Устав 1814 года
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2022 г. ) |
Устав 1814 года | |
---|---|
![]() Устав 1814 года. | |
Оригинальное название | (на французском языке) Конституционная хартия от 4 июня 1814 г. |
Французская Хартия 1814 года была конституционным текстом, предоставленным королем Франции Людовиком XVIII вскоре после Реставрации Бурбонов в форме королевской хартии . потребовал Венский конгресс , чтобы Людовик принял ту или иную форму конституции, прежде чем он будет восстановлен.После отклонения предложенной конституции, сенаторской конституции , изложенной 6 апреля 1814 года временным правительством и консерватором («Консервативный сенат») , Луи Станислас Ксавье, граф Прованса, 4 июня 1814 года даровал другую конституционную хартию. После удовлетворения требований Венского конгресса граф Прованса был официально назван Людовиком XVIII, и монархия была восстановлена.
Хартия представляет собой текст компромисса, возможно, прощения, сохраняющий многочисленные приобретения Французской революции и Империи и одновременно восстанавливающий династию Бурбонов. Его название как «конституционная Хартия» служит свидетельством компромисса, термин «хартия» относится к Ancien Régime («старое правило»), а термин «конституционный» указывает на революционные намерения. Однако Хартия устанавливает ограниченную монархию, в отличие от конституционной монархии, реализующую режим, в котором доминирует сам король, объявляя его главой государства.
Характер устава
[ редактировать ]Хартия – это документ, определяющий обязанности субъектов французского государства (короля и двух палат).
В своих «Сувенирах 1814 года » Луи-Филипп утверждал, что Людовик XVIII рассматривал хартию не как новый основной закон Французского королевства (поскольку они все еще действовали и не могли быть изменены), а скорее как документ, устанавливающий замену Генеральные штаты и парламенты двумя палатами и определение новых обязанностей этих двух палат.
Редакционный комитет
[ редактировать ]18 мая 1814 года Людовик XVIII создал редакционную комиссию, назначив в нее двадцать два члена. Опасаясь Талейрана, он решил не включать его, хотя последний сыграл ключевую роль в конституции от 6 апреля.
В этой комиссии под председательством канцлера Дамбрея мы обнаружили:
- Три королевских комиссара: Монтескью , Ферран и Беньо ;
- Девять сенаторов : Барбе-Марбуа , Бартелеми , Буасси д'Англас , Фонтан , Гарнье , Пасторе , Юге де Семонвиль , Серюрье и Вимар;
- Девять членов « Законодательного корпуса »: Бланкар де Байёль, Шовен де Буа-Савари, Шабо-Латур, Клозель де Куссерг, Дюшен де Жильвуазен, Фаже де Бор, Фолькон, Лене и Перре-Дюамель.
22 мая комиссия провела свое первое заседание в Дамбре, которое длилось шесть дней. 26 мая комиссия предложила свой проект частному адвокату, который его одобрил.
Публичное право Франции
[ редактировать ]Первые двенадцать статей Хартии аналогичны «Биллю о правах». Они содержали такие меры, как декларация равенства перед законом, процессуальные права, религиозная терпимость, свобода печати, защита частной собственности и отмена воинской повинности. Эти принципы, вместе с сохранением Кодекса Наполеона , представляют собой некоторые из постоянных завоеваний Французской революции .
Тем не менее, концепция судебного контроля конституционности законодательства была неразвитой, и защищать эти права было обязанностью законодательной власти, а не судов. [1] [ нужна страница ] Свобода прессы, в частности, впоследствии была ограничена жесткими законами о цензуре прессы, которые считались нарушающими дух Хартии. [2] [ нужна страница ]
Более того, религиозная терпимость ограничивалась специальным положением, предусматривающим католическую церковь как официальную государственную религию .
Содержание Хартии
[ редактировать ]
- Гарантия прав личности, прав собственности, свободы печати и свободы выражения мнений, свободы вероисповедания (т.е. католицизм объявлен государственной религией)
- Воинская повинность отменена
- Продажа национальных товаров не оспаривается, лишь оставшиеся товары передаются бывшим эмигрантам.
