Альфа Ромео в Формуле-1
Полное имя | Альфа Ромео С.п.А. (1950–1951) Из машины (1979) Команда Мальборо Альфа Ромео (1980–1983) Команда Бенеттон Альфа Ромео (1984–1985) Альфа Ромео Гонки (2019) Альфа Ромео Рейсинг Орлен (2020–2021) Альфа Ромео F1 Команда Орлен (2022) Ставка команды Alfa Romeo F1 (2023) |
---|---|
База | Милан , Италия (1950–1951, 1979–1985) Хинвиль , Цюрих , Швейцария (2019–2023) |
Основатель(и) | Александр Даррак Уго Стелла Никола Ромео |
Известный персонал | |
Известные драйверы | Нино Фарина Хуан Мануэль Фанхио Риккардо Патрезе Кими Райкконен Валттери Боттас |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Великобритании 1950 года. |
Последняя запись | Гран-при Абу-Даби 2023 года |
Заявленные гонки | 214 |
Двигатели | Альфа Ромео, Феррари |
Конструкторы Чемпионаты | 0 |
Водителей Чемпионаты | 2 ( 1950 , 1951 ) |
Победы в гонках | 10 |
Подиумы | 26 |
Очки | 199 [ 1 ] (363 [ а ] ) |
Поул-позиции | 12 |
Самые быстрые круги | 16 |
2023 позиция | 9 место (16 очков) |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
---|---|
Первая запись | Гран-при Великобритании 1950 года. |
Последняя запись | Гран-при Австралии 1987 года. |
Заявленные гонки | 226 (215 стартов) |
Шасси | Alfa Romeo, Alfa Special , De Tomaso , Cooper , LDS , McLaren , March , Brabham , Osella |
Чемпионат конструкторов | 0 |
Водителей Чемпионаты | 2 ( 1950 , 1951 ) |
Победы в гонках | 12 |
Подиумы | 40 |
Очки | 148 |
Поул-позиции | 15 |
Самые быстрые круги | 20 |
Итальянский производитель автомобилей Alfa Romeo неоднократно участвовал в Формуле-1 . бренд время от времени участвовал в автогонках в качестве конструктора и поставщика двигателей В период с 1950 по 1987 год , а затем в качестве коммерческого партнера в период с 2015 по 2023 год . Заводские водители компании выиграли первые два чемпионата мира среди водителей на довоенной Alfetta : Нино Фарина в 1950 году и Хуан Мануэль Фанхио в 1951 году . После этих успехов Alfa Romeo ушла из Формулы-1.
В 1960-х годах, хотя компания официально не присутствовала на высшем уровне автоспорта, несколько команд Формулы-1 использовали независимо разработанные двигатели Alfa Romeo для своих автомобилей. В начале 1970-х годов Alfa оказала поддержку в Формуле-1 своему заводскому гонщику Андреа де Адамич , поставив адаптированные версии своего 3-литрового двигателя V8 от спортивного автомобиля Alfa Romeo Tipo 33/3 Адамича для двигателей McLaren ( 1970 ) и March ( 1971 ). записи. Ни одна из этих комбинаций двигателей не принесла чемпионских очков.
В середине 1970-х годов инженер Alfa Карло Чити разработал оппозитный 12-цилиндровый двигатель для замены T33 V8, который добился определенного успеха в чемпионате мира по спортивным автомобилям 1975 года . Берни Экклстоун , тогдашний владелец команды Brabham Формулы-1, убедил Alfa Romeo бесплатно поставить этот двигатель на сезон Формулы-1 1976 года . Хотя первый сезон Brabham-Alfa Romeo был относительно скромным, во время чемпионатов мира 1977 и 1978 годов их автомобили заняли 14 подиумов, включая две гоночные победы Ники Лауды .
Спортивный отдел компании Autodelta вернулся в состав заводской команды в 1979 году . Этот второй период в качестве конструктора оказался менее успешным, чем первый. С момента возвращения компании до ее ухода из конструкторской деятельности в конце 1985 года заводские гонщики Alfa не выиграли ни одной гонки, и команда ни разу не финишировала выше шестого места в чемпионате мира среди конструкторов. Двигатели команды также поставлялись Оселле с 1983 по 1987 год, но за этот период они набрали всего два очка чемпионата мира.
Логотип Alfa Romeo вернулся в Формулу-1 в 2015 году, появившись на автомобилях Scuderia Ferrari . Alfa Romeo стала титульным спонсором команды Sauber с двигателями Ferrari с 2018 года , и это коммерческое партнерство расширилось до полного переименования команды, начиная с 2019 года . Alfa Romeo не имела никакого технического участия в работе команды, и компания прекратила спонсировать Sauber после 2023 года и покинула Формулу-1, чтобы передать команду Audi в 2026 году.
