Гран-при Белграда.
Калемегдан Парк | |
Информация о гонке | |
---|---|
Длина цепи | 2,79 км (1,74 мили) |
Длина гонки | 139,55 км (87,00 миль) |
Круги | 50 |
Последняя гонка ( 1939 ) | |
Поул-позиция | |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Белграда – это бывший Гран-при эпохи автоспорта , предшественник Формулы-1 . Он проходил на улицах Белграда , столицы Королевства Югославии и крупнейшего города Сербии. Был проведен только один этап чемпионата, 3 сентября 1939 года. В этой гонке приняли участие 5 гонщиков - два Mercedes-Benz на своих Silver Arrows , два Auto Union (современная Audi ) и Bugatti , который финишировал на 19 кругов позже - и был выигран Тацио Нуволари . [ 1 ] Трасса Калемегдан Парк больше не работает.
Организация
[ редактировать ]
Международная гонка была организована в воскресенье, 3 сентября 1939 года, и планировалась как главное событие в рамках празднования 16-летия короля Югославии , Петра II которое состоялось 6 сентября. Его организовал Автомобильный клуб Королевства Югославия, а патронами выступили королева-мать , Мария и газеты «Политика» . Сама королева Мария была страстным водителем, и ее часто видели проезжавшей на своем Rolls-Royce по Белграду во время Межвоенного периода . Она перестала водить машину самостоятельно после того, как в 1934 году в Марселе в машине был убит ее муж, I. Александр Югославии король [ 2 ]
Схема
[ редактировать ]
Трасса представляла собой круглую трассу, окружающую Белградскую крепость , в народе называемую Калемегдан , в честь парка в крепости. Начало было у входа в Калемегдан со стороны улицы Князя Михайлова , у кафаны «Српска Круна» («Сербская корона»), где сегодня находится Белградская городская библиотека. Затем машины направились на север, по улице Маршала Пилсудскога (сегодня Тадеуша Кошчушког ) до улицы Душанова в районе Дорчол . Затем трасса свернула налево, рядом с Институтом пошива военной формы (позже фабрика Беко, снесенная в 2010-х годах), а затем продолжилась вокруг Крепости и Башни Небойша , вдоль правого берега реки Савы , постоянно бурлящей. Слева. Достигнув начального участка улицы Караджорджева в районе Савамалы, был еще один поворот налево рядом с посольством Франции , а затем вверх по улице Князя Михайлова Венаца (ныне улица Париска ) обратно к «Српской Круне». Первые гонки были короче, а финальная гонка Гран-при состояла из 50 кругов. [ 2 ]
Путь считался сложным, так как имел холмистый участок, частично был выложен булыжником и пересекался с трамвайными путями. [ 3 ]
Гонки
[ редактировать ]Все мероприятие состояло из 8 отдельных гонок. В первую семерку вошли автогонки с менее известными гонщиками на менее мощных автомобилях, гонки на мотоциклах и гонки на мотоциклах с коляской и балансиром. В обязанности балансировщика входило сидеть в коляске и не допускать опрокидывания мотоцикла, наклоняясь в ту или иную сторону, когда мотоцикл на полной скорости въезжает в поворот. Репортеры писали, что она была «на грани самоубийства». Самая важная гонка, Гран-при, была отложена напоследок. [ 2 ]
Препараты
[ редактировать ]
В то время население Белграда составляло 360 000 человек, а гонка привлекла 100 000 зрителей, поэтому организация мероприятия была сложной задачей. По просьбе организаторов, которые хотели как можно больше зрителей, железная дорога снизила цены на билеты в Белград из других частей Югославии (Ниш, Сараево, Любляна, Сплит) на 66%. 26 августа самолеты пролетели над крупными городами всего королевства (Белград, Нови-Сад, Загреб, Скопье, Ниш, Сараево), разбрасывая брошюры с приглашениями «использовать все преимущества и скидки и не пропустить величайшее спортивное событие». ". По этому случаю почта выпустила специальную серию из 4 марок. в Художественный павильон Цвиета Зузорич Калемегдане был временно приспособлен под почтовое отделение, где посетители могли купить специальные конверты и марки со специальными почтовыми штемпелями . [ 2 ] [ 3 ]
У входа в Калемегдан было построено несколько трибун. Оба тянулись вниз по склону, в направлении Маршала Пилсудского на севере и князя Михайлова Венаца на юге. Почти на всей трассе протяженностью 2,7 км (1,7 мили) были построены залы для стоячих зрителей. Билеты на сидячие места стоили в 10 раз дороже, чем на стоячие. В связи с большим интересом публики была добавлена еще одна трибуна. Поскольку трибуну строили в спешке, чтобы убедить публику в том, что она построена правильно и качественно, организаторы вызвали 600 солдат, которые проверили трибуну. [ 2 ]
