Семирамида (трагедия)

«Семирамида» (1746) — трагедия Вольтера в пяти действиях , впервые исполненная в 1748 году и опубликованная в 1749 году.
Действие
[ редактировать ]Акт 1
Сюжет очень похож на сюжет более ранней неудачной трагедии Вольтера « Эрифил» . [ 1 ] : 185 Действие происходит во дворе перед дворцом Семирамиды в Вавилоне , перед Висячими садами . Семирамида, отравившая своего мужа Нина, теперь управляет Вавилонской империей. Нин ранее отдал своего сына Ниния старцу Фрадату. Сын Арсака вырос в Скифии и возвращается в Вавилон через 15 лет после убийства. У гроба отца он слышит его голос, требующий мести. - Семирамиду уже несколько месяцев преследует призрак Нинуса.
Акт 2
Королева ненавидит Ассура — он, в свою очередь, хочет быть королем и править вместе с Аземой в качестве своей жены. Чтобы узнать волю богов, Семирамида получила оракул: вторая свадьба должна успокоить Нина в его могиле. В конфиденциальном разговоре она раскрывает Ассуру свое намерение разделить с ним королевское правление.
Акт 3
Семирамида видит, что боги привели к ней Арсака для нового брака, и решает выйти за него замуж вместо Ассура. Она объявляет о решении, принятом богами, охраняющими империю: Арсаче — новый монарх. Тень Нина поднимается из могилы и говорит Арсаку, что он будет править, но должен искупить злодеяния.
Акт 4
Великий жрец сообщает Арсаку, что он Ниний, сын Нина — Семирамида сама лишила жизни ее мужа, а Ассур дал яд. Документ, написанный умирающим, доказывает вину королевы. Арсаче показывает документ своей матери, которая затем признает себя виновной.
Акт 5
Ассур хочет уничтожить своего соперника Арсаче в мавзолее. Семирамида приходит спасти сына, но в драке получает от него смертельное ранение. Арсаче/Ниний невольно отомстил матери за смерть отца. Великий Жрец резюмирует: «Трепейте, цари на троне, и бойтесь правосудия богов». [ 2 ]
Спор с Кребийоном
[ редактировать ]Когда Вольтеру представилась возможность написать пьесу большого театра в память о рождении первого сына дофина в 1746 году, он выбрал явно неподходящую историю о древней царице Семирамиде . Тема правительницы, которая отравила своего мужа, влюбилась в собственного сына и в конце концов встретила свою смерть, не имела ожидаемого праздничного качества. Вольтер утверждал, что пьеса вернет французской трагедии ее классическую славу - стремление, достойное нового принца. В результате роды прошли неудачно, и юная дофина Мария Тереза умерла. [ 3 ] Таким образом, пьеса не была показана при дворе или в публичном театре, но Вольтер отправил копию Фридриху Великому в феврале 1747 года.
