Вектрекс
![]() | |
![]() Vectrex и его контроллер | |
Разработчик | Смит Инжиниринг |
---|---|
Производитель | Бытовая электроника общего назначения (1982–83) Компания Милтона Брэдли (1983–84) |
Тип | Домашняя игровая консоль |
Поколение | Второе поколение |
Дата выпуска | |
Начальная цена | 199 долларов США (что эквивалентно 630 долларам США в 2023 году) |
Снято с производства | февраль 1984 г. |
СМИ | ПЗУ-картридж |
Процессор | Motorola MC68A09 @ 1,5 МГц |
Память | 1 КБ |
Отображать | 9-дюймовая электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) |
Графика | Векторный |
Звук | AY-3-8912 |
Вход контроллера | 2 порта контроллера |
Vectrex домашняя — это векторным дисплеем с игровая консоль , единственная, когда-либо разработанная и выпущенная для внутреннего рынка, разработанная компанией Smith Engineering, а изготовленная и продаваемая General Consumer Electronics. Впервые он был выпущен для рынка Северной Америки в октябре 1982 года, а затем для Европы и Японии в 1983 году. Первоначально он производился General Consumer Electronics, позже лицензия на него была передана Милтону Брэдли после того, как они приобрели компанию. Bandai выпустила систему в Японии.
Vectrex, в отличие от других систем видеоигр того времени, не нужно было подключать к телевизору; у него был встроенный (вертикально ориентированный) монохромный ЭЛТ- монитор . Съемную проводную панель управления можно было сложить в нижнее основание консоли. В играх были полупрозрачные цветные накладки, которые можно было разместить на экране. Дополнительные периферийные устройства включали пару 3D-очков, известных как «3D Imager», и световое перо для рисования прямо на экране. . вдохновленная астероидами игра Mine Storm, В систему была встроена
Консоль была задумана Джоном Россом из Smith Engineering в конце 1980 года как портативное устройство под названием «Мини-аркада». По мере развития разработки она трансформировалась в настольную систему, производимую General Consumer Electronics. Высокие первоначальные продажи привели к тому, что компания General Consumer Electronics была приобретена Милтоном Брэдли, однако всего через несколько месяцев Vectrex стал жертвой краха видеоигр в 1983 году и был снят с производства в начале 1984 года.
Несмотря на коммерческий провал, Vectrex получил высокую оценку за библиотеку программного обеспечения, уникальные графические возможности и встроенный монитор. Несколько изданий назвали ее одной из лучших консолей, доступных в то время. Vectrex была первой консолью с периферийным устройством на основе 3D. [1] Цветная портативная версия Vectrex была задумана в конце 1980-х годов, но была отложена из-за стоимости производства и успеха Nintendo Game Boy .
История
[ редактировать ]Vectrex был задуман Джоном Россом из Smith Engineering в конце 1980 года. [2] Он, Майк Первис, Том Слоупер и Стив Маркинг отправились на Electro-Mavin, склад излишков продукции в Лос-Анджелесе. Они нашли 1-дюймовую электронно-лучевую трубку (ЭЛТ) и задались вопросом, можно ли сделать из нее небольшую электронную игру. Демонстрация векторного дисплея на электронно-лучевой трубке была проведена путем подключения отклоняющего ярма стандартного телевизора к каналам стереоусилителя, питаемого музыкальным программным материалом. Вспомогательное ярмо использовалось для поддержания горизонтального обратного хода работы высоковольтной системы растрового телевидения. Демо-версия привела к созданию системы, первоначально задуманной как портативное устройство под названием Mini Arcade, но, когда компания Smith Engineering предложила эту идею разработчикам, она превратилась в настольную систему с девятидюймовым экраном. [2]
Лицензия на систему была передана компании General Consumer Electronics в 1981 году. После непродолжительного периода разработки аппаратного и программного обеспечения Vectrex был представлен 7 июня 1982 года на Летней выставке бытовой электроники в Чикаго. [2] Он был публично выпущен на семи избранных начальных рынках в октябре по розничной цене 199 долларов США, а затем был распространен по всей стране в первом квартале 1983 года. [3] [4] Продажи при запуске были настолько высокими, что Милтон Брэдли выкупил General Consumer Electronics в начале 1983 года. [2]

