Jump to content

Обвинения в мошенничестве во время чемпионата мира Формулы-1 1994 года.

Обвинения в мошенничестве звучали на протяжении всего чемпионата мира Формулы-1 1994 года . В инциденте участвовали несколько команд Формулы-1, и основные обвинения касались Формулы Benetton . [ 1 ] Первоначально предполагалось, что Benetton использовала незаконное программное обеспечение для контроля тяги в своих целях в гонках; не смогла в достаточной степени доказать это однако FIA и было подтверждено только в 2015 году, когда Виллем Тоет , один из инженеров Benetton в том сезоне, написал в своем аккаунте в Linkedin статью, описывающую, как команда разработала систему контроля тяги с использованием искровой резки. [ 2 ] Пожар на заправке Йоса Ферстаппена автомобиля Benetton на Гран-при Германии 1994 года привел к возобновлению обвинений и расследованию, проведенному Intertechnique на заводе команды Benetton. После расследования FIA обнаружило, что Benetton использовал топливный клапан без топливного фильтра , что позволяло топливу поступать в автомобиль на 12,5% быстрее, чем разрешенный топливный клапан. Возобновившиеся обвинения привели к появлению слухов о том, что Михаэль Шумахер покинул команду. Шумахер в конечном итоге останется в Benetton на сезон Формулы-1 1995 года , а также выиграет чемпионат мира среди пилотов в этом сезоне, прежде чем присоединиться к Ferrari в сезоне Формулы-1 1996 года , где он останется до в сезоне Формулы-1 2006 года , выиграв при этом еще пять пилотских титулов. [ 3 ]

После Гран-при Сан-Марино 1994 года команды Benetton, Ferrari и McLaren подверглись расследованию по подозрению в нарушении наложенного FIA запрета на электронные средства помощи. Benetton и McLaren изначально отказались передать свой исходный код для расследования. Когда они это сделали, FIA обнаружила скрытые функции в программном обеспечении обеих команд, но не обнаружила доказательств того, что оно использовалось в гонке. Обе команды были оштрафованы на 100 000 долларов за первоначальный отказ сотрудничать. Программное обеспечение McLaren, которое представляло собой программу коробки передач, позволяющую автоматически переключать передачи, было признано законным. Напротив, программное обеспечение Benetton считалось формой контроля запуска, которая позволяла Шумахеру совершать идеальные старты, что было явно запрещено правилами; Benetton и Виллем Тоет , специалист по аэродинамике Формулы-1 более тридцати лет, работавший в Benetton до 1994 года, заявили, что контроль тяги по закону достигается за счет инерции вращения . Не было никаких доказательств того, что это программное обеспечение использовалось. [ 4 ]

Технический регламент сезона Формулы-1 1994 года был объявлен на Гран-при Канады 1993 года . [ 5 ] Одним из основных заявлений было запретить электронные средства помощи, в том числе тормоза с усилителем и системы контроля тяги . [ 6 ] Также в сезоне 1994 года было запрещено использование антиблокировочной тормозной системы (АБС) и активной подвески . [ 7 ] Это было сделано из-за опасений, что электронные системы помощи выравнивают ситуацию, уделяя больше внимания машине, а не таланту водителя. [ 8 ] [ 9 ] Некоторые выступали против контроля тяги, в том числе Айртон Сенна , который сказал, что предпочитает иметь больший контроль над автомобилем, вместо того, чтобы компьютеры управляли им за него; По иронии судьбы, Сенна позже сказал, что, по его мнению, в сезоне 1994 года произойдет много аварий, поскольку не было предпринято никаких попыток замедлить движение машин, убрав указанные вспомогательные средства для водителя. Макс Мосли , президент руководящего органа Формулы-1, FIA, высказался за запрет контроля тяги, заявив, что эти системы «могут быть чрезвычайно опасными и непредсказуемыми». [ 8 ]

Примерно в то же время, когда было объявлено о техническом регламенте сезона 1994 года, многие в спорте поставили под сомнение законность активных дисквалификаций, что было ключевым фактором их дисквалификации на 1994 год. [ 5 ] Некоторые в паддоке расценили это решение как попытку ограничить Williams , поскольку команда имела сильное преимущество благодаря активной подвеске и другим средствам помощи водителю. [ 5 ] [ 10 ] Негоночная концепция бесступенчатой ​​трансмиссии (CVT) также была запрещена; было хорошо известно, что Williams потратила несколько лет на разработку и тестирование такой системы, которая угрожала еще больше увеличить преимущество их автомобилей в случае ее внедрения. [ 7 ]

