Сент-Этьен-дю-Мон
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Костел |
Провинция | Парижская архиепископия |
Расположение | |
Расположение | Монтань Сент-Женевьев , 5-й округ Парижа. |
Географические координаты | 48 ° 50'47 "с.ш. 2 ° 20'53" в.д. / 48,8465 ° с.ш. 2,3480 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Французская готика , Французский ренессанс. |
Новаторский | 1494 |
Завершенный | 1624 |
Сент-Этьен-дю-Мон — церковь в Париже , Франция, на горе Сент-Женевьев в 5-м округе Парижа , недалеко от Пантеона . Здесь находится храм святой Женевьевы , покровительницы Парижа. В церкви также находятся могилы Блеза Паскаля и Жана Расина . Жан-Поль Марат похоронен на церковном кладбище.
Скульптурный тимпан « Побивание камнями святого Стефана » — работа французского скульптора Габриэля-Жюля Тома .
Известный органист, композитор и импровизатор Морис Дюруфле занимал пост титулярного органиста Сент-Этьен-дю-Мон с 1929 года до своей смерти в 1986 году.
История
[ редактировать ]В галло-римскую эпоху племя паризий из Лютеции постепенно заселило холм на левом берегу Сены, названный горой Лукотециус. Эта земля была менее болотистой, чем их прежнее поселение у реки, и стала местом расположения театра, бань и вилл. В VI веке Хлодвиг , король франков, построил на вершине холма базилику, посвященную апостолам Петру и Павлу. Там был похоронен Хлодвиг вместе со своей женой Клотильдой и несколькими королями династии Меровингов . Здесь же была похоронена святая Женевьева , покровительница города, защитившая город от нашествия варваров. Аббатство Сент-Женевьев было основано рядом с церковью в 502 году, и церковь стала частью аббатства. [ 1 ]
В 1222 году, когда население района росло, особенно для обслуживания преподавателей и студентов нового колледжа Сорбонны , папа Гонорий III санкционировал создание автономной церкви, посвященной на этот раз святому Этьену или святому Стефану. Новая церковь была построена к северу от церкви аббатства. [ 2 ]
По мере того, как было основано больше колледжей, а район продолжал расти, церковные власти решили построить совершенно новую и большую церковь в новом ярком готическом стиле. В 1492 году соседние монахи Геновефена пожертвовали под это место часть своей земли. Работа продвигалась очень медленно. Архитектор Стефан Вигье спроектировал апсиду и колокольню в 1494 году, а первые два колокола были отлиты в 1500 году. Хор был завершен в 1537 году, а алтари апсидных часовен были освящены в 1541 году. стили также изменились. В том же году с мастерами были заключены контракты на завершение окон и скульптур, которые теперь должны были быть выполнены в стиле нового Возрождения. Неф, также выполненный в стиле ренессанс, был закончен только в 1584 году. Строительство фасада началось только в 1610 году, когда Маргарита де Валуа заложила первый камень . Церковь была окончательно освящена 25 февраля 1626 года Жаном-Франсуа де Гонди , первым архиепископом Парижа . Богато украшенная резная кафедра была установлена в 1651 году. [ 2 ]
В 17 и 18 веках церковь Сент-Этьен-дю-Мон пользовалась большим престижем. Это была отправная точка ежегодной процессии, несущей святыню Святой Женевьевы в Нотр-Дам де Пари и обратно. Здесь были захоронены останки ряда выдающихся ученых и художников, в том числе Пьера Перро , художника Эсташа Ле Сюера и Блеза Паскаля . Те из Расина были переведены в 1711 году из Пор-Рояля в Сент-Этьен. В 1744 году король Людовик XV решил заменить находившееся неподалеку аббатство еще большей церковью, которая после многих модификаций и изменений назначения в конечном итоге стала Пантеоном . [ 2 ]
-
Церковь (слева) и церковь аббатства (справа) в 1655 году.
-
Церковь (слева) в 1739 году, справа аббатство (разрушенное).
-
Интерьер 1864 года, во времена Второй империи.
Во время Французской революции церковь сначала закрыли, а затем превратили в «Храм сыновней почтительности». Скульптура, декорация и витражи сильно пострадали, а многие церковные сокровища и реликвии исчезли. Католическое богослужение было окончательно восстановлено в 1803 году согласно Конкордату 1801 года . Соседняя церковь аббатства была снесена в 1804 году и заменена улицей Кловис. Уцелела только старая колокольня, которая сейчас является частью кампуса лицея Анри IV. [ 2 ]
Во времена Второй империи Наполеона III церковь была тщательно отреставрирована парижским городским архитектором Виктором Балтаром в период с 1865 по 1868 год. Фасад был восстановлен и увеличен в высоте, а скульптура и витражи, разрушенные во время революции, были заменены. Он также добавил новую часовню - Часовню Катехизисов.
