Пилоты Формулы-1 из Финляндии.
Драйверы | 9 |
---|---|
Гран-при | 764 |
Записи | 1184 |
Начинается | 1143 |
Лучшее завершение сезона | 1 место ( 1982 , 1998 , 1999 , 2007 ) |
Победы | 57 |
Подиумы | 245 |
Поул-позиции | 70 |
Самые быстрые круги | 95 |
Очки | 4397.5 |
Первая запись | Гран-при Бельгии 1974 года. |
Первая победа | Гран-при Швейцарии 1982 года. |
Последняя победа | Гран-при Турции 2021 года |
Последняя запись | Гран-при Бельгии 2024 года |
2024 драйвера | Валттери Боттас |
С момента начала чемпионата в 1950 году в гонках принимали участие девять гонщиков Формулы-1 из Финляндии. Три гонщика выиграли чемпионат мира среди пилотов , причем Кеке Росберг стал первым в 1982 году . Мика Хаккинен выиграл его в 1998 году и сохранил его в 1999 году , став первым и пока единственным финским двукратным чемпионом мира. Кими Райкконен – последний чемпион Финляндии, завоевавший титул в 2007 году . Считается, что в Финляндии необычно много успешных гонщиков Формулы-1 для страны ее относительно небольшого размера. [ 1 ] [ 2 ]
Чемпионы мира и победители гонок
[ редактировать ]На сегодняшний день девять финских гонщиков приняли участие в гоночном уик-энде, восемь из которых приняли участие как минимум в одной гонке. [ 3 ] Из этих гонщиков трое выиграли чемпионат мира среди водителей. [ 4 ] Первым чемпионом Финляндии стала Кеке Росберг, победившая в 1982 году. [ 5 ] Мика Хаккинен выиграл титул в 1998 году и успешно защитил его в следующем году. [ 6 ] Кими Райкконен — последний финский чемпион мира, победивший в 2007 году. [ 7 ]
Хейкки Ковалайнен и Валттери Боттас также являются победителями гонок. [ 4 ] Единственная победа Ковалайнена в гонке пришлась на Гран-при Венгрии 2008 года в качестве пилота McLaren . [ 8 ] Первая победа Боттаса пришлась на Гран-при России 2017 года, выступая за Mercedes , а на Гран-при Бельгии 2024 года его количество побед составляет 10. [ 9 ]
Текущие драйверы
[ редактировать ]Валттери Боттас — бывший чемпион GP3. Он присоединился к Williams в качестве тест-пилота в 2010 году и оставался на этой должности до конца сезона 2012 года. [ 10 ] дебютировал в гоночном уик-энде на первой тренировке Гран-при Малайзии 2012 года . [ 3 ] 28 ноября 2012 года было объявлено, что Боттас будет переведен в гоночную команду Williams в 2013 году, и эту должность он сохранял с 2014 по 2016 год. [ 11 ] Затем он перешел в Mercedes в начале сезона 2017 года и выступал за них до конца 2021 года . [ 12 ] [ 13 ] перед переездом в Alfa Romeo в 2022 году .
Бывшие водители
[ редактировать ]Лео Киннунен был первым финским гонщиком в Формуле-1. [ 14 ] В 1974 году он участвовал в шести Гран-при. [ 15 ] но добился успеха только в квалификации на Гран-при Швеции , из которой он сошел на восьми кругах из-за отказа двигателя. Киннунен был последним гонщиком Формулы-1, участвовавшим в гонках с открытым шлемом и очками. [ 14 ]
Микко Козаровицки участвовал в двух гонках в 1977 году, но не смог пройти квалификацию ни в одной из них. [ 16 ]
Кеке Росберг одержал свою первую победу в гонке в 1982 году и, в сочетании с пятью подиумами, он также завоевал титул пилотов. Он один из двух гонщиков, выигравших чемпионат в сезоне, в котором он одержал только одну победу в гонке.