Как конструктор
[ редактировать ]Эпоха до Формулы-1: ранний успех и победа в Гран-при (1920–1940-е)
[ редактировать ]До Второй мировой войны Alfa Romeo доминировала в автогонках Гран-при . P2 последовательно одерживали победы до 1934 года, когда появились и P3 немецкие автомобили Mercedes и Auto Union , которые составили серьезную конкуренцию. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] ею управлял Энцо Феррари и его команда Scuderia Ferrari . К этому времени Alfa Romeo временно прекратила свою деятельность в качестве производителя, и с 1929 по 1938 год [ 8 ] [ 9 ] С 1934 года и до начала Второй мировой войны в 1939 году «Альфа» часто испытывала недостаток побед, поскольку их автомобили казались недостаточно развитыми по сравнению с технически совершенными «Мерседесами». [ 10 ]
После того, как Alfa Corse вернула себе контроль над брендом у Ferrari, они выпустили Alfa Romeo 158 к сезону 1938 года. [ 11 ] 158-й, после последующих обновлений, [ 11 ] после войны стал доминирующей силой в гонках Гран-при. [ 12 ] [ 11 ] [ 13 ] Alfa продолжала использовать эту машину на Гран-при с 1946 по 1948 год, отказавшись от участия в гонках в 1949 году из-за смерти Жан-Пьера Вимиля , Ахилле Варци и Карло Феличе Тросси . [ 14 ] [ 15 ] доминировал 1947 и в сезонах Гран-при 1948 годов . [ 16 ]
Успех на заре Формулы-1 и выход на пенсию (1950–1951).
[ редактировать ]Alfa Romeo добилась ошеломляющего успеха в первых двух сезонах чемпионата мира Формулы-1. [ 17 ] В 1950 году Джузеппе Фарина выиграл первый чемпионат мира среди водителей на автомобиле 158 с нагнетателем . [ 14 ] В следующем году успех повторил Хуан Мануэль Фанхио за рулем Alfetta 159 (эволюция модели 158 с двухступенчатым компрессором). [ 18 ] Двигатели Alfetta были чрезвычайно мощными для своей мощности: в 1951 году двигатель 159 выдавал около 420 л.с. (310 кВт), но это было ценой расхода топлива от 125 до 175 литров на 100 км (1,5 миль на галлон в США / 3 миль на галлон). имп). [ 14 ]
Удивительно, но команда выиграла два чемпионата мира среди водителей при очень ограниченном бюджете, используя всего девять блоков двигателей, построенных до войны. [ 19 ] В 1952 году, столкнувшись с возросшей конкуренцией со стороны Ferrari , Istituto per la Ricostruzione Industriale , публичная холдинговая компания, контролирующая Alfa Romeo, решила вывести команду из Формулы-1 после отказа итальянского правительства профинансировать дорогостоящий проект нового автомобиля, который заменит 13 -летняя модель. [ 19 ]
Второе заклинание в качестве конструктора (1979–1985).
[ редактировать ]В 1976 году Alfa Romeo начала поставлять двигатели Brabham , выиграв два Гран-при в сезоне Формулы-1 1978 года . [ 20 ] Однако в 1977 году итальянский конструктор двигателей Карло Чити убедил команду разработать собственную машину Формулы-1. [ 21 ] Разработка, возглавляемая отделом соревнований Alfa Romeo Autodelta , началась в 1977 году. [ 21 ] Результатом стала Alfa Romeo 177 , дебютировавшая на Гран-при Бельгии 1979 года . [ 21 ] Партнерство с Brabham завершилось до конца сезона 1979 года , когда Brabham снова перешел на Cosworth DFV . двигатели [ 22 ]
Этот второй период в Формуле-1 никогда не был по-настоящему успешным, и их выступлениям постоянно мешали проблемы с надежностью. [ 21 ] [ 23 ] [ 24 ] В 1980 году их гонщик Патрик Депайлер погиб в аварии во время тестов Гран-при Германии 1980 года на Хоккенхаймринге . [ 25 ] На США 1980 года Гран- при Бруно Джакомелли завоевал поул-позицию на Alfa Romeo 179 . [ 26 ] и лидировал в гонке 32 круга, прежде чем Alfa остановилась из-за неисправности электричества. [ 27 ]
В 1981 году лучшим достижением команды в этом году стало третье место Джакомелли на Гран-при Caesars Palace 1981 года на Alfa Romeo 179 C. [ 28 ] управление командой и проектирование автомобиля были переданы Euroracing После реструктуризации Autodelta в 1982 году , а двигатели по-прежнему поставлялись Autodelta. [ 29 ] В этом году команда заняла поул-позицию на Гран-при США Запада 1982 года и заняла третье место на Гран-при Монако 1982 года , оба с Андреа Де Сезарис за рулем Alfa Romeo 182 . [ 30 ] [ 31 ] Лучшим сезоном для команды стал 1983 год , когда команда перешла на двигатель 890T V8 с турбонаддувом и заняла шестое место в Кубке конструкторов, во многом благодаря двум вторым местам Андреа де Сезариса на Alfa Romeo 183T . [ 32 ] [ 33 ] [ 23 ]
Хотя 890T с турбонаддувом оказался в некоторой степени конкурентоспособным в 1983 году, [ 34 ] Растущая конкуренция со стороны более мощных двигателей от BWM и TAG , а также тот факт, что FIA ввела ограничение на расход топлива в 220 литров без разрешения на дозаправку во время пит-стопов в 1984 году, привело к упадку команды Euroracing Alfa Romeo как конкурентной силы в гонках Гран-при. . [ 35 ] [ 36 ] [ 34 ] 890T (единственный двигатель V8 с турбонаддувом, использовавшийся в то время в гонках GP) очень нуждался в жажде, и чтобы временно решить эту проблему, водители могли взаимодействовать с ручкой, регулирующей давление турбонаддува, тем самым снижая доступную мощность. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Риккардо Патрезе Третье место на Гран-при Италии 1984 года стало последним подиумом для команды. [ 36 ] И Патрезе, и Эдди Чивер часто не могли финишировать в гонках в 1984 и 1985 годах из-за нехватки топлива. [ 34 ]
Автомобиль команды 1985 года, Alfa Romeo 185T , оказался настолько неконкурентоспособным, что автомобиль 1984 года, 184T , был вновь отозван в эксплуатацию в середине сезона. [ 34 ] [ 35 ] После обновления до спецификаций 1985 года автомобиль, получивший теперь название 184TB , стал улучшением по сравнению с автомобилем 1985 года, но результатов по-прежнему не было. [ 34 ] [ 35 ] В интервью, которое он дал много лет спустя, Риккардо Патрезе назвал 185T худшей машиной, на которой он когда-либо ездил. [ 37 ] [ 34 ]
Alfa Romeo ушла из Формулы-1 в качестве конструктора в конце сезона 1985 года. [ 37 ]
Коммерческое партнерство с Sauber (2019–2023 гг.)
