Архитектура Парижа в эпоху абсолютизма
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |

Архитектура Парижа и ближайших окрестностей в эпоху абсолютизма (16–18 вв.) [а] прошел несколько важных исторических этапов: переход от Яркого к Возрождению , возникновение «иезуитского стиля» и маньеризма , зарождение барокко и классицизма, возникновение декоративного стиля рококо. оказали Итальянские войны Большое влияние на парижскую архитектуру и градостроительство , в ходе которых двор Людовика XII познакомился с идеями итальянского Возрождения .
Приглашенные итальянские архитекторы начали превращать средневековые замки французских королей и придворной знати в элегантные дворцовые резиденции с представительными фасадами и богато украшенными залами. Именно при Франциске I , который вел длительные войны с Габсбургами за гегемонию в Средиземноморье , произошел расцвет французского Возрождения . Превращение Лувра в королевский дворец было связано с дальнейшим развитием во Франции архитектуры эпохи Возрождения, господствовавшей на протяжении всего XVI — начала XVII веков. За это время под влиянием различных факторов парижская архитектура претерпела значительные изменения, отразившиеся на развитии и облике столицы. Строительство Люксембургского дворца в первой трети 17 века завершило эпоху французского Возрождения в Париже, а завершение колоннады восточного фасада Лувра во второй половине 17 века ознаменовало формирование классицистический стиль.
После заката эпохи Возрождения в Париже классицизм долгое время сосуществовал с другим стилистическим направлением – барокко. Строительство Дома Инвалидов в конце 17 века завершило монументальный стиль барокко, который в первой четверти 18 века фактически превратился в украшение особняков и дворцов парижской аристократии (этот стиль интерьеров получил название рококо ). В то же время в архитектуре города на протяжении всего XVIII века безраздельно господствовал классицизм (ее знаком была Église Sainte-Geneviève , а самым грандиозным городским ансамблем была площадь Людовика XV на оконечности сада Тюильри ).
Архитектура интерьеров эпохи абсолютизма наиболее ярко выражена в королевских дворцах Парижа (Лувр, Тюильри, Пале-Рояль и Люксембург), а также в загородных резиденциях королей: Версале, Большом и Малом. Трианон, Марли, Сен-Жермен, Сен-Клу, Медон, Булонь, Мюэт, Венсен, Шуази-ле-Руа, Рамбуйе и Фонтенбло. В архитектуре Парижа эпохи абсолютизма можно проследить эволюцию городских композиций (дворцово-парковых ансамблей и площадей) от раннего Возрождения до расцвета классицизма (с элементами зарождающегося ампира) и барокко. Эпоха абсолютизма закончилась Великой французской революцией и свержением Людовика XVI. Во время революции был снесен символ тирании – средневековая крепость-тюрьма Бастилия, на месте которой сегодня находится площадь Бастилии . Кроме того, революционная стихия убрала из мегаполисов королевские статуи, частично разрушила или переоборудовала некоторые церкви и налоговые заставы.
Историческая справка
[ редактировать ]К началу эпохи средневековый Возрождения Париж представлял собой противоречивое зрелище. В городе были выдающиеся произведения романской и готической архитектуры; однако в парижской застройке преобладали не каменные храмы и дворцы, а деревянные жилые дома, толпившиеся на узких и извилистых улицах с открытыми желобами. По обеим сторонам мостов через Сену располагались скамейки с мастерскими и жилыми помещениями владельцев. Новые волны приезжих стремились поселиться в пределах старых крепостных стен, поэтому улицам и дворам отводилось минимум места. [ нужна ссылка ]
К концу 15 — началу 16 веков в Париже проживало более 300 тысяч горожан; это был один из крупнейших городов Европы. Часто Париж той эпохи называли «городским колоссом аграрной страны». [2]
В 16 веке Париж вступил в новую для себя фазу, связанную с постепенным укреплением абсолютной монархии , расширением феодализма и возникновением капитализма , радикально повлиявшего на архитектуру и градостроительство столицы. За три столетия архитектура города претерпела значительные изменения и прошла несколько стилистических этапов. Все это происходило на фоне возрастания социальной роли купечества, отделения от феодального сословия городской буржуазии и ликвидации феодальной раздробленности Франции. В ходе неудачных для Франции Итальянских войн французская аристократия близко познакомилась с Италией, где в это время бурно развивалось новое мировоззрение и искусство Возрождения. Французские короли обратили внимание на светский характер и гуманизм итальянского искусства. Возросшее богатство и стремление подчеркнуть величие королевского двора побудили монархов начать масштабное дворцовое строительство на основе принципов, заимствованных из архитектуры итальянского Возрождения. [ нужна ссылка ]
Людовик XII и его зять Франциск I стали активно приглашать архитекторов и художников из Италии для восстановления своих тяжелых замков. [3] [4] [5]
