Александр Харди
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2022 г. ) |
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Александр Арди (ок. 1570/1572 – 1632) был французским драматургом , одним из самых плодовитых всех времен. Он утверждал, что написал около шестисот пьес, но до наших дней дошло только тридцать четыре. [1]
Он родился в Париже и, по-видимому, большую часть своей жизни был связан с труппой актеров (« Comédiens du Roi »), возглавляемой актером по имени Вальеран Леконт , которому он ставил пьесы; Харди, возможно, гастролировал по провинциям и даже выступал с этой труппой (его участие в этой труппе засвидетельствовано с 1611 года, но, возможно, началось гораздо раньше). Труппа Валлерана Леконта давала выступления в Париже с 1598 по 1600 год в отеле «Бургонь» , а затем с 1606 по 1612 год. После смерти Валлерана труппу возглавил актёр Беллероз ( Пьер Ле Мессье ), и труппа получила эксклюзивные права на Hôtel de Bourgogne в 1629 году. Из-за своих сложных отношений с Беллерозом в 1627 году Харди начал писать для конкурирующей актерской труппы (« Vieux Comediens du Roi ») вокруг Клода Дешама , которая выступала в Театре дю Марэ .
Многочисленные заслуги Харди, похоже, так и не принесли ему ни богатства, ни даже покровителей. Его самым влиятельным другом был Исаак де Лаффема (ум. 1657), один из самых беспринципных агентов кардинала Ришелье , и он был в дружеских отношениях с поэтом Теофилем де Вио , который обращался к нему в некоторых стихах, помещенных во главе его Театра. (1632), и Тристан л'Эрмит испытывал к нему такое же восхищение. Пьесы Харди были написаны для сцены, а не для чтения; и в интересах компании было, чтобы они не были напечатаны и, таким образом, не попали в обыкновенные акции. [1] Харди писал быстро, часто адаптируя пьесы из французских, зарубежных и классических источников ( Овидий , Лукиан , Плутарх , Ксенофонт , Квинт Курций Руф , Иосиф Флавий , Мигель де Сервантес , Хорхе де Монтемайор , Боккаччо , Франсуа де Россе ).
В 1623 году Харди опубликовал « Les Chastes et Loyales Amours de Théagene et Chariclée» , трагикомедию за восемь «дней» или «драматические стихи», а в 1624 году он начал издание собрания своих произведений « Театр д'Александра Харди, Париж» , из которого было опубликовано пять томов (1624–1628): один в Руане, а остальные в Париже. [1]
Сохранившиеся пьесы Харди следующие:
Двенадцать трагедий:
- Дидона жертвует собой - самоубийство Дидоны
- Scédase ou l'Hospitalité violée - взято из Плутарха : двое молодых дворян из Спарты насилуют и убивают двух деревенских девушек, пока отец девочек отсутствует; их отец не может добиться справедливости и кончает жизнь самоубийством.
- Пантея
- Мелеагр
- La Mort d'Achille – смерть Ахилла
- Кориолан - история Кориолана
- Марианна
- La Mort de Daire - смерть Дария
- «Смерть Александра» — смерть Александра Македонского.
- Тимоклея или Справедливая месть
- Лукреция - взято из Лопе де Вега : женатый мужчина узнает, что его жена прелюбодействует от куртизанки своего любовника, и убивает свою жену и соперника, но сам погибает.
- Алкмеон или Женская месть – прелюбодеяние приводит к убийству.
Четыре пьесы, которые по-разному называются трагедиями или трагикомедиями:
- Прокрис, или Несчастная ревность - история Прокриды
- Альцеста или Верность
- Рави Ариадны — история Ариадны похищения Тесеем .
- Аристоклея
Десять трагикомедий::
- Арсакоме
- в розыске
- Фрегонда
- Элмир или Счастливое двоеженство
- «Жезиппа » из «Боккаччо» : молодой человек просит друга заменить его на брачном ложе.
- Фраарте - взято из перевода Джованни Баттисты Джиральди » « Сто превосходных новостей (Париж, 1583 г.)
- Корнели
- La Force du sang - взято из Мигеля де Сервантеса : девушку анонимно изнасиловал молодой дворянин в Толедо, и она рожает сына; семь лет спустя этого сына признает семья молодого дворянина, и пара поженилась.
- Фелисмен - взято из испанского источника.
- La Belle Egyptienne - взято из испанского источника.
Три «драматических стихотворения»:
- Целомудренная и верная любовь Феагены и Хариклеи — по мотивам древнегреческого романа Гелиодора Эмесского .
- Вознесение Прозерпины Плутоном — история Просперпины, похищенной Плутоном .
- Гигантомахия
Пять пасторалей :
- Альфея, или справедливость любви (считается лучшей из его пасторалей)
- Алсе
- Коринн
- Триумф любви
- Любовь победившая или отомщенная
Известны также названия еще двенадцати пьес Харди.
Согласно Британской энциклопедии одиннадцатому изданию (перефразируя), важность Харди в истории французского театра часто упускалась из виду. Вплоть до конца шестнадцатого века на популярной сцене Парижа доминировали средневековые фарсы и зрелища. Трагедия Этьена Жоделя и его последователей во французском стиле Возрождения была написана для ученых, и в 1628 году, когда работа Арди уже почти закончилась, а Жан Ротру и Жан Мэре были на пороге своей карьеры, очень мало литературных драм какого-либо другого автора, кроме Известно, что Робер Гарнье и Антуан де Монкрестьен были продюсерами. [1]
Харди воспитал народный вкус и сделал возможной драматическую деятельность семнадцатого века. У него был богатый практический опыт игры на сцене, и он соответствующим образом видоизменил трагедию. [1] сохраняя пять актов в стихах, но подавляя хор (за исключением его ранних пьес), ограничивая монологи (хотя монологи снова появляются в его более поздних пьесах) и обеспечивая действие и разнообразие, которых было отказано в лирической драме Возрождения. Он был популяризатором трагикомедии . Его трагедии близки сенеканской модели (хотя временами они перекликаются со средневековыми пьесами о морали ), но Харди не интересовали ренессансная или классическая теория драмы ( Аристотель , Гораций ), три единства (в пьесах Харди много мест и простираются за пределы 24 часов). или правила «bienséance» (в его пьесах открыто изображаются изнасилования и убийства и часто фигурируют неблагородные персонажи). Стихотворный стиль Харди иногда запутан и неуклюж, и он проявляет определенную любовь к редким или эрудированным словам (обе эти стилистические привычки были бы осуждены Франсуа де Малербом в тот же период); по этим причинам позже критики назвали Харди нечитаемым. [ нужна ссылка ] Невозможно узнать, насколько драматурги XVII века были обязаны ему в деталях, поскольку сохранилась лишь малая часть его произведений. [1] но в целом Харди можно приписать создание французского театра действий. Он умер в 1632 году от чумы .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
- Дэндри, Патрик, изд. Словарь французских букв: 17 век. Коллекция: Похотека. Париж: Файард, 1996.
- Шерер, Жак, изд. Театр 17 века. (Антология). Коллекция: Библиотека Плеяды. Париж: Галлимар, 1975.
Атрибуция:
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Харди, Александр ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 946. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в