Отель де Бургонь (театр)


Hôtel de Bourgogne — театр, построенный в 1548 году для первой авторизованной театральной труппы в Париже — Confrérie de la Passion. Он располагался на улице Моконсель (ныне улица Этьен Марсель во 2-м округе Парижа ), на участке, который был частью резиденции герцогов Бургундских (бывший Отель де Бургундия ). Самый важный французский театр до 1630-х годов, он продолжал использоваться до 1783 года. [ 1 ] после чего он был превращен в кожаный рынок и в конечном итоге полностью снесен.
Конфрери ставил фарс и светские драмы, но, не имея большого успеха, начал сдавать театр в аренду странствующим актерским труппам, в том числе итальянским труппам комедии дель арте , которые представили персонажей Арлекина и Панталоне , а также бурлеск. В 1628 году французская труппа «Комедиенс дю Руа» стала постоянной и исполняла многие классические произведения французского театра , в том числе «Андромаху» и «Федру» Жана Расина .
В 1680 году «Комедиенс дю Руа» переехали в Театр Генего , объединившись с французской труппой этого театра (потомками труппы Мольера и труппы Театра дю Марэ ), чтобы сформировать Комеди-Франсез . Труппа итальянских актеров Генего переехала в ныне незанятый Hôtel de Bourgogne и стала известна как Comedie-Italienne . Итальянская комедия постепенно начала ставить пьесы на французском языке, объединилась с Комической оперой Театра де ла Фуар в 1762 году и переехала в Зал Фавар в 1783 году, после чего театр в Hôtel de Bourgogne навсегда закрылся.
Братство страсти
[ редактировать ]В 1548 году общество Confrérie de la Passion («Братство Страстей»), потеряв прежнее театральное помещение в отеле Flandre, построило новый театр на территории Hôtel de Bourgogne , бывшей резиденции ( hôtel particulier ) герцогов Бургундских . [ 2 ] Считается, что театр был длинным и узким, 102 фута (31 м) на 42 фута (13 м), а глубина сцены - около 43 футов (13 м). Пол зала большую часть занимала яма, где стояли зрители. Сзади находился крутой ярус скамеек на основании около 10 футов (3,0 м). Коробок было два уровня: по семь с каждой стороны и пять сзади, всего 38 ящиков. [ 3 ]

В 1402 году Конфрери получило монополию на постановку религиозных мистерий . Возникли конкурирующие компании, представляющие сатиру и другие виды комедии, и, обнаружив, что эти группы привлекают более широкую аудиторию, чем их собственная, Конфрери в ответ добавили к своим религиозным мистериям комические сцены и бурлески. В конце концов эта смесь священного и мирского стала рассматриваться некоторыми как кощунственная. После завершения строительства нового театра Конфрери обратилось в парламент Парижа с просьбой разрешить начать представления. Хотя парламент принял в их пользу декрет от 17 ноября 1548 года, который запрещал всем другим группам ставить пьесы в Париже или его окрестностях, он также запрещал Конфрери представлять «Страсти» или любой другой священный предмет. [ 6 ]
Средневековые мистерии изначально разыгрывались на открытом воздухе и использовали «множественную обстановку» (называемую по-французски «decor simultané» ), в которой декорации, изображающие «особняки» или «дома», присутствовали одновременно по обе стороны от основного игрового пространства. Хотя традиция использования нескольких настроек не использовалась в Англии, она была адаптирована в Бургундии «в тесной и изогнутой версии в помещении, которая заставляла актеров декламировать за сценой». [ 3 ] Такой способ изложения сохранялся там до начала 17 века. [ 7 ]
К концу XVI века аудитория Конфрери для фарсов и светской драмы сократилась, и театр начали сдавать в аренду странствующим, французским и иностранным театральным труппам. [ 8 ] итальянская труппа «I Gelosi» . Известно, что в театре выступала [ 9 ] Аньян Сарат появился там еще в 1578 году, а английская компания Жана Тэя, как полагают, находилась в Бургундии двадцать лет спустя. [ 3 ]
Королевские комики
[ редактировать ]
Ранняя история
