Прототип Ле-Мана
Прототип Ле-Мана ( LMP ) — это тип спортивного прототипа гоночного автомобиля, используемый в различных гонках и чемпионатах, включая « 24 часа Ле-Мана» , чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA , чемпионат IMSA SportsCar , европейскую серию Ле-Мана и азиатскую серию Ле-Мана . Прототипы Ле-Мана были созданы Автомобильным клубом Запада (ACO). В технические требования к ЛМП входит кузов, охватывающий все механические элементы автомобиля. По состоянию на 2023 год [update] В рамках прототипов Ле-Мана есть два класса, обозначенные LMP2 и LMP3 .
не так быстры, как автомобили Формулы-1 с открытыми колесами Хотя LMP1 , они были самыми быстрыми гоночными автомобилями с закрытыми колесами, используемыми в кольцевых гонках. Прототипы Ле-Мана считаются классом выше серийных автомобилей Grand Tourer , которые вместе с ними соревнуются в гонках спортивных автомобилей . Позже в конструкции LMP1 были включены гибридные автомобили , в которых для ускорения используются электродвигатели. [ 1 ]
Класс Le Mans Prototype LMP1 был заменен гиперкарами Le Mans в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) и в гонках «24 часа Ле-Мана» с сезона 2021 года . Негибридные автомобили LMP1 имели право стать «дедушками» еще на два сезона и соревноваться вместе с новым классом в сезонах 2021–2022 годов. [ 2 ] [ 3 ]
Начиная с сезона WEC и IMSA SportsCar Championship 2023 года, к гиперкарам Ле-Мана присоединятся автомобили Le Mans Daytona h (LMDh). [ 4 ] [ 5 ] Эти два типа прототипов составят высший класс гонок на выносливость: гиперкар в WEC и прототип Grand Touring (GTP) в IMSA. [ 6 ] [ 7 ]
Варианты имени
[ редактировать ]Прототипы Ле-Мана использовали разные названия в зависимости от серии, в которой они соревнуются. Эквивалентные автомобили FIA ( назывались Sports Racers (SR) или Sports Racing Prototypes SRP). Американский чемпионат IMSA GT называл свои автомобили World Sports Cars (WSC), а недолговечный чемпионат США по шоссейным гонкам классическое название Can-Am (USRRC) использовал для своих прототипов (CA). С 2004 года в большинстве серий эти автомобили стали называть « прототипами Ле-Мана» . Американская серия Ле-Ман , преемник чемпионата IMSA GT и предшественник чемпионата TUDOR United SportsCar Championship, официально называла автомобили просто прототипами (P1, P2 или PC). [ нужна ссылка ] В средствах массовой информации LMP обычно называют автомобилем Ле-Мана . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
Первое использование того, что впоследствии стало прототипом Ле-Мана, произошло на гонке « 24 часа Ле-Мана» 1992 года . В попытке увеличить число участников за пределами небольшого круга группы C участников чемпионат мира по спортивным автомобилям , который должен был предложить , более старым Porsche 962 было разрешено участвовать в категории 3. Чтобы еще больше увеличить размер поля, были проведены небольшие гонки с открытой кабиной. автомобили с серийными двигателями дорожных автомобилей, участвовавшие в небольших национальных чемпионатах, были допущены к категории 4. [ 9 ]
Позже ACO заявила о намерении полностью заменить автомобили группы C на прототипы Ле-Мана . Были созданы два класса: LMP1 использовали специально изготовленные двигатели большого объема, которые обычно имели турбонаддув, а LMP2 использовали серийные двигатели меньшего объема. Оба класса должны были иметь открытые кабины. Однако автомобили LMP1 в том году были всего лишь бывшими автомобилями Группы C, некоторые из них все еще имели закрытую кабину ( Toyota 94C-V , Courage C32 , Kremer K8 Spyder , Porsche 962C GTI , ALD C289 и Alpa LM). В то же время чемпионат IMSA GT объявил об окончании классов GTP и Lights с закрытой кабиной, решив также заменить их единым классом World Sports Cars с открытой кабиной , эквивалентным LMP1.