другой - Майк Хоторн . [ 17 ] Росберг По результатам опроса Autosport занял 25-е место в списке 40 величайших гонщиков Формулы-1 в истории. [ 18 ] Его сын, гонщик на пенсии Нико Росберг родился в Германии, имеет немецкое и финское гражданство и выступал под немецким флагом. [ 19 ]
Джей Джей Лехто возглавлял Кеке Росберг. [ 5 ] и присоединился к Формуле-1 с Onyx в 1989 году. Он стартовал только в двух гонках в первый год и в пяти во втором сезоне, переехав в Даллара в 1991 году. Он достиг своего лучшего результата в карьере, заняв третье место, но финишировал только в пяти из 16 стартовых гонок. . Он оставил спорт в 1994 году и занялся другими гоночными сериями. [ 20 ]
Мика Хаккинен присоединился к Lotus в 1991 году и выступал за команду два сезона. Команду беспокоила низкая надежность, и Хаккинен смог финишировать лишь чуть больше половины гонок. [ 6 ] Он перешел в McLaren, первоначально в качестве тест-пилота и резерва Айртона Сенны и Майкла Андретти , а позже, когда Андретти ушел, его повысили до места водителя. Во время своего дебюта в Португалии Хаккинен впечатлил победой над квалификационным трехкратным чемпионом мира Сенной и получил постоянное место в команде. [ 6 ] [ 21 ] Он выступал с командой до конца своей карьеры, проведя еще девять сезонов, прежде чем уйти на пенсию. Однако его карьера могла легко оборваться в конце сезона 1995 года, когда авария на тренировке «Аделаиды» привела его на грань смерти. Экстренная трахеотомия спасла ему жизнь, прежде чем его перевели в больницу. В перерыве между сезонами он смог прекрасно восстановиться, вернувшись на первую гонку в 1996 году. Лишь в финальной гонке сезона 1997 года он одержал первую победу, но это стало сигналом начала самой успешной гонки Хаккинена. период в спорте. [ 21 ] Он стал чемпионом мира в 1998 году и сохранил этот титул в следующем году. Он был близок к победе третий год подряд, заняв второе место после Михаэля Шумахера. После слегка разочаровывающего сезона 2001 года, в течение которого Хаккинен всего три раза поднимался на подиум, он ушел из спорта. [ 6 ] В опросе водителей Autosport Хаккинен занял 15-е место среди величайших гонщиков Формулы-1 в истории, опередив любого из своих соотечественников. [ 22 ]
Мика Сало присоединился к слабеющей команде Lotus на двух последних гонках сезона 1994 года. Он перешел в Тиррелл на три сезона, каждый год занимая пятое место в гонке. Проведя 1998 год в составе «Эрроуз» , у Сало был период, когда он выступал в качестве дублера за команды BAR и Ferrari. Именно с Ferrari Сало, выступавший вместо травмированного Михаэля Шумахера, мог бы выиграть Гран-при Германии 1999 года, если бы не приказы команды, вынудившие его пропустить товарища по команде Эдди Ирвина и одержать победу. В 2000 году он вновь обрел возможность полноценного вождения, когда присоединился к команде Sauber, но в следующем году не участвовал в соревнованиях. Он вернулся, чтобы возглавить команду Toyota в 2002 году, но на второй год его контракт был выкуплен, что положило конец его карьере в Формуле-1. [ 23 ]
Хейкки Ковалайнен выступал за множество команд В период с 2007 по 2013 год , самыми яркими моментами в его карьере стали поул-позиция и победа McLaren в одной гонке в 2008 году .
Кими Райкконен дебютировал в Формуле-1 за команду Sauber, а затем получил место в McLaren , заменив соотечественника Мику Хаккинена. Его второй сезон в команде был очень успешным, и Райкконен десять раз финишировал на подиуме на пути к второму месту в чемпионате пилотов. После еще трех сезонов в McLaren, в течение которых он показывал неоднозначные результаты, он перешел в Ferrari , заменив Михаэля Шумахера . Райкконен выиграл титул в 2007 году, в свой первый год в команде, но за следующие два года он выиграл только три гонки. Ferrari подписала контракт с Фернандо Алонсо и освободила Райкконена от контракта на год раньше. Он провел два года в других гоночных категориях, прежде чем вернуться в Формулу-1 с Lotus в 2012 году, а затем перешел в Ferrari на сезон 2014 года, где он оставался до конца сезона 2018 года , а затем перешел в Alfa Romeo Racing по двухлетнему контракту. [ 7 ] [ 24 ] Опрос Autosport, проведенный 217 гонщиками Формулы-1, показал, что Райкконен признан 22-м величайшим гонщиком Формулы-1 всех времен. [ 25 ] Райкконен ушел из Формулы-1 в конце 2021 года. [ 26 ] Он остается последним гонщиком Ferrari и Финляндии, выигравшим чемпионат.
