Атари Линкс
Разработчик | |
---|---|
Производитель | Корпорация Атари |
Тип | Портативная игровая консоль |
Поколение | Четвертый |
Дата выпуска | 1 сентября 1989 г. |
Продолжительность жизни | 1989–1995 |
Начальная цена | 179,99 долларов США (что эквивалентно 440 долларам США в 2023 году) [1] |
Продано единиц | 2 миллиона [2] |
СМИ | ПЗУ-картридж |
Процессор | «Майки» ( VLSI VL65NC02 8-битный процессор + звуковой процессор + драйвер ЖК-дисплея) |
Память | 64 КБ ОЗУ |
Отображать | Цветной 3,5-дюймовый ЖК-дисплей с подсветкой; стандартное разрешение 160 × 102 (16 320 адресуемых пикселей) |
Графика | «Сьюзи» (16-битная пользовательская CMOS) |
Звук | 4 канала, 8-битный ЦАП или звук PSG |
Atari Lynx — 16-битная четвертого поколения портативная игровая консоль , выпущенная Atari Corporation в сентябре 1989 года в Северной Америке и в 1990 году в Европе и Японии. Это была первая портативная игровая консоль с цветным жидкокристаллическим дисплеем . Оснащенный 65C02 8-битным процессором с частотой 4 МГц и специальным 16-битным блиттером , Lynx был более продвинутым, чем Nintendo от монохромный Game Boy , выпущенный двумя месяцами ранее. Он также конкурировал с Sega от Game Gear и NEC от TurboExpress , выпущенными в следующем году.
Система была разработана в Epyx двумя бывшими разработчиками персональных компьютеров Amiga . Проект назывался Handy Game или просто Handy . В 1991 году Atari заменила Lynx на модель меньшего размера, получившую внутри компании название Lynx II. Atari выпустила в общей сложности 73 игры для Lynx, прежде чем ее производство было прекращено в 1995 году.
История
[ редактировать ]Система Lynx изначально была разработана Epyx как Handy Game. двух бывших В 1986 году бывший менеджер Amiga дизайнеров Amiga, Р. Дж. Микала и Дэйва Нидла попросил Дэйв Морс , разработать портативную игровую систему. [3] [4] Теперь Морс работал в Epyx, компании-разработчике игрового программного обеспечения, недавно выпустившей ряд популярных игр. Сын Морса спросил его, может ли он создать портативную игровую систему, что побудило встретиться с Микалом и Нидлом для обсуждения этой идеи. Морс убедил Микала и Нидла, и Epyx наняла их в команду дизайнеров. [3] Планирование и проектирование консоли началось в 1986 году и завершилось в 1987 году. [5] Epyx впервые продемонстрировала систему Handy на Зимней выставке потребительской электроники (CES) в январе 1989 года. [3] Столкнувшись с финансовыми трудностями, Epyx искала партнеров. Nintendo , Sega и другие компании отказались, но Atari и Epyx в конечном итоге согласились, что Atari будет заниматься производством и маркетингом, а Epyx будет заниматься разработкой программного обеспечения. К концу года Epyx объявила о банкротстве, поэтому Atari фактически владела всем проектом. И Atari, и другим компаниям пришлось купить Amigas у главного конкурента Atari Commodore, чтобы разработать программное обеспечение Lynx. [6]
Handy был разработан для запуска игр из формата картриджа, и перед использованием данные игры необходимо скопировать из ПЗУ в ОЗУ. Таким образом, становится доступно меньше оперативной памяти, и начальная загрузка каждой игры происходит медленно. [7] Существуют следы интерфейса кассетной ленты , который физически можно запрограммировать на чтение ленты. Разработчики Lynx отметили, что «ещё есть ссылки на ленту и некоторые аппаратные адреса» [8] а обновленное старинное руководство Epyx описывает лишь то, что можно использовать для поддержки ленты. [9] : гл.2, 8 В ретроспективном интервью с Микалем 2009 года уточняется, что некоторые ранние сообщения о том, что игры загружались с ленты, не соответствуют действительности, и уточняется: «Мы немного подумали о жестком диске». [10]
Сетевая система изначально была разработана для работы по инфракрасным каналам связи и имела кодовое название RedEye. [11] По словам Питера Энгельбрайт, перед финальным выпуском она была заменена на кабельную сетевую систему, поскольку инфракрасный луч слишком легко прерывался, когда игроки проходили сквозь него. Энгельбрайт разработал первую записываемую совместную игру для восьми игроков и единственную игру для восьми игроков для Lynx — Todd's Adventures in Slime World . [11]
