Jump to content

Мечта Даламбера

Мечта Даламбера
Автор Дени Дидро
Оригинальное название Мечта Даламбера
Язык Французский
Дата публикации
1830
Место публикации Франция

«Сон Даламбера» (или «Сон Даламбера» , фр . Le Rêve de d’Alembert ) — ансамбль из трёх философских диалогов , написанных Дени Дидро в 1769 году. [ 1 ] который впервые анонимно появился в журнале Correspondance Litéraire, Philosophique et Critique в период с августа по ноябрь 1782 года, но не публиковался самостоятельно до 1830 года: [ 2 ]

  • Продолжение разговора Даламбера и Дидро (Сюита из беседы г-на Дидро и г-на Даламбера)
  • Мечта Даламбера
  • Продолжение предыдущего разговора

Дидро не дал названия ансамблю из трёх диалогов, но их традиционно называют по имени второго и самого длинного диалога — « Сон Даламбера» . [ 3 ]

«Сон Даламбера» был одним из любимых произведений Дидро и считался одним из самых важных его философских текстов. [ 4 ] В диалогах Дидро находится в зените развития материалистических теорий. Именно здесь он излагает свою теорию жизни и природы, указывая, что материя не постоянна, а, напротив, подвержена эволюции . Каждый существующий вид трансформируется и рождает новый вид.

Позже он создаст специальную версию для своей покровительницы Екатерины II Российской. [ 5 ] замена имен определенных персонажей.

Дидро завершил свою работу 1756 года «Об интерпретации природы» списком вопросов, которые остались нерешенными в его исследовании происхождения и природы органической жизни. В течение следующих пятнадцати лет он изучал новейшие медицинские знания, интересуясь работами Бюффона , Альбрехта фон Галлера и Жана-Батиста Робине , обсуждая медицину с врачами, с которыми он был связан через свое окружение, такими как Антуан Пети , Теодор Троншен и Теофиль де Бордо (который появится в диалогах как один из собеседников), прошедшие курс хирургии, и изучение анатомических моделей таких людей, как Мари Маргарита Биерон . [ 6 ] «Сон Даламбера» синтезирует знания, полученные за эти годы обучения, в текст, который предлагает предварительные ответы на вопросы, поднятые в его более ранних работах. [ 7 ]

Далее было высказано предположение, что на «Сон Даламбера» повлияло недавнее прочтение Дидро » Лукреция « De rerum natura , автор которого помогал Николя Лагранжу в его переводе этого произведения в 1768 году. [ 8 ] [ 9 ] Первоначально Дидро рассматривал древнюю обстановку с Левкиппом , Демокритом и Гиппократом в качестве собеседников, но в интересах правдоподобия выбрал современную обстановку. [ 10 ]

Текст циркулировал среди некоторых близких соратников Дидро на протяжении 1769 года. Слухи дошли до Жюли де Леспинасс и д'Аламбера , которые плохо относились к тому, чтобы их использовали в качестве главных героев бесед. По просьбе Даламбера Дидро уничтожил копии диалогов. [ 11 ] но по крайней мере один дополнительный экземпляр существовал во владении Фридриха Мельхиора, барона фон Гримма , редактора «Correspondance Litéraire» . [ 12 ] [ 13 ] (Высказывалось также предположение, что Дидро тайно сохранил копию у себя.) [ 14 ]

Преемник Гримма убедил Дидро разрешить распространение произведения в «Литературной переписке» в 1782 году, Жюли де л'Эспинасс умерла в 1776 году, а Даламбер в значительной степени ушел из общественной и общественной жизни. После смерти Дидро в 1784 году его дочь Мария Анжелика де Вандель отправила его документы Екатерине II в России в соответствии с соглашением, заключенным при жизни Дидро. На основе рукописной копии диалогов в этих бумагах начиная с 1830 года стали выпускаться печатные издания книги. После обнаружения альтернативной копии диалогов среди бумаг Марии Анжелики де Вандель после ее смерти было обнаружено, что копия, отправленная Екатерине II, была ошибочной копией предыдущей рукописи, написанной рукой Дидро. Эта превосходная рукопись, которая оставалась во владении де Вандель до ее смерти, использовалась в качестве основы для изданий диалогов с 1951 года. [ 15 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Первый диалог