Хронология
[ редактировать ]Строительные работы включали в себя: [ 3 ]
- VI век: первая часовня была построена из склепа аббатства Святой Женевьевы.
- 13 век: отдельная церковь построена на северной стороне часовни.
- 1491: построена колокольня.
- 1537: построен алтарь.
- 1545 г.: построена галерея (см. Изображение интерьера церкви).
- 1580 г.: построены своды нефа и трансепта.
- 1624 г.: возведена колокольня.
- 1807: снос церкви аббатства.
Экстерьер
[ редактировать ]-
Вид на церковь с купола Пантеона
-
Западный фронт
-
Тимпан западного портала
-
Деталь фронтона западного фасада
-
Центральная часть западного фронта
-
Южный трансепт
-
Апсида в восточной части
-
Колокольня с северной стороны
Западный фасад или фасад церкви, выполненный в стиле ренессанс и имеющий форму вытянутой трехуровневой пирамиды, был построен в 1610 году по плану Шарля Герена . Самый нижний уровень покрыт скульптурой и увенчан треугольным классическим фронтоном с барельефом, изображающим Воскресение Христово. Центральной особенностью верхнего этажа является готическое окно-розетка под криволинейным фронтоном, украшенное скульптурой, изображающей герб Франции и старого аббатства. На верхнем уровне треугольный фронтон имеет эллиптическое окно-розетку. [ 4 ]
Интерьер
[ редактировать ]-
План интерьера
-
Неф: показаны детали перегородки, кафедры и потолка.
-
Яркий свод трансепта
-
Джубе, или ширма-руд
Интерьер представляет собой заловую церковь больших размеров, шестьдесят девять метров в длину и 25,5 метров в ширину. Боковые нефы по обе стороны от нефа и хора необычайно высоки и имеют большие окна, наполняющие церковь светом. [ 2 ] Интерьер церкви сочетает в себе яркую готическую архитектуру, в том числе сложные ребристые своды с висящими замковыми камнями, а также элементы декора итальянского Возрождения, такие как классические колонны и аркады, а также множество скульптурных голов ангелов, интегрированных в архитектуру. [ 4 ]
Неф и кафедра
[ редактировать ]-
Северный фасад нефа
-
Южный фасад нефа с большими аркадами и кафедрой.
Неф имеет два уровня больших аркад с круглыми колоннами и закругленными арками, которые отделяют неф от внешних или боковых нефов. Эти аркады имеют проход с балюстрадами. Балюстрады также используются в особые церковные праздники для демонстрации гобеленов из церковной коллекции. Верхние стены боковых нефов имеют очень большие окна, наполняющие интерьер светом.
Одной из необычных особенностей интерьера является небольшой изгиб оси от нефа к трансепту, вызванный неправильным расположением. [ 4 ]
-
Статуя «Милосердие» с кафедры (1651 г.)
-
Деталь кафедры
-
Основание кафедры, поддерживаемое Самсоном, преклонившим колени на льве.
-
Деталь кафедры
-
Деталь кафедры – «Умеренность».
Самым выдающимся декоративным произведением нефа является кафедра, созданная в 1651 году Жерменом Пийоном. Его поддерживает резная скульптура Самсона, стоящего на коленях перед львом и держащего челюсть осла, которым он сражался с филистимлянами. [ 4 ] Кафедру окружают другие статуи добродетелей и другие аллегорические фигуры, вырезанные Клодом Лестокаром.
Джубе или ширма-руд
[ редактировать ]-
Портал роуд-экрана
-
Деталь скульптуры перегородки
-
Джубе, или ширма-руд (около 1530 г.)