За кулисами Williams они посчитали время объявления «прискорбным», при этом некоторые сомневались, что победа Найджела Мэнселла в чемпионате мира Формулы-1 1992 года по-прежнему будет считаться действительной. [ 5 ] Также в сезоне 1994 года была введена дозаправка во время гонок впервые с 1983 года . В результате весь персонал команды, работавший с машиной во время пит-стопов, был вынужден носить противопожарную одежду в целях безопасности. [ 6 ] FIA изменила правила, чтобы повысить интерес к этому виду спорта, частично из-за снижения телевизионных рейтингов в сезоне 1993 года по сравнению с сезоном 1992 года . [ 11 ] Было также высказано предположение, что изменения в правилах могут принести пользу команде Ferrari , поскольку у команды были проблемы с внедрением вспомогательных средств для водителя. [ 5 ] и должен был выиграть от повторного введения дозаправки из-за конфигурации двигателя V12 , которая была менее экономичной, чем двигатели V10 и V8, построенные их конкурентами. [ 7 ]

Первоначальные обвинения

[ редактировать ]

Обвинения в мошенничестве были выдвинуты на Гран-при Бразилии 1994 года , первом этапе сезона. На 21-м круге гонки Сенна на Williams, лидировавший в гонке, сделал пит-стоп, а Михаэль Шумахер на Benetton следовал за ним. Benetton Пит-команда очень быстро остановила Шумахера, выведя его вперед Сенной и возглавив гонку. Шумахер выиграл Гран-при после того, как Сенна выбыл из гонки. Это вызвало слухи о том, что Benetton использует систему, позволяющую делать пит-стопы быстрее, чем их соперники. [ 12 ]

Во время выходных Гран-при Тихого океана 1994 года пилот-испытатель Ferrari Никола Ларини (который заменил Жана Алези в начале сезона) сообщил итальянским СМИ, что он использовал антипробуксовочную систему во время тренировочной сессии перед гонкой. Позже Феррари и Ларини опровергли эти претензии мировой прессе. [ 13 ] Утечка Ларини еще больше усилила подозрения в отношении команд, использующих незаконные вспомогательные средства для помощи водителю в гонках. Сенна сошел с дистанции на первом круге гонки после столкновения с пилотом McLaren Микой Хаккиненом . Вместо того, чтобы вернуться в зону бокса Williams, Сенна решил стоять и смотреть, как машины завершают гонку, чтобы проверить, не слышит ли он каких-либо шумов, указывающих на то, что на других машинах противобуксовочная система использовалась незаконно. [ 14 ] Сенна вернулся в пит-зону Williams после гонки, заподозрив, что машина Benetton была незаконной. [ 1 ]

Изменения правил

[ редактировать ]

На Гран-при Сан-Марино 1994 года Сенна и Роланд Ратценбергер попали в аварию со смертельным исходом . [ 15 ] После гоночного уик-энда FIA попросила команды, финишировавшие первым, вторым и третьим в гонке (Benetton, Ferrari и McLaren соответственно), предоставить копии управления двигателем, их системы исходного кода чтобы проверить, работает ли система контроля тяги. хранится. [ 3 ] [ 16 ] Ferrari предоставила код немедленно, а McLaren и Benetton передали код только по истечении установленного FIA срока, за что были оштрафованы на 100 000 долларов. [ 3 ] [ 17 ] До этого FIA согласилась просмотреть демонстрацию системы Benetton на заводе двигателей Cosworth , поскольку Cosworth считала программное обеспечение своей собственностью и отказывалась дать Benetton разрешение на предоставление его FIA. [ 18 ]

