Споры о шпионаже в Формуле-1 2007 года
, Споры о шпионаже в Формуле-1 2007 года также известные как Spygate и Stepneygate , представляли собой серию обвинений среди гоночных команд Формулы-1 в том, что между ними передавалась конфиденциальная техническая информация. В нем участвовали команды McLaren , Ferrari и Renault F1 .
Первоначальное дело касалось обвинений, выдвинутых командой Ferrari Формулы-1 против бывшего сотрудника ( Найджела Степни ), старшего инженера McLaren Майка Кофлана и его жены Труди Кофлан относительно кражи технической информации. Эти обвинения стали предметом судебного иска в Италии и расследования Международной автомобильной федерации (FIA). Дело в Высоком суде Англии было прекращено после того, как Феррари достигла соглашения с Кофланами.
Слушание FIA по этому делу состоялось 26 июля 2007 года, но не привело к наказанию McLaren. Однако второе слушание состоялось 13 сентября 2007 года, и к тому времени убедительные доказательства привели к нескольким штрафам для команды. Самыми важными из них стали исключение команды из Кубка конструкторов 2007 года и рекордный штраф в 100 миллионов долларов. Однако предполагалось, что McLaren заплатит около 31 миллиона долларов. [ 1 ] По состоянию на 2024 год это остается крупнейшим штрафом в истории спорта. [ 2 ] После информации от McLaren, в ноябре 2007 года FIA выдвинула обвинения против команды Renault F1 в отношении информации, которой они располагали, относительно автомобилей McLaren F1 2006 и 2007 годов. Эти обвинения также стали предметом расследования FIA, слушания которого состоялись 6 декабря 2007 года.
Фон
[ редактировать ]Наряду с Михаэлем Шумахером , Жаном Тодтом , Россом Брауном и Рори Бирном , Найджел Степни был частью «команды мечты», которой приписывают изменение судьбы Ferrari в конце 1990-х. [ 3 ]
В феврале 2007 года Степни публично прокомментировал свое «недовольство» реорганизацией команды, произошедшей в результате ухода Росса Брауна: [ 4 ]
Я планирую провести год вдали от Ferrari, сейчас меня не устраивает ситуация внутри команды – я действительно хочу двигаться вперед в своей карьере, а сейчас этого не происходит. В идеале я бы хотел переехать в новую среду здесь, в Ferrari, но если бы появилась возможность перейти в другую команду, я бы обязательно ее рассмотрел.
Позже в том же месяце Ferrari объявила о еще одном изменении в структуре команды, в результате которого Степни был назначен главой отдела развития командной производительности: «После многих лет работы на трассах Формулы-1, последние 13 из них в составе гоночной команды Ferrari Найджел Степни , с одобрения компании, решил взять на себя другую роль, благодаря которой ему больше не придется присутствовать на гонках». [ 5 ]
Подробности
[ редактировать ]Обвинения против Степни
[ редактировать ]На неделе, начинающейся 17 июня 2007 года, на Гран-при США 2007 года Феррари подала официальную жалобу на Степни, что привело к началу уголовного расследования окружным прокурором Модены в Италии. [ 6 ]
3 июля 2007 года газета Gazzetta dello Sport сообщила, что Ferrari завершила внутреннее расследование и в результате уволила Степни. [ 7 ] В то же время представитель Ferrari Лука Колаянни сообщил ITV Sport, что иск Ferrari против Степни связан с «нарушениями, обнаруженными на заводе Ferrari перед Гран-при Монако ». [ 7 ]
Обвинения против Кофлана
[ редактировать ]В тот день, когда Ferrari объявила об увольнении Степни, команда также объявила, что приняла меры против «инженера из команды Vodafone McLaren-Mercedes», позже названного Майком Кофланом . В результате Кофлан был дисквалифицирован McLaren. [ 8 ]
В пресс-релизе Scuderia Ferrari говорится: [ 9 ]
Ferrari объявляет, что недавно представила в Трибунал Модены дело против Найджела Степни и инженера команды Vodafone McLaren-Mercedes (названного Autosport.com как Кофлан) в Трибунале Модены, касающееся кражи технической информации. Кроме того, в Англии был возбужден судебный иск, и в отношении инженера был выдан ордер на обыск. Это дало положительный результат.
