Монтдори


Монтдори , псевдоним Гийом де Жильбер (родился 13 марта 1594 года; умер между 17 ноября 1653 года и 14 ноября 1654 года), французский актёр-менеджер , признанный «самым могущественным трагиком своего времени». [2]
Рождение, семья и имя
[ редактировать ]Мондори родился в Тьере и крестился там, в приходе 13 Сен-Жен марта 1594 года. Его назвали в честь его отца, Гийома Досжилберта, [3] который был кутельером ( изготовителем столовых приборов ). [4] Написание имени Гийом часто стандартизировалось до Гийома, даже при его жизни. Тьерне на патуа Статья dos переводится на французский язык как des , а фамилия появляется в различных документах с буквой «z» вместо «s» и в виде одного или двух слов (например, «Dosgilbertz», «Desgilberts» или «des Gilberts»). . Семья владела недвижимостью в соседнем Эскоту , в деревне Ле-Жильбер (сегодня Ле-Жильбер). [5] Его матерью была Катрин Сандри, сестра Гильома Сандри, купца, который был его крестным отцом . [6]
Он взял псевдоним Монтдори в начале своей карьеры, и большинство его современников как актера, похоже, не знали о его настоящей фамилии и происхождении. [7] Дидо В «Общем словаре» 1861 года говорилось, что он родился в Орлеане , и его фамилия неизвестна. [8] Однако в 1867 году Огюст Жаль в своем критическом словаре сообщил о существовании записи о крещении от 9 октября 1633 года в приходе , Сен-Николя-де-Шан в Париже в которой жена Монтдори, Мари Бертелин, была крестной матерью и имя ее мужа указано как Гийом Жильбер, С. р от Мондори. [9] Авторы последовательно писали его псевдоним как Мондори или Мондори до 1925 года, когда Дж. Франсен обнаружил, что он сам подписал его как Мондори. [7]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Впервые он упоминается как актер 31 марта 1612 года под именем Жиллебер «по прозвищу Мондори» в акте объединения труппы, организованной Валлераном ле Конте . Монтдори было всего восемнадцать, и он еще не был полностью сформировавшимся актером, так как получал лишь половину прибыли. [10] Труппа выступала в Hôtel de Bourgogne в Париже и возобновила аренду там в мае 1612 года по контракту с Confrérie de la Passion, подписанному Валлераном ле Конте, в котором Мондори указан под именем Гиллебертц. [11] Их успех в Бургундии, где арендная плата была высокой, пошел на убыль, и труппа отправилась в тур по провинциям и в 1613 году оказалась в Голландии, где выступала перед принцем Оранским . Вполне вероятно, что Монтдори, а также актер Беллероз в это время были членами труппы. [12] Вскоре после этого Вальеран ле Конте умер. [13]
В 1622 году Монтдори был с Шарлем Ленуаром в труппе, поддерживаемой принцем Оранским, которая некоторое время выступала в Бургундии. Монтдори также выступал в Бургундии в январе 1624 года. [14] Монтдори покинул компанию принца Оранского, когда 14 апреля 1624 года он и актеры, Клод Юссон и Клод Дешам , среди прочих, подписали контракт на два года. [15] Позже в том же году они гастролировали по северной части Франции и Голландии со своей труппой и выступали в пьесах Александра Арди . [16] Карьера Монтдори с 1627 по 1630 год остается загадкой. [17]
Театр Марэ
[ редактировать ]В декабре 1629 года Королевский совет предоставил Королевской труппе эксклюзивную аренду Бургундии сроком на три года. [18] В январе или феврале 1630 года Мондори, который сейчас находился в Париже, присоединился к Ленуару и его труппе, чтобы исполнить Пьера Корнеля первую пьесу «Мелита » на теннисном корте Берто. [19] Постановка оказалась настолько успешной, что труппа смогла при поддержке кардинала Ришелье обосноваться в собственном театре, позже известном как Театр дю Марэ . [13] Незадолго до переезда в новый дом король Людовик XIII приказал Ленуару и его жене, прекрасной актрисе, игравшей в пьесах Жана Мэре , присоединиться к «Королевским игрокам» под руководством Беллерозы в отеле «Бургонь» . Вероятно, это было задумано королем как упрек Ришелье, который открыто выразил свое предпочтение игрокам Монтдори игрокам короля. [13] [20]
Труппа Монтдори переехала в свой новый театр в 1634 году. К концу того же года Монтдори представил Жана Мэре шедевр «Софонисбе» . Он с большим успехом исполнил роль Ирода в опере Тристана Л'Эрмита « Мариана» в 1636 году. [21] Вероятно, его самой известной ролью в Марэ была роль Дона Родрига в «Сиде» Корнеля в 1637 году. [2] [13] В августе того же года, выступая в роли Ирода в возрожденной версии «Марианы» с Ришелье в зале, Монтдори перенес то, что по-разному описывалось как паралич языка. [13] лопнувший кровеносный сосуд, [22] или апоплексический припадок. [23] Какова бы ни была причина, его стойкий паралич вынудил его уйти со сцены. [13] после чего Ришелье наградил его щедрой пенсией. [2]
Монтдори был «отличным бизнесменом, а также прекрасным актером старого декламационного стиля». [13]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]Мондори снова был в Париже в 1643 году, но затем вернулся в Тьер, где жил в безвестности. [24] Последний известный документ, подписанный им (в присутствии нотариуса в доме Мондори в Тьере), датирован 17 ноября 1653 года и записывает подарок в размере 6000 ливров своему зятю Жану де Федикту. [25] В другом документе Тьера от 14 ноября 1654 года записан подарок, сделанный вдовой Монтдори Мари Бертелин. [26] их дочери Екатерине. Таким образом, ученые пришли к выводу, что Монтдори, должно быть, умер между этими датами в Тьере. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коттье 1937, после стр. 222.
