владельца» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
  62. ^ «Судьба Бриаторе в КПР отложена» . Би-би-си Спорт . 8 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2009 года . Проверено 8 октября 2009 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б «Сингапур вряд ли выдаст Флавио Бриаторе и Пэта Саймондса» . Хранитель . Лондон. 18 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
  64. ^ «Опозоренной паре Формулы-1 может грозить экстрадиция из С'поры» . Бизнес Таймс . Сингапур. 20 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
  65. ^ Брандл, Мартин (14 сентября 2009 г.). «Пике «теперь безработный в Формуле-1» » . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
  66. ^ Фердинанд, Дэн (11 августа 2009 г.). «Нельсон Пике может ожидать негативной реакции в паддоке за намеренное разбивание своего Renault на прошлогоднем Гран-при Сингапура» . Ежедневное зеркало . Лондон. Архивировано из оригинала 27 сентября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
  67. ^ «Маленькая поддержка Нельсона Пике» . F1-Live.com. 2 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2009 г. . Проверено 3 октября 2009 г.
  68. ^ Перейти обратно: а б «Все еще в Формуле-1, спустя 10 лет после «крашгейта» » . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
  69. ^ Коллантайн, Кейт (9 января 2014 г.). «Масса подозревает, что Алонсо знал о плане Крэшгейта» . Фанаты гонок . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 22 июня 2021 г.
  70. ^ «Команда Marussia F1 заявляет, что не спешит заменять Пэта Саймондса» . www.autosport.com . 15 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
  71. ^ Купер, Адам (15 июля 2013 г.). «Саймондс покидает Marussia и заменит Кофлана на посту технического директора Williams F1» . Автонеделя . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
  72. ^ «Пэт Саймондс получила роль в Virgin Racing, несмотря на роль в Crashgate» . www.telegraph.co.uk . 12 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
  73. ^ «Технический директор Пэт Саймондс покинет Williams» . ESPN.com . 20 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
  74. ^ «Пэт Саймондс из Формулы-1 присоединяется к программе Andretti Cadillac F1» . Би-би-си Спорт . 21 мая 2024 г. Проверено 17 июня 2024 г.
  75. ^ «Марканте Флавио Бриаторе в качестве главного советника в Формуле 1» . Телеграаф (на голландском языке). 8 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  76. ^ Вудхаус, Джейми (10 марта 2022 г.). «Флавио Бриаторе готовится вернуться в Формулу 1 в качестве советника – репортаж» . ПланетаФ1 . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  77. ^ «Большое возвращение Флавио Бриаторе в Формулу-1» . Монако Трибьюн . 11 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  78. ^ «Флавио Бриаторе возвращается в Формулу-1 вместе с Alpine | thejudge13» . thejudge13.com . Архивировано из оригинала 28 июня 2024 года . Проверено 29 мая 2024 г.
  79. ^ «Берни Экклстоун дискредитирует титул Льюиса Хэмилтона в Формуле-1 и побил рекорд Михаэля Шумахера» . МСН . Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
  80. ^ « Грустно»: разгорается скандал в Формуле-1 из-за украденного титула» . www.nine.com.au. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 5 апреля 2023 г.
  81. ^ «FIA должна была отменить результаты Формулы-1 в Сингапуре 2008 года, — говорит Тодт» . 14 декабря 2023 г.
  82. ^ «Самые крупные случаи мошенничества в Формуле-1: Spygate, Crashgate и другие» . www.motorsport.com . 10 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8871f5a5600046db9cf3c770e391c9a8__1722121980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/a8/8871f5a5600046db9cf3c770e391c9a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Renault Formula One crash controversy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)