Предполагается, что ордер на обыск был связан с домом Кофлана, а «положительным результатом», как сообщается, являются документы, которые, как утверждается, были произведены на заводе Ferrari в Маранелло . [ 10 ] Об увольнении Степни из Ferrari было объявлено ранее в тот же день. [ 11 ]
10 июля 2007 года слушание в Высоком суде было открыто и отложено до следующего дня, чтобы позволить Майку Кофлану представить письменные показания . [ 12 ] Однако опубликованные подробности включают тот факт, что Ferrari утверждает, что Майк Кофлан владеет 780 страницами документации Ferrari, и что его жена якобы отнесла их в фотокопировальный магазин недалеко от Уокинга . [ 13 ] В Ferrari не знали, что их техническая информация была украдена, пока они не получили наводку от сотрудника фотокопировальной мастерской. Сотрудник увидел, что документы конфиденциальные и принадлежат Ferrari, и, скопировав их, решил связаться со штаб-квартирой команды в Италии. [ 14 ]
Кофлан не представил письменные показания из-за возможности использования их против него в итальянском судебном деле. [ 13 ] Однако поздно вечером 10 июля 2007 года Ferrari достигла соглашения с г-ном и г-жой Кофлан, в соответствии с которым Ferrari отказалась от иска в Высоком суде в обмен на полное раскрытие всей информации, которую им известно о деле, и обещание будущего сотрудничества. [ 15 ]
16 июля 2007 года McLaren объявила, что ее собственное внутреннее расследование показало, что «никакие материалы или данные Ferrari не находятся и никогда не находились в распоряжении какого-либо сотрудника McLaren, кроме человека, которому предъявлен иск Ferrari. Тот факт, что он держал у себя дома без предварительного согласия Материалы Ferrari не были известны никому из членов команды до 3 июля». [ 16 ]

Обвинения в адрес Renault F1
[ редактировать ]8 ноября 2007 года FIA объявила, что команда Renault F1 будет вызвана во Всемирный совет автоспорта FIA, чтобы ответить на обвинение в хранении конфиденциальной информации, касающейся автомобилей McLaren Формулы-1 2006 и 2007 годов . В заявлении FIA говорится, что у Renault F1 была обнаружена информация, «включая, помимо прочего, компоновку и критические размеры автомобиля McLaren F1, а также детали топливной системы McLaren, узла коробки передач, системы охлаждения масла, гидравлической системы». система управления и новый компонент подвески, используемый в автомобилях McLaren F1 2006 и 2007 годов». Дата слушания была назначена на 6 декабря 2007 года. [ 17 ] обвинения в шпионаже, как полагают, связаны с сотрудником Филипом Маккеретом, который перешел из McLaren в Renault, взяв с собой информацию при смене команды. По словам президента FIA Макса Мосли , [ 18 ]
Расследование ФИА
[ редактировать ]
4 июля 2007 года McLaren объявила, что провела расследование и пришла к выводу, что «никакая интеллектуальная собственность Ferrari не была передана другим членам команды и не была включена в [наши] автомобили». Команда также предложила FIA осмотреть ее автомобили, чтобы подтвердить эти факты; «Чтобы опровергнуть некоторые слухи, McLaren предложила FIA провести полную проверку ее автомобилей, чтобы убедиться, что команда не извлекла выгоду из какой-либо интеллектуальной собственности другого конкурента». [ 19 ] После того, как стало известно о причастности Кофлана к этому делу, McLaren предоставила FIA полный набор чертежей и документации с подробным описанием всех обновлений, внесенных в шасси команды с момента инцидента, произошедшего в конце апреля. [ 20 ]
12 июля 2007 года FIA объявила, что вызвала McLaren на внеочередное заседание Всемирного совета автоспорта FIA, чтобы ответить на обвинения в нарушении статьи 151C Международного спортивного кодекса. [ 21 ] На слушании 26 июля 2007 года FIA установила, что Vodafone McLaren-Mercedes владела конфиденциальной информацией о Ferrari и, следовательно, нарушает Кодекс, но при отсутствии доказательств того, что они использовали эту информацию, никакого наказания не было. Однако FIA оставила за собой право возобновить рассмотрение этого вопроса, если впоследствии обнаружатся какие-либо подобные доказательства. [ 22 ]
Феррари назвал это решение «непонятным»; Autosport оценил команду как «в ярости». [ 23 ] В McLaren заявили, что «FIA приняла единогласное решение, которое, по мнению McLaren, является очень взвешенным и справедливым». [ 24 ] Дело было передано в Международный апелляционный суд FIA , слушание которого назначено на 13 сентября 2007 года. [ 25 ]