[ редактировать ]«Королевские комедии» Валлерана Ле Конте и Адриана Тальми появились в 1599 году. [ 12 ] Из-за частых проблем с деньгами группа Валлерана могла лишь время от времени появляться в отеле Hôtel de Bourgogne и часто гастролировала по провинции. Они были особенно связаны с творчеством Александра Арди . [ 13 ] Актер Беллероз присоединился к труппе Валлерана в 1610 году, но впоследствии (1619, 1620) выступал с другими труппами в провинции. [ 14 ] Актер Грос-Гийом присоединился к Валлерану в 1610 году и стал его содиректором в 1612 году. Впоследствии Грос-Гийом стал единственным режиссером. С 1615 года он тесно сотрудничал с актерами Готье-Гаргилем и Тюрлюпеном (также называемым Бельвилем). Это трио было выдающимися фарсерами на парижской сцене примерно до 1633 года. [ 15 ] Примерно с 1622 года Беллероз вернулся и стал важным членом труппы, сменив Грос-Гийома на посту директора после смерти последнего в 1634 году. Беллероз оставался на этой должности до 1647 года. [ 14 ]
Примерно с 1622 по 1629 год театр был разделен с конкурирующей труппой, которой покровительствовал принц Оранский . [ 16 ] Среди ее членов был трагик Монтдори . Монтдори ранее выступал с труппой Валлерана в 1612 году, а позже присоединился к Шарлю Ленуару в 1634 году, чтобы основать Театр дю Марэ . Выступления труппы принца Оранского в Бургундии приводили к конфликтам с «Комедиенс дю Руа», и последние иногда прибегали к выступлениям за пределами театра, не позволяя публике войти, чтобы увидеть своих конкурентов. [ 1 ] [ 12 ] [ 17 ] Актом королевского совета от 29 декабря 1629 года «Комедиенс дю Король» был установлен исключительно в Бургундии на три года. Труппа Мондори арендовала несколько теннисных кортов в Марэ, пока в 1634 году не обосновалась на своем последнем теннисном корте, Театре дю Марэ , на улице Вьей-дю-Тампл. [ 18 ]

Конкуренция с Марэ
[ редактировать ]После основания Мондори Театра дю Марэ острая конкуренция между двумя компаниями привела к тому, что Comédiens du Roi ввязались в дорогостоящие споры как со своим главным драматургом Жаном Ротру , так и с арендаторами Бургундии. Тем не менее, под руководством Беллероза труппа получила королевское покровительство и начала ставить пьесы, представленные в Марэ. Как и в Марэ, в Бургундии был театр высшего уровня — вторая сцена, приподнятая над главной платформой, которая иногда использовалась для боевых действий на небесах, хотя сцена в Бургундии могла быть съемной. [ 4 ] В 1647 году компания смогла отремонтировать Бургундский театр, взяв за образец отреставрированный театр Марэ. [ 1 ] [ 12 ] [ 17 ] Позже в том же году Беллероз продал свою долю в компании «за беспрецедентную сумму» своему зятю, актеру Флоридору , который покинул Марэ, чтобы стать ведущим актером в «Комедиенс де Руа». Флоридор также пригласил драматурга Пьера Корнеля , который предоставил труппе права на премьеру своих новых пьес. [ 14 ]
Конкуренция с Мольером
[ редактировать ]К 1649 году «Король комедий» стал настолько успешным, что их стали называть «великими комедийными актерами» в отличие от труппы Марэ, которую называли «маленькими комедийными актерами». [ 12 ] В 1658 году в число главных действующих лиц входили Флоридор, Вилье ( Клод Дешам ), Монфлери (Закари Жакоб) и Бошасто (Франсуа Шастле), а также их жены: Маргарита Балоре, Маргарита Беген , Жанна де ла Шапп и Мадлен де Пуже . Все актеры присутствовали на Лувре командном спектакле Мольера, данном в том году в после приезда его труппы в Париж из провинции. Они ясно осознавали, что Мольер представляет собой серьезный вызов их господству, которое еще больше возросло с упадком Марэ после 1653 года. Обеспокоенные будущим, труппа Бургундии быстро добавила двух новых актеров: Отроша (Ноэль Бретон) и Белроша. /Криспин ( Рэймонд Пуассон ). [ 19 ]
