Чемпионат мира Формулы-1 1983 года.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2019 г. ) |
Чемпионат мира Формулы-1 1983 года — 37-й сезон Формулы -1 автогонок . Он включал чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 1983 года и чемпионат мира Формулы-1 среди производителей 1983 года , которые проводились одновременно в серии из пятнадцати гонок, которая началась 13 марта и завершилась 15 октября.
Нельсон Пике , выступающий за Brabham , выиграл чемпионат пилотов, [ 1 ] во второй раз. Renault Пилот Ален Прост лидировал в чемпионате с Гран-при Бельгии в мае до финальной гонки в Южной Африке , где он сошел с дистанции и позволил бразильцу вырвать титул. Это был первый титул гонщика, использующего двигатель с турбонаддувом , и последний титул пилота Brabham .
Феррари выиграла Кубок конструкторов, [ 2 ] несмотря на то, что лучший гонщик Рене Арну финишировал лишь третьим в общем зачете – уникальный подвиг в истории Формулы-1.
В сезоне также в последний раз была проведена гонка Формулы-1, не относящаяся к чемпионату: [ 3 ] Гонка чемпионов , проходившая в Брэндс-Хэтче , выиграла действующая чемпионка мира Кеке Росберг .
Водители и конструкторы
[ редактировать ]После двух сезонов компания Avon прекратила свою деятельность как поставщик шин.
Следующие гонщики и конструкторы участвовали в чемпионате мира Формулы-1 FIA 1983 года.
Изменения в команде
[ редактировать ]- Lotus осталась бы без основателя команды Колина Чепмена после внезапной смерти легендарного босса команды от сердечного приступа 16 декабря 1982 года в возрасте 54 лет. Правая рука Чепмена Питер Уорр занял пост менеджера команды.
- Фиттипальди закрылся из-за недостаточности средств.
- Ensign был объединен с существующей командой Theodore .
- Компания March Engineering занималась производством автомобилей для RAM Racing с 1981 года . С 1983 года шасси имело маркировку RAM, а название March можно было увидеть только в официальном списке участников.
- ATS перешла с двигателей Ford - Cosworth V8 в 1982 году на BMW 1,5-литровые турбодвигатели В этом сезоне . Аналогичным образом, Alfa Romeo заменила свой двигатель V12 на недавно разработанные турбины V8 .
- Ligier лишились спонсорства Talbot , а вместе с ним и права использования двигателей Matra V12 . Им удалось закупить партию двигателей Cosworth V8.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Наблюдалась явная тенденция перехода производителей с двигателей без наддува на двигатели с турбонаддувом , привлеченные их выходной мощностью . Большинство команд были осторожны в своем подходе, одновременно запуская старые и новые машины, прежде чем, наконец, перейти на турбонаддув.
- После первой гонки Lotus оставила свои Ford - Cosworth V8 в пользу турбодвигателей Renault V6 , таких же, какие используются заводской командой Renault.
- В конце лета McLaren перешла от Cosworth V8 к турбомоторам Porsche V6, названным в честь спонсора TAG .
- За одну гонку до финиша Уильямс перешёл с Cosworth V8 на турбины Honda V6.
- Оселла V12 годовалой давности Alfa Romeo тоже перестала использовать Cosworth V8, но затем пошла к конкурентам другим путем: купила двигатели .
- Spirit Racing дебютировала в Формуле-1 при заводской поддержке Honda . Они приняли участие в чемпионате Европы Формулы-2 1982 года при спонсорстве Marlboro и сразу же добились успеха. К концу года они разработали готовое к Формуле-1 шасси с турбодвигателем Honda и приступили к программе испытаний. Первой чемпионской гонкой команды стал Гран-при Великобритании .
Изменения драйверов
[ редактировать ]- После четырех лет работы в Renault был Рене Арну привлечен 1982 года чемпионом производителей Ferrari в качестве товарища по команде Патрика Тамбея . Затем Renault подписала контракт с Эдди Чивером из Лижье .
- Тем временем другой гонщик «Лижье», Жак Лаффит , перешёл в «Уильямс» . Поэтому французской команде пришлось найти новую пару пилотов: Жан-Пьера Жарье из Оселлы и Рауля Бозеля из Марша .
- Еще восемь замен пилотов произошли в командах с более низким рейтингом.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- За сезон RAM посадил в свою машину четырех разных гонщиков.
- Алан Джонс вышел из отставки, чтобы единожды покататься с «Эрроуз» вместо их гонщика Чико Серры . Бразильца гонщик определенно заменили, когда Тьерри спорткара Бутсен заплатил за свой дебют в Формуле-1 на домашней гонке и получил разрешение доиграть сезон.
- После одной восторженной попытки в 1980 году с Shadow , Стефан Йоханссон дебютировал в гонках с Spirit , выступая за команду Формулы-2 .