Эта формула сохранялась до 1996 года, когда многие производители использовали классы LMP и WSC, включая Ferrari , Porsche и Mazda . В 1997 году была запущена первая европейская серия, основанная на прототипах Ле-Мана, известная как « Международная серия спортивных гонок ». Используя классы, аналогичные LMP1/WSC и LMP2, эти автомобили были известны FIA как «SR1» и «SR2». В 1998 году была создана еще одна серия прототипов Ле-Мана: новый чемпионат США по шоссейным гонкам попытался оторваться от чемпионата IMSA GT. Чтобы отличаться от класса WSC IMSA, USRRC назвала свои прототипы с открытой кабиной « Can-Am », пытаясь возродить чемпионат спортивных автомобилей 1970-х годов. Однако до конца 1999 года USRRC распалась, и эта серия, превратившаяся в серию спортивных автомобилей Rolex, решила вместо этого использовать формулы SR1 и SR2 FIA.
В 1998 году произошло значительное расширение классов LMP ACO. После отмены чемпионата IMSA GT в конце 1998 года ACO разрешила создание американской серии Ле-Ман. В этой серии использовалась та же классовая структура, что и в «24 часах Ле-Мана», а это означает, что это был первый чемпионат, в котором использовалось название LMP. В то же время ACO существенно изменила свои классы LMP. Меньший класс LMP2 был на короткое время исключен, в то время как был разрешен новый класс прототипов с закрытой кабиной, известный как «LMGTP» (прототип Grand Touring в Ле-Мане). Эти автомобили представляли собой развитие серийных дорожных автомобилей, которые ACO считали слишком продвинутыми и слишком быстрыми, чтобы подпадать под правила класса GT, что вынуждало ACO продвигать их в качестве прототипов.
В 2000 году в правила LMP были внесены изменения, поскольку ACO снова разделила класс LMP с открытой кабиной. Два новых класса стали известны как «LMP900» и «LMP675», причем цифры обозначают минимальные требования к весу (в килограммах) для каждого класса. LMP900 должны были быть мощнее и быстрее по максимальной скорости, но при этом тяжелее и громоздче. LMP675 должны были быть меньше и маневреннее, но не иметь максимальной скорости более крупного класса. Оба класса были предназначены для того, чтобы иметь возможность соревноваться за общие победы. Audi , Chrysler , Cadillac и Panoz решили использовать формулу LMP900, а MG была единственным крупным производителем, попытавшимся использовать класс LMP675. Класс LMGTP также продолжил свое существование: Bentley стал единственным производителем, построившим прототип с закрытой кабиной после изменения правил в 2000 году.
В 2017 году, чтобы ограничить расходы, FIA представила новый набор правил LMP2, который будет действовать до 2020 года и направлен на значительное увеличение мощности до диапазона 150 лошадиных сил (что, как ожидается, приведет к четырехкратному увеличению мощности). второе снижение времени круга в Ле-Мане). Gibson Technology является эксклюзивным поставщиком двигателей для LMP2, производя четырехлитровый атмосферный двигатель V8. [ 10 ]
Технические регламенты
[ редактировать ]Биотопливо , в частности бензин с 10% содержанием этанола и биодизельное топливо ( BTL ), разрешено как в категориях LMP1, так и в LMP2.
ЛМП1
[ редактировать ]Размер топливного бака и минимальный вес негибридных автомобилей подлежали корректировке, чтобы уменьшить разницу в производительности между гибридными и негибридными автомобилями.
Ограничений на количество цилиндров для любого типа двигателя не было.
Кузов должен был закрывать все механические элементы автомобиля так, чтобы они не были видны при взгляде на автомобиль непосредственно спереди, сбоку или сверху.
Автомобили LMP1, как правило, были самыми мощными и имели более высокую скорость на прямых.
Категория LMP1 была прекращена в конце сезона 2020 года и заменена новым высшим классом гонок на выносливость: гиперкарами .