Во второй половине XVI века затянувшиеся Религиозные войны между католиками и протестантами, апофеозом которых в Париже стала Варфоломеевская резня , а также крестьянские войны 1590-х годов привели к опустошению казны и сокращению финансирования новое строительство. Экономические трудности, в свою очередь, привели к упрощению архитектуры. Даже в относительно благополучном Париже стали строить преимущественно из кирпича, лишь изредка используя камень, и свели к минимуму использование декоративных деталей. Это стремление к минимализму в архитектуре нашло отклик в одном из первых парижских ансамблей — площади Вогезов . [1]
2. Дворец Тюильри
3. Пале-Рояль
4. Сен-Жермен Л’Осерруа
5. Сен-Рош
6. Вандомская площадь
7. Фонтан Невинных
8. Сент-Эсташ
9. Площадь Победы
10. Ратуша
11. Сен-Жерве-Сен-Проте
12. Сен-Поль-Сен-Луи
13. Музей Карнавале
14. Институт Франции
15. Площадь Дофина
16. Сен-Жермен-де-Пре
17. Одеон-Театр Европы
18. Люксембургский дворец
19. Капелла Сорбонны
20. Отель Сале
Искоренение феодальной раздробленности и победа абсолютизма способствовали росту национального чувства среди французских зодчих, стремившихся к самостоятельному осмыслению античного наследия и выработке национального архитектурного стиля. Национальные тенденции в архитектуре нашли свое выражение в отказе от проекта восточного фасада Лувра, предложенного Бернини , величайшим представителем итальянского барокко. Результатом споров вокруг конкурсных проектов нового фасада Лувра стало создание в 1671 году Королевской академии архитектуры (сегодня это филиал Французской академии изящных искусств ). Он был призван познакомить публику с основными законами архитектуры, учениями великих теоретиков прошлого и опытом античных строителей. В рамках этих задач архитектор Клод Перро перевел на французский язык и издал в Париже трактат своего римского коллеги I века до нашей эры Витрувия «Десять книг по архитектуре». . [6] [7]
Источниками вдохновения французских архитекторов стали важнейшие открытия античной архитектуры — Геркуланум (1711 г.) и Помпеи (1748 г.). храмы Пестум , Сегеста и Агригентум Кроме того, в XVIII веке широкую известность получили «Собрание антиквариата» французского антиквара графа де Кайлюса . . С 1752 года в Париже стало издаваться [ нужна ссылка ]
Во время одного из грандиозных турне архитекторы Шарль-Луи Клериссо и Роберт Адам вновь открыли дворец Диоклетиана в Далмации (более поздние путевые зарисовки и рисунки Клериссо легли в основу неоклассицизма ). Архитектор Жюльен-Давид Лерой посетил Османскую Грецию , которая долгое время была недоступна для европейских путешественников. В 1758 году он опубликовал результаты своих исследований в книге «Руины самых красивых памятников Греции». «История античного искусства» и «Записки по истории искусства» немецкого теоретика Иоганна Иоахима Винкельмана . Огромное влияние на становление эстетики классицизма во Франции оказали [8]
Накануне Великой французской революции философские воззрения Вольтера , Жана ле Рона д'Аламбера и Дени Дидро определяли классицизм как наиболее приемлемую архитектурную систему, в противовес стилям барокко и рококо уходящей эпохи. Оплотом классицизма и центром разработки новых предметов в архитектуре была прогрессивная Королевская Академия архитектуры. [ нужна ссылка ]
В 1808 году вышла знаменитая книга «Описание Парижа и его зданий», в которой Шарль Поль Ландон и Жак-Гийом Легран дали оценку архитектуре столицы эпохи абсолютизма. [9]
Дворцы, замки и особняки
[ редактировать ]Самым ранним примером архитектуры французского Возрождения является так называемый «Дом Франциска I». Первоначально он был построен в 1523 году как охотничий домик недалеко от дворца Фонтенбло , который был королевской резиденцией. В 1824 году здание было разобрано и перенесено в Париж в камне, сегодня оно находится в городке Море-сюр-Луэн (департамент Сена и Марна ) и его первоначальный вид восстановлен. Своим внешним видом «дом Франциска I» смело противопоставил себя средневековой архитектуре с ее замкнутостью, аскетизмом и асимметрией. Новшествами стали межэтажные разделения, в том числе красиво расчлененный второй этаж, и три широкие арки на первом этаже, а также изящные рельефы работы великого скульптора Жана Гужона , обогатившие фасад (позже на фасаде появились портретные барельефы). [10] [ не удалось пройти проверку ] [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Формально эпоха абсолютизма началась с правления Генриха IV , но ее признаки стали проявляться на протяжении всего XVI века, еще во времена сословной монархии. Апофеозом эпохи абсолютизма является правление Людовика XIV . [1]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Айерс 2004 , с. 11.
- ^ Айерс 2004 , с. 10.
- ^ Айерс 2004 , с. 10-11.
- ^ Моффетт, Фацио и Вудхаус 2003 , стр. 341.
- ^ Баридон 2008 , с. 9.
- ^ Брахам 1989 , с. 25.
- ^ Палмер 2009 , с. 273—274.
- ^ Палмер 2009 , с. 4.
- ^ Брахам 1989 , с. 110.
- ^ Белин и Пужоль 1845 , с. 543—544.
