Центральные бульвары Брюсселя
Центральные бульвары ( французский : Boulevards du Centre ; голландский : Centrale Lanen ) — серия больших бульваров в центре Брюсселя , Бельгия. Они были построены после перекрытия реки Сенны (1867–1871) как часть крупных городских работ архитектора Леона Сюиса под руководством тогдашнего мэра города Анспаха Жюля . [1] [2] Они расположены с юга на север и с запада на восток: бульвар Мориса Лемонье / Maurice Lemonnierlaan , бульвар Анспах / Anspachlaan , бульвар Адольфа Макса / Adolphe Maxlaan и бульвар Эмиля Жакмена / Émile Jacqmainlaan . [3]
Покрытие Сенны и завершение строительства Центральных бульваров позволило построить современные общественные здания, которые сегодня занимают центральное место в центре Брюсселя, в том числе бывшую Брюссельскую фондовую биржу. [4] [5] и дворец Миди, [6] [7] а также реконструкция Больших шлюзовых ворот к югу от города.
История
[ редактировать ]Истоки: обложка Сенны
[ редактировать ]Сенна /Зенне (французский/голландский) исторически была главной водной артерией Брюсселя, но по мере роста города она становилась все более загрязненной и менее судоходной. Ко второй половине XIX века оно стало серьезной угрозой для здоровья и было заполнено мусором и разлагающимися органическими веществами. [8] Он был сильно загрязнен и часто затоплялся, затопляя нижний город и рабочие кварталы. окружающие его [9]
Было сделано множество предложений по решению этой проблемы, и в 1865 году тогдашний мэр Брюсселя выбрал Жюль Анспах проект архитектора Леона Сюиса, чтобы перекрыть реку и построить серию больших бульваров и общественных зданий. [2] Проект столкнулся с ожесточенной оппозицией и спорами, в основном из-за его стоимости и необходимости экспроприации и сноса рабочих кварталов. [10] [11] Строительство было поручено британской компании. [12] [13] [14] но контроль был возвращен правительству после скандала с хищениями . [15] [16] Это задержало реализацию проекта, но он все же был завершен в 1871 году. [1] [17]
Покрытие Сенны привело бульвары в самое сердце Брюсселя, тогда как до сих пор они были ограничены Малым кольцом , серией дорог, построенных на месте стен 14-го века, ограничивающих исторический центр города. Бульвары, первоначальная функция которых заключалась в том, чтобы огибать столицу, превратились, таким образом, в структурные городские магистрали. Завершение строительства центральных бульваров также позволило обновить город и построить вдоль них современные общественные здания в Османа стиле , которые сегодня характерны для центра Брюсселя. [17]
Строительство и девелопмент
[ редактировать ]Центральные бульвары — бульвар Эно / Хенегувенлаан (ныне бульвар Мориса Лемонье / Maurice Lemonnierlaan ), Центральный бульвар / Centraallaan (ныне бульвар Анспах/Анспахлаан ), бульвар Нор / Нордлаан (ныне бульвар Адольфа Макса/Адольфа Макслаана). ) и бульвар де ла Сенн / Зеннелаан (ныне бульвар Эмиль Жакмен / Эмиль Жакмейнлан ) - были заложены между 1869 и 1871 годами и постепенно открывались для движения транспорта с 1871 по 1873 год. [1] [3] Открытие этих новых маршрутов предложило более эффективный способ попасть в нижний город Брюсселя, чем тесные улицы, такие как Rue du Midi / Zuidstraat , Rue des Fripiers / Kleerkopersstraat и Rue Neuve/Nieuwstraat , и помогло оживить нижнюю часть города. кварталы. [18]
Чтобы осуществить это возрождение и привлечь инвестиции, в рамках масштабной программы Леона Суиса по благоустройству центра города были построены общественные здания. [19] [20] [21] включая Брюссельскую фондовую биржу (1868–1873). [4] [22] Огромные Центральные залы (французский: Halles Centrales , голландский: Centrale Hallen ), хороший пример металлической архитектуры , расположенные между улицей Рю де Аль / Халленстраат и улицей де ла Вьерж Нуар / Зварте Лиеввроустраат , заменили антисанитарные открытые рынки. они были снесены в 1958 году. [23] [4] [24] Монументальный фонтан на площади Фонтенас/Фонтенасплейн , который должен был нарушить единообразие бульваров, был заброшен по бюджетным причинам. [1]
