Атари 5200
![]() | |
![]() Atari 5200 и один из ее контроллеров | |
Производитель | Атари, Инк. |
---|---|
Тип | Домашняя игровая консоль |
Поколение | Второй |
Дата выпуска |
|
Снято с производства | 21 мая 1984 г. |
Продано единиц | 1 миллион [1] |
СМИ | ПЗУ-картридж |
Процессор | МОП 6502C @ 1,79 МГц |
Память | 16 КБ ОЗУ |
Вход контроллера | Джойстик Трак-Болл |
Предшественник | Атари 2600 |
Преемник | Атари 7800 |
Atari 5200 SuperSystem или просто Atari 5200 — домашняя игровая консоль, представленная в 1982 году компанией Atari, Inc. как высококлассное дополнение популярной видеокомпьютерной системы Atari . [2] VCS была переименована в Atari 2600 во время запуска 5200. [3] Созданная для конкуренции с Mattel от Intellivision , модель 5200 стала прямым конкурентом ColecoVision вскоре после ее выпуска. [4] В то время как система Coleco поставлялась с первой домашней версией Nintendo от Donkey Kong , модель 5200 включала в себя аркадную игру Super Breakout 1978 года , которая уже появилась на 8-битных компьютерах Atari и Atari VCS в 1979 и 1981 годах соответственно.
Процессор, а также графическое и звуковое оборудование почти идентичны процессорам 8-битных компьютеров Atari, хотя программное обеспечение этих двух систем напрямую не совместимо. Контроллеры 5200 оснащены аналоговым джойстиком и цифровой клавиатурой, а также кнопками запуска, паузы и сброса. Нецентрирующийся на 360 градусов джойстик рекламировался как обеспечивающий больший контроль, чем восьмипозиционный джойстик Atari CX40 в 2600, но вызвал критику.
21 мая 1984 года во время пресс-конференции, на которой была представлена Atari 7800 , руководители компании сообщили, что производство модели 5200 было прекращено менее чем через два года после ее появления на рынке. [5] Сообщается, что общий объем продаж модели 5200 превысил 1 миллион единиц. [1] намного меньше продаж своего предшественника, составлявших более 30 миллионов.
Аппаратное обеспечение
[ редактировать ]

Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2014 г. ) |
После выпуска видеокомпьютерной системы в 1977 году Atari начала разработку оборудования для игровой консоли следующего поколения. Вместо этого он был использован в качестве основы для домашних компьютеров Atari 400 и 800 .
Позже Atari решила вновь выйти на рынок консолей, используя ту же технологию. Прототипы назывались «Atari Video System X – Advanced Video Computer System». Настоящие рабочие машины Atari Video System X , аппаратное обеспечение которых на 100% идентично Atari 5200, существуют, но встречаются крайне редко. [6]
Первоначальная версия системы 1982 года имела четыре порта контроллера по сравнению с двумя в большинстве других консолей. Контроллеры оснащены аналоговым джойстиком , цифровой клавиатурой, двумя кнопками огня на каждой стороне контроллера и функциональными клавишами игры для запуска, паузы и сброса. Модель 5200 также отличалась инновационным автоматическим переключателем телевидения, позволяющим автоматически переключаться с обычного просмотра телевизора на сигнал игровой системы при активации системы. Предыдущие радиочастотные адаптеры требовали, чтобы пользователь вручную сдвигал переключатель на адаптере. В радиочастотном блоке также находился источник питания, подключенный по уникальной схеме с двойным питанием и телевизионным сигналом, аналогичной RCA Studio II . Единственный кабель, выходящий из 5200, был подключен к распределительной коробке и по нему передавались как электричество, так и телевизионный сигнал.