- Король обладает исполнительной властью (право на мир и войну, союзы, назначение на профессиональные должности). Статья 14 дает королю право издавать законы посредством указов «для исполнения законов и безопасности государства». Он является главой армии. Людовик XVIII, «суверенный милостью Божией», инициирует законы и провозглашает их. Он назначает министров, которые подотчетны только ему, но могут быть привлечены к ответственности перед Палатой депутатов. Министры могут быть выбраны из числа членов двух палат.
- Законодательная власть разделена между королем, который единолично инициирует законы, и двумя палатами. Палата пэров, состоящая из дворян, назначается королем (пожизненно и по наследству), а Палата депутатов избирается выборочным голосованием (депутаты платят более 1000 франков прямых налогов, избиратели - более 300). , возобновляемый на одну пятую каждый год. Палата депутатов может быть распущена Королем. Палаты постепенно получают право обращения и возможность задавать вопросы правительству и тем самым ставить его в затруднительное положение, не обязательно приводя к его отставке.
- Судебная власть предоставлена судьям, назначаемым Королем, и является несменяемой; утвержден институт жюри. Все кодексы остаются в силе. Король сохраняет значительную судебную власть
- Прежнее дореволюционное дворянство восстанавливается в своих титулах, но императорское дворянство сохраняет свои титулы. Дворянство не дает «никаких освобождений от обязанностей и обязательств общества».
- Право избирательного права предоставляется мужчинам в возрасте не менее 30 лет, и на них взимается налог (300 французских франков прямых взносов), поскольку во время установления всеобщего избирательного права не было и речи, а электорат рассматривался как социальная функция. . [3] По требованию либералов принимается выборочное избирательное право. Его получают мужчины старше 40 лет, с которых взимается прямой налог в размере 1000 французских франков. В этих условиях политически активные граждане составляют 100 000 избирателей и 15 000 имеющих право голоса. [4]
- Административные структуры, созданные Революцией и Империей, в значительной степени сохраняются в рамках жесткой политики централизации власти (мэры, генеральные и окружные советники назначаются правительством или представителями государства).
Король и его министры
[ редактировать ]Согласно Хартии 1814 года король занимал центральное положение.
В Хартии провозглашалось, что король является главой государства и главой исполнительной власти: король назначал государственных чиновников, издавал постановления и постановления, необходимые «для исполнения законов и безопасности государства», командовал армией и флотом, объявлял войну, и заключили «договоры о мире, союзе и торговле» (статьи 13 и 14).
Кроме того, король имел большое влияние на законодательную власть, поскольку он обладал исключительным правом представлять законопроекты в парламент (статья 16), а также правом давать или отказывать в одобрении законов, принятых парламентом (статья 20). Король созвал и приостановил работу парламента и имел право распустить Палату депутатов и назначить новые выборы (статья 50). Король также назначал членов Палаты пэров (статья 27).

В судебной сфере король назначал судей (статья 57) и имел право помилования (статья 67).
Палаты
[ редактировать ]Подражая британской модели, Хартия 1814 года учредила двухпалатный законодательный орган, состоящий из Палаты депутатов и Палаты пэров .
Палата депутатов была избрана, но с высоким налоговым цензом. Выборы проходили в два этапа: избиратели выбирали членов коллегий выборщиков, которые, в свою очередь, избирали депутатов. Члены коллегий выборщиков должны были платить 300 франков в год прямых налогов (статья 40), а сами депутаты должны были платить прямой налог в размере 1000 франков в год. Поскольку налоги взимались главным образом с земельных богатств, это ограничивало Палату депутатов очень небольшим процентом самых богатых землевладельцев. Таким образом, представительная база французского парламента в соответствии с Хартией была намного уже, чем та, которая использовалась для выборов Генеральных штатов при старом режиме . [5] [ нужна страница ] Более того, председатели коллегий выборщиков назначались королем, что давало правительству возможность влиять на исход выборов. [5]
Палата пэров назначалась королем и могла состоять как из потомственных аристократов, так и из пожизненных пэров, удостоенных дворянства в знак признания государственной службы (статья 27). Число пэров было неограниченным, а это означало, что король мог в любое время увеличить их число. Помимо своей законодательной и совещательной роли, Палата пэров также выступала в качестве специального суда по рассмотрению дел об импичменте (статья 55) и по делам о «государственной измене и посягательствах на безопасность государства» (статья 33). В период наполеоновских ста дней действие Хартии было приостановлено только для того, чтобы вернуться в силу после отречения Наполеона в 1815 году. Все 29 пэров, назначенных в 1814 году, были отстранены от власти после отречения Наполеона за союз с ним. Новые коллеги были назначены в августе того же года, при этом большинство ранее отстраненных коллег были восстановлены в должности в последующие годы, хотя и в более низком ранге. [6]
Члены обеих палат пользовались определенными парламентскими привилегиями, включая иммунитет от ареста (статьи 34 и 52). Председатель (спикер) Палаты депутатов назначался королем из списка из пяти членов, представленного палатой (статья 43), а в Палате пэров председательствовал канцлер Франции, должностное лицо, назначаемое королем. (Статья 29).
