Jump to content

Чемпионат мира Формулы-1 2008 г.

(Перенаправлено из сезона Формулы-1 2008 года )

Льюис Хэмилтон (на фото в 2007 году) выиграл первый из семи титулов чемпиона мира в 2008 году, на втором году своего участия в Формуле-1. Он остается последним гонщиком McLaren, выигравшим чемпионат.
Фелипе Масса финишировал вторым, отстав от Хэмилтона на одно очко.
Кими Райкконен поднимает руку в шляпе и солнцезащитных очках.
Кими Райкконен , действующий чемпион мира среди водителей , завершил сезон на третьем месте.
Красный гоночный автомобиль с открытыми колесами мчится на скорости по асфальтированной дороге
Ferrari выиграла Кубок конструкторов второй год подряд.

Чемпионат мира Формулы-1 2008 года — 62-й сезон автогонок Формулы-1 , признанный Международной автомобильной федерацией (FIA) — руководящим органом автоспорта — соревнованием высшего класса для гоночных автомобилей с открытыми колёсами . Чемпионат разыгрывался в восемнадцати гонках, начиная с 16 марта в Австралии и заканчивая в Бразилии 2 ноября . В сезоне 2008 года состоялся дебют Гран-при Сингапура , который проходил на трассе Marina Bay Street Circuit в Марина Бэй , Сингапур , и стал первой гонкой Формулы-1, проводившейся в ночное время . Гран -при Европы переехал на новое место проведения — на трассу Valencia Street Circuit в Валенсии , Испания .

Льюис Хэмилтон выиграл титул пилотов с преимуществом в одно очко - обогнав Тимо Глока из Toyota на последнем повороте последнего круга финального Гран-при сезона и заняв необходимое для победы в чемпионате 5-е место - от бразильца Фелипе Массы , кто финишировал первым в забеге; его команда и семья уже праздновали чемпионство, когда произошел финальный обгон. Товарищ Массы по команде, действующий чемпион мира Кими Райкконен , занял третье место с двумя победами. Scuderia Ferrari Marlboro завоевала титул конструкторов. [ 1 ] Выиграв титул пилотов, Хэмилтон стал самым молодым гонщиком, когда-либо выигрывавшим этот титул (рекорд с тех пор, как его побил Себастьян Феттель, выигравший титул пилотов 2010 года ), и первым чернокожим гонщиком, сделавшим это. Он также был первым чемпионом Великобритании после Дэймона Хилла в 1996 году . [ 2 ]

В чемпионате соревновались одиннадцать команд, хотя Super Aguri 6 мая отказались от участия в сезоне Формулы-1 2008 года из-за финансовых проблем, проведя четыре гонки. Новые технические правила 2008 года включали запрет системы контроля тяги после того, как она была повторно введена в 2001 году на Гран-при Испании . Фернандо Алонсо выиграл первую гонку, состоявшуюся в Сингапуре; однако только после того, как его товарищ по команде Нельсон Пике-младший намеренно разбился, чтобы вызвать период машины безопасности, что помогло Алонсо в стратегии. Когда Пике признался в этом прессе в 2009 году, руководитель команды Renault Бриаторе подал в отставку. Некоторые журналисты окрестили это « Crashgate ».

Это был последний сезон для команды Honda перед тем, как в декабре они покинули Формулу-1 из-за финансовых трудностей. Honda вернулась в качестве поставщика двигателей в период с 2015 по 2021 год. Затем Росс Браун купил команду и переименовал ее в Brawn GP в феврале 2009 года , ​​используя двигатели Mercedes-Benz . Это также был последний сезон Формулы-1, в котором использовались рифленые шины, используемые с 1998 года , прежде чем слики вернулись в Формулу-1 в 2009 году . 2008 год стал последним сезоном, в котором участвовал в 2001 году занявший второе место Дэвид Култхард, , который завершил карьеру после 14 лет и 246 стартов в гонках.

Впервые в истории Формулы-1 все команды использовали одних и тех же двух пилотов на протяжении всего сезона. По состоянию на 2024 год этот сезон станет последним чемпионатом мира среди пилотов для McLaren, хотя позже Хэмилтон выиграл еще шесть чемпионатов среди пилотов с Mercedes . Сезон 2008 года также станет последней победой Scuderia Ferrari в Кубке конструкторов мира по состоянию на чемпионат 2023 года.

Команды и водители

[ редактировать ]

Всего для участия в чемпионате было заявлено семь команд по соглашению с Управлением Формулы-1 , а остальные четыре основных производителя, входящие в Ассоциацию производителей Гран-при (GPMA), подписали Меморандум о взаимопонимании на Гран-при Испании 2006 года. . Все команды обеих групп имеют по два места в турнирной таблице 2008 года. Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира Формулы-1 2008 года . [ 3 ] Команды соревновались на шинах, поставленных Bridgestone .

Абитуриент Конструктор Шасси Двигатель Нет. Гонщики Раунды
Италия Скудерия Феррари Феррари Ф2008 [ 4 ] Феррари 056 1 Финляндия Кими Райкконен [ 5 ] Все
2 Бразилия Фелипе Масса [ 6 ] Все
Германия Команда BMW Sauber F1 БМВ Чистый Ф1.08 [ 7 ] БМВ Р86/8 3 Германия Ник Хайдфельд [ 8 ] Все
4 Польша Роберт Кубица [ 8 ] Все
Франция Команда ING Renault F1 Рено Р28 [ 9 ] Рено РС27 5 Испания Фернандо Алонсо [ 10 ] Все
6 Бразилия Нельсон Пике мл. [ 10 ] Все
Великобритания АТ&Т Уильямс Уильямс - Тойота ОЗ30 [ 11 ] Тойота РВХ-08 [ 12 ] 7 Германия Нико Росберг [ 13 ] Все
8 Япония Казуки Накадзима [ 13 ] Все
Австрия Ред Булл Рейсинг Ред Булл - Рено РБ4 [ 14 ] Рено РС27 9 Великобритания Дэвид Култхард [ 15 ] Все
10 Австралия Марк Уэббер [ 16 ] Все
Япония Панасоник Тойота Гонки Тойота ТФ108 [ 17 ] Тойота РВХ-08 11 Италия Ярно Трулли [ 18 ] Все
12 Германия Тимо Глок [ 19 ] Все
Италия Скудерия Торо Россо Торо Россо Феррари STR2B [ 20 ]
STR3 [ 21 ]
Феррари 056 14 Франция Себастьян Бурдэ [ 22 ] Все
15 Германия Себастьян Феттель [ 23 ] Все
Япония Команда Honda Racing F1 Хонда РА108 [ 24 ] Хонда РА808Е 16 Великобритания Дженсон Баттон [ 25 ] Все
17 Бразилия Рубенс Баррикелло [ 26 ] Все
Япония Команда Супер Агури F1 Супер Агури - Хонда SA08 [ 27 ] Хонда РА808Е 18 Япония Такума Сато [ 3 ] 1–4 [ № 1 ]
19 Великобритания Энтони Дэвидсон [ 3 ] 1–4 [ № 1 ]
Индия Команда Форс Индии F1 Форс Индия Феррари ВЖМ01 [ 30 ] Феррари 056 [ 31 ] 20 Германия Адриан Сутил [ 32 ] Все
21 Италия Джанкарло Физикелла [ 32 ] Все
Великобритания Водафон Макларен Мерседес Макларен - Мерседес МП4-23 [ 33 ] Мерседес ФО108В 22 Великобритания Льюис Хэмилтон [ 34 ] Все
23 Финляндия Хейкки Ковалайнен [ 35 ] Все