[ редактировать ]
Жан ле Рон д'Аламбер

Диалог открывается дискуссией Дидро и Даламбера, в которой Дидро, отстаивая свою материалистическую позицию , [ 16 ] коммунист [ 17 ] взгляд на вселенную, утверждает свою веру в то, что ощущения не ограничиваются чувствующими существами, а, скорее, являются качеством всей материи. По мнению Дидро, ощущение подобно энергии. Энергия может существовать в потенциальном состоянии , например, когда объект находится в состоянии покоя, или в кинетическом состоянии , когда объект фактически приводится в движение. Точно так же, с точки зрения Дидро, ощущение может существовать в потенциальном состоянии (как у неживых субстанций) или в реальном состоянии (как у чувствующих существ). Дидро предлагает пример мрамора, который, как он утверждает, если его измельчить и добавить к почва может превращаться растениями в питательные вещества, которые, в свою очередь, могут потребляться людьми и, таким образом, становиться частью разумного тела, тем самым реализуя потенциал ощущений оригинального мрамора. Он также приводит пример молекул, из которых состоят половые клетки матери и отца Даламбера, которые затем становятся частью тела Даламбера. Дидро пользуется этим последним примером, чтобы высмеять идею предсуществующих микробов (представление о том, что половые клетки содержат все будущие поколения, вложенные друг в друга), защищая вместо этого идею эпигенез . [ 18 ]  

Дидро, побуждаемый вопросами Даламбера, продолжает объяснять свою материалистическую концепцию мышления и памяти. Он сравнивает человеческие органы с музыкальными инструментами, волокна которых подобны симпатическим струнам, вибрирующим в ответ друг на друга. Мысль вызывает вибрацию определенных волокон, а вибрация этих волокон может вызывать вибрацию других волокон. Это объяснение Дидро ассоциации идей. Память объясняется сравнением со струной, которая продолжает вибрировать даже после того, как другие струны перестали вибрировать. Таким образом, и ощущение, и мысль объясняются безотносительно вмешательства какой-либо нематериальной силы.

Диалог заканчивается, когда двое друзей достигают квартиры Даламбера и желают друг другу спокойной ночи.

Второй диалог

[ редактировать ]

Второй диалог происходит на следующее утро в квартире Даламбера, где за спящим Даламбером присматривает мадемуазель де л'Эспинасс. Она вызвала доктора Бордо и объяснила ему, что Даламбер вернулся прошлой ночью в возбужденном состоянии и что, когда он заснул, ему начали сниться сны, он разглагольствовал, не просыпаясь, о некоторых темах, которые обсуждались в разговор с Дидро.

Она записала то, что он сказал, пока он спал, а остальная часть диалога принимает форму разговора между Л'Эспинассом и Бордо, в котором она часто зачитывает из своих записей сомнилоквиу Даламбера , с редким вмешательством спящего. или разбудить Даламбера.

Первой рассматриваемой проблемой является проблема единства многоклеточных организмов. Как объединение множества крошечных живых клеток может создать существо с чувством индивидуальности, такое как человек? Традиционные объяснения относятся к душе, [ 19 ] но этот диалог пытается предложить материалистический подход. Между тремя собеседниками приводится пример скопления пчел на ветке, в котором стимуляция одной пчелы побуждает эту пчелу двигаться и стимулировать ее соседей, которые движутся по очереди, и так далее, так что скопление в целом реагирует на стимуляцию в любой его части. В этот момент, в стороне, спящий Даламбер выражает свою поддержку Джона Тербервилля Нидэма теории самопроизвольного зарождения : [ 20 ] что могло бы объяснить существование жизни без необходимости божественного вмешательства.

Л'Эспинасс, обращаясь к проблеме единства организма, предлагает аналогию с пауком в центре своей паутины. Точно так же, как паук реагирует на прикосновение к своей паутине, так и некоторая часть мозга может чувствовать и реагировать на стимуляцию в различных частях тела. Развивая идею тела как пучка нитей, Бордо описывает множество случаев телесных уродств, объясняя, что в каждом случае причиной уродства было физическое нарушение или повреждение части физической сети волокон тела. Он также ссылается на пациента, перенесшего трепанацию , функция мозга которого меняется в зависимости от того, оказывается ли на его мозг давление, подчеркивая физическую, материальную основу мыслей и действий.

После различных других отступлений и размышлений диалог заканчивается тем, что Л'Эспинасс приглашает Бордо на обед, предвкушая мизансцену финального диалога.

Третий диалог

[ редактировать ]

Диалог начинается с того, что мадемуазель де л'Эспинасс после обеда предлагает Бордо бокал малаги . Даламбера нет дома, он пошел поесть в другое место.

Л'Эспинасс спрашивает Бордо, что он думает о зоофилии . Бордо в ответ заявляет, что не следует порицать действия, которые доставляют удовольствие, но не причиняют вреда. Он считает мастурбацию здоровой, но осуждает целомудрие как вредное. Его позиция заключается в том, что нет оснований осуждать сексуальный акт, доставляющий удовольствие обеим сторонам, пока он не причиняет вреда, даже если участники принадлежат к разным биологическим видам. Его аргумент также предполагает, что в гомосексуальных действиях нет ничего плохого.

В заключение Бордо исследует возможность создания новых, полезных видов животных посредством межвидового секса и деторождения.

