Элишка Юнкова
Элишка Юнкова | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Элизабет Поспихилова 16 ноября 1900 г. |
Умер | 5 января 1994 г. | (в возрасте 93 лет)
Супруга (ы) | Vincenc "čeněk" Джунк Ладислав Хас |
Подпись | |
![]() |
Элишка Юнкова-Хасова (родилась Элизабет Поспишилова ; 16 ноября 1900-5 января 1994 г.), [ 1 ] [ 2 ] Также известная как Элизабет Джун , была чехословацкой автомобильной гонщиком. Она считается одним из самых значительных водителей в истории гонок Гран -при , и была первой женщиной, которая выиграла мероприятие Гран -при. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Junk's родился 16 ноября 1900 года в Оломуке , Габсбург Моравия , [ 2 ] Перечислен в офисе регистратора как Betke («Бетти») Pospisilová. [ 3 ]
Шестой из восьми детей, родившихся в слесарях в Оломуке , Моравия, в австро-венгерской империи , ее в раннем возрасте прозвали Смишек за ее постоянную улыбку. [ 4 ] После окончания Первой мировой войны , когда ее родная Моравия стала частью Новой Республики Чехословакия , она нашла работу в отделении Оломук Пражска úvěrová Banka (Кредитный банк Праги) благодаря ее многоязычным навыкам, оттачиваемым благодаря ее желанию путешествовать мир.
В возрасте шестнадцати лет Юнкова устроилась на работу в банке, где она встретила молодого банкира Винсенка "Ченук" Джунк. Он был на несколько лет старше ее, и они вскоре начали ухаживать . [ 5 ] [ 2 ] После своего брака с Винсенком она изменила свое имя на Илишку («Бет») и своей фамилии Юнкова (женская июня в чешском). [ 3 ]
Работа взяла ее сначала в Брно , затем Прагу , затем за границу во Францию и Гибралтар, хотя бюрократия помешала ей путешествовать до Северной Африки, Лондона или Цейлона, как и ее первоначальное намерение. Она вернулась в Париж, чтобы воссоединиться со своим партнером, который к этому времени стал достаточно богатым, чтобы побаловать его автомобильные страсти. Элишка позже сказал: «Если он станет любовью всей моей жизни, то мне лучше научиться любить эти проклятые двигатели». Но она слишком скоро влюбилась в очарование спортивных автомобилей того времени, особенно Bugattis . Они вернулись в Прагу в 1922 году, где она взяла тайные уроки вождения, чтобы получить свою лицензию. [ Цитация необходима ] Тем временем Ченук начал гоняться всерьез. Он выиграл Zbraslav - jíloviШtě Hillclimb в 1922 году, [ Цитация необходима ] Год, когда они наконец поженились. [ 2 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]они приобрели Mercedes В том же году , а затем Bugatti Type 30, который ранее участвовал в Гран -при Франции . Первоначально она служила механикой для верховой езды для своего мужа, но травма руки, полученная во время войны, повлияла на его способность переключать передачи, и это дало ей возможность взять руль на его место. Первая профессиональная гонка Элишки была в 1923 году, с Ченуком на ее стороне. В следующем году она мчалась сама, выиграв свой класс на мероприятии Lochotín - Třemoésá Hillclimb, которое сделало ее национальной знаменитостью в одночасье. [ 6 ] Затем она заняла сначала в Zbraslav-jíloviШtě в 1925 году, а Джункс купил второй Bugatti, чтобы отпраздновать, вместе создав близкую дружбу с Ettore Bugatti . [ 6 ] К 1926 году Элишка Юнкова была достаточно уверена, чтобы участвовать в гонках по всей Европе. Она получила известность по всему континенту, собрав прозвищую королеву рулевого колеса , и в гоночной прессе дня Элишка стал англицизкой для Элизабет. [ Цитация необходима ]

В 1926 году она заняла второе место в подъеме Хилл Клаузенспс в Швейцарии. Она легко идентифицировалась за то, что она всегда гонялась в синей юбке, белой блузке, шлеме и очках. [ 3 ]
Несмотря на ее небольшой рост, Элишка была одаренным техническим водителем, и ей часто приписывают то, что она является одним из первых водителей, которые проходили курс перед событием, отмечая достопримечательности и проверяя лучшую линию через углы. [ Цитация необходима ]
1927 Targa Florio
[ редактировать ]участвовала в Targa Florio на Сицилии Она впервые в 1927 году, управляя 2,3-литровым Bugatti Type 35 B со своим мужем в качестве сопровождающего механика-пассажира. [ 3 ] Это была тяжелая 8-часовая гонка по горным дорогам, где выносливость была такой же необходимой, как и скорость, из-за требований грубого и часто грязного курса. В этом году гонка составляла пять кругов от 108 км в общей сложности 540 км. С сильным стартом, в конце первого круга, ее прошедшее время 1H27M заняла четвертое место в десять секунд за работ Bugatti из Эмилио Матерси и перед работ Масерати и Пегео . Тем не менее, ее впечатляющий пробег внезапно закончился треть дороги на следующий круг, когда рулевое снаряжение сломалось, бросив их с дороги. [ 3 ] [ 7 ] [ 6 ] К счастью, ни один из них не был ранен, и они были забраны и вернули к ямам стартовой линии со стороны коллеги -водителя Saverio Candrilli. [ 7 ] Это выступление получило большое уважение от ее современных водителей и зрителей.
