Эрифил (трагедия)



«Эрифил» — трагедия Вольтера в пяти действиях . Он начал работать над ней в 1731 году, а завершил ее и исполнил в 1732 году. Неудачный успех сценической премьеры побудил Вольтера отменить печатную версию.
Действие
[ редактировать ]Вольтер черпал свой материал из Бэйля » «Исторического и критического словаря , а также из классического оригинала в « Библиотеке Псевдо-Аполлодора» . Действие происходит в храме Юпитера в Аргосе . Эрифила , замужем за царем и полководцем Амфиараем , тем не менее поддерживает отношения со своим соперником и врагом Гермогидом. Амфиарай становится жертвой заговора.
Алкмеон, которого Гермонгида назначил командиром, влюбляется в царицу. Дух его отца является ему в храме, требуя мести, и первосвященник доказывает Алкмеону, что он сын Амфиарая, которого долгое время считали мертвым. В борьбе с Гермонгидой Алкмеон случайно убивает свою мать. [ 1 ]
Состав и прием
[ редактировать ]Пьеса была написана с огромной скоростью, а Вольтер провел несколько месяцев в Руане, чтобы сосредоточиться на своей работе. [ 2 ] В июне 1731 года Вольтер заявил, что написал ее вместе с «Смертью Сезара» и «Историей Карла XII» всего за три месяца. [ 3 ] : 215 В сентябре того же года он почувствовал, что, несмотря на дальнейшую работу, пьеса еще не достойна ни публики, ни его самого. [ 3 ] : 236 Он продолжал интенсивно перерабатывать ее вплоть до первого исполнения. Многочисленные переделки сцены, в которой Алкмеон убивает свою мать, были призваны обеспечить эффект, которого добивался Вольтер, как и в других его сценах матереубийства (в Оресте и Семирамиде ); не для того, чтобы шокировать публику, а для того, чтобы вновь привнести во французскую трагедию элемент «террора», который, по мнению Вольтера, был утрачен из-за пристрастия к галантности на сцене. [ 4 ]
Переписка Вольтера в марте 1732 года с Монкрифом , секретарем графа де Клермона , указывает на то, что актеры « Комеди Франсез», возможно, неохотно исполняли пьесу: Вольтер хотел посвятить произведение Клермону и убеждал Монкрифа добиться того, чтобы его хозяин рекомендовал работа им, поэтому они знали, что она пользуется его покровительством. [ 3 ] : 262
Премьера пьесы состоялась в Комеди-Франсез 7 марта 1732 года. Вольтер вносил в нее изменения до начала мая. Последнее из двенадцати представлений состоялось 1 мая 1732 года. Критики, особенно в Mercure de France , были вялыми. Хотя кассовые сборы премьеры в размере 3970 ливров не указывают на то, что пьеса провалилась, она не оправдала собственных ожиданий Вольтера. [ 5 ] Появление призрака в пьесе, необычное для французской драмы, было одним из элементов, на который публика не очень хорошо отреагировала. [ 6 ] [ 7 ]
Печатные версии
[ редактировать ]Вольтер уже поручил напечатать произведение проверенному издателю, француженку Клоду-Франсуа Жоре из Руана, с которым ему пришлось поссориться два года спустя. Последние изменения и исправления были отправлены его другу Сидевиллю 8 мая, но уже на следующий день он снова написал, настаивая на прекращении печати и возвращении рукописи. [ 3 ] : 271–273 После этого он продолжал работать над ней еще много месяцев, одновременно работая над новыми проектами. [ 5 ] [ 3 ] : 376 но до конца жизни он отказывался публиковать пьесу, а заимствовал стихи из рукописи для своих более поздних трагедий «Меропа и Семирамида» . [ 8 ]
Последняя поездка Вольтера в Париж в 1778 году и постановка « Ирены» привели к печати неизвестным издателем заполненной ошибками сценической версии рукописи, которая сохранилась у актера Лекана . Эта версия легла в основу более позднего издания Келя . 1877 года Издание Молана основано на другой рукописной версии, принадлежавшей секретарю Вольтера Себастьяну Г. Лонгшану (1718–1793).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Никлаус: Эрифил, в: Dictionnaire Voltaire, Hachette Livre, 1994, стр.72.
- ^ Фредерик Хокинс (1888). Французская сцена в восемнадцатом веке . Яркие Медиа. п. 274. GGKEY:3BYQ94RB31R.
- ^ Jump up to: а б с д и Вольтер; Бешо (1830 г.). Работает . Лефевр-Фирмен-Дидо.
- ^ Лешевалье, Клэр (2011). «Вольтер и переписывание, или как изобразить сцену матереубийства» . Эльсинор : 101–116 . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ира О. Уэйд (08 декабря 2015 г.). Интеллектуальное развитие Вольтера . Издательство Принстонского университета. п. 189. ИСБН 978-1-4008-7782-9 .
- ^ Диджей Конахер (1991). Источники драматической теории: Том 2, от Вольтера до Гюго . Издательство Кембриджского университета. п. 113. ИСБН 978-0-521-32695-7 .
- ^ Франц, Пьер (2005). Вольтер и его призраки В: Драматургии тени . Ренн: Издательство Реннского университета. ISBN 9782753545946 . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Теодор Бестерман: Джентльмен и ученый (1742-1746), в: Вольтер, Винклер, Мюнхен, 1971, стр.228.