  1. ^ Варло, Жан. Введение к « Сну Даламбера » Дидро Дени. Полное собрание сочинений . Париж: Германн, 1975, вып. XVII, с. 25–66 (стр. 25–27).
  2. ^ Танкок, Леонард, «Введение в сон Даламбера ». В «Племяннике Рамо» и «Сне Даламбера» Дени Дидро. Хармондсворт; Нью-Йорк [и др.]: Пингвин, 1976 (стр. 136).
  3. ^ Дидро, Дени и Кола Дюфло. Сон Даламбера. Париж: Фламмарион, 2002 (с.185, №1).
  4. ^ Вулф, Чарльз Т. и Дж. Б. Шэнк, «Дени Дидро», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2019 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), URL = https://plato.stanford.edu/archives/sum2019 /записи/дидро/ .
  5. ^ БУРДЕН, Жан-Клод. 2003. «От сна Даламбера к элементам физиологии : научный дискурс и умозрительный дискурс во сне Даламбера ». Исследования «О Дидро» и «В энциклопедии» , вып. 34 (январь): 45–69.
  6. ^ Верньер, Поль. «Введение» в книгах Дени Дидро и Поля Верньера, Даламбера «Сон », «Интервью между Даламбером и Дидро» и «Продолжение интервью» . Общество современных французских текстов, Париж: М. Дидье, 1951 (стр. viii-x).
  7. ^ Танкок, Леонард, «Введение в сон Даламбера». В «Племяннике Рамо» и «Сне Даламбера» Дени Дидро. Хармондсворт; Нью-Йорк [и др.]: Penguin, 1976 (стр. 133–135).
  8. ^ Смит, Ян Х. «Le rêve de d'Alembert» и «De rerum natura». Журнал Ассоциации современного языка австралийских университетов ; 1 мая 1959 г.; 0, 10. С. 128-134.
  9. ^ Жиганде, Ален. «Лукреция во сне. Дидро, «Сон Даламбера» и « De Rerum Natura ». Обзор метафизики и морали , вып. 3 (2002): 427–39.
  10. ^ Верньер, Поль. «Введение» в книгах Дени Дидро и Поля Верньера, Даламбера «Сон », «Интервью между Даламбером и Дидро» и «Продолжение интервью» . Общество современных французских текстов, Париж: М. Дидье, 1951 (стр. xii).
  11. ^ Верньер, Поль. «Введение» в книгах Дени Дидро и Поля Верньера, Даламбера «Сон », «Интервью между Даламбером и Дидро» и «Продолжение интервью» . Общество современных французских текстов, Париж: М. Дидье, 1951 (стр. xvi).
  12. ^ Танкок, Леонард, «Введение в сон Д'Аламбера ». В «Племяннике Рамо» и «Сне Даламбера» Дени Дидро. Хармондсворт; Нью-Йорк [и др.]: Penguin, 1976 (стр. 135–136).
  13. ^ Верньер, Поль. «Введение» в книгах Дени Дидро и Поля Верньера, Даламбера «Сон », «Интервью между Даламбером и Дидро» и «Продолжение интервью» . Общество современных французских текстов, Париж: М. Дидье, 1951 (стр. XIX).
  14. ^ Варло, Жан. Введение к « Сну Даламбера » Дидро Дени. Полное собрание сочинений . Париж: Германн, 1975, вып. XVII, с. 25--66 (с. 27).
  15. ^ Танкок, Леонард, «Введение в сон Даламбера». В «Племяннике Рамо» и «Сне Даламбера» Дени Дидро. Хармондсворт; Нью-Йорк [и др.]: Penguin, 1976 (стр. 135–137).
  16. ^ Танкок, Леонард, «Введение в сон Даламбера». В «Племяннике Рамо» и «Сне Даламбера» Дени Дидро. Хармондсворт; Нью-Йорк [и др.]: Пингвин, 1976 (стр. 137).
  17. ^ Дюфлос, Колас. «Введение» Дени Дидро и Кола Дюфло, «Рев де д'Аламбер». Париж: Фламмарион, 2002 (стр.34).
  18. ^ Дидро, Дени и Леонард Танок. Племянник Рамо и сон Даламбера. Хармондсворт; Нью-Йорк [и др.]: Пингвин, 1976 (с. 235, № 4).
  19. ^ Дидро, Дени и Кола Дюфло. Сон Даламбера. Париж: Фламмарион, 2002 (с.195, №56).
  20. ^ Дидро, Дени и Леонард Танок. Племянник Рамо и сон Даламбера. Хармондсворт; Нью-Йорк [и др.]: Пингвин, 1976 (с. 235, № 10).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db01b54c17b07eb6c51929f5f94b7256__1722542220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/56/db01b54c17b07eb6c51929f5f94b7256.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
d'Alembert's Dream - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)