Гибридный | Негибридный | |
---|---|---|
Минимальный вес | 878 кг (1936 фунтов) | 833 кг (1836 фунтов) |
Максимальная длина | 4650 миллиметров (183 дюйма) | |
Минимальная ширина | 1800 миллиметров (71 дюйм) | |
Максимальная ширина | 1900 миллиметров (75 дюймов) | |
Объем двигателя | без ограничений | макс. 5,5 литра (340 дюймов) 3 ) |
Емкость топливного бака для бензиновых двигателей | 62,3 литра (16,5 галлонов США) | 75 литров (20 галлонов США) |
Для дизельных двигателей | 50,1 литра (13,2 галлона США) | |
Максимальный диаметр колеса | 28 дюймов (710 мм) | |
Максимальная ширина колеса | 14 дюймов (360 мм) |
ЛМП2
[ редактировать ]С 2017 года, чтобы ограничить расходы, FIA ввела новый набор правил, который будет действовать до 2025 года. [ 12 ] Правила допускают значительное увеличение мощности (150 лошадиных сил), что, как ожидается, приведет к сокращению времени круга в Ле-Мане на четыре секунды. Gibson Technology — эксклюзивный поставщик двигателей, производящий 4,2-литровый безнаддувный двигатель V8. [ 13 ] В сезонах 2017–2020 годов мощность двигателя составляла около л.с. 600 [ 13 ]
Dallara , Onroak Automotive (Ligier), Oreca и совместное предприятие Riley Tech / Multimatic были выбраны FIA в качестве четырех эксклюзивных конструкторов шасси, которые должны иметь конструкцию с закрытой кабиной. [ 14 ]
Перед началом сезона 2021 года автомобили LMP2 сбавили скорость, чтобы обеспечить необходимую разницу во времени прохождения круга между LMP2 и новым классом — гиперкарами. В первоначальной версии нового свода правил, обнародованной в ноябре 2020 года, была снижена только мощность двигателя Gibson — до 560 л.с. Непосредственно перед началом сезона автомобили были еще больше ослаблены, уменьшив мощность еще на 20 л.с. до 540 л.с. Минимальная масса автомобилей также увеличена на 20 кг и установлена на уровне 950 кг. Кроме того, как и в категории «Гиперкар», единый аэрообвес стал обязательным на протяжении всего сезона и ограничен спецификацией Ле-Мана в WEC; команды ELMS сохранили за собой право переключаться между аэрокомплектами. [ 15 ]
Минимальный вес | 950 кг (2090 фунтов) |
Максимальная длина | 4750 миллиметров (187 дюймов) |
Общая ширина | От 1800 миллиметров (71 дюйм) (мин) до 1900 миллиметров (75 дюймов) (макс.) |
Максимальная высота | 1050 миллиметров (41 дюйм) |
Двигатель | 4,2 литра (260 дюймов 3 ) Безнаддувный бензиновый двигатель V8 (омологированный) |
Емкость топливного бака | 75 литров (20 галлонов США) |
Максимальный диаметр колеса | 690 миллиметров (27 дюймов) спереди, 715 миллиметров (28,1 дюйма) сзади |
Максимальная ширина колеса | 342 миллиметра (13,5 дюйма) спереди, 362 миллиметра (14,3 дюйма) сзади |
ЛМП3
[ редактировать ]LMP3 — это класс прототипов начального уровня, предназначенный для знакомства молодых гонщиков и новых команд с гонками на выносливость , прежде чем они перейдут в более высокие классы гонок прототипов, LMP2 и, в конечном итоге, в гиперкары. [ 16 ] LMP3 использует шасси с закрытой кабиной, которое может быть построено любым лицензированным конструктором, оснащенное 5,6-литровым атмосферным двигателем Nissan V8 мощностью 455 л.с. [ 17 ] [ 18 ]
К участию в этом классе допускаются автомобили: Ginetta-Juno P3 , Ligier JS P3 , Norma M30 , ADESS-03 и Ave-Riley AR-02. Автомобили участвовали в ряде серий, таких как азиатская серия Ле-Ман, европейская серия Ле-Ман, а также серия V de V Endurance Series и IMSA Prototype Challenge . [ 19 ] Также был создан ряд чемпионатов этого класса, таких как серия FRD LMP3 и Кубок Великобритании LMP3. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
В 2020 году был представлен набор правил 2-го поколения, в который вошли новые автомобили, а именно Ginetta G61-LT-P3 , Ligier JS P320 , Duqueine D-08 и ADESS-03 Evo. Эти автомобили можно построить на основе своих предшественников с помощью комплекта модернизации. [ 23 ] Новые прототипы LMP3 используются в азиатской серии Ле-Ман, Кубке Мишлен Ле-Ман , IMSA VP Racing SportsCar Challenge , [ 24 ] Европейская серия Ле-Ман и Кубок прототипов Германии. [ 25 ]
Минимальный вес | 950 кг (2090 фунтов) |
Максимальная длина | 4650 миллиметров (183 дюйма) |
Максимальная ширина | 1900 миллиметров (75 дюймов) |
Двигатель | Безнаддувный Nissan VK56DE 5.6L V8 |
Емкость топливного бака | 100 литров (26 галлонов США) |
Максимальный диаметр колеса | 28 дюймов (710 мм) |
Максимальная ширина колеса | 13 дюймов (330 мм) |