1 августа 2007 года Рон Деннис в открытом письме президенту итальянского автоспортивного ведомства Луиджи Макалузо обвинил Ferrari в предоставлении ложной и нечестной версии событий, а также в том, что автомобиль, использованный для победы на Гран-при Австралии 2007 года, был незаконным. [ 26 ] McLaren узнала о «незаконном» напольном устройстве от Найджела Степни, и команда назвала этот контакт разоблачением. Однако команда настаивает на том, что после этого инцидента Джонатан Нил приказал Кофлану прекратить контакты со Степни. McLaren обвиняет Ferrari в попытке скрыть это «информационное сообщение», о котором McLaren было известно, поскольку у Кофлана было 780-страничное досье Ferrari, о котором, как утверждает компания, ей не было известно. [ 27 ]
Гран -при Венгрии 2007 года стал для McLaren неоднозначным уик-эндом; Льюис Хэмилтон не подчинился команде, поставив Фернандо Алонсо в невыгодное положение, и поэтому Алонсо задержал Хэмилтона на пит-лейн во время квалификации, лишив Хэмилтона шанса зафиксировать время последнего круга. [ 28 ] В ходе следующего разногласия внутри команды на телевизионных кадрах было показано, как Рон Деннис сердито бросает наушники, когда Алонсо выезжает из боксов, а после окончания тренировки было показано, как он ведет серьезный разговор с тренером Алонсо. Утром перед гонкой (5 августа) Алонсо встретил Рона Денниса в своем автодоме и якобы пригрозил отправить его электронные письма с тест-пилотом McLaren Педро де ла Росой в FIA и Кофланом. По словам Макса Мосли , Рон Деннис сообщил ему о разговоре и сказал Мосли, что угроза была пустой: «Информации нет, нечего высказать; я могу заверить тебя, что если бы что-то было, Макс, я бы сказал ты." Впоследствии Мосли отказался от предположения, что Деннис солгал. [ 29 ]
5 сентября 2007 года FIA объявило, что оно получило новые доказательства по делу и возобновит расследование 13 сентября. Это заменило запланированное апелляционное слушание. [ 30 ] Позже выяснилось, что новым доказательством стали электронные письма водителя, которые были отправлены Берни Экклстоуну, правообладателю коммерческих прав Формулы-1, который затем проинформировал FIA. [ 31 ] FIA попросила трех пилотов McLaren (Алонсо, Хэмилтона и де ла Росу) предоставить соответствующие доказательства и помочь FIA в дальнейшем расследовании. В свою очередь, FIA заверила, что любая предоставленная информация не приведет к судебному преследованию лично в отношении гонщика в соответствии с Международным спортивным кодексом или правилами Формулы-1. Однако водители были уведомлены, что, если позже выяснится, что они скрыли какую-либо потенциально важную информацию, это может повлечь за собой серьезные последствия. [ 32 ]
11 сентября McLaren обратился в FIA с вопросами о команде Renault F1 , а также, возможно, о других (тогда еще неизвестных) командах. В то время было неизвестно, связана ли эта встреча напрямую со шпионским скандалом, но ключевым аргументом McLaren было то, что, если McLaren виновен, то и другие команды тоже. [ 33 ]
13 сентября слушание FIA наложило штраф за незаконный сбор и хранение информации от Ferrari с целью предоставления McLaren нечестного и мошеннического спортивного преимущества. Наказание состояло из исключения и лишения всех очков, присужденных McLaren во всех раундах Кубка конструкторов 2007 года, рекордного штрафа в размере 100 миллионов долларов (за вычетом доходов от телетрансляций и путешествий, потерянных в результате вычета очков), а также обязательства чтобы команда представила на проверку свое шасси 2008 года . Однако на очки Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона это не повлияло, и они оба могли свободно бороться за звание чемпиона пилотов, поскольку гонщикам McLaren была предложена неприкосновенность в обмен на сотрудничество. Команда не была дисквалифицирована, и все заработанные гонщики очки засчитывались только в счет очков чемпионата гонщиков. Всякий раз, когда пилот McLaren выигрывал любую из оставшихся гонок (единственным примером является Хэмилтон на Гран-при Японии ), ни один представитель McLaren, кроме гонщика, не допускался на подиум. [ 34 ]
14 сентября Рон Деннис объявил, что именно он предупредил FIA о существовании дополнительных доказательств.