-
Филигранный балкон из перегородки
Самой необычной особенностью церкви является юбе или перегородка , созданная примерно в 1530 году и являющаяся единственным существующим примером в Париже. Это сложная скульптурная ширма, отделяющая неф от хора. Экран использовался как платформа для чтения Священного Писания обычным прихожанам. Они были очень распространены в средние века, но были в значительной степени отменены в 17 и 18 веках по указу Тридентского собора (1545–1563), целью которого было сделать церемонии в хоре более заметными для обычных прихожан в нефе. . [ 5 ]
Экран был спроектирован Антуаном Бокорпом, и хотя его цель — готика, его оформление — французский ренессанс. Он имеет форму арочного моста, обращенного к хору, с тремя аркадами. Трибуна для чтений занимает центр, обращенный к нефу. Две очень элегантные винтовые лестницы ведут на трибуну с боков. Украшение включает две статуи «Реномме», или «Знаменитые», основанные на классических римских статуях, с оливковыми ветвями и коронами. [ 6 ]
Церковь характеризуется изогнутой осью от нефа до трансепта , сводчатым экраном (единственный сохранившийся пример в Париже). [ 5 ] из тонко вырезанного камня отца Биара (1545 г.), его стул, спроектированный Лораном де Ла Гиром и созданный Клодом Лестокаром , и футляр для органа (1631 г.) (самый старый в столице). В церкви также находится храм , содержащий мощи святой Женевьевы до 1793 года (когда они были брошены в канализацию), могилы Блеза де Виженера , Блеза Паскаля , Расина и г-жи Сибур. [ 3 ]
Хор и приделы
[ редактировать ]-
Хор на северной стороне
-
Боковые часовни
-
Апсида . в восточной части церкви
Часовня Сен-Женевьева
[ редактировать ]-
Часовня Сен-Женевьева
-
Храм в часовне Святой Женевьевы
-
Киборий над реликварием святой Женевьевы
-
Шассе или реликварий для сохранившихся мощей святой Женевьевы (19 в.)
Часовня Святой Женевьевы — яркая готическая святыня покровительницы Парижа. Ее первоначальная могила и реликвии были разрушены во время Французской революции. Шассе или реликварий , который мы видим сейчас, был сделан в XIX веке из точеной и позолоченной меди. Он содержит фрагмент ее первоначальной гробницы. Над гробницей возвышается киборий , декоративное произведение со статуями мудрых и неразумных дев, представляющих тех, кто верен, и тех, кто отвергает церковь. [ 7 ]
Часовня Богородицы
[ редактировать ]-
Часовня Богородицы в восточном конце церкви
-
Поклонение Младенцу Христу тремя королями (Часовня Богородицы, 1605–1609)
За алтарем в апсиде в восточном конце церкви находится полукруглая часовня Богородицы. Между 1605 и 1609 годами в восточной части церкви был построен небольшой монастырь. Первоначально он окружал небольшое кладбище, но гробниц больше нет. Первоначально интерьер представлял собой три галереи с двадцатью четырьмя витражами, выполненными с большим реализмом с использованием запеченных на стекле эмалевых красок. В окнах иллюстрировались сцены из Ветхого Завета и Нового Завета, а также сцены из парижской жизни. Двенадцать оригинальных окон пережили революцию и их можно увидеть сегодня, в том числе «Поклонение Святому Причастию» и «Мистический винный пресс». [ 8 ]
Галерея Монастыря, Коллекция витражей Часовни Причастия
[ редактировать ]-
Часовня Причастия
Часовня Причастия (также известная как Монастырская галерея или Палата катехизисов), примыкающая к хору, изначально содержала останки священнослужителей церкви и по этой причине была известна как «Часовня Склепа». В конце Французской революции тела Жана-Поля Марата , после того как он был убит Шарлоттой Корде , и Оноре Габриэля Рикети, графа де Мирабо (1795 г.), были вывезены из Пантеона , где они были помещены как революционные герои, и хранились в часовне, пока их позже не похоронили в обычных могилах. [ 9 ]
Во время Первой мировой войны, когда Париж подвергался бомбардировке немецкой артиллерией за пределами города, группа из двенадцати витражей 17-го века, принадлежавших церквям Сент-Эсташ в Париже ; Сен-Жермен Л'Осерруа и Сен-Мерри были переведены в часовню для их защиты. После войны окна остались там и были отреставрированы на средства города Парижа. В отличие от большинства других витражей Парижа того периода, они находятся на уровне глаз и их можно рассмотреть вблизи. [ 9 ]
Windows 1 и 2: «Чудо с биллетами» и «Церковь как корабль».
[ редактировать ]Первое окно рассказывает старую антисемитскую историю. В верхнем окне Христос держит священное воинство. Внизу женщина отдает хозяина еврею по имени Томтон. Томтон бросает хозяина в кипящую воду и пронзает его кинжалом, но хозяин неуязвим. Женщина спасает хозяина и уносит его в церковь Биллетт.