[ редактировать ]1 февраля 2019 года, в соответствии с многолетним спонсорским соглашением, заключенным в 2018 году, [ 38 ] Sauber объявил, что команда переименовывается в Alfa Romeo Racing , а право собственности — швейцарская гоночная лицензия . [ 39 ] и структура управления останется неизменной. [ 40 ] Сама Alfa Romeo не имела никакого технического участия в команде, которая продолжала использовать силовые агрегаты Ferrari , а Sauber описала свои отношения с автопроизводителем как «коммерческое партнерство». [ 41 ]
Претендентом Alfa Romeo на сезон 2019 года стал C38 , продолжая традицию именования предыдущих автомобилей Sauber Формулы-1. C38 включал в себя уникальные элементы аэродинамического дизайна по сравнению со своими конкурентами и предшественниками, особенно в передней части автомобиля в результате изменений правил в новом сезоне. [ 42 ] 2007 года чемпион мира Кими Райкконен и бывший резервный пилот Sauber Антонио Джовинацци . В качестве пилотов команды были наняты [ 40 ] Джовинацци лидировал на Гран-при Сингапура 2019 года на протяжении четырёх кругов. [ 43 ] первый гонщик Alfa Romeo, лидировавший на круге с тех пор, как Андреа де Сезарис сделал это на Гран-при Бельгии 1983 года . [ 44 ] Лучший результат команды в году был достигнут на хаотичном Гран-при Бразилии , где Райкконен и Джовинацци заняли 4-е и 5-е места соответственно. [ 45 ] Alfa Romeo закончила год на 8-м месте в Кубке конструкторов с 57 очками. [ 46 ]
Alfa Romeo вошла в сезон 2020 года с неизменным составом пилотов. [ 47 ] В январе 2020 года команда объявила, что заключит соглашение о титульном спонсорстве с польской нефтяной компанией PKN Orlen (переименовав команду в Alfa Romeo Racing Orlen в 2020 и 2021 годах и в Alfa Romeo F1 Team Orlen в 2022 году ) и что Роберт Кубица к ним присоединится . в качестве запасного водителя. [ 48 ] Alfa Romeo снова завершила сезон 2020 года на 8-м месте, но на этот раз набрав всего 8 очков. [ 49 ]
В июле 2021 года Alfa Romeo Racing продлила контракт с Sauber , заключив многолетнее соглашение с ежегодной оценкой. [ 50 ] В сезоне 2021 года команда финишировала на 9-м месте с 13 очками. [ 51 ] По окончании сезона Райкконен ушел из Формулы-1. [ 52 ] а Джовинацци покинул команду, чтобы выступать в Формуле E. [ 53 ]
На сезон 2022 года команда подписала контракт с бывшим Mercedes гонщиком Валттери Боттасом и выпускником Формулы-2 Чжоу Гуаньюем . [ 54 ] [ 55 ] обеспечив свой лучший результат в Кубке конструкторов, заняв 6-е место с начала партнерства с Sauber. [ 56 ]
В январе 2023 года Alfa Romeo объявила о многолетнем соглашении о титульном спонсорстве с онлайн-казино Stake , переименовав команду в Alfa Romeo F1 Team Stake и разместив их логотип на видном месте на C43 . [ 57 ] [ 58 ] Команда также подписала соглашение о партнерстве с платформой прямых трансляций Kick . [ 59 ] который инвестирует соучредитель и владелец Stake Эдди Крэйвен. [ 60 ] Название и логотип Kick заменят название Stake в странах, где реклама азартных игр и спортивных ставок не разрешена, как Alfa Romeo F1 Team Kick . [ 61 ] Alfa Romeo участвовала в гонках в обновленной ливрее Kick, придумавшей «прорывную ливрею», на Гран-при Бельгии 2023 года . [ 62 ]
Alfa Romeo вышла из Формулы-1 в конце 2023 года и прекратила сотрудничество с Sauber. [ 63 ] которые собираются начать сотрудничество с Audi в 2026 году. [ 64 ]
Как поставщик двигателей
[ редактировать ]Безнаддувные двигатели (1960-е и 1970-е годы)
[ редактировать ]В течение 1960-х годов несколько второстепенных команд Формулы-1 использовали рядные 4-цилиндровые двигатели Alfa Romeo в таких автомобилях, как LDS Mk1 и Mk2 (1962–1963 и 1965 годы). [ 65 ] Купер Т53 (1962 г.), [ 66 ] и Де Томазо F1 (1961). [ 66 ] Ни одна из этих команд не набрала ни одного очка в чемпионате. [ 66 ]
В 1962 году Питер де Клерк создал специальный одноместный гоночный автомобиль, построенный для южноафриканского чемпионата Формулы-1 , оснащенный 1,5-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем Alfa Romeo Giulietta, который получил название Alfa Special . [ 67 ] [ 66 ] Special участвовал в двух Гран-при чемпионата мира, сойдя с дистанции на Гран-при Южной Африки 1963 года и заняв 10-е место на Гран-при Южной Африки 1965 года . [ 67 ] Он также участвовал в пяти Гран-при вне чемпионата, заняв подиум на Гран-при Ранда 1963 года . [ 68 ]
В конце 1960-х годов Alfa Romeo разрабатывала новый двигатель V8 для своих гоночных автомобилей, который был кратко испытан на Cooper T86C F1-3-68 Люсьеном Бьянки . [ 69 ]
