Споры о катастрофе Renault в Формуле-1

Споры о катастрофе Renault в Формуле-1 окрестили « Crashgate », , которые некоторые СМИ [1] [2] Это был спортивный скандал, вызванный тем, что Renault F1 пилот Нельсон Пике-младший намеренно разбился во время Гран-при Сингапура 2008 года, чтобы дать спортивное преимущество своему товарищу по команде Renault Фернандо Алонсо . [3]
28 сентября 2008 года на 15-м круге гонки в Сингапуре, который был близок к ожидаемому пит-окну для первой остановки, Renault R28, управляемый Пике-младшим, врезался в стену трассы на 17-м повороте, что потребовало использования машины безопасности . Ранее Алонсо делал ранний пит-стоп и стал лидером гонки, поскольку у других машин заканчивалось топливо, и они были вынуждены сделать пит-стоп в условиях машины безопасности, что привело к штрафу, или вскоре после периода работы машины безопасности, что заставило их несколько позиции позади теперь компактного пакета. Впоследствии Алонсо выиграл гонку, стартовав 15-м на стартовой решетке. Тогда Пике-младший назвал свою аварию «простой ошибкой», оправдывая себя тем, что машине было тяжело управляться с тяжелым топливом.
После того, как его выгнали из команды Renault после Гран-при Венгрии 2009 года , Пике-младший утверждал, что команда попросила его умышленно разбиться, чтобы улучшить ситуацию в гонке для Алонсо, что спровоцировало расследование Международной федерации гонок Renault F1 за фиксацию гонок. l'Automobile (FIA), руководящий орган Формулы-1. После расследования 4 сентября Renault F1 было предъявлено обвинение в заговоре, и 21 сентября 2009 года компания должна была ответить по этому обвинению.
16 сентября Renault заявила, что не будет оспаривать обвинения, и объявила, что управляющий директор команды Флавио Бриаторе и ее исполнительный технический директор Пэт Саймондс покинули команду.
21 сентября было объявлено, что команда Renault F1 дисквалифицирована из Формулы-1. Дисквалификация была приостановлена на два года в ожидании каких-либо дальнейших подобных нарушений правил. Бриаторе был отстранен от участия во всех соревнованиях Формулы-1 и мероприятиях, санкционированных FIA, на неопределенный срок, а Саймондс получил пятилетнюю дисквалификацию. [4] [5] Их запреты были впоследствии отменены французским судом, хотя они оба согласились не работать в Формуле-1 или соревнованиях, санкционированных FIA, в течение определенного времени в рамках более позднего соглашения, достигнутого с руководящим органом. В конечном итоге Бриаторе вернется в Формулу-1 в 2022 году в качестве посла, а в команду Энстоун в 2024 году в качестве советника. [6] а Саймондс вернется в спорт в 2011 году в качестве технического консультанта Virgin Racing . [7] [8] [9] [10]
Фон
[ редактировать ]Рено Ф1
[ редактировать ]
Команда Формулы-1 Renault F1 возникла с производителя автомобилей Renault возвращением в Формулу-1 в 2000 году путем покупки команды Benetton Formula One . Итальянский бизнесмен Флавио Бриаторе был управляющим директором Benetton до 1997 года, когда его сменил Prodrive босс Дэвид Ричардс . После управления дочерней компанией Renault по автоспорту Mecachrome Бриаторе вернулся в основную команду после поглощения Renault, снова в качестве управляющего директора. Помимо своих спортивных интересов в Формуле-1, по состоянию на август 2007 года Бриаторе был председателем и совладельцем английского футбольного клуба Queens Park Rangers FC (QPR), который он приобрел совместно с президентом Формулы-1 Берни Экклстоуном , к которому позже присоединились средства от Индийский промышленник Лакшми Миттал . [11]
Испанский автогонщик Фернандо Алонсо участвовал в Формуле-1 с 2001 года, выступал за команду с 2002 по 2006 год . Став чемпионом мира в 2005 и 2006 годах и проработав один год в McLaren в 2007 году, он вернулся в команду в 2008 году. Английский инженер Пэт Саймондс поднялся до должности исполнительного директора по инженерным разработкам Renault F1, работая в команде Benetton. и придя в Формулу-1 вместе с предшественником Benetton Toleman Motosport в начале 1980-х. Бразильский автогонщик Нельсон Пике-младший – сын трехкратного чемпиона мира Формулы-1 Нельсона Пике – присоединился к команде Renault F1 в качестве второго пилота вместе с Алонсо в сезоне 2008 года, а в 2007 году был ее резервным и тест-пилотом. С октября 2006 года Пике-младший также был лично нанят по контракту с управляющей компанией Флавио Бриаторе FFBB. [12] До инцидента в Сингапуре Renault F1 не выигрывала гонок почти два года (последний выигранный Гран-при состоялся 8 октября 2006 года, Гран-при Японии ) и, как говорили, была близка к уходу из спорта. [13]
Гран-при Сингапура 2008 г.
[ редактировать ]

Гран -при Сингапура 2008 года стал пятнадцатой гонкой сезона Формулы-1 2008 года и состоялся 28 сентября 2008 года. Эта гонка стала первой ночной гонкой Формулы-1. [14] В гоночный уик-энд, несмотря на то, что Алонсо был близок к лидерству на тренировках, Renault провела плохую квалификационную сессию и стартовала далеко вниз по стартовой решетке: Фернандо Алонсо стартовал с пятнадцатого места, а Нельсон Пике-младший вместе с ним - с 16-го. Алонсо выбыл во время квалификации из-за механической неисправности.