Версия Atari 5200 1983 года имеет два порта контроллера вместо четырех, а также переход к более традиционному раздельному источнику питания и стандартному радиочастотному переключателю без автоматического переключения. В адресные строки порта картриджа также внесены изменения, позволяющие использовать адаптер Atari 2600 , выпущенный в том же году. Хотя адаптер предназначен только для работы с двухпортовой версией, в четырехпортовую версию можно внести изменения, чтобы сделать ее линейно-совместимой. Фактически, к концу производства четырехпортовой модели было выпущено ограниченное количество консолей, включающих эти модификации. Эти консоли можно отличить по звездочке в серийном номере.
В какой-то момент после выпуска 5200 Atari планировала выпустить меньшую и более дешевую версию Atari 5200, в которой был удален отсек для хранения контроллера. Под кодовым названием «Atari 5100» (он же «Atari 5200 Jr.») было изготовлено всего несколько полностью рабочих прототипов 5100, прежде чем проект был отменен. [7]
Контроллеры
[ редактировать ]

В прототипах контроллеров, используемых в лаборатории электротехнических разработок, использовался механизм вилки и подвеса, взятый из комплекта радиоуправляемого контроллера самолета. Конструкция аналогового джойстика , в котором для центрирования использовался слабый резиновый чехол, а не пружины, оказалась неуклюжей и ненадежной. Они быстро стали ахиллесовой пятой системы из-за сочетания слишком сложной механической конструкции и очень дешевой внутренней гибкой системы. [8] Еще одним серьезным недостатком контроллеров было то, что их конструкция не обеспечивала линейное ускорение от центра по дуге хода ручки управления. Однако на контроллерах была кнопка паузы, уникальная для того времени функция. [9] Также были выпущены различные сменные джойстики сторонних производителей, в том числе производства Wico. [10]
Atari Inc. выпустила контроллер Pro-Line Trak-Ball , который используется в таких играх, как Centipede и Missile Command . Контроллер весла [11] и обновленная самоцентрирующаяся версия оригинального контроллера [12] также находились в разработке, но так и не вышли на рынок.
Игры поставлялись с накладками из пластиковых карточек, которые прикреплялись к клавиатуре. На карте будет указано, какие игровые функции, такие как изменение обзора или скорость автомобиля, назначены каждой клавише. [13]
Крейг Харрис назвал основной контроллер 10-м худшим контроллером для видеоигр Редактор IGN . [14] Редактор Next Generation сказал, что их нецентрированные джойстики «сделали многие игры практически неиграбельными». [9]
Внутренние отличия от 8-битных компьютеров
[ редактировать ]Дэвид Х. Ал в 1983 году описал Atari 5200 как «замаскированный компьютер 400». [15] Его внутренняя конструкция аналогична конструкции 8-битных компьютеров Atari, использующих сопроцессоры ANTIC , POKEY и GTIA . Программное обеспечение, разработанное для одного, не работает на другом, но исходный код можно преобразовать механически, если в нем не используются специфичные для компьютера функции. Журнал Antic сообщил в 1984 году, что «сходства значительно перевешивают различия, так что программу 5200 можно разработать и почти полностью отладить [на 8-битном компьютере Atari] перед тестированием на 5200». [16] Джон Дж. Андерсон из Creative Computing упомянул, что несовместимость была преднамеренной, вызванной тем, что консольное подразделение Atari удалило 8-битную совместимость, чтобы не потерять контроль над конкурирующим компьютерным подразделением. [17]
Помимо отсутствия клавиатуры у 5200 есть следующие отличия: [16]
- Компьютерная операционная система Atari размером 10 КБ заменена более простой версией размером 2 КБ , из которых 1 КБ представляет собой встроенный набор символов.
- Некоторые аппаратные регистры, например, в чипах GTIA и POKEY, находятся в разных ячейках памяти.
- Назначение некоторых регистров на 5200 немного отличается.