FIA объявила о нескольких изменениях технических правил, На Гран-при Монако 1994 года призванных повысить безопасность автомобилей. [ 19 ] Прижимная сила автомобилей была уменьшена за счет ограничения диффузора , чтобы уменьшить доступное сцепление с дорогой. [ 20 ] В период между Гран-при Монако и Испании команды опробовали обновленные автомобили на тестовых сессиях в течение недели. У нескольких команд возникли проблемы с доработанными машинами; У Лижье были сломаны две опоры крыла, а Уильямс заметил трещину во время испытаний на трассе Херес . [ 21 ] Самый крупный инцидент произошел с Педро Лами на автомобиле Lotus на трассе Сильверстоун . При приближении к повороту на мосту на трассе заднее крыло у Lotus оторвалось , что привело к внезапной потере прижимной силы. Lotus вылетел с трассы на скорости 170 миль в час (270 км/ч), пролетел через защитное ограждение и приземлился в туннеле для зрителей . В результате аварии Лами был госпитализирован. [ 21 ] [ 22 ] За неделю до Гран-при Испании 1994 года руководитель команды Benetton Флавио Бриаторе раскритиковал FIA, обвинив президента Макса Мосли в принятии «необдуманных, поспешных решений» и в том, что некоторые компоненты автомобиля Benetton, возможно, не были подвергаются проверкам контроля качества . [ 21 ] В письме, отправленном Мосли 25 мая, Бриаторе также сказал:

Ответственность за участие в гонках будет лежать на них и на FIA. Теперь, когда у команд появилась возможность протестировать и оценить изменения в регламенте «Барселоны», стало очевидно, что существуют серьезные проблемы. Устойчивость и устойчивость машины ухудшились. Это можно подтвердить в ходе бесед с большинством команд и их гонщиков. Скорость движения автомобилей на поворотах, возможно, и снизилась, но увеличилась вероятность аварии. Несколько команд испытывают структурные сбои, связанные с изменением правил. Нагрузка на ключевые компоненты, такие как задние крылья, изменилась и вышла за пределы расчетного диапазона. Несмотря на эти опасения, вы продолжаете настаивать на этих непродуманных мерах. По нашему мнению, способность вас и ваших консультантов судить о технических вопросах и вопросах безопасности в Формуле-1 должна быть поставлена ​​под сомнение. [ 21 ]

Команда Benetton вместе с Williams, McLaren, Lotus, Pacific , Simtek , Jordan , Footwork Arrows и Ligier обсуждала этот вопрос в автодоме Williams , чтобы обсудить технические регламенты. [ 21 ] Дополнительные изменения вступили в силу на Гран-при Канады 1994 года 12 июня и Гран-при Германии 1994 года 31 июля, с введением топливного насоса (более тесно связанного с коммерчески доступным топливом, что немного снижает мощность и производительность двигателя) и планки . (кусок дерева, проходящий вдоль нижней части шасси, который контролируется на предмет чрезмерного износа, увеличивающего дорожный просвет и, следовательно, уменьшающего сцепление с дорогой). [ 23 ] [ 24 ]

Возобновленные обвинения

[ редактировать ]

Обвинения в мошенничестве возобновились на Гран-при Франции 1994 года , когда, стартовав с третьего места на стартовой решетке, Шумахер обогнал обоих пилотов Williams, Дэймона Хилла и Найджела Мэнселла , и вышел вперед в первом повороте гонки. Это снова вызвало подозрения, что Benetton использует антипробуксовочную систему. [ 1 ] [ 3 ] [ 25 ] Были также инциденты с участием других команд, в частности Ferrari и McLaren . [ 13 ] Комментируя гонку для Eurosport с Джоном Уотсоном и Аллардом Калффом, гонщик Williams Дэвид Култхард , которого в гонке заменил Мэнселл, заявил, что старт Шумахера напомнил ему тип стартов сезона 1993 года, когда антипробуксовочная система была законной. [ 26 ]

В июле 1994 года FIA объявила, что проанализировала черные ящики Benetton из Имолы и обнаружила контроля запуска в программном обеспечении систему . Он включал в себя то, что выглядело как скрытая система запуска, что было весьма подозрительно. [ 27 ] В ходе расследования было обнаружено несколько неточностей относительно возможностей системы, некоторые даже удивили Benetton. Расследование показало, что его можно было включить с помощью портативного компьютера, что в меню Benetton не было опции управления запуском и что эта опция была, но не была видна (Вариант 13). [ 28 ] Хотя команда признала существование кода, она утверждала, что он избыточен и не может быть активирован Шумахером. [ 29 ] Benetton далее заявил, что система помощи водителю использовалась только при тестировании и что она была тщательно продумана, чтобы предотвратить ее случайное включение, и что управление запуском можно было запустить только путем перекомпиляции исходного кода. [ 28 ] Правила того времени запрещали только использование контроля тяги, но не существование программного обеспечения, которое могло бы использоваться для его реализации. Поскольку у FIA не было доказательств его использования, никаких действий предпринято не было. [ 29 ] В конечном итоге FIA опубликовала заявление по поводу расследования предполагаемого использования Benetton системы автоматического запуска в Имоле. Вывод заключался в том, что «лучшим доказательством является то, что Benetton Formula Ltd не использовала «контроль запуска» на Гран-при Сан-Марино 1994 года». Если бы доказательства доказали обратное, Бенеттону грозило исключение из чемпионата мира. [ 28 ]

