Жан Донно из Визе
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Жан Донно де Визе (1638 – 8 июля 1710) был французским журналистом, королевским историком («историографом короля»), драматургом и публицистом. Он был основателем литературной, художественной и общественной газеты «le Mercure galant » (основанной в 1672 году) и был связан с «современными» в « Ссоре древних и современников ».
Жизнь
[ редактировать ]Донно де Визе родился в Париже . Он был в числе недоброжелателей Мольера во время ссоры из-за пьесы Мольера « Школа жен » (1662, « Школа женщин »), обвиняя автора в непристойности и моральной распущенности. Но Донно де Визе со временем примирился с комическим драматургом и внес в актерский труппу Мольера свои собственные пьесы, начиная с «Мать-кокетка» (1665) и (после смерти Мольера) нескольких «машинных» пьес («pièces à Machines», т.е. пьес с тщательно продуманные специальные сценические эффекты), написанные в сотрудничестве с Томасом Корнелем — «Цирсе» (1675) и «Девинерес» (1679), которые были очень успешны в своих выступлениях в отеле Guénégaud .
Донно де Визе написал сборник рассказов: Nouvelles galantes et nationalaux (1669).
В 1672 году Донно де Визе основал « Mercure galant », газету об искусстве, театре и литературе, которая также включала галантные песни, светские новости и сплетни. Хотя это издание часто подвергалось критике со стороны авторов того периода (таких как Жан де Ла Брюйер ), в конечном итоге оно добилось финансового успеха и принесло (наряду с его пьесами и работой в качестве королевского историка) Донно де Визе хорошие доходы.
После его смерти в 1710 году «Меркурий галант» Донно де Визе стал бесспорным арбитром литературного вкуса и источником новостей о дворе и придворном обществе для подписчиков в провинции.
Работа
[ редактировать ]В 1664 году Донно де Визе выпустил разнородный литературный сборник под названием Les Diversités Gallantes (английский: Различные галантности). Он был опубликован Клодом Барбеном и первоначально состоял из: [ 1 ]
- Предисловие, посвященное Луи-Жозефу, герцогу Гизу , только что унаследовавшему его титул, и диалог, в котором обсуждаются его качества, объемом 16 страниц. [ 1 ]
- Повесть «Благородный аптекарь . Галантная и правдивая история» , объём 45 страниц. [ 1 ]
- Письмо с критикой недавней театральной постановки Мольера , объемом 15 страниц. [ 1 ]
- Комическая новелла, действие которой происходит в парижской гостинице, объемом 52 страницы. [ 1 ]
- Одноактная театральная пьеса из семи сцен «Месть маркиза» (англ. «Месть маркиза») объемом 40 страниц. [ 1 ]
Работа оказалась популярной и была дважды переиздана в 1664 году. Издание 1665 года добавило к работе две ранее опубликованные новеллы: L'Avanture d'hostellerie, ou les Deux конкуренты (англ.: Adventure at the Inn, или The Two Rivals ) и Le Mariage. de Belfegore, nouvelle facetieuse (англ. «Женитьба Бельфегора , озорная новелла»). Работа продолжала получать новые издания до 1670-х годов как во Франции, так и за рубежом. [ 1 ]
Эллисон Стедман резюмирует сюжет «Благородного аптекаря» , в котором основное внимание уделяется благородным главным героям Тиманте (мужчина) и Араминте (женщина). Тиманте регулярно посещает резиденцию своей подруги Араминте, и слуга провожает его в ее спальню. Там они обсуждают разные темы: Араминте бездельничает в постели, а посетитель сидит рядом. Присутствие слуг и других посетителей гарантирует, что они никогда не останутся одни. Однажды Тиманте входит и обнаруживает, что дом кажется пустым, но все же направляется к спальне Араминте. Он находит Араминте стоящей на коленях на кровати с обнаженной спиной. Она ждет, пока кто-нибудь поставит клизму , и шприц уже приготовлен. Тиманте импульсивно берет на себя роль аптекаря и проводит лечение. Затем он ускользает незамеченным. [ 1 ]
Араминте и ее сотрудники не могут объяснить, кто вошел в спальню. Слухи об аптекаре- призраке вскоре распространились по Парижу. Когда личность призрака раскрывается, Араминте унижается и запрещает Тиманте входить в ее дом. В серии посланий Тиманте пытается убедить ее пересмотреть свое решение. Он рационально утверждает, что его обращение с ней было актом галантности ( рыцарства ), оказавшим ей помощь в час нужды. С помощью картезианских аргументов Тиманте побеждает ее и женится на ней. Окружающее их общество озадачено правильно поставленной клизмой как основанием для брака. [ 1 ]
Стедман считает, что обстоятельства, окружающие эту работу, отражают издательские тенденции 17 века. Романные произведения разного объема и жанра обычно публиковались в составе книг, включающих произведения более чем одного жанра, включая рассказы о привидениях, сказки, аллегории, поэзию и т. д. Практически любой тип произведения мог быть опубликован вместе с романом. Но эти романы и повести редко изучаются в том контексте, в котором они первоначально появились, а зачастую вообще игнорируются. [ 1 ] То, что она называет «гибридным литературным произведением», хронологически следует длинным, ориентированным на действие романам предыдущей эпохи. И они оба предшествуют и отличаются от новой доминирующей литературной формы правления Людовика XIV : коротких психологически-реалистических новелл, воплощением которых является «Принцесса Клевская» (1678).
Ссылки
[ редактировать ]- Дэндри, Патрик, изд. Словарь французских букв: 17 век. Коллекция: Похотека. Париж: Файард, 1996.
- Харви, Пол и Дж. Э. Хезелтайн, ред. Оксфордский сборник французской литературы. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1959.
Источники
[ редактировать ]- Шувей, Кристоф (2020), писательский предприниматель 17 века. и век: Жан Донно де Визе, от Мольера до «Галантного Меркурия» , Classiques Garnier, ISBN 978-2406095705
- Стедман, Эллисон (2012), Художественная литература в стиле рококо во Франции, 1600–1715: крамольное легкомыслие , Rowman & Littlefield, ISBN 978-1611484366
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Жана Донно де Визе или о нем в Интернет-архиве
- Les Nouvelles Nouvelles Жана Донно де Визе (1663), критическое онлайн-издание .