Альфонсо де Портаго
![]() Портаго на своем Ferrari 860 Monza , 1957 год. | |
Рожденный | Альфонсо Антонио Висенте Эдуардо Анхель Блас Франсиско де Борха Кабеса де Вака и Лейтон 11 октября 1928 г. Лондон , Англия |
---|---|
Умер | 12 мая 1957 г. (28 лет) Кавриана , Ломбардия , Италия |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1956 – 1957 |
Команды | Феррари |
Записи | 5 |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 1 |
Карьерные очки | 4 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Франции 1956 года. |
Последняя запись | Гран-при Аргентины 1957 года. |
Подпись | ![]() |
Альфонсо Кабеса де Вака-и-Лейтон, 11-й маркиз Портаго , GE (11 октября 1928 - 12 мая 1957), [ 1 ] наиболее известный как Альфонсо де Портаго , был испанским аристократом, гонщиком и бобслеистом , жокеем и пилотом.
Он родился в Лондоне в известной семье пэров Испании и был назван в честь своего крестного отца , короля Альфонсо XIII . [ 2 ] Его дед, девятый маркиз Портаго, был мэром Мадрида, а его отец, президент Пуэрта-де-Йерро. [ 3 ] и плодовитый игрок в гольф, умер от сердечного приступа , принимая душ после матча в поло . Его мать, Ольга Лейтон, была ирландской медсестрой.
В 17 лет Портаго начал демонстрировать свой яркий образ жизни, выиграв пари в 500 долларов после того, как пролетел на арендованном самолете под лондонским Тауэрским мостом . [ 4 ] Он дважды участвовал в турнире Grand National как «джентльмен-гонщик» и вместе со своими двоюродными братьями сформировал первую испанскую команду по бобслею , заняв 4-е место на зимних Олимпийских играх 1956 года , сократив бронзовую медаль на 0,14 секунды. [ 5 ]
В 1953 году он был введен в команду Scuderia Ferrari , участвуя в гонках Carrera Panamericana , 1000 км Буэнос-Айреса и нескольких Гран-при , включая победу и второе место на Автомобильном Тур де Франс 1956 года и Гран-при Великобритании 1956 года соответственно.
Его многообещающая карьера оборвалась в мае 1957 года после того, как его знаменитый Ferrari 335 S разбился недалеко от деревни Гуидиццоло, когда лопнула шина во время движения по прямой дороге со скоростью 150 миль в час (240 км/ч) на в 1957 году гонке Милле Милья . убив Портаго, его штурмана и девять зрителей. [ 6 ] Юный возраст маркиза, которому на момент смерти было 28 лет, сочетался с его статусом секс-символа. [ 7 ] вызвал шок среди многих, поскольку в его честь было названо несколько памятников и достопримечательностей, в первую очередь «кривая Портаго» на ипподроме Харама . [ 8 ]
Маркиза Портаго многие считали настоящим плейбоем своего времени; [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] «высокий, красивый и богатый испанский аристократ, захвативший всеобщее воображение». [ 12 ] Грегор Грант сказал о нем: «Такой человек, как Портаго, появляется только раз в поколение, и, вероятно, правильнее было бы сказать только один раз в жизни. Этот парень все делает сказочно хорошо. Не говоря уже о вождении, беге с препятствиями, бобслей, спортивная сторона вещей, не говоря уже о том, чтобы свободно говорить на четырех языках (...) Он мог бы стать лучшим игроком в бридж в мире, если бы захотел, он, безусловно, мог бы стать отличным солдатом, и я подозреваю, что он мог бы. будь хорошим писателем». [ 13 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Портаго родился в Лондоне , получил образование в Биаррице . [ 14 ] во Франции . [ 15 ] Он научился четко говорить на четырех языках и говорил по-английски с характерным британским акцентом. [ 6 ] Портаго был наследником одного из самых уважаемых титулов Испании. [ 16 ] и миллионер. [ 15 ] Среди его предков был исследователь Альвар Нуньес Кабеса де Вака . Его отцом был Антонио Кабеса де Вака, 10-й маркиз Портаго, который умер во время перерыва на матче по поло в молодом возрасте. Его дедом по отцовской линии был Висенте Кабеса де Вака, девятый маркиз Портаго , мэр Мадрида. Его мать звали Ольга Лейтон, она была ирландской медсестрой. У нее также была дочь по имени Сол от Соледад, которая вышла замуж и стала известна как маркиза Мораталла в гоночных кругах . Она умерла в 2017 году. [ 17 ] Первый муж Ольги, Фрэнк Макки, был старше ее более чем на 40 лет. Он застрелился, будучи неизлечимо больным, и оставил Ольге огромное состояние, заработанное как основательница Household Finance Corp. [ 18 ] Портаго был двоюродным братом Висенте Сарториуса, 4-го маркиза Мариньо , а также Хосе Луиса де Вильялонга, 9-го маркиза Кастельбелла .
