Jump to content

Монтдори

Предполагаемый портрет Мондори в образе Ирода в « » Тристана Л'Эрмита , Мариане 1636 год, с фронтисписа, выгравированного Абрахамом Боссе. [1]
Подпись на юридическом документе 1622 года

Монтдори , псевдоним Гийом де Жильбер (родился 13 марта 1594 года; умер между 17 ноября 1653 года и 14 ноября 1654 года), французский актёр-менеджер , признанный «самым могущественным трагиком своего времени». [2]

Рождение, семья и имя

[ редактировать ]

Мондори родился в Тьере и крестился там, в приходе 13 Сен-Жен марта 1594 года. Его назвали в честь его отца, Гийома Досжилберта, [3] который был кутельером ( изготовителем столовых приборов ). [4] Написание имени Гийом часто стандартизировалось до Гийома, даже при его жизни. Тьерне на патуа Статья dos переводится на французский язык как des , а фамилия появляется в различных документах с буквой «z» вместо «s» и в виде одного или двух слов (например, «Dosgilbertz», «Desgilberts» или «des Gilberts»). . Семья владела недвижимостью в соседнем Эскоту , в деревне Ле-Жильбер (сегодня Ле-Жильбер). [5] Его матерью была Катрин Сандри, сестра Гильома Сандри, купца, который был его крестным отцом . [6]

Он взял псевдоним Монтдори в начале своей карьеры, и большинство его современников как актера, похоже, не знали о его настоящей фамилии и происхождении. [7] Дидо В «Общем словаре» 1861 года говорилось, что он родился в Орлеане , и его фамилия неизвестна. [8] Однако в 1867 году Огюст Жаль в своем критическом словаре сообщил о существовании записи о крещении от 9 октября 1633 года в приходе , Сен-Николя-де-Шан в Париже в которой жена Монтдори, Мари Бертелин, была крестной матерью и имя ее мужа указано как Гийом Жильбер, С. р от Мондори. [9] Авторы последовательно писали его псевдоним как Мондори или Мондори до 1925 года, когда Дж. Франсен обнаружил, что он сам подписал его как Мондори. [7]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Впервые он упоминается как актер 31 марта 1612 года под именем Жиллебер «по прозвищу Мондори» в акте объединения труппы, организованной Валлераном ле Конте . Монтдори было всего восемнадцать, и он еще не был полностью сформировавшимся актером, так как получал лишь половину прибыли. [10] Труппа выступала в Hôtel de Bourgogne в Париже и возобновила аренду там в мае 1612 года по контракту с Confrérie de la Passion, подписанному Валлераном ле Конте, в котором Мондори указан под именем Гиллебертц. [11] Их успех в Бургундии, где арендная плата была высокой, пошел на убыль, и труппа отправилась в тур по провинциям и в 1613 году оказалась в Голландии, где выступала перед принцем Оранским . Вполне вероятно, что Монтдори, а также актер Беллероз в это время были членами труппы. [12] Вскоре после этого Вальеран ле Конте умер. [13]

В 1622 году Монтдори был с Шарлем Ленуаром в труппе, поддерживаемой принцем Оранским, которая некоторое время выступала в Бургундии. Монтдори также выступал в Бургундии в январе 1624 года. [14] Монтдори покинул компанию принца Оранского, когда 14 апреля 1624 года он и актеры, Клод Юссон и Клод Дешам , среди прочих, подписали контракт на два года. [15] Позже в том же году они гастролировали по северной части Франции и Голландии со своей труппой и выступали в пьесах Александра Арди . [16] Карьера Монтдори с 1627 по 1630 год остается загадкой. [17]

Театр Марэ

[ редактировать ]

В декабре 1629 года Королевский совет предоставил Королевской труппе эксклюзивную аренду Бургундии сроком на три года. [18] В январе или феврале 1630 года Мондори, который сейчас находился в Париже, присоединился к Ленуару и его труппе, чтобы исполнить Пьера Корнеля первую пьесу «Мелита » на теннисном корте Берто. [19] Постановка оказалась настолько успешной, что труппа смогла при поддержке кардинала Ришелье обосноваться в собственном театре, позже известном как Театр дю Марэ . [13] Незадолго до переезда в новый дом король Людовик XIII приказал Ленуару и его жене, прекрасной актрисе, игравшей в пьесах Жана Мэре , присоединиться к «Королевским игрокам» под руководством Беллерозы в отеле «Бургонь» . Вероятно, это было задумано королем как упрек Ришелье, который открыто выразил свое предпочтение игрокам Монтдори игрокам короля. [13] [20]

Труппа Монтдори переехала в свой новый театр в 1634 году. К концу того же года Монтдори представил Жана Мэре шедевр «Софонисбе» . Он с большим успехом исполнил роль Ирода в опере Тристана Л'Эрмита « Мариана» в 1636 году. [21] Вероятно, его самой известной ролью в Марэ была роль Дона Родрига в «Сиде» Корнеля в 1637 году. [2] [13] В августе того же года, выступая в роли Ирода в возрожденной версии «Марианы» с Ришелье в зале, Монтдори перенес то, что по-разному описывалось как паралич языка. [13] лопнувший кровеносный сосуд, [22] или апоплексический припадок. [23] Какова бы ни была причина, его стойкий паралич вынудил его уйти со сцены. [13] после чего Ришелье наградил его щедрой пенсией. [2]

Монтдори был «отличным бизнесменом, а также прекрасным актером старого декламационного стиля». [13]

Выход на пенсию и смерть

[ редактировать ]