Конкуренция разгорелась из-за ссоры из-за «Школы жен» Мольера , поставленной в театре Пале-Рояль в 1662 году. Донно де Визе » « Зелинда (1663) была прежде всего литературной критикой пьесы Мольера, но Эдме Бурсо » «Портрет художника (1663) ) напал на моральный облик Мольера и намекнул, что Мольер совершил инцест с его недавним браком с Армандой Бежар . Ответом Мольера Донно де Визе была его «Критика школы женщин» (1663), но он отказался ответить тем же на неуважительную атаку Бурсо и вместо этого поставил «Версальский экспромт» (1663), пародию на актерские стили. из основных игроков Бургундии. [ 19 ]
Дальнейшее соревнование последовало в 1665 году, когда обе компании выпустили разные комедии с одним и тем же названием: «Кокетка Мать» : текст Мольера был написан Донно де Визе, а текст Бургундии - Филиппом Кино . Ни одна из пьес не имела большого успеха. В декабре Мольер поставил Жана Расина в Пале-Рояле «Александр великий и Порус» , а Бургундия отреагировала на это возрождением « аббата Клода Бойера Поруса, или генезиса Александра» . Хотя пьеса Расина явно была лучшей и шла хорошо, он по какой-то причине решил одобрить выступление «Королевских комедий» в Бургундии. Это вызвало серьезный раскол между Расином и Мольером, и премьера всех последующих пьес Расина состоялась в Королевской комедии. Последняя дуэль между двумя труппами произошла в 1670 году, когда Бургундия поставила « Беренис» Расина 21 ноября, а Мольера в Пале-Рояле — « Тите и Беренис» Пьера Корнеля 28 ноября. Обе пьесы поначалу имели большой успех, хотя со временем более популярной стала Расина. [ 19 ]
К концу 1671 года состав «Королевских комедий» существенно изменился. Вильерс ушел в отставку, а Флоридор, Монфлери и Бошасто умерли. Ушли также жены Монфлери и Вилье , а также мадемуазель Беллероз и барон. Новичками в труппе были Брекур (Гийом Маркуро) и его жена (Этьеннет Де Урлис), Шампмесле (Шарль Шевилье) и его жена ( Мари Десмарес ), Ла Флер (Франсуа Жювенон), жена Пуассона (Викторина Герен) и выдающийся трагический актриса мадемуазель Деннебо (Франсуаза Жакоб, дочь Монфлери). Эти новые члены труппы чувствовали себя менее конкурентоспособными по отношению к Мольеру, поскольку некоторые из них уже были его соратниками. [ 19 ]

После смерти Мольера в 1673 году, во время пасхальных каникул, четыре актера из труппы Мольера, Ла Торильер , барон ( Мишель Бойрон ) и Боваль и его жена ( Жанна Оливье-Бургиньон ), покинули эту труппу и присоединились к труппе в Бургундии. Борющаяся труппа из Марэ присоединилась к остаткам труппы Мольера и перебралась в Театр Генего . Семь лет спустя, в 1680 году, после смерти Ла Торильера, Людовик XIV приказал труппе Бургундии покинуть свой театр и присоединиться к труппе Генего, образовав Комеди-Франсез . [ 20 ]
Итальянская комедия
[ редактировать ]После слияния «Комедиенс дю Руа» и труппы «Генего» в 1680 году « Итальянская комедия» , которая делила «Генего» с труппой «Генего», переехала в ныне незанятый отель «Hôtel de Bourgogne». Они продолжали выступать там до 1697 года, когда поставили «La Fausse Prude» . Людовик XIV воспринял пьесу как сатирическую атаку на его любовницу мадам де Ментенон и приказал итальянцам вернуться в Италию. [ 21 ]
После смерти Людовика в 1715 году итальянцы были приглашены обратно во Францию регентом Филиппом II, герцогом Орлеанским , и выступали в Пале-Рояле с 18 мая 1716 года, пока не был отремонтирован Отель де Бургонь. Позже в том же году они вернулись в Бургундию и продолжали выступать там до 1762 года, когда труппа была объединена с Комической оперой Театра де ла Фуар . Объединенная труппа открылась в Бургундии 3 февраля 1762 года и продолжала выступать в театре до 4 апреля 1783 года, после чего переехала в новый зал Фавар. [ 21 ]
В 1784 году на месте Hôtel de Bourgogne появился кожаный рынок. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Форман 2010, с. 134 («Отель де Бургонь»).
- ^ Херви 1847, с. 61 .
- ^ Jump up to: а б с Хартнолл 1983, стр. 97–98 («Бургундия, Театр де l'Hôtel de»).
- ^ Jump up to: а б с Брокетт и Хильди 2008, с. 187.