Виллем Тоет , руководитель отдела аэродинамики Benetton, в 1994 году заявил, что контроль тяги по закону достигается за счет инерции вращения . Он также выразил уверенность, что именно технику Шумахера Сенна первоначально принял за незаконную систему контроля тяги во время Гран-при Тихого океана. Он предположил, что техника торможения Шумахера левой ногой могла обмануть Сенну, заставив его думать, что Benetton является незаконным. Это мнение не получило широкого признания, поскольку техника LFB использовалась в Формуле-1 с начала 1970-х годов. [ 30 ] Фактически, товарищ Сенны по команде Герхард Бергер, как известно, использовал торможение левой ногой в 1992 году, когда он был товарищем по команде Сенны. [ 31 ]

Хилл был на поул-позиции на Гран-при Великобритании 1994 года, пройдя квалификацию быстрее всех. Во время парадного круга на пути к стартовой решетке Шумахер, стартовавший вторым, незаконно обогнал Хилла. [ 25 ] В результате этого маневра Шумахер был оштрафован на пять секунд через 27 минут после первоначального инцидента. [ 3 ] [ 25 ] Шумахер ни разу не вышел на пит-лейн для отбывания пенальти, когда он был назначен изначально, и на 21-м круге ему вручили черный флаг . Шумахер не присутствовал на трассе, в то время как руководитель команды Benetton Бриаторе вместе с техническим директором Benetton Томом Уолкиншоу пошли обсудить это с директором гонки Роландом Брюнсераеде , утверждая, что они не были должным образом проинформированы о штрафе. [ 25 ] [ 32 ] В конце концов Шумахер отбыл штрафное время на 27-м круге, завершив гонку вторым после Хилла. [ 3 ] [ 25 ] [ 33 ] После Гран-при Великобритании Шумахер и Бенеттон были оштрафованы на 25 000 долларов за нарушение спортивных правил Формулы-1 , при этом FIA решила начать расследование событий на гонке. [ 3 ] [ 25 ] Хоан Вильядельпрат , менеджер команды Benetton, заявил, что, хотя они допустили ошибку на гонке, стюарды гонки также допустили ошибку, поскольку Benetton не был уведомлен в течение 15 минут о нарушении, как это предусмотрено правилами. [ 25 ]

Йос Ферстаппен , получивший легкие ожоги после пожара на пит-стопе во время Гран-при Германии.

Гран -при Германии 1994 года вызвало еще больше споров, что привело к дальнейшим обвинениям Benetton в мошенничестве. Во время пит-стопа автомобиль Benetton Йоса Ферстаппена загорелся во время заправки, поскольку топливная форсунка не входила в машину должным образом. [ 25 ] Ферстаппен получил легкие ожоги, также получили ожоги четверо механиков Benetton. [ 3 ] [ 25 ] Intertechnique, компания, производившая заправочное оборудование для всех команд, была уполномочена руководящим органом осмотреть завод Benetton вскоре после немецкой гонки. После проверки Intertechnique FIA ​​опубликовало заявление, в котором говорилось, что «[топливный] клапан закрывался медленно из-за присутствия инородного тела» и что фильтр, предназначенный для устранения любого возможного риска возгорания, был удален. По оценкам сторонней организации, без фильтра топливо поступало в машину на 12,5% быстрее, чем обычно, что экономило одну секунду на пит-стопе. [ 25 ]