Во время разминочного круга Пике-младший развернулся именно в том повороте, где позже вылетел, но в данном случае смог продолжить движение. [15] После начала гонки Алонсо был первым гонщиком, который сделал обычный пит-стоп для проверки топлива и шин на 12-м круге и вернулся в гонку в конце поля. [16] В начале гонки он заправил небольшой запас топлива, пытаясь обогнать идущие перед ним машины; большинство гонщиков, которые квалифицируются на нижних позициях, склонны поступать наоборот и использовать более тяжелые заправки топлива, чтобы сделать на один пит-стоп меньше (примерно по 30 секунд каждый с точки зрения потери времени), чем лидеры, поскольку они не хотят тратить впустую легкую машину и дополнительный пит-стоп для более быстрой машины, которая застряла позади более медленной машины. Три круга спустя Пике-младший врезался в стену трассы на семнадцатом повороте, одном из поворотов на трассе, рядом с которой не было крана, что потребовало задействования машины безопасности . [17]

Правила использования автомобилей безопасности в 2008 году означали, что пит-лейн был закрыт до тех пор, пока все машины не соберутся позади машины безопасности. Следовательно, преимущество лидирующих машин будет устранено до того, как они смогут выполнить пит-стоп, а после того, как они сделают пит-стоп, они снова вступят в гонку в конце поля. Алонсо, сделавший пит-стоп незадолго до появления машины безопасности, получил значительное преимущество. (В соответствии с предыдущими правилами пит-лейн оставался открытым во время инцидентов с машиной безопасности, и ведущие машины могли быстро пит-лейн до того, как их лидерство было устранено, и повторно выйти на гонку с меньшей потерей позиции на трассе.) Чтобы избежать нехватки топлива, некоторые водителям действительно нужно было выходить на пит-лейн, пока пит-лейн был закрыт, и они были оштрафованы за нарушение.
Большинство лидирующих машин оказались позади Алонсо, а также некоторых более медленных гонщиков, которым оказалось трудно обгонять на узкой трассе; У тех, кто опережал Алонсо, было меньше топлива, и, хотя они смогли оторваться, им все равно нужно было сделать пит-стоп. Вырвавшись вперед в последней трети гонки, Алонсо выиграл гонку.
Первый подиум в сезоне, а также первая победа, и я очень рад. Я не могу в это поверить сейчас. Думаю, мне понадобится пара дней, чтобы понять, что мы выиграли гонку в этом году. Кажется невозможным на протяжении всего сезона быть рядом с лучшими ребятами, и вот с пятницы мы внезапно стали конкурентоспособны. Очевидно, мы стартовали сзади, и первая машина безопасности мне очень помогла, и я смог выиграть гонку.
— Фернандо Алонсо после гонки, его первая победа в году. [18]
С самого начала гонки все было сложно, у меня было много проблем , и ситуация становилась все хуже и хуже. Команда попросила меня подтолкнуть, что я и попытался сделать, и в конце концов потерял заднюю часть машины. Я сильно ударился о стену, но со мной все в порядке. Я разочарован своей гонкой, но, очевидно, очень рад за команду этим вечером.
- Нельсон Пике-младший после гонки. [19]
Первоначально в связи с аварией не было предпринято никаких действий. Пике-младший первоначально охарактеризовал аварию как «простую ошибку». [14] В пресс-релизе Renault F1 после гонки команда охарактеризовала выступление Алонсо как «блестящий тактический маневр», в то время как Бриаторе и Саймондс назвали использование машины безопасности удачей. [19] После гонки независимый журналист Формулы-1 Джо Савард в статье на grandprix.com заявил, что «некоторые циники» подвергают сомнению этот инцидент, но отверг это мнение, заявив, что «нравится верить, что ни одна команда никогда не будет в таком отчаянии, чтобы пусть водитель швырнет свою машину в стену». [19] [20] По сообщению бразильского телеканала Rede Globo , бразильский гонщик Фелипе Масса , который финишировал в гонке в Сингапуре 13-м, лидировав на момент аварии Пике-младшего, и в итоге проиграл чемпионат мира 2008 года Льюису Хэмилтону с разницей в одно очко, допрошен Бриаторе о катастрофе в то время, хотя президент FIA Макс Мосли заявил, что спорт не может предпринимать никаких действий на основании «спекуляций». [13]
Пике-младший покидает Renault
[ редактировать ]
Фернандо Алонсо завершил сезон 2008 года пятым в чемпионате пилотов с 61 очком, а Нельсон Пике-младший финишировал на двенадцатом месте с 19 очками. Их общий результат позволил Renault F1 занять четвертое место в Кубке конструкторов. Несмотря на слухи о том, что он собирается покинуть команду, Renault повторно подписала с Пике-младшим однолетний контракт на сезон 2009 года , снова вместе с Алонсо. [21] К десятой гонке сезона 2009 года Пике-младший не смог набрать ни одного очка, тогда как Алонсо набрал 13. 3 августа 2009 года Пике-младший подтвердил, что его выгнала Renault. Уход был резким: Пике-младший раскритиковал и команду, и Бриаторе. его заменил тест-пилот Ромен Грожан . До конца сезона [22]
Обвинения Пике-младшего
[ редактировать ]Первоначальные отчеты и расследование
[ редактировать ]
30 августа 2009 года в репортажах бразильского телеканала Rede Globo говорилось, что Пике-младшему было приказано разбиться во время гонки в Сингапуре. [23] Руководящий орган Формулы-1, Международная автомобильная федерация (FIA), немедленно объявил, что расследует «предполагаемые инциденты на предыдущем этапе Формулы-1». [24] Широко сообщалось, что речь идет о Гран-при Сингапура 2008 года. [25]
Рено заряжено
[ редактировать ]
4 сентября, после расследования FIA, Renault F1 были официально обвинены во вмешательстве в исход Гран-при Сингапура 2008 года и сговоре с Пике-младшим. [16] В заявлении FIA говорится, что обвинения против Renault F1 включают «нарушение статьи 151c Международного спортивного кодекса, согласно которому команда вступила в сговор со своим гонщиком Нельсоном Пике-младшим с целью умышленной аварии на Гран-при Сингапура 2008 года с цель – вызвать использование машины безопасности в пользу другого ее пилота, Фернандо Алонсо». [26] Команда была вызвана на заседание Всемирного совета автоспорта FIA (WMSC) в Париже 21 сентября, за несколько дней до проведения Гран-при Сингапура 2009 года. [16] После предъявления обвинений команда Renault F1 заявила, что не будет давать никаких комментариев до слушаний. [26]