Alfa Romeo ненадолго вернулась в Формулу-1 в сезонах 1970 и 1971 годов с двигателем V8, основанным на агрегате их спортивного автомобиля, используемом на Alfa Romeo Tipo 33 . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] В 1970 году управление в основном было поручено Андреа де Адамич , давнему водителю Alfa, на McLaren M7D и M14D . [ 70 ] [ 71 ] Комбинация часто не проходила квалификацию и была неконкурентоспособной, когда участвовала в гонках. [ 70 ] [ 71 ] В 1971 году по аналогичной схеме де Адамич провел большую часть второй половины сезона на « Марше 711» с таким же успехом. [ 72 ]
В 1976 году Берни Экклстоун заключил сделку с командой Формулы-1 Brabham на использование двигателей Alfa Romeo на основе их нового оппозитного 12-цилиндрового двигателя для спортивных автомобилей, разработанного Карло Чити . [ 73 ] [ 74 ] Двигатели были бесплатными и производили заявленную мощность 510 л.с. (380 кВт) против 465 л.с. (347 кВт) вездесущего Cosworth DFV; [ 75 ] однако 12-цилиндровый двигатель Alfa был тяжелее и потреблял больше масла и воды, чем 8-цилиндровый DFV, из-за большего количества механических процессов, происходящих в нем. [ 76 ] Упаковка двигателей была сложной - их приходилось снимать, чтобы заменить свечи зажигания , - а двигателю с высоким расходом топлива требовалось не менее четырех отдельных топливных баков, вмещающих 47 британских галлонов (214 л; 56 галлонов США) топлива. [ 76 ] Хотя Brabham BT45 ( 1976 г. ) оказался весьма неудачным, [ 77 ] Модернизированный BT45B ( 1977 г. ) представлял собой провидение. [ 78 ] Гордона Мюррея Все более смелые конструкции , такие как BT46 , который выиграл две гонки в 1978 году ( Швеции и Гран-при Италии ) и занял третье место в зачете конструкторов, были отчасти ответом на задачу создания достаточно легкого и аэродинамического шасси для легкого и аэродинамического шасси. громоздкий агрегат. [ 79 ] Когда в 1978 году аэродинамический эффект земли стал критическим, стало ясно, что низкие и широкие двигатели будут мешать большим туннелям Вентури под автомобилем, которые были необходимы для создания эффекта земли. [ 79 ] По инициативе Мюррея Alfa выпустила более узкую конструкцию V12 всего за три месяца к сезону 1979 года , но она оказалась ненадежной и неэффективной с точки зрения расхода топлива. [ 80 ]
Турбодвигатели (1983–1988)
[ редактировать ]На сезон 1987 года Alfa Romeo заключила сделку на поставку двигателей компании Ligier . [ 81 ] Разработан Джанни Тонти. [ 82 ] Четырехцилиндровый турбодвигатель Alfa Romeo 415T был испытан на Ligier JS29 Рене Арну . [ 83 ] Когда Fiat (та же компания, которая владела гигантом Формулы-1 Ferrari) взяла под свой контроль Alfa Romeo, сделка была отменена (якобы из-за негативных замечаний Арну о двигателе), и Лижье пришлось использовать двигатели Megatron (бывший BMW) на протяжении всего сезона. Сезон 1987 года. [ 82 ] [ 81 ] [ 84 ]
Alfa также поставляла опыт и двигатели небольшой и неудачливой итальянской команде Osella с 1983 по 1987 год. [ 85 ] [ 86 ] Во второй половине 1983 года сезона 182 двигатель Alfa Romeo безнаддувный (вместе с другими задними компонентами), использовавшийся в предыдущем сезоне, был установлен на Osella FA1E, который как лучший результат занял 10-е место . [ 85 ] С 1984 по 1987 год [ 87 ] двигатели Alfa Romeo V8 Турбированные использовались на автомобилях Оселлы, начиная с Osella FA1F 1984 года , который был основан на заводе Alfa Romeo 183T 1983 года . [ 88 ] [ 86 ] и продолжая FA1G , FA1H и FA1I , [ 89 ] достижение двух пятых мест как лучший результат ( Даллас 1984 года и Гран-при Италии ). [ 89 ]
К 1988 году, последнему турбо-сезону, Альфе надоела негативная реклама, создаваемая автомобилями Оселлы, поэтому миланский производитель запретил дальнейшее использование своего названия в связи с двигателем. В результате двигатели Alfa 1988 года, установленные на FA1L, получили простое название «Osella V8». [ 90 ] В конце сезона отношения прекратились, что означало конец участия Alfa Romeo в Формуле-1 примерно на три десятилетия. [ 90 ]
Безнаддувный V10 (1985–1988)
[ редактировать ]В 1985 году Alfa Romeo начала проект двигателя V10 для Формулы-1. [ 91 ] в ожидании предстоящих правил, запрещающих турбодвигатели. [ 92 ] Двигатель предназначался для использования на автомобилях Ligier Formula One . [ 93 ] [ 91 ] Это был первый современный двигатель V10 Формулы-1, за которым вскоре последовали двигатели Honda и Renault. [ 91 ] [ 93 ] Двигатель Alfa Romeo V1035 F1 был разработан Пино Д'Агостино в сезоне 1986 года . [ 93 ] [ 91 ] При 12 500 об/мин пиковая мощность достигала чуть более 600 л.с., а максимальный крутящий момент — 373 Нм. [ 93 ] После прекращения сотрудничества с Ligier в 1986 году, [ 93 ] Двигатель был доступен для проекта 164 Pro Car и в конечном итоге никогда не участвовал в гонках в Формуле-1. [ 91 ] [ 93 ]