Большие ресурсы Милтона Брэдли позволили выпустить Vectrex в некоторых частях Европы к середине 1983 года, а также, в рамках соглашения о совместном брендинге с Bandai , и в Японии. [2] Однако крах видеоигр в 1983 году превратил поддержку Vectrex Милтоном Брэдли в дорогостоящую ошибку, даже несмотря на то, что цена снизилась на 25%, а затем и на 50% в отчаянии, чтобы продать устройства. В феврале 1984 года, потеряв 31,6 миллиона долларов на Vectrex, Милтон Брэдли объявил о прекращении выпуска консоли и отмене разработки новых игр. Весь запас консолей и аксессуаров компании был распродан дисконтным домам массового рынка, где они были ликвидированы за небольшую часть начальной цены консоли. К маю 1984 года Milton Bradley объединилась с Hasbro , и послепродажная поддержка прекратилась. [2] [5]
До прекращения производства Vectrex планировалось выпустить консоль-преемницу с цветным экраном. [6] После того, как права вернулись к Smith Engineering, компания строила планы [ когда? ] возродить Vectrex в качестве портативного устройства, но скорое появление Game Boy от Nintendo положило конец этим планам. [2] В середине 1990-х годов Джей Смит, тогдашний глава Smith Engineering, разрешил разработку нового аппаратного и программного обеспечения на безвозмездной основе. Смит также разрешил дублирование оригинального программного обеспечения Vectrex на некоммерческой основе, чтобы владельцы Vectrex могли получать оригинальные игры по низкой цене или бесплатно. [7]
Технические характеристики
[ редактировать ]Печатная плата
[ редактировать ]- Процессор : Motorola 68A09 @ 1,5 МГц
- Оперативная память : 1 КБ (два 4-битных чипа 2114)
- ПЗУ : 8 КБ (один 8-битный чип 2363)
- картриджа ПЗУ : 32 КБ
- Универсальный интерфейсный адаптер MOS 6522 (VIA)
Звук
[ редактировать ]- Звук : General Instrument AY-3-8912.
- Звук, управляемый микроконтроллером
- 3-дюймовый электродинамический динамик с бумажным диффузором
Дизайн
[ редактировать ]Компьютер и векторный генератор были разработаны Джерри Карром. Компьютер запускает компьютерный код игры, наблюдает за вводом пользователя, запускает генератор звука и управляет векторным генератором для создания рисунков на экране. Векторный генератор представляет собой полностью аналоговую конструкцию с использованием двух интеграторов: X и Y. Компьютер устанавливает скорость интегрирования с помощью цифро-аналогового преобразователя. Компьютер управляет временем интегрирования, мгновенно замыкая электронные аналоговые переключатели в схемах интегратора на базе операционного усилителя. Создаются скачки напряжения, которые монитор использует для направления электронного луча по поверхности люминофорного экрана электронно-лучевой трубки. Генерируется еще один сигнал, управляющий яркостью линии.
Электронно-лучевая трубка представляет собой блок Samsung модели 240RB40 монохромный размером 9×11 дюймов, отображающий изображение диагональю 240 мм; это готовый кинескоп, предназначенный для небольших черно-белых телевизоров. Яркость ЭЛТ регулируется с помощью круглой ручки на задней стороне дисплея. Векторный ЭЛТ-дисплей, такой как Vectrex, не требует специальной трубки и отличается от стандартных растровых телевизоров только схемами управления. Вместо того, чтобы использовать пилообразные волны для направления внутреннего электронного луча по растровой с компьютерным управлением схеме, интеграторы подают сигналы на линейные усилители для управления отклоняющим ярмом. Это ярмо имеет схожие, если не идентичные, индуктивности, в отличие от телевизионного отклоняющего ярма. В ярме используется стандартное телевизионное ядро. В высоковольтном трансформаторе также используются стандартные сердечник и бобина. Существует специальная схема, отключающая электронный луч, если векторный генератор останавливается или выходит из строя. экрана Это предотвращает выгорание люминофора . Эта конструкция намного меньше, чем электроника в отдельно стоящем полноразмерном корпусе. Астероиды Аркадный автомат .