Утечка доказательств
[ редактировать ]10 сентября Пике-младший сделал второе из двух заявлений FIA. [27] В тот же день сайт F1SA.com (Ассоциация болельщиков Формулы-1) опубликовал стенограмму первого заявления Пике перед FIA, сделанного в штаб-квартире FIA в Париже 30 июля. [28]
В ответ на вопросы о его подлинности президент FIA Макс Мосли заявил: «Я не видел ничего, что я считаю подделкой». [29] В стенограмме Пике-младший утверждает, что Бриаторе и Саймондс попросили его разбить его машину на определенном углу. [27] Алонсо отрицал, что знал о каком-либо плане заставить Пике-младшего разбиться, заявив: «Я не могу себе представить эти вещи, эти ситуации. Это то, что никогда не приходило мне в голову». [30] Пике-младший задался вопросом, знал ли Алонсо о запланированной аварии, отметив, что на его месте он поставил бы под сомнение «бессмысленную» гоночную стратегию Renault Алонсо, заключающуюся в старте с низким запасом топлива и раннем пит-стопе на двенадцатом круге. [31] В ходе расследования и до слушаний WMSC FIA сняла с Алонсо любую вину. [32]
11 сентября Мосли подтвердил, что Пике-младший не будет привлечен к ответственности после двух своих заявлений, даже если дело будет решено в пользу Renault. [29]
Renault подала в суд
[ редактировать ]

11 сентября, на следующий день после того, как стало известно заявление Пике-младшего в FIA, Renault F1 заявила, что намерена подать иск против Пике-младшего и его отца как во французский, так и в британский суды, заявив, что «...сегодня Команда ING Renault F1 и ее управляющий директор Флавио Бриаторе лично желают заявить, что они возбудили уголовное дело против Нельсона Пике-младшего и Нельсона Пике-старшего во Франции по поводу выдвижения ложных обвинений и связанной с этим попытки шантажировать команду, чтобы она позволила г-ну Пике-младшему драйв до конца сезона 2009 года». [27] В ответ на судебный иск Пике-младший заявил: «Поскольку я говорю правду, мне нечего бояться, будь то команда Renault или г-н Бриаторе – и хотя я хорошо осознаю силу и влияние тех, в отношении кого ведется расследование, и огромные ресурсы, находящиеся в их распоряжении, меня больше не заставят принять решение, о котором я сожалею». [33]
14 сентября 2009 года также сообщалось, что Саймондсу был предложен иммунитет от иска, если он предоставит FIA подробности предполагаемого заговора. [34] Сообщается, что Саймондс сообщил следователям FIA, что первоначальная идея аварии исходила от Пике-младшего. [32]
15 сентября The Times опубликовала выдержки из радиопереговоров Renault F1, переданных до и после Гран-при Сингапура между персоналом Renault F1, включая Пике-младшего, Алонсо, Симондса и Бриаторе. [34] [35]
Бриаторе и Саймондс покидают Renault
[ редактировать ]
16 сентября команда Renault F1 объявила, что не будет оспаривать обвинения на заседании WMSC в Париже 21 сентября, и заявила, что и Бриаторе, и Саймондс покинули команду. [36]
Команда ING Renault F1 не будет оспаривать недавние обвинения, выдвинутые FIA относительно Гран-при Сингапура 2008 года.Компания также желает сообщить, что ее управляющий директор Флавио Бриаторе и исполнительный директор по инжинирингу Пэт Саймондс покинули команду.
- Renault F1 , 16 сентября 2009 г. Заявление [37]
FIA подтвердила, что встреча 21 сентября все еще состоится после ухода Бриаторе и Саймондса, а санкции против Renault F1 все еще возможны. [36] На следующий день после объявления Renault Renault подтвердила, что Бриаторе ушел из команды, а сам Бриаторе заявил о своем уходе: «Я просто пытался спасти команду. Это мой долг. Это причина, по которой я закончил». [38] [39]
Встреча WMSC
[ редактировать ]Внеочередное заседание WMSC состоялось 21 сентября 2009 года в Париже. После полуторачасового слушания совет наложил дисквалификацию Renault F1 с отсрочкой на два года. Это означало, что если подобный инцидент произойдет до 2011 года, Renault F1 будет отстранена от участия в Формуле-1. Бриаторе был отстранен на неопределенный срок от участия в любых мероприятиях, санкционированных FIA, а Саймондс получил пятилетнюю дисквалификацию. Кроме того, Бриаторе было запрещено на неопределенный срок управлять водителями, когда FIA заявило, что суперлицензии не будут выдаваться или продлеваться любому водителю, связанному с ним, в будущем. Алонсо был оправдан; FIA не обнаружила никаких доказательств того, что он или его механики знали что-либо об этой схеме. [4] [5] [40]
WMSC жестко раскритиковал Бриаторе, поскольку он отрицал свою причастность, несмотря на неопровержимые доказательства. Саймондс, напротив, признался, выразив «вечное сожаление и стыд» за свою роль в этой схеме. [41] Объявляя о санкциях, совет заявил, что действия Renault F1 достаточно серьезны, чтобы их вообще исключили из Формулы-1. Однако он решил назначить условный приговор, поскольку Renault F1 предприняла быстрые действия, вынудив Бриаторе и Саймондса уйти в отставку. [40] Газета Daily Mirror назвала фактическую пожизненную дисквалификацию Бриаторе самой суровой санкцией, когда-либо наложенной на человека в истории автоспорта. [42]
Большим вкладом в наказание Бриаторе и Саймондса стали показания неназванного «Свидетеля X», сотрудника Renault F1, который также присутствовал на собрании перед гонкой, но отверг эту идею. [43]
Реакция
[ редактировать ]После того, как Renault F1 были предъявлены официальные обвинения, предполагаемое правонарушение считалось беспрецедентным в Формуле-1. [16] Скандал последовал за двумя недавними скандалами с мошенничеством в Формуле-1: случае промышленного шпионажа между командами (включая Renault F1); и случай, когда чемпион мира 2008 года Льюис Хэмилтон в марте 2009 года выяснилось, что солгал стюардам гонки .