В 1988 году Alfa Romeo (часть Fiat Group) купила Motor Racing Developments Ltd. (также известную как команда Brabham F1) для создания шасси для новой серии ProCar. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] Разработанный автомобиль имел двигатель V10 и принял кузов от Alfa Romeo 164, получившего обозначение Brabham BT57. [ 97 ] [ 95 ] [ 96 ] Его предполагаемой целью было участие в отдельной гоночной серии в качестве мероприятия поддержки во время Гран-при Формулы-1, но это мероприятие было отменено. [ 96 ]
Командное партнерство
[ редактировать ]Скудерия Феррари (2015–2018)
[ редактировать ]Бренд Alfa Romeo использовался на автомобилях Scuderia Ferrari Формулы-1 с сезона 2015 по 2018 год. Это началось с Ferrari SF15-T. [ 98 ] и продолжилось с последующими моделями SF16-H , [ 99 ] СФ70Х , [ 100 ] и SF71H . [ 101 ]
Команда Sauber F1 (2018–2023)
[ редактировать ]29 ноября 2017 года было объявлено, что Alfa Romeo станет титульным спонсором команды Sauber Формулы-1, начиная с сезона 2018 года, в рамках многолетнего соглашения о техническом и коммерческом партнерстве под именем Alfa Romeo Sauber F1 Team. [ 38 ] , состоялась пресс-конференция 2 декабря 2017 года в музее Alfa Romeo в Арезе, Милан , иллюстрирующая условия соглашения между FCA Group и швейцарской командой, за которой последовала церемония презентации ливреи и состава пилотов, состоящего из Чарльз Леклер и Маркус Эрикссон . [ 102 ]
Интервью с Фредериком Вассером в январе 2018 года показало, что Alfa Romeo намеревалась взять на себя управление командой Sauber. [ 103 ] 1 февраля 2019 года было объявлено, что команда вступит в сезон 2019 года под названием Alfa Romeo Racing, при этом структура собственности и управления останется неизменной. [ 104 ]
26 августа 2022 года было объявлено, что Alfa Romeo прекратит свои связи с командой Sauber Формулы-1 к концу 2023 года, вскоре после того, как Audi объявила о своем приобретении Sauber в 2026 году. [ 105 ]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( Жирным шрифтом обозначены выигранные чемпионаты)
Год | Имя | Машина | Двигатель | Шины | Нет. | Драйверы | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | Альфа Ромео С.п.А. | 158 | 158 1,5 л8 с | П | — | Хуан Мануэль Фанхио Джузеппе Фарина Луиджи Фаджиоли Рег Парнелл Пьеро Таруффи Я поддерживаю Санеси |
— | |
1951 | Альфа Ромео С.п.А. | 159 | 158 1,5 л8 с | П | — | Хуан Мануэль Фанхио Джузеппе Фарина Луиджи Фаджиоли Феличе Бонетто Туло де Граффенрид Я поддерживаю Санеси Пол Питч |
— | |
1952–1978 . : Alfa Romeo не участвовала в соревнованиях как конструктор | ||||||||
1979 | Из машины | 177 179 |
115-12 3,0 Ф12 1260 3,0 В12 |
Г | 35. 36. |
Бруно Джакомелли Витторио Брамбилла |
0 | Северная Каролина |
1980 | Команда Мальборо Альфа Ромео | 179 | 1260 3,0 В12 | Г | 22. 22. 22. 23. |
Патрик Депайлер Витторио Брамбилла Андреа де Сезарис Бруно Джакомелли |
4 | 11-е |
1981 | Команда Мальборо Альфа Ромео | 179Б 179С 179Д |
1260 3,0 В12 | М | 22. 23. |
Марио Андретти Бруно Джакомелли |
10 | 9-е |
1982 | Команда Мальборо Альфа Ромео | 179Д 182 |
1260 3,0 В12 | М | 22. 23. |
Андреа де Сезарис Бруно Джакомелли |
7 | 10-е место |
1983 | Команда Мальборо Альфа Ромео | 183Т | 890T 1,5 V8 т | М | 22. 23. |
Андреа де Сезарис Мауро Бальди |
18 | 6-е место |
1984 | Команда Бенеттон Альфа Ромео | 184Т | 890T 1,5 V8 т | Г | 22. 23. |
Риккардо Патрезе Эдди Чивер |
11 | 8-е место |
1985 | Команда Бенеттон Альфа Ромео | 185Т 184 ТБ |
890T 1,5 V8 т | Г | 22. 23. |
Риккардо Патрезе Эдди Чивер |
0 | Северная Каролина |
1986–2018 . : Alfa Romeo не участвовала в соревнованиях в качестве конструктора | ||||||||
2019 | Альфа Ромео Гонки | С38 | Феррари 064 1.6 V6 т | П | 7. 99. |
Кими Райкконен Антонио Джовинацци |
57 | 8-е место |
2020 | Альфа Ромео Рейсинг Орлен | С39 | Феррари 065 1,6 V6 т | П | 7. 99. |
Кими Райкконен Антонио Джовинацци |
8 | 8-е место |
2021 | Альфа Ромео Рейсинг Орлен | С41 | Феррари 065/6 1,6 V6 т | П | 7. 88. 99. |
Кими Райкконен Роберт Кубица Антонио Джовинацци |
13 | 9-е |
2022 | Альфа Ромео F1 Команда Орлен | С42 | Феррари 066/7 1,6 V6 т | П | 24. 77. |
Чжоу Гуаньюй Валттери Боттас |
55 | 6-е место |
2023 | Ставка команды Alfa Romeo F1 | С43 | Феррари 066/10 1,6 V6 т | П | 24. 77. |
Чжоу Гуаньюй Валттери Боттас |
16 | 9-е |
Источник: [ 1 ] |
Чемпионы водителей
[ редактировать ]- Джузеппе Фарина ( 1950 )
- Хуан Мануэль Фанхио ( 1951 )
Результаты двигателей клиентов Формулы-1
[ редактировать ]Конструктор | Сезон(ы) | Всего побед | Первая победа | Последняя победа |
---|---|---|---|---|
Де Томазо | 1961 | 0 | – | – |
СПД | 1962 – 1963 , 1965 | 0 | – | – |
Альфа Специальный | 1963 , 1965 | 0 | – | – |
