Хуан Занелли
Хуан Эрнесто Занелли де Вескови | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1906 |
Умер | 1944 |
Род занятий | Автогонщик, консул Чили. |
Хуан Эрнесто Занелли де Вескови был выдающимся чилийским автогонщиком, считавшимся первым чилийцем и первым южноамериканцем, выигравшим Гран-при в Европе . В начале 1930-х годов он одержал победу в трех гонках Гран-при: двух в Ле-Мане и одной в Барселоне . Он выступал за Bugatti , Nacional Pescara , Alfa Romeo , Maserati , Torino и Villa Padierna в Гран-при 1920-х и 1930-х годов, предшественников Формулы-1 . В 1931 году он стал чемпионом Европы по восхождению на холмы , который позже дал начало чемпионату мира по ралли .
Жизнь
[ редактировать ]разбогатевшего на нитратных полях Антофагасты Он был сыном Николаса Занелли, итальянского иммигранта , , и Аделы де Вескови, уроженки Тарапаки . Он провел свое детство между Икике , Сантьяго и Вальпараисо . В то время самые богатые семьи, особенно иностранцы, учились за границей. Хуан Занелли закончил обучение в Швейцарии . После завершения учебы он поселился в Ницце в качестве консула.

Он начал устанавливать контакты с европейской аристократией, что в то время было очень сложно, особенно для южноамериканца . Их общей страстью был автоспорт, который тогда был доступен только богатым. В этот период появились «водители-джентльмены», люди, у которых была страсть и финансовые ресурсы для участия в автоспортивных соревнованиях высокого уровня.
Карьерный путь
[ редактировать ]Хуан Занелли выступал в европейских автогонках за рулем двухместного Fiat, который имел меньшую мощность по сравнению с быстрыми Alfa Romeo или Bugattis . Он участвовал в крупных европейских гонках в период с 1928 по 1931 год. Он выиграл Гран-при Бугатти в Ле-Мане в 1929 и 1930 годах, став первым латиноамериканцем, добившимся этого. Он участвовал в Гран-при Монако и других соревнованиях в Италии и Франции, преодолевая механические трудности и завоевывая подиумы. В 1931 году он выиграл чемпионат Европы по восхождению на холм в категории гоночных автомобилей. Кроме того, он приобрел Bugatti и сотрудничал с важными фигурами в автоспорте, такими как братья Бискайя и Рауль Патерас Пескара.
Его первые гонки
[ редактировать ]25 июля 1929 года он участвовал в VII Гран-Премио Сан-Себастьяна. Начиная с первого ряда на Bugatti №4, который он делил с Жоржем Филиппом и Луи Широном, он боролся с Жоржем Филиппом за первую позицию, когда потерял управление, четыре раза завертевшись и повредив переднюю подвеску. Сумев добраться до боксов, он запросил руль Bugatti #5. Однако ему пришлось остановить гонку на 25-м круге. Первым финишировал Хирон, за ним следовали Филипп, Леу, Дрейфус и Бурлье.
Затем он отправился в Италию, чтобы принять участие в Кубке Пьетро Бордино в Алессандрии, где занял восьмое место. Он также участвовал на своем Bugatti в Гран-при Марны во Франции, заняв второе место. В том же году он участвовал в Гран-при Монцы. В Европе он встретил братьев Бискайя и Эрнеста Фридриха, который был другом, сотрудником и водителем Этторе Бугатти , основателя Бугатти и владельца фабрики. 13 сентября 1928 года он приобрел один из автомобилей Пьера де Бискайя, который был брошен в 1924 году после аварии и поэтому нуждался в ремонте.
Этторе Бугатти организовал три ежегодных гонки на трассе Сарт. 2 июня 1929 года Хуан Занелли станет победителем Гран-при Бугатти 1929 года в Ле-Мане , обеспечив свою первую победу. Он добился этой победы в сложных обстоятельствах. Во время подготовки к гонке он довел машину до предела, из-за чего заклинило двигатель. Несмотря на это, он был полон решимости участвовать в гонках и в последнюю минуту убедил барона Филиппа де Ротшильда продать ему одну из своих машин. Затем Занелли вышел на трассу на незнакомой машине и сумел занять первое место, выиграв роскошный новый Bugatti Type 35B в качестве приза . Это была первая международная победа чилийского гонщика и первая победа латиноамериканца в Европе.

Официальный сезон чемпионата мира по автогонкам 1930 года начался в апреле того же года с Гран-при Монако на трассе Монте-Карло. Среди гонщиков был чилиец Хуан Занелли. Он стартовал со второго ряда, рядом с монегаском Луи Широном . на новом Bugatti Type 35B Занелли дебютировал на Гран-при , но из-за механической неисправности он был вынужден сойти с дистанции, находясь на 4-м месте, оставив всего 8 кругов.
Он вернется в Италию, чтобы снова участвовать в гонках в Алессандрии , заняв второе место, с Ахилле Варци как победителем и Энцо Феррари на третьем месте на подиуме. К сожалению, из-за серии механических неисправностей в будущих гонках, которые привели к сходу с дистанции, его результаты ухудшились. Однако на Гран-при По во Франции ему удалось обеспечить себе третье место. В том же году он снова принял участие в Гран-при Bugatti и повторил свое достижение, заняв первое место, получив в качестве приза Bugatti T43.
Консолидация на правильном пути
[ редактировать ]Тогда органы управления автоспортом установили, что автомобили гонщиков должны быть окрашены в цвет, соответствующий их стране. У Занелли не было цвета, как и у Чили , поэтому он нарисовал треугольный чилийский флаг на каждой стороне машины. Этот жест привлек внимание и со временем стал обычаем, который соблюдается и сегодня.
В 1932 году он провел большую часть своего времени в Чили , что привело к периоду автомобильного перерыва. Однако следующий год станет самым значимым в его гоночной карьере. В 1933 году он выиграл Гран-при Пенья-Рин 25 июня в первой гонке, проходившей на знаменитой трассе Монжуик в Барселоне . Это соревнование состояло из 40 кругов по 4-километровой трассе и собрало лучших автомобильных деятелей из Испании , Италии , Франции и остальной Европы .