Позднее началось строительство частных домов на бульварах и прилегающих территориях. Средний класс Брюсселя по-прежнему предпочитал жить в новых пригородах, а не в тесных районах центра города. Кроме того, высокие цены на землю (которая, как предполагалось, должна была покрыть часть затрат на строительство) и высокая арендная плата были не по карману низшим классам. Более того, жизнь в квартирах больше не была желательной для жителей Брюсселя, которые предпочитали жить в домах на одну семью . По этим причинам здания, построенные частными лицами, с трудом находили покупателей. [25] [26]
Чтобы дать строителям стимул создавать сложные и привлекательные фасады своих работ, были организованы два архитектурных конкурса: сначала в 1872–1876 годах, а затем в 1876–1878 годах. Архитекторам была предоставлена большая свобода; никакого единства стиля не искали и не навязывали (кроме минимальной высоты 15 метров (49 футов), чтобы избежать спекуляций), и монументальная композиция приняла де-факто эклектичный подход на всей огромной перспективе бульваров. [27] [28] [29] Первая премия в размере 20 000 бельгийских франков на конкурсе 1872–1876 годов была присуждена архитектору Анри Бейерту , спроектировавшем Maison des Chats или Hier is't in den kater en de kat (проще говоря, «Дом кошек») на бульваре дю Кэт. Норд. [30] [31] Тем не менее, потребовалось еще двадцать лет, до 1895 года, чтобы здания прочно выстроились вдоль бульваров. [ нужна ссылка ]
- Разрушение старого квартала и начало возведения сводов в 1867 году.
- Бульвар Анспах/Анспахлаан в 1880 году, гравюра Армана Хейнса из L'Illustration nationale.
- и Биржевая площадь/Берсплейн бульвар Анспах в 1920-е годы.
Современный (1945 – настоящее время)
[ редактировать ]Покрытие Сенны и строительство Центральных бульваров оставили глубокие следы в историческом центре Брюсселя. Бывшие рабочие районы уступили место многоквартирным домам и фондовой бирже с ее коммерческим районом, универмагами, роскошными отелями, концертными залами, кафе и пивными ресторанами . С конца Второй мировой войны до конца 1970-х годов центральные бульвары подвергались неудачным попыткам градостроителей превратить их в городские автомагистрали (см. «Брюсселизация» ). В 1976 году трамвайное движение было перенесено под землю в результате открытия оси Север-Юг . Несмотря на это, бульвары и по сей день в основном сохранили свой облик XIX века. [3]
стали пешеходными С 29 июня 2015 года центральные бульвары между площадью Биржи/Берсплейн и площадью Брукер/Де Брукерплейн в рамках более широкой пешеходной программы центра Брюсселя ( Le Piétonnier ). Территория, занимающая 50 гектаров (120 акров), включает в себя большую часть исторического центра Малого кольца , например, Гран-Плас/Грот-Маркт , площадь Брукер и бульвар Анспах. [32] [33] [34]
Бульвары
[ редактировать ]Бульвар Мориса Лемонье
[ редактировать ]Ранее называвшийся бульваром Эно / Хенегувенлаан . [3] Бульвар Мориса Лемонье / Maurice Lemonnierlaan простирается от бульвара дю Миди / Zuidlaan до площади Fontainas/Fontainasplein . Прерванная на полпути площадью Аннессен/Аннессенплейн (бывшее место Старого рынка ), эта артерия характеризуется однородной чередой малоэтажных зданий по большей части, буржуазных жилищ с пристрастием к неоклассическому стилю, жилых домов и коммерческих зданий. такие здания, как дворец Миди. [6] [7] [35] В 1919 году городской совет распорядился переименовать бульвар в честь олдермена и патриота Мориса Лемонье (1860–1930), вернувшегося из длительного плена в Германии во время Первой мировой войны . [35] Некоторые примечательные здания на этом относительно хорошо сохранившемся участке включают Дворец Миди, Модельную школу (ныне начальная школа Чарльза Булса), бывшую муниципальную школу №. 13 (ныне Высшая школа Франсиско Феррера ) на площади Аннессенс, [35] а также старая ротонда Кастеллани (теперь превращенная в парковку). [36] [37]