15 сентября Макс Мосли оспорил утверждение Рона Денниса о том, что он предупредил FIA о существовании дополнительных доказательств, заявив, что Деннис фактически предупредил его о том, что Алонсо решил отправить электронные письма самому, и что Деннис ошибочно заверил Мосли, что электронные письма не содержали ничего компрометирующего.
21 октября в ходе расследования на финальной гонке в Бразилии оба гонщика McLaren уступили чемпионство Кими Райкконену .
6 декабря Renault была признана виновной в нарушении статьи 151 (c) Международного спортивного кодекса на другом слушании FIA WMSC, но избежала наказания. [ 35 ]
13 декабря McLaren выпустила пресс-релиз с подробным описанием письма, отправленного Мартином Уитмаршем , главным операционным директором команды, в FIA. [ 36 ] В письме Уитмарш заявил, что команда признала, что «несколько сотрудников McLaren» имели доступ к технической информации Ferrari, и извинился за то, что для того, чтобы это стало известно, потребовалось вмешательство FIA. Группа также предложила «вступить в обсуждение... относительно моратория соответствующей продолжительности в отношении использования» систем. [ 37 ] В тот же день FIA выпустила пресс-релиз, в котором говорилось, что президент FIA попросит членов Всемирного совета «дать согласие отменить слушания, назначенные на 14 февраля 2008 года, и в интересах спорта рассмотреть этот вопрос». закрыто." [ 38 ]
23 февраля 2009 года судебное разбирательство против сотрудников McLaren в Италии было прекращено. Взамен Майк Кофлан должен был заплатить 180 000 евро, а трое сотрудников McLaren ( Пэдди Лоу , Джонатан Нил и Роб Тейлор) должны были заплатить 150 000 евро. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Штраф McLaren может не достичь 100 миллионов долларов» . Рейтер . 14 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 24 января 2023 г. Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Самый крупный спортивный штраф» . 15 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2015 года . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Купер, Адам (3 июля 2007 г.). «Анализ: замечательная сага Степнигейта» . autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ «Несчастный Степни хочет творческий отпуск» . autosport.com . Хеймаркет. 1 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2007 г. Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (23 февраля 2007 г.). «Степни переходит в кадровую перестановку в Феррари» . autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Горен, Биранит (21 июня 2007 г.). «Степни из Ferrari грозит уголовное расследование» . autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 25 июня 2007 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Феррари увольняет Найджела Степни» . www.itv-f1.com . Сеть ИТВ. 3 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 г. Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Горен, Биранит (3 июля 2007 г.). «Подозреваемым в McLaren является Майк Кофлан» . www.autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 года . Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Горен, Биранит (3 июля 2007 г.). «Феррари подтверждает действие против человека из Макларена» . www.autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ « Полицейский рейд обнаружил документы Ferrari в доме дизайнера » McLaren www.planet-f1.com . Планета Ф1. 4 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 4 июля 2007 г.