- Аналоговые джойстики 5200 выглядят как пары джойстиков , что требует другой обработки ввода, чем ввод цифрового джойстика на компьютерах Atari. на оборудовании
В 1987 году корпорация Atari выпустила консоль XE Game System , которая представляет собой переупакованную версию 65XE (1985 года выпуска) со съемной клавиатурой, на которой можно напрямую запускать игры на домашнем компьютере. [18] в отличие от 5200. [16] Андерсон писал в 1984 году, что Atari могла бы выпустить консоль, совместимую с компьютерным программным обеспечением, в 1981 году. [17]
Прием
[ редактировать ]Atari 5200 не преуспела с коммерческой точки зрения по сравнению со своей предшественницей Atari 2600. [19] Несмотря на то, что компания рекламировала превосходную графику по сравнению с 2600 и Intellivision от Mattel , система изначально была несовместима с обширной библиотекой игр 2600, и некоторые аналитики рынка предположили, что это отрицательно сказалось на ее продажах. [20] [21] был выпущен адаптер картриджа Atari 2600 особенно после того, как для Intellivision II . [22] (В 1983 году была выпущена обновленная двухпортовая модель вместе с игровым адаптером, который позволял геймерам играть во все 2600 игр.) [23] Отсутствие новых игр отчасти было связано с отсутствием финансирования, поскольку Atari продолжала разрабатывать большинство своих игр для насыщенного рынка 2600. [24]
Многие игры для 5200 появились просто как обновленные версии игр для 2600, что не заинтересовало потребителей. [25] Входящая в комплект игра Super Breakout подверглась критике за то, что не сделала достаточно для демонстрации возможностей системы. [15] Это дало ColecoVision значительное преимущество, поскольку его комплект поставки Donkey Kong обеспечивал более аутентичный аркадный опыт, чем любой предыдущий игровой картридж. [26] В своем списке 25 лучших игровых консолей всех времен IGN заявил, что основной причиной рыночного провала 5200 было технологическое превосходство ее конкурента. [27] в то время как другие источники утверждают, что две консоли примерно эквивалентны по мощности. [28]
Модель 5200 подверглась большой критике за «небрежную» конструкцию нецентрирующих аналоговых контроллеров. [29] Андерсон назвал контролеров «абсолютно зверскими». [17]
Дэвид Х. Ал из Creative Computing Video & Arcade Games сказал в 1983 году, что «Atari 5200 — это, осмелюсь сказать, ответ Atari на Intellivision, Colecovision и Astrocade », описывая консоль как версию «настоящего массового рынка». 8-битные компьютеры Atari, несмотря на несовместимость программного обеспечения. Он раскритиковал неточное управление джойстиком, но сказал, что «он, по крайней мере, так же хорош, как и многие другие контроллеры», и задался вопросом, почему Super Breakout была встроенной игрой, если в ней не использовалась улучшенная графика 5200. [15]
Технические характеристики
[ редактировать ]

- Процессор : Custom MOS Technology 6502 @ 1,79 МГц ( не 65C02 C )
- Графические чипы : ANTIC и GTIA.
- Вспомогательное оборудование: 3 специализированных СБИС. чипа
- Разрешение экрана : 14 режимов: шесть текстовых режимов (поддерживаются символьные матрицы 8×8, 4×8 и 8×10), восемь графических режимов, включая 80 пикселей на строку (16 цветов), 160 пикселей на строку (4 цвета), 320 пикселей на строку (2 цвета), [30] переменная высота и ширина до 384×240 пикселей
- Цветовая палитра : 128 (16 оттенков , 8 яркости ) или 256 (16 оттенков , 16 яркости )
- Цвета на экране : от 2 (320 пикселей в строке) до 16 (80 пикселей в строке). [30] До 23 цветов в строке с возможностью смешивания управления приоритетом игрока/ракеты и игрового поля. Значения регистров можно изменять в каждой строке сканирования с помощью ANTIC списка отображения прерываний , что позволяет отображать до 256 (16 оттенков, 16 яркости) одновременно, до 16 на строку сканирования.