- Миди-дворец на бульваре Морис Лемонье / Maurice Lemonnierlaan
- Площадь Аннессен/Аннессенплейн ( Франсуа Аннессен ) и Высшая школа Франсиско Феррера
Бульвар Анспах
[ редактировать ]Центральный по своему первоначальному названию и по расположению бульвар Анспах/Анспахлаан соединяет площадь Фонтенас с площадью Брукер. [20] В 1879 году он был переименован в честь Жюля Анспаха (1829–1879), бывшего мэра города Брюсселя, который инициировал эти работы. [1] Здесь сосредоточены самые значимые здания Центральных бульваров: бывшее здание Брюссельской фондовой биржи , [4] [5] крупные магазины и развлекательные заведения, а ранее рынки и универмаги ( Grand Bazar Anspach и Grands Magasins de la Bourse ). Большие здания, некоторые из которых имеют подпись французского промоутера Монье, соседствуют с отелями (Grand Hotel и Hotel Central), кафе , кинотеатрами, театрами и концертными залами ( Pathé Palace , кинотеатр [38] Биржевой театр и Ancienne Belgique ). Некоторые примечательные здания в этом разделе включают бывшую фондовую биржу на площади Биржи, а также галерею Анспах. [20]
- Бывшее здание Брюссельской фондовой биржи на Биржевой площади.
- Бульвар Анспах
- Галерея Анспах
- Бульвар Анспах
Бульвар Адольфа Макса
[ редактировать ]В отличие от других участков Центральных бульваров, бульвар Адольфа Макса/Адольфа Макслаана (бывший бульвар дю Нор / Нордлаан ) [3] не покрывает Сенну . Он дублируется бульваром Эмиля Жакмена / Эмиля Жакмэнлаана и соединяет площадь Брукера с бульваром Ботанический сад / Круидтуинлан , образуя Y-образный перекресток с бульваром Эмиля Жакмэна. [39] Для него характерны в среднем пятиэтажные здания, по большей части монументальные по виду. Дюжина из них принадлежит османовскому духу стиля Второй Империи . Другие, выполненные в неоклассическом стиле, отличаются украшением балконов, окон и фронтонов . [40] В 1919 году он был переименован в честь тогдашнего мэра города Брюсселя Адольфа Макса (1869–1939). Среди примечательных зданий на этом участке — Дом кошек , [41] вход в Северного прохода застекленный торговый ряд , [42] а также роскошный отель Le Plaza [43] и отель Атланта. [44]
- Отель Le Plaza на бульваре Адольфа Макса
Бульвар Эмиля Жакмена
[ редактировать ]Соединяя площадь Брукера с бульваром Ботанический сад и бульваром Анвер / Антверпселаан , бульвар Эмиля Жакмена образует западную ветвь развилки, которая отмечает северный конец Центральных бульваров. Роскошный в свое время бывший бульвар Сенн / Зеннелаан (поскольку он повторяет течение реки) [3] граничил с многоквартирными домами, коммерческими зданиями, роскошными отелями, таунхаусами и некоторыми буржуазными жилищами, которые сейчас в основном заменены офисами. Преобладают эклектичные стили с хорошим представлением Второй Империи. Функционализм и ар-деко также представлены некоторыми постройками, типичными для межвоенного периода . [45]
- Национальный театр Валлония-Брюссель на бульваре Эмиля Жакмена
См. также
[ редактировать ]- Список улиц Брюсселя
- Реконструкция Парижа Османом
- История Брюсселя
- Бельгия в долгом девятнадцатом веке
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Деми 1990 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Карта предложения Суйса. Городской архив Брюсселя : стр. 1.169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эггерикс 1997 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Эггерикс 1997 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б «Биржа – изобретение архитектурного наследия» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эггерикс 1997 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б «Дворец Миди – Опись архитектурного наследия» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Де Врис 2003 , с. 26.