Новые записи

[ редактировать ]

14 февраля 2006 года FIA президент Макс Мосли объявил, что всем командам, заинтересованным в участии в чемпионате мира 2008 года, будет предоставлен семидневный период, в течение которого они должны будут подать заявку на участие. [ 36 ] Все одиннадцать нынешних команд подали заявки, а также несколько других. 28 апреля 2006 года FIA объявила, что все текущие заявки команд на сезон 2008 года были удовлетворены, а также была удовлетворена новая команда Prodrive , возглавляемая бывшим BAR и Benetton руководителем Дэвидом Ричардсом . Всего была подана 21 заявка, несколько новых команд подали заявки, включая European Minardi F1 Team Ltd , Jordan Grand Prix , Direxiv и Carlin Motorsport . [ нужна ссылка ] Однако, несмотря на то, что заявка Prodrive была принята, Ричардс позже объявил, что команда не будет участвовать в гонках в 2008 году из-за спора по поводу законности автомобилей клиентов. [ 37 ]

Изменения в команде

[ редактировать ]
  • Слухи о возможной продаже команды Spyker ходили в паддоке в течение последних нескольких месяцев сезона 2007 года. Всего через год после того, как Спайкер купил команду у Мидленда , индийский бизнесмен Виджей Малья купил команду за 88 миллионов евро , что на несколько миллионов больше, чем заплатил Спайкер. [ 38 ] 24 октября 2007 года Маллья получил разрешение сменить название команды на Force India . В январе 2008 года Force India провела церемонию объявления пилотов, на которой выяснилось, что Сутил будет вторым гонщиком, партнером которого будут первый пилот Джанкарло Физикелла и тест-пилот Витантонио Льюцци . [ 32 ]
  • 28 апреля 2006 года компания Prodrive, занимающаяся технологиями ралли и автоспорта , получила официальное разрешение на участие в Формуле-1, когда FIA объявила список участников чемпионата мира Формулы-1 2008 года. Хотя в общей сложности на участие подала 21 команда, FIA всегда утверждала, что только 12 командам будет разрешено участие, а это означает, что в 2008 году в стартовой таблице появится только одна новая команда. Президент FIA Макс Мосли сообщил, что Prodrive нашел финансы для участия в соревнованиях. поддержите их предложение. Кроме того, исполнительный директор Prodrive Дэвид Ричардс имел опыт работы руководителем команды Формулы-1. [ 39 ] Однако 23 ноября 2007 года, после длительных переговоров между президентом FIA Максом Мосли относительно автомобилей клиентов, Ричардс объявил, что Prodrive F1 не будет участвовать в чемпионате мира Формулы-1 2008 года, поскольку юридическая ситуация не оставляла времени для создания команды. [ 40 ]
  • В сезоне 2008 года, 6 мая, команда Super Aguri закрылась и вышла из Формулы-1. В конце 2007 года команда находилась в тяжелом финансовом положении , поскольку не получила выплаты по спонсорской сделке. [ 41 ] В январе 2008 года Super Aguri отклонила предложение о выкупе со стороны индийского консорциума, возглавляемого генеральным директором Spice Group, при условии, что индийский гонщик Нараин Картикеян , поскольку это означало понижение в должности или увольнение одного из гонщиков команды 2007 года. в составе будет участвовать [ 42 ] Несмотря на это, Super Aguri не смогли подписать какие-либо контракты, пока не были достигнуты соглашения со своими спонсорами. [ 43 ] Сато и Дэвидсон были подтверждены 10 марта. [ 44 ] Super Aguri объявила, что с Magma Group была заключена крупная сделка для решения финансовых проблем команды, однако она провалилась, и 6 мая 2008 года Super Aguri отказалась от участия в чемпионате мира Формулы-1. [ 45 ] Это подтвердило сделанный в начале сезона прогноз Макса Мосли о том, что команда не доберется до финальной гонки в Бразилии . [ 46 ]

Изменения драйверов

[ редактировать ]
бело-золотая машина Формулы-1 проезжает по трассе
Force India присоединилась к спорту после того, как Виджай Малья приобрел команду Spyker .
После десяти лет занятий спортом Ральф Шумахер (слева) не принимал участия в сезоне 2008 года. его заменил В Toyota Тимо GP2 2007 года чемпион Глок (справа).

2005 и 2006 годов Чемпион мира Фернандо Алонсо покинул McLaren после одного сезона и вернулся в Renault . Его заменил в McLaren Хейкки Ковалайнен , который заменил Алонсо в Renault в предыдущем сезоне. Джанкарло Физикелла , другой пилот Renault с 2007 года, перешел в недавно переименованную команду Force India вместо бывшего Spyker пилота Сакона Ямамото , который стал пилотом-испытателем Renault. Место Физикеллы в Renault занял тест-пилот команды Нельсон Пике-младший (сын трехкратного чемпиона мира среди водителей Нельсона Пике ).

После неудачных тестов Force India в декабре 2007 года Ральф Шумахер покинул Toyota, чтобы выступать за Mücke Motorsport в серии DTM . Чемпион GP2 2007 года Тимо Глок , который также был тест-пилотом BMW Sauber , вернулся на место в гонках Формулы-1 вместо Шумахера. Кристиан Клиен , ранее работавший тест-пилотом Honda , и эстонский гонщик Марко Асмер заняли должности тест-пилота в BMW Sauber.

Себастьян Бурдэ , выигравший свой четвертый подряд Champ Car титул в 2007 году , присоединился к Toro Rosso в 2008 году, заменив Витантонио Люцци , который перешел в Force India в качестве тест-пилота.