Купер | 1962 | 0 | – | – |
Макларен | 1970 | 0 | – | – |
Маршировать | 1971 | 0 | – | – |
Брэбэм | 1976 – 1979 | 2 | Гран-при Швеции 1978 года. | Гран-при Италии 1978 года. |
Оселла | 1983 – 1987 | 0 | – | – |
Общий | 1961 – 1987 | 2 | Гран-при Швеции 1978 года. | Гран-при Италии 1978 года. |
- Исключает заводскую команду
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б «Альфа Ромео – Времена года» . СтатистикаF1 . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ «Результат сезона 1950 > Команды» . Очки Формулы 1 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Результат сезона 1951 года > Команды» . Очки Формулы 1 . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Альфа Ромео Р2 1924–1925 годов» . Ultimatecarpage.com . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «Альфа Ромео П2 и П3» . Таргафлорио-1906-1977 (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Фернли, Пол (7 февраля 2019 г.). «Оригинальная битва Гран-при Mercedes против Alfa» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «Альфа Ромео П3» . Ddavid.com . Архивировано из оригинала 13 сентября 2007 года . Проверено 13 сентября 2007 г.
- ^ «Эта Alfa Romeo — это то, на чем Энцо Феррари участвовал в гонках до основания Ferrari» . Автосовки . 8 июля 2018 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «История Альфа Корс/Автодельта» . Velocissima.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ Тернер, Кевин (15 февраля 2021 г.). «Из архива: Величайший Мерседес, о котором вы никогда не слышали» . Автоспорт . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Альфа Ромео» . Колумбус.фи . Архивировано из оригинала 19 апреля 2007 года . Проверено 19 апреля 2007 г.
- ^ Най, Дуг (13 января 2020 г.). «Технология Alfetta, победившая Ferrari: Alfa Romeo 158/159» . Мотоспорт . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Уиллис, Эндрю (5 октября 2022 г.). «Alfa Romeo 158 изначально была доминирующей силой в Формуле-1» . Гудвуд . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Альфа Ромео 158» . DDavid.com . Архивировано из оригинала 7 апреля 2007 года . Проверено 7 апреля 2007 г.
- ^ «GP Типо 158 Альфетта» . Музей Альфа Ромео . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ "Альфа Ромео 158 'Альфетта' " . Ultimatecarpage.com . Архивировано из оригинала 6 октября 2022 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Канал, Самарт (27 января 2023 г.). «РУКОВОДСТВО ПО КОМАНДЕ: уникальное место Alfa Romeo в книгах по истории Формулы-1 – и каким оно будет к 2023 году» . Formula1.com . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «GP 159 «Альфетта»: Последний доминатор» . Наследие FCA . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Феррари, Лука (22 февраля 2021 г.). «Альфа Ромео: история Бишоне в Формуле-1» . FormulaPassion.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Альфа Ромео в Формуле 1» . Мито Альфа Ромео (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2007 года . Проверено 22 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Славные неудачи — Alfa Romeo 1979-1985 (1-я часть)» . Автоспорт (на португальском языке). 28 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 3 января 2015 г. . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Зенсен, Ульрих (8 марта 2017 г.). «Alfa Romeo — Autodelta AR 177-001 на Гран-при Бельгии, Золдер, Бельгия, 13 мая 1979 года» . RobertLittle.us . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 года . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Турко, Паоло (1 декабря 2017 г.). «Альфа Ромео в Формуле-1. История мифа» . НовостиАвто (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 года . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Скачча, Джулио (26 декабря 2017 г.). «Бруно Джакомелли и неоконченная мечта Alfa Romeo» . F1Sport.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 28 июля 2023 года . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «1 августа 1980 года: день, когда мы потеряли Патрика Депайлера» . Мотоспорт . 1 августа 2015 года . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Запад США 1982» . Статистика Ф1 . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Нугнес, Франко (1 декабря 2017 г.). Джакомелли: «Возвращение Alfa Romeo пойдет на пользу Формуле 1 » . Автоспорт (на итальянском языке) . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Генри, Алан (17 октября 1981 г.). «Джонс подписывает контракт с победой» . Мотоспорт . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Лини, Франко (январь 1985 г.). «Седьмой круг Альфа». Quattroruote (на итальянском языке). 30 (351). Милан, Италия: редакционная статья Domus: 186.