- В качестве «спасибо» от Джонатан руководителей команды Williams Палмер дебютировал в Формуле-1 на третьей машине Williams во время домашней гонки в Брэндс-Хэтч .
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | Гран-при Бразилии. | Жакарепагуа , Рио-де-Жанейро | 13 марта |
2 | Гран-при США Запада | Трасса на Лонг-Бич-стрит , Калифорния | 27 марта |
3 | Гран-при Франции | Трасса Поль Рикар , Ле Кастелле | 17 апреля |
4 | Гран-при Сан-Марино. | Гоночная трасса Дино Феррари , Имола | 1 мая |
5 | Гран При Монако | Трасса Монако , Монте-Карло | 15 мая |
6 | Гран-при Бельгии. | Трасса Спа-Франкоршам , Ставло | 22 мая |
7 | Гран При Детройта | Трасса Детройт-стрит , Мичиган | 5 июня |
8 | Гран-при Канады. | Трасса Жиля Вильнёва , Монреаль | 12 июня |
9 | Гран-при Великобритании | Трасса Сильверстоун , Сильверстоун | 16 июля |
10 | Гран-при Германии | Хоккенхаймринг , Хоккенхайм | 7 августа |
11 | Гран-при Австрии. | Остеррайхринг , Шпильберг | 14 августа |
12 | Гран-при Голландии | Автодром Парк Зандворт , Зандворт | 28 августа |
13 | Гран-при Италии. | Национальный автодром Монцы , Монца | 11 сентября |
14 | Гран-при Европы | Брэндс-Хэтч , Вест-Кингсдаун | 25 сентября |
15 | Гран-при Южной Африки. | Трасса Гран-при Кьялами , Мидранд | 15 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]Хотя в предварительном календаре было указано 18 Гран-при, подтверждено было 15, что на один меньше, чем годом ранее.
- Гран -при Южной Африки был перенесен из открытия сезона в финал сезона.
- Гран -при Франции перенесли с июля на апрель.
- Гран -при Бельгии проводился в Спа-Франкоршам вместо трассы Золдер в рамках соглашения о чередовании мест проведения и вернулся в расписание после Гран-при Монако . Подобным образом Гран-при Великобритании в этом году проводился в Сильверстоуне, а не в Брэндс-Хэтче . Последнее место проведения осталось в календаре под видом Гран-при Европы .
- Гран -при Голландии перенесли с начала июля на конец августа.
- Гран -при Швейцарии в Дижон-Пренуа и Гран-при Caesars Palace в Лас-Вегасе были удалены из календаря. [ 4 ] [ 5 ]
Предварительный календарь
[ редактировать ]- Организаторы пытались вернуть Гран-при Аргентины с 1982 года . Гонка была запланирована на 30 января, но позже была отменена. [ 6 ]
- Планировалось провести Гран-при Советского Союза в Москве 21 августа, но эти планы сорвались из-за бюрократических барьеров. [ 6 ]
- Гран-при в Нью-Йорке , который пройдет на временной трассе во Флашинг-Медоуз в Квинсе , было запланировано на 25 сентября. [ 7 ] но после определенных проблем мероприятие было отменено и заменено Гран-при Европы в Брэндс-Хэтче .
Изменения в правилах
[ редактировать ]- Серьезные изменения в технических регламентах потребовали установки плоского днища для автомобилей с полным запретом на технологию экранного эффекта , впервые использованную в Lotus 78 в 1977 году . [ 8 ] [ 9 ] Это было сделано для уменьшения прижимной силы и скорости прохождения поворотов, которые, как считалось, достигли опасного уровня в 1982 году , когда произошло несколько жестоких и смертельных аварий. [ 10 ]
- Полный привод был запрещен, как и автомобили с числом колес более четырех. [ 11 ]
- Минимальный вес был установлен на уровне 540 кг (1190 фунтов). [ 12 ]
- Красный фонарь сзади автомобиля должен иметь мощность не менее 21 Вт . [ 12 ] [ 13 ]
Отчет за сезон
[ редактировать ]Начало сезона
[ редактировать ]Гонка 1: Бразилия
[ редактировать ]Гран -при Южной Африки, с которого начался сезон 1982 года, было перенесено на конец года, и поэтому сезон начался в Бразилии . На автодроме Хакарепагуа Риосентро в Рио-де-Жанейро действующий чемпион Кеке Росберг занял поул-позицию, но вскоре уступил лидерство Нельсону Пике , а затем загорелся во время пит-стопа. Когда пожар потушен, он отбился с девятого места и финишировал вторым после Пике, но впоследствии был дисквалифицирован за толчок на старте в боксах. В результате сложилась беспрецедентная ситуация, поскольку организаторы решили не отдавать второе место Ники Лауде , занявшему третье место, а оставить место вакантным. Таким образом, только пять гонщиков набрали очки, и, кроме Пике и Лауды, это был товарищ Росберга по команде Жак Лаффит , чье присутствие на четвертом месте было неожиданностью, учитывая его 18-е место в таблице. Ferrari провела сложную гонку и показала лучший результат, заняв лишь пятое место, а Патрик Тамбей стартовал третьим. Последнее очко досталось Марку Зуреру , который квалифицировался 20-м, но к концу первого круга поднялся на 14-е.