- ^ Ланкастер 1966, с. 484.
- ^ Херви 1847, стр. 59–61 .
- ^ Хартнолл 1983, с. 566–567 («Множественная настройка»).
- ^ Рой 1995.
- ^ Дикий 1989, с. 100 («Итальянская комедия»).
- ^ Ховарт 1997, стр. 197–198.
- ^ Херви 1847, с. 65 .
- ^ Jump up to: а б с д Форман 2010, с. 83 («Королевские комедии»).
- ^ Форман 2010, с. 245 («Валлеран ле Конте»).
- ^ Jump up to: а б с Форман 2010, с. 47 («Беллероз»).
- ^ Форман 2010, с. 127 («Грос-Гийом»).
- ^ Форман 2010, с. 134 («Отель де Бургонь»); Пауэлл 2000, с. 15 . В источниках не уточняется, какой именно принц Оранский: принц Морис или принц Фредерик Генрих , или оба.
- ^ Jump up to: а б Форман 2010, с. 173 («Монтдори»).
- ^ Скотт 2000, с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Гейнс 2002, стр. 220–223 («Отель де Бургундия»).
- ^ Гейнс 2002, стр. 44, 47–48, 94; Кларк 1998, стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Дикий 1989, стр. 100–101.
- ^ Рынок кожи все еще использовался в 1847 году (Hervey 1847, стр. 61 ).
Библиография
[ редактировать ]- Банхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521434379 .
- Брокетт, Оскар Г.; Хильди, Франклин Дж. (2008). История театра , издание десятое. Бостон: Пирсон. ISBN 9780205511860 .
- Кларк, Ян (1998). Театр Генего в Париже (1673–1680). Том первый: Создание, проектирование и производство . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 9780773483927 .
- Дайеркауф-Хольсбур, С. Вильма (1968). Театр отеля де Бургундия. I. 1548–1635 гг . Париж: А.-Г. Низет. OCLC 542919 .
- Дейеркауф-Хольсбур, С. Вильма (1970). Театр отеля де Бургонь. II. Театр Королевской труппы, 1635–1680 . Париж: А.-Г. Низет. OCLC 542919 .
- Форман, Эдвард (2010). Исторический словарь французского театра . Лэнхэм: The Scarecrow Press. ISBN 9780810849396 .
- Гейнс, Джеймс Ф. (2002). Энциклопедия Мольера . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313312557 .
- Хартнолл, Филлис, редактор (1983). Оксфордский компаньон театра . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192115461 .
- Херви, Чарльз (1847). Театры Парижа , переработанное издание. Париж: Галиньяни. Лондон: Джон Митчелл. Посмотреть в Google Книгах .
- Ховарт, Уильям Д., изд. (1997). Французский театр в эпоху неоклассицизма 1550–1789 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-10087-8 (цифровая перепечатка, 2008 г.).
- Ланкастер, Генри Кэррингтон (1966). История французской драматической литературы семнадцатого века. Часть I: Доклассический период 1610–1634 гг . Нью-Йорк: Гордиан Пресс. ISBN 9780877520603 . OCLC 46954285 , 344580 . Первоначально опубликовано в 1929 году.
- Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции, 1600-1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198165996 .
- Рой, Дональд (1995). "Hôtel de Bourgogne" в Банэме, 1995 г., стр. 498–499.
- Скотт, Вирджиния (2000). Мольер: Театральная жизнь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521782814 .
- Уайлд, Николь ([1989]). Словарь парижских театров XIX века: театры и музыка . Париж: для любителей книг. ISBN 978-0-8288-2586-3 . ISBN 978-2-905053-80-0 (мягкая обложка). Просмотрите форматы и выпуски на WorldCat .
- Уайли, WL (1973). «Отель де Бургонь: еще один взгляд на первый общественный театр Франции», Исследования по филологии , том. 70, нет. 5, стр. 1–114. JSTOR 4173826 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Шоу проходят в Hôtel de Bourgogne и Hôtel Guénégaud на площадке CESAR .
- Мемуары Генри Кэррингтона Ланкастера о Маэлоте, Лоране и других декораторах Hôtel de Bourgogne и Comedie-Française в 17 веке (в HathiTrust), 1920 год.
48 ° 51'51 ″ с.ш. 2 ° 20'53 ″ в.д. / 48,86417 ° с.ш. 2,34806 ° в.д.