Atari заменила внутренний динамик и убрала джойстик с панели управления. На выставке CES летом 1989 года демонстрация Atari для прессы включала «Portable Color Entertainment System», которая при распространении среди реселлеров была заменена на «Lynx», первоначально продававшаяся в розницу в США по цене 179,95 долларов США (что эквивалентно примерно 440 долларам США в 2023 году). [7]
Его запуск прошел успешно. Atari сообщила, что продала 90% из 50 000 единиц, поставленных в месяц запуска в США, с ограниченным запуском в Нью-Йорке. [12] По данным Associated Press, продажи в США в 1990 году составили около 500 000 единиц . [13] В конце 1991 года сообщалось, что продажи Atari составили около 800 000, что, по утверждению Atari, соответствовало ожидаемым прогнозам. [14] [ не удалось пройти проверку ] Общий объем продаж к 1995 году составит менее 7 миллионов единиц вместе с Game Gear. [15] Для сравнения, к 1995 году было продано 16 миллионов единиц Game Boy. [15] из-за его превосходной долговечности, цены, времени автономной работы и библиотеки игр, особенно входящего в комплект поставки хита «Тетрис» . [6]
Как и в случае с консолью, дизайн игровых картриджей менялся в течение первого года выпуска консоли. Картриджи первого поколения плоские и предназначены для штабелирования для удобства хранения. Однако эту конструкцию оказалось очень сложно снять с консоли, и она была заменена второй конструкцией. Этот стиль, называемый «с выступами» или «ребристый», добавляет две небольшие выступы на нижней стороне, чтобы облегчить их удаление. Оригинальные плоские картриджи можно укладывать поверх новых картриджей, но новые картриджи нельзя легко ставить друг на друга, и их нелегко хранить. Таким образом, был создан третий стиль, стиль «изогнутая губа», и все официальные картриджи и картриджи сторонних производителей в течение срока службы консоли были выпущены (или переизданы) с использованием этого стиля. [16]
В мае 1991 года Sega выпустила портативную игровую консоль Game Gear с цветным экраном. [17] По сравнению с Lynx у него было меньшее время автономной работы (3–4 часа против 4–5 у Lynx), но он немного меньше, имеет значительно больше игр и стоил на 30 долларов меньше, чем Lynx на момент запуска.
Розничные торговцы, такие как Game и Toys "R" Us, продолжали продавать Lynx вплоть до середины 1990-х годов после запуска Atari Jaguar , чему способствовали такие журналы, как Ultimate Future Games , которые продолжали освещать Lynx наряду с новым поколением 32. -битные и 64-битные консоли.
Рысь II
[ редактировать ]В июле 1991 года Atari представила новую версию Lynx, получившую внутреннее название «Lynx II», с новой маркетинговой кампанией, новой упаковкой, немного улучшенным оборудованием, увеличенным временем автономной работы и более изящным внешним видом. Он имеет резиновые ручки и более четкий цветной экран с подсветкой и функцией энергосбережения (которая отключает подсветку). Монофонический разъем для наушников оригинального Lynx был заменен проводным для стерео. Lynx II был доступен без каких-либо аксессуаров, в результате чего цена снизилась до 99 долларов (что эквивалентно 230 долларам в 2023 году).
Отклонить
[ редактировать ]В 1993 году Atari начала отходить от Lynx, чтобы подготовиться к выпуску Jaguar; [17] За это время было выпущено несколько игр, включая Battlezone 2000 . Поддержка Lynx была официально прекращена в 1995 году.
После того, как соответствующие запуски Sega Saturn и Sony PlayStation привели к коммерческому провалу Jaguar , Atari прекратила разработку игр и производство оборудования к началу 1996 года. [18] объединится с JTS, Inc. а позже 30 июля того же года [19] [20]
Функции
[ редактировать ]Atari Lynx имеет цветной ЖК-дисплей с подсветкой, переключаемую конфигурацию для правой и левой руки (перевернутую), а также возможность подключения к сети с другими устройствами через кабель Comlynx. Максимально разрешенное стабильное соединение — восемь игроков. [11] Каждой Рыси нужна копия игры, а один кабель может соединить две машины. Кабели можно соединять в цепь. [11]
Передовой дисплей был самым дорогим компонентом, поэтому выбор цвета был одним из экономичных. Если бы дешевое стекло и драйверы поддерживали миллион цветов, я бы это сделал.