Гонка 2: Запад США
[ редактировать ]Следующая гонка была первой из двух, которые проводились в США, Гран-при США Запада , проходившим в Лонг-Бич, Калифорния . Тамбай начал гонку с поула и лидировал до 25-го круга. На этом круге Росберг попытался обогнать, но две машины задели и разлетелись. Тамбай сошел с дистанции, но Росберг продолжал лидировать. Вскоре после этого Лаффит вышел вперед, столкнув при этом Росберга с столкновением. Пара McLaren в составе Джона Уотсона и Ники Лауды стартовала с 22-го и 23-го места на стартовой решетке, но и Лаффит, и Патрезе боролись с изношенными шинами, и McLarens быстро их догнали. Патрезе попытался обогнать Лаффита на 44-м круге, но проскользнул мимо, и оба McLarens обогнали его. Они также оба смогли обойти Лаффита на следующем круге. После этого Уотсону оставалось вести домой своего товарища по команде и одержать победу со счетом 1–2, которая до сих пор считается победой с самой низкой квалификационной позиции. У Патрезе отказал двигатель за три круга до конца, в результате чего третье место досталось Арну, а Лаффит следовал домой, отстав на круг и четвертым. Очки закруглил Зурер в «Стрелах» и Джонни Чекотто в « Теодоре» . Чико Серру во второй команде Arrows заменил чемпион мира 1980 года Алан Джонс , но возвращение австралийца в Формулу-1 оказалось неудачным, и Серра вернется в машину на следующую гонку.
Это был последний Гран-при США на Западе, поскольку организатор гонки Крис Пук решил, что Формула-1 слишком дорога. С 1984 года гонка станет частью серии CART IndyCar .
Европейская весна
[ редактировать ]Когда цирк Формулы-1 направлялся в Европу, Лауда лидировал в чемпионате, несмотря на то, что еще не выиграл ни одной гонки. Два победителя, Пике и Уотсон, были вторыми, отставая всего на одно очко. Это означало, что McLaren лидировала в Кубке конструкторов, опережая Brabham на десять очков.
Гонка 3: Франция
[ редактировать ]На Гран-при Франции на трассе Поль-Рикар под Марселем команда RAM представила вторую машину для местного гонщика Жана-Луи Шлессера , который не смог пройти квалификацию.
Эта гонка проводилась в середине апреля вместо обычного срока в конце июня - начале июля, чтобы избежать летней жары на юге Франции. В гонке доминировал другой домашний гонщик, Ален Прост . Он завоевал поул, победу и лучший круг и лидировал на всех кругах гонки, кроме трех. Этих троих возглавлял Пике во время пит-стопов; в итоге бразилец финишировал вторым и вернул себе лидерство в чемпионате. Эдди Чивер финишировал третьим на втором Renault. Тамбай был четвертым перед своей публикой, а двое Уильямс из Росберга и Лаффита - пятым и шестым соответственно.
Теперь Пике лидировал в чемпионате, отставая от Лауды на пять очков, а Уотсон и Прост отставали всего на одно очко. Лидерство McLaren в Кубке конструкторов сильно сократилось из-за того, что они не смогли забить, а Brabham теперь отставал всего на четыре очка, а Renault также не отставала.
Гонка 4: Сан-Марино
[ редактировать ]Арну на Ferrari занял поул-позицию, а его товарищ по команде Тамбай вырвался из второго ряда и присоединился к нему во главе группы на первых кругах. Однако местный гонщик Риккардо Патрезе преодолел их обоих и вывел свой Brabham вперед. Несмотря на все усилия сначала Арну, а затем и Тамбая, после того как они поменялись местами во время пит-стопов, он остался там. На 34-м круге Тамбай, наконец, нашел путь мимо и оставался в лидерах до тех пор, пока небольшая осечка не позволила Патрезе выйти вперед за 6 кругов до конца на подъезде к Тосе. Однако на выходе из Aqua Minerale Патрезе пробежал мимо и врезался в стенку покрышки. Это позволило Тамбаю вернуть лидерство и взять клетчатый флаг, что принесло Ferrari победу на своем поле. Прост обогнал Арну на последних пяти кругах и не позволил Ferrari финишировать со счетом 1–2. Однако Арну финишировал третьим, что позволило ему стать общефранцузским подиумом и снова опередить последних бомбардиров: Росберга, Уотсона и Зурера. Неспособность Пике забить из-за отказа двигателя, что было обычным явлением для Brabham-BMW, означала, что он и Прост теперь делят первое место в турнирной таблице, а Тамбай отстает всего на одно очко. Пара McLaren, Уотсон и Лауда, также присутствовала на мероприятии. Ferrari захватила лидерство в Кубке конструкторов, но от McLaren и Renault их отделяет всего три очка. Непоследовательность Брэбэма привела к тому, что они опустились на четвертое место, немного отстав.