Прибытие
[ редактировать ]Конкурсанты начали прибывать в конце августа 1939 года. Белградцы ждали знаменитых водителей, хоть и никогда не бывали в Белграде, но перед каждым сеансом в кинотеатрах демонстрировались весьма популярные журналы о них. Самыми популярными были Герман Ланг и Манфред фон Браухич из Mercedes-Benz, а также Тацио Нуволари и Герман Пауль Мюллер из Auto-Union. Хотя было объявлено, Нуволари не прибыл. Он находился в Италии и был введен запрет на выезд из страны в связи с международной обстановкой. Немецкие власти вмешались в дела своих итальянских коллег, поэтому Нуволари прибыл в Белград, опоздав на один день. Прибыли также французские и венгерские команды, но главной достопримечательностью было соперничество между двумя немецкими командами. Журналисты осадили белградские гостиницы («Париз», « Москва »), где остановились водители. Однако самая большая толпа собралась перед «Сербским Кралем», где выступали члены команды Auto-Union. [ 2 ] Начиная с 25 августа члены немецких команд проехали на своих автомобилях 1400 км (870 миль) из Германии в Белград, имея при себе собственные автоцистерны . Водители из Великобритании не приехали из соображений безопасности, а из-за запрета на выезд из Италии Alfa Romeo и Maserati . отсутствовали также [ 3 ]
Тест-драйвы
[ редактировать ]31 августа состоялся первый тест-драйв. Во время второго круга на машине сербского гонщика Лазара Радича взорвалась шина. Взрыв заблокировал колесо, и машина слетела с трассы, врезавшись в дерево черной акации и разрезав его пополам. Автомобиль сильно пострадал, но никто из зрителей не пострадал, а у Радича остались лишь несколько царапин. [ 2 ]
Во время второго тест-драйва 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. После того, как новость дошла до Белграда, французские и венгерские гонщики отказались от участия, а немецкие команды продолжили гонку, как ни в чем не бывало. [ 2 ]
Предварительная программа
[ редактировать ]Толпа собралась с раннего утра 3 сентября. Охранники и полицейские выводили людей с улиц, а специальные инспекции контролировали качество и цены в ларьках с едой и напитками. [ 2 ] Предварительная программа включала 4 автомобильных и 3 мотогонки. Большой популярностью пользовались гонки на мотоциклах с объемом двигателя более 3 л (0,66 имп галлона; 0,79 галлона США). [ 3 ]
Во время скачек пришли новости об объявлении Великобританией и Францией войны Германии. Альфред Нойбауэр , менеджер команды Mercedes-Benz Гран-при, пришел из посольства Германии и посоветовал гонщикам расслабиться и продолжить подготовку к гонке. Однако, проявив свой патриотизм, фон Браухич покинул место проведения и отправился в аэропорт, чтобы покинуть Белград. Ланг уведомил Нойбауэра, который пришел в ярость. Он прыгнул в свою машину и, лихорадочно проехав через город, прибыл в аэропорт Бежании, где фон Браухич уже садился в самолет Люфтганзы . Нойбауэр уговорил фон Браухича вернуться в гонку, сказав ему, среди прочего: «Если вы хотите войны, вы можете подождать несколько часов». [ 2 ] [ 3 ]
Гран-при
[ редактировать ]1939 Белградская городская гонка | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 3 сентября 1939 г. | ||
Официальное название | I Белградская городская гонка | ||
Расположение |
Калемегдан Парк Белград , Королевство Югославия | ||
Курс | Дорожная цепь | ||
Продолжительность курса | 2,790 км (1,734 мили) | ||
Расстояние | 50 кругов, 139,50 км (86,68 миль) | ||
Погода | Солнечно, жарко | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Mercedes-Benz | ||
Время | 1:14.2 | ||
Положения сетки, заданные по результатам забега | |||
Самый быстрый круг | |||
Драйверы |
![]() | Авто Юнион | |
![]() | Mercedes-Benz | ||
Время | 1:14.0 | ||
Подиум | |||
Первый | Авто Юнион | ||
Второй | Mercedes-Benz | ||
Третий | Авто Юнион |

Поскольку французская и венгерская команды отказались от участия, в гонке приняли участие только две немецкие команды со своими «серебряными машинами» и четырьмя гонщиками. К ним присоединился местный денди Бошко Миленович на синем Bugatti Type 51 . [ 2 ]