- ^ «Гран-при Востока США 1980 года – КВАЛИФИКАЦИЯ» . Formula1.com . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «Гран-при Монако 1982» . Мотоспорт . 23 мая 1982 года . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ «Гран-при Германии 1983 года» . Мотоспорт . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «Гран-при ЮАР 1983» . Мотоспорт . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роша, Мигель (3 марта 2018 г.). «1985: От Альфы до Омеги» . Гран-при отклоняется . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Alfa Romeo 184T, l'ultima soto la Bandiera a scacchi» . FormulaPassion.it (на итальянском языке). 2 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2023 года . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Альфа Ромео 184Т» . Формула Storia (на итальянском языке). 2 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2023 г. Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сено, Альвизе-Марко (29 ноября 2017 г.). «Обзор эпопеи Бишоне в Формуле 1» . Ruoteclassiche (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 26 января 2023 года . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Команда Sauber F1 заключает многолетнее партнерское соглашение с Alfa Romeo» . Команда Заубер Ф1 . Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 29 ноября 2017 г. .
- ^ Ниммерволл, Кристиан (16 марта 2019 г.). « Обманчивый пакет» Alfa Romeo: она остается швейцарской командой!» . Motorsport-Total.com (на немецком языке) . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Sauber и Alfa Romeo продолжат борьбу за амбициозные результаты под названием Alfa Romeo Racing» . Команда Заубер Ф1. 1 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Чего стоила Alfa Romeo шанса остаться в Формуле-1» . Гонка . 11 декабря 2023 г. Проверено 9 января 2024 г.
- ^ «Альфа Ромео С38: Технический анализ» . Фанаты гонок . 26 февраля 2019 года . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Бир, Мэтт (22 сентября 2019 г.). «Джовинацци оштрафован за то, что приблизился к спасательному крану Формулы-1 в Сингапуре» . Автоспорт .
- ^ «Формула-1, все рекорды чемпионата мира 2019 года и возможности Формулы-1 2020 года» . Скай Спорт . 26 декабря 2019 года . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Митчелл, Скотт (17 ноября 2019 г.). «Гран-при Бразилии: Ферстаппен побеждает Гасли после сумасшедшего финиша» . Мотоспорт . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ «Команды» . Мотоспорт . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ «Джовинацци сохранен в Alfa Romeo на 2020 год» . Formula1.com . 4 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Хорунжий, Валентин (1 января 2020 г.). «Команда Alfa Romeo F1 переименована: Кубица присоединяется в резервной роли» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 28 июля 2023 года . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Рейтинг конструкторов 2020» . Formula1.com . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (14 июля 2021 г.). «Alfa Romeo продлила сделку с Sauber» . Би-би-си Спорт . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Рейтинг конструкторов 2021 года» . Formula1.com . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ « Моя жена будет более эмоциональной, чем я», — говорит Райкконен перед своим последним выступлением в Формуле-1» . Formula1.com . Формула 1. 9 декабря 2021 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ « Я не думаю, что это будет моя последняя гонка в Формуле-1», — клянется Джовинацци перед последним уик-эндом с Alfa Romeo» . Formula1.com . 9 декабря 2021 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Альфа Ромео объявляет Гуаньюй Чжоу партнером Валттери Боттаса по команде на 2022 год» . Formula1.com . 16 ноября 2021 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Alfa Romeo объявляет, что Валттери Боттас присоединится к команде в 2022 году по многолетнему контракту» . Formula1.com . 6 сентября 2021 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Смит, Люк (30 декабря 2022 г.). «Шестое место казалось «лучшим сценарием» для Alfa Romeo после борьбы с вымогательством в Формуле-1» . Автоспорт .
- ^ «Рекордное титульное партнерство предусматривает запуск командной ставки Alfa Romeo F1 на 2023 год и далее» . Группа компаний Заубер . 27 января 2023 г. Архивировано из оригинала 27 января 2023 г.
- ^ Вуд, Уилл (27 января 2023 г.). «Компания по ставкам на криптовалюту Stake присоединяется к Alfa Romeo, поскольку бывший спонсор Орлен переходит в AlphaTauri · RaceFans» . Фанаты гонок . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ «Командная ставка Alfa Romeo F1 теперь в прямом эфире на KICK.com» . Группа компаний Заубер . 27 января 2023 г. Архивировано из оригинала 27 января 2023 г.