Вскоре после этого компания Benetton выпустила пресс-релиз, в котором объявила, что они связались с «независимой компанией, специализирующейся на расследовании происшествий», чтобы высказать свое мнение по поводу метода дозаправки. Они также объявили, что копия отчета FIA была отправлена ​​Marriott Harrison, их юрисконсультам. В результате своих выводов FIA объявила, что Benetton будет вызвана на заседание Всемирного совета автоспорта 19 октября. [ 25 ] 11 августа, за три дня до Гран-при Венгрии 1994 года , представители Intertechnique заявили, что от Benetton не было отправлено запроса на удаление фильтра из форсунки и что они никогда не разрешат Benetton снять форсунку. 13 августа компания Benetton выпустила пресс-релиз, в котором заявила, что в оборудовании, предоставленном Intertechnique, возникла неисправность. [ 3 ]

До апелляции Шумахера по поводу его дисквалификации на Гран-при Великобритании он был дисквалифицирован с Гран-при Бельгии 1994 года, поскольку на его Benetton был чрезмерный износ планки. [ 3 ] FIA разрешила использовать планку глубиной десять миллиметров с допуском на износ в один миллиметр, что означает, что после гонки планка должна иметь толщину не менее девяти миллиметров, чтобы считаться законной. Большая часть доски на машине Шумахера имела толщину 7,4 миллиметра, что значительно ниже допустимого законом допуска. [ 34 ] Бенеттон вместе с Шумахером утверждали, что планка сильно изношена из-за вращения Шумахера во время гонки. [ 13 ] [ 35 ] [ 36 ] Повреждение доски в результате вращения было видно дальше по планке и не было причиной нарушения. [ 37 ] Benetton немедленно подала апелляцию: заседание Всемирного совета автоспорта FIA назначено на 5 сентября. [ 38 ] Апелляция Benetton была отклонена, а дисквалификация Шумахера была оставлена ​​в силе. [ 37 ]

Обвинения Benetton в мошенничестве летом 1994 года привели к слухам о том, что Шумахер покинул команду. Команда опубликовала заявление, опровергающее слухи, заявив, что Шумахер завершит сезон, что он в конечном итоге и сделал, выиграв чемпионат мира среди пилотов Формулы-1 1994 года , хотя победа сама по себе оказалась спорной на Гран-при Австралии 1994 года . финальный тур сезона. [ 39 ] Хотя столкновение Шумахера и Хилла в конечном итоге было признано гоночным инцидентом, и решение о чемпионате пилотов решалось аналогичным образом в 1989 и 1990 годах. [ 40 ] общественное мнение по поводу инцидента разделилось, [ 41 ] [ 42 ] а Шумахер подвергся критике в британских СМИ. [ 43 ] [ 44 ] Наказание за дисквалификацию на две гонки, которое в конечном итоге привело к отставанию в одно очко перед финалом сезона в Аделаиде, было воспринято многими наблюдателями как мелкое и незначительное, и что это было результатом вражды Benetton с FIA, жертвой которой стал Шумахер. и FIA пытается отказать ему в его первом чемпионате мира. [ 45 ]

Действия ФИА

[ редактировать ]

Шумахер и Бенеттон вместе с тремя другими гонщиками были вызваны на заседание Всемирного совета автоспорта FIA 26 июля, чтобы обсудить его черный флаг на Гран-при Великобритании. [ 3 ] На встрече было объявлено, что Шумахер был дисквалифицирован с гонки, потеряв тем самым свои шесть очков, которые он заработал, финишировав вторым в гонке, а также дисквалифицирован на две гонки. Это означало, что Шумахер пропустит свою домашнюю гонку, Гран-при Германии, а также Гран-при Венгрии, если он не решит обжаловать решение. В дополнение к наказанию, назначенному Шумахеру, Benetton была оштрафована на общую сумму от 500 000 до 600 000 долларов за то, что не прислушалась к словам стюардов на британской гонке, и на 100 000 долларов за то, что она не отправила копии своей системы управления двигателем по немедленному запросу. [ 1 ] [ 7 ] [ 13 ] На заседании совета руководящий орган также объявил, что не обнаружено никаких доказательств того, что Benetton использует незаконные электронные системы, но заявил, что существует незаконная система, которую можно активировать в любой момент. [ 1 ] Бенеттон и Шумахер обжаловали решение FIA, разрешившее немцу участвовать в гонках на его домашнем Гран-при. [ 46 ]

И Михаэль Шумахер, и команда Формулы Benetton считают, что наложенные на них наказания были очень суровыми. Вместе обе стороны согласились подать апелляцию в Международный апелляционный суд FIA через соответствующие национальные спортивные органы, и поэтому Михаэль Шумахер примет участие в предстоящем Гран-при Германии 1994 года. Это решение было принято после того, как Михаэль Шумахер и команда Формулы Benetton выразили обеспокоенность тем, что отсутствие Михаэля на домашнем Гран-при приведет к несправедливому наказанию и разочарованию всех немецких болельщиков, которые давно ждали этого события. Михаэль Шумахер и команда Benetton Formula надеются, что эта апелляция приведет к смягчению наказания. Их приоритет сейчас – подготовиться к победному выступлению в эти выходные.