Гонка началась в 16:45. Средняя скорость составляла 136 км/ч (85 миль в час). Однако, мчась рядом с башней Небойша, Нуволари превысил скорость 200 км/ч (120 миль в час). Особенно привлекателен был участок улицы Князя Михайлова. Поскольку это была самая высокая точка трассы, при быстром подъеме в гору машины буквально пролетали над этим местом почти 10 м (33 фута) и сразу же продолжали спускаться с горы. Во время гонки камень отскочил из-под машины фон Браухича, попав в очки его товарища по команде Ланга и сломав их, поэтому Ланг сошел с дистанции. [ 2 ] Его заменил Вальтер Боймер , но вскоре он сошел с дороги в тополевую рощу возле башни Небойша. Боймер не пострадал. На последнем повороте (посольство Франции) на 16-м круге фон Браухич не справился с управлением на полированном булыжнике, машина встала крест-накрест и заглохла. Казалось бы, из ниоткуда появился Нуволари, едва не заметивший машину фон Браухича. Из-за жаркой погоды и неподходящего для гонок покрытия улиц, на которых проходила трасса, почти у всех участников были проблемы с шинами. [ 3 ]
Нуволари выиграл гонку со временем 1:04:03, фон Браухич отставал от него на 7,6 секунды, а пресса описывала его как «вечно второго», Мюллер был третьим и отставал на 31,6 секунды, а Миленович финишировал четвертым, хотя и отставал на 19 кругов. [ 2 ] [ 3 ]
Классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Команда | Машина | Круги | Время/Пенсионер | Сетка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 4 | ![]() |
Авто Юнион | Авто Юнион Д | 50 | 1:04:03.8 | 5 |
2 | 6 | ![]() |
Mercedes-Benz | Мерседес-Бенц W154 | 50 | + 7,6 с | 1 |
3 | 8 | ![]() |
Авто Юнион | Авто Юнион Д | 50 | + 31,6 с | 3 |
4 | 12 | ![]() |
Частный участник | Бугатти Т51 | 31 | +19 кругов | 4 |
Верно | 2 | ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | Мерседес-Бенц W154 | 17 | Несчастный случай | 2 |
DNS | 4 | ![]() |
Авто Юнион | Авто Юнион Д | |||
DNS | 8 | ![]() |
Авто Юнион | Авто Юнион Д | |||
DNS | 10 | ![]() |
Mercedes-Benz | Мерседес-Бенц W154 |
Оценка
[ редактировать ]Гран-при Белграда 1939 года имеет несколько отличий. Поскольку Вторая мировая война началась за два дня до гонки, это единственная гонка Гран-при, проводимая на европейской земле. [ 4 ] [ 5 ] во время войны. Это единственная гонка такого класса, когда-либо проводившаяся в Белграде. [ 2 ] Это также важно потому, что это последняя крупная победа в великого Тацио Нуволари блестящей карьере (он выиграл Гран-при Альби 1946 года ). [ 3 ] Ему тогда было 46 лет.
После войны новые коммунистические власти сделали все возможное, чтобы стереть это событие из коллективной национальной памяти . Проблемы с этим мероприятием включали общее ощущение новой системы, согласно которой автомобильные гонки - это элитарное развлечение, противоположное жизни рабочего класса, тот факт, что все участники были выходцами из держав Оси , но в основном, как это делал молодой король Петр II. организацию, потому что она показала бы свергнутого сербского короля в хорошем историческом свете. [ 3 ]
3 сентября 2023 года памятное воссоздание мероприятия было организовано правительством Сербии и посольством Италии в Белграде. В нем приняли участие 20 классических автомобилей из Сербии, Италии и Словении, как из музеев, так и из государственных коллекций. Они сделали три круга по первоначальному маршруту, а затем продолжили марш через сам Белград. В конце концов их выставили перед Городским собранием. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Армстронг (27 марта 2007 г.). «Неоконченная симфония: Почему чемпионат Европы 1939 года так и не был выигран» . 8 Вт.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Драган Перич (10 сентября 2017 г.), «Белградская машина времени - Пятьдесят кругов вокруг Калемегдана для «гран-при », «Политика Журнал », № 1. 1041 (на сербском языке), стр. 28–29
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Марко Танаскович (9 сентября 2017 г.). «Нерассказанная история Гран-при Белграда 1939 года» (на сербском языке). Мондо.рс.
- ^ «Сезон Гран-при 1939 года. Часть 6» . Архивировано из оригинала 30 мая 2008 г. Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Гонки 1940-41 годов» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Танджуг (1 сентября 2023 г.). «Белград воссоздает историческую гонку 1939 года, 20 ветеранов на улицах в воскресенье» [Белград воссоздает историческую гонку 1939 года, 20 ветеранов на улицах в воскресенье]. Евроньюс Сербия (на сербском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- www.kolumbus.fi Архивировано 30 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- www.teamdan.com