Гонка 5: Монако
[ редактировать ]Прост завоевал свой второй поул в году в Монако . Арну завершил полностью французский первый ряд. Тем не менее, обоих на старте обогнал Кеке Росберг, который, несмотря на влажную трассу, рискнул стартовать на сликах, в то время как окружающие его были либо на полностью мокрых, либо на промежуточных шинах, а Прост после нескольких кругов вылетел обратно через поле. у финна не осталось серьезных соперников. Несмотря на дождь и многочисленные столкновения дальше по полю, включая Арну, Росберг лидировал на каждом круге и фиксировал свою первую победу в году. Жак Лаффит, казалось, был настроен на рекорд Williams 1–2, но его остановил отказ коробки передач. Это дало Пике и Просту два оставшихся места на подиуме, что позволило Пике открыть преимущество в два очка в чемпионате. Тамбай был четвертым, опередив Дэнни Салливана и Tyrrell Alfa Мауро Бальди Romeo . У Патрезе возникла проблема с электрикой в десяти кругах от дома.
Прост остался вторым в чемпионате, отставая от Тамбая всего на два очка. Победа Росберга подняла его на четвертое место, в то время как Ferrari сохранила лидерство в Кубке конструкторов, опередив на два очка Renault, которые, в свою очередь, опередили Brabham, McLaren и Williams на два очка - всего по 21.
Гонка 6: Бельгия
[ редактировать ]Гонка 1983 года на трассе Спа-Франкоршам на юге Бельгии стала первым Гран-при с 1970 года; хотя трасса была сокращена в 1979 году с 14 км до 7 км и стала намного безопаснее, чем ее чрезвычайно быстрая первоначальная версия, но ей все же удалось сохранить быстрый и плавный характер старой трассы. Золдер и Нивель принимали Гран-при Бельгии на протяжении большей части 1970-х и начала 1980-х годов.
Прост снова завоевал поул в Спа на Гран-при Бельгии , хотя его квалификационные выступления не отразились на его счете очков на тот момент сезона. Андреа де Сезарис вырвался вперед со второго ряда стартовой решетки и провел первые двадцать кругов, отрываясь от Проста. Казалось, итальянец был готов к первой победе, но из-за медленного пит-стопа он оказался на втором месте, а проблемы с двигателем замедлились и, наконец, остановили его Alfa Romeo. Это позволило Просту лишь ненадолго одержать победу, которой бросил вызов Пике, который в конце ускользнул на четвертое место. Тамбай был вторым, а Чивер третьим, что снова позволило двум Renault подняться на подиум, в то время как Росберг и Лаффит округлили очки, их автомобили с двигателем Cosworth не смогли сравниться с турбонаддувом на быстрой трассе Спа.
Прост опережал Пике на четыре очка, а Тамбай отставал всего на одно очко. Renault также лидировала в Кубке конструкторов, отстав от Ferrari на пять очков, а Brabham, Williams и McLaren отставали еще дальше. Эрроуз, видимо, намеревавшийся избавиться от Чико Серры, заменил его во второй раз, на этот раз на местного новичка Тьерри Бутсена . Бельгиец, более известный на тот момент как водитель спортивных автомобилей, сохранял свою тягу до конца сезона.
Североамериканский тур
[ редактировать ]Гонка 7: Детройт
[ редактировать ]Затем команды отправились в Детройт для своего обычного визита в Северную Америку в середине сезона. Уличная трасса Детройта немного изменилась по сравнению с прошлогодней гонкой; шпилька на Джефферсон-авеню и Крайслер-Драйв была обойдена и устранена, так что трасса оставалась на Крайслер-Драйв до тех пор, пока не свернула налево на Конгресс-стрит.
Арну забил свой второй поул в году, но Пике лидировал на старте. Арну вернул лидерство на 9-м круге и сдерживал Пике и Росберга до тех пор, пока на его Ferrari не вышла из строя электрика, в результате чего Пике снова снова лидировал. Микеле Альборето Тиррелл унаследовал лидерство Пике, когда бразилец нанес медленный прокол сзади, опустив его на четвертое место. Это была вторая победа Альборето в карьере, обе из которых были одержаны в Соединенных Штатах. Росберг финишировал вторым, Уотсон третьим, а Пике восстановился и финишировал четвертым. Лаффит был пятым, а Найджел Мэнселл вернулся домой шестым и набрал первое очко Lotus в 1983 году. Неспособность Проста набрать очки оставила его всего на одно очко впереди Пике, а Тамбей и Росберг оба находились в непосредственной близости. Лидерство Renault в Кубке конструкторов сократилось до четырех очков, а Williams вышла на второе место, опередив Ferrari на одно очко.