Портаго был темноволосым, веснушками и голубыми глазами. [ 19 ] Он был ростом 1,83 м (6 футов) и весил 77 кг (170 фунтов). [ 16 ] Он, как известно, выиграл пари в возрасте 17 лет, когда пролетел на своем самолете под лондонским Тауэрским мостом . Он дважды участвовал в Гранд Национальном беге с препятствиями в Эйнтри в качестве жокея-джентльмена , хотя ему было трудно поддерживать свой вес. [ 16 ]
Гонщик
[ редактировать ]
Портаго начал участвовать в гонках на спортивных автомобилях в 1953 году после встречи с импортером Ferrari в США Луиджи Чинетти , который попросил его стать его штурманом в Carrera Panamericana . [ 14 ] Позже он в одиночку участвовал в гонке на личной модели Ferrari Sport на дистанции 1000 км в Буэнос-Айресе в 1954 году . [ 14 ] Портаго выиграл шесть крупных гонок, включая автогонку Тур де Франс , Гран-при Порту и Кубок губернатора Нассау (дважды). в Нассау Зимой 1956 года Портаго отставал от впереди идущей машины на несколько сантиметров, двигаясь со скоростью 240 км/ч. Портаго использовал свое умение, чтобы не врезаться в толпу после того, как водитель впереди него нажал на тормоза, и обе машины влетели в занос на 180 метров. Среди любителей спортивных автомобилей Портаго был известен как человек с двумя автомобилями из -за множества сгоревших тормозов, сцеплений, трансмиссий и разбитых автомобилей, за которые он был ответственен. Ему часто требовалось несколько машин, чтобы финишировать в гонке. [ 16 ]
Он участвовал в 5 Гран-при Формулы-1 чемпионата мира, дебютировав 1 июля 1956 года. Его лучшим результатом было второе место на Гран-при Великобритании 1956 года (совместно с Питером Коллинзом ), и он набрал в общей сложности четыре чемпионских очка. В 1953 году он участвовал в гонках с Чинетти на Carrera Panamericana . Во время спринта в Сильверстоуне в 1955 году Портаго вылетел из своего Ferrari на скорости 140 км/ч после того, как он потерял управление на пятне масла. Он был госпитализирован со сломанной ногой. [ 16 ] [ 20 ]
Бобслей
[ редактировать ]Медальный рекорд | ||
---|---|---|
Бобслей | ||
Представляя ![]() | ||
Чемпионаты мира | ||
![]() |
1957 Санкт-Мориц | Два человека |
Он также занимался бобслеем и нанял нескольких двоюродных братьев, чтобы сформировать первую сборную Испании по бобслею для Зимних Олимпийских игр 1956 года в Кортина д'Ампеццо . [ 21 ] Прежде чем купить пару саней, он совершил всего два или три тренировочных заезда в Швейцарии. Под руководством Портаго боб-двойка финишировала четвертой, к удивлению традиционных команд, пропустив медаль на 0,16 секунды. [ 21 ] С бобслеем его познакомил американец из Белуа, штат Висконсин , Эдмунд Нельсон, с которым он позже объединился, чтобы выиграть автомобильную гонку Тур де Франс .