ЛМПК
[ редактировать ]LMPC ( Le Mans Prototype Challenge ) — более ранний класс начального уровня, представленный в 2009 году и состоящий из участников, управляющих идентичными автомобилями Oreca FLM09. [ 27 ] Этот класс был исключен из Европейской серии Ле-Ман в 2014 году . Поскольку стоимость содержания команды LMPC оказалась сопоставимой со стоимостью содержания команды LMP2, после сезона 2017 года в чемпионате WeatherTech SportsCar Championship этот класс был исключен. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоклоса, Александр (4 марта 2014 г.). «Прототип Porsche 919 Hybrid Le Mans» . CarAndDriver.com . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Гудвин, Грэм (6 декабря 2019 г.). «Гиперкар в Ле-Мане: как обстоят дела и ответы на ваши вопросы» . DailySportsCar.com . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Уоткинс, Гэри (16 октября 2021 г.). «Автомобилю Alpine WEC LMP1 предоставлен дополнительный год омологации» . Motorsport.com . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ «Технический регламент LMDh» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 5 мая 2023 г. Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ «Категории 24 часа Мана» . 24h-lemans.com . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ «2021 — начало новой эры выносливости с гиперкарами» (PDF) . 24 часа Ле-Мана . 2021. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2021 года . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ «Категории» . 24 часа Ле-Мана . 2021. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Пулман, Бен (19 января 2012 г.). «Toyota представляет новый автомобиль в Ле-Мане после ухода Peugeot» . Машина . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Най, Дуг. «Краткая история прототипов Ле-Мана» . GoodWood.com . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ «Gibson Technology заключила контракт на поставку двигателей для LMP2 с 2017 года» . AutoSport.com . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ «Классы» . FIAWEC.com . ФИА ВЭК. 2019. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Гудвин, Грэм (10 ноября 2022 г.). «Текущая омологация LMP2 продлена до конца 2025 года» . Dailysportscar.com . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Классы» . FIAWEC.com . ФИА ВЭК. 2021. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Правила LMP2 2017 года – выбраны четыре производителя шасси» . ФИА.com . 9 июля 2015 года . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «WEC: Улучшен уровень производительности LMP2» . ФИА.com . 1 апреля 2021 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Пресс-конференция ACO: Презентация новой категории LMP3» . EuropeanLeMansSeries.com . Автомобильный клуб de l'Ouest. 19 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 1 января 2015 года . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «Официальный поставщик двигателей Nissan LM P3!» . europeanlemansseries.com . Автомобильный клуб de l'Ouest. 18 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ «Обнародованы правила LMP3 2020 года» . DailySportsCar.com . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «IMSA: Продажи LMP3 продолжаются» . Гонщик. 20 октября 2016 г.
- ^ «Запуск серии LMP3 в 2019 году» . Cams.com.au. Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Серия ФРД LMP3» . FRDSports.com . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Главная · Официальный сайт чемпионата LMP3 Cup» . LMP3Cup.co.uk . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Все системы готовы для LMP3 Gen II» . DailySportsCar.com . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «IMSA раскрывает планы на будущее для класса LMP3» . 3 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2023 года . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «Кубок прототипов Германии запущен в 2022 году, организован ADAC & CREVENTIC» . DailySportsCar.com . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ «Разные классы» . Автомобильный клуб Запада (ACO) . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Коллинз, Сэм (16 марта 2011 г.). «Орека ФЛМ-09» . Racecar-Engineering.com . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Команды испытания прототипов взвешивают будущее класса» . SportsCar365.com . 27 июня 2015 г. Проверено 15 марта 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с прототипами Ле-Мана , на Викискладе?