Jump to content

Архитектура Парижа в эпоху абсолютизма

Лувр абсолютизма и дворец Тюильри , королевские резиденции эпохи французского

Архитектура Парижа и ближайших окрестностей в эпоху абсолютизма (16–18 вв.) [а] прошел несколько важных исторических этапов: переход от Яркого к Возрождению , возникновение «иезуитского стиля» и маньеризма , зарождение барокко и классицизма, возникновение декоративного стиля рококо. оказали Итальянские войны Большое влияние на парижскую архитектуру и градостроительство , в ходе которых двор Людовика XII познакомился с идеями итальянского Возрождения .

Приглашенные итальянские архитекторы начали превращать средневековые замки французских королей и придворной знати в элегантные дворцовые резиденции с представительными фасадами и богато украшенными залами. Именно при Франциске I , который вел длительные войны с Габсбургами за гегемонию в Средиземноморье , произошел расцвет французского Возрождения . Превращение Лувра в королевский дворец было связано с дальнейшим развитием во Франции архитектуры эпохи Возрождения, господствовавшей на протяжении всего XVI — начала XVII веков. За это время под влиянием различных факторов парижская архитектура претерпела значительные изменения, отразившиеся на развитии и облике столицы. Строительство Люксембургского дворца в первой трети 17 века завершило эпоху французского Возрождения в Париже, а завершение колоннады восточного фасада Лувра во второй половине 17 века ознаменовало формирование классицистический стиль.

После заката эпохи Возрождения в Париже классицизм долгое время сосуществовал с другим стилистическим направлением – барокко. Строительство Дома Инвалидов в конце 17 века завершило монументальный стиль барокко, который в первой четверти 18 века фактически превратился в украшение особняков и дворцов парижской аристократии (этот стиль интерьеров получил название рококо ). В то же время в архитектуре города на протяжении всего XVIII века безраздельно господствовал классицизм (ее знаком была Église Sainte-Geneviève , а самым грандиозным городским ансамблем была площадь Людовика XV на оконечности сада Тюильри ).

Архитектура интерьеров эпохи абсолютизма наиболее ярко выражена в королевских дворцах Парижа (Лувр, Тюильри, Пале-Рояль и Люксембург), а также в загородных резиденциях королей: Версале, Большом и Малом. Трианон, Марли, Сен-Жермен, Сен-Клу, Медон, Булонь, Мюэт, Венсен, Шуази-ле-Руа, Рамбуйе и Фонтенбло. В архитектуре Парижа эпохи абсолютизма можно проследить эволюцию городских композиций (дворцово-парковых ансамблей и площадей) от раннего Возрождения до расцвета классицизма (с элементами зарождающегося ампира) и барокко. Эпоха абсолютизма закончилась Великой французской революцией и свержением Людовика XVI. Во время революции был снесен символ тирании – средневековая крепость-тюрьма Бастилия, на месте которой сегодня находится площадь Бастилии . Кроме того, революционная стихия убрала из мегаполисов королевские статуи, частично разрушила или переоборудовала некоторые церкви и налоговые заставы.

Историческая справка

[ редактировать ]

К началу эпохи средневековый Возрождения Париж представлял собой противоречивое зрелище. В городе были выдающиеся произведения романской и готической архитектуры; однако в парижской застройке преобладали не каменные храмы и дворцы, а деревянные жилые дома, толпившиеся на узких и извилистых улицах с открытыми желобами. По обеим сторонам мостов через Сену располагались скамейки с мастерскими и жилыми помещениями владельцев. Новые волны приезжих стремились поселиться в пределах старых крепостных стен, поэтому улицам и дворам отводилось минимум места. [ нужна ссылка ]

К концу 15 — началу 16 веков в Париже проживало более 300 тысяч горожан; это был один из крупнейших городов Европы. Часто Париж той эпохи называли «городским колоссом аграрной страны». [2]

В 16 веке Париж вступил в новую для себя фазу, связанную с постепенным укреплением абсолютной монархии , расширением феодализма и возникновением капитализма , радикально повлиявшего на архитектуру и градостроительство столицы. За три столетия архитектура города претерпела значительные изменения и прошла несколько стилистических этапов. Все это происходило на фоне возрастания социальной роли купечества, отделения от феодального сословия городской буржуазии и ликвидации феодальной раздробленности Франции. В ходе неудачных для Франции Итальянских войн французская аристократия близко познакомилась с Италией, где в это время бурно развивалось новое мировоззрение и искусство Возрождения. Французские короли обратили внимание на светский характер и гуманизм итальянского искусства. Возросшее богатство и стремление подчеркнуть величие королевского двора побудили монархов начать масштабное дворцовое строительство на основе принципов, заимствованных из архитектуры итальянского Возрождения. [ нужна ссылка ]

Людовик XII и его зять Франциск I стали активно приглашать архитекторов и художников из Италии для восстановления своих тяжелых замков. [3] [4] [5]