- Пресс-релиз Benetton после решения, принятого FIA. [ 25 ]
Михаэля Шумахера , Benetton B194 вызвавший споры в сезоне Формулы-1 1994 года .

Апелляция Шумахера относительно запрета на две гонки была отклонена в Международном апелляционном суде FIA , при этом FIA решила оставить в силе его запрет на две гонки, а это означает, что он пропустит Гран-при Италии 1994 года 11 сентября и Гран-при Португалии 1994 года 25 сентября. . [ 3 ] Джей Джей Лехто заменил Шумахера в двух гонках. [ 47 ]

Слушания Всемирного совета автоспорта по поводу Бенеттона и пожара топлива в Хоккенхайме были перенесены на 7 сентября, на тот же день также была перенесена дисквалификация Шумахера на Гран-при Бельгии. [ 38 ] Накануне слушания FIA была проинформирована Ларруссом , одной из других команд, участвовавших в чемпионате, что в мае Intertechnique проинформировала их о необходимости снять фильтр с заправочной установки, о чем Флавио Бриаторе говорил на предыдущих встречах, что все но четыре команды удалили фильтр. На слушаниях FIA пришла к выводу, что Benetton не пыталась обмануть, сняв фильтр с заправочной установки, но заявила, что команда удалила его без разрешения Intertechnique, чтобы попытаться получить преимущество. [ 3 ] Таким образом, команда была признана виновной в правонарушении, но избежала наказания благодаря этому обоснованному заявлению о смягчении наказания. [ 7 ] Апелляция Шумахера на его дисквалификацию на Гран-при Бельгии была отклонена FIA. [ 38 ] После слушаний Benetton опубликовала заявление, в котором говорилось:

Команда Формулы-1 Mild Seven Benetton Ford очень довольна результатом сегодняшнего слушания в Париже, которое полностью очистило ее доброе имя от любых обвинений в мошенничестве. Хотя команде, возможно, и не удалось убедить Всемирный совет относительно точной причины износа полозьев, она была рада, что FIA четко заявила, что не может быть и речи о мошенничестве со стороны команды. С команды также было полностью снято обвинение в незаконном снятии топливного фильтра. Это должно положить конец необоснованным и диким предположениям в прессе о том, что снятие фильтра стало причиной пожара в Хоккенхайме. Перед слушанием FIA признала, что не утверждала, что снятие фильтра стало причиной пожара. Объявляя решение Всемирного совета, президент [Макс Мосли] заявил, что его единогласное мнение состоит в том, что фильтр был удален совершенно добросовестно и что было бы неуместно налагать какие-либо штрафы.

- Пресс-релиз Benetton после решения FIA относительно пожара на дозаправке на Гран-при Германии. [ 38 ]

На том же слушании было установлено, что команда McLaren нарушила технические регламенты в отношении полностью автоматического устройства переключения повышенных передач в трансмиссионной системе, которое, как было подтверждено, использовалось в автомобиле Мики Хаккинена во время Гран-при Сан-Марино. [ 48 ] Обнаружение этого устройства FIA произошло, когда пилот-испытатель McLaren Филипп Аллио , занявший место в гонке в Ларруссе в середине сезона, прокомментировал тот факт, что автомобили его новой команды не обладают таким устройством. [ 49 ] Система была признана противоречащей правилам и была должным образом запрещена. как и потенциал автоматического переключения пониженной передачи. McLaren остался безнаказанным, поскольку FIA была удовлетворена тем, что команда считала его установку на машину законной в соответствии со своей интерпретацией правил. [ 48 ]

Наследие

[ редактировать ]