Второе окно называется «Церковь как корабль». В верхнем окне — Ноев ковчег с животными. В центре корабль плывет на деревянном кресте, защищающем его от штормов, о чем свидетельствуют окружающие злые лица. Христос управляет кораблем, а среди пассажиров — император, король, магистрат, святой Франциск, святой Доминик и дарители окна. Вверху изображен Христос, благословляющий пять хлебов, подаренных ему ребенком. [ 9 ]
-
«Чудо Биллеттов»
-
Окно 2 – «Церковь как корабль»
-
Деталь бушующего шторма в «Церкови как корабле».
Windows 3 и 4: «Умножение хлебов» и «Медный змей».
[ редактировать ]На третьем окне изображен Христос, благословляющий пять хлебов, подаренных ему ребенком (вверху), и Христос, преломляющий хлеб с учениками (внизу). [ 9 ]
Четвертое окно, «Медный змей», датируется 16 веком и, в отличие от других окон, полностью сделано из простых кусков цветного стекла, а не стекла с фигурами, нарисованными эмалевыми пигментами, а затем запеченными на стекле. На нем изображена история, рассказанная в Книге Чисел 21–19, в которой рассказывается, как Моисей сделал медного змея и поместил его на шест. Любой человек, которого укусила змея, мог взглянуть на медного змея и остаться в живых. [ 9 ]
-
Окно 3 – «Умножение хлебов».
-
Окно 4 – «Медный змей».
Windows 5 и 6: «Пасха» и «Обряды очищения».
[ редактировать ]В верхней левой части пятого окна изображен традиционный еврейский пасхальный ужин с бараниной на столе. Вверху справа ангелы-истребители убивают первенцев в Египте. В нижней части окна изображена христианская Пасха со Святым Причастием. Справа бесы вводят людей в искушение.
«Обряды очищения» («Окно шестое») представляет собой своего рода наглядный учебник по этой теме и также основан на гравюре Л. Готье. Вверху слева Великий Священник и трое левитов очищаются в бассейне, известном как «Море Айран». Справа — образная иллюстрация Храма Соломона . В левом нижнем углу Христос омывает ноги Апостолам, а также изображение раннехристианской церкви.
-
Окно 5 – «Пасха»
-
Деталь окна 5, Христос умножает буханки хлеба.
-
Деталь окна 6 – «Обряды очищения»; мытье рук
Windows 7 и 8: «Жертвоприношение Илии» и «Поклонение хозяина».
[ редактировать ]Седьмое окно изображает жертвоприношение Илии и его победу над языческим жрецом Ваалом . В окне Небесный огонь зажигает жертвенный костер, а справа вверху тщетно молятся жрецы Ваала.
Восьмое окно (реставрировано в 2021 году), вверху показано Маннное чудо, в котором хлеб был доставлен в пустыню. В нижней части изображена Монстранция, держащая воинство в окружении ангелов. [ 9 ]
-
Окно 7 – «Жертвоприношение Илии».
-
Окно 8 – «Поклонение хозяина».
-
Деталь окна 8
Окна 9 и 10: «Поклонение Святому Таинству» и «Мистический винный пресс» (1618 г.)
[ редактировать ]Тема «Мистического винного пресса» (1618 г.) навеяна гравюрой Жака Лаволетта, напечатанной в 1580 году. Сюжет - кровь Христа, которая должна стать спасением человечества. В центре Христос раздает искупительную кровь. На заднем плане в центре окна бочонок с кровью в сопровождении ангела тянут лев, бык и орел — символы святых апостолов Луки, Марка и Иоанна. В следующей части окна бочка с вином приносится в церковь и раздается во время таинства Евхаристии . В нижней части окна четыре врача церкви хранят кровь в бочках. Справа - Папа Павел III и король Франции Людовик IX (Сент-Луис), кардинал де Шатильон и другие, катящие бочки в подвал церкви. [ 9 ]
-
Окно 9 – «Поклонение Святым Таинствам» (1605–1609).
-
Фрагмент из «Поклонения Святым Таинствам» (1605–1609).
-
Окно 10 – «Мистический винный пресс» (1618 г.).
-
Деталь мистического винного пресса (1618 г.)
Windows 11 и 12: Евхаристия и дуб Море
[ редактировать ]В окне «Одиннадцать» вверху есть одна секция 17-го века, изображающая происхождение Евхаристии , благословение вина и хлеба, а также пророка Авраама триумфально возвращающегося домой . Ниже представлены две более поздние стеклянные панели: Благовещение слева (19 век) и Тайная вечеря (1612 г.), вдохновленные «Великими страстями Христовыми» Дюрера.
Двенадцатое окно иллюстрирует историю дуба Море, основанную на тексте Бытия 18 1–12. Авраам принимает трех таинственных ангелов, которые обещают, что у него будет сын. Они также предсказывают разрушение городов Содома и Гоморры , показанных справа вверху.