материнской компанией Renault SA Скандал прервал запуск четырех электромобилей на Франкфуртском автосалоне после того, как журналисты допросили по этому делу генерального директора Renault Карлоса Гона , который направил все запросы Бернарду Рею, председателю Renault F1. [44] 17 сентября Патрик Пелата , Renault SA главный операционный директор , первый представитель Renault, официально прокомментировавший аварию в Сингапуре, заявил, что «команда [Renault F1] считает, что была допущена ошибка, и за этим должно последовать наказание. Флавио Бриаторе считал себя морально ответственным и подал в отставку» и что команда отложит принятие решения о дальнейших действиях команды. [38] Пелата добавил, что не желает, чтобы действия Бриаторе и Саймондса «отразились на всей компании и всей команде Формулы-1». [14] Кроме того, Гон также призвал к спокойствию и к Renault «не реагировать сгоряча», пока команда Renault F1 сотрудничала с властями, добавив, что «я уверен, что когда факты будут установлены, мы сможем принять очень четкую позицию». решение". [45]
Бывший Гран-при Иордании руководитель команды Формулы-1 Эдди Джордан считал, что уход Бриаторе и Саймондса из Renault 16 сентября был фактическим признанием вины. [36] Бывший трехкратный чемпион мира Формулы-1 и бывший владелец команды сэр Джеки Стюарт сказал о скандале в Сингапуре: «В основе Формулы-1 есть что-то фундаментально гнилое и неправильное. Никогда в моей практике Формула-1 не была в таком настроении». -разрушение Миллионы болельщиков поражены, если не отвращением, спортом, который сейчас переживает кризис за кризисом, когда все обвиняют друг друга». [46] Бывший трехкратный чемпион мира Формулы-1 и бывший Jaguar Racing менеджер команды Ники Лауда , сравнив инцидент в Сингапуре со шпионским скандалом 2007 года , заявил: «Однако это [инцидент с аварией в Сингапуре] является новым. Самый большой ущерб за всю историю. Теперь FIA должна сурово наказать Renault, чтобы восстановить доверие к спорту». [46] Бывший чемпион мира Формулы-1 1996 года Дэймон Хилл охарактеризовал аварию в Сингапуре как «не очень хороший эпизод» для этого вида спорта и сказал о будущем Формулы-1: «Я обеспокоен тем, что этот вид спорта пострадает как настоящее испытание, и именно это я и делаю. всегда чувствовал, что так должно быть и хотел, чтобы так было мастерство и конкурентоспособность». [46] Бывший автогонщик Эдди Ирвин , ушедший из Формулы-1 в конце 2002 года, считал, что реакция на инцидент в Сингапуре была чрезмерной, заявив, что «Этот [инцидент в Сингапуре], вероятно, немного не в ту сторону мошенничества, но в прошлые дни каждая команда делала все возможное, чтобы победить - жульничать, нарушать правила, нарушать правила, саботировать соперников», «[t] это просто FIA, отправляющаяся в крестовый поход». Он также предположил, что FIA будет снисходительна к Renault F1 и не будет исключать их из-за текущего «шаткого» состояния спорта после недавнего ухода из команды. [47]
Главный спортивный обозреватель Саймон Барнс The Times вызвал дебаты по поводу инцидента, когда назвал его «худшим мошенничеством в истории спорта», прежде всего из-за его «потенциально смертельных последствий» для Пике-младшего, других гонщиков, маршалов и зрители. [48] [49] Поддерживая Барнса, корреспондент «Таймс» по автоспорту Эдвард Горман привел предполагаемые заранее продуманные элементы заговора на высшем уровне, целью которого было принести в жертву одного члена команды ради выгоды другого, чтобы поставить этот инцидент в один ряд с такими спорами, как дело Бена Джонсона , допинга на лошадях и незаконного оборота наркотиков. кили, используемые в Кубке Америки . Затем Горман предположил, что этот инцидент был хуже тех, потому что Бриаторе и Саймондс спровоцировали «событие насильственного разрушения, последствия которого они не могли ни предсказать, ни контролировать». [49] Мэтью Сайед возразил, что, хотя инцидент был преднамеренным, «невыразимо неэтичным» и опасным, он не был таким безрассудным, как допинговый скандал в восточногерманской легкой атлетике и другие случаи длительного применения допинга. Сайед также утверждал, что команда Renault F1 не ожидала травм в результате аварии, в отличие от таких инцидентов, как нападение на фигуристку Нэнси Керриган . [49]
Отвечая на уход Флавио Бриаторе из Renault F1, Formula One Management из Берни Экклстоун заявил: «Жаль, что Флавио завершил свою карьеру в Формуле-1 таким образом», «Вы вообще не можете его защитить. Совершенно жаль, что это произошло», хотя Экклстоун отрицал, что скандал «положит конец» спорту, ссылаясь на восстановление спорта после смерти Айртона Сенны и ( первый ) уход из спорта семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера . [50]