К сезону Формулы-1 2001 года FIA признала, что у нее возникли проблемы с патрулированием вспомогательных средств для водителя, и после Гран-при Испании 2001 года было принято решение снова разрешить контроль тяги, контроль запуска и полностью автоматические трансмиссии. [ 50 ] Управление запуском и полностью автоматические трансмиссии были снова запрещены в сезоне Формулы-1 2004 года , после чего команды были обязаны использовать идентичные электронные блоки управления в сезоне Формулы-1 2008 года, чтобы команды не могли скрыть антипробуксовочную систему и другие электронные средства помощи водителю. [ 51 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Савард, Джо (11 августа 1994 г.). «Путешественник: раскачиваем лодку» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  2. ^ «Как инерция вращения привела к контролю тяги» .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Доменжоз, Люк (2006) [2002]. Михаэль Шумахер: Восстание гения . Паррагон. стр. 44–47. ISBN  0-7525-9228-9 .
  4. ^ Уильямс, Ричард (1999). Смерть Айртона Сенны . Блумсбери. стр. 177–179. ISBN  978-0-7475-4495-1 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Генри, Алан (декабрь 1993 г.). Автокурс 1993–94 . Издательство Хейзелтон. п. 163. ИСБН  1-874557-15-2 .
  6. ^ Jump up to: а б «Улучшения безопасности в Формуле-1 с 1963 года» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 2000. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Генри, Алан (декабрь 1994 г.) [1994]. Автокурс 1994–95 . Издательство Хейзелтон. стр. 34–37. ISBN  1-874557-95-0 .
  8. ^ Jump up to: а б «Семилетний запрет на антипробуксовочную систему, скорее всего, закончился» . ESPN.com . Рейтер. 4 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2008 г. Проверено 11 февраля 2024 г.
  9. ^ Хилтон, Кристофер (ноябрь 2006 г.) [2006]. Михаэль Шумахер: Вся история . Издательство Хейнс. п. 108. ИСБН  1-84425-008-3 .
  10. ^ Генри, Алан (декабрь 1993 г.). Автокурс 1993–94 . Издательство Хейзелтон. п. 184. ИСБН  1-874557-15-2 .
  11. ^ О'Брайен, Анна (май 1999 г.) [1999]. Факты и мелочи о Формуле 1 . Сиена. п. 377. ИСБН  0-7525-2973-0 .
  12. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Бразилии, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Коллингс, Тимоти; Эдворти, Сара (2002). The Daily Telegraph – Годы Формулы-1 . СевенОукс. стр. 256–259. ISBN  1-86200-101-4 .
  14. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Тихого океана, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  15. ^ Сперджен, Брэд (30 апреля 1999 г.). «Через 5 лет после аварии Сенны гонки стали безопаснее — некоторые говорят, что слишком безопасны: Имола все еще преследует Формулу-1» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Компания Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 12 сентября 2007 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  16. ^ Далзил, Луиза (25 марта 1995 г.). «Пусть победит лучший гонщик» . Новый учёный . № 1970. с. 26. Архивировано из оригинала 1 октября 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  17. ^ Матчетт, Стив (2006) [1995]. Жизнь на скоростной трассе . Вайденфельд и Николсон. п. 108. ИСБН  0-297-83575-0 .
  18. ^ «Пресс-релиз Benetton Launch Control FIA» . Autosport.com . Motorsport.com. Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  19. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Монако, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 30 августа 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  20. ^ Хилл, Дэймон (июнь 1994 г.) [1995]. Год Гран-при Дэймона Хилла: внутренняя история сезона Формулы-1 . Издательство Макмиллан. п. 121. ИСБН  0-333-62308-8 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и Генри, Алан (декабрь 1994 г.) [1994]. Автокурс 1994–95 . Издательство Хейзелтон. п. 141. ИСБН  1-874557-95-0 .
  22. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Испании, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  23. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Германии, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  24. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Канады, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хилтон, Кристофер (ноябрь 2006 г.) [2006]. Михаэль Шумахер: Вся история . Издательство Хейнс. стр. 118–128. ISBN  1-84425-008-3 .
  26. ^ Хилл, Дэймон (июнь 1994 г.) [1995]. Год Гран-при Дэймона Хилла: внутренняя история сезона Формулы-1 . Издательство Макмиллан. п. 152. ИСБН  0-333-62308-8 .