Календарь сезона

[ редактировать ]

Всемирный совет FIA утвердил расписание на 2008 год 24 октября 2007 года. Сингапур стал первой ночной гонкой Формулы-1. [ 47 ]

Круглый Гран-при Схема Дата
1 Гран-при Австралии Австралия Трасса Альберт-Парк , Мельбурн 16 марта
2 Гран-при Малайзии. Малайзия Международная трасса Сепанг , Куала-Лумпур 23 марта
3 Гран При Бахрейна Бахрейн Международная трасса Бахрейна , Сахир 6 апреля
4 Гран-при Испании. Испания Трасса Каталонии , Монтмело 27 апреля
5 Гран-при Турции. Турция Стамбульский парк , Стамбул 11 мая
6 Гран При Монако Монако Трасса Монако , Монте-Карло 25 мая
7 Гран-при Канады. Канада Трасса Жиля Вильнёва , Монреаль 8 июня
8 Гран-при Франции Франция Трасса Невер-Магни-Кур , Маньи-Кур 22 июня
9 Гран-при Великобритании Великобритания Трасса Сильверстоун , Сильверстоун 6 июля
10 Гран-при Германии Германия Хоккенхаймринг , Хоккенхайм 20 июля
11 Гран-при Венгрии. Венгрия Хунгароринг , Модьёрод 3 августа
12 Гран-при Европы Испания Трасса Валенсии , Валенсия 24 августа
13 Гран-при Бельгии. Бельгия Трасса Спа-Франкоршам , Ставло 7 сентября
14 Гран-при Италии. Италия Национальный автодром Монцы , Монца 14 сентября
15 Гран-при Сингапура Сингапур Трасса Марина-Бэй-Стрит , Сингапур 28 сентября
16 Гран-при Японии Япония Fuji Speedway , Ояма, Сидзуока 12 октября
17 Гран-при Китая. Китай Шанхайский международный автодром , Шанхай 19 октября
18 Гран-при Бразилии. Бразилия Автодром Хосе Карлоса Паче , Сан-Паулу 2 ноября
Источники: [ 48 ] [ 49 ]

Изменения календаря

[ редактировать ]
Карта Марина Бэй, которая движется против часовой стрелки и имеет 23 поворота, с пит-лейном, расположенным между 22 и 2 поворотами.
Новая трасса Marina Bay Street проходил Гран-при Сингапура. , на которой ночью

Изменения в правилах

[ редактировать ]
  • Стандартный электронный блок управления был поставлен Microsoft MES, совместным предприятием Microsoft и McLaren Electronic Systems . [ 55 ]
  • Контроль тяги был запрещен вместе с уменьшением торможения двигателем . [ 56 ]
  • Заморозка двигателей сроком на пять лет началась в 2008 году. [ 57 ] при этом первая внеплановая замена двигателя в сезоне не привела к обычному штрафу за 10-е место на стартовой решетке. [ 58 ]
  • Топливо автомобилей должно состоять не менее чем на 5,75% из биологических материалов. [ 59 ]
  • Коробки передач должны были выдержать четыре гонки со штрафом в 5 мест на стартовой решетке за замену коробки передач. Если гонщик не финишировал в гонке, ему разрешалось сменить коробку передач для следующей гонки без получения штрафа. [ 60 ]
  • Была улучшена защита кабины. [ 61 ]
  • Использование запасного автомобиля было ограничено. Каждой участвующей команде не будет разрешено иметь более двух автомобилей, доступных для использования одновременно. В этом контексте автомобиль считался таковым, если он представлял собой частично собранную аварийную камеру, оснащенную двигателем, любой передней подвеской, кузовом, радиаторами, масляными баками или теплообменниками. [ 60 ]
  • Bridgestone будет официальным поставщиком шин в сезоне 2008–2010 годов. [ 62 ] Они также будут маркировать свои шины для экстремальных влажных погодных условий белой линией в центральной канавке, чтобы отличать их от шин из более мягкого состава для влажных погодных условий. [ 63 ]
  • Ни одной участвующей команде не разрешили провести испытания на расстояние более 30 000 км (18 641 миль) в течение 2008 календарного года. [ 60 ]

Квалификационный

[ редактировать ]
  • Первую часть квалификации продлили до 20 минут, а заключительную часть квалификации сократили до 10 минут. Командам, участвующим в третьем квартале, больше не будет разрешено доливать топливо обратно в машину после квалификации: изменение было сделано для того, чтобы исключить фазу «сжигания топлива».
  • Минимальное время круга для каждой квалификационной сессии было введено начиная с третьего этапа в Бахрейне, чтобы не дать машинам возвращаться в боксы на опасно низких скоростях, как, например, на втором этапе в Малайзии. И Льюис Хэмилтон, и Хейкки Ковалайнен были понижены на пять позиций после того, как стюарды решили, что они помешали Нику Хайдфельду и Фернандо Алонсо. Минимальное время круга было разным для каждой гонки. Например, в Бахрейне это было 1:39.
  • С 8 мая 2008 года FIA объявила, что после Super Aguri ухода из Формулы-1 процедуры квалификации изменились. Вместо шести гонщиков, которые будут исключены в конце первого квартала, будут исключены только пять гонщиков с самой низкой квалификацией. Это увеличило вероятность того, что один из претендентов в полузащите вылетит, поскольку во второй квартал пройдут только 15 лучших гонщиков. В конце второго квартала также вылетят пять, а не шесть машин. [ 64 ]

Предсезонные тесты

[ редактировать ]
яркая машина Формулы-1 едет по трассе
Бывший двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо тестирует Renault R28 в Валенсии .

Первая тестовая сессия с участием нескольких команд началась в Хересе 14 января 2008 года. Ferrari , McLaren и Toyota тестировали свои автомобили 2008 года. Williams тестировала модифицированную версию FW29 , а Renault и Red Bull тестировали свои модели 2007 года. Honda , Toro Rosso , Super Aguri и Force India Также присутствовали . BMW Sauber не присутствовал на презентации F1.08 . [ 65 ] тестирование переехало в Валенсию Затем 22 января . Renault и Williams были единственными командами на трассе в первый день тестов. Они оба тестировали своих соперников 2008 года. [ 66 ] В следующие три дня к ним присоединились все остальные команды, кроме Super Aguri. 1 февраля тесты перебрались в Барселону . И снова все команды, кроме Super Aguri, были в игре. В первый день тестов Кадзуки Накадзима разбил свой FW30 . [ 67 ] Он также стал свидетелем расистских оскорблений в адрес Льюиса Хэмилтона . [ 68 ] Уильямс отказался от участия в тестах на третий день, чтобы попытаться исправить проблему, вызвавшую аварию Накадзимы. Тем временем 4 февраля Ferrari и Toyota переехали в Бахрейн, чтобы продолжить испытания F2008 и TF108 . [ 69 ]

12 февраля испытания вернулись в Херес. Red Bull и Williams были единственными командами, действовавшими в первый день. [ 70 ] На второй день тестов присутствовали все команды, кроме Ferrari и Toyota (которые все еще находились в Бахрейне). После отсрочки запуска SA08 и отмены испытаний в Валенсии компания Super Aguri впервые приехала протестировать свой временный автомобиль SA07B. [ 71 ]

Тестирование перенесено в Барселону 19 февраля. Первый день тестов начался под дождем, на нем присутствовали Williams, Red Bull, Renault и Toyota. Нико Росберг возглавил таблицу результатов Williams. Вместо этого BMW проводила собственные испытания в Хересе. [ 72 ] Супер Агури не появился, несмотря на обещание задать вопросы СМИ. Они винили в этом обстоятельства, находящиеся вне их контроля. На второй день появилась Ferrari и возглавила протокол вместе с Фелипе Массой на другой мокрой трассе. McLaren присоединилась к команде в последний день, а Уильямс финишировал лидером вместе с Накадзимой. Финальный многокомандный тест начался 25 февраля, в нем приняли участие все команды, кроме Супер Агури. Льюис Хэмилтон лидировал в протоколе быстрее, чем Кими Райкконен и Михаэль Шумахер . McLaren продолжала опережать Ferrari во второй день, оба гонщика лидировали, а Toyota была быстрее всех с Ярно Трулли в последний день.