Вскоре после этого она выиграла Brno -Soběshice Hillclimb, а затем также выиграла два литра спортивных автомобилей Гран -при Германии на новой трассе Nürburgring , [ 6 ] и 50-километровый гандикап, организованный в Монтлхри в течение 24 часов Парижа. [ 8 ]
1928 Targa Florio
[ редактировать ]С ее достопримечательностями, которые твердо навязывают Targa Florio 1928 года, она приобрела новый тип 35B, чтобы сохранить конкуренцию с лучшими мужчинами -гонщиками. Организатор гонки Конте Винченцо Флорио организовал для Винченцо Гарготта, одного из его пресс -офицеров и местного жителя, чтобы сопровождать ее на наблюдении за курсом. Периодически она останавливалась, чтобы положить мелки на столбы, стены и деревья вдоль маршрута. [ 3 ] В этом году было сильное поле с рабочими записями от Bugatti, Maserati и Alfa Romeo . В день гонки машины были отмечены с двухминутными интервалами, когда Юнкова началась во второй половине сетки, по совпадению сразу впереди Кэндрилли. Самым быстрым автомобилем на первом круге был Луи Чирон в его работах Bugatti, за которым последовал Джузеппе Кампари в Альфа Ромео и товарище команды Хирона Альберта Дива . Junková была замечательной четвертой в прошедшее время, всего на 30 секунд после Хирона, показывая ее умение и ценность ее тщательной подготовки. На втором круге Хирон слишком сильно толкнул и ушел. Дивор, и это поставило Юнкову в общее лидерство, пройдя многие из двадцати автомобилей, которые начались впереди. Диво, опытный ветеран Гран -при, начала сразу впереди, и к настоящему времени она внимательно опередила его в прошлое время. Тем временем Кампари очень сильно настаивал на том, чтобы взять на себя инициативу к концу третьего круга через четыре с половиной часа. Он построил свое лидерство, только чтобы потерять время с прокол и за рулем последних 10 километров на колесах колеса. Упав на последний круг, Юнкова все еще была на втором месте и была закрыта через минуту, с девакой десять секунд назад в прошедшее время. [ 3 ] [ 7 ] Кампари пересек линию первого из лидеров, но, когда он начал на сорок минут вперед, все ждали, пока остальные прибудут, чтобы определить фактического победителя. Сначала появился Конте Каберто Конелли в своих работах Bugatti T37, финишировав быстрее, чем Кампари. Дива прошел быстрее, и глаза искали "Мисс Бугатти" (как называли ее местные жители [ 3 ] ) Это не должно было быть, как в последней половине круга она перенесла прокола, потеряв две жизненно важные минуты, в то время как ее муж, как механик, изменил шину. Остановка также перегрела двигатель, и они были закушены потерей воды радиатора, поэтому ей пришлось смягчить, чтобы кормить машину домой. Она заняла похвальную пятую из двенадцати финишеров, в конечном итоге почти на девять минут позади победителя, Дива, [ 3 ] [ 7 ] [ 6 ] и победить 25 других лучших водителей, в том числе такие, как Луиджи Фагиоли , Рене Дрейфус , Эрнесто Масерати и Тацио Нувулари .
В своей книге «Две жизни» , Дрейфус говорит:
Ее упорство и решимость были замечательными. Для этого события она отправилась в Сицилию с гувернантой и автомобилем, подобной той, с которой она будет соревноваться, целый месяц до гонки. Она начала медленно, один круг один день, два круга на следующий и так далее - она, должно быть, подняла тридцать или сорок кругов в этой машине. Она знала курс лучше, чем кто -либо. Она действительно ударила ее Бугатти; Это была очень подержанная машина к дню гонки, но, конечно, она подумала заранее, и команда Bugatti прибыла с новой машиной, которую она заказала, T35B, нарисованной черным и желтым, и договорилась о том, чтобы доставить на курс. Она была готова со своим планом. На ранних кругах гонки она начала напугать остроумия из других водителей - тогда была избита женщиной немыслимо - и она была с лидерами до последнего круга. То, что она не рассматривала во всех своих тщательных расчетах перед гонкой и то, что она не могла предвидеть, было то, что механические проблемы могут мешать ее плану. Когда они это сделали, она была вынуждена отбросить назад. Тем не менее, она финишировала пятым - потрясающий показ. Никто, кто был в этой Тарге, никогда не забывал эту грозную даму. [ 7 ]
Винченцо Флорио тепло поздравил ее на финише и, просив прощения Диво, назвал ее моральным победителем дня. [ 3 ]
Уход из гонок
[ редактировать ]Два месяца спустя, вернувшись в Нюрбургринг, она поделилась вождением со своим мужем на Гран-при Германии (в этом году пробежала гонку спортивной машины). На пятом круге, только что сменив с ней места, Винсент спешил сделать потерянное время после смены шин. Он широко прошел на углу Брейцшайда, ударив по скале и катированию. Несмотря на то, что он выбросил из машины, он рухнул и умер вскоре после травмы головы. [ 7 ] [ 9 ] Юнкова была опустошена - она бросила гонки и продала свои автомобили.