Портаго также выиграл бронзовую медаль в соревнованиях двойок на чемпионате мира ФИБТ 1957 года в Санкт-Морице .
Смерть
[ редактировать ]
Он и его штурман Эдмунд Нельсон были убиты 12 мая 1957 года. [ 22 ] в аварии во время Милле Милья в том году , на прямом участке дороги между Черлонго и Гуидиццоло , на коммунальной территории Кавриана [ 14 ] примерно в 70 км от Брешии , места старта и финиша соревновательной гонки. [ 6 ] Крушение также унесло жизни девяти зрителей, среди них пятеро детей. [ 14 ] Портаго опасался участвовать в Милле Милья, гонке, которую он считал слишком опасной для участия, поскольку его беспокоила почти полная невозможность знать каждый поворот (даже с навигатором) и все возможные дорожные условия на расстоянии более 1000 миль (1600 км). ) открытых дорог общего пользования с очень ограниченной информацией о том, чего ожидать от гонки. [ 23 ] У Портаго, занявшего третье место, лопнула шина [ 22 ] [ 24 ] Ferrari 335 S врезался в толпу вдоль шоссе. Он ехал со скоростью 240 км/ч (150 миль в час). 335-й пролетел над каналом на левой стороне дороги, а затем свернул обратно через канал, в результате чего в общей сложности погибли девять зрителей. [ 6 ] Двое из мертвых детей пострадали от бетонного столба на шоссе, который был оторван от земли машиной Портаго и брошен в толпу. Тела Портаго и Нельсона были сильно изуродованы, а под его собственным Феррари находилось тело Портаго; разделен на две части. [ 25 ] На фотографии, получившей название « Поцелуй смерти », изображена актриса Линда Кристиан, целующая Портаго на остановке незадолго до его смертельной аварии.
Как писал Т.С. Браун: «Неизбежное произошло, когда Альфонсо [...] де Портаго остановился рядом с трассой, подбежал к забору, поцеловал Линду Кристиан, побежал обратно к своему Феррари и поехал навстречу своей судьбе, убив себя, своих товарищей». водитель, 10 зрителей и «Милле Милья». [ 26 ]
Однажды Портаго прокомментировал: «Я не умру в результате несчастного случая. Я умру от старости или буду казнен в результате какой-нибудь грубой судебной ошибки». Нельсон опроверг это утверждение, заявив, что Портаго не доживет до 30 лет. По словам Нельсона, «каждый раз, когда Портаго приезжает с гонки, передняя часть его машины сморщивается там, где он отталкивает людей с дороги на скорости 130 миль в час (210 км). /час)". [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]
Кривая Портаго на Олимпийском Бобруне в Санкт-Морице-Селерине названа в его честь за усилия его фонда по ремонту нижней части трассы. Кривая Портаго (№9) также показана на автодроме Харама в Испании.
