Система природы
Автор | Барон Д'Гольбах |
---|---|
Язык | Французский |
Издатель | Барон Д'Гольбах |
Дата публикации | 1770 |
Место публикации | Франция |
Система природы или законы (фр. морального и физического мира труд 1770 года Système de la Nature ou Des Loix du Monde Physique et du Monde Moral) — философский Поля-Анри Тири, барона д'Гольбаха .
Обзор
[ редактировать ]Первоначально работа была опубликована под именем Жана-Батиста де Мирабо , покойного члена Французской академии наук . Д'Гольбах написал и опубликовал эту книгу – возможно, при содействии Дени Дидро. [ 1 ] но при поддержке Жака-Андре Нежона – анонимно в 1770 году, описывающего Вселенную с точки зрения принципов философского материализма : разум отождествляется с мозгом , не существует «души» без живого тела, миром управляют строгие детерминистские законы, свобода воли — иллюзия, [ 2 ] не существует конечных причин , и все, что происходит, происходит потому, что оно неумолимо должно. Работа явно отрицает существование Бога , утверждая, что вера в высшее существо является продуктом страха, непонимания и антропоморфизма .
Хотя д'Гольбах сам не был учёным, он был научно грамотным и пытался развивать свою философию в соответствии с известными фактами природы и научными знаниями того времени, ссылаясь, например, на эксперименты Джона Нидэма как на доказательство того, что жизнь может существовать. развиваться автономно, без вмешательства божества . Он проводит критическое различие между мифологией как более или менее мягким способом донести законную мысль об обществе, природе и их силах до масс и теологии . Теология, которая, отделившись от мифологии, поднимает силу природы над самой природой и, таким образом, отчуждает их обоих (т. сила в человеческих делах, не имеющая аналогов. [ 3 ] Его принципы суммированы в более популярной форме в «Здравом смысле» Гольбаха, или «естественные идеи, противопоставляемые сверхъестественным идеям» . [ 4 ]
Критика
[ редактировать ]В свое время книга считалась чрезвычайно радикальной, и список людей, написавших опровержения этой работы, был длинным. Католический написал богослов Николя-Сильвестр Бержье опровержение под названием Examen du matérialisme («Исследуемый материализм»). Вольтер тоже схватился за перо, чтобы опровергнуть философию Системы в статье «Dieu» в своем «Философском словаре » , в то время как Фридрих Великий также составил на нее ответ. [ 4 ] Комментируя книгу, Фредерик заметил:
Когда кто-то выступает публично, ему следует учитывать деликатность суеверных ушей; он не должен никого шокировать; ему следует подождать, пока время не станет достаточно просвещенным, чтобы позволить ему думать вслух. [ 5 ]
Предполагается, что Фредерик был побужден написать критику «Системы природы», потому что книга содержала нападки не только на религию, но и на монархию. [ 5 ]
Признание и влияние
[ редактировать ]Друг Д'Гольбаха Дени Дидро с энтузиазмом поддержал книгу:
Что мне нравится, так это ясная, определенная и откровенная философия, такая, как у вас в « Системе Природы» . Автор не атеист на одной странице и деист на другой. Его философия едина. [ 6 ]
Перси Биши Шелли стал ярым атеистом после прочтения «Системы природы» и приступил к переводу книги на английский язык. [ 7 ] По мнению Уилла Дюранта , « Система природы» содержит наиболее полное описание материализма и атеизма за всю историю философии. [ 8 ]
В студенческие годы Гете с отвращением отреагировал на содержание книги: «Она казалась нам такой серой, такой киммерийской, такой трупной — такой, что мы с трудом переносили ее присутствие и содрогались перед ней, как перед призраком»; в старости он придерживался подобных взглядов: «Мы принадлежим законам природы, даже когда восстаем против них». [ 9 ]
По словам Вольтера, книга пользовалась большой популярностью среди населения, в том числе «ученых, невежественных людей и женщин». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Вирджил В. Топазио, «Предполагаемый вклад Дидро в произведения Д'Гольбаха», в публикациях Американской ассоциации современного языка , LXIX, 1, 1954, стр. 173-188.
- ^ Система природы Том. 1, глава XI «О системе свободы воли человека»: «Несмотря на необоснованные идеи, которые человек сформировал для себя на основе своей мнимой свободы воли; вопреки иллюзиям этого предполагаемого интимного чувства, которое, вопреки его опыту, , убеждает его, что он хозяин своей воли, - все его учреждения действительно основаны на необходимости: в этом, как и во многих других случаях, практика отбрасывает предположения».
- ^ Система природы , Гл. I. По сути, это сокращенная форма того, что также утверждается в предисловии Роберта Ричардсона, которое он представляет из своего перевода гл. Я.
- ^ Jump up to: а б Открытая библиотека (pdf на французском языке). Амстердам, 1772 г.
- ^ Jump up to: а б Уилл Дюрант (1965). История цивилизации, том 9: Эпоха Вольтера . Саймон и Шустер. п. 711.
- ^ Jump up to: а б Уилл Дюрант (1965). История цивилизации, том 9: Эпоха Вольтера . Саймон и Шустер. п. 700.
- ^ Уилл Дюрант (1965). История цивилизации, том 9: Эпоха Вольтера . Саймон и Шустер. п. 713.
- ^ Уилл Дюрант (1965). История цивилизации, том 9: Эпоха Вольтера . Саймон и Шустер. п. 710.
- ^ Уилл Дюрант (1965). История цивилизации, том 10: Руссо и революция . Саймон и Шустер. стр. 618–9.