- Спрайты : четыре спрайта шириной 8 пикселей, четыре спрайта шириной 2 пикселя; высота каждого — 128 или 256 пикселей; 1 цвет на спрайт
- Прокрутка : грубая и точная прокрутка по горизонтали и вертикали. (Горизонтальная грубая прокрутка с шагом 4, 8 или 16 пикселей/цветовая частота и вертикальная с шагом высоты строки режима 2, 4, 8 или 16 строк развертки.) (Или горизонтальная точная прокрутка с 0 до 3, 7 или 15 одиночных приращение тактовой частоты пикселей/цвета, а затем грубая прокрутка с приращением тактовой частоты 4, 8 или 16 пикселей и тонкая вертикальная прокрутка от 0 до 1, 3, 7 или 15 строк развертки, а затем 2, 4, 8 или 15 строк развертки; Грубая прокрутка с шагом 16 строк сканирования) [31]
- Звук: 4-канальный звук PSG через POKEY звуковой чип , который также обрабатывает сканирование клавиатуры, последовательный ввод-вывод, таймеры с высоким разрешением, поддерживающие прерывания (с точностью до одного цикла), и генерацию случайных чисел.
- ОЗУ : 16 КБ [16]
- ПЗУ :
- Встроенный BIOS объемом 2 КБ для запуска системы и маршрутизации прерываний.
- Окно ПЗУ размером 32 КБ для стандартных игровых картриджей , расширяемое с помощью методов переключения банков .
- Размеры: 13 × 15 × 4,25 дюйма.
Популярная культура
[ редактировать ]Важнейшее значение для сюжета фильма 1984 года «Плащ и кинжал» имеет игровой картридж для Atari 5200 под названием Cloak & Dagger . В фильме появляется аркадная версия; на самом деле версия для Atari 5200 была начата, но так и не завершена. Игра под названием Agent X находилась в разработке , когда продюсеры фильма и Atari узнали о проектах друг друга и решили сотрудничать. Это сотрудничество было частью более масштабного явления, фильмов, в которых видеоигры были важными элементами сюжета (как в случае с «Троном» и «Последним звездным истребителем» ), а также привязок видеоигр к тем же фильмам (как в случае с играми «Трон» для Intellivision и других платформ). ). [32]
Игры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шраге, Майкл (22 мая 1984 г.). «Atari представляет игру «Попытка выживания»» . Вашингтон Пост . п. С3.
Компания прекратила производство игрового плеера 5200 SuperSystem, из которых было продано более 1 миллиона.
- ^ «Atari 5200 будет доступна в октябре» . Милуоки Сентинел . 1 сентября 1982 года. Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Бартон, Мэтт; Логидис, Билл (28 февраля 2008 г.). «История игровых платформ: видеокомпьютерная система/VCS Atari 2600» . Гамасутра . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Иконы G4TV, сезон 2, эпизод 1 "Atari"
- ^ Сэнгер, Дэвид Э. (22 мая 1984 г.). «Представлено видеоигровое устройство Atari» . Нью-Йорк Таймс : 3 (Раздел D).
Представители компании вчера впервые сообщили, что 5200 больше не производится, и Atari, похоже, распродает свои запасы.
- ^ Курт Вендель. «Видеосистема Х» . Atarimuseum.com. Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Курт Вендель. «5100/5200 младший» . Atarimuseum.com. Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ «Суперсистема Atari 5200» . atarimuseum.com. Архивировано из оригинала 8 августа 2003 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лексикон следующего поколения 1996 года от А до Я: 5200» . Следующее поколение . № 15. Imagine Media . Март 1996 г. с. 33.
- ^ «Альтернативы контроллера Atari 5200» . www.atarihq.com . Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Курт Вендель. «Прототипы манипулятора Atari 5200» . Atarimuseum.com. Архивировано из оригинала 3 июля 2004 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Курт Вендель. «Прототипы самоцентрирующихся джойстиков» . Atarimuseum.com. Архивировано из оригинала 3 июля 2004 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ «Оверлеи для Atari 5200» . Возраст Атари . 31 января 2018 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Топ-10 вторника: худшие игровые контроллеры» . ИГН . 21 февраля 2006 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2006 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ахл, Дэвид Х. (весна 1983 г.). «Усовершенствованная игровая система Atari 5200» . Творческие компьютерные видео и аркадные игры . п. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бухгольц, Клаус (январь 1984 г.). «Перенос компьютерных программ Atari на 5200» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ . п. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Андерсон, Джон Дж. (март 1984 г.). «Атари» . Творческие вычисления . п. 51 . Проверено 6 февраля 2015 г.