Для принятия закона было необходимо согласие обеих палат. Не было никаких положений о совместных заседаниях или других конституционных средствах разрешения разногласий между палатами. Предлагаемые законы (законопроекты) могли быть инициированы королем в любой палате, за исключением законов о налогах, которые должны были быть инициированы в Палате депутатов (статья 17).
Конституционная, но не парламентская монархия.
[ редактировать ]Полномочия короля по большей части осуществлялись его министрами. Министры избирались королем. В статье 13 открыто говорилось, что «министры несут ответственность», но характер этой ответственности был двусмысленным, а ее степень ограничена. Статьи 55 и 56 ограничивали эту ответственность «актами измены и спекуляции ». Более того, ответственность могла быть обеспечена только путем импичмента — предъявления обвинения Палатой депутатов и суда Палаты пэров. Таким образом, Хартия не признавала принцип современного парламентского правления, а именно, что министры не только юридически, но и политически ответственны перед парламентом и что парламент может отстранять министров простым вотумом недоверия , без необходимости возбудить процедуру импичмента.
В этом отношении Хартия не отличалась от других конституционных документов своего времени (даже в Великобритании, где ответственность министров перед парламентом была установлена еще в XVIII веке, она оставалась на чисто условной основе). Таким образом, задачей либеральных элементов французской политики в эпоху Реставрации была разработка конвенции о парламентском правительстве, согласно которой: (i) король действовал бы только по совету своих министров, и (ii) министры, хотя формально назначаемые королем, будут выбираться из числа лидеров большинства в парламенте и должны будут уйти в отставку, если они потеряют доверие парламента. Из-за узкого избирательного права, доминирования реакционной партии Ультра и личного вмешательства короля эти соглашения не получили развития в период 1814–1830 годов. Таким образом, хотя монархия согласно Хартии была конституционной, она так и не превратилась в подлинно парламентскую систему правления. [2]
Статус и поправки
[ редактировать ]Хартия была представлена как подарок короля народу, а не как учредительный акт народа. Оно заканчивалось словами: «Дано в Париже, в благодатный 1814 год и девятнадцатого года нашего правления»; эта приверженность принципам «легитимизма» положила бы начало правления Людовика XVIII в июне 1795 года, после смерти Людовика XVII , младшего сына брата Людовика XVIII, Людовика XVI . Король и его преемники были обязаны принести присягу (статья 74) соблюдать Хартию. Хартия не содержала положений о будущих поправках. Согласно одному прочтению, это сделало Хартию поистине фундаментальным законом, обязательным для короля, палат и народа. Однако революция 1830 г. установила принцип, согласно которому Хартия, которая затем была переиздана в измененном виде, могла быть изменена, так же, как и обычный закон, совместным актом Короля и Палат.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торнхилл, Кристофер Дж. (2011). Социология конституций: конституции и государственная легитимность в социально-исторической перспективе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521116213 .
- ^ Jump up to: а б Коббан, Альфред (1961). История современной Франции . Том. 2. 1799-1945 гг. Книги Пеликана.
- ^ Тропер, Мишель и Фрэнсис Хамон (2008). Конституционное право . LGDJ
- ^ Карон, Жан-Клод (2002). Франция с 1815 по 1848 год . Арманд Колен. п. 9.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Питер (1958). Французские избирательные системы и выборы с 1789 года . Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 0566056968 .
- ^ «Пэры удалены из палаты 24 июля 1815 года королем Людовиком XVIII» . www.napoleon-series.org . Проверено 18 февраля 2021 г.