- ^ Деми 1990 , с. 42.
- ^ Деми 1990 , с. 61.
- ^ Деми 2013 , с. 537.
- ^ Мардага 1989 , с. 39.
- ^ Делинь 2005 , с. 5.
- ^ Деми 2013 , с. 534.
- ^ Де Врис 2003 , с. 25.
- ^ Деми 2013 , с. 537–538.
- ^ Jump up to: а б Деми 2013 , с. 538.
- ^ Деми 2013 , с. 532–534.
- ^ Мардага 1989 , с. 39–41.
- ^ Jump up to: а б с Эггерикс 1997 , с. 26.
- ^ Деми 2013 , с. 544.
- ^ Деми 2013 , с. 550–553.
- ^ Деми 1990 , с. 66.
- ^ Деми 2013 , с. 555–556.
- ^ Деми 1990 , с. 67.
- ^ Деми 2013 , с. 543.
- ^ Мардага 1989 , с. 39–40.
- ^ Эггерикс 1997 , с. 19.
- ^ Деми 2013 , с. 541–542.
- ^ Деми 1990 , с. 68.
- ^ Деми 2013 , с. 542.
- ^ О'Салливан, Фергюс (7 января 2014 г.). «Самый перегруженный город Европы рассматривает возможность отказа от автомобилей» . Городская лаборатория . Атлантика . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Вермеерш, Лоран (6 февраля 2015 г.). «Центральные проспекты: два фонтана и две велосипедные стоянки» (на голландском языке). Брюссельские новости . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ «Проект. Пешеходная зона» . www.brussels.be . 28 февраля 2017 г. Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бульвар Мориса Лемонье – Опись архитектурного наследия» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ «Ротонда панорам» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Эггерикс 1997 , с. 23.
- ^ «Дворец Пате – изобретение архитектурного наследия» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Эггерикс 1997 , с. 32.
- ^ Эггерикс 1997 , с. 32–33.
- ^ «Hier не в den Kater en de Kat – Inventaire du patrimoine архитектурное» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ «Пассаж дю Нор – Опись архитектурного наследия» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ «Отель Плаза – Опись архитектурного наследия» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ «Отель Атланта – изобретение архитектурного наследия» . памятник.наследие.Брюссель (на французском языке) . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Эггерикс 1997 , с. 34.
Библиография
[ редактировать ]- Делинь, Хлоя (2005). Брюссель выходит из воды: отношения между городом и его водными путями от средневековья до наших дней (на французском языке). Брюссель: Музеи города Брюсселя. ISBN 978-2-9600373-1-9 .
- Деми, Тьерри (1990). Брюссель, хроника строящейся столицы (на французском языке). Полет. I: От арки Сенны до перекрестка Север-Юг. Брюссель: Пол Легрен/CFC. OCLC 44643865 .
- Деми, Тьерри (2013). Брюссель, от валов до бульваров (на французском языке). Брюссель: Бадо. ISBN 978-2-930609-02-7 .
- Де Врис, Андре (2003). Брюссель: культурная и литературная история . Оксфорд: Сигнальные книги. ISBN 978-1-902669-46-5 .
- Эггерикс, Лора (1997). Бульвары Центра . Брюссель, город искусства и истории (на французском языке). Полет. 20. Брюссель: Центр информации, документации и изучения наследия.
- Монументальное наследие Бельгии: Брюссель (PDF) (на французском языке). Полет. 1А: Пентагон нашей эры. Льеж: Пьер Мардага. 1989.