Личная жизнь
[ редактировать ]
В 1949 году, когда ему было всего двадцать, Портаго женился на бывшей американской модели Кэрролле МакДэниеле (от которой у него было двое детей). Макдэниел был на несколько лет старше Портаго, и они едва знали друг друга. Впоследствии она вышла замуж за филантропа Милтона Петри . Одна из дочерей Портаго - фотограф Андреа Портаго, которая была на обложке журнала Энди Уорхола Interview в июне 1977 года . Его сын, Энтони (1954–1990), был биржевым маклером, женился в 1973 году (и развелся в 1978 году), получил образование в Сорбонне, занимался сбором средств для общества, а также художником по костюмам и декорациями Барбарой, дочерью немецкого дворянина Хенрика фон Шлюбаха, партнера экспортно-импортной компании Schlubach. в Гамбурге . Его бывшая жена Флоренс Ван дер Кемп ( урожденная Харрис) была президентом Фонда Версаля-Клода Моне в Нью-Йорке и дочерью покойного контр-адмирала Фредерика Р. Харриса из Вашингтона и Нью-Йорка. Ее отчим, Джеральд ван дер Кемп, был куратором, реставрировавшим Версальский дворец . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Впоследствии в 1984 году Барбара де Портаго вышла замуж за актера и драматурга Джейсона Харрисона Гранта; [ 30 ] после развода в 1991 году она вышла замуж (развелась в 1994 году) за инвестиционного банкира Уильяма Джеймса Таперта. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Предположительно, Кэрролл МакДэниел и Альфонсо де Портаго находились в процессе развода, чтобы он мог узаконить свой недействительный мексиканский брак с фотомоделью Дориан Ли (которая уже прервала свою первую беременность в 1954 году, а затем 27 сентября родила сына Кима). 1955). Ли был на одиннадцать лет старше его. [ 34 ] Однако Портаго также встречался с актрисой Линдой Кристиан , актера Тайрона Пауэра бывшей женой .
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | МЦД | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1956 | Скудерия Феррари | Феррари Д50 | Феррари V8 | АРГ | МОЙ | 500 | БЕЛ | ОТ Верно |
Великобритания 2 † |
ДАВАТЬ Верно |
ОНА Верно |
15-е место | 3 |
1957 | Скудерия Феррари | Феррари Д50А | Феррари V8 | АРГ 5 * |
МОЙ | 500 | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ПЭС | ОНА | 20-е | 1 |
- † Обозначает общий диск с Питером Коллинзом.
- * Обозначает общий диск с Хосе Фройланом Гонсалесом.
Титулы
[ редактировать ]- 11-й маркиз Портаго [ 35 ]
- 13-й граф Улучшенных [ 36 ]
геральдика
[ редактировать ]- Геральдика Альфонсо де Портаго
-
Герб маркиза Портаго (1943–1957).
В популярной культуре
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]- Бразильский актер Габриэль Леоне сыграл Портаго в биографическом фильме «Феррари» 2023 года . [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мемориал автоспорта — Альфонсо де Портаго» . Мемориал автоспорта . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Ярмарка тщеславия: Портаго, крестник Альфонсо XIII (и двоюродный брат Изабель Сарториус), любивший скорость - 19 августа 2018 г.
- ^ ABC: Гольф и «Железные ворота» - 20 февраля 1932 г.
- ^ Стефан Груэфф: Моя Одиссея с. 182
- ↑ The Rake: Full Marquess - Альфонсо де Портедж - ноябрь 2016 г. - Эд Криппс
- ^ Перейти обратно: а б с д Роспильози, Уильям (20 мая 1957 г.). «Ужас в Италии» . Иллюстрированный спорт . Том. 6, нет. 20. Чикаго. стр. 12–15 . Проверено 3 февраля 2024 г.
Маркиз Альфонсо де Портаго погибает в результате холокоста, который, вероятно, означает конец Милле Милья , величайшей из всех автогонок по открытой дороге.
- ^ Макдонаф 2006 , стр. 3–6.
- ^ Роберт Грей Рейнольдс-младший: Маркес де Портаго - испанский водитель Ferrari и Playboy с. 18
- ^ Элсон, Джеймс (4 августа 2022 г.). «Автомобиль Ferrari F1 легендарного плейбоя де Портаго выставлен на продажу» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Вербо, Э. (26 августа 2017 г.). «Сын Соледад Кабеса де Вака, маркизы Мораталлы, осуждает ее «похищение» » . Мир . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Люке, Ксавье Г. (17 июня 2022 г.). «От Пако Годиа до трагической гибели Альфонсо де Портаго» . Авангард . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Movistar+ - Отчет Робинсона: Маркес де Портаго (Эд Макдонаф о Портаго)
- ^ Пэджетт, Мартин (1 октября 2005 г.). Пятьдесят лет с автомобилем и водителем . Издательство Филипакки. п. 25. ISBN 978-1-9332-3100-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Альфонсо Антонио Висенте Эдуардо Анхель Блас Франсиско де Борха Кабеса де Вака и Лейтон, маркиз ди Портаго» . Архивировано из оригинала 2 июля 2013 года . Проверено 4 июня 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б «Спортсмен-сорвиголова погибает», Los Angeles Times , 13 мая 1957 г., стр. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Маркиз за рулем», The New York Times , 17 марта 1957 г., страница SM40.