Подразделение игр [..] рассматривало подразделение домашних компьютеров как угрозу [..] Если бы какая-либо из их новых машин могла превратиться в настоящие компьютеры, бразды правления автоматически передавались бы [..] Подразделению игр это было судьба хуже смерти, [поэтому] они выбрали смерть. [Внутри 5200 был] очень близок к Atari 800, [но] вся совместимость и возможности расширения были разработаны [..] Если бы в 1981 году игровая машина следующего поколения была спроектирована так, чтобы быть совместимой с микрокомпьютерами Atari 400 и 800 , Atari не была бы в том состоянии, в котором она находится сегодня. Вместо него был запущен игровой блок 5200. Внутри это было почти Atari 800, и поэтому это была потрясающая игровая машина. Заметным исключением было то, что вся совместимость и возможности расширения были разработаны [..] с внешней клавиатурой, а совместимость с 800 могла быть преобразована в продукт, превосходящий знаменитый Coleco Adam еще в 1982 году.
- ^ Харрис, Нил (12 мая 1987 г.). «Re: Atari убивает 8-битную версию?» . Atari Corp. Проверено 5 июня 2014 г ..
Итак, то, что мы имеем с игровой системой XE, по сути, является замаскированной 65XE. [..] Он полностью совместим с текущей 8-битной линейкой, включая программное обеспечение.
- ^ Мосс, Стюарт (2007). Индустрия развлечений: Введение . КАБИ. п. 158. ИСБН 978-1-84593-551-1 .
- ^ Мейс, Скотт (6 августа 1984 г.). «Новая корпорация Atari: дом, который опустошил Джек Трэмиэл» . Инфомир . п. 52 . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ «Атари 7200» (PDF) . Ежемесячник электронных игр . № 91. Зифф Дэвис . Февраль 1997 г. с. 97. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
7800 был совместим с 2600 (но не с 5200), что было основной причиной неудач 5200.
- ^ «Адаптер картриджа Atari CX-55 2600 для суперсистемы Atari 5200» . Музей Атари . 31 января 2018. Архивировано из оригинала 3 июля 2004 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Адаптер картриджа Atari CX-55 2600 для суперсистемы Atari 5200» . atarimuseum.com . Архивировано из оригинала 3 июля 2004 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Кент, Стивен (2001). Полная история видеоигр . Издательство Прима . п. 230. ИСБН 0-7615-3643-4 .
- ^ Персонал, Нью-Йорк Таймс (2007). Путеводитель по основным знаниям New York Times: настольный справочник для любознательных умов . Нью-Йорк: Издательство Macmillan . п. 472. ИСБН 978-0-312-37659-8 .
- ^ Кент, Стивен (2001). Полная история видеоигр . Издательство Прима . п. 209. ИСБН 0-7615-3643-4 .
- ^ «Atari 5200 — номер 23» . ИГН . Архивировано из оригинала 3 декабря 2010 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ «Сравнение оборудования Colecovision и Atari 5200» . AtariHQ.com . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Хабнер, Джон (5 декабря 1983 г.). «Что пошло не так в Atari» . Инфомир . п. 148 . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Atari 8-bit Forever, автор Бостьян Горисек» . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Вигерс, Карл Э. «Тонкая прокрутка Atari» . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Пэриш, Джереми (10 августа 2015 г.). «Плащ и кинжал, фильм о видеоиграх, не посвященный видеоиграм» . USGamer . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- AtariAge - Полная база данных и информация об Atari 5200. Архивировано 21 апреля 2019 г. на Wayback Machine.
- Раздел Atari Museum 5200 Super System. Архивировано 23 июля 2012 г., на archive.today.