Ференц Сиш
Ференц Сиш | |
---|---|
Национальность | венгерский |
Рожденный | Сегалом , Венгерское королевство | 20 сентября 1873 г.
Умер | 21 февраля 1944 г. Офаржи , Франция | (70 лет)
Ушедший на пенсию | 1914 |
Годы активности | 1906 – 1914 |
Команды | Рено , Альда |
Начинается | 4 |
Победы | 1 |
Подиумы | 2 |
Ференц Сис (20 сентября 1873 — 21 февраля 1944) — венгерский автогонщик . [ 1 ] и победитель первого Гран-при автоспорта [ 2 ] [ 3 ] мероприятие на Renault AK 90CV 26 июня, [ 3 ] 1906. [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сис родился в небольшом городке Сегхалом в уезде Бекеш венгерской . части бывшей Австро-Венгерской империи 20 сентября 1873 года. Он получил образование слесаря и медника, но когда ему было чуть больше двадцати, растущее распространение автомобилей увлекло Сиша и он изучал инженерное дело наряду с дизайном автомобилей. [ 5 ] После времени, проведенного в нескольких городах Австрии и Германии , весной 1900 года он оказался в Париже, Франция , где нашел работу в новой Renault . автомобильной компании [ 6 ] [ 7 ]
Карьера Гран-при
[ редактировать ]В Renault инженерный талант Сиша сделал его неотъемлемой частью отдела испытаний, и когда в 1902 году компания начала участвовать в гонках, он был выбран механиком для Луи Рено . После смерти Марселя Рено в гонке Париж-Мадрид 1903 года Сис занял пост гонщика. В 1905 году он финишировал пятым в отборочной гонке Кубка Гордона Беннета на трассе Овернь в Клермон-Ферране . В октябре того же года Renault вместе с другими французскими и итальянскими производителями автомобилей отправила команду в США для участия в Кубке Вандербильта на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк . [ 8 ] В гонке, в которой участвовали Феличе Наззаро и Луи Шевроле за Fiat , Сис финишировал пятым после победителя, француза Виктора Эмери за рулем Darracq .
Основные обязанности Сиша как руководителя испытаний Renault ограничивали количество гонок, в которых он мог участвовать. Однако в 1906 году он занял постоянное место в анналах автогонок, когда он и его механик М. Марто управляли Renault AK 90CV на победа в первой гонке Гран-при в Ле-Мане . Его средняя скорость составляла 101,2 километра в час (62,9 миль в час). [ 9 ] [ 10 ] Его победа на Гран-при Франции и коммерческий успех гонки вскоре привели к созданию других гонок Гран-при по всей Европе . В следующем году итальянец Феличе Наззаро , занявший второе место после Сиша, выиграл второй Гран-при Франции. [ 5 ] Сис участвовал в гонке 1908 года, но не финишировал, и его постигла та же участь из-за механических проблем в Саванне, штат Джорджия, на гонке Гран-при Америки, организованной Автомобильным клубом Америки .
В начале 1909 года Сис покинул Renault, чтобы открыть собственный гараж в Нейи-сюр-Сен . В июле 1914 года Фернан Шаррон выманил его из отставки, чтобы он управлял Alda на Гран-при Франции в Лионе . В гонке, выигранной Кристианом Лаутеншлагером на Mercedes , Сис был удостоен номера 1 на своей машине, но из-за травмы он выбыл чуть дальше половины дистанции.
Первая мировая война
[ редактировать ]Европейские автогонки закончились в сентябре с началом Первой мировой войны , и Сис присоединился к французской армии, служа главой транспортных войск в Алжире, пока не был госпитализирован с брюшным тифом . [ 7 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В конце войны он пошел работать в авиастроительную компанию и до выхода на пенсию перебрался в загородный коттедж в Оффаржи недалеко от Парижа, где и умер в 1944 году. [ 7 ]
Ференц Сиш и его жена похоронены на кладбище в Ауффаржи. Музей Сиша является частью музея Renault, расположенного недалеко от гоночной трассы Ле-Ман .
Полные результаты Гран-при
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Поз. |
---|---|---|
1906 | Рено | ОТ 1 |
1907 | Рено | ОТ 2 |
1908 | Рено | ОТ Верно |
1914 | Альда | ОТ Верно |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Журнал истории Bosch» (PDF) . Роберт Бош ГмбХ . 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2008 г. Проверено 11 мая 2008 г.
- ^ Сперджен, Брэд (26 сентября 2003 г.). «Формула-1: способ тонкой настройки имиджа» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Компания «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 29 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «26 июня» . Канал «История» . Архивировано из оригинала 26 мая 2008 г. Проверено 11 мая 2008 г.
- ^ «100 лет за рулем: Renault празднует столетие побед на Гран-при» . Рено Великобритания . Проверено 1 марта 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Ференц Сиш: Венгерский инженер путей сообщения» . Гранпри.com. 2001-10-31. Архивировано из оригинала 2 февраля 2008 г. Проверено 3 марта 2008 г.
- ^ Роберт Дик (2005). «Мерседес» и автогонки в «Прекрасную эпоху», 1895–1915 гг . МакФарланд . п. 155. ИСБН 978-0-7864-1889-3 .
- ^ Jump up to: а б с «Биография F1: Первое» . формула1блог. Архивировано из оригинала 22 июня 2012 г. Проверено 27 мая 2012 г.
- ^ «Гонки на Кубок Вандербильта - Истории автомобилей Renault № 10 (1905 г.)» . Гонки на Кубок Вандербильта.
- ^ «Первый Гран-при — настоящее испытание на выносливость» . ЭСПН . 29 ноября 2006 г. Проверено 29 февраля 2008 г.
- ^ «Грохот возвращается, первый победитель Гран-при» . Таймс . Лондон. 18 июня 2006 г. Проверено 5 марта 2008 г.