Лувр . и Триумфальная арка Карусель на фото 1908 года

Во второй половине XVI века затянувшиеся Религиозные войны между католиками и протестантами, апофеозом которых в Париже стала Варфоломеевская резня , а также крестьянские войны 1590-х годов привели к опустошению казны и сокращению финансирования новое строительство. Экономические трудности, в свою очередь, привели к упрощению архитектуры. Даже в относительно благополучном Париже стали строить преимущественно из кирпича, лишь изредка используя камень, и свели к минимуму использование декоративных деталей. Это стремление к минимализму в архитектуре нашло отклик в одном из первых парижских ансамблей — площади Вогезов . [1]

Расположение архитектурных объектов в Париже

Искоренение феодальной раздробленности и победа абсолютизма способствовали росту национального чувства среди французских зодчих, стремившихся к самостоятельному осмыслению античного наследия и выработке национального архитектурного стиля. Национальные тенденции в архитектуре нашли свое выражение в отказе от проекта восточного фасада Лувра, предложенного Бернини , величайшим представителем итальянского барокко. Результатом споров вокруг конкурсных проектов нового фасада Лувра стало создание в 1671 году Королевской академии архитектуры (сегодня это филиал Французской академии изящных искусств ). Он был призван познакомить публику с основными законами архитектуры, учениями великих теоретиков прошлого и опытом античных строителей. В рамках этих задач архитектор Клод Перро перевел на французский язык и издал в Париже трактат своего римского коллеги I века до нашей эры Витрувия «Десять книг по архитектуре». . [6] [7]

Источниками вдохновения французских архитекторов стали важнейшие открытия античной архитектуры — Геркуланум (1711 г.) и Помпеи (1748 г.). храмы Пестум , Сегеста и Агригентум Кроме того, в XVIII веке широкую известность получили «Собрание антиквариата» французского антиквара графа де Кайлюса . . С 1752 года в Париже стало издаваться [ нужна ссылка ]

Во время одного из грандиозных турне архитекторы Шарль-Луи Клериссо и Роберт Адам вновь открыли дворец Диоклетиана в Далмации (более поздние путевые зарисовки и рисунки Клериссо легли в основу неоклассицизма ). Архитектор Жюльен-Давид Лерой посетил Османскую Грецию , которая долгое время была недоступна для европейских путешественников. В 1758 году он опубликовал результаты своих исследований в книге «Руины самых красивых памятников Греции». «История античного искусства» и «Записки по истории искусства» немецкого теоретика Иоганна Иоахима Винкельмана . Огромное влияние на становление эстетики классицизма во Франции оказали [8]

Накануне Великой французской революции философские воззрения Вольтера , Жана ле Рона д'Аламбера и Дени Дидро определяли классицизм как наиболее приемлемую архитектурную систему, в противовес стилям барокко и рококо уходящей эпохи. Оплотом классицизма и центром разработки новых предметов в архитектуре была прогрессивная Королевская Академия архитектуры. [ нужна ссылка ]

В 1808 году вышла знаменитая книга «Описание Парижа и его зданий», в которой Шарль Поль Ландон и Жак-Гийом Легран дали оценку архитектуре столицы эпохи абсолютизма. [9]

Дворцы, замки и особняки

[ редактировать ]
Дом Франциска I в Море-сюр-Луэн

Самым ранним примером архитектуры французского Возрождения является так называемый «Дом Франциска I». Первоначально он был построен в 1523 году как охотничий домик недалеко от дворца Фонтенбло , который был королевской резиденцией. В 1824 году здание было разобрано и перенесено в Париж в камне, сегодня оно находится в городке Море-сюр-Луэн (департамент Сена и Марна ) и его первоначальный вид восстановлен. Своим внешним видом «дом Франциска I» смело противопоставил себя средневековой архитектуре с ее замкнутостью, аскетизмом и асимметрией. Новшествами стали межэтажные разделения, в том числе красиво расчлененный второй этаж, и три широкие арки на первом этаже, а также изящные рельефы работы великого скульптора Жана Гужона , обогатившие фасад (позже на фасаде появились портретные барельефы). [10] [ не удалось пройти проверку ] [ нужна ссылка ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Формально эпоха абсолютизма началась с правления Генриха IV , но ее признаки стали проявляться на протяжении всего XVI века, еще во времена сословной монархии. Апофеозом эпохи абсолютизма является правление Людовика XIV . [1]