- ^ Jump up to: а б с Рой 1995.
- ^ Коттье 1937, с. 13 ( копия свидетельства о крещении ).
- ^ Монгредиен 1972, с. 131.
- ^ Коттье 1937, стр. 13–15.
- ^ Коттье 1937, с. 20,
- ^ Jump up to: а б Коттье, 1937, стр. 13–14.
- ^ Дж., 1861.
- ^ Январь 1867 г., с. 878 ; цитируется Коттье 1937, с. 14.
- ^ Уайли 1960, с. 100.
- ^ Уайли 1973, с. 9.
- ^ Уайли 1960, с. 101; Уайли 1973, с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хартнолл 1983, с. 558.
- ^ Уайли 1973, с. 10.
- ^ Уайли 1960, стр. 101–102; Коттье 1937, после с. 62 .
- ^ Уайли 1960, с. 102; Хартнолл 1983, с. 558.
- ^ Хоу 2006, с. 523.
- ^ Пауэлл 2000, с. 15.
- ^ Хартнолл 1983, с. 558 (без названия театра); Пауэлл 2000, с. 15; Гарро, «Корнель, Пьер», с. 554, в Хохманне, 1984 г. (дата указана как «начало 1630 г.»); Howe 2006, стр. 522–523, 541. Хоу говорит, что выступления проходили в январе или феврале, и предполагает, что Мелиту давали раньше, в октябре или ноябре 1629 года, в Бургундии Ле Нуаром и его труппой без Монтдори.
- ^ Ховарт 1997, стр. 103–104.
- ^ Уайли 1960, стр. 102–103.
- ^ Ховарт 1997, с. 6.
- ^ Ховарт 1997, с. 168.
- ^ Монгредьен 1972, с. 132.
- ^ Коттье 1937, с. 256; Дайеркауф-Хольсбур 1958, с. 10. Дата смерти 10 ноября 1653 года, указанная в анонимной статье в Британской энциклопедии (аноним, 1991), не соответствует этому документу.
- ^ Ее фамилия писалась по-разному: Бертелин (Jal 1867, стр. 878; Mongredien 1972, стр. 132), Бертеллин (Коттье 1937, стр. 257) или Бертелин (Deierkauf-Holsboer 1958, стр. 10).
- ^ Коттье 1937, стр. 256–257; Дайеркауф-Хольсбур 1958, с. 10.
Библиография
[ редактировать ]- Аноним (1991). «Монтдори», т. 8, с. 279, в Новой Британской энциклопедии , 15-е издание. Чикаго. Также в «Монтдори» , Британской энциклопедии онлайн.
- Коттье, Эли (1937). Оверньский актер Монтдори: ведущий и интерпретатор Корнеля . Клермон-Ферран. ОСЛК 25476165 .
- Дейеркауф-Хольсбур, С. Вильма (1958). Театр Марэ: II. Колыбель Оперы и Французской комедии, 1648–1673 гг . Париж: Библиотека Низе. ОСЛК 889201044 .
- Хартнолл, Филлис, редактор (1983). Оксфордский компаньон театра , четвертое издание. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192115461 .
- Хохман, Стэнли , редактор (1984). Энциклопедия мировой драмы МакГроу-Хилла (второе издание, 5 томов). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 9780070791695 .
- Ховарт, Уильям Х., редактор (1997). Французский театр в эпоху неоклассицизма 1550–1789 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (цифровая перепечатка 2008 г.: ISBN 9780521100878. )
- Хау, Алан (2006). «Корнелиус и его первые актеры», Revue d’Histoire Litéraire de la France , vol. 106, нет. 3 (июль – сентябрь 2006 г.), стр. 519–542. JSTOR 23013593 .
- Дж., А. (1861). «Мондори или Мондори» , т. 35, с. 963, в Новой общей биографии с древнейших времен до наших дней . Париж: Братья Фирмен Дидо. Скопируйте в Google Книги.
- Джал, Огюст (1867). «МОНДОРИ (Гийом-Жильбер, С. р de)» , стр. 878 в Критическом словаре биографии и истории: исправления и дополнения для всех исторических словарей, основанных на неопубликованных подлинных документах . Париж: Анри Плон. Копия в Галлике.
- Монгредьен, Жорж (1972). Биографический словарь французских актеров 17 века , второе издание. Париж: Национальный центр научных исследований. ISBN 9780785948421 .
- Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции, 1600-1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198165996 .
- Рой, Дональд (1995). «Монтдори», стр. 758–759, в Кембриджском путеводителе по театру , второе издание, под редакцией Мартина Бэнхэма. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521434379 .
- Уайли, WL (1960). Ранний публичный театр во Франции . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ОСЛК 331219 . Перепечатка Greenwood Press (1973): ISBN 9780837164496 .
- Уайли, WL (1973). «Отель де Бургонь: еще один взгляд на первый общественный театр Франции», Исследования по филологии , том. 70, нет. 5, стр. 1–114. JSTOR 4173826 .
- 1594 рождения
- 1653 смерти
- Французские бизнесмены 17 века
- Французские актеры-мужчины 17 века
- Актеры-менеджеры
- Бизнесмены из Парижа
- Смерти во Франции
- Французские эмигранты в Нидерландах
- Французские актеры-мужчины
- Французские театральные менеджеры и продюсеры
- Болото
- Актеры-мужчины из Оверни-Роны-Альп
- Актеры-мужчины из Парижа
- Люди из Тьера
- Псевдонимы