При разработке в течение короткого периода времени 6502 , однако позже его производительность была признана недостаточной. рассматривалась возможность использования процессора [8]
Ранние устройства издавали очень слышимое «жужжание» из встроенного динамика, который реагирует на графику, создаваемую на экране. Это связано с неправильным производственным заземлением сигнальных линий низкоуровневой аудиосхемы и в конечном итоге было устранено в более поздних серийных моделях. « Контур заземления » был создан с помощью заземляющего ремня, добавленного при производстве для удовлетворения требований Федеральной комиссии по связи США к излучению сигнала. [ нужна ссылка ] Эта особенность стала знакомой характеристикой машины.
Периферийные устройства
[ редактировать ]
3-D Imager, изобретенный Джоном Россом, превращает 2-D черно-белые изображения, созданные Vectrex, в цветное 3-D. [9] [10] Изображение работает, вращая диск перед глазами зрителя. Диск черный на 180 градусов и в некоторых случаях имеет 60-градусные клинья прозрачных красных, зеленых и синих фильтров. Пользователь просматривает это на экране Vectrex. Vectrex синхронизирует вращение диска с частотой кадров программного обеспечения и рисует 6 экранов: с закрытым правым глазом: красное изображение для левого глаза, затем зеленое, затем рисуется синее изображение, а затем, пока левый глаз покрыт черным сектором в 180 градусов: правый глаз красный, зеленый, а затем рисуется синее изображение. Только один глаз будет видеть экран Vectrex и три связанных с ним изображения (или цвета) одновременно, тогда как другой глаз будет заблокирован 180-градусной маской. [ нужна ссылка ] Прототип был выполнен в пластиковом корпусе Viewmaster. Диск свободно вращается и приводится в движение двигателем. Программное обеспечение Vectrex генерирует собственную частоту кадров и сравнивает ее с индексным сигналом от очков один раз за оборот. Сохраняется оценка того, сколько вращений колеса произошло раньше по сравнению с частотой кадров программного обеспечения, а сколько - позже. Программное обеспечение пытается сохранить эти две тенденции равными, регулируя мощность, подаваемую на двигатель, который вращает колесо фильтра и маски. Широтно-импульсная модуляция (ШИМ) используется для управления скоростью двигателя: соотношение времени включения и времени выключения быстрого потока импульсов мощности, поступающего на двигатель. Таким образом, программное обеспечение синхронизирует вращение колеса с частотой кадров программного обеспечения или временем рисования для объединенной и повторяющейся группы, состоящей из до 6 развивающихся изображений.
Одиночный объект, который не лежит в плоскости монитора ( т. е . перед монитором или внутри него), рисуется как минимум дважды, чтобы предоставить информацию для каждого глаза. Расстояние между дубликатами изображений и углы, под которыми они нарисованы, будут определять, где объект будет «находиться» в трехмерном пространстве. Иллюзия 3D также усиливается за счет регулировки яркости объекта (затемнение объектов на заднем плане). Вращение диска на достаточно высокой скорости заставит глаза/мозг зрителя думать, что несколько изображений, которые он видит, представляют собой два разных вида одного и того же объекта из-за постоянства зрения. Это создает впечатление трехмерности и цвета. [ нужна ссылка ]
Тот же трехмерный эффект фактически возможен с растровыми или кинопроекционными изображениями, и очки с затвором, используемые в некоторых трехмерных кинотеатрах и аттракционах тематических парков виртуальной реальности, работают по тому же принципу.
Световое перо позволяет пользователю «рисовать», создавать изображения и указывать на экране. Он оснащен фотодетектором, который может видеть яркое пятно на мониторе с векторным рисунком, когда оно проходит под тем местом, где световое перо подносится к экрану. Фотодетектор подает сигналы на внутренние схемы улавливания импульсов, которые сообщают Vectrex и его программному обеспечению о событии. Прототип был выполнен в пластиковом корпусе фломастера Marks-A-Lot. Vectrex рисует поисковую систему, похожую на паутину, чтобы отслеживать местоположение ручки. Программное обеспечение меняет размер рисунка, когда перо меняет движение и скорость, пытаясь постоянно фиксировать положение пера. Световая ручка Vectrex была изобретена Джоном Россом.