Гонка 8: Канада
[ редактировать ]Гран -при Канады на трассе Жиля Вильнева в Монреале, через неделю после того, как в Детройте дебютировал Жак Вильнев , брат покойного Жиля Вильнева . Он дебютировал в составе RAM на своем домашнем Гран-при, заменив Элисео Салазара . Ему не удалось пройти квалификацию на гонку. Арну снова взял поул и лидировал большую часть гонки, уступив свое лидерство только во время пит-стопов. Он стал седьмым победителем года в восьми гонках, впервые выиграв за Ferrari. Патрезе выглядел настроенным на второе место, прежде чем из-за очередной технической неисправности, на этот раз из-за неисправности коробки передач, он продолжал не набирать очки в 1983 году. Это позволило Чиверу вернуться домой вторым, его лучший результат в году, а Тамбай занял второе место. Феррари на подиуме на третьем месте. Росберг, Прост и Уотсон замыкают очки. Прост сохранил лидерство в чемпионате, теперь всего на три очка, а Тамбай и Пике разделили второе место. Росберг отставал всего на два очка. Теперь Renault и Ferrari лидируют в Кубке конструкторов, а Williams, Brabham и McLaren теряют темп.
Европейское лето
[ редактировать ]Гонка 9: Британия
[ редактировать ]Команды вернулись в Европу на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне , самую быструю трассу года. Хотя ожидалось, что Салазар вернется в RAM вместо Вильнёва, британский гонщик Кенни Ачесон вместо него был нанят . Он выступил достаточно хорошо, чтобы сохранить это место до конца сезона. В гонке также дебютировала Honda финансируемая команда Spirit, . В 1983 году команда будет проводить ограниченную программу с целью провести полный сезон в 1984 году . Стефан Йоханссон будет водить машину. В квалификации Арну завоевал свой третий поул подряд на новеньком Ferrari 126C3. На старте он уступил лидерство своему товарищу по команде Тамбаю и занял второе место, опередив Проста. Хотя Ferrari имели преимущество в скорости на прямой над Renault, в целом Прост был самым быстрым из троих и к 20-му кругу обогнал Арну и Тамбей. Но по пит-стопам он оставался лидером до финиша. Пике также опередил Феррари до конца и финишировал вторым, а Тамбай - третьим. Мэнселл, впервые использовавший турбодвигатель Renault на своем Lotus, показал свой лучший результат в году, став лучшим гонщиком дома, заняв четвертое место, опередив Арну и Лауду. Это позволило Просту и Renault укрепить свое лидерство в чемпионате. Пике теперь отставал на шесть очков, а Тамбай отставал на два очка. Теперь Росберг отставал более чем на одну победу, и было ясно, что команды без турбонаддува, такие как Williams, McLaren, Tyrrell и Ligier, оказались в значительно невыгодном положении. Чемпионат конструкторов превратился в гонку двух лошадей: Renault опережала Ferrari на три очка.
Гонка 10: Западная Германия
[ редактировать ]Следующей гонкой стал Гран-при Германии на очень быстрой трассе Хоккенхайма недалеко от Штутгарта, и Тамбай обеспечил Ferrari четвертый поул подряд. Однако на раннем этапе он уступил лидерство Арну, а позже у него отказал двигатель, из-за чего Пике вышел на второе место. Бразилец ненадолго унаследовал лидерство во время пит-стопа Арну, но француза не удалось остановить, и он записал свою вторую победу в году. Пожар за три круга до дома не позволил Пике занять второе место, которое вместо этого досталось Андреа де Сезарису, набрав несколько очков для Alfa Romeo. Патрезе был третьим, набрав свои первые очки в году, опередив Проста, Лауду и Уотсона.
Прост увеличил свое преимущество над Пике до девяти очков, но и Тамбей, и Арну были близки. Ferrari также восстановила лидерство по очкам, опередив Renault на три.
Гонка 11: Австрия
[ редактировать ]Это был еще один поул для Тамбая и Ferrari в Австрии на быстрой трассе Остеррайхринг недалеко от Граца . Он лидировал до первых пит-стопов, когда низкое давление масла вынудило его сойти с дистанции. Это должно было позволить товарищу по команде Арну одержать победу, но на заключительной стадии его обогнал Прост. Пике финишировал третьим, Чивер четвертым, Мэнселл пятым, а Лауда замыкает очки. Теперь Прост опережал Пике на 14 очков (51 очко против 37), Арну - 34, а Тамбей - 31. Renault снова стала лидером Кубка конструкторов, опередив Ferrari на три очка.