Главные спонсоры покидают Renault F1
[ редактировать ]
В ответ на скандал главные спонсоры Renault F1, ING и Mutua Madrileña, досрочно расторгли свои спонсорские соглашения с Renault F1, в течение недели после решения FIA и прямо перед следующей гонкой, Гран-при Сингапура 2009 года , при этом команда удалила свои логотипы с гоночной трассы. автомобили перед мероприятием. [51]
Главный спонсор Mutua Madrileña первым отказался от спонсорства Renault F1, незадолго до уикенда Гран-при Сингапура 2009 года, полагая, что ситуация «может повлиять на имидж, репутацию и доброе имя спонсоров команды». [52] Mutua Madrileña не отказалась от спонсорства пилота Renault F1 Фернандо Алонсо , поскольку он не был замешан в скандале. [53] Через несколько часов за этим последовал немедленный отказ от титульного спонсора ING Group, который ранее должен был прекратить спонсирование команды в конце 2009 года. [54]
Ответ Флавио Бриаторе
[ редактировать ]19 октября 2009 года Флавио Бриаторе объявил о своем намерении подать в суд на FIA за пожизненную дисквалификацию, заявив, что «FIA [была] использована как инструмент мести от имени одного человека» и что было несколько судебных ошибок, в том числе задержка с вызовом в суд, неспособность заранее изложить обвинения и отсутствие доступа к документам и «свидетелю X». [55] 5 января 2010 года Французский трибунал большой инстанции отменил его запрет и присудил ему компенсацию в размере 15 000 евро. [7] Дисквалификация Саймондса также была отменена, и ему была присуждена компенсация в размере 5000 евро. [56] Считалось, что Бриаторе подал в суд на FIA о возмещении ущерба в дополнение к отмене своего запрета, а также заявил о своем намерении подать в суд на семью Пике. [57]
апелляция ФИА
[ редактировать ]11 января 2010 года FIA объявило, что подаст апелляцию на решение Трибунала большой инстанции об отмене запретов, наложенных на Бриаторе и Саймондса. FIA восстановила запреты, пока апелляция действовала, но заявила, что водителям, управляемым Бриаторе, будут предоставлены суперлицензии на 2010 год. [58] 12 апреля FIA объявило о мировом соглашении с Бриаторе и Саймондсом и о прекращении судебного разбирательства. Оба мужчины согласились не работать ни в Формуле-1 до 2013 года, ни в каком-либо другом чемпионате, санкционированном FIA, до конца 2011 года. [8]
Дело о клевете против Renault F1
[ редактировать ]7 декабря 2010 года было объявлено, что Пике-младший и его отец выиграли дело о клевете против Renault F1 в Высоком суде на основании обвинений, описанных выше. Renault F1 извинилась перед Пике и выплатила им существенную компенсацию. В заявлении Renault F1, признав, что они оклеветали дуэт, говорилось: «Команда признает, как и перед Всемирным советом автоспорта, что обвинения, выдвинутые Нельсоном Пике-младшим, не являются ложными. В результате эти серьезные обвинения, содержащиеся в нашей прессе. Мы хотели бы безоговорочно извиниться перед г-ном Пике-младшим и его отцом за причиненные в результате страдания и смущение. В знак искренности наших извинений и сожалений мы приносим свои извинения. согласился выплатить им значительную сумму компенсации за клевету, а также понесенные ими расходы, и обязался не повторять эти обвинения никогда в будущем. Он также признает, что г-н Пике-младший и его отец не выдумали эти обвинения для шантажа. команде позволить ему выступать за них до конца сезона 2009 года». [59] [60]
Возможные последствия и последствия
[ редактировать ]В средствах массовой информации высказывались предположения, что, если бы Бриаторе был лично признан виновным в договорных гонках, он мог бы не пройти тест Английской футбольной лиги на пригодность и пригодность , который применяется к владельцам и директорам футбольных клубов, чьи правила исключают людей, которые «подлежит запрету со стороны спортивного руководящего органа в отношении управления своим видом спорта», хотя в сообщении BBC высказывалось мнение, что его положение может быть безопасным, учитывая, что он покинул Renault. [11] Футбольная лига заявила, что подождет завершения расследования, прежде чем проверять пригодность Бриаторе для продолжения работы на посту директора футбольного клуба «Куинз Парк Рейнджерс». [61] Правление Футбольной лиги обсудило этот вопрос 8 октября 2009 года и заявило, что будет ждать ответа от Бриаторе на различные вопросы, прежде чем давать дальнейшие комментарии. [62] В результате Бриаторе ушел из клуба в феврале 2010 года.