Семирамис стал центром ожесточенного спора между Вольтером и его старшим соперником Проспером Жолио де Кребийоном . Кребийон пользовался благосклонностью мадам де Помпадур , которая обеспечила ему должность королевского библиотекаря и назначила ему пенсию. Кребийон также был королевским цензором и ранее раздражал Вольтера, требуя изменений в «Храме дю Гоута» (1733 г.), а затем остановил выступления «Магомета» (1742 г.) и «Смерти Сезара» (1743 г.). [ 4 ] [ 1 ] : 82 Вольтер решил принять ответные меры, выбрав одну за другой классические темы для своих трагедий, которые Кребийон использовал ранее, чтобы продемонстрировать превосходство своей собственной обработки материала. Первая из этих пьес, «Семирамида» , была посвящена сюжету, который Кребийон использовал в своей одноименной трагедии 1717 года. [ 5 ] За этим он последовал с Орестом (1750 г.) и Римским сове (1752 г.). [ 6 ] [ 7 ]
Кребийон был рассержен выбором Вольтера Семирамиды . Сначала он потребовал от Вольтера ряда раздражающих изменений, а затем немедленно санкционировал публикацию пародии на пьесу - нередкую в то время - которая была показана в " Итальянской комедии" , а затем при дворе в Фонтенбло и которую Вольтер считал избранной. его высмеивают. [ 8 ] [ 9 ] : 71
Постановка пьесы стала еще одним полем битвы между последователями Кребийона и сторонниками Вольтера. Традиционно часть сцены в «Комеди Франсез» занимали джентльмены-зрители, и Кребийон поддерживал этот статус-кво. Однако Вольтер хотел грандиозных и роскошных декораций, и театральный эффект призрака был бы потерян, если бы рядом с местом его появления сидели зрители. Поэтому он настоял на том, чтобы очистить сцену. [ 10 ] [ 1 ] : 187–190
Критический прием
[ редактировать ]Впервые пьеса была поставлена при дворе Станислава Лещинского в Люневиле , но ее публичная премьера состоялась 29 августа 1748 года в Комеди-Франсез . Он стал одним из величайших сценических успехов Вольтера не только во Франции, но и за рубежом, поскольку его исполняли во многих европейских столицах. Санкт-Петербург был исключением: Екатерина Великая сочла тему убийства царицей своего мужа неприятной. Текст Вольтера лег в основу либретто Гаэтано Росси, использованного Джоаккино Россини для его оперы «Семирамида» . [ 11 ] Английский перевод пьесы был напечатан в 1760 году, а ее адаптации были поставлены в Королевском театре Друри-Лейн в 1776 году и Королевском театре Хеймаркет в 1794 году. [ 12 ]
Печатные издания
[ редактировать ]В 1749 году появилась версия пьесы, напечатанная Ламбертом, без имени автора. В том же году последовали еще три несанкционированные печати. Вольтер добавил трактат о древней и современной трагедии в качестве предисловия и приложения в честь погибших офицеров Войны за австрийское наследство .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сибуя, Наоки (2014). Традиция и современность: исследование трагедий Вольтера (доктор философии). Университет «Новая Сорбонна», Париж III . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Вольтер. Полное собрание сочинений 4. Театр – Том третий. Париж 1877 г., с. 479-567.
- ^ Джудит П. Зинсер (27 ноября 2007 г.). Эмили Дю Шатле: Отважный гений Просвещения . Издательская группа «Пингвин». п. 251. ИСБН 978-1-101-20184-8 .
- ^ Ян Дэвидсон (12 марта 2012 г.). Вольтер: Жизнь . Книги Пегаса. стр. 165–. ISBN 978-1-68177-039-0 .
- ^ Жан Франсуа Мармонтель (1807). Мемуары Мармонтеля, написанные им самим . Напечатано Абелем Киксоном для Brisban & Brannan, Нью-Йорк. п. 114.
- ^ Вольтер (1827). Полное собрание сочинений Вольтера: часть. Поэтические произведения . Ж. Дидо старший. п. 11.
- ^ Историческая галерея портретов и картин: или биографический обзор . Вернор, Худ и Шарп. 1808. с. 284.
- ^ Марвин А. Карлсон (1998). Вольтер и театр XVIII века . Издательская группа Гринвуд. стр. 73-4 . ISBN 978-0-313-30302-9 .
- ^ Зигфрид Детемпл: Семирамида, в: Вольтер: Произведения. Каталог к 300-летию со дня рождения. Райхерт, Висбаден, 1994 г.
- ^ Мэри Уолстонкрафт Шелли (1840). Вольтер, Руссо, Кондорсе, Мирабо, мадам Ролан, мадам де Сталь . Леа и Бланшар. п. 69.
- ^ Бегелли, Марко. «Джакомо Мейербер (1791-1864) Семирамида» . naxos.com . Наксос . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Бестерман, Теодор (1959). Исследования по Вольтеру и восемнадцатому веку (PDF) (том VIII изд.). Женева: Институт и музей Вольтера. стр. 103–104 . Проверено 3 ноября 2018 г.