- ^ «Феррари увольняет Найджела Степни» . www.itv-f1.com . Сеть ИТВ. 3 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2007 г. Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ «Дело о шпионаже передано в Высокий суд» . www.itv-f1.com . Сеть ИТВ. 10 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2007 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Благородный, Джонатан; Горен, Биранит (10 июля 2007 г.). «Судебное заседание по шпионскому делу отложено» . www.autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 12 июля 2007 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Горман, Эдвард (11 июля 2007 г.). «Кофлан обвинен в «позорном» поведении» . www.timesonline.co.uk . Лондон. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 9 сентября 2007 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Горен, Биранит (11 июля 2007 г.). «Феррари и Кофлан достигли соглашения» . www.autosport.com . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 года . Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ «McLaren подтверждает, что Кофлан действовал в одиночку» . grandprix.com. 16 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2007 года . Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ «Всемирный совет автоспорта» . ФИА . 8 ноября 2007 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 года . Проверено 8 ноября 2007 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (8 ноября 2007 г.). «Рено» предъявлено обвинение в шпионаже «Макларену » Новости BBC онлайн . Би-би-си. Архивировано из оригинала 10 ноября 2007 года . Проверено 8 ноября 2007 г.
- ^ «McLaren пытается развеять опасения по поводу шпионских дел» . www.itv-f1.com . Сеть ИТВ. 4 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2007 года . Проверено 4 июля 2007 г.
- ^ «К Honda подошли подозреваемые в шпионаже» . www.itv-f1.com . Сеть ИТВ. 6 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2007 года . Проверено 6 июля 2007 г.
- ^ «FIA вызывает McLaren по делу о шпионаже» . www.autosport.com . Автоспорт. 12 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 г. Проверено 12 июля 2007 г.
- ^ «FIA не накладывает никаких штрафов на McLaren» . autosport.com. 26 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2016 г. . Проверено 26 июля 2007 г.
- ^ Элизальде, Пабло (26 июля 2007 г.). «Феррари в ярости из-за отсрочки Макларена» . Автоспорт . Хеймаркет. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 26 июля 2007 г.
- ^ «Макларен называет решение «сбалансированным и справедливым» » . autosport.com. 26 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 26 июля 2007 г.
- ^ «Дата обращения 13 сентября» . grandprix.com. 7 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2007 года . Проверено 8 августа 2007 г.
- ↑ McLaren наносит ответный удар Ferrari. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine .
- ^ «Макларен напал на Феррари» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 2 августа 2007 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (4 февраля 2008 г.). «Был ли Деннис виноват в скандале с McLaren в Венгрии?» . f1fanatic.co.uk. Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Мозли и Деннис проясняют ситуацию» . autosport.com. 15 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2007 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ «ФИА: Дело о шпионаже будет рассмотрено снова» . itv-f1.com. 5 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2007 года . Проверено 5 сентября 2007 г.
- ^ Генри, Алан (26 сентября 2007 г.). «Мосли признает, что Экклстоун рассказал ему об электронных письмах McLaren» . Лондон: Guardian Online. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 26 сентября 2007 г.
- ^ «Касательно статьи 151 (c) Международного спортивного кодекса – Vodafone McLaren Mercedes» (PDF) (пресс-релиз). Всемирный совет автоспорта. 13 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 22 октября 2007 г. . Проверено 14 сентября 2007 г.
- ^ «ФИА: McLaren запросила Renault» . autosport.com. 11 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2007 г. Проверено 11 сентября 2007 г.
- ^ «McLaren наложили запрет на конструкторы» . news.bbc.co.uk. 13 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г. Проверено 13 сентября 2007 г.
- ^ Джонатан Ноубл (6 декабря 2007 г.). «Рено» признана виновной, но не наказана . Autosport.com . Архивировано из оригинала 16 января 2008 года . Проверено 6 декабря 2007 г.
- ^ «Заявление McLaren – 13 декабря 2007 г.» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 15 декабря 2007 г.
- ^ Уитмарш, Мартин (5 декабря 2007 г.). «Письмо главного операционного директора McLaren в FIA – 05.12.2007» (PDF) . Проверено 15 декабря 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Извинения и обязательства McLaren» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 15 декабря 2007 г.
- ^ «Шпионское дело McLaren завершилось в Италии» . www.itv-f1.com/. 23 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 г. . Проверено 24 февраля 2009 г.