Хэмилтон взял поул и одержал свою пятую победу в карьере на первой гонке в Австралии . BMW Sauber из Ник Хайдфельд финишировал вторым, а Williams из Нико Росберг впервые финишировал на подиуме. В гонке финишировали только семь гонщиков, а их число сократилось до шести после того, как Honda гонщик Рубенс Баррикелло был дисквалифицирован за выезд из боксов на красный свет. Несмотря на проблемы с двигателем, Toro Rosso дебютант Себастьен Бурдэ преодолел более 90% дистанции гонки, заработав очки и заняв седьмое место.

Штраф на стартовой решетке за препятствование гонщикам и неудачный пит-стоп оставили Хэмилтона на пятом месте в Малайзии , а Райкконен одержал свою 16-ю победу в карьере после того, как квалифицировался на второй позиции. BMW Sauber из Роберт Кубица впервые финишировал вторым, а McLaren из третьим - Хейкки Ковалайнен .

Хэмилтон квалифицировался третьим в Бахрейне , несмотря на аварию, а Кубица занял свою первую поул-позицию. Масса выиграл гонку, а его товарищ по команде Райкконен занял второе место. Кубица поднялся на подиум, а Хэмилтон провел плохую гонку и финишировал 13-м. Он снова набрал очки в «Барселоне» , в то время как Райкконен одержал третью подряд победу «Феррари», а Масса сделал ее еще 1–2.

Масса взял поул и выиграл третью гонку в Стамбуле подряд , а Хэмилтон разделил Ferrari на подиуме. В Монако Феррари замкнула первый ряд с Массой на поуле, но в неудачный день для Феррари, когда Райкконен испортил то, что могло быть шансом Сутила забить, Хэмилтон выиграл гонку, несмотря на царапину на барьере в середине гонки, в результате которой он получил прокол. Кубица финишировал вторым, а Масса – третьим.

Роберт Кубица выиграл свой первый Гран-при в Монреале .

Хэмилтон был на поул-позиции в Монреале впервые с начала сезона, засухи из пяти гонок, однако из-за аварии на пит-лейне, в которой участвовали он сам и Райкконен, оба гонщика выбыли из гонки. Кубица (который тоже попал в неприятную ситуацию, но благополучно справился) выиграл впервые, а его товарищ по команде Хайдфельд стал вторым. Райкконен стартовал на Гран-при Франции с поула, но проблемы с выхлопом позволили его товарищу по команде Массе одолеть его, и он одержал свою третью победу в сезоне. Хэмилтон выиграл подряд в Сильверстоуне и Хоккенхайме . Ковалайнен воспользовался отказом двигателя Массы и одержал свою первую в карьере победу в Венгрии .

Новая трасса Valencia Street Circuit стала новым хозяином Гран-при Европы : Масса взял поул и выиграл, а Хэмилтон стал вторым. В Бельгии Хэмилтон квалифицировался с поулом и финишировал первым, хотя и получил 25-секундный штраф за получение преимущества во время схватки с Райкконеном. Масса стал классифицированным победителем.

Toro Rosso Пилот Себастьян Феттель стал самым молодым поулом в истории и победителем после потрясающих выходных в Монце . В гонке большие команды потерпели неудачу, Ковалайнен хорошо поработал и занял второе место.

В Сингапуре прошла первая в истории гонка Формулы-1 и первая ночная гонка Формулы-1, проходившая на трассе Marina Bay Street . Масса квалифицировался с поулом, однако гонка стала серьезным ударом по его чемпионству. На 12-м круге, когда лидировал Масса, Renault пилот Нельсон Пике-младший намеренно разбился (см. «Споры о договорных гонках» ниже), хотя Пике никогда не сообщал об этом, пока его не выгнали из команды после Гран-при Венгрии 2009 года , помогая товарищу по команде Фернандо Алонсо . который пошел на победу. Он одержал победу из-за проблемы с подачей топлива во втором квартале, оставив его 15-м на стартовой решетке, хотя он все же обогнал Пике-младшего. Росберг финишировал на подиуме во второй и последний раз в 2008 году. Однако Масса лидировал над Хэмилтоном , когда он попал под машину безопасности, его топливный шланг остался прикрепленным, а это означало, что бригаде пит-лейн пришлось бежать по пит-лейн, чтобы отсоединить его. Это испортило гонку Массы, поставив его на последнее место, а Хэмилтон набрал 6 очков и занял 3-е место.

Льюис Хэмилтон празднует победу в чемпионате Бразилии .

Алонсо снова выиграл в Японии, а Кубица стал вторым. Хэмилтон начал гонку с поула, однако ему был назначен штраф за проезд мимо ворот на старте, и вскоре после этого Фелипе Масса сбил его с толку. Тем не менее, он вернулся к победам впервые после Хоккенхайма, одержав победу в Шанхае .

К этому моменту Хэмилтон опережал Массу на семь очков, а это означает, что если Масса должен был стать победителем в своей домашней гонке в Бразилии , Хэмилтону нужно было бы финишировать пятым, и он удерживал эту позицию, хотя его преследовал Феттель, который в конечном итоге обогнал его на 69-м круге, когда Масса победил и на мгновение завоевал титул. Однако Хэмилтон в конечном итоге вернул себе пятое место, обогнав Глока, у которого были проблемы на сухих шинах, и финишировал пятым, отобрав титул с отрывом от Массы на одно очко.

Споры о договорных гонках

[ редактировать ]

В ходе скандала, который стал известен в СМИ как « Crashgate » в сезоне 2009 года, примерно во время Гран-при Бельгии, обвинения бывшего пилота Renault Нельсона Пике-младшего о его аварии на Гран-при Сингапура 2008 года привели к обвинениям в гонке. - исправление ошибок в матче с Renault и уход руководителя команды Флавио Бриаторе и технического директора Пэта Саймондса.