- ^ «Маркиза де Мораталья, обладательница героя Золотого кубка The Fellow, умирает в возрасте 87 лет» . Гоночный пост .
- ^ Ли, Дориан (1980). Девушка, у которой было всё . Даблдэй. п. 94 . ISBN 9780385143318 .
- ^ Макдонаф 2006 , с. 6.
- ^ «Что убило Альфонсо де Портаго и Милле Милья?» . classiccarsforsale.squarespace.com . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вива F1. «Формула-1 на Олимпийских играх» . Архивировано из оригинала 8 августа 2012 г. Проверено 26 июля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Форикс (получено 24 октября 2012 г.)
- ^ Парди, Кен В. (август 1957 г.). «Портаго» . Иллюстрированные спортивные автомобили . 3 (2): 65.
- ^ Или четвертое место, СМИ тогда не разъяснили Forix (получено 24 октября 2012 г.)
- ^ Полный маркиз: Альфонсо де Портаго
- ^ Дорожные гонки , Motor Trend 100 лет автомобиля , 1985, ISBN 0-8227-5092-9 , с. 233.
- ^ Уикер, Том (28 декабря 1979 г.). «Барбара де Портаго, «настоящий деятель» с талантом к вечеринкам» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Выросшая в Версале, Барбара Де Портаго стала солнечной королевой нью-йоркского общества» . люди.com . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Льюис, Пол (9 апреля 2018 г.). «Джеральд Ван дер Кемп, 89 лет, реставратор Версаля» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Барбара де Портаго в свадьбе с Дж. Х. Грантом» . Нью-Йорк Таймс . 27 ноября 1984 г. Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Барбара де Портаго, консультант, ср» . Нью-Йорк Таймс . 05.10.1991 . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Сотрудники WWD (19 октября 1994 г.). «Статья 19 октября 1994 года» . WWD.com . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Язиги, Моник П. (27 июня 1999 г.). «Не просто еще одна работающая девушка» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Ли, Дориан. Девушка, у которой было все , стр. 113–114, 128.
- ^ Словарь Королевской академии истории (DBE). Биографии: Альфонсо Кабеса де Вака и Лейтон.
- ^ Официальный государственный вестник (BOE) - 26 июня 1952 г.
- ^ «Майкл Манн, Габриэль Леоне, Альфонсо Де Портаго, роль гонщика» . Крайний срок. 14 июля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дольчини, Карло (15 сентября 2011 г.). Альфонсо де Портаго. Последняя гонка . Силея. ISBN 978-88-7911-532-2 .
- Макдонаф, Эдвард (2006). Маркиз Портидж: Легенда . Мерсиан Мануалс Лтд. ISBN 978-19-03088-27-2 .
- Валлечинский, Дэвид (1984). «Бобслей: двойка». Полная книга Олимпийских игр: 1896–1980 гг . Нью-Йорк: Книги Пингвина. п. 558.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1928 рождений
- 1957 смертей
- Спортсмены из Лондона
- Гонщики из Лондона
- Испанские бобслеисты-мужчины
- Испанские наездники-мужчины
- Испанские автогонщики
- Испанские гонщики Формулы-1.
- Бобслеисты на зимних Олимпийских играх 1956 года.
- Олимпийские бобслеисты сборной Испании.
- Пилоты Феррари Формулы-1
- Гонщики, погибшие во время гонок
- Спортивные смерти в Италии
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Испанцы ирландского происхождения
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Гранды Испании
- Водители Каррера Панамерикана
- Испанское дворянство 20-го века