Lynx была названа «первой игровой консолью с аппаратной поддержкой масштабирования и искажения спрайтов ». Цветной графический дисплей с 4096 цветовой палитрой и встроенными математическим и графическим сопроцессорами (включая блок спрайтов) считался ключевой определяющей особенностью в конкуренции системы с монохромным Game Boy от Nintendo. Функции быстрой псевдо-3D-графики стали возможными на минимальной аппаратной системе благодаря соразработчику Дэйву Нидлу, который «изобрёл технику плоского расширения/сжатия» и использовал растянутые треугольники вместо полных многоугольников . [10]
Технические характеристики
[ редактировать ]- Майки (8-битный специальный CMOS-чип VLSI , работающий на частоте 16 МГц) [21]
- На Lynx I установлен 8-битный процессор VL65NC02 VLSI (на базе MOS 6502 ), работающий на частоте до 4 МГц (в среднем 3,6 МГц). [3] В стереоверсии Lynx II есть 65C02 со всеми инструкциями.
- Звуковой двигатель
- 4-канальный звук
- 8-битный ЦАП для каждого канала (обычно указывается 4 канала × 8 бит/канал = 32 бита). Эти четыре звуковых канала также могут переключаться в аналоговый звуковой режим для генерации звука PSG.
- Видеодрайвер DMA для жидкокристаллического дисплея
- Изготовлен по индивидуальному заказу и спроектирован Джеем Майнером и Дэйвом Морсом. [22]
- Разрешение 160×102 пикселей
- 4096 цветов ( 12-битная ) палитра
- 16 одновременных цветов ( 4 бита ) из палитры на строку сканирования
- Переменная частота кадров (до 75 кадров в секунду)
- Восемь системных таймеров (два зарезервированы для синхронизации ЖК-дисплея, один для UART )
- Контроллер прерываний
- UART (для Comlynx) (фиксированный формат 8E1, до 62500 Бод/TurboMode 1 000 000 Бод)
- 512 байт загрузочного ПЗУ и загрузочного ПЗУ игровой карты.
- Сьюзи (16-битная специальная CMOS-чип VLSI, работающая на частоте 16 МГц )
- Неограниченное количество блиттерных «спрайтов» с обнаружением столкновений.
- Аппаратное масштабирование, искажение и наклон спрайтов
- Аппаратное декодирование сжатых данных спрайтов
- Аппаратное отсечение и многонаправленная прокрутка
- Математический движок
- Аппаратное 16-битное × 16-битное → 32-битное умножение с дополнительным накоплением; 32-бит ÷ 16-бит → деление на 16 бит
- Параллельная обработка ЦП
- ОЗУ : 64 КБ, 120 нс DRAM
- Картриджи: 128, 256, 512 КБ и (с переключением банков ) 1 МБ
- Порты:
- для наушников Порт (стерео 3,5 мм ; проводной для моно на оригинальной Lynx)
- ComLynx (коммуникация между несколькими устройствами, последовательный порт)
- ЖК- экран: диагональ 3,5 дюйма
- Держатель батарей (шесть АА) 4–5 часов (Lynx I) 5–6 часов (Lynx II)
Прием
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2023 г. ) |
Lynx был рассмотрен в 1990 году в журнале Dragon , который дал ему 5 звезд из 5. В обзоре говорится, что Lynx «отбрасывает Game Boy в доисторическую эпоху», и хвалят встроенные возможности масштабирования объектов, многопользовательскую функцию кабеля ComLynx и мощный набор запускаемых игр . [23]
Наследие
[ редактировать ]Telegames выпустила несколько игр в конце 1990-х, в том числе порт Raiden и платформер Fat Bobby в 1997 году. [24] и спортивная игра Hyperdrome в 1999 году.
13 марта 1998 года, почти через три года после прекращения выпуска Lynx, JTS Corporation продала все активы Atari компании Hasbro Interactive за 5 миллионов долларов. [25] 14 мая 1999 года Hasbro , которая владела этой собственностью до продажи Hasbro Interactive компании Infogrames в 2001 году, [26] передал в общественное достояние все права на Jaguar, [27] открытие платформы для публикации программного обеспечения всеми желающими без вмешательства Hasbro. Интернет-теории предполагают, что права на Lynx могли быть обнародованы одновременно с Jaguar. [28] но это явно оспаривается. Тем не менее, после прекращения производства Lynx, как и Jaguar, продолжает получать поддержку массового сообщества. [17] в результате чего было выпущено множество успешных домашних игр, таких как T-Tris (первая игра Lynx с функцией сохранения), [29] Альпийские игры , [30] и Заку . [31]
В 2008 году Atari была удостоена награды на 59-й ежегодной премии «Эмми» в области технологий и инженерии за новаторскую разработку портативных игр с помощью Lynx. [32]
В 2022 году была выпущена компиляция Atari 50 с несколькими популярными играми Lynx, что стало первым случаем, когда Atari официально перевыпустила классическое программное обеспечение Lynx. [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еженедельная реклама Toys R Us» . Новости округа Катуса . 5 декабря 1990 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Боссом, Энди (6 июля 2017 г.). Видеоигры: введение в индустрию . Блумсбери. п. 28. ISBN 978-1-4742-5542-4 . OCLC 992448568 .