[ редактировать ]

В марте 2023 года в интервью немецкому сайту F1-Insider был процитирован бывший исполнительный директор Формулы-1 Берни Экклстоун, заявивший, что и он, и тогдашний президент FIA Макс Мосли были проинформированы о преднамеренных манипуляциях Renault на Гран-при Сингапура «во время Сезон 2008 года». Он добавил: «У нас было достаточно информации вовремя, чтобы расследовать этот вопрос. Согласно уставу, мы должны были отменить гонку в Сингапуре при таких условиях. Это означает, что этого никогда бы не произошло с турнирной таблицей чемпионата. И тогда Фелипе Масса сделал бы это». стать чемпионом мира, а не Льюисом Хэмилтоном». в конце года Несмотря на это, Экклстоун заявил, что они решили не действовать до того, как результаты чемпионата будут подведены на церемонии вручения наград FIA , чтобы «защитить спорт и спасти его от огромного скандала». Сообщается, что после комментариев Экклстоуна Масса начал расследование, может ли он подать в суд, чтобы оспорить результаты чемпионата 2008 года. [ 73 ] В августе Масса и его команда юристов направили письмо перед претензией в FIA и FOM. [ 74 ] Позже в том же году бывший президент FIA Жан Тодт согласился в интервью с тем, что результаты Сингапура следовало аннулировать, заявив: «Нет сомнений в том, что Гран-при Сингапура был сфальсифицирован и его следовало отменить». [ 75 ]

В марте 2024 года Масса подал иск против Формулы-1, FIA и Берни Экклстоуна в Высокий суд Лондона. Он требует возмещения ущерба на сумму более 80 миллионов долларов и заявления от FIA о том, что он выиграл бы чемпионат, если бы руководящий орган не нарушил свои правила. [ 76 ]

Результаты и турнирная таблица

[ редактировать ]

Гран-при

[ редактировать ]
Круглый Гран-при Поул-позиция Самый быстрый круг Победивший водитель Победивший конструктор Отчет
1 Австралия Гран-при Австралии Великобритания Льюис Хэмилтон Финляндия Хейкки Ковалайнен Великобритания Льюис Хэмилтон Великобритания Макларен - Мерседес Отчет
2 Малайзия Гран-при Малайзии. Бразилия Фелипе Масса Германия Ник Хайдфельд Финляндия Кими Райкконен Италия Феррари Отчет
3 Бахрейн Гран При Бахрейна Польша Роберт Кубица Финляндия Хейкки Ковалайнен Бразилия Фелипе Масса Италия Феррари Отчет
4 Испания Гран-при Испании. Финляндия Кими Райкконен Финляндия Кими Райкконен Финляндия Кими Райкконен Италия Феррари Отчет
5 Турция Гран-при Турции. Бразилия Фелипе Масса Финляндия Кими Райкконен Бразилия Фелипе Масса Италия Феррари Отчет
6 Монако Гран При Монако Бразилия Фелипе Масса Финляндия Кими Райкконен Великобритания Льюис Хэмилтон Великобритания Макларен - Мерседес Отчет
7 Канада Гран-при Канады. Великобритания Льюис Хэмилтон Финляндия Кими Райкконен Польша Роберт Кубица Германия БМВ Чистый Отчет
8 Франция Гран-при Франции Финляндия Кими Райкконен Финляндия Кими Райкконен Бразилия Фелипе Масса Италия Феррари Отчет
9 Великобритания Гран-при Великобритании Финляндия Хейкки Ковалайнен Финляндия Кими Райкконен Великобритания Льюис Хэмилтон Великобритания Макларен - Мерседес Отчет
10 Германия Гран-при Германии Великобритания Льюис Хэмилтон Германия Ник Хайдфельд Великобритания Льюис Хэмилтон Великобритания Макларен - Мерседес Отчет
11 Венгрия Гран-при Венгрии. Великобритания Льюис Хэмилтон Финляндия Кими Райкконен Финляндия Хейкки Ковалайнен Великобритания Макларен - Мерседес Отчет
12 Испания Гран-при Европы Бразилия Фелипе Масса Бразилия Фелипе Масса Бразилия Фелипе Масса Италия Феррари Отчет
13 Бельгия Гран-при Бельгии. Великобритания Льюис Хэмилтон Финляндия Кими Райкконен Бразилия Фелипе Масса Италия Феррари Отчет
14 Италия Гран-при Италии. Германия Себастьян Феттель Финляндия Кими Райкконен Германия Себастьян Феттель Италия Торо Россо Феррари Отчет
15 Сингапур Гран-при Сингапура Бразилия Фелипе Масса Финляндия Кими Райкконен Испания Фернандо Алонсо Франция Рено Отчет
16 Япония Гран-при Японии Великобритания Льюис Хэмилтон Бразилия Фелипе Масса Испания Фернандо Алонсо Франция Рено Отчет
17 Китай Гран-при Китая. Великобритания Льюис Хэмилтон Великобритания Льюис Хэмилтон Великобритания Льюис Хэмилтон Великобритания Макларен - Мерседес Отчет
18 Бразилия Гран-при Бразилии. Бразилия Фелипе Масса Бразилия Фелипе Масса Бразилия Фелипе Масса Италия Феррари Отчет
Источник: [ 77 ]

Система подсчета очков

[ редактировать ]

Очки начисляются гонщикам и конструкторам следующим образом: [ 78 ]

Позиция  1-й    2-й    3-й    4-й    5-е место    6-е место    7-е место    8-е место  
Очки 10 8 6 5 4 3 2 1

Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей

[ редактировать ]
Поз. Водитель ИЗ
Австралия
ТОЛЬКО
Малайзия
БХР
Бахрейн
ESP
Испания
ДОЛЖЕН
Турция
МОЙ
Монако
МОЖЕТ
Канада
ОТ
Франция
Великобритания
Великобритания
ДАВАТЬ
Германия
ОНА
Венгрия
евро
Испания
БЕЛ
Бельгия
ОНА
Италия
ГРЕХ
Сингапур
Япония
Япония
Китай
Китай
ХОРОШИЙ
Бразилия
Очки
1 Великобритания Льюис Хэмилтон 1 П 5 13 3 2 1 Верно П 10 1 1 П 5 П 2 3 П 7 3 12 П 1 П Ф 5 98
2 Бразилия Фелипе Масса Верно Верно П 1 2 1 П 3 П 5 1 13 3 17 1 П Ф 1 6 13 П 7 Ф 2 1 П Ф 97
3 Финляндия Кими Райкконен 8 1 2 1 П Ф 3 Ф 9 Ф Верно Ф 2 П Ф 4 Ф 6 3 Ф Верно 18 Ф 9 Ф 15 Ф 3 3 3 75
4 Польша Роберт Кубица Верно 2 3 П 4 4 2 1 5 Верно 7 8 3 6 3 11 2 6 11 75
5 Испания Фернандо Алонсо 4 8 10 Верно 6 10 Верно 8 6 11 4 Верно 4 4 1 1 4 2 61
6 Германия Ник Хайдфельд 2 6 Ф 4 9 5 14 2 13 2 4 Ф 10 9 2 5 6 9 5 10 60
7 Финляндия Хейкки Ковалайнен 5 Ф 3 5 Ф Верно 12 8 9 4 5 П 5 1 4 10 2 10 Верно Верно 7 53
8 Германия Себастьян Феттель Верно Верно Верно Верно 17 5 8 12 Верно 8 Верно 6 5 1 П 5 6 9 4 35
9 Италия Ярно Трулли Верно 4 6 8 10 13 6 3 7 9 7 5 16 13 Верно 5 Верно 8 31
10 Германия Тимо Глок Верно Верно 9 11 13 12 4 11 12 Верно 2 7 9 11 4 Верно 7 6 25
11 Австралия Марк Уэббер Верно 7 7 5 7 4 12 6 10 Верно 9 12 8 8 Верно 8 14 9 21
12 Бразилия Нельсон Пике мл. Верно 11 Верно Верно 15 Верно Верно 7 Верно 2 6 11 Верно 10 Верно 4 8 Верно 19
13 Германия Нико Росберг 3 14 8 Верно 8 Верно 10 16 9 10 14 8 12 14 2 11 15 12 17
14 Бразилия Рубенс Баррикелло ДСК 13 11 Верно 14 6 7 14 3 Верно 16 16 Верно 17 Верно 13 11 15 11
15 Япония Казуки Накадзима 6 17 14 7 Верно 7 Верно 15 8 14 13 15 14 12 8 15 12 17 9
16 Великобритания Дэвид Култхард Верно 9 18 12 9 Верно 3 9 Верно 13 11 17 11 16 7 Верно 10 Верно 8
17 Франция Себастьян Бурдэ 7 Верно 15 Верно Верно Верно 13 17 11 12 18 10 7 18 12 10 13 14 4
18 Великобритания Дженсон Баттон Верно 10 Верно 6 11 11 11 Верно Верно 17 12 13 15 15 9 14 16 13 3
19 Италия Джанкарло Физикелла Верно 12 12 10 Верно Верно Верно 18 Верно 16 15 14 17 Верно 14 Верно 17 18 0
20 Германия Адриан Сутил Верно Верно 19 Верно 16 Верно Верно 19 Верно 15 Верно Верно 13 19 Верно Верно Верно 16 0
21 Япония Такума Сато Верно 16 17 13 0
22 Великобритания Энтони Дэвидсон Верно 15 16 Верно 0
Поз. Водитель ИЗ
Австралия
ТОЛЬКО
Малайзия
БХР
Бахрейн
ESP
Испания
ДОЛЖЕН
Турция
МОЙ
Монако
МОЖЕТ
Канада
ОТ
Франция
Великобритания
Великобритания
ДАВАТЬ
Германия
ОНА
Венгрия
евро
Испания
БЕЛ
Бельгия
ОНА
Италия
ГРЕХ
Сингапур
Япония
Япония
Китай
Китай
ХОРОШИЙ
Бразилия
Очки
Источник: [ 78 ]
Ключ
Цвет Результат
Золото Победитель
Серебро Второе место
Бронза Третье место
Зеленый Позиция по другим пунктам
Синий Другая секретная позиция
Не классифицировано, закончено (NC)
Фиолетовый Не классифицирован, пенсионер (Ret)
Красный Не прошел квалификацию (DNQ)
Черный Дисквалифицирован (DSQ)
Белый Не запустился (DNS)
Гонка отменена (С)
Пустой Не практиковал (DNP)
Исключено (EX)
Не прибыл (ДНК)
Снято (WD)
Не вошел (пустая ячейка)
Аннотация Значение
П Поул-позиция
Ф Самый быстрый круг


Примечания:

  • † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.

Положение на чемпионате мира среди конструкторов

[ редактировать ]
Поз. Конструктор Нет. ИЗ
Австралия
ТОЛЬКО
Малайзия
БХР
Бахрейн
ESP
Испания
ДОЛЖЕН
Турция
МОЙ
Монако
МОЖЕТ
Канада
ОТ
Франция
Великобритания
Великобритания
ДАВАТЬ
Германия
ОНА
Венгрия
евро
Испания
БЕЛ
Бельгия
ОНА
Италия
ГРЕХ
Сингапур
Япония
Япония
Китай
Китай
ХОРОШИЙ
Бразилия
Очки
1 Италия Феррари 1 8 1 2 1 П Ф 3 Ф 9 Ф Верно Ф 2 П Ф 4 Ф 6 3 Ф Верно 18 Ф 9 Ф 15 Ф 3 3 3 172
2 Верно Верно П 1 2 1 П 3 П 5 1 13 3 17 1 П Ф 1 6 13 П 7 Ф 2 1 П Ф
2 Великобритания Макларен - Мерседес 22 1 П 5 13 3 2 1 Верно П 10 1 1 П 5 П 2 3 П 7 3 12 П 1 П Ф 5 151
23 5 Ф 3 5 Ф Верно 12 8 9 4 5 П 5 1 4 10 2 10 Верно Верно 7
3 Германия БМВ Чистый 3 2 6 Ф 4 9 5 14 2 13 2 4 Ф 10 9 2 5 6 9 5 10 135
4 Верно 2 3 П 4 4 2 1 5 Верно 7 8 3 6 3 11 2 6 11
4 Франция Рено 5 4 8 10 Верно 6 10 Верно 8 6 11 4 Верно 4 4 1 1 4 2 80
6 Верно 11 Верно Верно 15 Верно Верно 7 Верно 2 6 11 Верно 10 Верно 4 8 Верно
5 Япония Тойота 11 Верно 4 6 8 10 13 6 3 7 9 7 5 16 13 Верно 5 Верно 8 56
12 Верно Верно 9 11 13 12 4 11 12 Верно 2 7 9 11 4 Верно 7 6
6 Италия Торо Россо Феррари 14 7 Верно 15 Верно Верно Верно 13 17 11 12 18 10 7 18 12 10 13 14 39
15 Верно Верно Верно Верно 17 5 8 12 Верно 8 Верно 6 5 1 П 5 6 9 4
7 Австрия Ред Булл - Рено 9 Верно 9 18 12 9 Верно 3 9 Верно 13 11 17 11 16 7 Верно 10 Верно 29
10 Верно 7 7 5 7 4 12 6 10 Верно 9 12 8 8 Верно 8 14 9
8 Великобритания Уильямс - Тойота 7 3 14 8 Верно 8 Верно 10 16 9 10 14 8 12 14 2 11 15 12 26
8 6 17 14 7 Верно 7 Верно 15 8 14 13 15 14 12 8 15 12 17
9 Япония Хонда 16 Верно 10 Верно 6 11 11 11 Верно Верно 17 12 13 15 15 9 14 16 13 14
17 ДСК 13 11 Верно 14 6 7 14 3 Верно 16 16 Верно 17 Верно 13 11 15
10 Индия Форс Индия Феррари 20 Верно Верно 19 Верно 16 Верно Верно 19 Верно 15 Верно Верно 13 19 Верно Верно Верно 16 0
21 Верно 12 12 10 Верно Верно Верно 18 Верно 16 15 14 17 Верно 14 Верно 17 18
11 Япония Супер Агури - Хонда [ № 1 ] 18 Верно 16 17 13 0
19 Верно 15 16 Верно
Поз. Конструктор Нет. ИЗ
Австралия
ТОЛЬКО
Малайзия
БХР
Бахрейн
ESP
Испания
ДОЛЖЕН
Турция
МОЙ
Монако
МОЖЕТ
Канада
ОТ
Франция
Великобритания
Великобритания
ДАВАТЬ
Германия
ОНА
Венгрия
евро
Испания
БЕЛ
Бельгия
ОНА
Италия
ГРЕХ
Сингапур
Япония
Япония
Китай
Китай
ХОРОШИЙ
Бразилия
Очки
Источник: [ 78 ]
Ключ
Цвет Результат
Золото Победитель
Серебро Второе место
Бронза Третье место
Зеленый Позиция по другим пунктам
Синий Другая секретная позиция
Не классифицировано, закончено (NC)
Фиолетовый Не классифицирован, пенсионер (Ret)
Красный Не прошел квалификацию (DNQ)
Черный Дисквалифицирован (DSQ)
Белый Не запустился (DNS)
Гонка отменена (С)
Пустой Не практиковал (DNP)
Исключено (EX)
Не прибыл (ДНК)
Снято (WD)
Не вошел (пустая ячейка)
Аннотация Значение
П Поул-позиция
Ф Самый быстрый круг