- ^ Ляо, Шеннон (6 декабря 2022 г.). «Создатель Top Twitch поддерживает платформу, связанную с сайтом криптогемблинга» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Ратор, Нишай (2 февраля 2023 г.). «Проблемы со спонсорством вынуждают Alfa Romeo вести хитрую игру в сезоне Формулы-1 2023 года» . По сути Спорт . Архивировано из оригинала 9 июля 2023 года . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (24 июля 2023 г.). «Alfa Romeo демонстрирует изменения в неоново-зеленой ливрее Гран-при Бельгии · RaceFans» . Фанаты гонок . Архивировано из оригинала 24 июля 2023 года . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Alfa Romeo прекратит партнерство с Sauber в конце сезона 2023 года | Формула 1®» . Formula1.com . 26 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ «Sauber станет заводской командой Audi F1 с 2026 года» . Formula1.com . 26 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 5 января 2023 года . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ «ЛДС» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 24 июня 2023 года . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Альфа Ромео 1,5 Л4» . F1DB.com . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Альфа Ромео Специальный» . F1DB.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ «Гран-при на мысе» . 8Вт Форикс . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ «Купер Т86С Альфа Ромео» . Ultimatecarpage.com . Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «История McLaren M7D» . OldRacingCars.com . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «История McLaren M14D» . OldRacingCars.com . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Мартовские истории автомобилей 711» . OldRacingCars.com . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Хадсон, Вайолет. «Берни Экклстоун – Как один человек стал владельцем спорта» . Джентльменский журнал . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Фернли, Пол (сентябрь 2021 г.). «Раскрытие утраченного гения «дяди» Карло Чити» . Мотоспорт . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Генри 1985 : 159
- ^ Jump up to: а б Генри 1985 : 159–160.
- ^ Генри 1985 : 159–165.
- ^ Генри 1985 : 163–171.
- ^ Jump up to: а б Генри 1985 : 171–213.
- ^ Генри 1985 : 190
- ^ Jump up to: а б «Лигье-Альфа распалась накануне Рио» . Мотоспорт . Май 1987. с. 7 . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Машины Гран-при, которые никогда не участвовали в гонках» . Форикс . Архивировано из оригинала 4 апреля 2007 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Лигье JS29» . СТАТИСТИКА Ф1 . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Ховард, Кейт (январь 2003 г.). «Альфа Ромео V10» . Мотоспорт . п. 41 . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Истории автомобилей Osella FA1E» . OldRacingCars.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "1984 Оселла FA1F Гинзани" . формула143 . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Тернбулл, Стив (6 ноября 2017 г.). «Последний из настоящих гонщиков? - История Оселлы F1» . намеренияGP . Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Новый 1986 : 227
- ^ Jump up to: а б Пеллегрини, Паоло (1 декабря 2017 г.). «Alfa Romeo и турбомоторы: от Формулы-1 до телеги [часть первая]» . ЦиркF1 (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Привитера, Марко (17 декабря 2015 г.). «Альфа Ромео и Формула 1: история любви, которой суждено снова расцвести?» . LiveGP.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Автомобиль Альфа V10 164 Pro» . VeloceToday.com . 19 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2015 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Кью, Олли (29 ноября 2017 г.). «Alfa Romeo возвращается в Формулу-1» . Топ Гир . Архивировано из оригинала 29 ноября 2017 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ховард, Кейт (январь 2003 г.). «Альфа Ромео V10» . Мотоспорт . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Брэбэм» . МКЗ . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Альфа 164 Про-автомобиль, наверху одиноко…» Журнал Retro Scene . 6 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 г. . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пять лучших автомобилей Brabham» . Какая машина . 1 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2018 г. . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Брэбэм» . OldRacingCars.com . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Альфа Ромео» . Скудерия Феррари Формула 1 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Уильямс, Ричард (февраль 2018 г.). «Размышления: февраль 2018» . Мотоспорт . п. 42.
- ^ Роклифф, Том (10 марта 2021 г.). «Ливрии Ferrari в эпоху турбо-гибридов» . ПланетаФ1 . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Корги, Франческо (22 февраля 2018 г.). «Феррари: огненно-красная окраска освещает SF71H» . Автоспорт (на итальянском языке) . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Sauber подтверждает Leclerc & Ericsson, как видно из ливреи Alfa Romeo» . Formula1.com . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Райан Вуд (15 января 2018 г.). «Фред Вассер хочет, чтобы Alfa Romeo работала в команде Sauber» . Неделя автоспорта . Motorsport Media Services Ltd. Архивировано из оригинала 2 августа 2019 года . Проверено 2 августа 2019 г.
На данный момент мы используем двигатели Ferrari, но наша цель – стать не дочерней компанией, а основной командой Alfa Romeo.
- ^ «Формула 1: Sauber переименована в Alfa Romeo Racing с начала сезона 2019 года» . bbc.co.uk. Би-би-си Спорт. Новости Би-би-си. 1 февраля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (26 августа 2023 г.). «Alfa Romeo прекратит сотрудничество с Sauber F1 в конце 2023 года» . Автоспорт . Проверено 22 ноября 2023 г.
- Библиография
- Генри, Алан (1985), Brabham: The Grand Prix Cars , Osprey, ISBN 0-905138-36-8
- Най, Дуг (1986), История автокурса автомобиля Гран-при 1966–85 , Хэзлтон, ISBN 0-905138-37-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Alfa Romeo в Формуле-1, на Викискладе?
- Участники Формулы-1
- Производители двигателей Формулы-1
- Итальянские автогоночные команды
- Итальянские конструкторы гоночных автомобилей
- Швейцарские автогоночные команды
- Швейцарские конструкторы гоночных автомобилей
- 1950 заведений в Италии
- Закрытие предприятий в 2023 году в Италии
- Закрытие предприятий в 2023 году в Швейцарии
- Команды автогонщиков, основанные в 1950 году.
- Команды автогонщиков распущены в 1951 году.
- Автогоночные команды, созданные в 1979 году.
- Команды автогонок распущены в 1985 году.
- Автогоночные команды, созданные в 2019 году
- Автогоночные команды расформированы в 2023 году
- Альфа Ромео в Формуле-1
- Чистый автоспорт
- Группа Макларен