Гонка 12: Нидерланды
[ редактировать ]Пике завоевал свой первый поул в сезоне на Гран-при Нидерландов на трассе Зандворт недалеко от Амстердама и лидировал до 41 круга, когда Прост попытался обогнать его. Они столкнулись, и оба оказались на месте. В результате Арну одержал победу над Ferrari, которая превратилась в счет 1–2, когда у Патрезе возникла проблема ближе к концу, из-за которой он в конечном итоге оказался на 9-м месте. Джон Ватсон был третьим. Гонка с высоким истощением позволила попасть в необычную шестерку лучших: Дерек Уорвик , Мауро Бальди и Микеле Альборето замыкают очки. Йоханссон финишировала седьмой в составе новой команды Spirit. Арну теперь стал вторым в чемпионате, отставая от Проста на восемь очков. Тамбай и Пике теперь были третьими, отставая от лидера на 14 очков. Однако преимущество Ferrari в Кубке конструкторов теперь составляло 12 очков над Renault. Поул Пике завершил серию из десяти поулов подряд французских гонщиков. В этой гонке McLaren пополнила ряды турбомоторов, когда Лауда дебютировал с новым двигателем TAG V6, хотя Уотсон по-прежнему управлял автомобилем с двигателем Cosworth.
Гонка 13: Италия
[ редактировать ]Осталось провести три гонки, и в начале сентября команды отправились в Италию . На автодроме Монцы недалеко от Милана Ferrari уступила поул Патрезе, заняв второе и третье места. Пике обогнал оба Ferrari и на первых кругах финишировал вторым после своего товарища по команде, но это длилось недолго, так как проблемы с электричеством вынудили Патрезе сойти с дистанции на третьем круге. первая победа после первой гонки в Бразилии, состоявшейся примерно шесть месяцев назад. Арну занял второе место, Чивер - третье, а Тамбай - четвертое. Элио де Анджелис набрал свои первые очки в году, заняв пятое место, а Дерек Уорвик набрал очки второй раз подряд, заняв шестое место. Выступления Пике и Арну вкупе с неспособностью Проста забить поставили чемпионат в неопределенную позицию за две гонки до конца. Прост по-прежнему лидировал с 51 очком, у Арну - 49, Пике - 46, а Тамбай - 40, при этом на доске осталось 18 очков. Ferrari сохранила лидерство, теперь отставая от Renault на 17 очков.
Гонка 14: Европа (Брэндс-Хэтч, Великобритания)
[ редактировать ]Третий Гран-при США должен был состояться во Флашинг-Медоуз-Корона-парке в районе Квинс Нью-Йорка, но был отменен в кратчайшие сроки из-за местных протестов. Трасса British Brands Hatch , расположенная недалеко от Лондона , смогла организовать на своем месте Гран-при Европы . Теодор приехал на гонку всего на одной машине, так как у Джонни Чекотто не было достаточно средств для участия в двух последних гонках. После гонки команда полностью закрылась и вообще не появлялась на последней гонке. Команда Spirit также объявила, что не поедет на последнюю гонку, готовясь к своему первому полному сезону в 1984 году. Уильямс управлял третьей машиной в гонке Брэндс-Хэтч за Джонатана Палмера . Британский гонщик финишировал 13-м, единственный из Williams, финишировавший после того, как Росберг сошел с дистанции из-за отказа двигателя, а Лаффит не смог пройти квалификацию.
В гонке де Анжелис занял поул-позицию для Lotus. Итальянца на старте обогнал соотечественник Патрезе, лидировавший до первых пит-стопов. После этого он сбился с темпа, а отказ двигателя у де Анжелиса отдал преимущество Пике. Он лидировал до финиша, став первым гонщиком за весь сезон, выигравшим две гонки подряд. Прост боролся за второе место, а Мэнселл занял первое место на подиуме Lotus в году, заняв третье место. Де Сезарис был четвертым, в то время как у Толемана обе машины были в очках, а Уорвик опередил Бруно Джакомелли .
В результате гонки оба чемпионата остались на волоске, осталась одна гонка. Прост по-прежнему лидировал, но теперь всего на два очка опережал Пике. Арну тоже мог бы стать чемпионом, но для этого ему потребуется победа, поскольку Прост не забьет, а Пике не будет выше пятого места. Renault по-прежнему отставала от Ferrari на 11 очков.