Наложения экрана
[ редактировать ]
Чтобы улучшить визуальные эффекты Vectrex, каждая коммерчески выпущенная игра включала собственную уникальную полупрозрачную пластиковую накладку экрана, которая сопровождала картридж (концепция, впервые реализованная в Magnavox Odyssey , а также в некоторых ранних игровых автоматах). [11] Вместо того, чтобы физически касаться ЭЛТ-экрана, четыре выступа на консоли Vectrex надежно удерживали их перед собой, с небольшим зазором между реальным экраном и накладкой. Эти наложения, состоящие из одного-трех цветов для игрового поля, имитируют простую цветную графику (на черно-белом экране), помогают уменьшить блики, мерцание и создают впечатление плоского экрана. Они также позволили сделать изменение интенсивности яркости векторной графики более визуально отличительным. В некоторых случаях игровые дизайнеры создавали псевдоциклические эффекты цвета для ощущения движения, используя чередующиеся цветные узоры. Помимо областей счета игроков, некоторые наложения также содержали дополнительные изображения и узоры, которые добавляли к игровому полю. В нижней части каждого наложения расположены джойстик и кнопки, предназначенные для конкретной игры, которые служат подсказкой для игрока. На каждом наложении также отображалось название и логотип каждой игры, а также цветная рамка или дизайн, чтобы придать Vectrex косметический вид (очень похоже на аркадный автомат с его шатром или боковой иллюстрацией). Наложения не были обязательными, но они улучшали внешний вид игровой графики и общий внешний вид консоли.
Программное обеспечение
[ редактировать ]Часть библиотеки Vectrex состояла из портов аркадных хитов, большая часть которых была перенесена на консоль по лицензионному соглашению с Cinematronics . [2]
Компания по производству спиртных напитков Old Mr. Boston выпустила ограниченное количество индивидуальных картриджей Clean Sweep с наклейкой Mr. Boston на коробке. Наложение представляло собой обычное наложение Clean Sweep с именем, логотипом и информацией об авторских правах мистера Бостона по обе стороны. В самой игре был собственный текст, и игрок управлял цилиндром, а не пылесосом . [12] «Чистая очистка» была написана Ричардом Мошковски. [13]
Прием
[ редактировать ]В 1982 году компания Byte назвала Vectrex «одним из величайших игровых автоматов, которые мы видели в этом году… [Vectrex] — хорошая ставка, чтобы добиться успеха у потребителя». Журнал похвалил экран, заявив, что «чтобы поверить в него, нужно почти увидеть; представьте себе, что вы играете в игры дома (или в офисе), используя векторную графику с трехмерным вращением и масштабированием», и отметил, что «это необычно и приятно видеть, что на рынке появляется продукт с готовым к использованию программным обеспечением». [14] Дэвид Х. Аль заявил в журнале Creative Computing Video & Arcade Games в 1983 году, что «векторная графика действительно имеет значение, и сильная линейка игр очень помогает». [15]
Наследие
[ редактировать ]существует С конца 1995 года в Usenet сообщество любителей, пишущих игры для ParaJVE, эмулятора Vectrex. [6] Его эмуляция также является составной частью MESS. [16] [17] [18] [19] [20] (входит в МАМЕ , [21] так что RetroArch тоже через libretro [22] ), DVE, [23] лр-векс, [24] Vecx с версией для Wii под названием VectrexWii. [25] Доступны схемы картриджа Vectrex Multicart, позволяющие упаковать несколько игр в один картридж. [26] Еще есть несколько человек [27] производство и продажа новых игр, некоторые из которых комплектуются картриджами с упаковкой и накладками в стиле оригинальных коммерчески выпущенных игр, другие — с различной степенью упаковки.В последние годы для Vectrex также было разработано новое оборудование, в том числе световое перо, которое устраняет ограничения исходной версии за счет включения кнопок, заменяющих второй контроллер, необходимый в исходной версии, и дочернюю плату, устраняющую хорошо известную проблему в звук системы (минуя исходную аудиосхему на плате питания в пользу модуля, установленного в другом месте внутри шкафа). [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уорли, Джойс (сентябрь 1984 г.). «Прощание с Вектрексом». Электронные игры . стр. 82–84.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бартон, Мэтт и Логидис, Билл. (2007). История игровых платформ: Vectrex , Gamasutra.
- ^ Бланше, Майкл (26 сентября 1982 г.). «Как победить видеоигры» . Звезда Индианаполиса . п. 207.
