Ниссан ГТП ZX-Турбо
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2018 г. ) |

Nissan GTP ZX-Turbo (также известный как GTP ZX-T ) — серия гоночных автомобилей, разработанных для Nissan Motors компанией Electramotive Engineering для участия в чемпионате IMSA GT Championship . Выступая с 1985 по 1990 год, они были известны как первый автомобиль, победивший Porsche 962 , который доминировал в высшей категории GTP IMSA. Это привело к тому, что Nissan выиграл чемпионат конструкторов и «12 часов Себринга» в 1989 и 1990 годах. В 1990 году GTP ZX-Turbo был заменен более новым NPT-90 .
GTP ZX-Turbo был назван в честь его общего с серийным Nissan 300ZX VG30ET с турбонаддувом V6 двигателя . Хотя блок цилиндров был аналогичен, двигатель GTP ZX-Turbo был значительно модифицирован, чтобы выдерживать нагрузки гонок.
Разработка
[ редактировать ]

В 1984 году компания Nissan Motors назвала Electramotive Engineering своим официальным подразделением по развитию гонок в Северной Америке, пытаясь утвердить Nissan в Соединенных Штатах после отказа от названия Datsun . Nissan планировал использовать чемпионат IMSA GT для демонстрации своих технологий, как это было в случае с « 24 часами Ле-Мана», начавшимися в 1983 году. Electramotive будет обслуживать, модифицировать и выставлять на продажу автомобили. Nissan предоставит двигатели VG30ET , хотя Electramotive разработает двигатель для гонок. Nissan и Electramotive обратились к Lola Cars International с просьбой изготовить шасси для нового автомобиля в соответствии с их спецификациями.
Первые два шасси (№1 и №2), получившие название «Lola T810», были построены в начале 1985 года. Гонки этого года в основном использовались для разработки нового автомобиля в рамках подготовки к 1986 году. Electramotive пришлось модифицировать элементы T810. чтобы адаптировать его к трассам меньшего размера и более коротким спринтерским гонкам, используемым IMSA GT. Модифицированные автомобили были переименованы в GTP ZX-Turbos, поскольку их конструкция развивалась по сравнению с исходным T810.
Еще одно шасси T810 (№3) было построено Лолой, продано в Японию, но затем отправлено и адаптировано Electramotive к концу 1987 года. Некоторые из этих автомобилей фактически использовали ванну более ранней конструкции Lola; T710, более известный как Chevrolet Corvette GTP . Модификации автомобилей в конечном итоге дошли до того, что Electramotive начала конструировать собственное шасси для замены старых автомобилей, а не полагаться на Лолу в производстве ванн для кабин. Всего в 1988 году было построено пять ванн, построенных Electramotive. Позже в 1990 году Electramotive стала Nissan Performance Technology Inc. (NPTI), окончательно сняв с производства GTP ZX-Turbo после того, как в середине сезона были построены новые NPT-90.
История гонок
[ редактировать ]ИМСА ГТ
[ редактировать ]1985 - 1986
[ редактировать ]Первый Lola T810 будет готов вскоре после начала сезона 1985 года, и это первое шасси дебютирует на соревнованиях Laguna Seca . Основатель Electramotive Дон Девендорф и штурман Тони Адамович вывели машину на одиннадцатое место, отстав на семь кругов от победителя гонки. После тяжелой аварии на тренировке в Шарлотте машина вернулась только в конце сезона. Автомобиль занял девятое место в Сирс-Пойнт, прежде чем механические проблемы не позволили ему финишировать ни в одной из оставшихся гонок того сезона.
Nissan решил пропустить несколько этапов сезона 1986 года, чтобы сконцентрироваться на развитии, включая « 24 часа Дайтоны» и «12 часов Себринга» . Недавно названный GTP ZX-Turbo дебютировал в сезоне на улицах Майами, но за этим последовала череда проблем на следующих этапах. В конечном итоге машина сможет финишировать в Мид-Огайо с лучшим результатом в карьере - седьмым, но Electramotive сможет улучшить этот результат, когда машина впервые в сезоне покажет свой истинный потенциал, сразится с лидерами в Портленде и в конечном итоге вернется домой. на третьем месте под Джеффа Брэбэма руководством . За этим сразу же последует следующий раунд с четвертым местом. Однако успех продлился недолго, поскольку из-за механических проблем машина не могла финишировать в течение нескольких раундов. В финальной гонке сезона на улицах Колумбуса компания Nissan займет далекое пятое место, что принесет Nissan седьмое место в чемпионате конструкторов по сумме очков. [ 1 ]
1987
[ редактировать ]В очередной раз решив пропустить более длинные этапы сезона IMSA, GTP ZX-Turbo снова дебютировал в Майами. Однако уроки, извлеченные из предыдущего сезона, а также зимние испытания позволили Electramotiv значительно улучшить машину. Это принесло GTP ZX-Turbo свою первую победу в Майами, победив Porsche 962 на одиннадцать секунд после трех часов гонок. Однако успех Nissan будет недолгим, поскольку на следующих этапах на Роуд Атланта и Риверсайд машина не сможет финишировать из-за отказа сцепления и аварии соответственно. Electramotive сможет преодолеть эти проблемы в Лагуна Сека с помощью пятого места, прежде чем проблемы вернутся в Мид-Огайо.