Примечания:

  • † – Пилоты не финишировали в Гран-при, но были классифицированы, поскольку преодолели более 90% дистанции гонки.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Super Aguri немедленно отказался от участия в чемпионате мира Формулы-1 6 мая 2008 года. [ 28 ] Через день компания перешла в администрацию. [ 29 ]
  1. Классификация чемпионата мира Формулы-1 FIA 2008 г. Получено с сайта www.fia.com 13 ноября 2008 г. Архивировано 2 января 2010 г. на Wayback Machine.
  2. ^ «Льюис Хэмилтон стал самым молодым чемпионом мира в Формуле-1» . Heraldsun.co.au. 3 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2012 г. . Проверено 2 ноября 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «Список заявок FIA Формулы-1 на 2008 год» . ФИА.com. 4 января 2008 г. Архивировано из оригинала 5 января 2008 г. Проверено 4 января 2008 г.
  4. ^ «Феррари представляет F2008» . формула1.com. 6 января 2008 г. Архивировано из оригинала 9 января 2008 г. . Проверено 5 февраля 2008 г.
  5. ^ «Ferrari утвердила Райкконена, Массу на '07» . формула1.com. 10 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 5 февраля 2008 г.
  6. ^ «Феррари продлила контракт Массы до 2010 года» . формула1.com. 16 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2007 г. Проверено 24 ноября 2007 г.
  7. ^ «F1.08 — это «радикальная эволюция», — говорит Рампф» . формула1.com. 14 января 2008 г. Архивировано из оригинала 17 января 2008 г. Проверено 5 февраля 2008 г.
  8. ^ Jump up to: а б «BMW Sauber сохранит Хайдфельда и Кубицу на 2008 год» . формула1.com. 21 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 г. Проверено 6 февраля 2008 г.
  9. ^ «R28 создан для обеспечения оптимальных характеристик шины» . формула1.com. 31 января 2008 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 г. Проверено 6 февраля 2008 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Алонсо станет партнером Пике в Renault в 2008 году» . формула1.com. 10 декабря 2007 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2007 года . Проверено 6 февраля 2008 г.
  11. ^ «Новый Уильямс выходит из укрытия в Испании» . формула1.com. 21 января 2008 г. Архивировано из оригинала 31 января 2008 г. Проверено 6 февраля 2008 г.
  12. ^ «Двигатели Toyota для Williams в 2007 году» . формула1.com. 27 июля 2006 г. Проверено 20 октября 2006 г. [ мертвая ссылка ]
  13. ^ Jump up to: а б «Уильямс утвердил Росберга и Накадзиму на 2008 год» . формула1.com. 7 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2007 г. Проверено 8 февраля 2008 г.
  14. ^ «Red Bull дебютирует на RB4 в Хересе» . формула1.com. 16 января 2008 г. Архивировано из оригинала 19 января 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  15. ^ «Ред Булл утвердил Култхарда на 2008 год» . формула1.com. 6 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  16. ^ «Уэббер стремится улучшить результаты 2007 года» . autosport.com. 16 января 2008 г. Архивировано из оригинала 19 января 2008 г. Проверено 16 января 2008 г.
  17. ^ «Увеличенная колесная база, новая аэродинамическая концепция последней модели Toyota» . формула1.com. 10 января 2008 г. Архивировано из оригинала 15 января 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  18. ^ «Трулли верит в будущее Toyota» . формула1.com. 28 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  19. ^ «Glock будет участвовать в гонках за Toyota в 2008 году» . формула1.com. 19 ноября 2007 года. Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 19 ноября 2007 г.
  20. ^ «Феттель: Начиная с 2008 года, у машины 2007 года есть преимущества» . формула1.com. 28 января 2008 г. Архивировано из оригинала 31 января 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  21. ^ «Новый Toro Rosso выходит на трассу в Испании» . формула1.com. 16 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 г. Проверено 16 апреля 2008 г.
  22. ^ «Бурдэ обеспечил себе место в Toro Rosso 2008 года» . формула1.com. 10 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 9 февраля 2008 г.
  23. ^ «Феттель останется в Toro Rosso на 2008 год» . формула1.com. 2 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  24. ^ «Honda набирает очки в каждой гонке» . формула1.com. 29 января 2008 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  25. ^ Брандл, Мартин (19 июля 2007 г.). «Хонда держит Баттон и Баррикелло» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 года . Проверено 9 февраля 2008 г.
  26. ^ «Баррикелло останется в Honda на 2008 год» . формула1.com. 19 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2008 года . Проверено 9 февраля 2008 г.
  27. ^ «Февральский запуск нового Super Aguri» . формула.com. 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 12 января 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  28. ^ «Супер Агури покидает Формулу-1» . ITV-F1.com. 6 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 г. Проверено 3 мая 2010 г.
  29. ^ «Супер Агури передан в администрацию» . ITV-F1.com. 7 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 г. Проверено 3 мая 2010 г.
  30. ^ «Форс Индия открывает новую эру на презентации в Мумбаи » формула1.com. 7 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2008 г. Проверено 11 февраля 2008 г.
  31. ^ «Эксклюзивное интервью с доктором Виджаем Малья из Spyker» . формула1.com. 10 октября 2007 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 10 октября 2007 г.
  32. ^ Jump up to: а б с «Физикелла, Сутил и Льюцци подтверждены в Force India» . формула1.com. 10 января 2007 г. Архивировано из оригинала 11 января 2008 г. Проверено 11 февраля 2007 г.
  33. ^ «McLaren запускает MP4-23 в Штутгарте» . формула1.com. 2 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 18 января 2008 г. Проверено 20 февраля 2008 г.
  34. ^ «Хэмилтон присоединится к McLaren до 2012 года» . формула1.com. 18 января 2008 г. Архивировано из оригинала 21 января 2008 г. Проверено 20 февраля 2008 г.
  35. ^ «Ковалайнен станет партнером Хэмилтона в McLaren в 2008 году» . формула1.com. 14 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 г. Проверено 14 декабря 2007 г.
  36. ^ «Мосли дает GPMA крайний срок для регистрации» . Манипе F1. 14 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2005 г. Проверено 14 февраля 2006 г.
  37. ^ «Prodrive исключает участие в Формуле-1 2008 года» . Формула1.com. 23 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2007 г. Проверено 24 ноября 2007 г.
  38. ^ «Малля и Мол — новые владельцы Spyker» . формула1.com. 10 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2007 года . Проверено 14 января 2008 г.