Система Vectrex дебютирует в розничной торговле на семи новых рынках (Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Лос-Анджелес, Сан-Диего и Сан-Франциско) в октябре, а затем начнется ее национальное распространение, намеченное на первый квартал 1983 года.
- ^ «Вектрекс™» . Ежедневные новости . 3 октября 1982 г. с. 316 . Проверено 9 июля 2024 г.
Внимание любителям видеоигр! Игровая система Vectrex™ уже в продаже!
- ^ «NewspaperArchive | vectrex исторические газетные статьи, включая некрологи, рождения, браки, разводы и аресты» .
- ^ Перейти обратно: а б Руководство Genius по оборудованию для классических видеоигр Imagine Publishing. Глава 9.
- ^ Вольф, Марк Дж. П. (2012). Энциклопедия видеоигр: культура, технологии и искусство игр . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. п. 245. ИСБН 978-0-313-37936-9 .
- ^ «Руководство программиста Vectrex – Project Breaker и 6502 Vectrex» .
- ^ Что нового в электронике , Уильям Х. Хокинс, Popular Science, ноябрь 1983 г., стр. 116, ... Создатель 3-D игр: наденьте Vectrex 3-D Imager, ... изображения из специальных подключаемых игр в 3-D и цвете...сделано GCE...Цена: 50$...
- ^ InfoViews: «Вбегайте, пожмите руки, наберитесь сил, идите домой» , Джон К. Дворжак, InfoWorld, 4 июля 1983 г., стр. 33, ... В любом случае, фантастический аркадный автомат Vectrex должен стать Vectrex II и поставляться с дополнительная клавиатура... Одной из самых интересных вещей на выставке CES была 3-D машина Vectrex. Вы надеваете какие-то странные вращающиеся очки и, глядя на экран, видите полноцветное трехмерное изображение. Это было странно, потому что цвета вращались в очках и каким-то образом синхронизировались с черно-белым телевизионным изображением. Это было здорово...
- ^ Кент, Стивен (декабрь 1997 г.). «Ретрообзор: виртуальный мальчик 80-х». Следующее поколение . № 36. Imagine Media . п. 35. )
- ^ «Самые дорогие видеоигры в мире» . Архивировано из оригинала 18 октября 2021 года.
- ^ «База данных игр Vectrex» . Музей Вектрекса .
- ^ Кларк, Памела (декабрь 1982 г.). «Аркадная система Vectrex» . БАЙТ . стр. 92–93 . Проверено 19 октября 2013 г.
- ^ Ахл, Дэвид Х. (весна 1983 г.). «Аркадная система Vectrex» . Творческие компьютерные видео и аркадные игры . п. 56.
- ^ «Учебное пособие по эмулятору MESS» . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «БЕСПОРЯДОК на большой странице Спайка» . www.atarihq.com .
- ^ «МБ Вектрекс — Гроспиксели» . www.grospixels.com .
- ^ «Консоль Vectrex – сила векторов!» . 9 декабря 2018 г.
- ^ «MESS — суперсистема с несколькими эмуляторами» . baudejogos.net .
- ^ «MAMEdev.org | Дом проекта MAME» . www.mamedev.org .
- ^ «Уведомление о либретро» . Гитхаб . 15 октября 2021 г.
- ^ «Эмуляция большой страницы Спайка» .
- ^ «Vectrex — Документы RetroPie» .
- ^ «ВектрексВии — ВииБрю» .
- ^ «Как построить мультитележку Vectrex (очень просто)» . www.harmlesslion.com . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Игрок 2» . 17 августа 2018 г.
- ^ "Набор для отдыха" . vectrex-руководство .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Музей Vectrex. Архивировано 19 мая 2018 года на Wayback Machine , включая Vectrex Wiki и зеркало игровой базы данных Vectrex. Архивировано 25 января 2020 года на Wayback Machine.
- Vectrex.co.uk Фан-сайт Vectrex с новостями, рейтингами, обзорами, руководствами, патентами, техническими данными и другой документацией.
- Информационный сайт Vectrex Новости, руководства, обзоры, снимки экрана, часто задаваемые вопросы, отсканированные руководства, отсканированные коробки и многое другое.
- Большая страница Spike's Vectrex Портал Vectrex, последние игры/проекты/новости, архив информации