Electramotive не сможет добиться большого успеха до финального этапа сезона в Дель-Маре , где GTP ZX-Turbo завершит сезон, заняв шестое место. Хотя Nissan удалось занять улучшенное пятое место в Кубке конструкторов, они все равно заработали лишь шестую часть общего количества очков, которые имел чемпион Porsche .
1988
[ редактировать ]
После их первой победы программа Nissan была значительно расширена в 1988 году за счет планов создания команды из двух автомобилей, хотя это было отложено из-за аварий на тренировке со второй машиной. Начав с разочаровывающего восьмого места в Майами, GTP ZX-Turbo начал серию успехов, которые помогли машине стать угрозой для ведущих команд. Начиная со следующей гонки на Роуд Атланта, автомобиль опередил заводскую команду Jaguar всего на четыре секунды. В отличие от предыдущих лет, этот успех продолжится, поскольку в следующем раунде была одержана еще одна победа на улицах Палм-Бич , затем Лайм-Рок-Парк , Мид-Огайо, Уоткинс-Глен и Роуд Америка. Этот успех был главным образом обусловлен технологией, разработанной в турбонагнетателе, которая позволила ему получить преимущество перед безнаддувными двигателями, используемыми в других прототипах.
Вторая машина команды, наконец, смогла выступить в Портленде, и по доминирующим результатам обе машины заняли первые места. Хотя в следующем раунде одна машина финиширует восьмой, машине другой команды удастся снова одержать победу в гонке. Только на уличной гонке в Сан-Антонио восьмикратная победная серия GTP ZX-Turbo подошла к концу, когда у единственной машины, участвовавшей в гонке, возникли проблемы с электричеством. Автомобили вернутся к победной форме в Колумбусе, прежде чем в финальном раунде Nissan снова потерпит поражение, а Дерек Дейли сумел вернуть домой одну из машин команды с лучшим результатом только четвертого места.
Хотя Nissan удалось выиграть девять из четырнадцати этапов, в которых участвовал класс GTP в том сезоне, решение Electramotive пропустить «24 часа Дайтоны» и «12 часов Себринга» нанесло ущерб способности Nissan выиграть чемпионат конструкторов. Имея всего три победы, очки Porsche, заработанные на гонках, которые Nissan пропустил, позволили им выиграть чемпионат всего с небольшим преимуществом. из Nissan Однако, в качестве утешения, Джефф Брэбэм выиграет чемпионат пилотов с большим отрывом.
1989
[ редактировать ]
Желая преодолеть свое незначительное поражение в 1988 году, Electramotive и Nissan будут упорно бороться за победу в неуловимом чемпионате 1989 года. Nissan мудро решил принять участие в гонках «24 часа Дайтоны» и «12 часов Себринга», хотя надежность автомобилей была под вопросом. . Действительно, опасения Nissan оправдались, когда ни одной машине не удалось финишировать в Дайтоне, хотя одна из них продержалась большую часть гонки. На более коротком этапе в Майами GTP ZX-Turbo вернется к своей победной форме предыдущего сезона, снова победив Jaguar. Однако на «12 часах Себринга» GTP ZX-Turbo показал неожиданный результат: Чип Робинсон , Джефф Брэбэм и Арье Луендык одержали победу в гонке с преимуществом в два круга.
Доказав выносливость автомобиля, он одержал победу на Road Atlanta. Хотя проблемы и отняли победу на улицах Палм-Бич, машины снова начали победную серию, одержав победы в Лайм-Роке, Мид-Огайо, Моспорте и Роуд Америка. Команде пришлось довольствоваться вторым и третьим местами в Портленде, поскольку новая машина Jaguar начала показывать свой темп. Однако GTP ZX-Turbos вернулись в Топику, заняв две верхние позиции, начав еще одну короткую серию через Сан-Антонио и Сирс-Пойнт. Вновь произошло поражение в Тампе, но «Машины» также не смогли выиграть финал сезона в Дель-Маре.
Одержав десять побед по сравнению с тремя победами у Jaguar, компания Nissan смогла легко выиграть чемпионат конструкторов. Это был первый раз, когда кто-либо, кроме Porsche, выиграл его с момента создания класса GTP в 1983 году. Джефф Брэбэм опередил Чипа Робинсона в своем втором чемпионате среди водителей.