Финал сезона: Южная Африка
[ редактировать ]Финалом сезона стал Гран-при Южной Африки на быстрой высокогорной трассе Кьялами между Йоханнесбургом и Преторией. Тамбай взял поул, а Пике, лучший из претендентов на титул, занял второе место. Арну был четвертым, а Прост пятым. Если бы гонка закончилась таким образом, Пике стал бы чемпионом. Пике взял на себя инициативу на старте, чтобы еще больше повысить свои шансы. Прост пробился на третье место, а ранний отказ двигателя у Арну выбил его из гонки. Прост был на третьем месте, а Патрезе на втором, и товарищ Пике по команде держал Проста позади себя. Однако, когда на 44-м круге у Проста отказала турбина, Пике оставалось только финишировать в четверке лучших. Он отступил и в конце концов уступил лидерство Патрезе, который стал восьмым победителем сезона. Пике также позволил Лауде выйти на второе место, но три круга спустя у австрийца отказала электрика. Де Сезарис также обогнал Пике до финиша, обеспечив себе второй подиум в году для Alfa Romeo. Третьего места Пике было достаточно, чтобы обеспечить ему второй чемпионат мира, в то время как Уорвик снова финишировал по очкам, а Толеман занял четвертое место. Росберг и Чивер закруглили очки. В итоге Пике и Проста разделяли всего два очка, причем большую часть сезона француз лидировал в чемпионской гонке. Renault также проиграла Кубок конструкторов, а Ferrari завоевала этот титул второй год подряд.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. В чемпионате пилотов учитывались одиннадцать лучших результатов, а в Кубке конструкторов учитывались все этапы.
Ни один гонщик не классифицировался более чем на одиннадцать позиций по набору очков, поэтому в этом сезоне исключения из турнира не применялись. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [ 14 ] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]Поз. | Конструктор | Машина нет. |
ХОРОШИЙ |
И Т. Д |
ОТ |
СМР |
МОЙ |
БЕЛ |
ТО |
МОЖЕТ |
Великобритания |
ДАВАТЬ |
АВТОМОБИЛЬ |
ВНИЗ |
ОНА |
евро |
ЮАР |
оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Феррари | 27 | 5 | Верно | 4 | 1 | 4 | 2 | Верно | 3 | 3 | Верно | Верно | 2 | 4 | Верно | Верно | 89 |
28 | 10 | 3 | 7 | 3 | Верно | Верно | Верно | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | 9 | Верно | |||
2 | Рено | 15 | 7 | 11 | 1 | 2 | 3 | 1 | 8 | 5 | 1 | 4 | 1 | Верно | Верно | 2 | Верно | 79 |
16 | Верно | 13 | 3 | Верно | Верно | 3 | Верно | 2 | Верно | Верно | 4 | Верно | 3 | 10 | 6 | |||
3 | Брэбэм - БМВ | 5 | 1 | Верно | 2 | Верно | 2 | 4 | 4 | Верно | 2 | 13 | 3 | Верно | 1 | 1 | 3 | 72 |
6 | Верно | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 3 | Верно | 9 | Верно | 7 | 1 | |||
4 | Уильямс - Форд | 1 | ДСК | Верно | 5 | 4 | 1 | 5 | 2 | 4 | 11 | 10 | 8 | Верно | 11 | Верно | 36 | |
2 | 4 | 4 | 6 | 7 | Верно | 6 | 5 | Верно | 12 | 6 | Верно | Верно | DNQ | DNQ | ||||
42 | 13 | |||||||||||||||||
5 | Макларен - Форд | 7 | Верно | 1 | Верно | 5 | DNQ | Верно | 3 | 6 | 9 | 5 | 9 | 3 | 34 | |||
8 | 3 | 2 | Верно | Верно | DNQ | Верно | Верно | Верно | 6 | ДСК | 6 | |||||||
6 | Альфа Ромео | 22 | БЫВШИЙ | Верно | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | 2 | Верно | Верно | Верно | 4 | 2 | 18 |
23 | Верно | Верно | Верно | 10 | 6 | Верно | 12 | 10 | 7 | Верно | Верно | 5 | Верно | Верно | Верно | |||
7 | Тиррелл - Форд | 3 | Верно | 9 | 8 | Верно | Верно | 14 | 1 | 8 | 13 | Верно | Верно | 6 | Верно | Верно | Верно | 12 |
4 | 11 | 8 | Верно | Верно | 5 | 12 | Верно | ДСК | 14 | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | 7 | |||
8 | Лотус - Рено | 11 | Верно | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | Верно | Верно | 11 | |
12 | 4 | Верно | 5 | Верно | 8 | 3 | Северная Каролина | |||||||||||
9 | Толеман - Харт | 35 | 8 | Верно | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 4 | 6 | 5 | 4 | 10 |
36 | Верно | Верно | 13 | Верно | DNQ | 8 | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 7 | 6 | Верно | |||
10 | Стрелки - Форд | 29 | 6 | 5 | 10 | 6 | Верно | 11 | 11 | Верно | 17 | 7 | Верно | 8 | 10 | Верно | 8 | 4 |
30 | 9 | Верно | Верно | 8 | 7 | Верно | 7 | 7 | 15 | 9 | 13 | 14 | Верно | 11 | 9 | |||