Хронология
[ редактировать ]Драйверы | Активные годы | Записи | Победы | Подиумы | Карьерные очки | поляки | Самые быстрые круги | Чемпионаты |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Лео Киннунен | 1974 | 6 (1 старт) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
Микко Козаровицкий | 1977 | 2 (0 стартов) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
Кеке Росберг | 1978 – 1986 | 128 (114 стартов) | 5 | 17 | 159.5 | 5 | 3 | 1 ( 1982 ) |
Джей Джей Лехто | 1989 – 1994 | 70 (62 старта) | 0 | 1 | 10 | 0 | 0 | - |
Мика Хаккинен | 1991 – 2001 | 165 (161 старт) | 20 | 51 | 420 | 26 | 25 | 2 ( 1998 , 1999 ) |
Мика Сало | 1994 – 2000 , 2002 | 111 (109 стартов) | 0 | 2 | 33 | 0 | 0 | - |
Хейкки Ковалайнен | 2007 – 2013 | 112 (111 стартов) | 1 | 4 | 105 | 1 | 2 | - |
Кими Райкконен | 2001 – 2009 , 2012 – 2021 | 353 (349 стартов) | 21 | 103 | 1873 | 18 | 46 | 1 ( 2007 ) |
Валттери Боттас | 2013 – 2024 | 237 (236 стартов) | 10 | 67 | 1797 | 20 | 19 | - |
Источник: [ 27 ] [ 28 ] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стрикленд, Джейми (7 мая 2017 г.). «Ледяные люди: почему финны такие быстрые в Формуле-1?» . Би-би-си Спорт . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (10 марта 2008 г.). «Почему финские водители такие хорошие?» . Хранитель . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «iWITNESS: Малайзия» . Уильямс Ф1. 26 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Финляндия» . Веб-сайт данных F1 . Компания Объект, ООО . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Кеке Росберг» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Мика Хаккинен» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Картер, Джо. «Кими Райкконен» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ «Хейкки Ковалайнен» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ «Валттери БОТТАС - Победы» . StatsF1.com . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Стро, Эдд; Бир, Мэтт (14 августа 2012 г.). «Валттери Боттас полон решимости превратить роль третьего пилота в долгую карьеру в Формуле-1 с Williams» . Автоспорт . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ Элизальде, Пабло (28 ноября 2012 г.). «Уильямс утвердил Валттери Боттаса и Пастора Мальдонадо на 2013 год» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ «Валттери Боттас останется в Mercedes на сезон Формулы-1 2020 года» . Би-би-си Спорт . 29 августа 2019 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ «Валттери Боттас подписывает новый контракт с командой Mercedes в 2021 году» . Formula1.com . 6 августа 2020 г. Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Лео КИННУНЕН» . Формула-1 отвергает. 2001. Архивировано из оригинала 6 ноября 2006 года . Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ «Лео Киннунен» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ «Микко Козаровицкий» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ Уильямсон, Мартин. «Майк Хоторн» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 18 сентября 2012 г.
- ^ «Кеке Росберг» . Автоспорт . Проверено 18 сентября 2012 г.
- ^ Коллантайн, Кейт. «Нико Росберг» . F1 Фанатик . Проверено 13 сентября 2012 г.
- ^ «Джей Джей Лехто» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон, Джеральд. «Мика Хаккинен» . Formula1.com . Ограниченный чемпионат мира Формулы-1 . Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ «Мика Хаккинен» . Автоспорт . Проверено 18 сентября 2012 г.
- ^ «Мика Сало» . ЭСПН Ф1 . ESPN EMEA Ltd. Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ «Райкконен перейдет из Ferrari в Sauber в 2019 году» . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ «Кими Райкконен» . Автоспорт . Проверено 18 сентября 2012 г.
- ^ «Кими Райкконен завершает свою невероятную карьеру в Формуле-1!» . Сентябрь 2021 г.
- ^ «Финляндия – Гран-при стартовал» . StatsF1.com . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «Финляндия» . StatsF1.com . Проверено 6 февраля 2019 г.