Библиография

[ редактировать ]
  • Мари-Роуз Альбрехт, Маргарита Сесиль Альбрехт (1987). Давид д'Анжер: оглядывает скульптора (Том 1) . Эро.
  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа: Архитектурный путеводитель . Штутгарт/Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN  3-930698-96-Х .
  • Банхэм, Джоанна (2015). Энциклопедия дизайна интерьера . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-1-884964-19-0 .
  • Баниафуна, Каликст (2009). Негры Елисейского дворца: дворец, не похожий ни на один другой . Париж: Editions L’Harmattan. ISBN  978-2-296-11269-8 .
  • Баридон, Мишель (2008). История садов Версаля . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0-8122-4078-8 .
  • Белен, Жюль Леонар; Пужоль, А. (1845). Гражданская, нравственная и монументальная история Парижа с древнейших времен до наших дней . Париж: Белен-Леприер.
  • Блант, Энтони (1980). Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 гг . Книги о пингвинах. ISBN  9780140561043 .
  • Бордье, Сирил (1998). Луи Ле Вау: Парижские здания и особняки . Л. Лаже.
  • Бракен, Г. Бирн (2011). Пешеходная экскурсия по Парижу: зарисовки архитектурных сокровищ города. Путешествие по городским пейзажам Парижа . Лондон: Маршалл Кавендиш. ISBN  978-981-4435-37-6 .
  • Брэм, Аллан (1989). Архитектура французского Просвещения . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520067394 .
  • Кассель, Пьер; Массон, Франсуаза (1998). Мэрия Парижа . Париж: Национальная империя.
  • Жиль Десмонс (2008). Прогулка по Парижу . Лондон: Издательство New Holland. ISBN  978-1-84773-061-9 .
  • Эдвардс, Генри Сазерленд (2014). Старый и новый Париж: его история, его люди и его места (Том II) . Лулу Пресс. ISBN  978-1-312-00503-7 .
  • Габриэль, Андре (1998). Путеводитель по архитектуре памятников Парижа . Альтернативы изданий. ISBN  9782862271484 .
  • Гербино, Энтони (2012). Франсуа Блондель: Архитектура, эрудиция и научная революция . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-49199-0 .
  • Хансер, Дэвид А. (2006). Архитектура Франции . Лондон: Издательская группа Greenwood. ISBN  0-313-31902-2 .
  • Хурихейн, Колум (2012). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры The Grove (Том 2) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-539536-5 .
  • д`Истрия, Роберт Колонна (2002). Париж и Версаль . Париж: Издания Маркуса. ISBN  2-7131-0202-2 .
  • Ледюк, Эдуард (2013). Словарь Пантеона (Парижа) . Париж: Публичные издания. ISBN  9782342015508 .
  • Маршан, Жиль (2003). Словарь памятников Парижа . Париж: Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  9782877477222 .
  • Джеймс Л. Макклейн, Джон М. Мерриман, Каору Угава (1997). Эдо и Париж: городская жизнь и государство в эпоху раннего Нового времени . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-80-148183-3 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Мелараньо, Мишель (2012). Введение в оболочечные конструкции: искусство и наука прыжков . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. ISBN  9781475702231 .
  • Менорваль, Эжен (1872). Иезуиты на улице Сен-Антуан, церковь Сен-Поль-Сен-Луи и средняя школа Карла Великого: историческая справка . Париж: Огюст Обри.
  • Моффетт, Мэриан; Фасио, Майкл В.; Вудхаус, Лоуренс (2003). Всемирная история архитектуры . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN  1-85669-371-6 .
  • Монк, Мари-Кристин (1984). Фестивали при дворе Короля-Солнца: 1653-1715 гг . Париж: Издания Фернан Ланор.
  • Кристиан Норберг-Шульц (1986). Архитектура барокко . Случайный дом. ISBN  9780847806935 .
  • Палмер, Эллисон Ли (2009). Архитектура от А до Я. Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-7058-1 .
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2000). Стили архитектуры и мебели . Париж: Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  9782877474658 .
  • Рокфор, Батист де (1826). Исторический словарь памятников города Парижа . Ферра Дженне.
  • Луи Сорель (1969). Живая история Парижа . Париж: Парижское дистрибьюторское агентство.
  • Спельц, Александр (1959). Стили орнамента . Нью-Йорк: Dover Publications.
  • Тилли, Артур (1967). Современная Франция. Компаньон по французским исследованиям . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Тоньярелли, Изабель (2008). Франция садов . Париж: Пети Фюте. ISBN  9782746920927 .
  • Ашер, Филипп Джон (2014). Эпическое искусство во Франции эпохи Возрождения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-968784-8 .
  • Уоткин, Дэвид (2005). История западной архитектуры . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN  978-1-85669-459-9 .
  • Зирполо, Лилиан Х. (2010). Исторический словарь искусства и архитектуры барокко . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8108-6155-8 .
  • Искусство и история Парижа и Версаля . Флоренция: Casa Editrice Bonechi. 1996. ISBN  978-88-8029-651-5 .
  • Церкви Парижа . Париж: Ж. Мартине. 1843.
  • Версальский дворец. Файлы . Энциклопедия Универсальная. 2015. ISBN  9782341002332 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5971a7032ad927c1a29f9ad70ca089b__1718616120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/9b/c5971a7032ad927c1a29f9ad70ca089b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paris architecture in the era of absolutism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)