- ^ Jump up to: а б с д Джермейн, Джон (ноябрь 1989 г.). "Рысь, интервью с людьми за машиной" . Ежемесячник электронных игр . США: Публикации Сендай. Архивировано из оригинала 16 сентября 2014 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Джейкобс, Стивен. «Третий раз - это очарование (они надеются)» . Проводной . США: Конде Наст . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Латимер, Питер (июль 2005 г.). «Атари Линкс» . Ретро-геймер . № 4. С. 24–31. ISSN 1742-3155 .
- ^ Jump up to: а б Махер, Джимми (22 декабря 2016 г.). «Время конца. Часть 2: Эпикс» . Цифровой антиквар .
- ^ Jump up to: а б Латимер, Питер (июль 2005 г.). «Атари Линкс» . Ретро-геймер . Том. 2, нет. 6. С. 24–31. ISSN 1742-3155 .
- ^ «Серия руководств по программированию Atari Lynx» . Дневник разработчика Atari Lynx . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ «Обзор оборудования Lynx» . Эпикс. 1987 год . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ретроосмотр: Atari Lynx» . СЕЙЧАС Геймер. 22 января 2009. Архивировано из оригинала 5 февраля 2013 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Приключения Тодда в мире слизи». Журнал ретро-геймеров . № 164. с. 74.
- ^ «Новые игры производят большой фурор» . Невада Дейли Мейл . Округ Вернон, штат Миссури. Ассошиэйтед Пресс . 3 июня 1990 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Каталина Ортис (4 января 1991 г.). «Sega Woos Game Boy, пользователи Lynx с 32-цветной портативной видеосистемой» (пресс-релиз). Ассошиэйтед Пресс . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Журнал Развал» . Журнал «Рейз» . № 11. Сентябрь 1991. с. 6.
- ^ Jump up to: а б Стивен Кент (5 января 1995 г.). «Виртуальное развлечение — Nintendo добавляет играм новое измерение» . Сиэтл Таймс . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ Иллюстрации в стиле картриджей Atari Lynx на AtariAge.com.
- ^ Jump up to: а б с «История Atari Lynx» . Возраст Атари . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ «Жизнь и смерть Атари». ГеймПро . № 92. ИДГ . Май 1996 г. с. 20.
- ^ «План реорганизации хранилищ Atari и JT» . Один Кле. Архивировано из оригинала 9 декабря 2006 года . Проверено 25 ноября 2006 г.
- ^ «Хронология видеоигр». Ежемесячник электронных игр . № 102. Зифф Дэвис . Январь 1998 г. с. 137.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по Atari Lynx» . АтариЭйдж . atariage.com . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ «Островное положение стенда Nintendo на выставке Consumer Electronics Show в Чикаго не могло помешать Atari привлечь всеобщее внимание со своей удивительной портативной игровой машиной» . Журнал ACE . Август 1989 г. с. 26 . Проверено 11 августа 2018 г. - через archive.org.
- ^ Лессер, Хартли; Лессер, Патрисия; Лессер, Кирк (март 1990 г.). «Роль компьютеров» . Дракон . № 155. С. 95–101.
- ^ «Новостные биты» . ГеймПро . № 105. ИДГ . Июнь 1997. с. 20.
- ^ Джонстон, Крис (28 апреля 2000 г.). «Atari переходит в Hasbro» . ГеймСпот .
- ^ «Инфограммы для приобретения Hasbro Interactive» . ИГН . 6 декабря 2000 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2001 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Hasbro освобождает права на публикацию Jaguar» . Хасбро Интерактив . Проверено 14 мая 2008 г.
Беверли, Массачусетс (14 мая 1999 г.) – Ведущий издатель развлекательного программного обеспечения Hasbro Interactive объявила сегодня, что выпустила все права, которые она могла иметь на старинную аппаратную платформу Atari, Jaguar.
- ^ «Остров Ретро — Atari Lynx» . www.retroisle.com . Проверено 9 сентября 2018 г.
- ^ «РЫСЬ: Т-Трис» .
- ^ Дураник. «Дураник» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Кобб, Брэндон. «Заку — www.zaku-lynx.com» . Архивировано из оригинала 15 мая 2017 года . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ «CES '08: Nintendo получает вторую премию «Эмми» . ГеймСпот . 8 января 2008 года . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ «Atari 50: празднование юбилея» . Атари . Проверено 23 января 2024 г.