1990
[ редактировать ]Будучи действующим чемпионом, компания Nissan осознала, что устаревший GTP ZX-Turbo теперь является главной целью всех остальных конкурентов, что побудило их начать разработку замены автомобиля. Пока этот автомобиль строился, Nissan должен был продолжать использовать более старые GTP ZX-Turbo в сезоне 1990 года. Недавно переименованной команде NPTI будет помогать капер Busby Racing, который в том сезоне управлял третьей машиной.
После очередных проблем в Дайтоне GTP ZX-Turbos одержали победу в Майами в третий раз, а новая машина Басби заняла второе место. Команда также улучшит свои результаты в Себринге, не только одержав победу в гонке, но и заняв второе место для машины другой команды. Эта серия продолжится через Роуд Атланта и Палм-Бич, прежде чем новичок Eagle - Toyota одолеет Nissan в Топике.

В гонке Топика также дебютирует замена GTP ZX-Turbo, NPT-90 , на которой команда будет управлять по одной машине каждого типа. В Лайм-Роке Nissan также потерпит поражение, но в Мид-Огайо компания снова окажется на вершине. На этот раз это будет NPT-90, победивший GTP ZX-Turbo, поскольку они заняли первые места. После того, как NPT-90 занял пятое место после первого, GTP ZX-Turbo будет полностью снят с производства. К следующему раунду второй NPT-90 будет завершен и заменит единственный оставшийся GTP ZX-Turbo, используемый командой.
Благодаря совместному использованию GTP ZX-Turbo и NPT-90, а также выступлениям каперов Джима Басби, а затем Дэвида Сиброка, Nissan снова легко выиграл чемпионат конструкторов GTP. Джефф Брэбэм также выиграет свой третий чемпионат среди пилотов. Один GTP ZX-Turbo будет представлен Джоном Шапиро на этапе Майами в 1991 году, заняв 13-е место, прежде чем команда сбросит карты. Это будет последняя гонка на автомобиле GTP ZX-Turbo, хотя NPT-90 по-прежнему будут носить название GTP ZX-Turbo.
Другая серия
[ редактировать ]Один из первых трех построенных Lola T810 будет продан компании Le Mans в Японии для использования во Всеяпонском чемпионате по спортивным прототипам . Дебютировав в конце сезона 1985 года, у автомобиля возникли механические неисправности, прежде чем он финишировал восьмым на дистанции 1000 км Фудзи и завершил сезон. В следующем сезоне у машины по-прежнему были проблемы, и она снова финишировала только на 1000 км Фудзи. Однако на этот раз машина заняла шестое место, отстав на 13 кругов от победившего Porsche 962. Автомобиль будет снят с производства, поскольку команда перейдет на Porsche.
После вывода из эксплуатации GTP ZX-Turbo в 1990 году одно из бывших заводских шасси будет отправлено в Европу для участия в чемпионате Interserie в 1991 году. Несмотря на скорость, машине будет трудно завершить гонки. Это привело бы к быстрому отказу от него.
Маркетинг
[ редактировать ]Дебютировавший в то время, когда Nissan постепенно прекращал выпуск бренда Datsun в Соединенных Штатах, GTP ZX-Turbo использовался компанией для продвижения своей способности производить спортивные, современные автомобили. Это привело к тому, что GTP ZX-Turbos использовался в телевизионной и печатной рекламе всего бренда Nissan, а также, в частности, 300ZX, с которым он делился своим двигателем.
GTP ZX-Turbos были показаны в эпизоде Miami Vice , посвященном Гран-при IMSA GT Майами, хотя в основном в нем использовались кадры самой гонки.
В безслотовой гоночной игре GT Super Screamers от Worlds of Wonder 1990 года используется Nissan GTP ZX-Turbos.
Производительность
[ редактировать ]3/1984 в Sport Auto они обнаружили, что Nissan GTP ZX-Turbo имел характеристики:
0–40 км/ч | 1,6 с |
0–60 км/ч | 2,3 с |
0–80 км/ч | 2,8 с |
0–100 км/ч | 3,6 с |
0–120 км/ч | 4,1 с |
0–140 км/ч | 4,6 с |
0–160 км/ч | 5,6 с |
0–180 км/ч | 6,8 с |
0–200 км/ч | 8,1 с |
1/4 мили | 10,9 с |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Nissan | Коллекция наследия | Nissan GTP ZX-Turbo» .
- ^ Автоспорт - 3/1989
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Прототипы мировых спортивных гонок — индекс шасси Lola (для GTP ZX-Turbo, построенных Lola)
- Прототипы мировых спортивных гонок — индекс шасси Nissan (для GTP ZX-Turbo производства Electramotive)
- Прототип - Nissan GTP ZX-T
- John Starkey Cars - История шасси GTP ZX-Turbo T810-HU01
- 962.com Архивировано 27 сентября 2007 г. на Wayback Machine - история шасси GTP ZX-Turbo 8803.
- Новости Nissan - История Nissan Motorsports