В дополнение к любым спортивным санкциям со стороны FIA, Renault F1, Пике-младший или даже Фелипе Масса могут подать в суд по поводу инцидента. [13] В средствах массовой информации высказывались предположения, что Бриаторе и Саймондс могут быть экстрадированы в Сингапур для предъявления уголовных обвинений в связи с инцидентом, которые, по словам одного адвоката, могут включать в себя «нанесение злонамеренного или умышленного ущерба имуществу, создание угрозы транспортному средству и преступный сговор с целью совершения серьезного преступления». преступление". [63] [64] Однако это считалось маловероятным, поскольку сингапурские власти не желали выдвигать обвинения в негативной рекламе, которые это могло бы вызвать, а также осложнялось тем фактом, что у Сингапура есть договор об экстрадиции с Соединенным Королевством (Саймондс является британским гражданином), но не Италия, поскольку Бриаторе является гражданином Италии. [63]
Пике-младший подвергся критике со стороны многих членов сообщества, и некоторые предполагают, что спор фактически положил конец его надеждам на продолжение выступления в Формуле-1. Мартин Брандл , в то время комментатор Формулы-1 BBC , предположил, что Пике-младший теперь не может работать в Формуле-1, заявив, что ни одна команда или спонсор не захочет быть связанным с семьей Пике. Брандл отметил, что Пике-младший «не справился с заданием в Renault, он был недостаточно быстр, поэтому его отпустили и с тех пор он бросал в систему ручные гранаты». Брандл также резко критиковал Пике-младшего, который избежал санкций FIA, несмотря на признание в организации гонок, в то время как другие участники были строго наказаны. [65] [66] Другие ведущие деятели Формулы-1 разделяют мнение Брандла. Toyota Racing Руководитель Джон Хоуэтт сказал: «Я думаю, что касается его выступления… несмотря на проблему, я, вероятно, не дал бы ему возможность прокатиться, и, вероятно, на это решение еще больше повлияло бы то, что произошло». Кристиан Хорнер , руководитель команды Red Bull Racing , добавил: «Я не думаю, что у нас будет какой-либо интерес [Пике-младший] в Red Bull Racing». [67]
После скандала Пике-младший присоединился к NASCAR в Соединенных Штатах, участвуя на постоянной основе в Camping World Truck Series с 2011 по 2012 год и в Nationwide Series в 2013 году. Пике-младший также постоянно участвовал в Global Rallycross в гонках SH с 2014 года. по 2015 год. В 2014–2015 годах Пике-младший принял участие в первом Формулы E сезоне за команду China Racing , в конечном итоге став первым чемпионом Формулы E с преимуществом на одно очко над Себастьяном Буэми . Он продолжал постоянно выступать в Формуле E, пока не ушел из нее в середине сезона 2018–19 . С 2024 года Пике-младший постоянно участвует в серии Stock Car Pro Series за Cavaleiro Sports .
Несмотря на скандал, карьера Алонсо, как говорят, не была запятнана им, несмотря на то, что он был главным человеком, который выиграл от аварии. [68] После аварии он выступал за Ferrari (2010–2014) и McLaren (2015–2018), затем выбыл из Формулы-1 на два сезона, а затем вернулся в Формулу-1, чтобы выступать за Alpine с 2021 по 2022 год, а затем за Aston Martin с 2023 года. вперед. В 2014 году Масса заявил, что Алонсо знал о запланированной катастрофе, несмотря на то, что FIA разрешила ему такую информацию. [69]
С 2011 по 2013 год Саймондс вернулся в Формулу-1 в качестве технического консультанта Virgin Racing (которая позже стала Marussia ). в 2012 году [70] [71] [72] В 2013 году он покинул команду и занимал должность технического директора Williams . с 2013 по 2016 год [73] В марте 2017 года Саймондс был нанят на должность главного технического директора Формулы-1 и занимал эту должность до мая 2024 года, когда он стал исполнительным техническим консультантом программы Andretti Cadillac F1. [74]
В 2022 году Флавио Бриаторе вернулся в Формулу-1 в качестве посла этого вида спорта после более чем десяти лет после Крэшгейта. [75] [76] [77] Бриаторе вернулся в команду Энстона в 2024 году в качестве специального советника. [78]
В 2023 году в интервью The Mirror Берни Экклстоун сказал, что и он, и тогдашний президент FIA Макс Мосли были проинформированы о том, что произошло в сезоне 2008 года. «Пике-младший сказал своему отцу Нельсону, что команда попросила его намеренно въехать в стену в определенный момент времени, чтобы запустить фазу машины безопасности и помочь своему товарищу по команде Алонсо. Мы решили ничего не делать. на данный момент мы хотели защитить спорт и спасти его от огромного скандала». Он добавил: «В то время существовало правило, согласно которому рейтинг чемпионата мира был неприкосновенным после церемонии награждения FIA в конце года. Итак, Хэмилтону подарили трофей чемпионата мира, и все было хорошо». В связи с этим он считает, что чемпионом мира среди пилотов Формулы-1 в 2008 году должен был стать Фелипе Масса, а не Льюис Хэмилтон. [79]
Сообщается, что после комментариев Экклстоуна Масса начал расследование, может ли он подать в суд, чтобы оспорить результаты чемпионата мира 2008 года. Льюис Хэмилтон лидировал в чемпионате с преимуществом в одно очко перед гонкой в Сингапуре и вышел с преимуществом в 7 очков. Учитывая, что Хэмилтон в конечном итоге выиграл чемпионат с преимуществом в одно очко, обогнав Тимо Глока в Бразилии, Масса утверждает, что Крэшгейт в конечном итоге стоил ему титула. [80] Бывший президент FIA Жан Тодт также поддержал заявления Массы, заявив, что FIA должна была отменить результаты гонки, как только в 2009 году впервые стали известны обвинения в фиксации гонок. [81]
Наследие
[ редактировать ]В ретроспективной статье BBC за 2018 год утверждается, что в результате скандала в Формуле-1 ничего не изменилось и никто в спорте не хочет об этом говорить. [68] В 2021 году сайт Motorsport.com назвал этот инцидент одним из крупнейших случаев мошенничества в истории Формулы-1. [82]
См. также
[ редактировать ]- Обвинения в мошенничестве в сезоне Формулы-1 1994 года.