11 | Уильямс — Хонда | 1 | 5 | 2 | ||||||||||||||
2 | Верно | |||||||||||||||||
12 | Теодор - Форд | 33 | Северная Каролина | Верно | Верно | Верно | ДНПК | Верно | Северная Каролина | Верно | 16 | Верно | Верно | 12 | 13 | 12 | 1 | |
34 | 13 | 6 | 11 | Верно | ДНПК | 10 | Верно | Верно | DNQ | 11 | DNQ | DNQ | 12 | |||||
= [ 17 ] | Лотос - Форд | 11 | ДСК | 1 | ||||||||||||||
12 | 12 | 12 | Верно | 12 | Верно | Верно | 6 | Верно | ||||||||||
— | Лижье - Форд | 25 | Верно | Верно | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 10 | 8 | 7 | Верно | 9 | Верно | 10 | 0 |
26 | Верно | 7 | Верно | 9 | Верно | 13 | 10 | Верно | Верно | Верно | DNQ | 10 | DNQ | 15 | Северная Каролина | |||
— | Дух - Хонда | 40 | Верно | Верно | 12 | 7 | Верно | 14 | 0 | |||||||||
— | АТС - БМВ | 9 | 15 | Верно | Верно | 11 | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | DNQ | Верно | ДСК | Верно | 8 | Верно | 0 |
— | Оселла - Альфа Ромео | 31 | DNQ | DNQ | 10 | 11 | Верно | DNQ | Верно | 0 | ||||||||
32 | DNQ | DNQ | DNQ | Верно | DNQ | Верно | Верно | 11 | DNQ | Верно | Верно | Верно | ||||||
— | Макларен – ДЕНЬ | 7 | Верно | Верно | ДСК | 0 | ||||||||||||
8 | Верно | Верно | Верно | 11 | ||||||||||||||
— | ОЗУ - Форд | 17 | 14 | Верно | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | 12 | 0 | |
18 | DNQ | |||||||||||||||||
— | Оселла - Форд | 31 | Верно | DNQ | Верно | Верно | DNQ | Верно | DNQ | Верно | 0 | |||||||
32 | DNQ | DNQ | DNQ | |||||||||||||||
Поз. | Конструктор | Машина нет. |
ХОРОШИЙ |
И Т. Д |
ОТ |
СМР |
МОЙ |
БЕЛ |
ТО |
МОЖЕТ |
Великобритания |
ДАВАТЬ |
АВТОМОБИЛЬ |
ВНИЗ |
ОНА |
евро |
ЮАР |
оч |
Гонка вне чемпионата
[ редактировать ]Сезон 1983 года также включал одну гонку, которая не засчитывалась в чемпионат мира, - Гонку чемпионов 1983 года . Это последняя гонка Формулы-1, не относящаяся к чемпионату. [ 18 ]
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
Гонка чемпионов | Брэндс-Хэтч | 10 апреля | Кеке Росберг | Уильямс - Форд | Отчет |
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Чемпионат мира Формулы-1 среди водителей 1983 года, Ежегодник FIA 1984 года, серая часть, страница 76.
- ^ Чемпионат мира среди производителей Формулы-1 1983 года, Ежегодник FIA 1984 года, серая часть, страница 77
- ^ Мартин Уильямсон. «Хронология Формулы-1» . ЭСПН . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ Автокурс 1983–84
- ^ Гран-при, которые были отменены
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Хейхо, Формула 1: Записи знаний и мелочи с 1950 г. - 2-е издание, 2021 г., стр. 35.
- ^ «Нью-Йорк может получить автогран-при 83 года» . Нью-Йорк Таймс . 28 октября 1982 года . Проверено 12 мая 2017 г. .
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Бразилии, 1983» . grandprix.com. Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (7 июня 2007 г.). «Запрещено! Эффект земли» . F1 Фанатик . Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ Рене Фаньян (22 января 2013 г.). «Техника Формулы-1: Новое поколение автомобилей Формулы-1 появилось в 1983 году (+фото)» . авто123 . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (1 марта 2007 г.). «Запрещено! Шестиколесники» . F1 Фанатик . Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Правила и статистика Формулы-1 1980-1989» . f1technical.net. 1 января 2009 года . Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ «Улучшения безопасности в Формуле-1 с 1963 года» . АтласF1 . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г.
- ↑ В классификации чемпионатов пилотов, опубликованной в Ежегоднике FIA 1984 года, Салливан и де Анджелис занимают одинаковое место, занимая 17-е место.
- ^ В классификации чемпионатов пилотов, опубликованной в Ежегоднике FIA 1984 года, Чекотто и Джакомелли одинаково оцениваются, занимая 19-е место.
- ^ В классификации чемпионатов производителей, опубликованной в Ежегоднике FIA 1984 года, Теодор и Лотус Форд Косворт одинаково оцениваются, занимая 12-е место.
- ^ Дипраам, Маттейс; Муэлас, Феликс (2000). «Последняя из внечемпионатских гонок» . 8 Вт . Форикс.com . Проверено 11 января 2012 г.