Мондори снова был в Париже в 1643 году, но затем вернулся в Тьер, где жил в безвестности. [24] Последний известный документ, подписанный им (в присутствии нотариуса в доме Мондори в Тьере), датирован 17 ноября 1653 года и записывает подарок в размере 6000 ливров своему зятю Жану де Федикту. [25] В другом документе Тьера от 14 ноября 1654 года записан подарок, сделанный вдовой Монтдори Мари Бертелин. [26] их дочери Екатерине. Таким образом, ученые пришли к выводу, что Монтдори, должно быть, умер между этими датами в Тьере. [27]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Коттье 1937, после стр. 222.
  2. ^ Jump up to: а б с Рой 1995.
  3. ^ Коттье 1937, с. 13 ( копия свидетельства о крещении ).
  4. ^ Монгредиен 1972, с. 131.
  5. ^ Коттье 1937, стр. 13–15.
  6. ^ Коттье 1937, с. 20,
  7. ^ Jump up to: а б Коттье, 1937, стр. 13–14.
  8. ^ Дж., 1861.
  9. ^ Январь 1867 г., с. 878 ; цитируется Коттье 1937, с. 14.
  10. ^ Уайли 1960, с. 100.
  11. ^ Уайли 1973, с. 9.
  12. ^ Уайли 1960, с. 101; Уайли 1973, с. 9.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хартнолл 1983, с. 558.
  14. ^ Уайли 1973, с. 10.
  15. ^ Уайли 1960, стр. 101–102; Коттье 1937, после с. 62 .
  16. ^ Уайли 1960, с. 102; Хартнолл 1983, с. 558.
  17. ^ Хоу 2006, с. 523.
  18. ^ Пауэлл 2000, с. 15.
  19. ^ Хартнолл 1983, с. 558 (без названия театра); Пауэлл 2000, с. 15; Гарро, «Корнель, Пьер», с. 554, в Хохманне, 1984 г. (дата указана как «начало 1630 г.»); Howe 2006, стр. 522–523, 541. Хоу говорит, что выступления проходили в январе или феврале, и предполагает, что Мелиту давали раньше, в октябре или ноябре 1629 года, в Бургундии Ле Нуаром и его труппой без Монтдори.
  20. ^ Ховарт 1997, стр. 103–104.
  21. ^ Уайли 1960, стр. 102–103.
  22. ^ Ховарт 1997, с. 6.
  23. ^ Ховарт 1997, с. 168.
  24. ^ Монгредьен 1972, с. 132.
  25. ^ Коттье 1937, с. 256; Дайеркауф-Хольсбур 1958, с. 10. Дата смерти 10 ноября 1653 года, указанная в анонимной статье в Британской энциклопедии (аноним, 1991), не соответствует этому документу.
  26. ^ Ее фамилия писалась по-разному: Бертелин (Jal 1867, стр. 878; Mongredien 1972, стр. 132), Бертеллин (Коттье 1937, стр. 257) или Бертелин (Deierkauf-Holsboer 1958, стр. 10).
  27. ^ Коттье 1937, стр. 256–257; Дайеркауф-Хольсбур 1958, с. 10.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аноним (1991). «Монтдори», т. 8, с. 279, в Новой Британской энциклопедии , 15-е издание. Чикаго. Также в «Монтдори» , Британской энциклопедии онлайн.
  • Коттье, Эли (1937). Оверньский актер Монтдори: ведущий и интерпретатор Корнеля . Клермон-Ферран. ОСЛК   25476165 .
  • Дейеркауф-Хольсбур, С. Вильма (1958). Театр Марэ: II. Колыбель Оперы и Французской комедии, 1648–1673 гг . Париж: Библиотека Низе. ОСЛК   889201044 .
  • Хартнолл, Филлис, редактор (1983). Оксфордский компаньон театра , четвертое издание. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780192115461 .
  • Хохман, Стэнли , редактор (1984). Энциклопедия мировой драмы МакГроу-Хилла (второе издание, 5 томов). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN   9780070791695 .
  • Ховарт, Уильям Х., редактор (1997). Французский театр в эпоху неоклассицизма 1550–1789 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (цифровая перепечатка 2008 г.: ISBN   9780521100878. )
  • Хау, Алан (2006). «Корнелиус и его первые актеры», Revue d’Histoire Litéraire de la France , vol. 106, нет. 3 (июль – сентябрь 2006 г.), стр. 519–542. JSTOR   23013593 .
  • Дж., А. (1861). «Мондори или Мондори» , т. 35, с. 963, в Новой общей биографии с древнейших времен до наших дней . Париж: Братья Фирмен Дидо. Скопируйте в Google Книги.
  • Джал, Огюст (1867). «МОНДОРИ (Гийом-Жильбер, С. р de)» , стр. 878 в Критическом словаре биографии и истории: исправления и дополнения для всех исторических словарей, основанных на неопубликованных подлинных документах . Париж: Анри Плон. Копия в Галлике.
  • Монгредьен, Жорж (1972). Биографический словарь французских актеров 17 века , второе издание. Париж: Национальный центр научных исследований. ISBN   9780785948421 .
  • Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции, 1600-1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780198165996 .
  • Рой, Дональд (1995). «Монтдори», стр. 758–759, в Кембриджском путеводителе по театру , второе издание, под редакцией Мартина Бэнхэма. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9780521434379 .
  • Уайли, WL (1960). Ранний публичный театр во Франции . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ОСЛК   331219 . Перепечатка Greenwood Press (1973): ISBN   9780837164496 .
  • Уайли, WL (1973). «Отель де Бургонь: еще один взгляд на первый общественный театр Франции», Исследования по филологии , том. 70, нет. 5, стр. 1–114. JSTOR   4173826 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24b68318f07bae6652beced729a65bf6__1719062400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/f6/24b68318f07bae6652beced729a65bf6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Montdory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)