-
Окно 11 – Евхаристия
-
Окно 12 – Дуб Море.
-
Окно 12 – разрушение Содома и Гоморры
Искусство и декорирование
[ редактировать ]-
Помещение Христа во гроб (Часовня Гроба Господня – 16 в.)
-
«Девять хоров ангелов» Луи Лишери де Бери (17 в.)
-
«Святой Карл Борромео, раздающий милостыню», Квентин Варен (1627 г.)
-
«Ex Voto Святой Женевьеве» Николя де Ларжильера (1696 г.)
В часовнях по бокам собора и на боковых стенах часовни Святой Женевьевы представлены скульптуры и картины ряда выдающихся художников 16, 17 и 18 веков, многие из которых находятся под защитой Министерства культуры Франции. К ним относятся:
- «Девять хоров небесных духов» Луи Лишери де Бери (1629–1687) изображает на очень большом холсте иерархию ангелов под словом «Иегова» еврейскими буквами, включая вверху старшие ангелы, Серафимы , вплоть до самых нижних чинов. (Часовня Распятия). [ 6 ]
- Группа из восьми восьми каменных и терракотовых скульптур в натуральную величину, изображающих этапы помещения тела Христа в гробницу. (Часовня Гроба Господня). (Боковая стена капеллы Сен-Женевьева).
- «Святой Шарль Борроме, раздающий милостыню» работы Квентина Варена (1627 г.), изображающий епископа Миланского, раздающего милостыню жителям Милана во время голода 1570 года и чумы 1576 года. (Часовня Сен-Шарль-Борроме) [ 8 ]
- «Ex Voto святой Женевьеве» Николя де Ларжильера (1696 г.), очень большое полотно, посвященное ежегодному шествию 1694 года к могиле святой Женевьевы, которое было организовано, чтобы положить конец засухе и голоду, обрушившимся на Париж. год. По традиции, по окончании шествия внезапно пошел дождь, положивший конец засухе. Он был заказан купцами и магистратами Парижа. Вверху картины изображены ангелы, в центре — молящаяся Святая Женевьева с вызванными ею дождевыми облаками, а внизу — прекрасные портреты магистратов Парижа 1694 года. [ 8 ]
Пресвитер
[ редактировать ]Превитер был построен рядом с церковью примерно в 1725 году как частная резиденция Людовика, герцога Орлеанского, сына регента Франции. Он был куплен церковью и сейчас является резиденцией кюре церкви и охраняемой исторической достопримечательностью.
Орган
[ редактировать ]В 1636 году был установлен орган, построенный Пьером Пешером. Когда орган пострадал от пожара в 1760 году, Клико восстановил его . Дальнейшая работа была проведена в 1863 году Кавайе-Коллем , а настоящий инструмент является результатом дальнейшей переработки Беше-Дебьера в 1956 году. [ 10 ]
Корпус органа трибуны был изготовлен в 1633 году Жаном Бюроном и является старейшим и наиболее хорошо сохранившимся оригинальным футляром в Париже. Его увенчивает скульптура Христа в окружении ангелов, играющих на кинноре, древнееврейском варианте лиры.
-
Орган трибуны
-
Корпус органа, установленный в 1633 году.
-
Деталь органного футляра (1633 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюмулен, Ардиссон, Менгар и Антонелло, Églises de Paris (2010) , стр. 86
- ^ Jump up to: а б с д и История и описание Сент-Этьен-дю-Мон на сайте церкви (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа: Архитектурный путеводитель . Издание Акселя Менгеса. стр. 108–109. ISBN 978-3-930698-96-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Дюмулен, Ардиссон, 2010, с. 87
- ^ Jump up to: а б Путеводители Фодора (22 октября 2019 г.). Париж Фодора 2020 . Путешествие Фодора. стр. 32–33. ISBN 978-1-64097-172-1 .
- ^ Jump up to: а б Дюмулен, Ардиссон, 2010, с. 88
- ^ Дюмулен, Ардиссон, Менгар и Антонелло, Églises de Paris (2010) , стр. 90
- ^ Jump up to: а б с Дюмулен, Ардиссон, 2010 г., с. 89
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Описательный текст в Часовне Причастия
- ^ Хильдебрандт, Винсент. «Органы Парижа» .
Библиография (на французском языке)
[ редактировать ]- Дюмулен, Алин; Ардиссон, Александра; Менгард, Жером; Антонелло, Мюриэль; Церкви Парижа (2010), Éditions Massin, Исси-ле-Мулино, ISBN 978-2-7072-0683-1