  27. ^ «Поездка по Калифорнии, Джо Савард. 21 ноября 1994 года» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 17 июня 2001 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  28. ^ Jump up to: а б с «Формула-1: Гран-при Франции» . TeamDan.com . 1 июля 1994 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2004 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Появляется новая теория скандала с мошенничеством Шумахера» . МСН . 7 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  30. ^ «Торможение левой ногой» . Формула1-словарь.net . Архивировано из оригинала 14 ноября 2020 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  31. ^ @BestMOTORing (5 февраля 2016 г.). «Г.Бергер управлял SUZUKA в CIVIC !! Г.Бергер управлял SUZUKA [Best MOTORing] 1992» . Архивировано из оригинала 8 марта 2020 г. Проверено 11 февраля 2024 г. - на YouTube.
  32. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Великобритании, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  33. ^ Хилл, Дэймон (июнь 1994 г.) [1995]. Год Гран-при Дэймона Хилла: внутренняя история сезона Формулы-1 . Издательство Макмиллан. стр. 162–165. ISBN  0-333-62308-8 .
  34. ^ «Гран-при Бельгии 1994 года: толщиной как доска» . Журнал «Автомобильный спорт» . 7 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  35. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Бельгии, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 18 марта 2006 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  36. ^ Хилл, Дэймон (июнь 1994 г.) [1995]. Год Гран-при Дэймона Хилла: внутренняя история сезона Формулы-1 . Издательство Макмиллан. п. 207. ИСБН  0-333-62308-8 .
  37. ^ Jump up to: а б Коллантайн, Кейт (28 августа 2014 г.). «Гран-при Бельгии 1994 года: Хилл побеждает, Шумахер исключен – фанатик Формулы-1» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2022 года . Проверено 28 января 2021 г.
  38. ^ Jump up to: а б с д Хилтон, Кристофер (ноябрь 2006 г.) [2006]. Михаэль Шумахер: Вся история . Издательство Хейнс. стр. 141–142. ISBN  1-84425-008-3 .
  39. ^ «Спортсмены: автогонки; команда Benetton поддерживает Шумахера» . Нью-Йорк Таймс . 15 сентября 1994 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  40. ^ Уолфиш, Джонни (13 ноября 2023 г.). «Культурный пересмотр: как первый титул Шумахера вызвал споры» . Евроньюс . Архивировано из оригинала 18 ноября 2023 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  41. ^ Генри, Алан (1998) [1996]. Колесо к колесу: Великие поединки гонок Формулы-1 . Вайденфельд Николсон Иллюстрированный. п. 117. ИСБН  978-0-7538-0522-0 . Проверено 11 февраля 2024 г. - из Интернет-архива.
  42. ^ «Теперь нам 76...: Мюррей Уокер» . GrandPrix.com . 18 октября 1999 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2007 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  43. ^ «Потерянная честь Михаэля Шумахера» . GrandPrix.com . 3 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  44. ^ Молинаро, Джон Ф. (12 сентября 2006 г.). «10 лучших моментов Михаэля Шумахера» . Си-би-си Спорт. Архивировано из оригинала 3 января 2007 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  45. ^ «Воин дорог Михаэль Шумахер произвел фурор как лучший гонщик мира, несмотря на свою борьбу с лидерством в Формуле-1» . Иллюстрированный спорт . 17 июля 1995 года. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 10 февраля 2024 г.
  46. ^ Хилл, Дэймон (июнь 1994 г.) [1995]. Год Гран-при Дэймона Хилла: внутренняя история сезона Формулы-1 . Издательство Макмиллан. п. 173. ИСБН  0-333-62308-8 .
  47. ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Италии, 1994» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  48. ^ Jump up to: а б Генри, Алан (декабрь 1994 г.) [1994]. Автокурс 1994–95 . Издательство Хейзелтон. п. 207. ИСБН  1-874557-95-0 .
  49. ^ Генри, Алан (декабрь 1994 г.) [1994]. Автокурс 1994–95 . Издательство Хейзелтон. п. 59. ИСБН  1-874557-95-0 .
  50. ^ Фоксалл, Джеймс (22 ноября 2007 г.). «Правила Формулы-1 меняются» . Авто Экспресс. Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 11 февраля 2024 г.
  51. ^ «Эпоха Формулы-1: 2000–2009» . f1technical.net. Архивировано из оригинала 21 декабря 2008 года . Проверено 11 февраля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a12f6f9d4b32f0da7901ddae2a0d0dc__1725017580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/dc/8a12f6f9d4b32f0da7901ddae2a0d0dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Allegations of cheating during the 1994 Formula One World Championship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)