  39. ^ «И 12-я команда 2008 года…» Formula1.com. 28 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2007 г. Проверено 22 июня 2007 г.
  40. ^ «Prodrive исключает участие в Формуле-1 2008 года» . формула1.com. 23 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2007 г. Проверено 23 ноября 2007 г.
  41. ^ «Super Aguri собирается сократить 30 рабочих мест» . autosport.com. 20 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 25 января 2008 г. Проверено 2 февраля 2008 г.
  42. ^ «Индийская группа рассматривает возможность инвестирования в Агури» . autosport.com. 31 января 2008 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 г. Проверено 2 февраля 2008 г.
  43. ^ «Сато и Дэвидсон еще не подтверждены» . autosport.com. 4 января 2008 г. Архивировано из оригинала 16 января 2008 г. Проверено 4 января 2008 г.
  44. ^ «Команда Super Aguri F1 подтверждает нового партнера и пилотов на сезон 2008 года» . Официальный сайт команды Super Aguri F1. 10 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2008 г. . Проверено 10 марта 2008 г.
  45. ^ «Супер Агури уходит из Формулы-1» . autosport.com. 6 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2009 г. . Проверено 6 мая 2008 г.
  46. ^ «Мосли обеспокоен выживанием Агури» . GPUpdate.net. 30 января 2007 года . Проверено 28 января 2011 г.
  47. ^ «Календарь Формулы-1 FIA на 2008 год» . формула1.com. 24 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2007 г. Проверено 24 октября 2007 г.
  48. ^ «Календарь Формулы-1 2008» . Статистика автоспорта . Проверено 4 апреля 2022 г.
  49. ^ «2008» . ШиканаF1 . Проверено 4 апреля 2022 г.
  50. ^ «Сингапур подтверждает ночную гонку 2008 года» . формула1.com. 11 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2010 г. Проверено 3 мая 2010 г.
  51. ^ «Ночная практика и квалификация в Сингапур» . Формула1.com. 31 января 2008 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 г. Проверено 3 февраля 2008 г.
  52. ^ «Индианаполис не примет Гран-при США в 2008 году» . autosport.com. 12 июля 2007 года . Проверено 3 мая 2010 г.
  53. ^ «Гран-при Франции 2008 года под угрозой» . ITV-F1.com. 29 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 11 января 2008 г. Проверено 3 мая 2010 г.
  54. ^ «Экклстоун согласен сохранить Гран-при Франции – Формула-1 – Autosport» .
  55. ^ «McLaren и Microsoft подтверждают поставку ЭБУ» . autosport.com. 11 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 г. Проверено 11 декабря 2006 г.
  56. ^ «Трэкшн-контроль отменен с 2008 года» . формула1.com. 30 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2007 г. Проверено 30 марта 2007 г.
  57. ^ «Заморозка двигателя сокращена до пяти лет» . autosport.com. 13 января 2008 года . Проверено 3 мая 2010 г.
  58. ^ «Команды согласовали изменение правил штрафов за двигатель» . ITV-F1.com. 18 января 2008 г. Архивировано из оригинала 19 января 2008 г. Проверено 3 мая 2010 г.
  59. ^ «Изменения правил Формулы-1 на 2008 год» . Формула1.com. 18 января 2008 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2010 г. Проверено 3 мая 2010 г.
  60. ^ Jump up to: а б с «Понимание F1 2008: Новые правила» . f1complete.com. Архивировано из оригинала 18 марта 2008 года . Проверено 9 марта 2008 г.
  61. ^ «Безопасность кабины улучшится в 2008 году» . autosport.com. 26 сентября 2007 года . Проверено 3 мая 2010 г.
  62. ^ «Bridgestone станет единственным поставщиком шин» . формула1.com. 6 июля 2006 г. Проверено 6 июля 2006 г. [ мертвая ссылка ]
  63. ^ «Bridgestone отметит экстремально мокрые шины в 2008 году» . формула1.com. 7 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2008 г. Проверено 3 июля 2008 г.
  64. ^ «Квалификация скорректирована после ухода Агури» . ITV-F1.com. 8 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2009 г. Проверено 3 мая 2010 г.
  65. ^ «Тестирование 2008 года начинается в Испании» . Формула1.com. 14 января 2008 г. Архивировано из оригинала 17 января 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  66. ^ «Валенсия, день первый – Алонсо лидирует Хюлькенберга» . Формула1.com. 22 января 2008 г. Архивировано из оригинала 28 января 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  67. ^ «Первый день «Барселоны» – Хэмилтон устанавливает стандарты» . Формула1.com. 2 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
  68. ^ Абенд, Лиза (5 февраля 2008 г.). «Спортивный расизм: пятно в Испании» . Журнал «Тайм» . time.com . Проверено 14 октября 2017 г.
  69. ^ «Бахрейн, день первый – Ferrari один-два на тестах» . Формула1.com. 4 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 г. Проверено 4 февраля 2008 г.
  70. ^ «Херес, день первый – Red Bull лидирует Williams в Испании» . Формула1.com. 12 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 г. Проверено 12 февраля 2008 г.
  71. ^ «Второй день в Хересе – McLaren отлично стартовала» . Формула1.com. 13 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2008 г. Проверено 13 февраля 2008 г.
  72. ^ «Первый день «Барселоны» – Росберг устанавливает мокрый рекорд» . Формула1.com. 20 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2008 г. Проверено 20 февраля 2008 г.
  73. ^ «Масса рассмотрит юридические варианты исхода титула Формулы-1 в 2008 году» . www.motorsport.com . 8 апреля 2023 г. Проверено 11 сентября 2023 г.
  74. ^ «Масса поднимает судебный иск по поводу утраченного титула чемпиона мира в Формуле-1 2008 года» . www.autosport.com . 23 августа 2023 г. Проверено 11 сентября 2023 г.
  75. ^ «Бывший президент FIA понимает претензии Фелипе Массы на звание чемпиона Формулы-1 2008 года» . Автонеделя .
  76. ^ Тобин, Доминик (12 марта 2024 г.). «Заявка Фелипе Массы на звание чемпиона Формулы-1 2008 года подается в суд: история на данный момент» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 28 марта 2024 г.
  77. ^ «Итоги Формулы-1 2008» . Статистика автоспорта . Проверено 4 апреля 2022 г.
  78. ^ Jump up to: а б с Джонс, Брюс (2009). «Итоги 2008 года». Официальный спортивный гид ITV: Гран-при 2009 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 116–117. ISBN  978-1-84732-262-3 – через Интернет-архив.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 668d9f58a206c8b59fcee71826e7795b__1723112400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/5b/668d9f58a206c8b59fcee71826e7795b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2008 Formula One World Championship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)