Путешествие
[ редактировать ]Юнкова теперь вернулась к своей первой страсти путешествовать. Сам Этторе Бугатти дала ей новую туристическую машину для своего путешествия на Цейлон и наняла ее, чтобы найти новые возможности для бизнеса в Азии.
В 1929 году Джук провел три месяца, пройдя 6000 км по трудной местности, чтобы отвезти два автомобиля Bugatti Type 44 в Индию в рамках рекламной кампании. Она не была очень бесплатной в своем анализе производительности автомобилей в путешествии, но сделала, чтобы продать два Bugattis по прибытии (одна машина все еще выживает). [ 10 ]
Позже жизнь
[ редактировать ]Элишка в конечном итоге снова нашел любовь и женился на чешском писателе Ладислава Хаса [ 6 ] Вскоре после Второй мировой войны . Но с 1948 по 1964 год коммунистические власти, не одобряющие высокий летающий, «буржуазный» образ жизни, который она жила, отказалась позволить ей выезжать за границу. Как и Хелде , ее отличная женщина -коллега из Франции, она была в значительной степени забыта в мире автоторговцев. В 1969 году она присутствовала на 40 -летии клуба владельцев Bugatti в Великобритании. [ 6 ] В 1972 году она опубликовала свою автобиографию, My Remember Is Bugatti («Моя память - Bugatti»). [ 6 ]
В 1970 году она вдохновила основание Чешского автомобильного клуба женского автомобильного клуба женского женского клуба]] [ 11 ] который все еще активен сегодня.
Она хорошо жила в своих девяностых, достаточно долго, чтобы железный занавес упал, и для «Королевы рулевого колеса», чтобы ее место в истории автомобильных гонок была признана. В 1989 году, в возрасте 89 лет, она присутствовала на воссоединении Бугатти в Соединенных Штатах в качестве почетного гостя. [ 6 ]
В 1990 году Porsche глава Design Тони Лапин и редактор автомобильных журналов Джин Дженнингс выпил Джонни Уокер Ред с ней в своей квартире в посольстве Шведы в Праге, где она рассказала о своей истории гонок, включая свою гонку 1928 года в сицилийском Тарга Флорио в наддувах. -Литер Bugatti type35b . [ 12 ]
Смерть
[ редактировать ]Она умерла 5 января 1994 года в возрасте 93 лет в Праге , Чешская Республика . [ 2 ] [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]28 июня 2016 года мэр Праги 1 передал почетное гражданство Праги 1 посмертно Элишку Юнковой. Церемония состоялась в старой ратуше. [ 13 ]
16 ноября 2020 года, ее 120 -летний день рождения, Google узнала ее, показав рисунку с ее изображением на гоночном автомобиле. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Исторические гонки» . 2014-12-27. Архивировано из оригинала 2014-12-27 . Получено 2023-10-02 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и «AVC - известные гоночные водители - Элишка Юнкова» . Получено 2023-10-01 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Фонди, Пино (2006). Тарга Флорио: Эпик 20 -го века . Милан: Giorgio Nada Editore. п. 91. ISBN 8879112708 .
- ^ «Элиска Юнкова: Чешская гоночная королева джазовой эпохи | Радио Прага» . Получено 2017-10-19 .
- ^ Тодд, Маккарти (2007). Быстрые женщины: легендарные дамы гонок (1 -е изд.). Нью -Йорк: Miramax Books/Hyperion. С. 103–108 . ISBN 9781401352028 Полем OCLC 133114688 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж «Мемориал автоспорта» . Получено 2020-05-27 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон «Золотая эра Гран -при гонках» . Архивировано из оригинала 2021-02-13 . Получено 2020-05-27 .
- ^ "Монтлхри " Журнал матч, вход . В рождении ревю. 17 августа 1927 г. с. 5
- ^ «Илишка Юнкова» . www.motorsportmemorial.org . Получено 2020-05-27 .
- ^ «Элизабет Джунк: новаторская мисс Бугатти | Классический и спортивный автомобиль» . www.classicandsportscar.com . Получено 2023-03-12 .
- ^ «Чешский автомобильный клуб женщин, фрагменты истории и современного» [Чешский женский автомобильный клуб, фрагменты из истории и настоящего]. www.autoklubzen.cz . Получено 2023-10-02 .
- ^ Жан Дженнингс (6 марта 2014 г.). «Пресловутые женщины: Элизабет Джун» . Жаннковскарс. Архивировано с оригинала 2014-06-07.
- ^ «Фотогалерия, Элишка Юнкова Почетный гражданин Праги 1» . Чешский автомобильный клуб женщин . Получено 18 января 2023 года .
- ^ «120 -летие Элишки Юнкова» . Google . 16 ноября 2020 года. Архивировано с оригинала 2020-11-15 . Получено 16 ноября 2020 года .