- Споры о шпионаже в Формуле-1 2007 года
- Сезон Формулы-1 2008 года.
- Гран-при Сингапура 2008 г.
- Сезон Формулы-1 2009 года.
- 2013 Federated Auto Parts 400 , еще один случай, когда водитель намеренно заставил машину безопасности манипулировать результатами гонки.
- Список скандалов с суффиксом «-gate»
- Список спортивных скандалов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Бен (21 сентября 2009 г.). «Рено получил двухлетнюю дисквалификацию на слушаниях в Крэшгейте» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Блиц, Роджер (21 сентября 2009 г.). «Рено» приговорили к двум годам условно за «Крэшгейт» » . Файнэншл Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 13 сентября 2013 г. (требуется подписка)
- ^ «Интервью FIA с техническим директором Renault F1 Пэтом Саймондсом» . Телеграф . 15 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рено» приостановил дисквалификацию в Формуле-1 . Би-би-си Спорт . 21 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пресс-релиз ФИА» . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года.
- ^ «Флавио Бриаторе возвращается в Формулу-1 вместе с Alpine | thejudge13» . thejudge13.com . Архивировано из оригинала 28 июня 2024 года . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (5 января 2010 г.). «Суд отменил дисквалификацию Бриаторе в Формуле-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элизальде, Пабло (12 апреля 2010 г.). «FIA и Бриаторе достигли урегулирования» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
- ^ «Пэт Саймондс получила роль в Virgin Racing, несмотря на роль в Crashgate» . www.telegraph.co.uk . 12 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Марканте Флавио Бриаторе в качестве главного советника в Формуле 1» . Телеграаф (на голландском языке). 8 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Футбольная лига смотрит на Бриаторе» . Би-би-си Спорт . 21 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 12 января 2016 г. . Проверено 13 сентября 2013 г.
- ^ Астана, Анушка; Шерман, Джилл (18 сентября 2009 г.). «Нельсон Пике-старший начнет судебный бой против Флавио Бриаторе» . Таймс . Лондон . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кэри, Том (17 сентября 2009 г.). «Вопросы и ответы: почему Renault сталкивается с обвинениями в договорных гонках и другими вопросами» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Renault обвиняет Briatore & Symonds» . Би-би-си Спорт . 17 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 г. . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Аррон, Саймон (28 сентября 2008 г.). «Льюис Хэмилтон на поул-позиции в борьбе за титул чемпиона Формулы-1 после дорогостоящего промаха Фелипе Массы в Сингапуре» . «Дейли телеграф» . Сингапур. Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 года . Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гамильтон, Морис (4 сентября 2009 г.). «FIA обвиняет Renault в аварии с Нельсоном Пике-младшим в Сингапуре» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Индекс – Спорт» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Гран-при Сингапура – воскресенье – Пресс-конференция» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 28 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 г. Проверено 6 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Горман, Эд (17 сентября 2009 г.). «Куча чуши от Renault после «сложной» ночи для Нельсона Пике» . Блог Формулы-1 . Таймс . Архивировано из оригинала 22 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ «Результаты Гран-при Сингапура, 2008» . Энциклопедия GP, Гонки . grandprix.com. 28 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 4 января 2010 г. Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ Аррон, Саймон (5 ноября 2008 г.). «Фернандо Алонсо и Нельсон Пике останутся в Renault в 2009 году» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (3 августа 2009 г.). «Разгневанный Пике подтверждает выход Renault» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Гамильтон, Морис (31 августа 2009 г.). «Renault может покинуть Формулу-1 из-за нового обвинения в мошенничестве» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ «Формула-1 запускает гоночное расследование в Сингапуре» . Новости Би-би-си . 31 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Купер, Адам (29 августа 2009 г.). «Расследование FIA утверждает, что авария Пике в 2008 году была преднамеренной» . Автонеделя . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Renault вызван в WMSC FIA» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 8 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дарт, Том (11 сентября 2009 г.). «Renault подаст иск против Нельсона Пике-младшего по поводу обвинений в аварии» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Стенограмма заявления Нельсона Пике-младшего в FIA» . Yahoo! Евроспорт Великобритании и Ирландии. Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дарт, Том (11 сентября 2009 г.). «Нельсон Пике-младший получил иммунитет от судебного преследования по скандалу с аварийными воротами Renault» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Алонсо «удивлен» заявлением о исправлении» . Би-би-си Спорт . 10 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Кэри, Том (18 сентября 2009 г.). «Авария в Сингапуре: Нельсон Пике-старший делает шаг назад в ответ на обвинения Фернандо Алонсо» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кэри, Том (17 сентября 2009 г.). «Вопросы и ответы: каковы будут последствия скандала с договорными гонками Renault Fomula One?» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 24 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ «Renault подаст иск Пике» . Би-би-си Спорт . 11 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2021 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Станограмма из Сингапура показывает гнев Флавио Бриаторе на Нельсона Пике» . Хранитель . Лондон. 15 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Горман, Эдвард (15 сентября 2009 г.). « Нельсон Пике-младший попал в аварию. Это огромная ситуация. С ним все в порядке? С ним все в порядке?» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бриаторе проиграл Renault, исправил спор» . Би-би-си Спорт . 16 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Заявление команды ING Renault F1 – 16 сентября 2009 г.» . ИНГ Рено Ф1. 16 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дайнин, Роберт (17 сентября 2009 г.). «Руководитель Renault признает, что «Crashgate» нанес ущерб компании» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Бриаторе: Я сделал это для Renault» . Скай Спорт. 17 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ноубл, Джонатан (21 сентября 2009 г.). «Рено дисквалифицирован на два года условно» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
- ^ «FIA налагает индивидуальные наказания на Бриаторе и Саймондса» . Формула Один. 21 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 декабря 2009 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ Янг, Байрон (21 сентября 2009 г.). «Владелец Renault Флавио Бриаторе получил пожизненную дисквалификацию в Формуле-1» . Ежедневное зеркало . Лондон. Архивировано из оригинала 9 октября 2010 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
- ^ «Кто такой «Свидетель X» Renault? · RaceFans» . 22 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 г. Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ Сейдж, Адам (17 сентября 2009 г.). «Renault боится нанести ущерб мировому бренду» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Шеф Renault призывает к спокойствию» . Ассоциация прессы Великобритании. 17 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2024 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Катастрофа в Сингапуре: что они говорят» . Телеграф . Лондон. 17 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Команды делают все, чтобы победить, – Ирвин» . Би-би-си Спорт . 17 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Барнс, Саймон (17 сентября 2009 г.). «Худший акт мошенничества в истории спорта» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Астана, Анушка; Шерман, Джилл (18 сентября 2009 г.). «Неужели Рено действительно худшие злодеи?» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ «Бриаторе говорит, что пожертвовал собой ради команды» . Yahoo! Евроспорт Великобритании и Ирландии. 17 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (25 сентября 2009 г.). «Renault удаляет логотипы ING и Mutua» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 13 сентября 2013 г.