Библиография
[ редактировать ]- Мари-Роуз Альбрехт, Маргарита Сесиль Альбрехт (1987). Давид д'Анжер: оглядывает скульптора (Том 1) . Эро.
- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа: Архитектурный путеводитель . Штутгарт/Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 3-930698-96-Х .
- Банхэм, Джоанна (2015). Энциклопедия дизайна интерьера . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-884964-19-0 .
- Баниафуна, Каликст (2009). Негры Елисейского дворца: дворец, не похожий ни на один другой . Париж: Editions L’Harmattan. ISBN 978-2-296-11269-8 .
- Баридон, Мишель (2008). История садов Версаля . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4078-8 .
- Белен, Жюль Леонар; Пужоль, А. (1845). Гражданская, нравственная и монументальная история Парижа с древнейших времен до наших дней . Париж: Белен-Леприер.
- Блант, Энтони (1980). Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 гг . Книги о пингвинах. ISBN 9780140561043 .
- Бордье, Сирил (1998). Луи Ле Вау: Парижские здания и особняки . Л. Лаже.
- Бракен, Г. Бирн (2011). Пешеходная экскурсия по Парижу: зарисовки архитектурных сокровищ города. Путешествие по городским пейзажам Парижа . Лондон: Маршалл Кавендиш. ISBN 978-981-4435-37-6 .
- Брэм, Аллан (1989). Архитектура французского Просвещения . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520067394 .
- Кассель, Пьер; Массон, Франсуаза (1998). Мэрия Парижа . Париж: Национальная империя.
- Жиль Десмонс (2008). Прогулка по Парижу . Лондон: Издательство New Holland. ISBN 978-1-84773-061-9 .
- Эдвардс, Генри Сазерленд (2014). Старый и новый Париж: его история, его люди и его места (Том II) . Лулу Пресс. ISBN 978-1-312-00503-7 .
- Габриэль, Андре (1998). Путеводитель по архитектуре памятников Парижа . Альтернативы изданий. ISBN 9782862271484 .
- Гербино, Энтони (2012). Франсуа Блондель: Архитектура, эрудиция и научная революция . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-49199-0 .
- Хансер, Дэвид А. (2006). Архитектура Франции . Лондон: Издательская группа Greenwood. ISBN 0-313-31902-2 .
- Хурихейн, Колум (2012). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры The Grove (Том 2) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-539536-5 .
- д`Истрия, Роберт Колонна (2002). Париж и Версаль . Париж: Издания Маркуса. ISBN 2-7131-0202-2 .
- Ледюк, Эдуард (2013). Словарь Пантеона (Парижа) . Париж: Публичные издания. ISBN 9782342015508 .
- Маршан, Жиль (2003). Словарь памятников Парижа . Париж: Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 9782877477222 .
- Джеймс Л. Макклейн, Джон М. Мерриман, Каору Угава (1997). Эдо и Париж: городская жизнь и государство в эпоху раннего Нового времени . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-80-148183-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Мелараньо, Мишель (2012). Введение в оболочечные конструкции: искусство и наука прыжков . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. ISBN 9781475702231 .
- Менорваль, Эжен (1872). Иезуиты на улице Сен-Антуан, церковь Сен-Поль-Сен-Луи и средняя школа Карла Великого: историческая справка . Париж: Огюст Обри.
- Моффетт, Мэриан; Фасио, Майкл В.; Вудхаус, Лоуренс (2003). Всемирная история архитектуры . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 1-85669-371-6 .
- Монк, Мари-Кристин (1984). Фестивали при дворе Короля-Солнца: 1653-1715 гг . Париж: Издания Фернан Ланор.
- Кристиан Норберг-Шульц (1986). Архитектура барокко . Случайный дом. ISBN 9780847806935 .
- Палмер, Эллисон Ли (2009). Архитектура от А до Я. Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7058-1 .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2000). Стили архитектуры и мебели . Париж: Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 9782877474658 .
- Рокфор, Батист де (1826). Исторический словарь памятников города Парижа . Ферра Дженне.
- Луи Сорель (1969). Живая история Парижа . Париж: Парижское дистрибьюторское агентство.
- Спельц, Александр (1959). Стили орнамента . Нью-Йорк: Dover Publications.
- Тилли, Артур (1967). Современная Франция. Компаньон по французским исследованиям . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Тоньярелли, Изабель (2008). Франция садов . Париж: Пети Фюте. ISBN 9782746920927 .
- Ашер, Филипп Джон (2014). Эпическое искусство во Франции эпохи Возрождения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-968784-8 .
- Уоткин, Дэвид (2005). История западной архитектуры . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-85669-459-9 .
- Зирполо, Лилиан Х. (2010). Исторический словарь искусства и архитектуры барокко . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-6155-8 .
- Искусство и история Парижа и Версаля . Флоренция: Casa Editrice Bonechi. 1996. ISBN 978-88-8029-651-5 .
- Церкви Парижа . Париж: Ж. Мартине. 1843.
- Версальский дворец. Файлы . Энциклопедия Универсальная. 2015. ISBN 9782341002332 .