Занелли одержал победу с результатом 1 час 34 минуты и 43 секунды, опередив Васко Самейро, Марселя Леу, Хоакина Паласио и Тацио Нуволари. Последний установил самый быстрый круг в гонке. Эта победа стала первым случаем, когда латиноамериканский гонщик выиграл официальный Гран-при, действительный для чемпионата мира, и с тех пор ни один чилийец не выигрывал мирового автоспортивного соревнования высшего уровня.
Гран -при Пенья-Рина была одной из самых престижных гонок того времени, которую позже выиграли такие гонщики, как Луиджи Фаджиоли, Тацио Нуволари, Джузеппе Фарина и Альберто Аскари, среди других. Эта победа укрепила его статус выдающегося гонщика в гонках Гран-при Европы : в общей сложности он принял участие в 29 Гран-при, его последней гонкой стал Гран-при Германии 1936 года .
В 1932 году он попытался принять участие в Гран-при Монако в составе «Насьональ Пескара» , но безуспешно. Хуану Занелли позже удалось приобрести автомобиль Раймонда Зоммера, прекрасную Alfa Romeo Monza 8c. Он участвовал в гонке на 500 миль Британского клуба гонщиков, финишировав шестым, а затем участвовал в Гран-при Туниса, где финишировал восьмым.
Чемпионат Европы по скалолазанию
[ редактировать ]Братья Бискайя познакомили его с бизнесменом Раулем Патерасом Пескара , владельцем испанской компании Nacional Pescara , занимавшейся производством автомобилей. Целью было создать гоночную команду и запустить спортивную версию для участия в чемпионате Европы по восхождению на холмы . В отличие от кольцевых гонок, где гонщики соревнуются друг с другом, в подъемах на холмы каждый гонщик соревнуется в одиночку, начиная с подножия горы и заканчивая финишной чертой на ее вершине. Занелли выиграет чемпионат 1931 года в категории «Гоночные автомобили», а Рудольф Караччиола — в категории «Спортивные автомобили». Среди других известных гонщиков этого чемпионата были Ханс Штук, Карло Феличе Тросси, Вольфганг фон Трипс и Эдгар Барт.

Последние дни
[ редактировать ]Его последним годом в качестве гонщика стал 1936 год, когда он участвовал в гонках « Зеленый ад Нюрбургринга» за рулем Maserati 6C за команду Scuderia Torino в качестве независимого гонщика. Чтобы добавить драматизма гонке, она проходила в густом тумане и дожде. Занелли сумел дойти до конца, заняв десятое место. Месяц спустя он снова принял участие, на этот раз на Гран-при Германии 1936 года . Занелли управлял другим Maserati 8CM, принадлежащим команде Villa Padierna, но на первом круге у него закончилось топливо, и ему пришлось сойти с дистанции.
В начале 1940-х годов водитель женился на Раймонде Пикард, от которой у него во Франции родилось двое детей , местонахождение которых неизвестно. Он присоединился к французскому Сопротивлению во время Второй мировой войны вместе с другими водителями, которых он встречал на протяжении всей своей жизни. Хотя гестапо удалось идентифицировать большинство причастных к этому событий, Занелли погиб в запутанной перестрелке между немцами и бойцами сопротивления. Он был смертельно ранен выстрелом и скончался в Тулузе , Франция , 19 августа 1944 года.
Популярность
[ редактировать ]Хуан Занелли был относительно неизвестен в Чили , несмотря на то, что был хорошо известен и уважаем в европейском мире автоспорта. Единственный раз, когда он появился в прессе, это когда он выиграл Гран-при Пенья-Рин в 1933 году, и это было на обложке газеты El Mercurio с заголовком: «Кубок Барселоны по автогонкам выиграл чилиец Хуан Занелли». Сегодня его безвестность в Чили остается очевидной. В 2007 и 2008 годах El Mercurio , а в 2021 году La Tercera освещали историю Хуана Занелли из Европы. К сожалению, он остается непризнанной фигурой в чилийском автоспорте и больше никогда не упоминался в прессе, даже в день его трагической смерти.
Книга о его жизни
[ редактировать ]Хуан Занелли долгое время оставался затерянным в чилийской анонимности, пока в декабре 2007 года его не «открыли заново» благодаря исследованию, проведенному автором книги «Коче а-ля Виста», юристом Родриго Веласко. В книге представлена малоизвестная история Хуана Занелли, ставшая результатом пятилетнего расследования, в ходе которого он путешествовал по Европе и местам, где гонщик демонстрировал свои лучшие результаты.
Ссылки
[ редактировать ]
- 1906 рождений
- 1944 смертей
- Чилийские автогонщики
- Бугатти люди
- Пилоты чемпионата Европы
- Пилоты Гран-при
- Члены французского Сопротивления
- Члены Сопротивления, убитые нацистской Германией
- Мирные жители Франции погибли во Второй мировой войне
- Незавершённые биографии автогонщиков
- Чилийские спортсмены незавершены
- Спортсмены из Икике