- ^ «Слишком суровый бан Бриаторе – босс Формулы-1» . Би-би-си Спорт . 24 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2009 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Роджерс, Иэн (24 сентября 2009 г.). «Испанская страховая компания прекращает спонсорство Renault» . Рейтер . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ «Титульный спонсор ING поддерживает Renault» . Motorsport.com. 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 13 сентября 2013 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (18 октября 2009 г.). «Бриаторе подает на FIA в суд» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 19 октября 2009 г.
- ^ Горман, Эдвард (6 января 2010 г.). «FIA рассматривает апелляцию после снятия запретов на Флавио Бриаторе и Пэта Саймондса» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Лостия, Мишель; Бир, Мэтт (6 января 2010 г.). «Бриаторе планирует действия против Пике» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 9 января 2010 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ «FIA подаст апелляцию на решение о дисквалификации Флавио Бриаторе» . Би-би-си Спорт . 11 января 2010 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 г. Проверено 11 января 2010 г.
- ^ «Нельсон Пике-младший и его отец выигрывают дело Renault о клевете» . Би-би-си Спорт . 7 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2014 г. . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ «Дуэт Пике выиграл дело о клевете над Renault» . Си-Эн-Эн. 7 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 13 сентября 2013 г.
- ^ Кемпсон, Рассел; Джейкоб, Гэри (17 сентября 2009 г.). « Crashgate» может заставить QPR найти нового владельца» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 20 октября 2022 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Судьба Бриаторе в КПР отложена» . Би-би-си Спорт . 8 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2009 года . Проверено 8 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сингапур вряд ли выдаст Флавио Бриаторе и Пэта Саймондса» . Хранитель . Лондон. 18 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ «Опозоренной паре Формулы-1 может грозить экстрадиция из С'поры» . Бизнес Таймс . Сингапур. 20 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
- ^ Брандл, Мартин (14 сентября 2009 г.). «Пике «теперь безработный в Формуле-1» » . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ Фердинанд, Дэн (11 августа 2009 г.). «Нельсон Пике может ожидать негативной реакции в паддоке за намеренное разбивание своего Renault на прошлогоднем Гран-при Сингапура» . Ежедневное зеркало . Лондон. Архивировано из оригинала 27 сентября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ «Маленькая поддержка Нельсона Пике» . F1-Live.com. 2 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2009 г. . Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Все еще в Формуле-1, спустя 10 лет после «крашгейта» » . Би-би-си Спорт . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (9 января 2014 г.). «Масса подозревает, что Алонсо знал о плане Крэшгейта» . Фанаты гонок . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Команда Marussia F1 заявляет, что не спешит заменять Пэта Саймондса» . www.autosport.com . 15 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Купер, Адам (15 июля 2013 г.). «Саймондс покидает Marussia и заменит Кофлана на посту технического директора Williams F1» . Автонеделя . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Пэт Саймондс получила роль в Virgin Racing, несмотря на роль в Crashgate» . www.telegraph.co.uk . 12 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Технический директор Пэт Саймондс покинет Williams» . ESPN.com . 20 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Пэт Саймондс из Формулы-1 присоединяется к программе Andretti Cadillac F1» . Би-би-си Спорт . 21 мая 2024 г. Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «Марканте Флавио Бриаторе в качестве главного советника в Формуле 1» . Телеграаф (на голландском языке). 8 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Вудхаус, Джейми (10 марта 2022 г.). «Флавио Бриаторе готовится вернуться в Формулу 1 в качестве советника – репортаж» . ПланетаФ1 . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Большое возвращение Флавио Бриаторе в Формулу-1» . Монако Трибьюн . 11 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Флавио Бриаторе возвращается в Формулу-1 вместе с Alpine | thejudge13» . thejudge13.com . Архивировано из оригинала 28 июня 2024 года . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ «Берни Экклстоун дискредитирует титул Льюиса Хэмилтона в Формуле-1 и побил рекорд Михаэля Шумахера» . МСН . Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ « Грустно»: разгорается скандал в Формуле-1 из-за украденного титула» . www.nine.com.au. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «FIA должна была отменить результаты Формулы-1 в Сингапуре 2008 года, — говорит Тодт» . 14 декабря 2023 г.
- ^ «Самые крупные случаи мошенничества в Формуле-1: Spygate, Crashgate и другие» . www.motorsport.com . 10 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.